Закупка строительных материалов по 223 фз.
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.
Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.
Электронные площадки: почему никто не готов
Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.
Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.
Юрист Art De Lex Анна Большакова
Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:
- нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
- в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
- если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.
Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.
223-ФЗ+44-ФЗ=?
По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.
Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.
Партнер DS Law Мария Калинина
Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».
Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».
Реквизиты издания: Закупки строительных работ. Проектирование, строительство и ремонт по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ (практическое руководство) - М.: Издательство ООО «Компания Ладья», 2018. – 249 с. ISBN 978-5-9909800-6-8
КУПИТЬ КНИГУ
Книга предназначена для контрактных управляющих, закупщиков и иных специалистов, ответственных за проведение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, а также для специалистов, отвечающих за участие в закупках. В издание включены практические рекомендации по проведению закупок проектно-изыскательских работ, текущего и капитального ремонта, реконструкции и строительства. Материалы книги основаны на положениях законодательства по состоянию на 25 января 2018 года.
СОДЕРЖАНИЕ | ||
Обращение к читателям | ||
Список используемых сокращений | ||
Навигатор по книге и основным этапам закупок в сфере строительства | ||
Топ-10 вопросов подрядчика по участию в строительных закупках | ||
1. |
Заказчики и подрядчики в строительных закупках |
|
1.1. |
Заказчики по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, застройщики, технические заказчики, уполномоченные органы по закупкам и специализированные организации |
|
1.2. |
Подрядчики: изыскатели, проектировщики, строители. Законодательные и квалификационные требования к участникам закупок. Лицензирование и саморегулирование. Преференции малому и среднему бизнесу. Привлечение субподрядчиков |
|
1.2.1. |
Законодательные требования к участникам закупки. Лицензии и членство в СРО |
|
1.2.2. |
Квалификационные требования к подрядчикам – участникам закупки (опыт, кадры, ресурсы) |
|
1.2.3. |
Преференции малому и среднему бизнесу |
|
1.2.4. |
Привлечение субподрядчиков |
|
2. |
Проектная документация, сметы и расчет начальной цены |
|
2.1. |
Виды строительных работ. Отличия капитального ремонта от текущего. Закупка строительства «под ключ» |
|
2.1.1. |
Виды строительных работ и состав технической части документации о закупке |
|
2.1.2. |
Оборудование и мебель в составе документации на ремонт, реконструкцию или строительство (кроме закупок строительства «под ключ») |
|
2.2. |
Правила описания свойств материалов и оборудования при закупке строительных работ. Учет гостов и технических регламентов |
|
2.2.1. |
Об указании ГОСТов на материалы, использовании данных технических регламентов и документов системы стандартизации |
|
2.2.2. |
Товарные знаки в сметах. Повторная экспертиза и повторная проверка достоверности сметной стоимости |
|
2.2.3. |
Что такое качественная продукция (результат работ, материалы)? Подтверждение качества, приемлемости, безопасности продукции, предлагаемой участником закупки |
|
2.2.4. |
Можно ли в ТЗ указывать в отношении материалов и оборудования конкретные размеры, вес, цвет, четко определенные требования по химическому составу и т.д.? |
|
2.2.5. |
«Белая» и «серая» роль ТЗ – манипулирование результатами закупки через описание материалов |
|
2.3. |
Обоснование начальной цены: когда необходима смета, а когда достаточно коммерческих предложений? |
|
2.4. |
Проверка достоверности сметной стоимости |
|
3. |
Конкурентные и неконкурентные способы выбора подрядчика по закону № 44-ФЗ |
|
3.1. |
Выбор способа закупки на право заключения подрядного договора по закону № 44-ФЗ |
|
3.1.1. |
Общие положения |
|
3.1.2. | ||
3.1.3. | ||
3.1.4. |
Запрос котировок |
|
3.1.5. |
Запрос предложений |
|
3.1.6. |
