Законы ссср не утратившие силу. О действии актов органов союза сср на территории рсфср

Каким образом аннулировать неправомерно или ошибочно изданный приказ по личному составу? Первое, что приходит на ум, - это порвать документ на десятки маленьких нечитаемых кусочков и выбросить их в мусорное ведро. Еще можно пропустить документ через уничтожитель бумаги. Но, согласитесь, это ведь непрофессионально. Существует легальный способ устранить «ненужный» документ. Именно о нем пойдет речь в данной статье.

Возможные причины аннулирования документа


В процессе повседневной деятельности по регулированию трудовых отношений у руководства организации может возникнуть необходимость в отмене (аннулировании) ранее изданных документов или их отдельных пунктов. Причины отмены документа могут быть обусловлены:


- действиями нанимателя (например, отмена запланированной командировки повлекла отмену приказа о направлении в командировку);
- действиями работника (например, отказ от вступления в должность; изменение персональных данных работника, в отношении которого ранее были изданы соответствующие документы. Так, изменение паспортных данных влечет отмену выданной работнику доверенности).


Причины отмены документов также могут возникать независимо от воли сторон трудовых отношений (например, изменение законодательства; отмена нормативных правовых актов и (или) локальных актов организации, на основании которых был издан документ; изменение обстоятельств, которые существенны для надлежащего исполнения приказа).


Перечисленные обстоятельства могут привести к невозможности или отсутствию необходимости выполнять положения изданного приказа или его отдельных пунктов.


Смысл приказа об отмене (изменении) ранее изданного приказа (или отдельных его пунктов) заключается в документировании факта обоснованной отмены соответствующего управленческого решения (его отдельного пункта) посредством издания нового приказа.


Структура приказа


Специалист по кадрам отражает в заголовке приказа об отмене (внесении изменений) ранее изданного приказа по личному составу следующие сведения:


1) дату, регистрационный индекс и заголовок приказа, который будет отменен.


Пример 1


«Считать утратившим силу приказ директора общества от 21.03.2011 № 55-к «Об увольнении Каташевича В.В.»
или
«Считать утратившим силу п. 3.2 приказа директора общества от 21.03.2011 № 55-к «По личному составу»;


2) основание для отмены соответствующего приказа (с кратким изложением обстоятельств, послуживших причиной для издания приказа об отмене).


Текст любого приказа состоит из 2 композиционных частей: констатирующей и распорядительной.


В констатирующей части излагают факты, послужившие основанием для издания приказа. Обычно в приказах по основной деятельности она начинается словами «В соответствии», «В целях» и т.п.


В приказах по личному составу композиционные части располагают, как правило, в обратном порядке: вначале - распорядительная часть, в конце текста - констатирующая.


При подготовке приказов, отменяющих ранее изданные документы, вы можете указывать факты, послужившие основанием для издания приказа (отмены ранее изданного документа), как в начале текста приказа, так и в конце;


3) указания лицам (структурным подразделениям) организации о действиях, которые надлежит выполнить в связи с отменой приказа (внесения в него изменений) и изданием нового приказа.

Пример 2


«Начальнику отдела кадров Петрову А.Т. обеспечить своевременную и полную выдачу Каташевичу В.В. принятых от него в связи с трудоустройством документов»;

4) меры по обеспечению контроля за исполнением приказа.


Пример 3


«Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела снабжения Коликова И.Р.».

Структурное подразделение или лицо, на которых возлагают контроль, указывайте в винительном падеже. Если такое указание отсутствует, то контроль за исполнением приказа будет осуществлять руководитель, от имени которого он издан.


Нормативное регулирование


Приказ, отменяющий действие ранее изданного распорядительного документа (вносящий в него изменения), оформляют в соответствии:


- с Государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
- Методическими указаниями по практическому применению СТБ 6.38-2004, утвержденными приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров РБ от 16.09.2005 № 41;
- Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4;
- Унифицированной системой организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста РБ от 14.05.2007 № 25.


Оформляем заголовок


Обратите внимание на оформление заголовка. Заголовок облегчит вам регистрацию документа и его поиск в деле. Именно поэтому он должен быть кратким и точно передавать смысл текста.


Пример 4


«Об отмене приказа директора общества от 20.03.2011 № 40 «Об увольнении Каташевича В.В.»;
«О внесении изменений в приказ директора общества от 25.03.2011 № 50-к»;
«О признании утратившим силу приказа директора общества от 20.03.2011 № 42-к «По личному составу».

