Выплаты освободившимся из мест лишения свободы. Как трудоустроиться бывшим заключённым


Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ от 13 января 2006 г.

N 2) 1. Настоящая Инструкция*(1) устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения (далее — ИУ) содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также порядок оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительной системы.

Как получить материальную помощь освободившимся из мест лишения свободы

Оказание всех видов материальной помощи осуществляется ГКУ Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи человек. Эти люди, получив свободу, нуждаются в помощи - многие не могут найти работу, зарегистрироваться по месту жительства. Иногда у них нет мобильного телефона, поэтому с ними трудно связаться.

А у некоторых - даже одежды по сезону. И нередко, не найдя работы и жилья, бывший заключенный вновь становится на путь преступления.

Право на обеспечение одеждой

Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства. В соответствии с действующим Приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 г. N 605
«Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации»
(пункт 44) паспорт осужденному выдается на основании представленных администрациями исправительных учреждений запросов по установленной форме с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по установленной форме и двух личных фотографий осужденного.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы

4.

При освобождении от отбывания принудительных работ, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

Памятка освобождаемым из мест лишения свободы «Ваши права

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. По истечении срока отбывания наказания либо в случае условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания или замены ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания администрация учреждения, исполняющего наказание, передает необходимые материалы в отношении осужденного, прошедшего освидетельствование и лечение в порядке, установленном частью четвертой статьи 18 УИК РФ, с его согласия органам здравоохранения по избранному им месту жительства для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Адаптация и социализация после освобождения

Перед освобождением. В 1955 году на Конгрессе ООН были приняты Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Они не имеют обязательной силы норм международного договора.

Тем не менее, это, несомненно, эталонный документ, в котором переплавляется опыт национальных систем исполнения наказаний с принципом гуманизма, естественности и неотъемлемости прав человека.

Раздел, касающийся

«отношений с внешним миром и опеки после освобождения»
рекомендует «с самого начала отбывания срока думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения.

Юридическая консультация в Беларуси

Кстати, центр социального обслуживания населения, по словам Натальи Рокманс, может оказать бывшим заключенным материальную помощь (в виде государственной адресной социальной помощи). Единственное обязательное условие для ее получения — человек должен зарегистрироваться в отделе по трудоустройству в качестве безработного.

Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут получить в центре и гуманитарную помощь: одеждой, постельным бельем, продуктовыми наборами.

Наказание за преступление – эффективная мера воздействия, но не единственная. После отбытия срока возникают новые трудности, которые не каждый может преодолеть. Как результат – повторное нарушение законодательства, возвращение в колонию или тюрьму, аморальный образ жизни и т.д.

Речь идет об отсутствии денежных средств, вещей первой необходимости, места жительства, проблемах социальной адаптации. Чем больше времени провел человек в изоляции, тем сложнее ему вернуться к прежней жизни.

Подразумевается ли помощь освободившимся из мест лишения свободы? Если да, то какая? И что сделать, чтобы ее получить?

Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.

Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.

Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.

Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).

Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:

Дополнительно может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 850 рублей (на чай и сигареты должно хватить) . Все выплаты и иную помощь обеспечивает администрация учреждения, в котором находился осужденный.

А вот после прибытия в пункт проживания ему необходимо узнать адреса реабилитационных центров и обратиться туда за дополнительной помощью. Рекомендуется посетить администрацию, органы соцзащиты или отделение полиции и получить там необходимую информацию.

Социальная помощь

Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ . Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.

Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума . Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.

Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.

Перечень оказываемых услуг:

  • Обеспечение жилплощадью;
  • Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
  • Питание;
  • Помощь в оформлении документов;
  • Юридическая помощь.

В ряде центров услуги оказываются бесплатно, в некоторых берут минимальную сумму в сутки – 100-150 рублей. Все, что нужно – узнать адрес, придти по месту нахождения учреждения, заявить о проблеме.

Время нахождения в центре – полгода в среднем . За этот период нужно постараться решить свои проблемы. Главное – отказаться от желания повторно преступить закон.

Появившиеся трудности решаемы, нужно упорно идти по правильному пути и эффективно использовать появляющиеся возможности.

Вот несколько центров социальной адаптации в разных городах (кликните по ссылке, откроется в новом окне).

Помощь в трудоустройстве освободившимся из мест лишения свободы предоставляется центром занятости. Туда нужно самостоятельно придти и встать на учет по безработице.

Пока специалисты будут подыскивать подходящую работу, освободившийся имеет право на получение пособия . Его размер зависит от региона проживания, периода работы, размера з/п и т.д. (нужно узнать самому).

