Все правила по русскому 5.

Определяем склонение существительного

Чтобы определить склонение существительного, нужно поставить его в И.п. (КТО? ЧТО?), ед.ч., определить род существительного, выделить окончание.

Если слово мужского или женского рода с окончанием –А, -Я - 1 склонение (1 скл).

Например , ПАПА (мужской род, окончание –А – 1 скл.); ЗЕМЛЯ (женский род, окончание –Я – 1 скл.)

Если слово мужского рода с нулевым окончанием или среднего рода с окончанием –О, -Е 2 склонение (2 скл).

Например , СТОЛ (мужской род, нулевое окончание – 2 скл.); ОКНО (средний род, окончание –О – 2 скл); ПОЛЕ (средний род, окончание –Е – 2 скл.)

Если слово женского рода с нулевым окончанием 3 склонение (3 скл).

Например , ТЕТРАДЬ (женский род, нулевое окончание – 3 скл.)

Определяем падеж О КОМ?

О ЧЁМ?

(говорить о)

о дерев е

о лис е

Определяем спряжение глагола

Чтобы определить спряжение глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму (начальная форма глагола отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?)

    обратить внимание, на что заканчивается глагол (2 последних суффикса слова: суффикс, состоящий из одной гласной + суффикс начальной формы –ТЬ-)

    Если глагол оканчивается на –И-ТЬ (кроме слов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ – это 1 спр ), то глагол относится ко II спряжению ( II спр) ;

- ко II спр относятся и 4 глагола на –А-ТЬ : ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ;

- ко II спр относятся и 7 глаголов на –Е-ТЬ : ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, СМОТРЕТЬ.

    если глагол оканчивается на –Е-ТЬ (кроме исключений II спр) , -А-ТЬ (кроме исключений II спр) , -О-ТЬ, -Ы-ТЬ, -Я-ТЬ, -У-ТЬ + 2 глагола-исключения из II спр (БРИТЬ, СТЕЛИТЬ), то глагол относится к I спряжению ( I спр)

Буквы Е, И в безударных окончаниях глаголов

Чтобы определить, какая буква (Е или И) пишется в безударном окончании глагола, нужно:

- поставить глагол в начальную форму (Н.ф.), которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

- обратить внимание на что заканчивается глагол (2 последних суффикса слова: суффикс, состоящий из одной гласной + суффикс начальной формы –ТЬ-)

- определить спряжение глагола

Если глагол I спр – в окончании пишется буква Е

Если глагол II спр – в окончании пишется буква И

Например , ЧИТА..М. Ставим в начальную форму. Что делать? – чит- а-ть – глагол на –А-ТЬ. Глаголы на –А-ТЬ относятся к I спр, а у глаголов I спр в безударном окончании пишется буква Е. Запись в тетради: чита е м – чит ать (I спр)

Например , (он) ДЫШ..Т. Ставим в начальную форму. Что делать? – дыш- а-ть – глагол на –А-ТЬ, но это глагол-исключение, относится ко II спр, а у глаголов II спр в безударном окончании пишется буква И. Запись в тетради: дыш и т – дыш ать (искл., II спр)

Буквы А(Я), У(Ю) в безударных окончаниях глаголов

3 лица (3л), множественного числа (мн. ч.)

Чтобы определить, какую гласную писать в безударном окончании глагола 3 л, мн.ч., нужно:

Поставить глагол в начальную форму, ед.ч.

Определить спряжение

Если глагол I спр, то в окончании глагола 3 л, мн.ч. пишем У(Ю)

Если глагол II спр, то в окончании глагола 3 л, мн.ч. пишем А(Я)

Например , (они) СТРО..Т. Ставим в Н.ф., ед.ч. – стро ить . Глагол оканчивается на –И-ТЬ. Глаголы, оканчивающиеся на –И-ТЬ, относятся ко II спр, а у глаголов II спр в 3 л, мн.ч. пишется А(Я). Запись в тетради: стро я т – стро ить (II спр)

Например , (они) БОР..ТСЯ. Ставим в Н.ф., ед.ч. – бор оть ся. Глагол оканчивается на –О-ТЬ. Глаголы, оканчивающиеся на –О-ТЬ, относятся к I спр, а у глаголов I спр в 3 л, мн.ч. пишется У(Ю). Запись в тетради: бор ю тся – бор оть ся (I спр)

Определяем лицо глагола

Чтобы определить лицо глагола, нужно подобрать к нему местоимение и по местоимению определить лицо.

ЛИЦО МЕСТОИМЕНИЙ

Например , ЧИТАЕШЬ. Подбираем местоимение к глаголу: ТЫ читаешь. Местоимение ТЫ – 2 лица, значит, глагол «читаешь» - 2 лица.

Например , ДУМАЕМ. Подбираем местоимение к глаголу: МЫ думаем. Местоимение МЫ – 1 лица, значит, глагол «думаем» - 1 лица.

Члены предложения

Главные:

- подлежащее (о ком или о чём идет речь в предложении, действующее лицо; чаще всего выражено сущ или местоимением только в И.п., отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

- сказуемое (обозначает действие, которое выполняет подлежащее, действующее лицо; чаще всего выражено глаголом, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? и т.д.)

Второстепенные:

- определение (обозначает признак предмета, чаще всего выражено прилагательным, отвечает на вопрос КАКОЙ?)

- дополнение (чаще всего выражено сущ, отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного): КОГО, ЧЕГО, КОМУ, ЧЕМУ, ЧТО (В.п.), КЕМ, ЧЕМ, О КОМ, О ЧЁМ)

- обстоятельство (отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?)

Ь на конце слов после шипящих

Пишется:

В Н.ф. глагола после шипящих (береч ь , стрич ь и др.)

В сущ. ж.р. 3 скл., оканчивающихся на шипящий (доч ь , брош ь и др.)

В гл. 2 л., ед ч (пишеш ь , сидиш ь , смеёш ь ся и др.)

Не пишется:

В сущ. м.р., оканчивающихся на шипящий (вра ч , мя ч и др.)

В кратких прилагательных на шипящий (могу ч , дрему ч и др.)

В сущ. Р.п. мн ч ((много) ту ч , лу ж , кры ш и т.д.)

