Задания по тгп. Задания для олимпиады по теории государства и права для студентов спо Теория государства и права задания

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

к государственному экзамену по теории государства и права

для студентов очной формы обучения

ЗАДАНИЕ № 1

вместе с гражданином Н. занимались в 1983 году скупкой и перепродажей валюты с целью наживы. был арестован в этом же году и привлечен к уголовной ответственности по ст. 88 УК РСФСР. скрылся и был арестован только в 1994 году, когда данная статья была исключена из Уголовного кодекса (декриминализирована). Следователь заявил о том, что он намерен возбудить уголовное дело, так как в момент совершения валютных операций данная статья действовала.

Правомерно ли заявление следователя?

ЗАДАНИЕ № 2

«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 3

«Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

в) постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления ».

ЗАДАНИЕ № 48

Какой из перечисленных актов является актом официального легального толкования

а) постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 01.01.01 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии»»;

б) постановление Конституционного суда РФ от 6 июля 1999 г. «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и3) Конституции Российской Федерации»;

в) постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 01.01.01 г. № 000 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

ЗАДАНИЕ № 49

Определите вид толкования по объему?

«Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 50

Определите вид толкования по объему?

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (ст. 110 Конституции РФ)

ЗАДАНИЕ № 51

Определите вид толкования по объему?

«Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

ЗАДАНИЕ № 52

Определите вид толкования по объему?

«Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности , несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств » (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

ЗАДАНИЕ № 53

Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

ЗАДАНИЕ № 54

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

Определите вид толкования по объему?

«Теория государства и права»

Задание 1

Проанализируйте норму и выполните задания:

1) определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию);

2) классифицируйте структурные элементы правовой нормы:

Гипотеза (абстрактная или казуистическая, простая, сложная или альтернативная; положительная или отрицательная);

Диспозиция (прямая, отсылочная или бланкетная; простая или описательная; простая, сложная или альтернативная);

Санкция (штрафная или правовосстановительная; абсолютно-определенная, относительно-определенная, альтернативная).

3) классифицируйте правовую норму: регулятивная или охранительная; императивная или диспозитивная; управомочивающая, запрещающая или обязывающая:

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Образец решения:



1) в представленной норме – ч. 6 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержится диспозиция, которая представлена двумя правилами поведения: во-первых, «право администрации исправительного учреждения производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств; во-вторых, право администрации исправительного учреждения изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Гипотеза (условие) и санкция (неблагоприятные последствия) в указанной части статьи не сформулированы.

2) Указанная диспозиция является бланкетной поскольку содержит общую отсылку к российскому законодательству и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В связи с тем, что норма лишь называет правило (право производить досмотр, право изымать …), но не раскрывает технических особенностей их реализации норма является простой

Поскольку диспозиция содержит два правила поведения, она является сложной.

3) Указанная норма является охранительной, поскольку выполняет превентивно-охранительную роль по отношению к безопасности исправительного учреждения.

Норма является императивной, поскольку основывается на юридическом неравенстве сторон регулируемого отношения.

Норма является управомочивающей, поскольку предоставляет администрации исправительного учреждения юридическую возможность осуществить досмотр либо изъятие запрещенных предметов.

Задание 2

Определите в указанных ситуациях форму реализации права, обоснуйте свой ответ:

1) гражданин приобрел автомобиль;

2) суд вынес решение об аресте имущества;

3) в 20 часов гражданин прекратил строительные работы, чтобы не мешать соседям отдыхать;

4) гражданин представил в налоговые органы декларацию о доходах;

5) гражданин не явился на избирательный участок в день выборов и не принял участия в голосовании;

6) супруги подписали брачный договор;

7) директор предприятия издал приказ об увольнении сотрудника;

8) водитель снизил скорость до 60 км/ч при въезде в населенный пункт;

9) судья спортивных соревнований потребовал снять спортсмена с дистанции за грубое нарушение правил;

10) гражданин направил жалобу на нарушение его трудовых прав в прокуратуру

Образец решения:

1) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

2) форма реализации – правоприменение, поскольку реализация связана с деятельностью властного субъекта – суда;

3) форма реализации – соблюдение, поскольку реализуется запреты;

4) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица;

5) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

6) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право;

7) форма реализации – правоприменение, поскольку деятельность директора по изданию приказа носит властный характер;

8) форма реализации – исполнение, поскольку реализуется юридическая обязанность лица (водитель обязан снизить скорость при въезде в населенный пункт);

9) форма реализации – использование, поскольку полномочия судьи не носят государственно-властный характер, таким образом судья реализует свое субъективное право;

10) форма реализации – использование, поскольку реализуется субъективное право.

Задание 3

Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:

Ситуация : в результате весеннего наводнения жителям деревни был причинен ущерб: затоплено два дома, произошло разрушение дорожного покрытия, нарушено снабжение электроэнергией. Жители деревни обратились с просьбой о помощи к губернатору области.

Вопросы по ситуации:

Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).

Определите вид правоотношения: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).

Образец решения:

Субъектами правоотношения являются жители и губернатор. Объектом указанного правоотношения является оказание материальной помощи. Содержание правоотношения: жители имеют право обратиться к губернаторы, губернатор обязан ответить на обращение у установленные законодательством сроки.

По предмету правового регулирования правоотношения относится к сфере административного права; по специфике правового регулирования – материальное; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Юридический факт в указном случае носит сложный характер, поскольку включает в себя два обстоятельства: во-первых, событие – наводнение; а, во-вторых, правомерное действие – письменное обращение к губернатору. Таким образом, имеет место фактический состав.

Задание 4

Докажите, что просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением. К какому виду правоотношений оно относится: по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность); по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное); по количеству участников (простое или сложное); по содержанию (регулятивное, охранительное); по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное); по продолжительности (кратковременное или долговременное).

