Вынос пострадавших из очагов поражения. Вынос пострадавшего из очага поражения и его медицинская эвакуация в близлежащее медицинское учреждение

Введение

2. Переноска пораженных без носилок.

Заключение

Список литературы

Введение

На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Неумелое извлечение и перенос пострадавших может привести к серьезным осложнениям - усилению кровотечения, смещению отломков костей и болевому шоку. Чтобы этого не произошло, извлекать из автомобиля, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоём или втроём.

При отсутствии стандартных носилок, их несложно сделать из досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.

Например, можно соединить ремнями две жерди деревянными распорками, сверху положить одеяло, пальто или другой материал.

Этим приспособлением можно воспользоваться после извлечения пострадавшего из автомобиля, если вы оказались на месте происшествия один, а чрезвычайная ситуация - пожар, угроза взрыва, кровотечение, прекращение дыхания и остановка сердца у пострадавшего - не позволяет дожидаться помощи. Применение носилок обеспечивает свободную проходимость дыхательных путей, относительную неподвижность позвоночника и даже небольшое его вытяжение, что особенна важно, если повреждён шейный отдел позвоночника.

Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходимо: два человека становятся с той стороны, где нет раны, ожога или перелома, один подводит свои руки под голову и спину пострадавшего, второй под ноги и таз, по команде поднимают одновременно так, чтобы позвоночник оставался прямым. Если поднимают втроём, то один поддерживает голову и грудь, второй - спину и таз, третий - ноги. В таком положении осторожно поднимают, переносят и опускают пострадавшего на носилки, стараясь не причинить ему боли.

1. Общие правила переноски и подъема пострадавших

1.1. Правила переноски пострадавших

В положении лёжа переносят и транспортируют с повреждением позвоночника, живота, переломах костей таза и нижних конечностей, ранениями головы. В случае тяжёлой травмы головы и если пострадавший без сот знания, необходимо повернуть его голову на бок или уложить на бок.

Если нет тяжёлых травматических повреждений позвоночника, рёбер, грудины, но пострадавший находится в бессознательном состоянии, переносить и перевозить его следует в положении на боку или на животе. Это, так называемое безопасное положение, предотвращает западение языка и обеспечивает свободное поступление воздуха при дыхании. Желательно при этом подложить под грудь и лоб пострадавшему валики из одежды.

При травмах грудной клетки или с подозрением на такую травму, переносить и транспортировать пострадавшего надо в полусидящем положении. Если он будет лежать, усилится лёгочная недостаточность.

При ранении передней поверхности шеи, пострадавшего также необходимо укладывать на носилки в полусидящем положении с наклонённой головой так, чтобы подбородок касался груди.

Пострадавших с ранением в затылок и спину надо укладывать на бок, а с травмой живота - на спину с полусогнутыми коленями.

1.2. Правила переноски пострадавших на носилках

По ровной поверхности их надо нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания, то головой вперёд, так удобнее наблюдать за ним и обеспечивается приток крови к мозгу.

Передвигаться следует осторожно, короткими шагами. Чтобы носилки не раскачивались, несущие не должны идти в ногу.

На крутых подъёмах и спусках следить, чтобы носилки находились в горизонтальном положении, для чего на подъёме приподнимают их задний конец, на спусках передний. При этом ручки носилок можно положить на плечи несущих.

Нести пострадавших на носилках на большие расстояния значительно легче, если использовать лямки /ремни, верёвки/, которые уменьшают нагрузку на кисти рук. Из лямки делают петлю в виде восьмёрки и подгоняют её под рост носильщика.

Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук. Петлю надевают на плечи так, чтобы она скрещивалась на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опущенных рук, эти петли продевают в ручки носилок.

1.3. Способы выноса пострадавших из очага бедствия

1. Извлечение на пальто, плащ-палатке, брезенте. Пострадавшего осторожно укладывают на разостланное пальто, продевают через рукава ремень или верёвку и закрепляют его вокруг туловища. Пострадавшего перетаскивают волоком.

2. Переноска на руках. Оказывающий помощь становится около пострадавшего, опускается на колено, одной рукой подхватывает его под ягодицы, а другой - под лопатки. Пострадавший обнимает спасателя за шею. Затем носильщик выпрямляется и несёт пострадавшего.

3. Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бёдра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая спасателя за шею (этот способ применяется для переноски на более далёкие расстояния).

4. Переноска на плече. Если пострадавший без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине носильщика.

5. Переноска вдвоём. Один из носильщиков берёт пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим.

6. Переноска на "замке". Наиболее удобен способ переноски пострадавшего. Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей.

7. Переноска с помощью жерди. Жердь можно сделать из трубы, деревянного шеста длиной не менее 2,5 - 3 метра, концы простыни завязываются узлом и просовываются под жердь, второй простыней или одеялом обхватывает ягодицы пострадавшего, и её концами завязывают за жердь.

Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а такжежелезнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).

2. Переноска пораженных без носилок

Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 1).

Рис. 1. Носилочная лямка и как ею пользоваться

а- носилочная лямка; б - пригонка лямки; в - правильно надетая лямка.

Для переноски пострадавшего лямку с помощью пряжки складывают или восьмеркой, или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика: лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук (рис. 1, а), а лямка, сложенная кольцом, - на большие пальцы одной вытянутой руки и другой, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 1,6).

Для работы с носилками лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание ремня приходилось на спине на уровне лопаток (рис. 1,в).

Если носилочной лямки нет, ее легко изготовить: кольцо - из двух, восьмерку - из пяти поясных ремней.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами.

Первый способ. Пораженного кладут на здоровый бок. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками,-на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 2,а).

Носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем он постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост. Пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику (рис. 2, 6). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может не держаться за носильщика, так как лямка удерживает его достаточно надежно.

Рис.2. Переноска пораженного на лямке (первый способ).

а- лямка надета на пораженного; b - переноска пораженного на лямке, сложенной восьмеркой.

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.


· Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бедра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая носильщика за шею (этот способ применяется для переноски на более далекие расстояния).

· Переноска за спиной. То же, только носильщик удерживает руки пострадавшего, если пострадавший не может удерживаться сам. Ноги пострадавшего при этом свободно свисают за спиной.

· Переноска на плече (метод пожарников). Если пострадавший находится без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине

носильщика.

· Переноска вдвоем. Один из носильщиков берет пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим

· Переноска на «замке». Наиболее удобный способ переноски пострадавшего. Для образования «замка» каждый из двух носильщиков захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается (обхватывает) за плечи или шею носильщиков.