Буквы Е, И в безударных падежных окончаниях существительных

Чтобы определить, какую букву писать в безударном падежном окончании существительного, нужно:

    Определить падеж и склонение существительного

    По таблице, которую нужно знать наизусть , определить, какую букву пишем в окончании

    В существительных на –ЦИЯ (н-р, лек ция И .

    В существительных на –ИЕ (н-р, предложен ие И .

В существительных на –ИЯ (н-р, гарант ия ) в Р.п., Д.п., П.п. в безударном окончании пишется И .

В существительных на –ИЙ (н-р, планетар ий ) в П.п. в безударном окончании пишется И .

Например ,

деревня

(1 скл)

площадь

(3 скл)

на ция

положен ие

ваканс ия

лектор ий

Р.п.

деревн и

площад и

наци и

ваканси и

Д.п.

деревн е

площад и

наци и

ваканси и

П.п.

о деревн е

о площад и

о наци и

о положени и

о ваканси и

о лектори и

С 5-го класса требования к знаниям резко возрастают. Отрывочными разрозненными знаниями не обойтись. Нужна система представлений о языке, его уровнях и единицах. Знания нужно уметь применять, например в разборах. Поэтому здесь вся теория школьного курса изложена последовательно, по главам. В конце каждой главы тест. Ответы узнаешь сразу! Согласись, это очень удобно. И важно. Важно узнать про ошибку сразу, как только она допущена и не закрепилась в сознании в качестве твоего личного "правильного" варианта.
Главы читай по параграфам. Итоговый тест в конце каждой главы посложнее, чем тест в разделе Проба сил . Если что-то не запомнилось, не беда: вернитесь к тексту ещё раз.

Вопросы в тестах - моя особая гордость, потому что они не простые, а обучающие. Они учат думать, не сбиваться, если увидел непривычную формулировку, хорошо ориентироваться, замечать подсказки, использовать логику. Тесты выполняются очень быстро, всего за несколько минут. Но поверь, это отличный метод закрепления только что прочитанного материала.

Есть у нашего теоретического раздела и ещё одно новшество. Мы намеренно отказались от скучных таблиц и схем. Наш художник закодировал в цветных иллюстрациях всю важную информацию. Работают и цвет, и форма изображений. В иллюстрациях нет случайностей: они информативны, в них заложена система знаний. Кто захочет отнестись к ним с вниманием и интересом, существенно облегчит себе и понимание, и запоминание материала. Для повторения уже не придётся перечитывать параграфы. Посмотришь на картинку и вспомнишь то, что нужно. Слова - это только слова. А когда учишься, лучше подключать все каналы получения информации. Мы проверили наши грамматические картинки на знакомых ребятах. Сработало, да ещё как! Надеемся, и ты оценишь то, как на этом сайте преподаётся лингвистическая теория.
Авторы раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В., Кутырев А. Ю.

  • Глава 1. Уровни и единицы языка. Общие понятия, без которых не обойтись

    §1. Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Транскрипция. Фонетика
    §2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
    §3. Состав слова. Морфемика
    §4. Производство слов. Словообразование
    §5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
    §6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
    §7. Уровни языка и языковые единицы
    §8. Слово как единица изучения разных языковедческих дисциплин: фонетики, лексикологии, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 2. Фонетика

    §1. Звук
    §2. Транскрипция
    §3. Гласные и согласные звуки
    §4. Способ образования согласных
    §5. Звонкие и глухие согласные
    §6. Твёрдые и мягкие согласные
    §7. Обозначение мягкости согласных на письме
    §8. Место образования согласных
    §9. Позиционные изменения звуков
    1. Сильные - слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
    2. Сильные - слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
    §10. Буквы и звуки
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 3. Лексика

    §1. Значение слова
    1. Однозначные - многозначные слова
    2. Прямое - переносное значение слова
    3. Отношения между словами на основе их значения
    §2. Фразеология
    §3. Происхождение слов
    §4. Употребительность слов.
    §5. Стилистические пласты лексики
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 4. Морфемика

    §1. Морфема
    §2. Виды словообразовательных морфем
    §3. Виды формообразующих морфем
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 5. Словообразование

    §1. Что такое словообразование
    §2. Производная и производящая основы
    §3. Средства словообразования
    §4. Способы словообразования
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 6. Морфология. Части речи

    §1. На чём строится классификация слов по частям речи?
    §2. Части речи
    §3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?
    §4. Служебные - самостоятельные части речи
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 7. Морфология. Имя существительное

    §1. Общая характеристика имени существительного
    §2. Морфологические признаки существительных
    §3. Нарицательные - собственные имена существительные
    §4. Одушевлённость - неодушевлённость
    §5. Род
    §6. Склонение
    §7. Число
    §8. Падеж
    §9. Синтаксическая роль существительных в предложении
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 8. Морфология. Имя прилагательное

    §1. Общая характеристика имени прилагательного
    §2. Морфологические признаки прилагательных
    §3. Разряды прилагательных по значению
    §4. Полная и краткая формы качественных прилагательных
    §5. Степени сравнения
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 9. Морфология. Имя числительное

    §1. Общая характеристика имени числительного
    §2. Разряд по значению
    §3. Структура числительных
    §4. Количественные числительные. Морфологические особенности
    §5. Порядковые числительные. Морфологические особенности
    §6. Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными
    §7. Синтаксическая роль в предложении
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 10. Морфология. Местоимения

    §1. Общая характеристика местоимения как части речи
    §2. Разряды по значению
    §3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами
    1. Местоимения, соотносимые с существительными
    2. Местоимения, соотносимые с прилагательными
    3. Местоимения, соотносимые с числительными
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 11. Морфология. Глагол

    §1. Общая характеристика глагола как части речи
    §2. Виды глагола
    §3. Переходность
    §4. Возвратность
    §5. Спряжение
    §6. Наклонение
    §7. Время
    §8. Лицо
    §9. Род
    §10. Число
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 12. Морфология. Причастие

    §1. Что чем считать?
    §2. Общая характеристика причастия
    §3. Формы причастий
    §4. Полная - краткая форма страдательных причастий.
    §5. Образование причастий
    §6. Причастия - не причастия: отглагольные прилагательные
    §7. Причастный оборот
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 13. Морфология. Деепричастие

