Юридическое значение конституции рф. Может ли конституция противоречить федеральному закону

Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. В данном контексте моделью толерантных отношений является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность - «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таком образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия...».

Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий - культурных, этнических, расовых, социальных и др. - в человеческих сообществах и уважении тех различий, которые являются результатом естественно-исторического развития, и не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпимость определенно исключена», а когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (социальным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер».

Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы - это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.
ТолерантностьНЕ является врожденным качеством личности, развивается в процессе межкультурного общения, предполагает разумную уступ­чивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодейст­вующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценно­сти другой личности.
Проявления толерантности в межкультурпой коммуникации но­сят относительный характер. Например, американцы никак не мо­гут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нару­шение прав потребителей, невыполнение законов со стороны долж­ностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Рус­ские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляю­щие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают аль­тернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д.



Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности -интолерантности , или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически

интолерантность выражается в широком диапазоне форм поведения - от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.

Основными формами про­явления интолерантности являются:
оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, осно­вывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
этноцентризм;
дискриминация по различным основаниям в виде лишения со­циальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе;
расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
ксенофобия;
осквернение религиозных и культурных памятников;
изгнание, сегрегация, репрессии;
религиозное преследование.

В условиях многообразия культур и растущего числа контактов актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Основным образовательным принципом служит принцип диалога, который позволяет со­единять в мышлении и деятельности людей различные, не своди­мые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ори­ентации и формы поведения. Одной из целей подобного образования является создание условий для интеграции в культуру других народов (обмены, Эразмус) и формирования умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями других культур (молодежная восьмерка, европарламент).

Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов.

I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:
осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;
поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаи­модействия в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаи­модействия и культурные различия.

II. Языковая подготовка:
обязательное ознакомительное изучение языка предполагае­мой для коммуникации культуры;
развитие языковых навыков с помощью самообразования (про­слушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);
накопление индивидуального словарного запаса, необходимо­го для начального этапа культурной адаптации в чужой куль­туре;
использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.

III. Специализированная культурная подготовка:
сбор и изучение информации о культурном своеобразии соот­ветствующей страны:
подготовка к неизбежному культурному шоку;
получение необходимых практических советов от людей, зна­комых с культурой данной страны;
получение дополнительной информации из путеводителей для туристов.
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл выработали практические рекомендации, которые способствуют выработке толерантного отноше­ния к чужой культуре. Некоторые из них:

  1. Относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей.
  2. Пытаться пони­мать и уважать эту религию.
  3. Уважать обычаи приготовления и принятия пищи, способы одеваться, не демонстрировать отвращения к непривычным запахам.
  4. Не судить людей по цвету и акценту.
  5. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру.

Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.

Этническая толерантность (гр. ethnos - «род», «племя», «народ» + лат. tolerantia - «терпение», «снисхождение») трактуется современными исследователями как особая черта любого этноса, как неотъемлемый элемент структуры этнического менталитета, ориентирующегося на терпимость, признание легитимности «чужой правды», отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межэтнических отношениях.

Другими словами, основа межкультурной коммуникации - это толерантность, которая в современной психологии трактуется как способность индивида без возражений и противодействий воспринять отличающиеся от его собственных мнения, образа жизни, характера поведения, особенности других индивидов.

Нужно прислушаться к мудрому призыву профессора С.Г. Тер-Минасовой, которым она завершает свою книгу «Язык и межкультурная коммуникация» «Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность - вот формула межкультурной коммуникации.

1. Тер-Минасова С.Г. «Язык и межкультурная коммуникация», М.,1996

Воспитание толерантности студентов - это целенаправленное овладение личностью нравственным императивом ценности Другого, что активизируется за счет включения преподавателями иностранного языка в учебное взаимодействие этапа переживания личностью событий различных экзистенций в процессе ценностного осмысления межкультурной коммуникации, реализуемый в культурокреативной образовательной среде.

Проблему воспитания толерантности, как целостного проявления личности, необходимо рассматривать как один из важнейших приоритетов в системе ценностей образования XXI века, показатель духовной культуры личности и духовного богатства человека.

Актуальность данной работы обусловлена

современными направлениями в образовании, а также необходимостью подготовки высокопрофессиональных нравственных, предприимчивых специалистов, способных сотрудничать, обладающих критическим мышлением, готовых к взаимодействию как в сфере профессиональной деятельности, так и межличностных и межкультурных отношениях.

Данная работа не является исчерпывающей проблемы воспитания толерантного сознания у студентов; необходимы дальнейшие пути создания непрерывных моделей формирования толерантности на всех этапах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Саратовской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

(Филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ» в г. Балаково)

Методический доклад на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Подготовила:

Симонова Наталья Иосифовна,

Преподаватель ЦК «Общеобразовательные,

Гуманитарные и социально-

экономические дисциплины»

Балаково

2015 г.

Вступление

Основная часть

Заключение

Список литературы

Приложения

ВСТУПЛЕНИЕ

Процессы глобализации, происходящие в мире, отражаются на системе языкового образования в плане межкультурных контактов. Тематическими компонентами учебной дисциплины «Иностранный язык» всё больше являются проблемы, имеющие общепланетарную ценность: человек и национальные культуры; проблемы войны и мира; окружающая среда; преодоление этнических предрассудков и возрастной дискриминации; глобальные сети связи – Интернет; новейшие технологии и человек.