Образец решения:

1) Просьба предоставить дополнительный отпуск является правоотношением, поскольку Трудовой кодекс РФ содержит норму, допускающую предоставление дополнительных отпусков работников. Следовательно, указанное отношение регламентировано нормами права и при наступлении соответствующих юридических фактов (обращение работника) возникает правоотношение.

2) Указанное правоотношение относится: по предмету правого регулирования – к трудовому праву; по специфике правового регулирования является материальным; по количеству участников – простое; по содержанию – регулятивное; по степени определенности субъектов – относительное; по продолжительности – кратковременное.

Задание 5

Проанализируйте содержание правовых норм и ответьте на вопрос: какой вид толкования (ограничительный, буквальный или расширительный) следует использовать, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.

А) Ст. 48 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Б) Ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»:

«Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Образец решения:

Для того, чтобы правильно уяснить смысл термина «закон», который упоминается в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ необходимо использовать расширительной толкование, поскольку понятие «закон» включает в себя конкретный нормативный правовой акт (Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»), а также другие федеральные законы и законы субъектов РФ.

Буквальное толкование термина «закон» неприемлемо, поскольку будет означать, что получение гражданам бесплатной юридической помощи определяется лишь одним законом - Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ, что существенно сузит гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Задание 6

Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии:

«В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей».

Образец решения:

Объективная сторона выражается в противоправном деянии, наступивших общественно-опасных последствиях и причинно-следственной связи между ними.

Противоправное деяние выражается в бездействии руководства строительного объекта. Общественно-опасными последствиями являются загрязнение воздуха и угроза возникновения пожара. Причинно-следственная связь заключается в том, что бездействие руководства строительного объекта повлекло за собой ошибочные действия строителей, которые невиновно повредили газопровод.

В действиях руководства строительного объекта присутствует неосторожная вина в форме небрежности, то есть общественно-опасные последствия возникли в результате невнимательности и халатного отношения к должностным обязанностям.

Задание 7

Определите вид правонарушения и ответственности за него, охарактеризуйте состав данного правонарушения: «При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин Д. совершил наезд на пешехода, который в результате этого дорожно-транспортного происшествия получил многочисленные переломы рук и ног».

Образец решения:

Причинение вреда при дорожно-транспортном происшествии регламентируется двумя нормативными правовыми актами: КоАП РФ и УК РФ. В связи с тем, что пешеход получил многочисленные переломы рук и ног имеет место тяжкий вред здоровью, а следовательно совершенное правонарушения является преступлением, за которое следует уголовная ответственность.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Объективная сторона выражается в противоправном действии – наезде на пешехода, общественно-опасные последствия - многочисленные переломы рук и ног, которые причинно обусловлены наездом автотранспорта. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо. Субъективная сторона выражается в неосторожной вине выраженной в форме легкомыслия, то есть лицо самонадеянно рассчитывало на предотвращение общественно-опасных последствий, прекрасно понимая, что нарушает правила дорожного движения управляя транспортным средством в состоянии опьянения.

Задание 8

Распределите по группам, обоснуйте свой ответ:

1) юридические поступки; 2) юридические акты.

сочинение песни;

обмен квартиры;

находка клада старинных монет;

Образец решения:

1) юридические поступки:

сочинение песни;

случайная съемка на видеокамеру покушения на жизнь человека;

находка клада старинных монет.

2) юридические акты:

обмен квартиры;

решение суда об удалении гражданина из зала суда;

заключение договора найма жилого помещения;

заявление в жилищное управление с просьбой о ремонте квартиры.

Задание 9

Осуществите толкование предложенной правовой нормы и дайте ответ на вопросы:

А) Имеет ли право мать ребенка на оспаривание отцовства?

ст. 52 СК РФ: «Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери ребенка, либо лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия…».

Б) Какие способы толкования Вы использовали? Поясните свой ответ.

Образец решения:

А) Матерью ребенка является женщина, записанная в качестве матери в книге записей рождений либо фактическая мать ребенка. Указанная норма закрепляет юридическое право обоих субъектов права на оспаривание отцовства, которое юридически закрепляется в книге записей рождений.

Б) При осуществлении толкования нами использовались такие способы, как логический и специально-юридический. Применение логического способа толкования выразилось в использовании такого приема как логическое преобразование. С его помощью удалось раскрыть содержание диспозиции нормы (право матери на оспаривание записи родителей). Специально-юридический способ выразился в необходимости толкования юридического термина «мать ребенка».

Задание 10

Расположите нормативные правовые акты в порядке убывания юридической силы, исключите из предложенного списка правовые акты, не содержащие нормы права (правоприменительные акты и акты толкования права), если таковые есть, обоснуйте свой ответ.

2. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

3. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

4. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 668-О-О

«Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина
Балакишеева В.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

6. Указ Президента РФ от 29.11.2010 № 1491 «О награждении орденом «Родительская слава» многодетных родителей (усыновителей)»

8. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203

9. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

10. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

Образец решения:

Из представленного перечня следует исключить следующие правовые акты:

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Рига, 03.02.93 г. – указанный правовой акт не является нормативным правовым.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 № 668-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Балакишеева В.И. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью второй статьи 17 и частью первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» - указанный правовой акт является актом толкования права.

Указ Президента РФ от 29.11.2010 № 1491 «О награждении орденом «Родительская слава» многодетных родителей (усыновителей)» - указанный правовой акт является актом правоприменения.

Оставшиеся нормативные правовые акты следует выстроить исходя из следующего принципа. Высшей силой обладают законы, среди которых на первом месте должны стоять федеральные конституционные законы, потом федеральные законы. При этом кодифицированные законы обладают приоритетом и большей силой, чем некодифицированные законы. Далее следует располагать подзаконные акты – указы Президента, постановления Правительства, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти. На последнем месте следует располагать региональные нормативные правовые акты.