  • Глава 14. Морфология. Наречие

    §1. Общая характеристика наречия
    §2. Разряды по значению
    §3. Качественные наречия. Степени сравнения
    §4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 15. Морфология. Категория состояния

  • Глава 16. Морфология. Предлог

    §1. Общая характеристика предлогов
    §2. Образование предлогов. Непроизводные - производные предлоги
    §3. Структура предлогов. Простые - составные предлоги
    §4. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 17. Морфология. Союз

    §1. Общая характеристика союзов
    §2. Образование союзов. Непроизводные - производные союзы
    §3. Структура союзов. Простые - составные союзы
    §4. Функция (роль) союзов: сочинительные - подчинительные союзы
    §5. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 18. Морфология. Частица

    §1. Общая характеристика частиц
    §2. Формообразующие и смысловые частицы
    §3. Смысловые частицы. Разряды по значению
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 19. Морфология. Междометие

    §1. Общая характеристика междометий
    §2. Образование междометий
    §3. Разряды по значению
    §4. Синтаксическая роль междометий
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 20. Синтаксис. Предмет и единицы синтаксиса

    §1. Предмет синтаксиса
    §2. Единицы синтаксиса
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 21. Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании

    §1. Словосочетание. Типы словосочетаний. Схемы словосочетаний
    §2. Синтаксические связи слов: согласование, управление, примыкание
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 22. Синтаксис. Предложение

    §1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания
    §2. Классификации предложений
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 23. Синтаксис. Простое предложение. Структура простого предложения

    §1. Структура простого предложения
    §2. Двусоставные-односоставные предложения
    §3. Распространённые-нераспространённые предложения
    §4. Полные-неполные предложения
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 24. Синтаксис. Главные члены предложения в двусоставном предложении

    §1. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое
    Подлежащее
    Чем выражено подлежащее
    Сказуемое
    Простое и составное сказуемое
    Составное глагольное сказуемое
    Составное именное сказуемое
    Именная часть составного именного сказуемого
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 25. Синтаксис. Второстепенные члены предложения

    §1. Общие понятия
    §2. Дополнение
    §3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
    §4. Обстоятельство
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 26. Синтаксис. Односоставные предложения

    §1. Общие данные
    §2. Односоставные предложения с главным членом - подлежащим
    Назывные предложения
    §3. Односоставные предложения с главным членом - сказуемым
    Определённо-личные предложения
    Неопределённо-личные предложения
    Обобщённо-личные предложения
    Безличные предложения
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 27. Синтаксис. Неполные предложения

    Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений
    Проба сил. Итоговый тест

  • Глава 28. Синтаксис. Осложнённые простые предложения. Общие понятия. Виды осложнений

    §1. Однородные члены предложения
    §2. Обособление
    §3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
    §4. Обращение
    Проба сил. Итоговый тест

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.
В заключительном разделе - Приложения - вы найдёте памятки-руководства (как, например, выполнить работу над ошибками, как подготовиться к изложению и сочинению и др.), перечень основных орфограмм и перечень основных пунктуационных правил, другие полезные практические сведения.

Справочник содержит полный курс русского языка для средней школы. В нём в наглядной форме - в таблицах, схемах, памятках - представлены основные разделы русского языка: фонетика, графика и орфоэпия; морфемика (состав слова и словообразование); лексика и фразеология; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация.

В частности, в разделе "Морфология" подробно рассматриваются все части речи - самостоятельные и служебные, в разделе "Синтаксис" - простые и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные) предложения, а также предложения с прямой речью. Все определения и правила иллюстрируются многочисленными примерами, взятыми из художественных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика. Графика. Орфоэпия 8
Состав слова и словообразование 18
Лексика и фразеология 26
Морфология 34
Самостоятельные части речи 37
Имя существительное 37
Имя прилагательное 50
Имя числительное 58
Местоимение 68
Глагол 79
Причастие 90
Деепричастие 95
Наречие 97
Служебные части речи 100
Предлог 100
Союз 104
Частица 109
Орфография 112
Перечень основных орфограмм, изучаемых в 5-9-м классах 113
Синтаксис 154
Предложение 154
Простое предложение 155
Сложное предложение 171
Сложносочинённые предложения 172
Сложноподчинённые предложения 173
Сложные бессоюзные предложения 177
Пунктуация 180
Перечень основных пунктуационных правил, изучаемых в 5-9-м классах 181
Приложения 201
Приложение 1. Памятки-руководства 201
Приложение 2. Условные обозначения 206
Приложение 3. Перечень основных орфограмм 207
Приложение 4. Перечень основных пунктуационных правил 211
Приложение 5. Виды разбора 212
Литература 220

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник по русскому языку, 5-9 класс, Стронская И.М., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 5-11 класс, Справочные материалы, Хлебинская Г.Ф., 2011
  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014

1.Безударная гласная в корне .

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на неё падало ударение.

Го ра – го ры

Бо ролся - бо рется

Неприми римый – ми р

2.Чередование гласных в корне .

    1. В корнях гор - гар под ударением пишется буква А, без ударения – О (зага р – заго релый)

      В корне зор – зар, под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – А (за рево, за рница, оза рять, зо рька)

      В корне клон – клан под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – О (скло ниться, кла няться, покло н, накло ниться)

      В корнях кос – кас пишется буква А, если после корня есть суффикс А, если нет этого суффикса, то пишется буква О. (ка сание, прико снулся)

      В корнях лаг – лож перед Г пишется А, перед Ж пишется О (предла гать, предло жить)

      В корнях раст – рос перед СТ, Щ пишется буква А. если нет СТ,Щ пишется буква О (ра стет, поро сль) Исключения: росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

      В корнях Бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер- тир, блест – блист, жег – жиг, стел –стил пишется буква А, если после корня есть суффикс А. (соберу – собирать, стелить – постилать)

3.Гласные О – Е (Ё) после шипящих и Ц в разных частях слова.

1.В корне слова после шипящих под ударением пишется буква Е (Ё). (в родственных словах и формах этого слова без ударения пишется буква Е. (вечёрка – вечер, дешёвый – дешевле) Исключения: шов, шорох, шорник, капюшон, крыжовник, обжора, чащоба, мажор

Следует различать:

А) существительное – ожог, поджог, глаголы – ожёг, поджёг

Б) в словах иноязычного происхождения:

жокей, жонглёр, шокировать, шоссе, шофёр.