Подготовка студентов к межкультурному общению предполагает формирование целого ряда качеств личности, в том числе толерантности. Содержание воспитания этих качеств личности активно разрабатывается современными учеными. Например, Е.И. Пассов считает основным содержанием воспитания следующие аспекты:

  • воспитание иммунитета к национализму, шовинизму и т.п.;
  • воспитание чувства патриотизма, желания достойно представлять свою страну, готовности защитить ее;
  • воспитание понимания исторической роли народа (страны изучаемого языка) в международной жизни, уважения и доброго отношения к стране и ее народу, к его истории и традициям и т.д.;
  • воспитание убежденности в преимуществах общечеловеческих ценностей;
  • воспитание правильного отношения к ценностям истинным и мнимым .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Толерантность (от лат. tolerantia - терпимость) - качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что воспринимается в другом как чужое (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Формирование межкультурной толерантности при обучении иностранному языку как средству межкультурного общения возможно лишь тогда, когда обучение приближено к реальному общению. Учащихся необходимо обучать толерантному коммуникативному поведению, которое связано с формированием вежливости, навыков речевого этикета, политкорректности и культуры общения. Это означает – обучение формулам вежливого обращения, а именно: умению дать эмоциональную оценку (выразить радость, удовольствие, симпатию, расположение, удовлетворение, интерес, одобрение, умение успокоить кого-либо), умение выразить согласие, поощрение к действию, предложение помощи, приглашение, принятие приглашения и т. д.

Для того, чтобы человек, выросший в одной лингвокультуре, мог понимать особенности чужой культуры и относиться к ним терпимо, необходимо, чтобы учебный процесс не только был направлен на совершенствование коммуникативных умений, но и способствовал приобщению учащихся к культурным феноменам страны изучаемого языка. Более того, наряду с описанием культурных особенностей страны и носителя изучаемого языка, целесообразно проводить обсуждение проблем постоянно меняющегося глобального мира: проблем расизма, дискриминации, этноцентризма, национальных проблем и путей их разрешения.

Культурный барьер может быть реальным фактором, препятствующим взаимопониманию участников коммуникации. Для его преодоления необходима подготовка студентов к реальному общению на иностранном языке с носителями языка. Здесь обнаруживается парадокс, поскольку подготовка к реальной межкультурной коммуникации заключается в тренировочной коммуникации на иностранном языке со своими сверстниками, принадлежащими к той же культуре. В этом усматривается одна из существенных особенностей межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку, а именно подготовка к реальной межкультурной коммуникации, к реальному взаимодействию носителей двух культур имеет опосредованный характер, так как процесс обучения иностранному языку осуществляется вне языковой среды, далеко от реального функционирования изучаемых языков и культур.

Процесс обучения иностранному языку как нельзя лучше способствует формированию толерантности, так как целью обучения иностранному языку является обучение реальному общению с представителями различных культур, развитие межкультурной коммуникации, являющейся одним из главных условий формирования толерантности. Для участников межкультурного общения важны общие знания о культуре и специальные знания о культурном стандарте, умения межкультурной деятельности, чтобы действовать эффективно и с минимумом непонимания и конфликтов.

Межкультурная коммуникация это сложный многогранный процесс взаимопроникновения, взаимодействия культур. Овладение студентами ценностями родной культуры позволяет более точно, глубоко и всесторонне воспринимать иные культуры. Изучение иной, а вместе с ней и своей культуры должно быть критическим, но критическим в смысле различительного, не оценочного сравнения. Нельзя судить иные культуры, если в них не нарушаются фундаментальные права человека. То есть, во главе угла должна стоять концепция равноценности культур. В этом отношении первостепенна работа с лингвострановедческими текстами

Качество обучения во многом зависит от умения преподавателя подобрать лингвострановедческий и страноведческий материал. Познание чужой культуры состоит в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и осознание этой культуры. Тексты страноведческого характера занимают большое место в процессе обучения иностранному языку. Содержание таких текстов должно быть значимым для учащихся, иметь для них новизну.

В понятие культуры при отборе текстов должны включаться следующие аспекты:

  1. География, города-памятники.
  2. Обычаи, традиции, самосознание народов.
  3. Выдающиеся люди.
  4. Система образования.
  5. Живопись, архитектура, скульптура.
  6. Классическая (народная) музыка.
  7. Проза, поэзия, фольклор.
  8. Памятники искусства, литературы
  9. Кино, театр, СМИ, ТВ.
  10. Общественные и религиозные организации, фонды.

Учебники для СУЗов по иностранному языку содержат материал страноведческого характера, который позволяет обеспечить реализацию социокультурного компонента, предлагая информацию о разных странах, развивая умения учащихся представлять свою страну в сравнении с другими странами. Студенты учатся строить речевое и неречевое поведение с учетом особенностей культуры изучаемого языка при понимании единой системы этнических ценностей народов. Учебный материал представляется и отрабатывается в задачах, модулирующих ситуации реального повседневного применения языка.