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

3. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».

4. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 № 1203

5. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007г. «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

6. Приказ МВД России от 6 ноября 2007 г. № 974 «О пособиях сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

7. Постановление Правительства Москвы «О Регламенте Правительства Москвы» от 21.02.2006 № 112-ПП.

Задание 11

Проанализируйте содержание ст. 120 УИК РФ и определите наличие факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции (коррупциогенные факторы). Аргументируйте свою точку зрения, приведите примеры иных коррупциогенных факторов.

«Статья 120. Исправительные колонии общего режима

1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

2. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

3. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

4. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания.

5. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

6. Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится в порядке, предусмотренном частями второй и пятой настоящей статьи.

7. Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода».

Образец решения:

Коррупциогенный фактор присутствует в ч. 2 указанной статьи. Словосочетание «могут быть» свидетельствует о таком факторе, как определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.. В данном случае перевод в облегченные условия из обычных зависит исключительно от усмотрения лица, а не от объективных требований, закрепленных в норме.

Корупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, которые могут способствовать коррупционным правонарушениям. Перечень коррупциогенных факторов закреплен в Методике проведения антикоррупционной экспертизы законодательства, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 27.03.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В указанной Методике коррупциогенные факторы подразделяются на две большие группы: 1) Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (к примеру, широта дискреционных полномочий; определение компетенции по формуле «вправе»; чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества; принятие нормативного правового акта за пределами компетенции; отсутствие или неполнота административных процедур; отказ от конкурсных (аукционных) процедур); 2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям (к примеру, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами); юридико-лингвистическая неопределенность).

    Номер работы:

    Год сдачи:

    Количество страниц:

    1. Приведите примеры социальных норм 3
    2. Опишите значение норм морали и обычаев для общества. Приведите примеры отрицательных последствий нарушения различных социальных норм - морали, обычаев и т.п. 3
    3.Определите политический режим, форму правления и форму государственного устройства РФ. Подтвердите свои ответы примерами. 4
    4. Примеры реализации политической, идеологической и социологической функций государства РФ. 6
    5. Приведите примеры из практики международного сотрудничества, когда государственные органы РФ реализуют внешние функции государства 7
    6. Уголовный кодекс РФ в Особенной части устанавливает санкции за отдельные виды преступлений. Проявление какой из функций это является - охранительной или регулятивной? 7
    7. Проявление какой из функций права - охранительной или регулятивной - является закрепление в Гражданском кодексе института права собственности? 7
    8. Приведите примеры наступления определенных юридических фактов, которые послужили возникновению, изменению или прекращению правоотношений 8
    9. С какой целью в юриспруденции существует конструкция юридического состава преступления? 8
    10. Охарактеризуйте уголовную ответственность. Перечислите виды уголовного наказания. Выскажите своё мнение об отмене смертной казни в России, аргументируйте свое мнение 8
    11. В чем основное различие уголовной и административной ответственности? Поясните свой ответ и приведите примеры 9
    12. Назовите виды гражданско-правовой ответственности. В каких случаях лицо может быть освобождено от гражданско-правовой ответственности? 10
    13. Дайте краткую характеристику видов ответственности рабочих и служащих 10
    14. Какие права Вы отнесете к личным (гражданским правам)? Приведите примеры 11
    15. Какие права Вы отнесете к политическим? Какие из политических прав Вы использовали? Приведите примеры 12
    16. Какие права Вы отнесете к социально - экономическим? Приведите примеры использования социально - экономических прав в Вашей жизни 12
    17. Охарактеризуйте состояние прав и свобод человека и гражданина в современной России 13
    18. Охарактеризуйте состояние местного самоуправления в населенном пункте, в котором Вы живете, учитесь или работаете 14

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Задания по ТГП
    Нормы морали и обычаи регулируют жизнь общества, но несколько другим способом. Не все стороны общественной жизни подлежат правовому регулированию. Например, отношения дружбы и любви между людьми регулируются общепризнанными нормами поведения, на основе которых каждый конкретный человек устанавливает себе рамки поведения, которые могут отклоняться в ту или иную сторону, но модель, образец поведения, одобряемый или порицаемый обществом, остается всегда.
    В качестве примера, можно отметить неодобрительное отношение к человеку, опаздывающему на встречу, свидание со стороны ожидающих его людей.
    Неодобрение и нехорошую деловую характеристику получает предприниматель, игнорирующий правила делового оборота

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Тест по теории государства и права (ТГП)

Представлен вариант теста без ответов и с ответами. Также имеется возможность скачать тест в виде файла.

Тест составлен на основе материалов лекций по теории государства и права (ТГП) .

1. Что является предметом теории государства и права?

  • a) предметом теории государства и права является изучение всех общественных явлений, в том числе государства и права, культуры, религии, морали;
  • б) предметом теории государства и права является изучение всех государственно-правовых явлений и многообразных форм их проявлений в обществе;
  • в) предметом теории государства и права является исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права и законодательства;
  • г) предметом теории государства и права является изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, их сущности, назначения и функционирования в обществе, а также особенности политического и правового сознания и юридического регулирования;
  • д) предметом теории государства и права является изучение возникновения и развития конкретных государств и правовых систем во всем их историческом своеобразии, включая случайные государственно-правовые процессы и явления.

2. Какие из перечисленных наук являются отраслевыми юридическими науками?

  • а) криминалистика, судебная психиатрия, судебная медицина;
  • б) уголовное право, конституционное право, гражданское право;
  • в) всеобщая история государства и права, теория государства и права;
  • г) криминология, бухгалтерский учет и экспертиза;
  • д) политология, культурология, логика.

3. Какие из перечисленных явлений непосредственно относятся к государственно-правовым?