В) в именах собственных: Печора, Печорин, Шостакович

2. После Ц в корне под ударением пишется буква о. безударную

гласную после Ц надо проверить ударением. (цоколь, целиком –

целый)

3.В окончаниях, суффиксах имен существительных и

прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – Е (сундучок, шалашом, большого, рыжего, галчонок, борцом, пунцовый)

4 .На конце наречий под ударением пишется буква О, без

ударения – Е (горячо, кипуче)

5 .Под ударением пишется буква Ё

а) в окончаниях глаголов (бережём, печёт),

б) в глагольном суффиксе –ёвыва (затушёвывать)

в) в суффиксе –ёр существительных (дирижёр, стажёр)

г) в суффиксах -ённ, -ён страдательных причастий,

отглагольных прилагательных,если они образованы от

глагола на -ить (завершённый- завершить, тушёный - тушить)

д) в местоимениях (о чём, нипочём)

4. Гласные ы, и после Ц в разных частях слова.

1. В корне слова после Ц пишется буква И (цифра, цирк) Исключения:

цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкнуть)

2.В словах, оканчивающихся на – ция пишется буква И

(акация, лекция, делегация)

3.В суффиксах и окончаниях пишется буква Ы (птицы, страницы,

Синицын)

5. Звонкие и глухие согласные.

Чтобы проверить написание парных согласных б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, надо изменить слово так, чтобы после этого согласного стояла гласная. (зуб – зубы, легкий – легок)

6. Непроизносимые согласные в корне слова. (сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался чётко. (радостный – радость, свистнуть – свистеть)

Но: сн – чудесный – чудеса.

7. Разделительный Ъ и Ь

Ъ

Ь

1. Перед буквами Е,Ё, Ю,Я

после приставок

на согласный

(объездить, разъединить)

1. Перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И

в корнях, суффиксах, окончаниях.

(барьер, вьюга, лисьи, соловьиный)

    В сложных словах

(трехъярусный, межъярусный)

В иностранных словах:

адъютант, объект, субъект и др. бульон, батальон, синьор и др.

8. Мягкий знак после шипящих.

Ь пишется

Ь не пишется

1. В существительных женского

рода (ночь, рожь)

1. В существительных мужского рода (нож, грач)

2. Во всех формах глагола

(пишешь, разжечь, улыбаешься)

2. В существительных множ. числа

(много туч, около луж)

3.В наречиях на Ж, Ш, Ч (вскачь,

сплошь) Исключения: уж, замуж,

невтерпеж.

3. В кратких прилагательных (горяч,

хорош, могуч)

4. В частицах (лишь, ишь, бишь)

9. Гласные Ы –И после приставок .

После приставок на согласный пишется буква Ы , если слово, от которого оно образовано, начинается с буквы И (безыдейный – идея, подытожить – итог, разыграть – игра)

После приставок сверх-, суб-, транс-, меж - пишется буква И (межинститутский, сверхинтересный, субинспектор).

10. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Слитно:

1.Образованные от подчинительного словосочетания (древнегреческий – Древняя Греция, вагоноремонтный – ремонт вагонов)

2. Употребленные в качестве терминов или выражений в книжном языке (вышеперечисленный, нижеподписавшийся)

Через дефис:

1.Обозначают оттенок цвета (светло-розовый, красно-коричневый)

2.Образовано от существительного, пишущегося через дефис (юго-западный – юго-запад)

3.Между частями прилагательного можно вставить союз «и» (русско-немецкий - русский и немецкий, выпукло-вогнутый – выпуклый и вогнутый).

4.Образованные из сочетания существительного и прилагательного, но с перестановкой этих элементов (литературно-художественный – художественная литература)

5.Имеющие на конце первой основы сочетание -ико (химико–фармацевтический).

Раздельно:

Пишутся раздельно словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного. Наречие выступает в роли члена предложения, указывающего на степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный) или, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т.е. опасный для общества). Наречия на –ски в значении «уподобления» (чертовски хитрый).

11. Не с разными частями речи.

Слитно

Раздельно

Без НЕ не употребляются (все части речи)

нельзя, ненавидеть, невидаль

Есть противопоставление с союзом «А» или оно подразумевается (сущ., прилаг., наречие на О,Е)

не правда, а ложь

Можно заменить синонимом или близким по значению выражением (сущ., прилаг., наречие на о,е )

неправда – ложь, неизвестный – чужой)

Есть слова «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не» и др.

(прилагательное, наречие на О,Е)

Ничуть не интересный, вовсе не красиво

Нет зависимых слов и противопоставления с союзом «А»

(причастие)

неприклеенный, несказанный

Есть зависимые слова или противопоставление с союзом «А» (причастие)

не сказанный вовремя

С глаголами, деепричастиями

(не нашёл, не выясняя)

С наречиями не на –О,Е (не по-товарищески)

С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями (некого, несколько, негде)

С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не у кого, не с кем)

12. Одна и две буквы Н в суффиксах .

Части речи

НН

Существительные

Гостиная, труженик, травник

На стыке морфем

Полтинник, подоконник

Прилагательные

В суффиксах -ин, -ан, -ян

Гусин ый, кожан ый

Искл.: оловянный, деревянный, стеклянный

1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на Н (туманн ый)

2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн, -енн (искусственн ый, авиационн ый)

Искл.: ветреный

Причастия и отглагольные прилагательные

1) в кратких страдательных причастиях (ошибка исправлен а)

2) в полных причастиях и отглагольных прила-гательных, образован-ных от глаголов несовершенного вида (крашен ый – нет приставки и зависимого слова)

Искл.: медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный)

1) если в слове есть приставка, кроме не- (засушенный)

2) если к ним относятся зависимые слова (сеянная через сито)

3) если в слове есть суффикс –ова,-ева (оцинкова нн ый)

4) если слово образовано от глагола совершенного вида (лишённ ый – лишить)

Наречие

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы

(туманн о – туманн ый, взволнованн о – взволнованн ый)

23. Буквы Е, И в падежных окончаниях имен существительных .

1. у существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах (в траве – 1 скл., П.п., по дороге – 1 скл., д.п.)

