Вспомогательные формы организации обучения. Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения Вспомогательные формы обучения
2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Вспомогательные формы организации педагогического процесса
Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.. В последующих разделах работы будут рассмотрена такая разновидность вспомогательной формы организации обучения как туристический клуб.
2.2 Цели и задачи туристических клубов
Туристические клубы можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления детей, подростков и молодежи. Школьный туризм имеют комплексный, интегративный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. туристско–краеведческая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждом учреждении, занимающимся досугом детей, подростков и молодежи.
Основные цели и задачи туристических клубов
дать знания, умения и навыки по основам туристско–краеведческой деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организация привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирование на местности и т.п.);
Сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;
Привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;
Способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;
Развить инициативу и индивидуальные способности воспитанников.
Кроме всего перечисленного туристические клубы реализовать педагогические возможности которые присущи только туризму, речь о которых пойдет в следующем разделе данной работы.
2.4 Педагогические возможности туризма
Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является прежде всего важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и других сфер культуры.
Культурная ценность туризма зависит от его разновидности (международный, внутренний; плановые самодеятельный; познавательный, оздоровительный, спортивный; поездка, поход, соревнование, слет и т.д.), а эстетическая значимость какого-то вида туризма - прежде всего от того, в какой мере в нем представлены те или иные эстетические ценности.
Существенным образом на культурную, гуманистическую ценность туризма влияют и особенности сознания (интересов, установок, ценностных ориентации и т.п.) тех людей, которые вовлечены в занятия туризмом, стремятся использовать его в определенных целях, организуют эти занятия и соревнования по туризму.
Спортивный самодеятельный туризм является своеобразным видом спорта, занимаясь которым человек гармонично развивается как физически, так и духовно. Кроме того, каждый турист участвует в слетах на уровне района, города или области, во время которых проходят соревнования по технике туризма и разнообразные конкурсы, связанные с искусством. Спорт и искусство тесно переплетены в спортивном самодеятельном туризме.
Исследования проведенное кандидатом педагогических наук С.С. Новиковой , показали, что интересы, ценностные ориентации туристов находятся в прямой зависимости как от наличия туристского опыта, так и от возраста. Если дети при выяснении культурных ценностей туризма на первое место ставят физическую культуру, физическое совершенствование человека, а расширение кругозора - на третье, то для взрослых, имеющих определенный туристский опыт, главными становятся именно познавательные ценности.
Все туристы отметили связь туризма и культуры во всех ее многогранных проявлениях, а также позитивное влияние занятий туризмом не только на физическое, но и на культурное, духовное, эмоциональное л нравственное развитие человека. Занимающиеся самодеятельным туризмом, как правило, связаны с каким-либо видом искусства или даже с несколькими: кто-то сочиняет стихи, кто-то поет песни, кто-то рисует или собирает разнообразные коллекции, кто-то фотографирует или снимает кинофильмы, - и все это или во время похода, или после его окончания, под впечатлением увиденного, пережитого и испытанного чаще всего. Все эти занятия являются неотъемлемой частью любого спортивного похода.
Педагогические факторы туризма разнообразны. Это обусловлено наличием большого количества форм и видов туризма. Так как в работе рассматривается самодеятельный туризм, то остановимся на том, какие педагогические факторы проявляются в работе туристских клубов и школ туристской подготовки различного уровня, в том числе при проведении туристских мероприятий, таких, как походы, слеты, соревнования и т.п..
Основными педагогическими факторами туристской работы являются следующие:
Эмоциональное влияние;
Туристское общение;
Самодеятельность;
Рекреационность.
Устное слово, печать, наглядные средства - главные "носители" эмоционального воздействия. Ни одно из этих средств не универсально: в туристской работе они используются в сочетании друг с другом. Необходимо отметить, что в работе клубов и школ туризма применяются хорошо отработанные на практике методические разработки.