  • а) обычаи, мораль, религия;
  • б) политическое сознание и политическая культура;
  • в) традиции, нравственность, культура;
  • г) законность, нормативно-правовые акты, правосознание, правоотношения, государственный аппарат;
  • д) экономика, производительные силы, способ производства, финансы, налоги;

4. Какие функции выполняет теория государства и права?

  • а) теоретико-познавательную (онтологическую, гносеологическую);
  • б) методологическую;
  • в) прогностическую;
  • г) политическую (идеологическую);
  • д) вcе перечисленные.

5. Каким образом соотносятся предмет и метод теории права и государства?

  • а) предмет определяет методы его исследования;
  • б) методы определяет исследователь независимо от предмета исследования;
  • в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
  • г) ориентируясь на соответствующие методы, учёные определяют предмет теории государства и права.

6. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации различных государственных и правовых систем?

  • а) статистический;
  • б) метод сравнительного правоведения;
  • в) метод формальной логики;
  • г) метод правового эксперимента.

7. Какой из научных методов, предусматривает изучение государственно-правовых явлений на основе условного разделения на отдельные части?

  • а) анализ;
  • б) синтез;
  • в) статистический метод;
  • г) сравнительный метод;
  • д) диалектический метод.

8. Как называлась первичная форма организации людей, когда женщина занимала главенствующее место в обществе?

  • а) матриархат;
  • б) патриархат;
  • в) дикость;
  • г) варварство;
  • д) цивилизация.

9. Как называется устойчивая общность, организация людей, основанная на кровном родстве, совместном проживании и совместной хозяйственной деятельности людей?

  • а) род;
  • б) государство;
  • в) общество;
  • г) корпорация;
  • д) союз племен.

10. Каковы особенности общественной власти в первобытнообщинном строе?

  • а) существует специальный аппарат, состоящий из вооруженных людей, занимающихся управлением и властью;
  • б) власть основана на авторитете, уважении к старшим, обычаях и традициях. Отсутствует отделенный от общества (рода) аппарат принуждения;
  • в) власть практически отсутствует, все происходит спонтанно и зависит от случайных обстоятельств;
  • г) вся жизнь первобытного общества характеризуется хаотичностью, отсутствием организованного порядка;
  • д) власть в обществе основывается на естественных законах природы.

11. Чьи интересы выражает общественная власть первобытного строя?

  • а) интересы вождя;
  • б) интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • в) интересы всего общества, рода;
  • г) не выражает ничьих интересов;
  • д) интересы отдельных личностей.

12. Какие социальные нормы в первобытном обществе регулировали поведение людей?

  • а) юридические нормы;
  • б) политические нормы;
  • в) родовые обычаи (мононормы);
  • г) технические нормы;
  • д) религиозные нормы.

13. Каковы социальные причины происхождения государства и права?

  • а) общественное разделение труда на скотоводство, земледелие, ремесло и торговлю;
  • б)рост производительности труда и появление прибавочной стоимости;
  • в) разложение рода и возникновение семьи, появление излишков продуктов, антагонизмов, раскол общества на классы;
  • г) появление частной собственности;
  • д) появление городов, изменение климатических условий.

14. Что является основным признаком восточного (азиатского) типа государства?

  • б) эти государства основаны на частной собственности на землю;
  • в) в этих государствах источником власти является собственность;
  • г) отсутствует мощный чиновничий аппарат;
  • д) эти государства возникли и существуют как города-республики.

15. Что является основным признаком западного (европейского) типа государства?

  • а) эти государства основаны на государственной и общественной собственности на землю;
  • б) обладают мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;
  • в) государственный аппарат строго централизован, во главе его находится абсолютный монарх;
  • г) эти государства имеют застойный характер;
  • д) в этих государствах источником власти является собственность, развита частная собственность, общество делится на антагонистические классы.

16. Каковы главные причины возникновения государства, согласно теории внешнего насилия?

  • а) возникновение денег, городов и ремесел;
  • б) возникновение классов и непримиримой борьбы между ними;
  • в) завоевание одних племен другими и установление господства одних племен над другими;
  • г) изменение климатических условий и развитие средств производства;
  • д) заключение добровольного соглашения между людьми для создания государства.

17. Какова главная идея патриархальной теории возникновения государства?

  • а) государство возникает из семьи, путем разрастания семьи;
  • б) государство возникает путем насильственного захвата одних племен другими;
  • в) государство возникает тогда, когда появляются неравенство, частная собственность, классы и борьба между ними;
  • г) государство существовало всегда, появилось вместе с человеком;
  • д) государство возникает по причине особенностей человеческой психологии подчиняться, быть зависимым от сильного.

18. В чем заключается главная идея договорной теории происхождения государства?

  • а) государство есть продукт непримиримых противоречий, возникающих в обществе с появлением прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство есть продукт добровольного соглашения людей, объединившихся для совместного проживания;
  • в) государство возникает по воле бога, высшего разума;
  • г) государство возникает вследствие глобальных климатических изменений на планете;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человека.

19. Каковы основные положения теологической теории происхождения государства?

  • а) государство появилось вследствие объективного развития общества, общественного разделения труда, образования прибавочного продукта, частной собственности, классов;
  • б) государство появилось в результате смены матриархата патриархатом, появления религии;
  • в) государство есть результат божественной воли, проявления высшего разума;
  • г) государство возникает как результат добровольного соглашения людей;
  • д) государство существовало всегда, появилось вместе с появлением человеческого общества.

20. Кто является представителем классовой теории происхождения государства и права?

  • а) Макиавелли, Гамильтон;
  • б) Маркс, Энгельс, Ленин;
  • в) Михайловский, Бакунин;
  • г) Аристотель, Фильмер;
  • д) Фома Аквинский, Маритэн.

21. Каковы основные признаки государства?