1. у существительных 1 склонения в родительном падеже (у реки – 1 скл.,Р.п)

2. у существительных 2 склонения в предложном падеже (в доме – 2 скл, П.п.)

2. у существительных 3 склонения (у матери, в ночи)

3. у существительных на –ий, -ие, -ия, -мя в родительном, дательном и предложном падежах

(прикрепить к стремени (на –мя)), сорвать с акации (на – ия))

24. Спряжение глаголов, правописание личных окончаний глаголов.

Поставьте глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

ІІ спряжение І спряжение

на –ить на –еть, -ать, -уть, -ыть, -ти, -чь

кроме: брить, стелить (1 спр.) кроме:

гнать, держать, слышать, дышать

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть,

ненавидеть, видеть, смотреть (2 спр.)

в окончании пишется буква И в окончании пишется буква Е

красит – красить колет – колоть, гонит –гнать (искл.)

при нахождении неопределённой формы берите глагол того же вида (украсит – украсить)

Правописание приставок.

1. Буквы З-С на конце приставок .

В приставках воз-вос, без- бес, из –ис, низ –нис, раз – рас, чрез – чрес перед звонкими согласными пишется буква З , перед глухими согласными – буква С.

(Раз дать – рас кусить, без звучный – бес сердечный)

Приставки З не бывает: сбить, срубить, сбежать

В словах здесь, здание, здоровье нет приставки.

В приставке раз (рас) – роз (рос) без ударения пишется буква А, под ударением – буква О. (развалить – розвальни, рассыпать – россыпь)

2. Приставки пре -, при-

Пре-

при-

1.Возможна замена приставки словомочень, весьма.

(Пребольшой – очень большой)

1.Пространственная близость

(около) – пришкольный, приморский

2.Приближение, присоединение,

прибавление (прибывать, привинтить,

примкнуть)

2.Близкое к значению «пере»

(преображать, преградить)

3.Неполное действие (приоткрыть)

4.Доведение действия до конца

(придумать)

Правописание суффиксов

1. Суффиксы –ЕК, -ИК существительных

Чтобы правильно написать суффикс, надо слово просклонять (поставить в форму родительного падежа). Если гласный выпадает, то пишется суффикс -ЕК, если не выпадает, то надо писать суффикс –ИК (замочек – замочка, пальчик – пальчика)

2. Суффиксы глаголов -ова (-ева), -ыва (ива)

Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на –ываю, -иваю, то надо писать суффиксы –ыва,-ива.

Если оканчивается на –ую,-юю, то надо писать суффиксы –ова, -ева.

(беседова л, беседова ть – беседую, рассказыва л – рассказываю )

3. Суффиксы причастий –ущ,-ющ, -ащ,-ящ.

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то надо писать суффиксы –ущ, -ющ.

Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то надо писать суффиксы –ащ, -ящ.

(колющий – колоть (1 спр.), красящий – красить (2 спр.))

4. Суффиксы причастий –ЕМ, -ОМ, -ИМ

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то пишем суффикс –ЕМ,-ОМ, если от глагола 2 спряжения, то суффикс -ИМ

(видимый – видеть (2 спр.), сжигаемый – сжигать (1 спр.))

5. Буквы О,А на конце наречий с приставками –ИЗ,-ДО, -С

Если наречия образованы от прилагательных, в которых нет этих приставок, то пишем букву А.

Если наречия образованы от прилагательных, в которых есть эти приставки, то пишем букву О.

(до суха – сухой , до срочно – до срочный)

На глухо, в лево (нет приставок –из, -до, -с)

6. Суффиксы –К-, -СК- прилагательных.

Суффикс –К- пишется:

1) в прилагательных, имеющих краткую форму (колк ий – колок, вязк ий – вязок)

2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на к,ч,ц (немецк ий – немец, ткацк ий – ткач)

В остальных случаях пишется суффикс –СК- (французск ий – француз )

7. Суффиксы –ЧИК-, -ЩИК-

После букв д – т, з – с, ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется щ. (переплёт чик , каменщик – нет букв д,т, з,с,ж)

8. Гласные перед -Н, -НН в суффиксах причастий, перед суффиксом глагола прошедшего времени –Л-.

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глагола на –ать, -ять, то перед Н,НН пишется буква А,Я (увеша нный – увешать ).

Если причастие или отглагольное прилагательное образовано от глаголов, оканчивающихся не на –ать,-ять, то перед Н,НН пишется буква Е

(засуче нный – засучить , краше ный – красить ).

Дефис между частями слов.

    Дефисное написание наречий .

С дефисом между частями слова пишутся наречия, которые имеют в своём составе:

1) приставку по- и суффиксы –ому, -ему, -и (по-новому, по-товарищески)

2) приставку в-,во- и суффиксы –ых, -их (во-вторых, в-третьих)

3) приставку кое- (кое-как)

4) суффиксы -то, -либо, -нибудь (колда-либо, где-нибудь)

5) сложные наречия, в составе которых есть одинаковые корни (мало-помалу)

    Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами то-либо-, нибудь пишутся через дефис (кое-кто, какой-нибудь)

    Сложные слова с пол- пишутся с дефисом, если второй корень начинается с Л, с большой буквы, с гласной. В остальных случаях пол- в сложных словах пишется слитно. (пол-луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома,)

    Междометия, образованные повторением основ (ох-ох)

    Частицы –то, -ка присоединяются к другим словам через дефис. (стал-то, возьми-ка)

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов.

    Предлоги с другими словами пишутся отдельно. (на реке, на мне, к пяти)

    Производные предлоги , образованные на основе наречий, пишутся слитно (ехать навстречу делегатам).

    Пишутся слитно производные предлоги: ввиду (= по причине), вроде (=подобно), насчет (=о), вместо, наподобие, вследствие (по причине)

Поговорить насчет экзаменов , но положить деньги на счет (сущ.)

Пишутся раздельно производные предлоги в течение, в продолжение, по

причине, в целях, со стороны).

    Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно. Их следует отличать от сочетаний так же, то же, что бы. В этих сочетаниях частицы же,бы могут быть опущены или переставлены на другое место.

Мать училась в институте. Отец тоже там учился.

То же слово, да не так молвить.

Морфология (части речи).

Грамматические признаки самостоятельных частей речи.

Часть речи

Грам. значение

Вопрос к нач. форме

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксич.