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
|
3.2. |
Конкурс. Критерии и порядок оценки заявок: определяем, устанавливаем, оцениваем |
|
3.3. |
Электронный аукцион. Порядок проведения, отклонение заявок, выбор победителя |
|
3.4. |
Закрытые закупки |
|
3.5. |
Запрос котировок |
|
3.6. |
Организация и проведение запроса предложений |
|
3.7. |
Закупки у единственного подрядчика |
|
4. |
Конкурентные и неконкурентные способы выбора подрядчика по закону № 223-ФЗ |
|
4.1. |
Неконкурентные закупки, закупки у единственного подрядчика (так называемые прямые закупки) |
|
4.2. |
Конкурентные процедуры закупки |
|
4.3. |
Электронные закупки |
|
5. |
Подрядный контракт (договор) |
|
5.1. | ||
5.2. |
Заключение контракта (договора) и уклонение от заключения контракта |
|
5.3. |
Расторжение подрядных контрактов (договоров) |
|
5.4. |
Особенности контрактов на осуществление строительства «под ключ» |
За год работы по новым правилам закупки проектно-изыскательских и строительных работ контролирующие органы сформулировали позиции в отношении применении заказчиками требований ГрК РФ, закупочного законодательства в части закупки в сфере строительства (установление требований к участникам, описания объекта закупки, расчет и обоснование Н(М)Цк и др.). Начавшийся процесс электронизации закупок (ФЗ от 31.12.2017 №504-ФЗ и №505-ФЗ и принятые в развитие основных положении подзаконные акты, новые правила заключения и исполнения договоров на выполнение проектных и (или) изыскательских работ (ФЗ от 03.08.2018 №342-ФЗ) породили новые вопросы и риски нарушений при реализации положений 44-ФЗ и 223-ФЗ.
На семинаре: экспертный комментарий новых правил (электронные процедуры; проверка достоверности сметной стоимости , составление технического задания с учетом положений ГОСТов и технических регламентов и т.д.); анализ ошибок заказчиков в описании материалов и оборудования , используемых при производстве СМР (на материалах проверок органов контроля). Специальное время будет уделено проблемным вопросам расчета начальной (максимальной ) цены контракта жизненного цикла, заключения, изменения условий и исполнения подрядного контракта (с учетом судебной практики), нюансам выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при закупке работ по архитектурно-строительному проектированию.
Семинар ориентирован на руководителей и специалистов тендерных отделов, контрактных служб, контрактных управляющих предприятий и учреждений, осуществляющих закупку (или участвующих в закупочных процедурах) строительных работ по правилам 44-ФЗ, 223-ФЗ.
К выступлению на семинаре приглашены*:
ЕМЦОВА Оксана Анатольевна , к.э.н., эксперт преподаватель Института государственных закупок им. А.Б. Соловьева при Минэкономразвития России, преподаватель Высшей школы экономики, консультант Федеральных целевых программ и ряда проектов Мирового Банка
МАКОВЛЕВ Андрей Юрьевич, заместитель директора ФГБУ «Федеральный экспертно-правовой центр», эксперт Госдумы РФ в области размещения госзаказа, управления закупками госкомпаний (принимал участие в разработке 223-ФЗ, других нормативно-правовых актов, ряда поправок в 94-ФЗ)
А также специалисты профильных подразделений ФАС России
*Участие подтверждается
Программа семинара
- Изменения в регулировании с 01.01.2019: экспертный обзор. Единый реестр участников закупок: где и как должны регистрироваться участники закупок. Сроки начала регистрации, необходимый объем документов и возможность участия в торгах в переходный период. Специальные счета: для чего предназначены, где открывать. Перечень банков уполномоченных на ведение специальных счетов и перечень банков, гарантии которых принимаются в госзаказе. Сколько стоит открытие специального счета и блокировка средств? Издержки, которые понесут участники торгов по новым правилам. Режим использования специального счета при внесении обеспечения заявок. Подписание документов усиленной квалифицированной электронной подписью. Результаты отбора операторов электронных площадок: перечень. Начало функционирования по новым правилам. Функции и обязанности оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки. Изменения требований к участникам закупки и порядка проверки соответствия указанным требованиям. Новые импортозамещающие постановления и корректировки существующих.
- Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Внедрение новых позиций в каталог товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Как заказчики могут формировать техническое задание. В каких случаях дается обоснование дополнительных характеристик объекта закупки. Сроки и порядок перевода открытых и закрытых процедур определения поставщиков по 44-ФЗ в электронную форму. Схема проведения конкурса в электронной форме: сроки, требования к 1 и 2 частям, порядок рассмотрения и оценки, протоколы. Схема проведения аукциона в электронной форме: сроки, требования к 1 и 2 частям, протоколы. Схемы проведения запроса котировок и запроса предложений: требования к заявкам, протоколы.
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК): новые правила определения в зависимости от конкретного вида строительных работ (с учетом Методики применения сметных норм, утв. Приказ Минстроя России от 29.12.2016 №1028/пр). Правила исключения из смет оборудования, непосредственно не связанного с СМР. Особенности расчета НМЦК контракта жизненного цикла (Письмо Минфина РФ от 25.05.2017 №24-03-08/32211). Судебная практика
- Техническое задание (ТЗ): практические вопросы разработки. Взаимосвязь сметной документации с ТЗ. Правила описания в ТЗ материалов и оборудования, используемых при СМР (с учетом изменений): выявление внутренних противоречий в описании; несоответствие описания требованиям ГОСТ; выявление и исключение характеристик, которые относятся к применяемым при СМР материалам и оборудованию, но не должны содержаться в ТЗ; типичные ошибки (по материалам проверок). Подготовка инструкции (для участников закупки) по заполнению заявки
- Установление требований к участникам закупки: на что обратить внимание. Изменения в ГрК РФ с 01.07.2017 (ФЗ от 03.07.2016 №372-ФЗ). Установление дополнительных требований при осуществлении закупок в рамках Закона 44-ФЗ (ПП РФ от 04.02.2015 № 99). Особенности установление требований к участникам закупки по Закону 223-ФЗ, в том числе к «коллективному участнику»
- Заявка участник а при проведении конкурсных процедур (законы 44-ФЗ и 223-ФЗ): практические рекомендации по составлению (для поставщика), оценке и сопоставлению (для заказчика). Анализ основных ошибок, допускаемых при заполнении «Формы 2»; основания для отклонения заявки при проведении электронного аукциона. Выбор необходимого участника закупки (на материалах успешных кейсов)
- Правила закупок строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ: экспертный комментарий изменений законодательства (ФЗ от 31.12.2017 №504-ФЗ и №505-ФЗ с учетом изменений, вступивших в силу 01.07.2018; ФЗ от 28.12.2016 №489-ФЗ; от 05.04.2016 №104-ФЗ; от 30.07.2016 №314-ФЗ; от 01.05.2017 №83-ФЗ и др.). Закупка строительных работ способом электронного аукциона (РП РФ от 13.05.2016 №890-р). Новые требования к заключению контрактов «жизненного цикла» (ПП РФ от 05.2017 №563), включение в государственный (муниципальный) контракт видов и объемов работ, которые должны быть выполнены генподрядчиком самостоятельно (ПП РФ от 15.05.2017 №570). Новые правила начисления штрафов и пеней по госконтрактам (ПП от 30.08.2017 №1042). Решения спорных вопросов судебной практики в Обзоре Президиума ВС РФ (утв..28.06.2017)
- Государственный (муниципальный) подрядный контракт : проблемные вопросы заключения, исполнения, расторжения (по материалам административной и судебной практики). Предмет, условия, ответственность сторон (условия, порядок применения). Возможности изменения условий заключенного контракта, в том числе в части цены, объемов и наименования работ, перечня применяемых материалов, сроков исполнения. Обеспечение исполнения (банковская гарантия, антидемпинговое обеспечение). Реструктуризация задолженности по банковской гарантии. Практические вопросы расторжения контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения. Практика казначейского сопровождения. Приемка и экспертиза результатов исполнения контракта. Порядок начисления неустойки. Особенности заключения контрактов с «упрощенцами»
- Реестр контрактов: новые правила работы
- Обсуждение проблемных вопросов участников
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ в Москве — 28 500 25650 рублей
Мы подрядная организация, заключили Государственный контракт с Заказчиком на выполнение работ. После выезда нашего специалиста на объект, нами было установлено, что аукционная смета значительно отличается от того, что планируется делать на объекте и вообще, такое ощущение, что она от другого объекта... Как нам быть в данной ситуации - сначала уведомить Заказчика о приостановке работ (работы еще не начаты, техническая Документация нам не выдана) , а потом направить соглашение о расторжении?