  • а) национальная валюта, армия, полиция;
  • б) власть, народ, обычай;
  • в) государственный суверенитет, распространяющийся на определенную территорию с помощью общеобязательных правил и специального аппарата власти и управления, сбор налогов;
  • г) столица, флаг, герб, гимн;
  • д) обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков, общественных организаций.

22. Как называется признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

  • а) правосубъектность;
  • б) государственный суверенитет;
  • в) правоспособность;
  • г) дееспособность;
  • д) правотворчество.

23. Какое определение публично-политической власти верно?

  • а) система государственных органов, которые управляют обществом;
  • б) система ноpмативно-пpавовых актов;
  • в) система общественных организаций, которые участвуют в политической жизни общества;
  • г) система норм права, обычаев, морали;
  • д) система политических учреждений, партий, общественных движений.

24. Для чего необходимы налоги, сборы, различные обложения как признак государства?

  • а) обеспечения интересов вождя;
  • б) обеспечения господства бога и религии в обществе;
  • в) содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.);
  • г) обеспечения интересов всего населения;
  • д) все перечисленные.

25. Что раскрывает понятие функции государства?

  • а) структуру государства и его признаки;
  • б) способы организации государственной власти;
  • в) динамическую сторону деятельности государства, его основные направления деятельности;
  • г) методы и приемы осуществления государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия вместе.

26. Каковы формы осуществления функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоисполнительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) организационно-регламентирующая;
  • д) все перечисленные, а также организационно-хозяйственная.

27. Каковы правовые формы реализации функций государства?

  • а) правотворческая;
  • б) правоприменительная;
  • в) правоохранительная;
  • г) контрольно-надзорная;
  • д) правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная.

28. Какие методы применяют государства при реализации функций государства?

  • а) убеждение;
  • б) принуждение, наказание;
  • в) поощрение;
  • г) рекомендации;
  • д) совокупность всех перечисленных методов.

29. Какая из пеpечисленных функций является внутpенней функцией госудаpства?

  • а) социальная функция;
  • б) функция обоpоны стpаны;
  • в) функция обеспечения миpа и поддеpжки миpового поpядка;
  • г) функция интегpации в миpовую экономику;
  • д) функция сотpудничества с дpугими стpанами в pешении глобальных пpоблем.

30. Какая из пеpечисленных функций является внешней функцией госудаpства?

  • а) функция обоpоны стpаны;
  • б) функция охpаны пpав и свобод гpаждан;
  • в) функция налогообложения;
  • г) экологическая функция;
  • д) социальная функция.

31. На какие виды делятся функции государства в зависимости от их продолжительности?

  • а) основные и неосновные;
  • б) внутренние и внешние;
  • в) законодательную, исполнительную и судебную;
  • г) постоянные и временные;
  • д) социальные и экономические.

32. В чем заключается правоохранительная функция совpеменных госудаpств?

  • а) госудаpство охpаняет гpаницы стpаны, пpедставляет официально стpану за pубежом;
  • б) госудаpство опpеделяет экономическую политику стpаны;
  • в) государство развивает все фоpмы собственности;
  • г) госудаpство пpоявляет заботу о малоимущих, инвалидах, пенсионеpах, студентах; финансиpует обpазование, медицину, науку и т.д.;
  • д) госудаpство боpется с пpавонаpушениями в обществе и защищает права граждан.

33. В чем заключается экономическую функцию современного цивилизованного государства?

  • а) управление внешними связями и внешней политикой;
  • б) управление образованием, культурой, наукой;
  • в) обеспечение поступательного хозяйственного развития, создание оптимальных экономических структур, единого экономического пространства;
  • г) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • д) охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки.

34. Каковы характерные черты или признаки механизма государства?

  • а) это система государственных органов;
  • б) это сложная структура, в которой каждый орган занимает определенное место;
  • в) механизм государства располагает материальными средствами, так называемыми «вещественными придатками», на которые опираются в своей деятельности государственные органы. Это бюджет, имущество, сооружения, предприятия, учреждения и т.д.;
  • г) механизм государства есть средство воплощения в жизнь функций государства;
  • д) все вместе взятые признаки.

35. К какому понятию относится следующее опpеделение: Учpеждение, звено госудаpственного аппаpата, участвующее в осуществлении функции госудаpства и наделенное для этого госудаpственно-властной компетенцией?

  • а) механизм госудаpства;
  • б) госудаpственный оpган;
  • в) политическая оpганизация;
  • г) pелигиозное объединение;
  • д) госудаpственное пpедпpиятие.

36. Hа какие виды делятся государственные органы по принципу разделения властей?

  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;

37. Hа какие виды делятся государственные органы по количественному составу?

  • а) на законодательные, исполнительные и судебные;
  • б) на постоянные и временные;
  • в) на высшие и местные;
  • г) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
  • д) на коллегиальные и единоначальные.

38. Что включается в понятие формы государства?

  • а) совокупность способов организации высшей государственной власти;
  • б) совокупность способов государственного устройства;
  • в) совокупность методов осуществления государственной власти;
  • г) способы взаимоотношения народа и государственной власти;
  • д) все перечисленные понятия.

39. Что характеризует понятие форма правления?

  • а) как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • б) как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • в) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • г) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;
  • д) все перечисленное.

40. Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

  • а) демократия;
  • б) монархия;
  • в) тирания;
  • г) республика;
  • д) аристократия.

41. Что является признаком дуалистической монархии?

  • а) единственным носителем власти является монарх;
  • б) власть находится в руках монарха и парламента в равной мере;
  • в) верховная власть принадлежит исключительно парламенту;
  • г) монарх возглавляет религиозное управление страной;
  • д) народ фактически отстранен от управления страной.

42. Каковы признаки абсолютной монархии?

  • а) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
  • б) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
  • г) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
  • д) все перечисленные.

43. Каковы признаки ограниченной монархии?