В конце заголовка точку не ставьте, сам заголовок в кавычки не заключайте.


Как вы могли убедиться, сама процедура составления и оформления соответствующих приказов несложная, но особое внимание обратите на подготовку документов, являющихся основаниями для отмены изданных распорядительных документов.


Образцы приказа о признании утратившим силу ранее изданного приказа, приказа о внесении изменений в пункт ранее изданного приказа смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24-25 журнала.

Наталия Кондакова, специалист по внедрению систем электронного документооборота

Действие правовых актов СССР на территории России

Вопрос:

Каковы условия действия нормативных актов СССР, нужна ли их обязательная регистрация в Минюсте РФ?

Александров А.В.,
Редактор газеты “Знамя труда”

Ответ:

В период существования СССР многие сферы жизни были урегулированы союзным законодательством. После распада Советского Союза российский законодатель не мог в одночасье отменить законодательство СССР и заменить его нормативными актами России, поэтому и на сегодняшний день многие общественные отношения урегулированы законодательством СССР.

Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Указанная Декларация установила полноту власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно переданы в ведение Союза ССР, верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, возможность приостановления действия Республикой на своей территории актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года N 1831-1 с 1 ноября 1991 года по 1 декабря 1992 года был установлен особый порядок правового регулирования проведения и обеспечения радикальной экономической реформы в РСФСР, в соответствии c которым Законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применялись в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным постановлением. Законодательные акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

В декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление N 2014-1 “О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств”. Указанным постановлением Верховного Совета РСФСР было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

Регистрация правовых актов в Министерстве юстиции РФ была введена следующими правовыми актами:

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.91 N 261 “О Министерстве юстиции РСФСР”;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 “О государственной регистрации ведомственных нормативных актов”;

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации (утратил силу с 5 июня 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763)”.

В Министерстве юстиции РФ подлежат регистрации нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, принятые после 15 мая 1992 года, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.

С 5 мая 1996 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

Этот Указ расширил круг нормативных правовых актов подлежащих обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Теперь подлежат регистрации не только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, но и акты, устанавливающие правовой статус организаций.

Следует также отметить, что Указ Президента вместо привычного термина “акты министерств и ведомств” использует термин “акты федеральных органов исполнительной власти”. Содержанием термина “акты федеральных органов исполнительной власти” не охватываются акты Президента и Правительства. Акты Президента и Правительства не подлежат регистрации в Министерстве юстиции.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 29 ноября 1996 года)”.

Таким образом, нормативные акты СССР применяются на территории России, если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с правовыми актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990 года (после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР). Никакой регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативных актов СССР не требуется.

Долженко А.Н., юрист
Центр правовых услуг

Некий любомудр задал вопрос: а какой закон, действующий поныне в России, является самым старым, то есть принятым ранее всех прочих действующих?

Здесь надобно сделать несколько уточнений.

1) Отбросим правовые акты ненормативные, то есть рассчитанные на однократное применение. Таково, например, большинство первых актов советской власти, вроде Постановления Второго Всероссийского Съезда Советов "Об отмене смертной казни на фронте", Декрета "О мире" (оба от 8 ноября 1917 г.) и Декрета "О государственной независимости Финляндии" (от 31 декабря 1917 г.). Сюда же относятся многочисленные акты первых лет советской власти о национализации различного рода имуществ и об упразднении старых органов управления и общественных институтов, например, Декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" (24 ноября 1917 г.).

2) Далее, отбросим акты хоть и нормативные, но принятые во исполнение международных обязательств СССР и действующие потому и постольку, почему и поскольку действуют эти международные обязательства. Это, например, "Положение о переводном и простом векселе", утверждённое Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 в связи с присоединением СССР к Конвенции о единообразном законе о переводном и простом векселе (Женева, 7 июня 1930 г.). Действует Конвенция - действует и Положение.

3) Поскольку в такой постановке задача становилась бы тривиальной, усложним её: будем говорить не только о законах и равных им по силе нормативных актах (например, постановлениях Верховных Советов СССР и РСФСР), но вообще о любых нормативных актах, включая "подзаконные".

Таким образом вопрос превратится в достойный вызов для настоящего профессионала.

Итак, ищем самый старый нормативный акт СССР или РСФСР, реально применяемый в современной России.

Моя версия.