На протяжении ряда лет я практикую разнообразные формы организации учебной деятельности: обучение в малых группах, групповая, парная и индивидуальная работа. Важно, чтобы при любой организации коммуникативной деятельности создавался оптимальный психологический климат для достижения познавательной цели, с одной стороны, а с другой, чтобы в ходе выполнения задания прослеживалась определенная культура общения, способы общения и оказание взаимопомощи. Этим способам совместной деятельности необходимо обучать. Для формирования толерантной личности студента важным является овладение поведением во время разговора. Оно включает в себя специфику приветствия, обещаний, одобрения, неодобрения, сожаления, извинения, просьб, комплиментов, приглашения, благодарности и т.д. Для исключения недопонимания необходимо различать слова, являющиеся ложными друзьями переводчика, такие academic, artist, angina, accurate и т.д.

Таким образом, во время коллективной познавательной деятельности студентов достигается:

  • осознание цели деятельности, требующей объединения усилий всех членов студенческой группы;
  • установление между членами группы отношений взаимной ответственности и зависимости в процессе деятельности;
  • контроль обучающимися за выполнением работы, т.е. рефлексией – анализом деятельности, позволяющим понять, как оценить результаты индивидуального и группового участия в ней;
  • общение, в ходе которого студенты приобретают умения задавать вопросы, слушать своих оппонентов, анализировать и интерпретировать услышанное, организовать дискуссию;
  • взаимодействие, благодаря которому студенты начинают осознать, что успех их учебной деятельности зависит от успеха каждого члена учебной группы.

Особую роль в деятельности преподавателя по воспитанию толерантности играет организация рефлексии. Рефлексивные умения помогают студентам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления» .

В своей практике использую приемы формирования рефлексии:

  • Прием «Схематизация» - «Изобразите или отметьте на схеме уровень своих достижений» [Приложение № 1].
  • Прием «Запрет» - преподаватель устанавливает запрет на выражения: «Я не умею», «Я не хочу».
  • Прием «Демонстрации» - преподаватель показывает оценку действий «Мне кажется, что у нас очень хорошо идет работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы четко определили цели и выделили шаги ее достижения…», «Сейчас своей интонацией хотел подчеркнуть, как я отношусь к...»,
  • Прием «Вопрос себе» - «Почему я сначала понял так, а затем иначе?», «Как?» «Как я это сделал?» и «Зачем?» («Зачем я это делаю?») [ Приложение № 2].
  • Прием «Рассказ в рассказе» - «Опиши действия своего напарника на сегодняшнем учебном занятии», «опиши действия преподавателя на сегодняшнем учебном занятии, воссоздай замысел занятия» и т.д.

Рефлексии подразделяются на:

  • интеллектуальные – определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
  • личностные – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;
  • коммуникативные – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.

Одним из перспективных направлений в психолого-педагогической работе по формированию у студентов коммуникативной компетентности считается арт-технологии – обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества. Оно хорошо тем, что не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой «мягкостью» по сравнению с другими методами.

Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

При работе с изобразительными материалами предлагаю студентам для изображения объектов использовать линии, формы, разные цвета и фигуры. «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше. «Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?». Восприятие других точек зрения, позиций, представленных наглядно, способствует успешной коммуникации на иностранном языке.

Использование музыки на занятиях реализует ряд целей:
позволяет успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает развить коммуникативные и творческие возможности учащихся; повышает самооценку; способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки – игры на музыкальных инструментах; улучшает речевую функцию;
Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека.

Наибольший эффект психологического воздействия может оказать сочетание двух или более методов арт-технологии. Для достижения продуктивности обучения преподаватель иностранного языка должен привлекать большое количество культурных знаний и использовать самые разнообразные формы и методы обучения и воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все перечисленные формы работы: использование лингвострановедческого и страноведческого материала, коллективная познавательная деятельность студентов, приемы рефлексии, арт-технологии способствуют передаче студентам культуры стран изучаемого языка, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, толерантность.

Необходимость формирования толерантности возникает с самых первых дней обучения, поскольку студенты, поступившие на учебу, приходят из разных социальных групп, с разным жизненным опытом. Начиная с первого курса, важно обучать студентов критически относиться к своим взглядам, принимать других как значимых и ценных и быть толерантными к ним. Это способствует развитию сотрудничества и гармонизации отношений в студенческой группе, что в итоге делает процесс обучения более плодотворным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пассов, Е.И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования / Е.И. Пассов. – Липецк. – 1998. – С. 67.
  2. Ушева, Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. – Красноярск, 2007. – 88 с.
  3. Хуторской, А.В . Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114.
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. Режим доступа:

    Приложение № 1

    Приложение № 2

    Как мыслить эффективнее?

    “6 шляп Мышления” Эдварда де Боно

    Красная Шляпа.

    Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

    Желтая Шляпа.

    Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

    Черная Шляпа.

    Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

    Зеленая Шляпа.

    Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

    Белая Шляпа.

    Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

    Синяя Шляпа.

    Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше


    Читайте также:
    1. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
    2. Буковинська" дискусія: учасники, проблематика, наслідки.
    3. Антропогенные воздействия на атмосферу Земли и глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, озоновые дыры, проблема кислотных осадков).
    4. Аудитория и СМИ. Новые формы взаимодействия. Проблема интерактивности.
    5. Блок 16 вопрос Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы. Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
    6. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-политическая и социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми.
    7. В1. Ограниченность рес. и проблема выбора в экономике. Производств. возможности общества и их границы.

    Феномен толерантности в условиях современного межкультурного взаимодействия

    Специфика существования человека как социального существа связана с тем, что его формирование и дальнейший процесс функционирования возможен только в процесс совместного проживания, в итоге которого происходит процесс социализации. Особенностью социального уклада жизни людей является необходимость их взаимного сосуществования, которое реализуется в различных сферах повседневного взаимодействия: политической, экономической, правовой, религиозной, этнонациональной, художественной и др. Разнообразие этих сфер тесно связано и с конкретными условиями развития и существования человека на каждом из исторических этапов, что характеризуется особенностями занимаемой экологической ниши, социокультурного уклада, способов жизнедеятельности, социально–политических и экономических условий и т.д.

    В силу социокультурных и индивидуальных особенностей, вследствие своеобразия условий жизни люди по–разному видят и слышат, у них разные ценности, жизненные установки и системы верований, что может провоцировать напряженность и конфликтность при взаимодействии. Но специфика социально–исторического развития людей такова, что они стремятся к целостности и взаимопониманию своего существования в процессе коммуникации. И тут особую важность приобретает определение и поиск того феномена, который объединяет людей в рамках единого социокультурного пространства. Основой для конструктивного взаимодействия может выступать идея толерантности как необходимое условие бесконфликтного сосуществования. Решение проблемы толерантности нужно искать в конкретных видах социализации людей, в их специфике, вырастающей из этнонациональных, социокультурных и субкультурных традиций.

    В последнее время в современной научной среде проблеме толерантности уделяется достаточно много внимания. Проводятся конференции, издаются монографии, научные публикации, организовываются специальные программы, так или иначе затрагивающие феномен толерантности. Феномен толерантности – одна из актуальнейших тем современности, привлекающая внимание ученых из разных областей знания, как в социо–гуманитарных науках – этнической, кросс–культурной и политической психологии, социологии, философии, культурной антропологии, так и в естественных, в том числе в генетике, биологии, медицине.



    Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия имеет для современного общества особую актуальность. Это обусловлено тем, что современный мир, стремительно осваивая многоуровневое пространство межкультурных отношений, актуализирует потребность в изучении этнонациональных особенностей поведения и навыков эффективной межкультурной коммуникации субъектов, составляющих единое социокультурное пространство. Проблема толерантности привлекает к себе пристальное внимание исследователей в связи с современным процессом глобализации, так как он представляет собой идеальную модель относительной универсализации этнокультур единого региона. Разработка данной проблемы имеет существенное значение для более глубокого понимания современной ситуации в условиях взаимодействия на глобальном и региональном уровнях.

    На пороге XXI века проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизационные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. Поэтому на сегодняшний день весьма актуальным является:



    1) теоретическое осмысление толерантности как многофакторного и многогранного явления;

    2) анализ теоретических исследований в связи с изучением повседневного мира людей;

    3) формирование толерантного сознания у людей, объединенных в рамках социокультурной общности.

    Основным понятием нашего исследования является «толерантность», поэтому необходимо обратиться к его этимологии для прояснения сущности этого неоднозначного феномена. Исходя из существующих лингвистических переводов понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Так, с латинского «tolerantia», английского – «tolerance, toleration»; немецком – «toleranz»; французкого – «tolerance» обозначает как терпение.

    Толерантность хотя и отождествляется с понятием «терпение», мы рассматриваем его как терпимость особого типа, которая имеет более яркую активную направленность. Поэтому в нашем понимании толерантность – не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости для взаимопонимания между этносами, социальными группами, с целью позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, этнической, религиозной или социальной среды. Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости – основные компоненты понятия «толерантность».

    Поэтому толерантность мы будем понимать как осознанно уважительную терпимость и искреннюю способность человека мириться с кем–либо, чем–либо, а также снисходительно относиться к кому–либо или чему–либо. Понимание толерантности как специфической психологической установки, ориентирующейся в процессе взаимодействия людей на уважительное восприятие иной этнической или религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, показывает ее как высшую нравственную ценность. Связанная с процессом коммуникации, направленным на внутреннее самостоятельное психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и неприятия отличающегося от своего (т.е. не похожего, иного) на уровне собственного менталитета, связанная с ослаблением реакции на какой–либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию, толерантность является необходимым условием сосуществования людей на различных уровнях жизнедеятельности.

    Для определения специфики толерантности нам необходимо переосмыслить сам этот феномен во–первых, как тип отношений; во–вторых, как специфическая особенность человека; в–третьих, как форма саморефлексии.

    1. Толерантность как тип отношений.

    Рассматривая толерантность как тип отношений нам, прежде всего, необходимо отметить, что толерантность – это сложный и редкий феномен сосуществования людей по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается, а различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности. Поэтому для того, чтобы человеку комфортно существовать, необходимо формировать у него стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Способность человека, сообщества людей, государства слышать и уважать мнение других проявляется в стремлении к взаимопониманию и мирному сосуществованию, что предполагает установление толерантности как формы отношений.