Чтобы встать на учет, достаточно подготовить пакет документов и принести их в центр помощи в трудоустройстве. Это:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Справка о заработке за последние 3 месяца на прежнем месте работы;
  • Документ об образовании или имеющейся квалификации – для тех, кто ранее не работал;
  • Страховое свидетельство и ИНН.

Полный перечень документов нужно узнать в ЦЗН по месту жительства .

Искать работу гражданин может и самостоятельно – через сайт или лично посещая учреждение. Новые вакансии представлены на информационных стендах.

Во время подачи документов необходимо написать заявление . После этого обратившийся получает статус безработного.

Каждые 2 недели ему предоставляют перечень организаций с открытыми вакансиями, которые ему необходимо посещать. Дважды в месяц человек отчитывается о предпринятых им действиях.

Иногда люди намеренно отказываются от работы и просят ставить отметки об отказе в их приеме на предоставленную должность, чтобы получать пособие.

Поскольку его размер невелик (разный в зависимости от региона и иных особенностей), лучше так не делать и цепляться за любую возможность устроиться на работу.

Если длительное время не удается найти свое место – остается рассмотреть неофициальный заработок – пилорамы, грузчики на складах (чаще продуктовых), разгрузка вагонов и фур, дворник и т.д.

Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы может предоставляться на уровне регионов. Ее размер и способ получения нужно узнавать самостоятельно в общественных и государственных организациях.

Их адреса известны органам соцзащиты, полиции, администрации. Единовременного пособия в размере 850 рублей хватит мало на что, поэтому стоит рассмотреть и этот вариант.

Чтобы исключить влияние прошлого на настоящее необходимо перестать общаться с людьми, которые «тянут вниз», предпринять все возможности для отказа от пагубных привычек, постараться заработать первые деньги, чтобы почувствовать их силу и трудиться дальше, более воодушевленно.

Не следует бездарно распоряжаться полученными средствами или оказанной помощью. Нужно стараться извлекать пользу из всего.

Есть смысл первое время осесть в городе или поселке с минимальной стоимостью аренды комнат и квартир, адаптироваться там, почувствовать вкус жизни и двигаться дальше. Есть населенные пункты, где снять жилье можно за пару тысяч рублей.

Пишите соответствующее заявление на имя администрации ИК.

Статья 181 УПК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

1. Осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

4. При освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

1. В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, многие из них имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ.

2. Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим к месту жительства вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные от отбывания наказания обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, а также освобождаемые больные снабжаются питанием исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

3. Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы" при отсутствии у освобожденного средств ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни , личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК. Исключение в этом плане сделано лишь в отношении осужденных несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, и больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. Об их освобождении ставятся в известность родственники, органы опеки и попечительства, органы и учреждения Минздравсоцразвития России.

При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осужденного могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.

Законодателем не определены сроки подобного извещения, а упомянуто лишь о его заблаговременности. Не указана и форма извещения. Представляется, что по общему правилу администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об освобождении осужденного его родственникам, иным лицам, органам и учреждениям, названным выше, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 180 УИК. Однако в отдельных случаях возможны отступления от этого правила, если, например, незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и т.п.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, освобожденный направляется к месту жительства в сопровождении работника ИУ.

Пишите соответствующее заявление на имя администрации ИК.

Статья 181 УПК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

1. Осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

4. При освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

1. В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, многие из них имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ.

2. Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим к месту жительства вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные от отбывания наказания обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, а также освобождаемые больные снабжаются питанием исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

3. Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы" при отсутствии у освобожденного средств ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни , личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК. Исключение в этом плане сделано лишь в отношении осужденных несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, и больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. Об их освобождении ставятся в известность родственники, органы опеки и попечительства, органы и учреждения Минздравсоцразвития России.

При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осужденного могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.

Законодателем не определены сроки подобного извещения, а упомянуто лишь о его заблаговременности. Не указана и форма извещения. Представляется, что по общему правилу администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об освобождении осужденного его родственникам, иным лицам, органам и учреждениям, названным выше, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 180 УИК. Однако в отдельных случаях возможны отступления от этого правила, если, например, незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и т.п.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, освобожденный направляется к месту жительства в сопровождении работника ИУ.

Как уже указывалось, отбывание наказания в местах лишения свободы, как правило, приводит к разрыву социально полезных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом по прежнему месту работы. Испытываемые лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, трудности в бытовом и трудовом устройстве нередко толкают этих граждан к совершению новых преступлений. Поэтому законодатель совершенно справедливо включил в Уголовно-исполнительный кодекс РФ главу, посвященную вопросам помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контролю над ними.