Дольше всех живут не "правовые динозавры" - конституции и основополагающие акты вроде уголовного и гражданского кодексов: они меняются сообразно политическим реформам, и их ныне действующие редакции относительно недавни. Наиболее живучи же вещи мелкие, малоприметные, но нужные. И вот оно:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

О НОРМАХ ОТХОДОВ ЛИНЗ И ОПРАВ
ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И РЕМОНТЕ ОЧКОВ

1. Утвердить временные нормы отходов линз при обрезке, калибровке, сверлении и сборке их в оправы в размере до 1,5% от общего количества переработанных линз.

2. Утвердить временные предельные отходы оправ для очков при монтаже в них линз в размере до 0,3% от общего количества переработанных оправ.

3. Данные нормы траты являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия линз и оправ для очков обнаружится их недостача. Списание указанной траты при отсутствии недостачи воспрещается.

4. Настоящие нормы распространяются на производственные предприятия ГАПУ, аптеки и аптекарские магазины, в которых производится изготовление и ремонт очков.

Заместитель Министра
здравоохранения СССР
ШАБАНОВ

Скромный приказ союзного Минздрава через каких-то три месяца справит шестидесятилетний юбилей. И - он действует. Именно им руководствуются предприятия, изготовляющие и ремонтирующие очки, при включении естественных потерь в материальные затраты при налогообложении прибыли. В последний раз это было подтверждено письмом российского уже Минздрава от 16 ноября 2000 г. № 2510/12450-32.

Как долго ещё протянет "дедушка", неизвестно, но пока он ещё о-го-го!

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР

В целях защиты суверенитета Российской Федерации, руководствуясь , Верховный Совет РСФСР

постановляет:

Статья 1

Статья 1 . Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно.

Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных в настоящей статье актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации.

Статья 2

Статья 2 . В случаях, не предусмотренных статьей 1 настоящего Закона:

законы и иные акты высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие на территории РСФСР после их ратификации Верховным Советом РСФСР;

акты Совета Министров СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения Советом Министров РСФСР;

акты министерств и ведомств СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения государственными органами РСФСР, уполномоченными соответственно Верховным Советом РСФСР либо Советом Министров РСФСР.

Статья 3

Статья 3 . До заключения Федеративного договора республики, входящие в состав РСФСР, участвуют в решении вопросов о приостановлении, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР через высшие органы государственной власти и управления РСФСР или в ином порядке, установленном законодательством республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 4

Статья 4 . Акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Статья 5

Статья 5 . Решения действующих на территории РСФСР государственных органов, органов общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий, должностных лиц, а также договоры и иные сделки, принятые или совершенные на основании актов органов СССР, не ратифицированных, не подтвержденных или приостановленных в соответствии с настоящим Законом, являются недействительными.

Статья 6

Статья 6 . В случаях совершения действий, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, граждане, должностные лица, государственные органы, органы общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий несут ответственность в соответствии с законодательством РСФСР.

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов

О порядке введения в действие Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"

Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Ввести в действие Закон РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" с момента принятия. Внести Закон на утверждение внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР.

2. Президиуму Верховного Совета РСФСР, комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР в 10-дневный срок разработать и представить Верховному Совету проект постановления о порядке рассмотрения вопросов о приостановке, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР.

3. Президиуму Верховного Совета РСФСР и Совету Министров РСФСР в срок до 20 ноября 1990 года разработать и представить Верховному Совету РСФСР предложения об установлении и порядке привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 6 Закона.

4. Совету Министров РСФСР привести решения Правительства РСФСР в соответствие с Законом "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР", а также представить для рассмотрения вопроса о приостановлении перечень актов органов СССР, изданных до принятия указанного Закона.

Первый заместитель
Председателя Верховного
Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Так, в постановлении Верховного Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993 г. устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

Акты органов местного самоуправления

Конституция отмечает, что "местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно" (ст.12) Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва: Эксмо,2015. Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.

Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

Имея в виду другие виды источников конституционного права, следует отметить, во-первых, что в некоторых мусульманских и иных странах таким источником служит религия, свод религиозных правил (например, шариат как свод норм мусульманского права является высшим источником права в Ираке); и во-вторых, что в ряде западных стран источником конституционного права признаются и правовые доктрины (т.е. труды, теории, взгляды крупнейших правоведов-конституционалистов), опираясь на которые суды могут выносить свои решения по конституционным вопросам. Ни первое, ни второе не признается источником права в РФ.



Просмотров