    2. Толерантность как специфическая особенность человека.

    В связи с тем, что психология человека функционирует по общечеловеческим универсальным механизмам, во всей своей многоаспектности она будет иметь те сферы проявления, где социотипическое поведение той или иной группы людей найдет свою психологическую зону совпадения. Эта зона совпадения (этнотипические стили поведения, коммуникации, ценностно–смысловая сфера) будет основой толерантности в процессе взаимодействия и единства общечеловеческих ценностей в многообразии межкультурных различий.

    Толерантность является особым типом культурной ориентации, при котором ценности, связанные с высшими потребностями человека, являются доминирующими. Толерантность, формируемая воспитанием и образованием, спецификой менталитета, в конечном итоге подчиняет все частные и узкокорыстные цели высшим надындивидуальным, общечеловеческим ориентирам. Поэтому не вызывает сомнения, что терпимость, взаимоуважение, понимание, формируемые воспитанием и образованием, должны стать универсальными ценностями. Разнообразие и богатство мнений и позиций, вариативность решений и развития, многообразие культурных традиций – сущностные характеристики отношений современности.

    Чтобы гарантировать толерантность в качестве принципа совместной жизни и взаимоуважения между представителями взаимодействия следует ее признавать как основной долг и как собственную потребность, посредством установления ее как позиции сосуществования.

    3. Толерантность как форма саморефлексии.

    Мы становимся или учимся быть толерантными, постепенно осознавая необходимость саморефлексии и самопознания. Современная социокультурная коммуникация направлена сегодня на то, чтобы спровоцировать нас быть активными, думать, понимать, разгадывать семантические загадки, а посредством постижения субъективного мира другого, находить себя. Для этого рассмотрим саму суть феномена толерантности в рамках феноменологического анализа повседневности, т.е. современного понимания толерантности в рамках феноменологии, посредством описания явлений в том виде, как они проявляются в воображении человека, в его сознании.

    Структурирование этнических форм взаимодействия определяется не только ментальностью этноса, но и жизненным миром – повседневностью – и изучение ее, с одной стороны, уводит в сферу либо образа жизни, либо не осознаваемых коммуникативных взаимодействий. Понимание происходящих процессов межэтнического взаимодействия в современном мире связано с необходимостью более глубокого анализа механизмов сохранения и функционирования этноса и характеристики специфической формы взаимодействия между этногруппами, которое, с одной стороны, направлено на формирование внутренней самоизоляции, а с другой – расширению контактов во вне.

    Толерантность – это способность к диалогу, которая достигается в процессе познания мира и себя, что возможно лишь при наличии Другого. Таким образом, диалог является необходимым условием развития, как интеллектуального (без способности, прежде всего, воспринимать, вбирая в себя единицы социального опыта, невозможным было бы развитие мышления человека), так и личностного, духовно–культурного, связанного с самой спецификой существования человека.

    Именно в процессе взаимодействия людей обнаруживается смысл, процесс и механизм диалога как результат отражения предмета в «другом», либо только в функционировании происходит становление смысла, феноменизация явления. М.Бахтин, обращаясь к феноменологическому анализу феномена диалога, пытается показать способ взаимоотношений миров «Я» и «Другого». Философ утверждает, что «Другой» значителен не потому, что он такой же как «Я», но потому, что он другой. Этот «Другой» обогащает в итоге бытие. В диалоге двух субъектов, цель которого – не соединиться, так как между субъектами остается пространство, где могут совершаться различные метаморфозы. Данную напряженную дистанционность невозможно преодолеть, да и этого не надо, так как это пространство мысли, которое, отделяя нас от другого субъекта, позволяет каждому, не становясь другим, выйти из своих прежних рубежей. Быть другим – это привилегия и «Я», и «Другого». «Я» – нечто другое, чем «ты», значит, мы оба находимся в привилегированном положении.

    В процессе взаимодействия важно учитывать тот факт, что каждый человек смотрит на мир через призму своих установок, которую формирует мировоззрение, язык, контекст культуры, определенная парадигма и т.д., и от которой невозможно освободиться. Попытка смотреть одновременно с нескольких позиций похожа на попытку наблюдать предмет сразу из нескольких точек, однако, реально возможна и необходима в данный момент только одна точка зрения. Так как невозможно освободиться от своей призмы или перейти полностью в ситуацию «Другого», возникает необходимость диалога. Таким образом, в процессе диалога культур не предусматривается возможность полной идентификации, но предполагается возможность сближения культур. Приближаясь к «Другому», наблюдая и пытаясь его понять, важно всегда помнить высшее предназначение мирной культуры взаимодействия, благодаря которой и опираясь на которую совершается понимание и диалог, без чего невозможно установление культуры толерантности, задача которой понять, принять, а не раствориться в «другом».

    Толерантность как осознанная установка на принятие «Другого» через обратное допущение такого же отношения, позволяет сохранить относительную стабильность в обществе, объединяющем различные этнические культуры. Так в процессе межличностного взаимодействия толерантность исходит из признания «Другого» как свободной и равноправной личности, способной формировать свои собственные убеждения, жить в соответствии с ними самостоятельно или совместно с единомышленниками, исходя из того, что это право не причиняет вреда и остальным. При этом она (толерантность) выступает не как самоцель, а как условие сосуществования.

    Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение различных сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Толерантность проявляется в праве всех индивидов быть различными, а также в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, готовности к сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Поэтому формирование у человека толерантных установок через обучение его к конструктивному диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения – проблема современного общества.

    Культура толерантности представляет собой неотъемлемую часть общей культуры личности. В соответствии с декларацией принципов толерантности, которая была принята ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность рассматривается как ценность и социальная норма гражданского общества. В Декларации подчеркивается, что конструктивное взаимодействие людей и социальных групп с разными ценностями может быть достигнуто на основе формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, выработки навыков позитивного межкультурного взаимодействия.

    Таким образом, понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века. Людям, живущим в эпоху стирания нравственных, этнических, религиозных и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество.

    Процесс глобализации подразумевает переход от иерархической системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к системе отношений, основанных на принципах , плюрализма и толерантности. Однако глобализация создает предпосылки, затрудняющие : нарастающее многообразие мира, растущая социальная поляризация в мире, усиление религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. Поэтому возникает потребность в консенсусе, который предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно лишь при учете интересов другого.

    В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Иными словами, подавляющая часть этнических групп отстаивает местные интересы, которые признаются приоритетными по отношению ко всем другим. В этой ситуации крайняя терпимость по отношению к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным, тогда как необходимыми условиями выживания народов в современном мире являются интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры. Это означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толерантности, выражающегося в стремлении достичь взаимного понимания и согласованности, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а путем диалога и сотрудничества.

    Категория «толерантность» в современном понимании имеет несколько трактовок и интерпретаций. В русском языке ему наиболее близок по значению термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Но в таком понимании «толерантность» не является синонимом терпения или терпеливости: «если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия».

    Толерантность в научной литературе рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения.

    В такой интерпретации толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культуртакими, какие он и есть, взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Исходя из сказанного можно рассматривать толерантность как чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающим с собственным. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при условии благожелательного отношения к культуре, поведению и мнениям других людей.

    Толерантность в межкультурной коммуникации

    Практически любой человек способен интуитивно отличать хорошее поведение от дурною, но это качество человека не является врожденным, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим толерантность формируется в межкультурном общении, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим народам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохожести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. В данном контексте моделью толерантных отношений является такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таком образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия...».

    Толерантность как императив взаимодействия народов и культур основывается на существовании различий — культурных, этнических, расовых, социальных и др. — в человеческих сообществах и уважении тех различий, которые являются результатом естественно-исторического развития, и не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлениях. Там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпимость определенно исключена», а когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (социальным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер».

    Толерантный подход в означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы — это лишь одни из многих особенностей и они не могут подчинить себе все остальные, и выступает как условие сохранения отличий, как право на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе восприятие чужой культуры происходит на основе сравнения элементов чужой культуры с аналогичными элементами собственной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоциональной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого сравнения происходит вживание в мир чужой культуры.

    Интолерантность

    Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности - интолерантности , или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни. Практически и т олерантность выражается в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к людям другой национальности и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей.

    Основными формами проявления интолерантности являются:

    • оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;
    • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;
    • этноцентризм;
    • дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничения прав человека, искусственной изоляции в обществе;
    • расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;
    • ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофобии;
    • осквернение религиозных и культурных памятников;
    • изгнание, сегрегация, репрессии;
    • религиозное преследование.

    В современной жизни эти формы интолерантности порождаются самыми разными причинами, поэтому весьма актуальна проблема целенаправленного воспитания толерантности.

    В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности многопланово и имеет чаше всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются:

    • глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;
    • формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
    • формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
    • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

    Основным образовательным принципом в достижении отмеченных целей может служить принцип диалога, который позволяет соединять в мышлении и деятельности людей различные, не сводимые друг к другу культуры, формы поведения и деятельности, ценностные ориентации. Такое значение диалога обусловлено тем, что: диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, определяющий суть и смысл передаваемой информации; он придает реальный практический смысл взаимодействию культур, общающихся между собой, и становится постоянно действующей основой в развитии и взаимодействии культур.

    Следует обратить внимание на специфику работы педагога по формированию такого качества как толерантность.

    Педагоги многонационального коллектива должны делать все, чтобы их работа была хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна во всех своих этапах. Основными элементами этой деятельности является:

    изучение специфики представителей различных наций. Знакомство с нравами, обычаями, традициями. Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Педагог должен всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности;

    осмысление педагогом характера взаимоотношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе;

    важное значение имеет деятельность педагога по сплочению многонационального коллектива.

    Основное требование к педагогу - повернуться к каждому конкретному человеку, представителю той или иной нации. Он должен иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого ученика по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в коллективе. Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. В многонациональном коллективе необходимо организовать решительную борьбу с пережитками в сознании и в поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности;

    обязательным направлением деятельности педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо работать не только со всем коллективом, но и с каждым в отдельности. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку;

    важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения (круглые столы, национальные праздники, беседы о различных религиях, клубы интернациональной дружбы). Этим мероприятиям должны быть присущи чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных национальностей.