роль в предложении

Имя существи-тельное

Предмет

Кто? что?

Одуш.-неодуш., собств. или нариц., род, склонение

Падеж, число

Подлежащее,

Дополнение

Имя прилага-тельное

Признак

Какой? Чей?

Качественное, относительное притяжатель-ное; полное- краткое, степени сравнения

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

(краткое прил.)

Имя числи-тельное

Количество, порядок при счете

Сколько? Который?

Простое-составное, количествен-ное, порядковое, собиратель-ное

Падеж, число, род (у порядковых)

В составе любого члена предложения, определение (порядковые)

Местоиме-ние

Значение части речи, вместо которой употребля-ется

Кто? Что? Какой? Сколько? Который?

Разряд, лицо (для личных)

Падеж (для некоторых), число, род

Любой член предложения

Глагол

Действие, состояние

Что делать? что сделать?

Вид, переходность, спряжение, возвратность

Наклонение, время, число, лицо или род

Личные формы – сказуемым, н.ф. – любой член предложения

Причастие

Признак предмета по действию

Какой?

Что делающий? Что сделавший? и др.

Действитель-ное или страдатель-ное, время, вид

Падеж, число, род, полное или краткое

Определение

Деепричас-тие

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

Как?

Вид, возвратность

Нет

обстоятельство

Наречие

Признак действия или другого признака

Как? Где? Куда? Когда? Зачем? и др.

Степени сравнения

Нет

обстоятельство

Разряды имен прилагательных.

Разряд

Признаки

Примеры

Качественные

1.Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое?

2. обозначают различные качества предметов: цвет, внутренние качества человека, душевное состояние, возраст, величину предмета; качества, воспринимаемые органами чувств и др.

3. могут иметь уменьшительно-ласкательные суффиксы –ист, -оват, - -еньк и др.

4. могут иметь краткую форму и степени сравнения

5. образуются сложные прилагательные и прилаг. С приставкой не-

6. сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно и др.

Приятнее

Больна

Слишком лёгкий светлый – светлый

нелёгкий

Относительные

1.отвечают на вопросы какой? Какая? Какое?

2. обозначают материал, из которого сделан предмет; время, место, назначение предмета и др.

3. имеют суффиксы –ан, -ян, - ск-, -ов-,

4. не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения

5. не сочетаются с наречиями очень, слишком.

Деревянный

Морской

Притяжательные

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

2.обозначают принадлежность к какому-нибудь лицу или животному

3. имеют суффиксы –ов, -ев, -ин, -ын, -ий

Лисий, отцов, волчий

Разряды местоимений.

Разряд

Местоимения

личные

1 лицо: я, мы

2 лицо: ты,вы

3 лицо: он,она,оно,они

Возвратное

Себя

Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, свой

Вопросительно-относительные

Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-какой, что-либо и др.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего

Указательные

Тот, этот, такой, таков, этакий, столько

Определительные

Сам, самый, всякий, весь, каждый, любой, иной, другой

Разряды имен числительных.

По зачению

По строению

количественные

Порядко-вые

Простые

Сложные

составные

Целые

Дроб-ные

Собиратель-ные

Три,

Двадцать пять

Одна треть,

Полтора

Двое

Трое

семеро

Третий, тридцать пятый

Четырнадцать, тридцатый

Пятьсот, стотысячный

Сто семьдесят третий, три целых восемь десятых

Наклонение и время глагола.

Изъявительное

Условное

Повелительное

Обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности

Обозначает действие, которое возможно при каком- либо условии (читал бы, прочитал бы)

Обозначает действие, к совнершению которого говорящий побуждает кого-либо (советует, просит, приказывает)

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Что делает?

Что делал?

Что сделал?

Что будет делать? (будущее сложное)

Что сделает? (будущее простое)

Читает

Читал, рассказал

прочитает

Образование причастий

От основы глагола настоящего времени

От основы инфинитива

Причастия настоящего времени

Причастия прошедшего времени

Действительные

Страдательные

Действительные

страдательные

1 спр.

2 спр.

1 спр.

2 спр.

Вш

Енн

Нн

Ущ, - ющ

Ащ

Ящ

Ем

Ом

Им

Ым

Болеющ ий

Кричащ ий

Озаряем ый

Храним ый

Скакавш ий

Нёсш ий

Вытащенн ый

Увенчанн ый

вымыт ый

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Суффиксы -а,-я

Суффиксы

Вш

Вши

Лежим – лёжа

Сидим – сидя

Подумать – подумав , подумавши

Увлечься - увлекши сь

Разряды наречий по значению.

Разряд наречий

Вопросы, на которые отвечают наречия

Примеры

Образа действия и степени

Как?

Каким образом?

Быстро, весело, по-новому, частенько, великолепно

Меры и степени

Сколько? Сколько раз?

В какой степени?

В какой мере? Насколько?

Чуть-чуть, слгка, немного, впятеро, слишком, совершенно, вполне, дважды

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, издали, повсеместно

Времени

Когрда?

Как долго?

С каких пор?

До каких пор?

Теперь, скоро, издавна, сейчас, накануне, днем, ночью, летом, рано

Причины

Почему?

Отчего?

По какой причине?

Сгоряча, сослепу, поневоле

Цели

Зачем?

Для чего?

С какой целью?

Нарочно, назло, намеренно

Особую группу составляют местоименные наречия:

    Указательные наречия – здесь, там, туда, оттуда, тогда

    Неопределенные наречия – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где

    Отрицательные наречия – нигде, никогда, никуда, негде

    Вопросительно-относительные наречия – где, куда, когда, зачем, почему.

Сирень цветёт (когда?) весной . (наречие)

За весной (когда? За чем?) наступит лето. (существительное)

Наречия с приставками надо отличать от созвучных сочетаний существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.

Сначала было трудно. (когда? – обстоятельство – наречие)

С начала года (сущ. с предлогом, т.к. есть зависимое слово) .

Заболел, поэтому и не пришел. (наречие, почему?)

По этому мосту движение закрыто. (прилаг., по мосту (какому?) – определение)

В дали голубой крутится песок. (в чем? Где?)

Вдали назойливо играл пастух. (наречие, где?)

Слова категории состояния – обозначают состояние природы, окружающей среды, живых существ, человека (сыро, облачно, обидно, смешно, радостно). Они употребляются в односоставных безличных предложениях и являются сказуемым.