· Переноска на носилочной лямке. Лямка складывается восьмеркой или пелей:

Ноги пострадавшего пропускают через лямки вперед, пострадавший находится на спине носильщика, обхватив его шею руками, лямка находится под ягодицами пострадавшего. Этим способом можно переносить пострадавшего и двумя носильщиками:

· Транспортировка пострадавшего на стуле. Метод применяется для транспортировки пострадавшего в сознании без тяжелых травм при отсутствии щита и носилок. Проверьте прочность стула. Привяжите туловище пострадавшего к спинке стула, а бедра - к сидению стула. Для этого можно использовать шарфы, галстуки или широкие бинты. Один спасатель становится за спиной пострадавшего и берется за спинку стула, другой держит стул за передние ножки (или сбоку за передние ножки и спинку стуа). Стул наклоняют назад. Пострадавшего поднимают и несут. Спасателям следует идти синхронно. Перед изменением угла наклона стула следует предупредить об этом пострадавшего (чтобы избежать неожиданного смещения центра тяжести). · Транспортировка пострадавшего с опорой. Метод используется, если пострадавший может идти сам, но нуждается в поддержке. Метод нельзя использовать, если у пострадавшего травмирована рука.

Современным удобным средством для транспортировке пострадавших является спинальный щит:

Отсутствие швов позволяет легко очищать и дезинфицировать щит Очень большие отверстия для рук позволяют легко работать с ним даже в толстых перчатках Приподнятые отверстия ручки позволяют легко поднять его с поверхности Выдерживает вес более 110 кг В щит вмонтированы штифты, увеличивающие его прочность Имеет отверстия крепежных ремней для детей, устраняя необходимость использования полотенца для заполнения пространства между пациентом и ремнем Можно использовать при спасении на воде, в горах, в помещении и на дороге Проницаем для рентгеновских лучей, МРТ и КТ Не содержит латекс Множество отверстий для ремней позволяют закреплять ребенка и не мешают переноске Подъем щита с земли не представляет трудности за счет приподнятых ручек

Медицинская эвакуация: Правила переноски пострадавшего

В положении лежа переносят и транспортируют пострадавшего с повреждением позвоночника, живота, переломами костей таза и нижних конечностей, ранениями головы. При тяжелой травме головы и если пострадавший находится без сознания, поворачивают его голову на бок или укладывают его на бок.


При транспортировке пациентов в состоянии шока необходимо обеспечить приток крови к головному мозгу для поддержания его функционирования. Для этого нужно опустить головной конец носилок на угол ~ 15º.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ »

Инв. №_____ Экз. №____

Коваленко В.Н.

с руководителями

ТЕМА № 4.16

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор Санкт-Петербургского

ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС »

Г. В. Якушкин

« » _____________ 2016 г.

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Рассмотрена и принята на методическом совещании Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»

Протокол № _____ от ___________ 2016 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Отработать способы переноски пострадавших одним или двумя сандружинниками с использованием лямок, носилок, подручных средств, на руках, спине.

    Дать первоначальные практические навыки выполнение задач по переноске пострадавшего с травмой позвоночника.

Ме сто проведения занятия: классы общей и специальной подготовки.

Время : 1 час.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин)

Вводная часть

Основная часть

Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске

Заключительная часть

Итого:

45

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1. Алгоритмы первой помощи: учебное пособие для водителей.-

М:Институт проблем управления здравоохранением, 2009. - 30 с.

2. Морозов М. А. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 310 с.

3. Учебник спасателя/ Шойгу С. К., Кудинов С. М. и др.; Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - Краснодар: Советская Кубань, 2002. - 528 с.

4. Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов/ Ф. Г. Захаров, П. А. Курцев, М. И. Гоголев и др.; Под ред. А.Ф. Решетова. - М.: Медицина, 1981. – 185 с.



УЧЕБНО -МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран и (или) телевизор.

      Презентация по теме занятия.

      Перевязочный материал (бинты 10х10 см).

      Ножницы.

      Носилки санитарные.

      Лямки носилочные.

    Подручный материал (стул, специальная огнезащитная накидка –носилки «Шанс»).

    Методическая разработка по теме для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов) тема № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших ». Занятие 2. Вынос пострадавших.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов).

Накануне проведения занятия преподаватель изучает рекомендованную литературу, методическую разработку по данной теме, подготавливает необходимое учебно-материальное обеспечение, продумывает ход проведения занятия, составляет и утверждает план проведения занятия.

Особенности доведения материала занятия (методы отработки учебных вопросов) отражаются преподавателем в плане проведения занятия.

Занятие проводится в классах общей подготовки и специальной подготовки, оборудованными мультимедийным комплексом или видеопроектором с компьютером. Метод проведения занятия – практическая работа , под руководством преподавателя, с использованием учебно-тренировочных карт, с целью закрепления теоретических знаний, приобретения навыков и опыта деятельности в качестве сандружинников .

Вводную часть преподаватель начинает с проверки наличия с и готовности слушателей к занятиям.

Затем Проводит контрольный опрос слушателей по ранее изученному материалу.

Затем проводит инструктаж по мерам безопасности и доводит общую тактическую обстановку, формирует учебные группы для отработки вопросов на учебных точках.

Перемещение учебных групп по учебным местам осуществляется согласно схемы перемещения (Приложение № 2).

При отработке практических действий преподаватель обращает внимание на то, что при выборе способа перекладывания пострадавшего , с травмой позвоночника, на носилки большое значение имеют масса пострадавшего, характер повреждений, число участников.

После отработки вопроса преподаватель делает вывод.

Если численность слушателей в группе превышает 15 человек, то группа разбивается на 2 подгруппы, которые перемещаются по учебным точкам (рабочим местам) по команде преподавателя. Первая подгруппа выполняет задания на рабочих местах № 1 и № 2, вторая – соответственно, на рабочих местах № 3 , № 4 и № 5 под руководством второго преподавателя, привлекаемого к проведению занятия.

Время работы на каждо м мест е зависит от численности обучаемых и составляет в среднем 06 (09) минут. Задача преподавателей – контролировать работу групп, помогать и наблюдать за ходом выполнения практических действий, а также придерживаться времени, указанного на отработку вопросов .

При отработке всех учебных вопросов преподаватели на каждом учебном месте акцентируют внимание обучаемых на соблюдение требований безопасности при выполнении практических работ.

В заключительной части преподаватель подводит итог занятия, отвечает на вопросы слушателей и дает задание для самостоятельной работы (контрольные вопросы для повторения учебного материала).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проверить наличие слушателей в группе и их готовность к занятиям.

Для проверки знаний слушателей ранее изученного материала рекомендуется задать 1 – 3 вопроса п о теме № 4.17 « Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» Занятие 1. «Размещение и погрузка пострадавших.»