    Большое значение приобретает этнопсихологические исследования. Гностический компонент деятельности воспитателя включает в себя изучение:

    национально-психологической особенности воспитуемых;

    особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

    Существенным признаком высокого уровня педагога является его умение управлять межнациональным общением в своем классе, находить выход из конфликтной ситуации .

    Формирование межкультурной толерантности у будущих учителей как одна из перспектив развития высшего образования.

    Большинство государств планеты, многонациональны, следовательно, важнейшим условием прочности государства является формирование дружественных многонациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего, в области образования.

    Актуализируется проблема углубления взаимодействия народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности.

    Проблема толерантного отношения друг к другу различных народов коснулась и малых городов, так как процесс миграции населения наиболее ощутим в малых городах. На территории многих регионов нашей страны проживает около десятка различных народностей: армяне, азербайджанцы, цыгане, грузины, узбеки, таджики, татары, и др. Поэтому на современном уровне в условиях мировой глобализации и интеграции необходимо воспитание и обучение в духе терпимости к культуре различных этносов, а это возможно лишь в рамках много культурного образования. Много культурное образование призвано создавать в учебных заведениях такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый обучающийся, независимо от своей идентичности, имеет одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.

    Одна из важнейших целей образования - ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские и националистические предрассудки не только не соответствуют им, но и таят в себе огромный антигуманистический потенциал. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.

    Очень важная проблема - педагог и его роль в воспитании толерантной личности. Трудно представить, что нетерпимый к другим учитель сможет воспитать у школьника толерантное отношение к другим людям, другим культурам. Рассматриваемые нами способы воспитания толерантной личности только тогда будут воспроизводимы, когда их будет осуществлять педагог, с пониманием относящийся к особенностям ребенка в его диалоге с иной культурой .

    В педагогической практике очень часто возникают ситуации, когда учитель неадекватно, необъективно оценивает способности, уровень знаний учащихся лишь на основании принадлежности учащихся к иной культуре. Педагог должен уметь учитывать не только индивидуально-личностные особенности учащихся с иной идентичностью. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога. Например, народы Северного Кавказа склоны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны. Поэтому педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в ученический коллектив. Незнание национально-психологических особенностей приводит не только к снижению эффективности учебной деятельности, но и появлению межнациональных трений, к взаимному отчуждению.

    Поэтому очень важным является формирование толерантности у будущих учителей уже на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности в вузе. Для развития у будущих учителей межкультурной толерантности необходимо знакомить их с разнообразными культурами, углубленно изучать их. Таким образом, студенты научатся ценить и с уважением относиться к представителям иных культур.

    Подготовка квалифицированных педагогов, готовых реализовать образовательную стратегию должна начинаться еще в педагогических учебных заведениях: педагогических вузах, колледжах. Следует отметить, что и у самих студентов не всегда сформированы толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности. Здесь решение проблемы видится в целенаправленной коррекции позиции будущего педагога социальными и психологическими службами (хотя и она не всегда приводит к желаемому результату).

    Симптомами нетерпимости педагога по отношению к ребенку являются:

    • - амбициозность;
    • - настороженность в общении;
    • - раздражение;
    • - повышенная чувствительность;
    • - резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть), дискриминирующее поведение;
    • - тактика запугивания;
    • - негативная вербализация в адрес детей; - агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребенку, к человеку, непохожему на педагога.

    Подобные проявления невозможны и несопоставимы с деятельностью педагога, с одним из самых гуманных, миротворческих видов деятельности - образованием человека.

    Школьники должны сформировать следующие навыки:

    • - общения с детьми различных этногрупп;
    • - обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;
    • - оказания помощи в адаптации таким детям;
    • - прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи;
    • - обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых;
    • - организации народного игрового досуга; - организации досуга народных праздников.

    Изучены педагогические механизмы укоренения детей-мигрантов в новую среду. Создание для мигранта культурного пространства, ориентирующего ребенка к идеалу человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру. Повышение культурного уровня личности, так как культура выступает в качестве универсального механизма формирование целостного человека. Большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания, осознание гармоничности общечеловеческого, национального, интернационального, усвоения культурных достижений других народов (В. А. Соловьев, Н. А. Бердяев).

    В разработке проблем мигрантской педагогики исследователи применяют ряд положений теории и практики поликультурного образования. Характер взаимосвязей общечеловеческого, национального, интернационального в мировой педагогической науке рассматривается в понятии «поликультурное образование», адаптирующее детей мигрантов к новой социокультурной ситуации. Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, имевший место в различных формах еще задолго до того, как завершилось формирование наций и национальных образовательных систем в их сегодняшнем виде. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, что также имело место, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивающимися в мире. Сегодня это явление довольно активно изучается зарубежными педагогами и существуют различные подходы к его оценке, однако преобладающим является взгляд, согласно которому универсализм и образование возможен лишь при условии сохранения многообразия социальных и политических устройств, культурных и языковых традиций различных стран. При этом подразумевается, что речь не идет об унификации национальных образовательных систем или их «гармонизации», а о необходимости их большей ориентации на потребности быстро меняющегося и все более взаимозависимого мира .