Образование степеней сравнения имен прилагательных и наречий .

Части речи

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая

Составная

Простая

Составная

Имя прилагательное

Ее (-ей)

Ше

Сильнее

Раньше

Реже

более…

менее…

Более сильный

Менее строгий

Айш (ий)

Ейш (ий)

Строжайший

сильнейший

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

Глубже всех, наиболее качественный

Наречие

Ее (-ей)

Ше

Сильнее, раньше, реже

более…

менее…

Более сильно

Менее строго

Айше

Ейше

Строжайше

всего (всех)..

наиболее…

наименее…

глубже всех,

наиболее качественно

Чтобы отличить сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия, надо посмотреть, от какого слова в предложении зависит форма сравнительной степени. Если она зависит от существительного, то это сравнительная степень прилагательного (в предложении является сказуемым) – лицо тоньше , класс дружнее .

Если зависит от глагола, то это наречие (в предложении является обстоятельством) – нарезать тоньше , запеть дружнее.

Служебные части речи.

Предлог – служит для связи слов в словосочетании и предложении. Бывают простыми и составными, производными и непроизводными.

непроизводные

Производные от

Наречия

Существительного

Деепричастия

В, к, с, у, о, на, при, за, от, через и др.

Вдоль, напротив, впереди, согласно, вокруг

Вследствие, наподобие, в продолжение, в течение, в отношении, в отличии от, по направлению к, ввиду, в заключение, сверх, в связи, в силу

Благодпря, спустя, несмотря на, невзирая на, исходя из

Союз – служит для связи однородных членов и частей сложного предложения. Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Разряды союзов по значению.

Сочинительные

Подчинительные

1. Соединительные (и это, и то): и, да, также, тоже, не только…но и, как…так и

1. Изъяснительные: что, будто, чтобы

2. Противительные (не то, а это): но, а, да, зато, однако

2. Обстоятельственные:

Время: когда, лишь, пока, едва, как только, после того как, прежде чем, только лишь

Цель : чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, ради того чтобы

Сравнение: как, как будто, словно, точно

Причина: потому что, так как, оттого что, ибо

Условие: если (бы), ежели

Следствие: так что

Уступка: хоть, несмотря на то что, пусть, пускай

3. Разделительные (или то, или это): или, либо, ни…ни, то…то, то ли… то ли, не то…не то

Частица - передаёт оттенки значения и служит для образования некоторых форм самостоятельных слов. По значению бывают формообразующие, смысловые. По разряду – простые, сложные, составные.

(даже, именно, все-таки, всего-навсего, вряд ли, как бы не и др.)

Разряды частиц по значению и функции.

Смысловые (выражают различные значения)

Формообразующие

(образуют формы слова)

1. Отрицание: не, ни

1. форму условного наклонения глагола: бы, б

2. Утверждение: да, так, точно, как же, ага, угу, определенно

2. форму повелительного наклонения глагола: пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Усиление: даже, даже и, аж, и, уж, же, ещё, все-таки, ну

3.форму сравнительной и превосходной степени прилаг.: более, менее, самый

4. Вопрос: разве, неужели, ли, что ли, а, что, как, ну как, а что, если

    Восклицание: что за, как, ну и

    Сомнение: вряд ли, едва ли, авось

7. Уточнение: именно, точно, в точности, прямо, чуть, всего-навсего, хоть, хотя бы, почти

8. Выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти, исключительно

9. Указание: вот, а вот, вон, а вон, это

10. Смягчение требования: -ка

Различение частиц Не и Ни

Частица НЕ

Частица НИ

Не – значение отрицания

Миша не пошёл на каток.

Не Миша пошёл на каток, а Юра.

Ни – отрицательная частица с усилительным значением:

А) усиление отрицания

На небе не было ни одного просвета.

Нет ни ветра, ни солнца, ни шума.

На небе ни облачка.

Две частицы НЕ – значение утверждения

Не могу не рассказать об этой поездке. – Должен рассказать.

Б) усиление утверждения

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая. (везде погляжу)

Могут быть слова: где ни, кто ни, что ни и др.

Междометие – не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия используют для выражения:

    Чувств, эмоций (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, восторга, печали и др.): ах, да ну, браво, боже мой, вот это да, Бог с тобой.

    Речевого этикета (приветствия, прощания, пожелания, благодарности, просьбы и др.): спасибо, благодарю, до свидания, прощай, прости, пожалуйста, всего хорошего, здравствуйте.

    Команды, приказа, просьбы: на, фас, тсс, алло, бай-бай, стоп, цып-цып.

Синтаксис.

Словосочетание несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

По главному слову словосочетания бывают именные (главное слово – имя прилагательное, имя существительное, местоимение), глагольные (главное слово –глагол, причастие, деепричастие), наречные (главное слово – наречие).

Виды связи слов в словосочетаниях (по зависимому слову).

Согласование

Управление

Примыкание

Зависимое слово употреблено в том же роде, числе и падеже (прилаг., причастие, местоимение = прилаг., порядковое числительное)

Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (существительное, местоимение = сущ.)

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

(наречие, деепричастие)

Предложное

(с предлогом)

Беспредложное (без предлога)

К опытному педагогу

Росли у дороги

Освоение земель

Работать увлеченно

Виды предложений.

Виды предложений

Примеры

По характеру выражаемого отношения к действительности

Утвердительные (утверждают связь между предметом речи и тем, что о нем говорится).

Отрицательные (отрицается связь между предметом речи и тем, что и нем говорится).

Печален долгий вечер в октябре.(И.Бунин)

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем. (А.Пушкин)

По количеству грамматических основ

Простые (состоят из одной грамматической основы)

Сложные (состоят из двух и более грамматических основ)

Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. (Н.Рубцов)

Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долины. (А.Фет)

По характеру грамматической основы

Двусоставные (грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого)

Односоставные (грамматическая основа состоит либо только из подлежащего, либо только сказуемого)

Любил я осень позднюю в России. (И.Бунин)

Уже совсем рассвело. (К. Федин)

По наличию второстепенных членов

Распространенные (имеют в своем составе грамматическую основу и второстепенные члены предложения)

Нераспространенные (имеют только грамматическую основу)

Две капли брызнули в стекло.(А.Фет)

Озеро белело. (И.Бунин)

По условиям контекста и речевой ситуации

Полные (все необходимые члены предложения присутствуют)

Неполные (один или несколько членов предложения пропущены)

Весь город лежал во тьме.(А.Фадеев)

Всё мне послушно, я же – ничему. (А. Пушкин)

Виды сказуемого.