Туристское общение имеет целью совместное освоение участниками ценностей туризма, обмен ими. В туристской деятельности это проявляется в избирательных и добровольных контактах, а именно в регулярных занятиях клубных комиссий и школ и в нерегламентированных групповых занятиях. Важнейшим аспектом туристской работы является социальное творчество, присущее в той или иной мере почти всем туристским занятиям и особенно активно развивающееся в туристских труппах. Их повседневная жизнь сама вырабатывает и развивает бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать товарищам.
Туризм, и особенно самодеятельный с его богатым содержанием различных действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.), является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на необходимости "включения" человеком волевых усилий. Последние связаны с мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления, чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима путешествии.
Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку физическую и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа на время туристских мероприятий. Здесь важно то, что туристская работа достаточно разносторонняя и сочетает в себе удовлетворение потребностей людей в отдыхе и здоровом развлечении с просветительными и воспитательными задачами.
Необходимо также отметить, что существуют специфические принципы, методы и формы туристской работы. Например, если рассматривать отдельное туристское мероприятие как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, то основной формой управления этим процессом окажется в данном случае положение о слете, соревновании, план маршрута, которые играют роль педагогических программ, обеспечивающих решение конкретных воспитательных и других задач.
Сейчас стали возникать разные кооперативные формы работы по туризму, кооперативы по оказанию отдельных видов услуг и производящие туристское снаряжение. Организаторами их являются в основном бывшие самодеятельные туристы, хорошо знающие специфику разных видов туризма, потребности, которые возникают или могут возникнуть у населения, а также более рационально, быстро и качественно реализующие эти потребности (будь то какое-то снаряжение, поход в какой-то район и т.д.).
Из вышеизложенного следует, что туризм (в первую очередь самодеятельный) не только является важной составной частью в системе воспитания школьников, но также влияет на физическое и культурное развитие людей, занимающихся им независимо от возраста и профессии. Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации. Формы проведения могут быть различными: от однодневных походов до организации "Спорт-туриад" - сложных многоаспектных туристско-культурных мероприятий. Практика показывает, что интерес у молодежи к таким формам организации туризма значительный и в ряде случаев имеет тенденцию к росту.
Туризм - продукт долгого исторического развития. Он существовал задолго до нашей эры, и его становление и развитие тесно связаны с историей общества. Чем более высокий уровень развития общества, тем более развитые виды и формы туризма в нем возникают, что, в свою очередь, дает возможность в большей степени раскрыть для людей его культурную ценность. В настоящее время в мире возникла целая "индустрия" туризма с громадным разнообразием форм реализации культурных потребностей человека: эстетических, оздоровительных, познавательных и многих других. Но, несмотря на значительный культурный потенциал существующих форм организации туризма, возможности для его существенного повышения далеко не исчерпаны, что подтверждается вышеизложенными данными о новых резервах туризма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формы организации обучения мы рассматриваем как внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.
По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17-ом веке и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному – вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. К ним относятся: консультации, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Среди различных видов вспомогательных форм организации обучения особенно выделяются туристические клубы – развивающие в учениках как физические так и эстетические качества. Туристические клубы предоставляют воспитанникам возможность выезда на природу, и приобретения им навыков и правил нахождения в различных природных условиях.
Занятия туризмом способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что подтверждает необходимость широкого распространения туризма и использования не только традиционных, но и новых форм его организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. - М.: Просвещение, 1978, 160 с.
2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.
3. Дрогов И.А. О месте самодеятельного (спортивно-массового туризма в системе воспитания и оздоровления человека) //Научные проблемы туризма и отдыха: Бюлл. науч.-тех. информ. - М.: ЦРИБ "Турист", 1990, №8, с. 58-64.
4. Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1987, 96 с.
5. Истомин П.И., Симаков В.И. Организация массового самодеятельного туризма: Учеб. пос. - М.:ЦРИБ "Турист", 1986. 56 с.
6. Квартальное В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность. - К.: Вища школа, 1989, 341 с.
7. Кукшанов В.В., Чернякин М.В. Родной край и эстетическое воспитание школьников-туристов. //Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. /Свердл. гос. пед. ин-т. Сб. 243. Свердловск, 1974, с. 46-60.