    Понятие «мировое образование», примененное в контексте "мигрантская педагогика", понимается в школе Е.В. Бондаревской как система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности. Феноменологический анализ мирового образования выявляет и интерпретирует его важную функцию: оно является ареалом конкретного взаимодействия национальных образовательных систем и их отдельных элементов на глобальном, региональном, национальном уровнях, на уровне конкретного образовательно-воспитательного учреждения. Еще одним качеством современной образовательной среды для детей-мигрантов является взаимодействие локальных образовательных сред, творческое применение инновационных сред одной страны в едином образовательном пространстве других регионов.

    Включенность южно-российского образовательного региона в мировые процессы образования, как показывает исследование становления категории "мигрантская педагогика" является необходимым условием целостности образовательной системы для мигрирующей группы детей, молодежи. Также это позитивно влияет на понимание в преддверии 21 века на становление образования нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации. В качестве такого выступает теория личностно-ориентированного образования гуманистического типа Е.В. Бондаревской, В.В.Серикова, С.В. Кульневича, ориентирующее педагогическое сообщество на ненасильственное культуросообразное воспитание, созданием условий для творческой самореализации человека в новой для него культуро-образовательной и социально-религиозной среде, что особенно характерно для мигрантов и иммигрантов .

    В изучении содержания мигрантской педагогики Е.В. Бондаревская, И.В.Бабенко применяют этнологические знания, позволяющие применительно к мигрантам изучить соотношение личности и культуры, генезис, становление личности в отрыве от культуры социальной общности. Исследователи вводят такие понятия этнологи, этнографии, как аккультурация, ассимиляция, межкультурная коммуникация, национальные реалии и др.

    Введение термина "аккультурация" позволяет понимать не только процесс освоения ребенком новой для него культуры (русской), но и анализировать социально-педагогические и психологические механизмы, закономерности социализации, соотношение родной и присваиваемой культуры. Ассимиляция (забвение родного языка и принятие другого) наступает не раннее третьего поколения, но при использовании противодействующих мер (селение землячествами, колониями, собственные масс-медиа, содержание национальных школ) может вообще не иметь места как угодно долго. Эти процессы формируют тип личности "личность на рубеже культур", который заявлен в проблематике мигрантской педагогики.

    Система профессиональной подготовки учителя для работы с детьми мигрантами включают следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культурой; подготовка учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализация образования; обеспечение широкого обще гуманитарного образования; технизация гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и методики иностранного языка; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка не знаний, а профессиональных умений, профессионального мастерства. Разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах.

    Таким образом, данное исследование в педагогической науке Юга России выявило образовательные и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в инокультурной среде:

    • - развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном обществе;
    • - разработка адаптационно-образовательных программ; интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов;
    • - создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; учет "порога ментальности" при соприкосновении различных культур;
    • - подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.

    Выявление и частичное решение указанных проблем открыло возможность более глубокой современной интерпретации принципа культуросообразности личностно-ориентированного образования, суть которого раскрывается в исследовании как обеспечение в образовании гармонии общечеловеческой, интернациональной, национальной и индивидуально-личностной культуры. Характер взаимосвязи общечеловеческого, интернационального и национального нашли отражение в понятии "поликультурное образование", образовании нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации, прежде всего детей-мигрантов .

    Выявлены требования к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на работу с детьми-мигрантами: овладение теорией поликультурного образования, понимание социально-психологических особенностей учащихся-мигрантов, овладение технологией проектирования кросс-культурных интегрированных курсов, учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению.

    Апробированы некоторые образовательные технологии профессиональной подготовки учителя к работе с детьми-мигрантами, в частности, спецкурс по педагогическому лингвострановедению "Порог ментальности при соприкосновении различных культур", программа которого разработана и апробирована на базе РГПУ и Дортмундского "Auslandsgeselschat" (Германия). Показано, что эффективное решение проблем обучения и воспитания детей-мигрантов может быть обеспечено в личностно-ориентированном образовательном процессе.

    Это обусловлено тем, что личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое не только вооружает человека знаниями, умениями и навыками, но и помогает ему в решении его жизненных проблем. В контексте личностно-ориентированного образования воспитание рассматривается как гуманитарная практика, направленная на заботу и помощь детям мигрантам, восстановление их естественно-антропологических прав (на этническую принадлежность, жилье, здоровый образ жизни и др.), на преодоление социальной дезинтеграции и маргинализации.

    Культуросообразная личностно-ориентированная среда русской школы является необходимым условием уменьшения и частичного преодоления социально-психологической напряженности, дискомфортности, экзистенциального вакуума, страха, безысходности и других стрессовых состояний, в которых находятся дети-мигранты.

    Изучение отличительных особенностей, разработка общей схемы менталитета создает предпосылки для формирования личностно значимых качеств учащихся и национального идеала. Создание для мигранта культурного пространства, ориентирующего ребенка к идеалу человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру и способствовать творчески обогатить его - вот главные задачи мигрантской педагогики .



Просмотров