На администрацию учреждения, исполняющего наказание, возлагается обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Проводится психологическая работа с осужденными, ознакомление с действующим законодательством, в частности, разъясняются их права и обязанности.

Но оказания одной лишь информационной поддержки бывает недостаточно. Необходима и материальная помощь, так как не все осужденные, содержащиеся в исправительном учреждении, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Оказание этой помощи возложено законодателем на администрацию учреждения, исполняющего наказание (ст.181 УИК РФ). Данная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов, в предоставлении необходимой по сезону одежды или средств па ее приобретение, снабжение освобожденного продуктами питания на время следования до места жительства или деньгами по установленным нормам.

Кроме указанных видов материальной помощи, при наличии денежных средств из специального фонда может быть выдано единовременное пособие в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако стоит заметить, что в Российской Федерации не так уж много исправительных учреждений имеет свободные денежные средства не только для выдачи указанного пособия, но и для элементарной оплаты проезда освобожденного.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ проявляет особое внимание и к осужденным, нуждающимся в постороннем уходе, обязывая администрацию исправительного учреждения заблаговременно извещать родственников осужденного об его освобождении, а в случае их отсутствия других лиц, достигших совершеннолетия и заслуживающих доверия.

При неприбытии родственников либо иных лиц, способных сопровождать освобожденного, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Не вызывает сомнения, что закрепление в законе описанных выше норм об оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания, способствует первоначальному вхождению в среду жизни на свободе, препятствует совершению правонарушений в течение нескольких первых дней пребывания вне пределов исправительного учреждения.

Важен и тот факт, что важнейшим фактором, устраняющим причины и условия преступлений, является труд. "В процессе труда. формируются основные нравственные качества личности; трудолюбие, потребность вести честный образ жизни". Труд является способом самовыражения личности, ее самоутверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает потребности человека в самоутверждении и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности, к совершению преступлений. Незанятость трудом лишает освобожденного из мест лишения свободы возможности быстро восстановить в полном объеме общественные связи. Поэтому даже если он живет на личные сбережения, средства родственников, случайные заработки отсутствие постоянной трудовой деятельности - само по себе неблагоприятный фактор, увеличивающий вероятность рецидива преступлений.

Труд важнейший фактор ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы, а их трудовое устройство - основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе.

Не случайно, поэтому кроме помощи предоставляемой осужденным при освобождении законодатель предусматривает возможность первоочередного трудоустройства данных граждан через центры занятости населения. Закон Российской Федерации "О занятости населения"Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19. 04.1991 года (в ред. ФЗ № 11 от 23. 02.2013 года и изм., внесенными Проставлением Конституционного Суда РФ от 16. 12.1997 г. № 20-П, от 23. 04.2012 г. № 10-П) относит этих лиц к числу, пользующихся повышенной социальной защитой. Чтобы местные администрации и центры занятости населения могли оказать своевременную помощь освобожденным, закон предписывает администрацию исправительного учреждения не позднее сроков, указанных в ст.180 УИК РФ, уведомлять органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Но, не смотря на это, освобожденные не всегда обращаются в центры занятости населения в целях поиска работы, да и сами центры занятости иногда не могут помочь данной категории лиц. Так, в 2012 г. в Центр занятости населения г. Котлас Архангельской области обратилось по поводу трудоустройства 85 освобожденных из мест лишения свободы, из них нашли работу" только 15 человек. Данный вывод подтверждает и наше анкетное исследование. Только 2% респондентов устроились на работу с помощью депутатов, администрации города, центров занятости населения, 1% с помощью администрации ИУ. 12% - с помощью родственников. Подавляющее же большинство (67%) нашли работу самостоятельно. 13% респондентов так и не могли найти работу". Примечательно то, что после освобождения практически все 100% опрошенных лиц стремились трудоустроиться, и лишь 3% не хотели работать.

Можно объяснить столь низкий спрос на освобожденных па рынке труда низкой квалификацией их (59% анкетированных лиц - рабочие. 23% - вообще без определенного рода занятий), вследствие чего они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию предприятия принять их на работу практически невозможно

В связи с этим, мы считаем верным решение законодателя предоставлять право местным, региональным и федеральным органам власти устанавливать предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых отнесены и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Причиной же того, что некоторая часть освобожденных от отбывания наказания не стремится найти работу, скорее всего, связано с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого гражданина страны, поэтому "более заманчивым для них в силу глубокой нравственной деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

Определенной эффективностью обладают общественные работы, призванные обеспечивать сохранение мотивации к труду, социальную поддержку лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы (именно к этой категории относится большинство освобожденных из мест лишения свободы). Но надо указать на тот факт, что в настоящее время многие лица отказываются от участия в общественных работах, мотивируя это низким заработком, которые они получат за свои услуги.

