Жалоба на постановление гибдд: образец и пример. как написать жалобу на постановление гибдд? Обжалование штрафа гибдд, образцы жалоб

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи жалобщик признан виновным в совершении административного правонарушенияи и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами. С указанным постановлением жалобщик не согласен. Жалобщик просит признать незаконными и отменить постановление мирового судьи.

В __________ городской суд ____________ области
_______________________________________

от ___________________________
проживающего по адресу: _________________________

госпошлина: на основании ч. 5 ст. 30.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Ж А Л О Б А
на постановление по делу об административном правонарушении

Постановлением мирового судьи судебного участка № ___ __________ судебного района __________ области от ___________ года я признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и мне назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на __ год __ месяцев.
С указанным постановлением я не согласен по следующим основаниям:
В ходе судебного разбирательств мировым судьей не были проверены законность и обоснованность привлечения меня к административной ответственности, факт установления состояния опьянения является незаконным, так же, как и направление меня на медицинское освидетельствование, поскольку, транспортным средством в состоянии опьянения я не управлял.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ___________ года, в __ часов __ мин. в районе дома __ по ________ бульвару в направлении ул. _________ в г. ______ я, управляя автомашиной __________________, государственный номер ___________, следовал при выявленных признаках опьянения (запах алкоголя из полости рта, изменение окраски кожных покровов, поведение не соответствующее обстановке), чем нарушил п. 2.7 ПДД РФ и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
В качестве одного из доказательств моей вины, мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении признал акт моего медицинского освидетельствования на состояние опьянения от ___________, как соответствующий требованиям закона.
Вместе с тем, требования, предъявляемые к акту медицинского освидетельствования установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития от ___________ года №1, которым утверждена инструкция по ведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы _________ «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
Согласно п.8 Инструкции для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе используются технические средства, проверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке. Пункт 11 Инструкции устанавливает, что при освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь и результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в акт.
В соответствии с примечанием к ст. 27.12 КоАП РФ, под состоянием алкогольного опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации ___ и более грамма на один литр крови или ___ и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Из содержания приведенного примечания следует, что лицо может быть признано находящимся в состоянии опьянения в следующих случаях:
1).при наличии в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации ___ и более грамма на один литр крови или ___ и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха;
2).при наличии в его организме наркотических средств или психотропных веществ, определяемом в порядке, установленном Правительством РФ.
3).при совокупности нарушений его физических или психических функций вследствие употребления вызывающих опьянения веществ.
Таким образом, КоАП РФ определено, что состояние опьянения должно быть вызвано употреблением этилового спирта, наркотических или психотропных веществ, а также иных «вызывающих опьянения веществ».
В судебном заседании я последовательно утверждал, что транспортным средством в состоянии опьянения не управлял, оснований для моей остановки сотрудниками ГИБДД не было.
Однако мои доводы были необоснованно отвергнуты судом.
В соответствии с п. 3 «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № ___ от ________________ года, достаточным основанием полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.
Ни одного из указанных признаков у меня установлено не было и, следовательно, отсутствовали основания для моего медицинского освидетельствования.
Кроме этого, на основании п.11 указанных Правил, направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии 2 понятых.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Мое освидетельствование было проведено в нарушение действующих Правил, в частности, об этом свидетельствует отсутствие двух понятых при совершении указанного в документе действия, а именно, при направлении на медицинское освидетельствование.
Кроме этого, в силу п. п. 6.5.3, 6.5.4 Приказа N 297 МВД РФ от 20 апреля 1999 года сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортные средства только на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт И пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения.
Следовательно, оснований у сотрудников ДПС для остановки моего транспортного средства не было ввиду отсутствия на _________ бульваре г. __________ каких-либо стационарных постов и контрольно-пропускных пунктов, а также в связи с отсутствием с моей стороны нарушений правил дорожного движения.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Однако указанная норма закона при рассмотрении дела соблюдена не была.
Отрицая вину в административном правонарушении, которое я не совершал, в ходе судебного разбирательства, я последовательно утверждал, что Правил дорожного движения не нарушал.
Вместе с тем, в подтверждение моей «виновности» в совершении административного правонарушения, судья в постановлении сослался на письменные объяснения инспектора ДПС ________________, при этом не дал им надлежащей оценке, как того требует ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В данном случае, субъективная оценка заинтересованного в исходе дела лица, каковым является сотрудник ГИБДД, когда он выдает желаемое за действительное, не может являться объективным доказательством моей виновности.
Вряд ли, такие показания «свидетеля» могут являться доказательством моей вины и соответствовать требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в силу которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Также необходимо отметить и то, что в ходе судебного разбирательства судом не было принято мер к всестороннему полному и объективному исследованию обстоятельств дела.
В частности, непонятно, по каким основаниям письменные объяснения сотрудника ДПС были приняты во внимание мировым судьей, как незаинтересованного в исходе дела лица, а мои показания оценены «критически».
По-крайней мере, в постановлении не мотивировано - по каким основаниям суд принял во внимание одни показания, а по каким - отверг другие, что является существенным нарушением норм действующего законодательства.
По своей юридической природе объяснение инспектора ДПС, на которое судья ссылается в постановлении, не может рассматриваться как доказательство вины по делу об административном правонарушении, так как исходит от лица, заинтересованного в исходе дела и содержит позицию этого лица.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Из принципа состязательности следует, что доказательствами по делу, рассматриваемом в судебном порядке, не могут быть признаны документы, которые исходят от одной из сторон и непосредственно отражают ее субъективную позицию по делу.
Все вышеперечисленные нарушения норм действующего законодательства, допущенные судом первой инстанции, по моему мнению, и явились причиной незаконного и необоснованного привлечения меня к административной ответственности, и как следствие вынесение немотивированного постановления по делу об административном правонарушении, что противоречит ст. 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая гласит, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе и мотивированное решение по делу.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № ___ _____________ судебного района _______ области от ____________ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении меня, ______________, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении меня, ___________, подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в моих действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.1. - 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, -