ВОПРОС 1: Что подразумевается под понятием - медицинская сортировка?

ОТВЕТ: Медицинская сортировка - метод распределения пораженных на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний и конкретных условий обстановки.

ВОПРОС 2: Какая переноска и транспортировка пострадавших является наименее травматичной?

ОТВЕТ: Наименее травматичной для пострадавших является переноска и транспортировка на носилках.

ВОПРС 3: Для чего применяются санитарные носилки и их главное назначение?

ОТВЕТ: Санитарные носилки применяются для переноски пораженных в положении лежа, перевозки в разных видах транспорта и могут быть использованы в качестве временной койки для размещения пораженных. Главное назначение носилок - переноска пораженных.

Объявить и дать под запись:

тема занятия № 4.16. «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» является логическим продолжением изучения четвертого модуля программы курсового обучения: основы оказания первой помощи.

Занятие 2. «Вынос пострадавших»;

учебные вопросы:

1. Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске пострадавших, используя штатные и нештатные средства, одним или двумя сандружинниками

Провести инструктаж по мерам безопасности.

Довести общую тактическую обстановку.

Сформировать учебные группы для отработки вопросов на учебных местах:

№ 1 -

с использованием лямок (оснащается носилочными лямками).

№ 2 - оснащается санитарными носилками).

№ 3 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

(оснащается подручными материалами (бинт 10х10 см), ножницы, стул, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

№ 4 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине (оснащения не требуется).

5- Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника(оснащается (твердый ровный щит, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка - носилки «Шанс»).

Довести порядок перемещения учебных групп по учебным местам

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА СПОСОБОВ ПО ПЕРКЛАДЫВАНИЮ И ПЕРЕНОСКЕ ПОСТРАДАВШИХ, ИСПОЛЬЗУЯ ШТАТНЫЕИ НЕШТАТНЫЕ СРЕДСТВА, ОДНИМ ИЛИ ДВУМЯ САНДРУЖИННИКАМИ

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1

с использованием лямок»

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 1).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 2).

Время : 09 минут.

Задание 1. – 05 мин.

Задание 2. - 04 мин.

Место:

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилочные лямки – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 1 и № 2.

Действия преподавателя

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 2

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь.

Задание 1. Выполнить перекладывание пострадавшего с земли на носилки, перенести пострадавшего двумя сандружинниками (Учебно-тренировочная карта № 3).

Время : 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилки санитарные – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 2.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь. Правила развёртывания (свёртывания) носилок, переноски и транспортировки пострадавших на носилках (смотри приложения №№ 1 и 2) в зависимости от вида травмы (заболевания), который назначит преподаватель

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 3

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить транспортировку (перемещение волоком) пострадавшего на одеяле(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) (Учебно-тренировочная карта № 4).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего на стуле (Учебно-тренировочная карта № 5).

Время: 06 минут.

Задание 1. – 04 мин.

Задание 2. - 02 мин.

Место: класс общей подготовки, класс специальной подготовки.

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Стул– 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 3.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 4

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на руках (Учебно-тренировочная карта № 6).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на спине (Учебно-тренировочная карта № 7).

Задание 3. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: последовательно друг за другом (Учебно-тренировочная карта № 8).

Задание 4. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: на замке из четырех (трех) рук (Учебно-тренировочная карта № 9).

Время: 06 минут.

Задания 1; 2 – 03 мин.

Задания 3; 4 - 03 мин.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 4.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 5

« Перекладывание пострадавшего с подозрением на травму позвоночника»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить перекладку пострадавшего методом «нидерландский мост» (Учебно-тренировочная карта № 10).

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1 шт.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 5.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

Вывод . В зависимости от поражающего фактора применяемого оружия, в зоне разрушений люди могут получить различные виды травм и ранений. После оказания первой помощи, пострадавших необходимо вынести из опасной зоны для дальнейшей транспортировки в лечебное учреждение.

На практическом занятии Вы получили первичные практические навыки отработки способов по перекладыванию и переноске пострадавших одним или двумя сандружинниками, используя штатные и нештатные средства.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В конце занятия следует напомнить слушателям важность изученной темы в практической деятельности руководителей санитарных дружин (звеньев, постов).

Оказывающий помощь должен знать основы работы в экстремальных условиях, основные способы переноски пострадавших с учетом особенностей конкретного несчастного случая и конкретного человека, а также основные способы перекладывания и транспортировки пострадавших.

По активности обучаемых в ходе выполнения заданий преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала, отвечает на вопросы обучаемых, дает разъяснения и задание для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

Повторить:

    Основные правила укладки пострадавшего на носилки.

    Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием лямок.

3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств.

4. Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника.

Калининского района ___________ В.Н. Коваленко

Рецензенты:

Преподаватель курсов гражданской обороны

Адмиралтейского района __________ И.М. Мансуров

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района ___________ И.И. Юркевич

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ»

Инв. №______ Экз. ____

№_______

Коваленко В.Н.

ЗАДАНИЕ

для проведения практического занятия

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

Для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ПО ТЕМЕ № 4.16 СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 1. Вынос пострадавших

      1. ИСХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

В 09.00, во время авиационной бомбардировки одна из бомб попала в цех № 5. В цеху находились рабочие в количестве работающей смены. Руководитель предприятия принял решение составом санитарной дружины предприятия осуществить вынос пострадавших из зоны разрушений.

Для возможно быстрого выноса пострадавших из опасной зоны и доставки их к местам погрузки на транспорт использ овать все доступные приемы и способы : вынос на носилках, руках, спине, волоком, а также с помощью других подручных средств.

II . ИСПОЛНИТЬ

    Повторить учебный материал занятия по теме № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших.» Занятие 1. Размещение и погрузка пострадавших.

    Изучить приложения № 1, № 2 к Заданию.

    Подготовиться к практической работе по следующим вопросам:

3.1 . Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками с использованием лямок (оснащение: носилочными лямками).

3.2. Переноска пострадавшего с использованием носилок (оснащение: санитарные носилки).

3.3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств (оснащение: подручные материалы, бинт (10х10 см), ножницы, стул, одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

    1. Переноска пострадавшего одним или двумя

сандружинниками на руках, спине (оснащения не требуется).

    1. Перемещение пострадавшего с подозрением на т равму

позвоночника (оснащ ение: твердый ровный щит, одеяло , санитарные носилки).

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района В.Н. Коваленко

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием носилочных лямок »

Задание № 1 (Учебное место № 1)

Переноска пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Время : 05 минут.

Место : класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод : тренировка.

Материальное оснащение: носилочная лямка.

Условия выполнения: Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на одного дружинника.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами:

Первый способ: носилочная лямка сложенная «кольцом».