Строительные работы на общеобразовательных объектах и поставку оборудования нужно закупать отдельно
Минпросвещения и ФАС считают, что закупки работ по строительству общеобразовательных объектов и их комплексное оснащение учебным оборудованием нельзя объединять по двум причинам:
- строительные работы и поставку оборудования выполняет разный круг хозяйствующих субъектов;
- к исполнителям строительных работ предъявляют специальные требования: они должны быть членами СРО. Для поставщиков таких требований нет.
Подрядчик не обеспечивает присутствие на строительной площадке персонала, заявленного им в заявке. Что делать заказчику?
При проведении конкурса с ограниченным участием в заявках были заявлены работники. За счет количества работников подрядчик выиграл конкурс, но в итоге на объекте работает не такое количество работников и не те, которых заявляли при подаче заявки на конкурс. Что делать в такой ситуации?
Установлены дополнительные требования к участникам закупок, проводимых в отношении строительства некоторых объектов
Установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов:
Что делать, если возникли дополнительные работы по контракту на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) превышающие 10% от цены контракта?
Минфин РФ предлагает упростить порядок проведения аукционов в сфере строительства
По словам источника, Минфин подготовил проект поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), одна из которых предусматривает упрощение процедуры электронного аукциона в сфере строительства. Речь идет об аукционах, в которых описание объекта закупки включает в себя проектную документацию.
Строительные госконтракты ждут существенные изменения
Для подрядчиков по строительным госконтрактам стоимостью от 100 млн руб. могут быть введены ограничения - такие контракты смогут получить только те компании, которые имеют соответствующий опыт, следует из поручения президента Владимира Путина правительству РФ, опубликованного на официальном сайте главы государства.
Что делать, если в ходе исполнения контракта появилась необходимость выполнения дополнительных объемов работ?
Наша организация выиграла в аукционе по 44 ФЗ. Подписали контракт. Акт приема -передачи объектов. Начали выполнять работы и выяснилось, что объемы в сметном расчете сильно занижены. Можем ли мы рассчитывать хотя бы на частичную компенсацию расходов? И какие документы для этого нужно предоставить? Ответ: Вам необходимо выполнять только те объемы работ, которые указаны в смете. Если необходимо выполнить дополнительные объемы работ - обязательно письменно согласовывайте их с заказчиком в виде дополнительного соглашения к контракту. В противном случае, заказчик может отказаться от оплаты несогласованных дополнительных объемов работ.
Разъяснены особенности определения сметной стоимости при обосновании цены контракта
В письме Минстроя РФ от 15.10.2018 № 45994-ОГ/09 сообщается, в частности, что определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, осуществляется на стадиях разработки проектной документации, проведения проверки достоверности определения сметной стоимости и определения начальной (максимальной) цены контракта.
Изменены требования выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства без привлечения субподрядчиков
Действующей редакцией Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1384 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 3022; № 36, ст. 5458) следующие изменения:
Приказ Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция..."
Приказ Минстроя России от 05.07.2018 № 397/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта"
Приказ Минстроя РФ от 05.07.2018 № 398/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта"
Экстренные работы выполненные подрядчиком без заключения контракта должны быть оплаченны
Подрядчик выполнил работы по восстановлению и содержанию автомобильных дорог, разрушенных в результате природных явлений. Заказчик отказался оплачивать данные работы, подписывать документы о приемке (КС-2, КС-).
С 1 июля победитель обязан самостоятельно выполнять не менее 25% объемов работ
С 1 июля стоимость работ по строительству или реконструкции объектов, выполняемых подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам, должна составлять не менее 25% от цены контракта, сообщает официальный сайт Минстроя России. Соответствующая норма утверждена Постановлением Правительства РФ №570 от 15.05.2017 года. Постановление разработано Минстроем России в целях обеспечения прозрачности исполнения государственных и муниципальных контрактов, повышения качества строительных и ремонтных работ.