  • а) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
  • б) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
  • в) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • г) законодательные акты принимаются парламентом подписываются Президентом;
  • д) правительство, согласно конституции, несет ответственность перед парламентом.

44. Какой из перечисленных признаков характеризует республиканскую форму правления?

  • а) установленный порядок престолонаследия;
  • б) бессрочное пользование властью;
  • в) отсутствие института ответственности главы государства;
  • г) выборность и ограничение власти главы государства и других верховных органов власти определенным сроком и зависимость от воли избирателей;
  • д) передача верховной власти по наследству.

45. Для какой формы правления характерны следующие черты: ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа членов партии, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом?

  • а) конституционная монархия;
  • б) парламентская республика;
  • в) президентская республика;
  • г) монархия ограниченная;
  • д) абсолютная монархия.

46. Для какой формы правления характерны следующие признаки: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; отсутствие института ответственности правительства перед парламентом; внепарламентский метод избрания президента; ответственность правительства перед президентом?

  • а) для президентской республики;
  • б) для парламентской республики;
  • в) для абсолютной монархии;
  • г) для ограниченной монархии;
  • д) для всех перечисленных форм.

47. Подберите надлежащие понятия к данному определению: "Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью”.

  • а) унитарное государство;
  • б) конфедерация;
  • в) федерация;
  • г) монархия;
  • д) республика.

48. Что такое федерация?

  • а) межгосударственное объединение, созданное для достижения определенных целей;
  • б) единое неделимое государство, члены которого не обладают государственным суверенитетом;
  • в) сложное государственное образование, члены которого в определенной мере обладают государственным суверенитетом;
  • г) временный союз государств, объединенный для решения военных целей;
  • д) международная организация, объединяющая несколько государств.

49. Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?

  • а) федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация;
  • б) члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом;
  • в) федерация не имеет союзную Конституцию, а конфедерация имеет союзную Конституцию;
  • г) их отличие малозначительно;
  • д) федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства.

50. Какое понятие соответствует данному определению: "Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности"?

  • а) политико-правовой режим;
  • б) система государственного управления;
  • в) политическая система;
  • г) правовая система;
  • д) форма государства.

51. Какие из перечисленных признаков характерны для авторитарного политико-правового режима?

  • а) ликвидация или значительное ограничение прав и свобод граждан, запрещение деятельности оппозиционных партий;
  • б) ограничение роли выборных органов власти и усиление роли исполнительно-распорядительных органов;
  • в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства;
  • г) сведение роли парламента до положения сугубо формального института;

52. Какой из указанных признаков характеризует тоталитарный политический режим?

  • а) ограниченность власти правовыми законами;
  • б) выборность органов власти народом;
  • в) полное огосударствление всех сфер жизни общества;
  • г) обязательность решений верховных органов власти для нижестоящих органов государства;
  • д) демократизм, гласность в деятельности органов государства.

53. Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?

  • а) аристократию;
  • б) демократию;
  • в) тиранию;
  • г) олигархию;
  • д) деспотию.

54. Какие критерии и факторы принимаются во внимание при использовании цивилизационного подхода в типологии государства?

  • а) уровень развития производительных сил общества;
  • в) классовые противоречия и классовая борьба;
  • г) национальные особенности и традиции;
  • д) комплекс социально-экономических условий, включающих этнические, религиозные основы, степень гармонизации человека и природы, состояние свободы личности во всех его проявлениях.

55. Каков основной критерий формационного подхода в типологии государств?

  • а) уровень культуры, развитие морали, религии, нравственности;
  • б) климатические и географические условия;
  • в) национальные особенности и традиции;
  • г) степень свободы личности в обществе;
  • д) смена общественно-экономических формаций.

56. Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?

  • а) рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;
  • б) древние, современные;
  • в) демократические и антидемократические;
  • г) восточные и западные;
  • д) кочевые и оседлые.

57. Какому понятию соответствует определение: "Особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами"?

  • а) религиозное государство;
  • б) правовое государство;
  • в) светское государство;
  • г) унитарное государство;
  • д) президентская республика.

58. Что является пpизнаком пpавового госудаpства?

  • а) веpховенство закона и pеальность пpав и свобод индивида;
  • б) pеспубликанская фоpма пpавления;
  • в) наличие института пpезиденства;
  • г) наличие гpаницы госудаpства;
  • д) наличие pазличных наций и наpодностей.

59. Что означает принцип разделения властей в государстве?

  • а) все ветви власти в государстве подчиняются друг другу;
  • б) все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону;
  • в) все ветви власти подчиняются только конституционному совету;
  • г) все ветви власти подчиняются президенту;
  • д) все ветви власти подчиняются народу.

60. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

  • а) для права (правовых норм);
  • б) для моральных норм;
  • в) для корпоративных норм;
  • г) для обычаев;
  • д) для политических норм.

61. Что является признаком права?

  • а) общеобязательность, обеспеченность государством;
  • б) религиозность;
  • в) связь с обычаями;
  • г) обеспеченность общественным мнением;
  • д) связь с моралью.

62. Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?

  • а) формальная определенность;
  • б) гарантированность государством;
  • в) регулятивность;
  • г) волевой характер права;
  • д) системность.

63. Какое из назначений права является главным?

  • а) оценочное;
  • б) познавательное;
  • в) воспитательное;
  • г) регулятивное, охранительное;
  • д) интегративное.

64. Что такое правовые презумпции?

  • а) основные идеи права;
  • б) закрепленные в праве предположения о наличии или отсутствии юридических фактов;
  • в) основные признаки права;
  • г) основные функции права;
  • д) формы права.

65. Каковы первые источники, из которых возникло право?

  • а) табу;
  • б) обычаи;
  • в) мораль;
  • г) религия;
  • д) табу, обычаи, мораль, религия.

66. Что является общим термином для обозначения понятий "судебный прецедент" и "ноpмативно-пpавовой акт"?