8. Новикова С.С., Сазонов В.Е. Культурные ценности туризма //Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России. Сб. научных трудов. М., 1995, с. 72-82.
9. Новикова С.С. Об организации туристской работы с детьми на основе проекта "СпАрт" //Труды ученых ГЦОЛИФКа за 75 лет. Ежегодник. - М.: ГЦО-ЛИФК, 1993, с. 49-51.
10. Новикова С.С. Социально-педагогические и экономические аспекты функций самодеятельного туризма в современных условиях //Социальные, экономические и управленческие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта в современных условиях. Материалы науч. конф. /Под ред. Ю.А. Фомина. - М.: ВНИИФК, 1993, с. 101-104.
11. Образцова Л.П. Туристские песни как одно из средств эстетического воспитания //Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Свердловск,1966,с.204-209. (Учен. зап. Свердл. гос. пед. ин-та; Сб. 40).
12. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. – M.: Владос, 2002
13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
14. Роль и задачи спортивно-массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения / Сост.: В.И. Ганопольский, И.А. Дрогов, И.М. Новожилова. - М.: ЦРИБ "Турист", 1990, 177 с.
15. Рубель Р.Б. Культура молодежного туризма // Эстетическое воспитание учащихся в туристско-краеведческой работе. Свердловск, 1974, с. 82-89.
16. Столяров В.И. Проект "СпАрт": Спортивно-гуманистическое движение СССР: Основ, док. М., 1990, с. 13-16.
17. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991,69с.
18. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) //Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФКа. - М.: ГЦОЛИФК, 1993, с. 36-49.
19. Тючкалов В.Ф. Школьный туризм как средство всестороннего развития учащихся. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1965, 87 с.
Которой ребята иногда, к несчастью, достаточно хорошо знакомы. Таким образом, изучив литературу и разные источники информации по теме, выявила и дала характеристику форм организации физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере на примере туризма. Определила наиболее эффективные формы физкультурно-массовой работы в детском оздоровительном лагере. Рекомендую чаще проводить прогулки...
В связи с тем, что человеческий фактор играет важную роль в деятельности организации, внимание к людям в управлении организацией приобретает большие масштабы. В ОАО «ЧАЗ» используется стратегия расширения сферы деятельности и доли рынка. В связи с этим кадровая политика предприятия ориентирована на развитие персонала и привлечения дополнительно высококвалифицированных работников. Деятельность...
000 Наиболее опасные конкуренты туристической фирмы – это другие, ведущие активную деятельность, субъекты туристического рынка, ориентированные на сегмент потребителей, в качественном и эффективном удовлетворении потребностей которого туристическая фирма имеет наибольшие возможности. По данным проведённого мною анализа можно выбрать сильные и слабые стороны предложений конкурентов для выбранного...
В результате создается источниковая база, необходимая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование текущих в природе и обществе процессов и явлений. Глава 2. История комплектования фондов Клуба-музея «Горизонт». Ровно двенадцать лет назад к директору школы №116, пришел устраиваться на работу учителем географии, Гаврилов Валерий Андреевич. Он удивил всех просьбой...
Нестандартные уроки.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Типы нестандартных уроков:
1. Урок – «погружение». 11.Семинар.
2. Урок – деловая игра. 12. Экскурсия.
3. Урок – пресс-конференция. 13. Урок – «Поле чудес».
4. Урок – соревнование. 14. Урок – сомнение.
5. Урок – КВН. 15. Урок – диалог.
6. Театрализованный урок. 16. Урок творчества.
7. Урок – аукцион. 17. Урок – конкурс.
8. Урок – «суд». 18. Урок – «Парадокс».
9. Урок – концерт. 19. Урок взаимообучения.
10. Урок фантазия. 20. Урок – «Своя игра».
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации и методике проведения, больше нравятся учащимся, чем обычные учебные занятия со строгой структурой. Поэтому учителям следует их проводить, но не превращать нестандартные уроки в главную форму работы. Такие уроки требуют серьезной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Вспомогательные формы организации обучения – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся.