Простое глагольное выражается одной глагольной формой

Составное

Глагольное вспомогательный глагол мочь, желать, хотеть, начать, продолжать, кончать или краткое прилаг. Рад, готов, способен, должен, намерен + инфинитив

Именное

Глагол-связка быть, стать, делаться, являться, становиться, казаться, называться + именная часть: имя сущ., прил., числит., мест., крат.прич., наречие

Сменялись в детстве радугой дожди. (С.Маршак)

Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов)

Стало белым золото креста. (С.Маршак)

Второстепенные члены предложения.

Определение

(какой? какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) подчеркивается волнистой линией

Дополнение

(кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?) подчеркивается пунктиром

Обстоятельство

(где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?)

подчеркивается пунктиром с точкой

Согласованное

(прилагат.,причастие, местоимение = прил., порядковое числ.)

Прямое (вин. падеж без предлога)

Образа действия (как? Каким образом?)

Несогласованное

(имя сущ.)

Косвенное (косвенные падежи или вин.падеж с предлогом)

Места (где? Куда? Откуда?)

Времени (когда? С каких пор? До каких пор? Как долго?)

Причины (почему? По какой причине?)

Меры и степени (В какой мере? В какой степени?)

Цели (зачем? С какой целью?)

Условия (при каком условии?)

Уступки (вопреки чему?)

Виды односоставных предложений и способы выражения главного члена предложения.

Именные

Глагольные

Назывное предложение (главный член предложения – подлежащее, имя сущ. в И.п.)

Полночь. Мгла и ветер .

Определенно-личное (глагол 1,2 лица, ед., мн. числа; изъяв., повел. наклонение)

Еду. Пойдешь гулять? Идём со мной.

Неопределенно-личное (глагол 3 лица, мн.числа, наст., буд. времени; мн.ч. Прош.вр.)

Вите подарили плеер.

Безличное (безличный глагол, личный глагол в значении безличного, инфинитив, слова категории состояния, краткое страд причастие, слово нет )

Темнеет. На улице холодно.

Обобщенно-личное (глагол 2 лица, ед. ч.; 3 лица мн.ч. наст. или буд.вр.; 2 лица повел наклонения)

Цыплят по осени считают.

Виды определений.

Однородные

Неоднородные

Характеризуют предмет с одной стороны (между ними можно поставить союз И)

Характеризуют предмет с разных сторон, например, по цвету и размеру (большой красный мяч), между ними нельзя поставить союз И)

Зависят от одного слова и отвечают на один и тот же вопрос

Поясняют друг друга, то есть одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое сущ. и другое определение (красный мяч какой? большой)

Связаны между собой сочинительной связью, т.е. не зависят друг от друга

Лишены перечислительной интонации

Произносятся с перечислительной интонацией

Обособленные члены предложения.

І. Обособленные определения .

Любые определения в виде словосочетания (прич. оборота, адъективного оборота) или отдельных слов выделяются запятыми с одной стороны или с двух (внутри предложения), если:

    Относятся к личному местоимению

Измученные, грязные, мокрые , мы достигли берега.

    Стоят после определяемого существительного.

Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака , вставал во всём своём величии. (Б.Полевой)

    Перед определяемым существительным, если выражают причину.

Гонимы вешними лучами , с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (А.Пушкин)

ІІ. Обособленные приложения .

Приложения на письме выделяются запятой или двумя запятыми внутри предложения, если:

    Они относятся к личному местоимению

Нас, врачей , поражает это поистине безграничное терпение. (Н.Островский)

    Распространенные приложения, стоящие после определяемого существительного.

Ананас, чудесный дар природы тропиков , похож на большую кедровую шишку весом в два-три килограмма .

    Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеет причинное значение.

Коренной моряк , Воропаев впервые увидел море уже будучи взрослым. (П.Павленко)

ІІІ Обособленные обстоятельства.

1. Обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, всегда на письме выделяются запятыми.

Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое.

Волны несутся, гремя и сверкая , чуждые звезды глядят с высоты.

2. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на В домах, несмотря на ранний час , горели лампы .

Примечание:

не обособляются

    Деепричастия со значением наречия. Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь . (не двигаясь = неподвижно)

    Устойчивые сочетания и фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. Работал он не покладая рук .

ІV. Обособленные уточняющие члены предложения.

К уточняющему обособленному члену предложения можно поставить дополнительный вопрос Где именно? Как именно? Кто именно? Когда именно?

1. Обстоятельства места и времени: Слева, у плотины , стучали топоры.

2. Определения: В ней господствовали коричневый, почти красный , цвет почвы и нестерпимо синий оттенок моря.

3 . Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться при помощи союзов то есть, или , а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например .

Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением , говорил по-русски .

    Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, наряду с, сверх и др .

У всех, за исключением комиссара , дела шли хорошо.

Вводные слова и предложения.

Группы вводных слов по значению

пример

Различная степень уверенности:

а) большая степень уверенности (конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, действительно и др.)

б) меньшая степень уверенности (кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй)

Горный воздух, без всякого сомнения , действует благотворно на здоровье человека.

Кажется , ваша история там наделала много шуму.

Различные чувства (к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению)

К счастью , наши кони не были измучены.

Источник сообщения (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, мо мнению кого-либо)

По мнению врача , больного выпишут из больницы через неделю.

Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.)

Во-первых , надо выучить правило.

Итак , одно желание пользы заставило меня напечатать этот отрывок.(М.Лермонтов)

Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать и др.)

Одним словом , у этого человека наблюдалось стремление создать себе футляр.(А.Чехов)

Вводные слова и предложения следует отличать от других членов предложения (вводные слова не являются членом предложения, они грамматически не связаны с другими словами, их можно из предложения убрать).

Распечатка страниц:

13,14 15,12

11,16 17,10

9,18 19,8

7,20 21,6

5,22 23,4

3,24 25,2

1,26

СБОРНИК

ПРАВИЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Просмотров