  • а) источник (форма) права;
  • б) акты применения права;
  • в) акты толкования права;
  • г) функция права;
  • д) пробелы в праве.

67. Что такое нормативно-правовой акт?

  • а) конкретное предписание, выраженное в виде индивидуального акта применения;
  • б) правило поведения общего характера, регулирующее общественное отношение и общеобязательное для всех;
  • в) правило поведения, регулирующее моральные, нравственные отношения;
  • г) изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит нормы права;
  • д) устное, волевое указание, исполнение которого обязательно для адресата.

68. В зависимости от какого критерия осуществляется деление ноpмативно-пpавовых актов на законы и подзаконные акты?

  • а) в зависимости от целевого назначения;
  • б) в зависимости от времени издания;
  • в) в зависимости от субъекта, издавшего ноpмативно-пpавовой акт;
  • г) в зависимости от отраслей права;
  • д) в зависимости от пространства, на которое они рассчитаны.

69. Что такое подзаконный нормативно-правовой акт?

  • а) любой официальный акт;
  • б) любой письменный документ, составленный и заверенный нотариусом;
  • в) это сборник законов;
  • г) это правила, регулирующие религиозные отношения;
  • д) нормативный акт, принимаемый органом управления, издаваемый в строгом соответствии с законом, на основе и во исполнение законов.

70. Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?

  • а) законодательство;
  • б) судебный прецедент;
  • в) правовой обычай;
  • г) мононорма;
  • д) нормативный договор.

71. Закон понимается в широком и узком смысле. В каком смысле понимается данное определение: "Закон – это всякий нормативно-правовой акт, который общеобязателен к исполнению всеми лицами государства"?

  • а) в узком смысле;
  • б) в широком смысле;
  • в) как естественный закон;
  • г) как позитивный закон;
  • д) как моральные установления.

72. Как называется правовой акт правотворческого органа, содержащий правила поведения, направленный на урегулирование общественных отношений?

  • а) судебный прецедент;
  • б) нормативный правовой акт;
  • в) санкционированный обычай;
  • г) международный договор;
  • д) правовая доктрина.

73. Что такое правовой обычай?

  • а) правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой и защищается принудительной силой государства;
  • б) вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида);
  • в) вид и мера возможного поведения (субъективное право);
  • г) правило поведения, соответствующее представлению о справедливости;
  • д) привычное правило поведения.

74. Какие характерные особенности имеют правовые нормы, отличающие их от других социальных норм?

  • а) общеобязательность, нормативность;
  • б) формальная определенность;
  • в) гарантированность государством, регулятивность;
  • г) неперсонофицированность адресата;
  • д) все перечисленные признаки.

75. Как называются нормы права, которые непосредственно указывают на другой акт как на условие своего действия?

  • а) гражданско-правовые;
  • б) отсылочные;
  • в) императивные;
  • г) семейно-правовые;
  • д) диспозитивные.

76. Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?

  • а) презумпция;
  • б) юридическая функция;
  • в) диспозиция;
  • г) гипотеза;
  • д) санкция.

77. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

  • а) диспозиция;
  • б) санкция;
  • в) гипотеза;
  • г) презумпция;
  • д) аксиома.

78. Как называется элемент пpавовой ноpмы, опpеделяющий условия и обстоятельства действия, pеализации пpавовой ноpмы?

  • а) гипотеза;
  • б) диспозиция;
  • в) санкция;
  • г) пpезумпция;
  • д) функция.

79. Какое деление имеют ноpмы пpава по методу пpавового pегулиpования?

  • а) импеpативные, диспозитивные, поощpительные, pекомендательные;
  • б) законодательные ноpмы и подзаконные ноpмы;
  • в) ноpмы общего действия и ноpмы огpаниченного действия;
  • г) ноpмы матеpиальные и ноpмы пpоцессуальные;
  • д) упpавомачивающие, обязывающие, запpещающие.

80. Что является основным критерием деления системы права на отрасли?

  • а) усмотрение законодателя (правотворческого органа);
  • б) предмет и метод правового регулирования;
  • в) характер источников права;
  • г) правовое сознание;
  • д) правовая практика.

81. Из каких компонентов образуется система права?

  • а) из юридических норм, институтов права и отраслей права;
  • б) из статей нормативных актов, кодексов, иных источников;
  • в) из отраслей права;
  • г) из государственных органов;
  • д) из моральных и религиозных норм.

82. Что такое публичное пpаво?

  • а) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;

83. Что такое частное право?

  • а) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения, в котоpой одной из стоpон обязательно является госудаpственный оpган, госудаpственная оpганизация или само госудаpство;
  • б) это совокупность пpавовых ноpм, пpавил поведения, pегулиpующих отношения между pавными участниками, не являющимися госудаpственными;
  • в) это устные пpавила поведения, выpаженные в обычаях, тpадициях, моpали;
  • г) это совокупность естественных пpав и свобод человека и гpажданина;
  • д) совокупность моральных требований.

84. Что такое институт права?

  • а) первичная клеточка права, т.е. правовая норма;
  • б) отpасль пpава;
  • в) пpаво в целом;
  • г) гpуппа пpавовых ноpм, pегулиpующих опpеделенную pазновидность общественных отношений;
  • д) функция права.

85. Какие из перечисленных принципов являются принципами правотворчества?

  • а) демократизм;
  • б) законность;
  • в) научность;
  • г) профессионализм;
  • д) демократизм, законность, научность, профессионализм а также своевременность.

86. Что означает демократизм, как один из принципов правотворчества?

  • а) обязательность выявления и выражения в нормах права, воли и интересов народа;
  • б) соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;
  • в) обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;
  • г) компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовке и принятии законопроектов;
  • д) правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений.