а) Практикумы проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках школы. Они отличаются большой самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению учебных заданий. Учитель составляет план проведения практикума, готовит необходимые инструкции для учащихся и материальное обеспечение.
б) Семинарские занятия обычно проводятся после изучения основных разделов программы (преимущественно по предметам гуманитарного цикла). Этот вид организации обучения позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить школьников выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои убеждения и суждения, приучает к самообразованию. Учитель сообщает учащимся тему и план семинарского занятия, рекомендует литературу. Занятием руководит учитель. В конце семинара подводятся итоги.
в) Факультативные занятия проводятся по выбору и желанию учащихся для расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, развития познавательных интересов, творческих способностей и в целях профессиональной ориентации учащихся. Занятия проводятся по специальным материалам, в которых предусматривается связь с обязательными дисциплинами. При установлении перечня факультативных занятий учитываются не только интересы учащихся, но и возможности школы.
г) Экскурсии.
Учебная экскурсия – это урок, но перенесенный в соответствии с учебной целью на предприятие, в музей, на природу.
Экскурсии различаются:
По учебному материалу (географические, исторические, литературные);
По месту их проведения (природа, производство, музей);
По основной дидактической цели (вводные или предварительные, текущие или сопровождающие, итоговые или заключительные).
При подготовке к экскурсии учитель определяет ее задачи, что будут наблюдать учащиеся, как обобщать и систематизировать свои наблюдения, место и срок проведения экскурсии, необходимое оборудование и снаряжение, продумывает маршрут (учебные экскурсии должны быть по возможности короткими: не более одного урока, не считая времени в пути к месту экскурсии).
д) Дополнительные занятия, консультации, собеседования проводятся, чтобы оказать учащимся помощь в учении. Дополнительные занятия можно использовать для удовлетворения потребностей учащихся в углубленном изучении отдельных тем, для устранения пробелов в знаниях. Они проводятся учителями во внеурочное время. Они могут быть групповыми и индивидуальными, носить характер консультаций, собеседований или самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством учителя.
е) Домашняя учебная работа – важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель – расширить и углубить знания и умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития.
Домашняя самостоятельная работа выполняет следующиедидактические функции:
Закрепление знаний и умений, полученных на уроке;
Расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;
Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий;
Развитие самостоятельности мышления.
Требования к домашней учебной работе:
Задания должны быть небольшими, но содержательными;
Задания должны быть более простыми, чем те, что выполнялись в классе;
Задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей;
Необходим инструктаж для выполнения заданий;
Полезно индивидуализировать задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учебе;
Задание должно быть проверено учителем, что формирует у школьников ответственность и дисциплинированность;
Учитель должен знать, каковы формы помощи родителей в выполнении домашней работы.
Вспомогательные формы организации учебной работы - это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним, как уже отмечалось, относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие
Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них перешли в разряд нестандартныгх уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учебных заведений и плюрализме форм организации учебного процесса в них отдельные формы, как, например, семинары, домашняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экскурсии, могут на время становиться основными формами организации учебной работы.
К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значение, чем активная работа в классе.
Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:
Закрепление знаний, умений, полученных на уроках;
Расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;
Формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;
Развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;
Выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках.
Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать
без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются.
Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку школьников.
Нормативы максимальных нагрузок Формы Количество часов по классам I II III IV V VI VII VIII IX X XI Обучение 3-4 4 4-5 5-6 5-6 5-6 5-6 5-6 5-6 5-6 6 в школе
Домашняя
работа 1 1,5 1,5-2 1,5-2 2 2 2,5-3 3-4 3-4 3-4 4 Распространенным недостатком массовой практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляемой и малоэффективной. Следует больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индивидуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий. В последнее время для расчета и оптимизации домашней нагрузки школьников начинают применяться ЭВМ.
Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам времени обучения и т. д. Практика
подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся. Способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, в частности связи между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии, хотя сегодня мы встречаем их и в списке нестандартных уроков. Экскурсия - древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработаны. Общая схема подготовки и проведения экскурсии представлена на рис. 37.
Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен всесторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану - наблюдение, составление соответствующих зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала и т. д.
Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Выбор ее организационной формы обусловливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями безопасности и охраны здоровья учащихся. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.
Важное значение имеет заключительный этап экскурсии - подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом. Материалы экскурсий (особенно дальних или производственных) обсуждаются на общешкольных конференциях, на которые представители производства или тех
объектов, куда совершалась экскурсия.
Учебный план предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехника, элек
троника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, художественной гимнастики и т. д. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.
Потребность в консультации - учебной беседе, в которой вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемых знаний. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обнаружить пробелы в своих знаниях и устранить их.
VIII. Какими причинами обусловлено использование вспомогательных форм обучения? Выберите правильный ответ.
1. Уроки толкают учителя на штампы и догматизм в работе, а внеурочные формы дают свободу действий.
2. Уроки утомляют учащихся, а внеклассные занятия делают обучение приятным.
3. Уроки порождают формализм в знаниях школьников, а вспомогательные формы помогают в формировании действенных знаний.
4. На уроках все учащиеся подчиняются единому плану и темпу работы, а внеклассные занятия позволяют каждому действовать независимо.
5. Правильного ответа нет.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ I Вопросы 1 II III IV V VI VII VIII Ответы 5 3 1 3 3 1-6
II -3 III-4 5 Контрольный тест
1. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения?
2. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение?
3. Как осуществляется программированное и компьютерное обучение?
4. Что такое организационные формы обучения?
5. Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы?
6. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?
7. Каковы общие требования к современному уроку?
8. В чем сущность дидактических требований к уроку?
9. Какие воспитательные и развивающие требования реализуются на уроках?
10. Чем обусловлено деление уроков на типы? По каким критериям осуществляется классификация уроков?
11. Назовите основные типы уроков и их структуры.
12. Какие преимущества и недостатки имеет комбинированный урок?
13. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.
14. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.
15. В чем сущность алгоритмической методики подготовки урока?
16. Какие стадии выделяются в подготовке урока?
17. Назовите вспомогательные формы организации обучения.
18. Какие требования ставятся к учебным экскурсиям?
19. Какими особенностями характеризуются кружковая работа, факультативные занятия?
20. Какие требования предъявляются к домашней самостоятельной работе учащихся?
Литература для самообразования
Вильяме Р., МаклинК. Компьютеры в школе. - М., 1988.
Ильин Е. Рождение урока. - М., 1986.
Кириллова ГД. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 1980.
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.
Маргулис ЕД. Коллективная деятельность учащихся. - Киев, 1990.
Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1981.
Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.,1990.
Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1981.
Организационные формы обучения / Под ред. Ю.И. Малеванного. - Киев, 1991.
Подласый И. П. Как подготовить эффективный урок. - Киев, 1989.
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - 2-е изд. - М., 1987.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. - М., 1987.
Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. - М., 1989.
Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других - словесной конкретизации.
Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.
С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере надобности.
Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.
Вспомогательные формы организации обучения. К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.
Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационнои работы. Распределение учащихся по факультативам добровольное, но состав остается стабильным в течение года (или двух лет).
Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические, реферативные работы, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.).
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях больше является обучающей, чем контролирующей. Отметка выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Наряду с постоянно действующими формами организации вне-учебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.
К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К основным и стабильным видам внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные дидактические функции, среди которых - закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выполнение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий - таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.
Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактических отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю нагрузку.
Распространенным недостатком массовой практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная работа часто оказывается неуправляемой и малоэффективной. Учителя должны больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индивидуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий.
Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика подтверждает, что они играют весьма благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают межпредметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тематике нескольких смежных дисциплин. Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно к ней готовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, суметь организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжение, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.
Учебный план школы предусматривает организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как фермерство, экономика, электро и радиотехника, электроника, химия полимеров, астрофизика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, машинописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетоводства, живописи, музыки, художественной гимнастики и др. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобразовательным предметам.
Потребность в консультации - учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консультация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущность изучаемого материала. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консультируя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он действительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консультацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обнаружить пробелы в своих знаниях и устранить их.
ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ
Диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имеющихся условий результатов. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Различают диагностирование обученности, т. е. достигнутых результатов, промежуточных состояний обученности - успеваемости, а также обучаемости - возможностей обучаемых.
В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль, оценивание знаний и умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. В новой демократической школе не может быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.
Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества служит важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ
Существует прямая и непосредственная зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контроля. Контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка - составной компонент контроля. Основной дидактической функцией ее является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные - в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5).
Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ КОНТРОЛЯ
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.
Пятое звено в системе - итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
Специальным видом является комплексная проверка, с помощью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Например, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы преодолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых-из всех изученных предметов.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ
В области определения системы оценок (отметок) наблюдается большое разнообразие как в принципах, так и в конкретных подходах, выборе способов оценивания и выставления оценок. В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двухбалльную и др.
До революции в России существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918г. оценка «О» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использоваться все реже, а начиная с 50-х гг. все меньше стала использоваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, «ступенька» между «тройкой» и «четверкой» непреодолима для большинства обучаемых. Однако многие педагоги используют «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три градации «пятерки» («пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации «четверки» (аналогично), три градации «тройки» и «двойки». Налицо типичная десятибалльная шкала оценок.
Научно-исследовательские учреждения Российской Академии образования предложили новые оценочные шкалы, которые проходят экспериментальную проверку в различных регионах страны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов существуют два экстремальных: балл «1» («спасайте») свидетельствует о том, что учащийся требует немедленной индивидуальной помощи или особенного внимания, вплоть до помещения в специальное учебное учреждение; высший балл «12» (экстремальный максимум - «ура!») - о появлении способного и чрезвычайно одаренного учащегося, которого следует обучать индивидуально по специальной программе или же в учебном заведении с углубленным изучением предметов.
Несмотря на преимущества десяти- и двенадцатибалльной шкал оценок, они, учитывая инертность школьной системы, вряд ли будут внедрены в широкую практику в ближайшее время. Поэтому педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы. Можно выделить несколько таких способов.
Первый - выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». Существующие правила ведения классных журналов не позволяют учителям использовать оценки с дополнительными обозначениями. В этих условиях педагог идет на компромисс: в классном журнале выставляет привычные оценки без плюсов и минусов, а в своей записной книжке - уточненные.
При втором способе цифровая балльная оценка дополняется словесной. Этот способ не имеет инструктивного запрета, но используется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.
Иногда прибегают к третьему способу - выставлению оценки в дневнике, которое сопровождается записью, адресованной родителям. При этом используется опора на мотив ответственности учащегося перед семьей. В этом не было бы ничего необычного, если бы не одно обстоятельство. Если просмотреть записи в дневниках, то можно убедиться, что они преимущественно имеют негативный характер. Но отрицательная стимуляция разрушает мотив. Известно, что в пятых-шестых классах роль мотива ответственности постоянно снижается, но снижается она, как показали исследования, не для всех обучаемых, а только для тех, в дневниках которых преобладают замечания.
Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Каждому, оказывается, не безразлично, как к нему относятся товарищи, что они думают. Педагог должен это использовать. Но опять же не злоупотребляя негативным стимулированием, разрушающим мотив. В дореволюционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классом можно, а ругать, высказывать неодобрение - нет. Неплохо было бы и современным педагогам вспомнить это правило.
Пятый способ заключается в усилении коммуникативного воздействия. Для этого необходимо приучать учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу.
Шестой способ - использование экранов успеваемости. В классной комнате вывешивается экран, на котором выставляются все оценки обучаемых. Этот способ имеет недостатки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не нацелить обучаемых на правильное восприятие информации.
Седьмой способ - организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если он при этом и остается отличником. И наоборот, слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В соревновании «с самим собой» все обучаемые находятся в одинаковых условиях - неуспевающий может победить в нем, если получит на одну неудовлетворительную оценку меньше, чем за прошлую неделю. А отличник проиграет, когда вместо привычной «пятерки» получит лишь «четверку». Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.