Алгоритм действий:

1. Пострадавшего кладут на здоровый бок.

2. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками, на спине (свободный конец лямки должен лежать на земле). Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис.1а) .

3. Сандружинник ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину.

4. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику) (рис. 1, б). Второй дружинник помогает встать (поддерживает) и страхует.


б

Рис.1. Переноска пораженного на лямке сложенной «кольцом».

а) - лямка надета на пораженного;

б) - подъем пораженного на лямке, сложенной «кольцом».

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Второй способ : носилочная лямка сложенная «восьмеркой»

Алгоритм действий:

1. Сандружинник надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди.

2. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, я пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика (рис.2)). Второй сандружинник оказывает помощь и страхует.

Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.

Рис.2 Переноска на лямке сложенной « восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием носилочных лямок »

Задание № 2

Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практически отработать действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки.

Время: 04 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двух дружинников. При переносе пострадавшего с помощью носилочных лямок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

1. Сложить носилочную лямку «восьмеркой».

2. Надеть на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо.

3. Опустится сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнять пострадавшего и посадить его на свои сомкнутые колени.

4. Подвести лямку под ягодицы пострадавшего и встать на ноги (рис.3)




Рис. 3 Переноска двумя сандружинниками с помощью лямки сложенной «восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Задание № 1 (Рабочее место № 2)

Переноска пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

Время: 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение : санитарные носилки.

Условия выполнения: преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. При переносе пострадавшего с помощью носилок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Сандружинники развертывают носилки (рис. 4).

    Становятся на одно и то же колено (рис.5).

    Сандружинник № 1 подкладывает одну руку под голову и плечевой пояс пострадавшего, вторую руку ‒ под поясницу.

    Сандружинник № 2 поддерживает таз и конечности пострадавшего.

    Пострадавший, если может, обнимает первого сандружинника за шею.

    Сандружинники поднимаются одновременно и опускают на носилки пострадавшего.

    Уложить пострадавшего на носилки, придав транспортное положение.




Рис.4 а. Развертывание носилок



Рис.4 б. Подъем пострадавшего двумя сандружинниками



Рис.5. Положение пострадавшего с различными травмами при переноске санитарными носилками

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием подручных средств»

Транспортировка пострадавшего волоком

Частная тактическая обстановка : в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс» ).

Время: 02 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинника и пострадавшего (пострадавший не может встать на ноги). Основная тяжесть приходится на одного сандружинника. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий

    Повернуть пострадавшего на бок.

    П одложить со стороны спины одеяло или что-нибудь пригодное для этого ( специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс) .

    Вновь положить пострадавшего на спину.

    Перемещать пострадавшего как можно ближе к земле (рис.6).

    Спина должна быть по возможности прямой, голова − по направлению движения.


Рис.6. Перемещение волоком

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием подручных средств»

Задание № 1 (Рабочее место № 3)

Переноска пострадавшего на стуле

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью стула.

Время: 04 минуты.

Место: класс общей подготовки(класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: стул, бинт шириной 10 см, ножницы.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двоих дружинников. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (стула) даются пояснения проводимых действий (транспортировка пострадавшего в сознании без тяжелых травм при отсутствии щита и носилок).

Алгоритм действий

    Проверить прочность стула.

    Усадить пострадавшего.

    Привязать туловище пострадавшего к спинке стула, а бедра − к сидению стула.

    Один сандружинник становится за спиной пострадавшего и берется за спинку стула, другой держит стул за передние ножки (или сбоку за передние ножки и спинку стула).

    Стул наклонить назад.

    Старшим из сандружинников назначается идущий у головы пострадавшего.

    По команде старшего «Готовы? Поднимаем на счет «три»» поднять стул с пострадавшим.

    По команде старшего « Несем. Проходим в дверь, спиной друг к другу» спасателям идти синхронно.

    Перед изменением угла наклона стула предупредить об этом пострадавшего во избежание неожиданного смещения центра тяжести.

    По команде старшего « Опускаем. Раз, два, три» опустить стул с пострадавшим, отвязать его.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках, спине»

Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить:

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников преподаватель назначает двоих участников – одного условно пострадавшим, другого сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре.

І. Переноска на руках

Алгоритм действий:

Рис.7а. Переноска пострадавшего на руках

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску потерпевшего одним сандружинником на руках, на спине.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников (обучаемые работают в паре). Переноску потерпевшего одним сандружинником преподаватель назначает двоих участников – одного ‒ условно пострадавшим, другого ‒ сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником ‒ на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре. При проведении транспортировки пострадавшего даются пояснения проводимых действий

ІІ. Переноска на спине

Алгоритм действий:

возвышенное место.

    Становится между ногами спиной к нему.

    Опускается на колено.

    Обхватывает пострадавшего обеими руками

за бёдра.

    Поднимается вместе с ним.

    Пострадавший удерживается, обнимая сандружинника за шею (Рис. 7б).

Рис. 7 б. Переноска пострадавшего на спине

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 8

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников,

Переноска пострадавшего сандружинниками на

последовательно друг за другом

Алгоритм действий:

    Один из сандружинников берёт пострадавшего под мышки,

    Второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен (рис.8).

Рис.8. Переноска последовательно друг за другом

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 9

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Отработка способов транспортировки пострадавшего двумя сандружинниками на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего двумя сандружинниками ‒ последовательно друг за другом, на замке из трех рук, на замке из четырех рук.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподавателем назначаются 1 – 2 пострадавших, остальные члены группы – сандружинниками, отрабатывают задачу по переноске, сандружинники дают пояснения проводимых действий.

Переноска пострадавшего на «замке» из трех (четырех) рук

Алгоритм действий:

    Для образования «замка» каждый из двух сандружинников захватывает правой рукой свою левую руку у кисти.

    Своей левой рукой правую руку напарника у кисти (рис.9).

Образуется кресло, в котором переносится пострадавший придерживается двумя или одной рукой за плечи или шею сандружинников.


способом «Нидерландкий мост»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночника. Ему оказана первая помощь.

Слушатели находятся в роли сандружинников. Обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночник

Исполнить: отработать действия по перекладыванию пострадавшего способом «нидерландкий мост».

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: санитарные носилки, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного условно пострадавшим, троих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на среднего спасателя. При перекладывании пострадавшего даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Первый сандружинник захватывает пострадавшего под мышками, расположив его голову на своих предплечьях.

    Второй сандружинник подкладывает руки под тазовую и поясничную область.

    Третий сандружинник располагает на своих предплечьях голени и стопы пострадавшего.