С вопросом трудоустройства неразрывно связан и вопрос обеспечения освобожденных лиц жильем.

Как уже отмечалось, по результатам проведенного автором исследования выяснилось, что 95% опрошенных лиц имеет постоянное место жительства, и лишь 5% не имеют его.

Поэтому для этих 5% опрошенных и других 500 тысяч лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания, поиск ночлега в первую ночь после прибытия превращается в сложнейшую, острую проблему. Решение ее во многом способствует, по нашему мнению, рецидиву.

Предоставление временного жилища нуждающимся освобожденным в день их прибытия - одна из насущных проблем организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

На данный момент Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Федеральный закон от 10. 12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23. 07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено создание социальных служб, действующих на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности (ст.5).

Среди перечисленных в законе социальных учреждений и служб существенную помощь могут оказать трудоспособным освобожденным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дома ночного пребывания и отделения срочного социального обслуживания. Благодаря содействию, оказываемому сотрудниками этих учреждений - предоставление ночлега, талонов на бесплатное горячее питание, материальная помощь, выделение одежды, обуви, других предметов первой необходимости, оказание юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки, содействие в получении временного жилого помещения, предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных региональным перечнем гарантированных государством социальных услуг - лица, освобожденные их мест лишения свободы и не имеющие места проживания, в значительной степени имеют меньше стимулов к совершению правонарушений в первое время после освобождения. Так, созданный в г. Котлас Архангельской обл. Центр социального обслуживания населения за 2011 год оказал срочную социальную помощь 34 освобожденным из мест лишения свободы. Однако в Сводной программе социальной защиты малоимущих слоев населения г. Котлас на 2012 год предусмотрено, что помощь освобожденным будет предоставляться лишь при наличии регистрации, за исключением выдачи талонов на питание лицам, следующим до избранного места жительства. Введение этого ограничения может негативно повлиять и не без того нелегкий процесс ресоциализации.

Следует отметить также то, что на территории Архангельской области действует всего лишь один дом ночного пребывания, расположенный в городе Архангельск, а отделы социального обслуживания открыты только в городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Онеге, то есть в пяти районах области, и конечно, этого количества центров явно недостаточно для оказания повсеместного содействия освобожденным.

Представляются интересными результаты нашего анкетного исследования по поводу существования подобных центров в нашей стране. Был задан вопрос "Как вы относитесь к содержанию центров социальной адаптации?". Подавляющее большинство (57%) считают нужным существование подобных центров, 25% - бесполезным, 16% выразило желание обратиться в такой центр после освобождения и только 0,6% (1 человек из 160) имеет опыт обращения в такой центр. При этом лишь 11% респондентов знают, где находится подобный центр. В связи с этим представляется уместным, чтобы администрация исправительного учреждения сообщала освобождаемым лицам о местонахождении центров социальной адаптации, причем не только по выбранному ими постоянному месту жительства, но и находящихся на пути следования.

Особо стоит вопрос адаптации к жизни на свободе освобожденных пенсионного возраста и инвалидов 1, 2 групп. Для них законодатель предусматривает возможность направления данных лиц органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. Кроме того, во исполнение Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. ФЗ от 10. 01.2003 № 15-ФЗ, от 22. 08.2004 № 122-ФЗ, от 21. 11.2011 № 326-ФЗ) от 02. 08.1995 г. № 122-ФЗ создаются центры социального обслуживания населения, о которых уже упоминалось. Одной из главных задач их деятельности является социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Подобные центры создаются в целях оказания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в материальном положении, а также психологического статуса.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании следующих документов:

личного заявления;

заявления попечителя:

заключения специалиста по социальной работе;

направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, общественных организаций и объединений;

справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В составе центра возможно создание 13 отделений, в том числе социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания, временного проживания в центре.

Но, тем не менее, в связи с переполненностью домов-интернатов и непринятием органами социальной защиты действенных мер к расширению сети названных учреждений, повсеместно возникают препятствия при устройстве туда указанной категории лиц.

Очевидно, что оказание помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в бытовом и трудовом устройстве имеет своей целью не только создание нормальных условий, но и предполагает обратную взаимосвязь - их активное включение в созидательную деятельность. Без взаимного стремления освобожденных и государства к успешной адаптации первых в условиях жизни на свободе невозможно достичь этой цели.

И оказывающие помощь государственные и общественные органы имеют право знать, насколько эффективна и достаточна оказанная ими помощь.



Просмотров