87. Какое понятие соответствует следующему опpеделению: "Пpоцесс сведения к единству ноpмативно-пpавовых актов путем внешней или внутpенней обpаботки их содеpжания"?

  • а) система пpава;
  • б) пpавовая система;
  • в) систематизация законодательства;
  • г) консолидация;
  • д) пpезумпция.

88. Как называется разновидность систематизации законодательства, при которой консолидация нормативных материалов производится по хронологическому, предметному и иным критериям?

  • а) легитимация;
  • б) криминализация;
  • в) инкорпорация;
  • г) кодификация;
  • д) преюдиция.

89. Как называется процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания?

  • а) инкорпорация;
  • б) консолидация;
  • в) легализация;
  • г) кодификация;
  • д) национализация.

90. Какое понятие соответствует следующему определению: "Возникающие в соответствии с нормами права и юридическими фактами волевые общественные отношения, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности"?

  • а) нравственные отношения;
  • б) правовые отношения;
  • в) религиозные отношения;
  • г) моральные отношения;
  • д) политические отношения.

91. Что такое правосубъектность?

  • а) пpавоспособность и дееспособность участников пpавоотношений вместе взятые;
  • б) пpавоспособность участников пpавоотношений;
  • в) дееспособность участников пpавоотношений;
  • г) деликтоспособность участников пpавовых отношений;
  • д) способность осуществлять своими действиями субъективные пpава и исполнять юpидические обязанности.

92. Что такое деликтоспособность?

  • а) способность лично своими действиями совершать действия и нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение;
  • б) способность лица создавать семью;
  • в) способность государственных органов совершать различные действия;
  • г) способность иметь права и обязанности;
  • д) способность лица заключать имущественные договора.

93. Что является объектом правоотношения?

  • а) реальное (материальное или духовное) благо, на использование или охрану которого направлены субъективное право и юридическая обязанность;
  • б) лицо, к которому вследствие совершения правонарушения применяются меры государственного принуждения;
  • в) жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
  • г) все явления материального мира;
  • д) все, что окружает человека, в том числе и сам человек.

94. К какому элементу состава правоотношений относится следующая формулировка: "Представленная (отраженная) в законах мера должного поведения, за неисполнение которого возможно наступление юридической ответственности"?

  • а) к субъективному праву;
  • б) к объективному праву;
  • в) к естественному праву;
  • г) к юридической обязанности;
  • д) к юридической ответственности.

95. К какому элементу состава правоотношения относится эта формулировка: "Возможность определенного поведения со стороны управомоченного субъекта, возможность требовать определенного поведения со стороны других обязанных лиц, а также возможность обратиться к содействию принудительного государственного аппарата за защитой нарушенного или оспариваемого права"?

  • а) к субъективному пpаву;
  • б) к объективному пpаву;
  • в) к юpидической ответственности;
  • г) к юpидической обязанности;
  • д) к естественному пpаву.

96. Какой вид деятельности определяется термином пpименение пpава?

  • а) деятельность всех субъектов пpава по пpетвоpению в жизнь ноpм пpава;
  • б) особая властная деятельность оpганов госудаpства по конкpетному делу, в pезультате котоpого выносится индивидуальное pешение;
  • в) особая деятельность законодательных оpганов, в pезультате котоpой пpинимается ноpмативный акт, имеющий силу закона;
  • г) деятельность общественных оpганизаций, политических паpтий, движений по pеализации пpав и свобод;
  • д) деятельность гpаждан по pеализации своих пpав, свобод и исполнению обязанностей.

97. Что такое пpобелы в пpаве?

  • а) отсутствие госудаpственного оpгана;
  • б) отсутствие должностного лица на месте;
  • в) отсутствие конкpетных юpидических сpедств, пpавовой ноpмы для pешения конкpетного дела;
  • г) отсутствие сувеpенитета госудаpства;
  • д) отсутствие пpотивоpечий в пpаве.

98. Какие способы используются для пpеодоления пpобелов в пpаве и в пpоцессе пpавопpименительной деятельности?

  • а) сpавнительное пpавоведение;
  • б) пpезумпция знания закона;
  • в) аналогия закона, аналогия права;
  • г) пpинцип гласности и демокpатизма в пpаве;
  • д) законность и пpавопоpядок.

99. Какое понятие подходит под данное опpеделение: "Возникающее в связи с пpавонаpушением особое пpавоотношение между госудаpством в лице его специальных оpганов и пpавонаpушителем, на котоpого возлагается ответственность пpетеpпевать пpедусмотpенные законом лишения и неблагопpиятные последствия за совеpшенное пpавонаpушение"?

  • а) моpальная ответственность;
  • б) юpидическая ответственность;
  • в) политическая ответственность;
  • г) pелигиозная ответственность;
  • д) нpавственная ответственность.

100. Каковы основные принципы юридической ответственности?

  • а) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • б) ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя;
  • в) законность, справедливость;
  • г) неотвратимость наказания;
  • д) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; ответственность лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; законность; справедливость; неотвратимость наказания.

Теория государства и права – сложная учебная дисциплина, с которой студенты начинают освоение основных понятий и категорий юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.

Сложный процесс формирования юридического образования начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры, представленные в данном разделе. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.

В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.

Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина

Цель занятия

Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.

Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:

1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).

1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).

Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).

Задание № 3. Составьте схемы:

3.1. "Классификация методов теории государства и права"

3.2. "Функции теории государства и права"

3.3. "Общая система наук"

Задание № 4.

4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Тип № 4 Тип № 5

4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).

Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:

5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):

6.1.Закономерность____________________________________________

6.2.Концепция6.3.Парадигма_________________________________________________

6.4.Теория____________________________________________________ 6.5.Система___________________________________________________

6.6.Структура_________________________________________________

6.7.Наука

6.8.Функция__________________________________________________

6.9.Метод_____________________________________________________

6.10.Эксперимент______________________________________________



Просмотров