    Перенос пострадавшего начинать по команде центрального сандружинника.

    По команде центрального сандружинника перенести пострадавшего на носилки или одеяло.

Задача во время перекладывания удерживать условно поврежденные конечности, голову и туловище пострадавшего в одной плоскости.


Больной с травмой позвоночника и спинного мозга должен быть уложен на носилки лишь один раз; второе перекладывание допустимо только в постель с операционного стола. При травме позвоночника и спинного мозга в поясничном и грудном отделах при наличии щита более атравматично транспортировать больного в положении на спине, а при отсутствии щита - в положении на животе. Транспортировка больного с травмой в шейном отделе позвоночника должна осуществляться в положении на спине независимо от наличия щита.

Приложения:

Приложение № 1

Развертывание носилок

    носильщики расстегивают ремни;

    потянув за ручки, раскрывают носилки;

    упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа;

    каждый проверяет, закрыты ли замки распоров (рис. 1, а и б).


а) б)

Рис. 1. Развертывание носилок

а) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 1

б) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 2

Свертывание носилок

    носильщики одновременно открывают защелки замков,

    подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки,

    переворачивают их ножками вверх,

    когда полотнище провиснет на сторону, противоположную

ножкам, сдвигают брусья,

    ставят носилки на ножки,

    сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.

Правила переноски пострадавших на носилках

    По ровной поверхности пострадавшего нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания ‒ головой вперёд, обеспечивая приток крови к мозгу.

ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6.5/6.6

Дата: согласно календарно-тематическому плану
Группы: ФМ-41; ФМ-42; ФМ-43.

Количество часов: 4

Тема: 6.5/6.6 СПОСОБЫ РОЗЫСКА ПОРАЖЕННЫХ В ОЧАГАХ МАССОВЫХ ПОТЕРЬ, СПОСОБЫ ВЫНОСА, ТРАНСПОРТИРОВКА

Тип учебного занятия:
теоретическое занятие, урок формирования новых знаний

Вид учебного занятия: лекция, беседа

Цели обучения, развития и воспитания:

Формирование: знаний о способах розыска пораженных в очагах массовых потерь. Формирование понятия о способах выноса и вывоза пораженных, транспортировки пораженных из очагов массового поражения .

Развитие: сознания, мышления, памяти, речи, эмоций, воли, внимания, способностей, креативности.

Воспитание: чувств и качеств личности (мировоззренческих, нравственных, эстетических, трудовых).

В результате усвоения учебного материала учащиеся должны: знать способы розыска пораженных в завалах, разбитых зданиях, подвалах, знать способы выноса и вывоза пораженных из очагов массовых потерь, а также способы транспортировки пораженных.
Материально-технического обеспечение учебного занятия:
таблицы, схемы, фотоматериалы сайта www.сайт

Междисциплинарные и внутри дисциплинарные связи: реаниматология, хирургия, травматология, десмургия

Актуализировать следующие понятия и определения: первая медицинская помощь при ЧС

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационно-воспитательный момент: проверка явки на занятия, внешний вид, средства защиты, одежда, ознакомление с планом проведения занятия - 5 минут .

2. Опрос учащихся - 10 минут .

3. Ознакомление с темой, вопросами, постановка учебных целей и задач - 5 минут:

4. Изложение нового материала (беседа) - 50 минут

Вопросы:
- Способы розыска пораженных в очагах массовых потерь
- Способы выноса пораженных из очагов массовых потерь
- Способы транспортировки пострадавших

5. Закрепление материала - 5 минут :

6. Рефлексия - 10 минут .

7. Задание на дом - 5 минут . Итого: 90 минут .

Задание на дом: стр. 210-216; стр.; ;


ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ

1. Колб Л.И., Леонович С.И., Яромич И.В. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций.- Минск: Выш.шк., 2008 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
2. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (экстремальная медицина, основы медицины катастроф). Под ред. Винничука Н.Н., Давыдова В.В., С.-Птб. 2003, Издательство "Элби-СПб
3. Тематические материалы сайта www.сайт

Преподаватель:

Л.Г.Лагодич

СПОСОБЫ РОЗЫСКА ПОРАЖЕННЫХ В ОЧАГАХ МАССОВЫХ ПОТЕРЬ, СПОСОБЫ ВЫНОСА, ТРАНСПОРТИРОВКА


Способы розыска пораженных в очагах массовых потерь
Поиск пострадавших и оказание им первой помощи является главной задачей спасателей при ликвидации последствий ЧС. Поиск пострадавших начинается с ознакомления с результатами разведки, изучения зоны (места) проведения работ, характера ЧС и определения методики проведения поиска. При изучении места проведения работ используются географические и топографические карты, фотографии, проводится рекогносцировка изучаются метеосводки, животный и растительный мир, рельеф местности, дороги, перевалы, места стоянок пасек, пастбищ, водный режим, труднопроходимые места, населенные пункты, лавиноопасные участки, лесосеки. После изучения зоны проведения работ и характера ЧС спасатели выбирают оптимальную методику проведения поиска пострадавших. К числу основных способов поиска пострадавших относятся:
- визуальный;
- слуховой (звуковой);
- прочесывание местности;
- зондирование;
- поиск по следам;
- опрос очевидцев;
- поиск с воздуха;
- поиск с использованием специальных приборов, животных.

Около 90% информации человек получает с помощью зрения. Поэтому основным способом поиска пострадавших является визуальный . Он заключается в осмотре местности и определении местонахождения пострадавших. Визуальный способ предъявляет повышенные требования к зрению, наблюдательности и зрительной памяти спасателей, поскольку, зачастую, видимыми остаются лишь небольшие части тела, фрагменты одежды, снаряжения, обмундирования, следы крови. Визуальный поиск начинается с осмотра всей видимой территории или зоны ЧС. При этом спасатель ведет наблюдение, находясь на одном месте или передвигаясь. Для увеличения поля зрения необходимо использовать местные условия: подняться на гору, нефтевышку, крышу здания, взобраться на дерево. Оптимальное условие для проведения визуального поиска - ясная солнечная погода. С целью оптимизации визуального поиска целесообразно использовать бинокли, подзорные трубы, увеличительные стекла, перископы, приборы ночного видения. Они позволяют вести наблюдение на расстоянии и в условиях, недоступных невооруженному человеческому глазу.
Для проведения визуального поиска в ночное время, в темных замкнутых пространствах, пещерах, в тумане или дыму должны применяться прожекторы, фонари, лампы, факелы, свечи, осветительные ракеты.
Иногда необходимо вести визуальный поиск ночью, с целью обнаружения света костра или фонарика. Огни большого города видно на расстоянии 60 км, свет вертикального прожектора - на расстоянии 50 км, свет фар автомобиля - на расстоянии 10 км, огонь костра - на расстоянии 8 км, свет электрического фонарика – на расстоянии 3-4 км. При наблюдении днем большие башни, церкви, элеваторы видны за 18-20 км, населенные пункты - за 15-16 км, крупные здания - за 9-10 км, заводские трубы - за 6-8 км, дым от них - за 50 км, люди - за 1,5-2,0 км. Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого и спокойного дыхания, периодического обтирания лица и затылка прохладной водой или снегом. При проведении визуального наблюдения в условиях ярко освещенных снежных, ледяных, водных пространств необходимо применять темные очки, линзы, козырьки.
Всю полученную информацию спасатели заносят в журнал наблюдений, на карту, схему объекта или передают в штаб.

Слуховой (звуковой) способ . Когда визуальный поиск затруднен или не может использоваться, его проводят по получению звуковой информации от пострадавших. К основным звуковым сигналам относятся: разговор, крик, стон, плач, свист, дыхание, храп, хлопки в ладоши, топот, стук, выстрел, взрыв, звук двигателя, лай собаки, крик птицы.
Звуковые сигналы и расстояние их слышимости:
Взрыв - 12-15 км
Шум поезда, гудок паровоза, сирена - 7-10 км
Рокот трактора - 3-4 км
Стрельба из ружья - 2-3 км
Автомобильный гудок,
ржание лошади, лай собаки - 2-3 км
Крик человека - 1,0-1,5 км
Треск падающего дерева - 0,8 км
Стук весел, рубка и пилка леса - 0,5 км
С целью оптимизации поиска пострадавших звуковые сигналы могут подавать сами спасатели - постоянно, с небольшим промежутком времени для прослушивания возможных ответов. Для получения звуковой информации необходимо одновременно периодически прекращать все виды работ на несколько минут - минуты тишины . В это время все должны внимательно слушать звуковую информацию, определять место и направление ее подачи, приступать к поиску пострадавших. Важное значение для оперативного проведения ПСР имеет правильное определение по звуковому сигналу места нахождения пострадавших. С целью исключения ошибок необходимо повторно, а в некоторых случаях и многократно, получать звуковую информацию от пострадавших. В процессе проведения работы эта информация должна постоянно уточняться.
Определить направление звукового сигнала при условии постоянной его подачи и достаточной силы не составляет особого труда, при этом ошибки маловероятны. Гораздо труднее определить направление слабого и периодически повторяющегося сигнала. В этом случае следует направить ушную раковину в сторону подаваемого звукового сигнала и прослушать его. Далее нужно повернуть голову на 15-20° вправо (влево) и снова прослушать сигнал. Направление, откуда доносится самый сильный звук, является правильным ориентиром к его источнику. Наибольшую трудность представляет собой определение направления единичного звукового сигнала. В этом случае необходимо узнать мнения нескольких человек и, учтя их, определить направление звука. Звуковые колебания способны передаваться в разных средах (воздух, жидкость, твердое тело). На этом их свойстве основан способ получения звуковой информации методом прослушивания. С этой целью ухо прикладывается к твердому телу. Если по такому телу ударить, постучать или поцарапать его, то звук распространится и будет услышан.

В тех случаях, когда ухо не способно уловить звуковые сигналы используются специальные акустические приборы : эхолоты, геофоны. Их принцип работы основан на регистрации характерных для жизнедеятельности человека проявлений (дыхание, стон, крик, сердцебиение, движение). Методика поиска пострадавших с помощью акустических приборов заключается в проведении замеров шумов (звуков) в местах возможного нахождения пострадавших. Хорошие результаты в этом плане достигаются при использовании акустического прибора "Пеленг-1". При проведении поиска пострадавших по звуковой информации важно уметь услышать нужную, полезную информацию даже при наличии посторонних звуков.

Способы выноса пораженных из очагов массовых потерь
На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Неумелое извлечение и перенос пострадавших может привести к серьезным осложнениям - усилению кровотечения, смещению отломков костей и болевому шоку. Чтобы этого не произошло, извлекать из автомобиля, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоём или втроём.

При отсутствии стандартных носилок, их несложно сделать из досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.

Например, можно соединить ремнями две жерди деревянными распорками, сверху положить одеяло, пальто или другой материал.

Этим приспособлением можно воспользоваться после извлечения пострадавшего из автомобиля, если вы оказались на месте происшествия один, а чрезвычайная ситуация - пожар, угроза взрыва, кровотечение, прекращение дыхания и остановка сердца у пострадавшего - не позволяет дожидаться помощи. Применение носилок обеспечивает свободную проходимость дыхательных путей, относительную неподвижность позвоночника и даже небольшое его вытяжение, что особенно важно, если повреждён шейный отдел позвоночника.

Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходимо: два человека становятся с той стороны, где нет раны, ожога или перелома, один подводит свои руки под голову и спину пострадавшего, второй под ноги и таз, по команде поднимают одновременно так, чтобы позвоночник оставался прямым. Если поднимают втроём, то один поддерживает голову и грудь, второй - спину и таз, третий - ноги. В таком положении осторожно поднимают, переносят и опускают пострадавшего на носилки, стараясь не причинить ему боли.

1. Общие правила переноски и подъема пострадавших
Правила переноски пострадавших на носилках:
- По ровной поверхности их надо нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания, то головой вперёд, так удобнее наблюдать за ним и обеспечивается приток крови к мозгу.
- Передвигаться следует осторожно, короткими шагами. Чтобы носилки не раскачивались, несущие не должны идти в ногу.
- На крутых подъёмах и спусках следить, чтобы носилки находились в горизонтальном положении, для чего на подъёме приподнимают их задний конец, на спусках передний. При этом ручки носилок можно положить на плечи несущих.
- Нести пострадавших на носилках на большие расстояния значительно легче, если использовать лямки /ремни, верёвки/, которые уменьшают нагрузку на кисти рук. Из лямки делают петлю в виде восьмёрки и подгоняют её под рост носильщика.
Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук. Петлю надевают на плечи так, чтобы она скрещивалась на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опущенных рук, эти петли продевают в ручки носилок.
Способы выноса пострадавших из очага бедствия:
- Извлечение на пальто, плащ-палатке, брезенте . Пострадавшего осторожно укладывают на разостланное пальто, продевают через рукава ремень или верёвку и закрепляют его вокруг туловища. Пострадавшего перетаскивают волоком.

- Переноска на руках. Оказывающий помощь становится около пострадавшего, опускается на колено, одной рукой подхватывает его под ягодицы, а другой - под лопатки. Пострадавший обнимает спасателя за шею. Затем носильщик выпрямляется и несёт пострадавшего.

- Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бёдра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая спасателя за шею (этот способ применяется для переноски на более далёкие расстояния).

- Переноска на плече . Если пострадавший без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине носильщика.

- Переноска вдвоём . Один из носильщиков берёт пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим.

- Переноска на "замке" . Наиболее удобен способ переноски пострадавшего. Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей.

- Переноска с помощью жерди. Жердь можно сделать из трубы, деревянного шеста длиной не менее 2,5 - 3 метра, концы простыни завязываются узлом и просовываются под жердь, второй простыней или одеялом обхватывает ягодицы пострадавшего, и её концами завязывают за жердь.

2. Переноска пораженных без носилок

Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 1).

Носилочная лямка и как ею пользоваться


Рис. 1 а- носилочная лямка; б - пригонка лямки; в - правильно надетая лямка.

Для переноски пострадавшего лямку с помощью пряжки складывают или восьмеркой, или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носильщика: лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания надеваться на большие пальцы вытянутых рук (рис. 1, а), а лямка, сложенная кольцом, - на большие пальцы одной вытянутой руки и другой, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 1,б).
Для работы с носилками лямку складывают восьмеркой и надевают так, чтобы петли ее располагались по бокам носильщиков, а перекрещивание ремня приходилось на спине на уровне лопаток (рис. 1,в).

Если носилочной лямки нет, ее легко изготовить: кольцо - из двух, восьмерку - из пяти поясных ремней.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами.

Первый способ. Пораженного кладут на здоровый бок. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками,-на спине. Свободный конец лямки должен лежать на земле. Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис. 2,а).


Рис.2. Переноска пораженного на лямке (первый способ).
а- лямка надета на пораженного; b - переноска пораженного на лямке, сложенной восьмеркой.

Носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем он постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост. Пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику (рис. 2, 6). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщика остаются свободными, а пострадавший может не держаться за носильщика, так как лямка удерживает его достаточно надежно.
К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Второй способ. Носильщик надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди. Затем носильщик поднимается, как и при первом способе (рис. 3). При такой переноске грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, я пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика.


Рис. 3. Переноска пораженного на лямке (второй способ).

Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.

Если пострадавшего переносят на лямке два носильщика, то они, сложив носилочную лямку восьмеркой, надевают на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо. Носильщики опускаются сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнимают пострадавшего и сажают его на свои сомкнутые колени, затем подводят лямку под ягодицы пострадавшего и встают на ноги (рис. 4).

Рис.4. Переноска на лямке двумя носильщиками.


Существует ряд способов переноски пораженных на руках одним или двумя носильщиками. Переноска пораженных на руках одним носильщиком.

Первый способ. Носильщик сажает пострадавшего на возвышенное место, между его ног и опускается на одно колено. Пораженный обхватывает носильщика за плечи или держится за его пояс; носильщик берет пораженного обеими руками под бедра и встает (рис. 5).


Рис. 5. Переноска без лямок (первый способ).


Второй способ. Опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, носильщик берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, а пострадавший обхватывает носильщика за плечи. После этого носильщик встает.

Третий способ. На сравнительно большие расстояния удобнее всего носить пораженного на плече (рис. 6).


Рис. 6. Переноска без лямок (третий способ).


Переносить пораженных одному человеку на руках труднее, чем на лямке. Поэтому данными способами пользуются лишь при переноске на короткие расстояния. Переноска пораженного на руках двумя носильщиками может осуществляться несколькими способами.

Первый способ. Носильщики соединяют руки так, чтобы образовать "сиденье" ("замок"). "Замок" можно сделать, соединив две руки (одну руку одного носильщика и одну руку другого), три руки (две руки одного носильщика и одну руку другого) и четыре руки (рис. 7, а, б и в).


a б в

Рис. 7. Замок из рук (а, б, в)

В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков руками за плечи. Пораженного сажают на "сиденье", как и при переноске на лямке (рис. 8, а и б). В качестве "сиденья" можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом.


Рис. 8. Переноска на замке из рук (а, б).


Второй способ. Один из носильщиков подходит к пораженному сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой носильщик встает между ног пораженного спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пораженного, чтобы не затруднять ему дыхание (рис. 9).

Рис. 9. Переноска вдвоем без лямок

Третий способ. Носильщики, подойдя к пораженному, становятся оба с одной (здоровой) стороны его и опускаются на одно колено. Носильщик, находящийся у головы пораженного, одну руку подсовывает ему под спину, другую-под поясницу. Другой носильщик, находящийся у ног пораженного, подводит одну руку под его ягодицы, а другую - под голени. Оба носильщика, становясь на ноги, поднимают пораженного.Такой способ пригоден для переноски на короткие расстояния, а также для укладывания пораженных на носилки.

Незаменимым способом является переноска пораженных на носилках.

Санитарные носилки предназначены для переноски пораженных в положении лежа. Они состоят из двух деревянных или металлических брусьев, двух шарнирных стальных распоров с ножками и съемного полотнища с изголовьем. Распоры носилок вместе с ножками тоже съемные; они прикрепляются к брусьям болтами и гайками; шарниры распоров снабжены пружинными замками, защелками, благодаря чему носилки не могут самопроизвольно складываться при переноске или перевозке на них пораженного.

Изголовье делается в виде подушки, которую набивают сеном (соломой, травой и др.). По обеим сторонам полотнища носилок нашиты "рукава", служащие для надевания полотнища на брусья. В ножном и головном концах полотнища, справа и слева, с помощью болтов, удерживающих ножки, укреплены два брезентовых ремня с пряжками, предназначенных для связывания свернутых носилок. Чтобы уменьшить провисание, в средней части полотнища снизу подшита поперечная парусиновая полоса.

Длина носилок 221,5 см, ширина-55 см, вес-9,5- 10 кг. Все носилки изготавливаются одинакового размера и приспособлены для любого вида транспорта.

Носилки развертывают следующим образом: оба носильщика расстегивают ремни; затем, потянув за ручки, раскрывают носилки и, упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа. Каждый носильщик проверяет, хорошо ли закрыты замки распоров (рис. 11, а и б).


a б

Рис. 11. Развертывание носилок.

Свертывают носилки так: носильщики одновременно открывают защелки замков и, подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки, а затем переворачивают их ножками вверх. Когда полотнище провиснет на сторону, противоположную ножкам, сдвигают брусья окончательно, ставят носилки на ножки и, сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.

Чтобы облегчить переноску пораженного на носилках, пользуются лямкой. Каждый носильщик надевает лямку восьмеркой так, чтобы петли ее ложились ближе к полотнищу. В петли продевают ручки носилок. Передний носильщик кладет руки впереди лямки, задний-позади нее.

При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов. На небольшое расстояние пораженных можно переносить на одеяле и др. (рис. 12). Для работы удобны носилки из подручных средств: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и переплетенных лямками, проволокой или веревкой. Носилки можно быстро сделать из 1-2 мешков и 2 жердей. Для переноски пострадавших с повреждением позвоночника поверх полотнища носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ, сено и т. д.).


Рис. 12. Переноска на одеяле.


Основная цель переноски и эвакуации (транспортировки) пораженных - быстрая их доставка к местам оказания медицинской помощи и лечения.
Способы транспортировки пострадавших


1. Если пострадавший находится в коматозном состоянии, у него имеются ожоги ягодиц или спины или наблюдается частая рвота, то его следует транспортировать только в положении лежа на животе (г). Это же положение может использоваться для транспортировки пострадавших при переломе позвоночника, когда имеются только гибкие брезентовые носилки и нет возможности дождаться специализированной помощи.

2. В положении на спине с согнутыми в коленных суставах (б) или приподнятыми ногами транспортируют пострадавших с проникающими ранениями брюшной полости (в), переломами нижних конечностей, при внутреннем кровотечении или подозрении на него (в).

3. При переломе костей таза, верхней трети бедренной кости и подозрении на эти переломы пострадавшего следует транспортировать в положении лежа на спине в позе «лягушки». Для этого его ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах и разводят в стороны. Под колени подкладывают валик из одежды или одеяла.

4. При травмах позвоночника, подозрении на повреждение спинного мозга, переломе костей таза транспортировка пострадавших должна осуществляться только на твердых носилках или вакуумном матрасе. Если их нет в наличии, то могут использоваться импровизированные носилки, изготовленные из дверного полотна, широкой доски или деревянного щита.

5. В положении полусидя или сидя (е, ж), транспортируют пострадавших с ранениями шеи, проникающими ранениями грудной клетки, переломами верхних конечностей и с затрудненным дыханием вследствие утопления.

6. В положении "на боку"(д) транспортируют пострадавших с ЧМТ и возможной рвотой.

Транспортировка пострадавших при переломах

Транспортировать пострадавших с переломами можно только после наложения транспортной шины (стандартной или изготовленной из подручных средств), ограничивающей подвижность поврежденной конечности. Это позволит уменьшить проявление болевого синдрома и снизит вероятность развития травматического шока.

При открытом переломе, прежде чем приступить непосредственно к наложению шины, следует остановить кровотечение (кровоостанавливающий жгут, давящая повязка), обработать края раны спиртом, зеленкой или настойкой йода и наложить на нее асептическую повязку. Для наложения повязки используют стерильный бинт или перевязочный пакет, которые можно купить в любой аптеке. При невозможности приобрести их можно использовать кусок чистой (желательно, проглаженной горячим утюгом с двух сторон) белой хлопчатобумажной или льняной ткани.

Перед наложением шины конечность следует обернуть куском ткани, одеждой, марлей или слоем ваты. После ее наложения транспортировка пострадавших при переломах осуществляется в соответствии с общими правилами. Способ доставки в лечебное учреждение выбирается лицом, оказывающим первую помощь, в зависимости от имеющихся возможностей.

Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а также железнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).

После оказания первой медицинской помощи пострадавших, которые не могут самостоятельно передвигаться, необходимо вынести и вывести из очага поражения. Для многий из них первая медицинская помощь будет только предварительной, так как они нуждаются в последующей помощи медицинского персонала (медицинская сестра, фельдшер, врач) на медицинском пункте. Для извлечения пострадавших, выноса и доставки на медицинский пункт существуют различные способы оттаскивания и выноса без носилок, на носилках и с помощью подручных средств.

Все гражданское население должно уметь оттаскивать и выносить пострадавших на носилках, без носилок и с помощью подручных средств.

Завалы и разрушения потребуют умения вытаскивать пострадавшего волоком. Его можно оттаскивать на боку, как это показано на рис. 27.


Рис. 27. Оттаскивание пострадавшего на боку.

Очень удобен способ, при котором пострадавшего кладут на спину, его руки у кистей связывают. Оказывающий помощь становится на колени, раздвинув ноги над туловищем пострадавшего, а его связанные руки кладет себе на шею. Опираясь на руки, оказывающий помощь приподнимает и постепенно оттаскивает пострадавшего, как это показано на рис. 28.


Рис. 28. Оттаскивание пострадавшего при передвижении на коленях.


Рис. 29. Переноска пострадавшего на лямке или ремнях, сложенных кольцом.


Рис. 30. Переноска пострадавшего на лямке, сложенной восьмеркой.

При возможности двигаться в рост легче всего нести пострадавшего с помощью носилочной лямки или соединенных вместе двух поясных ремней, сложенных восьмеркой или кольцом, как это показано на рис. 29 и 30. На большое расстояние удобнее всего нести пострадавшего на плече (рис. 31), если нет лямки или ремней. Значительно легче нести пострадавшего вдвоем. Очень распространен способ выноса вдвоем с помощью «замка» из рук (рис. 32).

Удобнее всего выносить пострадавшего на носилках (рис. 33), они позволяют нести вдвоем или вчетвером. Если носилки несут двое, они должны идти не в ногу. При переноске вчетвером двое идут по бокам носилок, поддерживая их за брусья. По мере движения пары меняются. На ровном месте пострадавшего несут ногами вперед, чтобы идущий сзади мог наблюдать за его лицом (рис. 34). Носилки можно сделать и из подручных средств (рис. 35).


Рис. 31. Переноска пострадавшего на плече.


Рис. 32. Вынос на «замке» из рук.


Рис. 33. Санитарные носилки в развернутом и свернутом виде.


Рис. 34. Переноска на носилках вчетвером.


Рис. 35. Носилки из подручных средств:
а - из двух жердей и лямок;
б - из двух жердей и тюфячной наволочки;
в - из двух жердей и двух мешков.

Для укладывания пострадавшего на носилки используют в основном два приема. Из четверых спасающих трое становятся на колено лицом к лежащему пострадавшему и, подводя под него руки, одновременно приподнимают его и кладут на раскрытые носилки, которые подводит под пострадавшего четвертый. Двое спасающих могут применить способ малоизвестный, но, как это видно из рис. 36, легкий и удобный.

Вместо носилок можно использовать стул. Пострадавший садится на стул, один носильщик идет сзади и держит спинку стула, а второй идет впереди и держит стул за верхнюю часть передних ножек, располагая свое туловище между ногами пострадавшего.


Рис. 36. Укладывание пострадавшего на носилки вдвоем.



Просмотров