1. Признать незаконными и отменить постановление мирового судьи судебного участка № ___ __________ судебного района ___________ области от ___________ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в отношении меня ___________________, о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством на срок ____ год ___ месяцев.
2. Производство по административному делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Приложения:
1. копия жалобы
2. копия постановления

__________________

Постановлением мирового судьи судебного участка был признан виновным в совершении административного правонарушения с наказанием в виде административного штрафа и лишением права управления транспортным средством. С указанным постановлением и выводами, содержащимися в нем заявитель полностью не согласен, считает его незаконным, необоснованным. Заявитель просит постановление по делу об административном правонарушении отменить как незаконное и необоснованное.

В _______________ районный суд города Москвы

Заявитель: ___________________________
Адрес: ___________________________

Заинтересованное лицо: ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве
Адрес: ___________________________

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
На Постановление по делу об административном правонарушении № __________ от ___________ г.

Постановлением Мирового судьи судебного участка № _____ района ________________ г. Москвы по делу об административном правонарушении № ____________, предусмотренном ч. 1 ст. 126 Кодекса ФР об административных правонарушениях от _________ г., я, ____________________ _________ г.р. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наказанием в виде административного штрафа в размере __________ руб. ___ коп. и лишением права управления транспортным средством на срок 1 (один) год и 7 (семь) месяцев.
С указанным постановлением и выводами, содержащимися в нем я полностью не согласен, считаю его незаконным, необоснованным, вынесенным с грубейшими нарушениями норм материального и процессуального права, по следующим основаниям.

Как указывается в Постановлении, я, ____________ управляя ТС «______________» г.р.з. ____________, __________ г. в ___ часа ___ минут по адресу: _________________________ не выполнил законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В реальности же, я не управлял транспортным средством. __________ г. я, находясь около своего дома, сидел в автомобиле, откуда вышел попросить закурить у прохожего. После, вместе с прохожим мы сели в мою машину, разговаривали и выпивали спиртное. Поскольку я длительное время не употреблял никаких спиртных напитков, я находился в состоянии сильного алкогольного опьянения и не помнил что происходило. Когда я очнулся, сотрудники ГИБДД доставали меня с водительского сидения, а мой автомобиль находился на другом месте. В силу того, что я находился практически в невменяемом состоянии, управлять автомобилем я не могу. Как автомобиль оказался в другом месте я могу лишь предположить.
Учитывая изложенное, я отказался от незаконных требований сотрудников ГИБДД проходить медицинское освидетельствование.
Все вышеуказанные обстоятельства были изложены мной в судебном заседании, но суд по какой-то причине не учел их, при вынесении постановления.
В соответствии со ст. 12.26 Кодекса ФР об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13.02.2007 N 49-Ад06-9, из положений (диспозиции и санкции) ст. 12.26 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, может быть лицо (водитель), которому ранее было предоставлено право управления транспортными средствами.

Так же, в соответствии с пп. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 457 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.

В соответствии с Постановлением Правительства ВС РФ от 26.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475.

Таким образом, для направления меня на медицинское освидетельствование должны быть соблюдены следующие условия:
- привлекаемо лицо должно было управлять транспортным средством;
- требования сотрудников ГИБДД должны быть законными;

В силу того, что я транспортным средством не управлял, требования сотрудников ГИБДД изначально являются незаконными и необоснованными, несмотря на наличие у меня сильного алкогольного опьянения.

В соответствии со ст. 30.2 Кодекса ФР об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 Кодекса ФР об административных правонарушениях
ПРОШУ:
1. Постановление по делу об административном правонарушении № ____________ от ___________ г. отменить как незаконное и необоснованное;

Приложение:
1. Копия постановления;
2. Копии материалов дела;
3. Комплект документов по числу лиц, участвующих в деле;

« »___________________ г. _______________________________

К административным правонарушениям относятся такие деяния, как мелкое хулиганство или нарушение порядка. Они не влекут за собой судимости. Наказанием за них становятся штрафы, предупреждения и подобные санкции. Если осужденный не согласен с наложенными на него ограничениями, он может подать заявление в вышестоящую инстанцию или в суд. В конце статьи можно скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении.

Порядок подачи жалобы на постановление об административном правонарушении регламентирован главой 30 КоАП. Ее можно направить вышестоящему должностному лицу, в следующую инстанцию или в суд. На направление обращения дается 10 суток с даты получения постановления.

Важно! Представление жалобы на постановление по административному делу не требует уплаты госпошлины.

В документе должны содержаться следующие пункты:

  • данные адресата (например, районный суд);
  • данные заявителя (ФИО целиком, место жительства, контактный телефон);
  • название бланка - жалоба;
  • указание на решение, на основании которого заявитель признается виновным (ФИО уполномоченного лица, вынесшего постановление, номер и дата);
  • позиция заявителя (доказательства невиновности и прочие детали, относящиеся к делу);
  • ссылки на правовые нормы (ст. ст. 30.1-30.3, 30.7 КоАП, ст. ст. 254-257 ГПК РФ), которые служат основанием для обжалования;
  • просьба заявителя (отмена постановления, а также прекращение производства по делу с указанием причины, возврат на новое рассмотрение либо перенаправление по подведомственности);
  • перечень приложенных документов;
  • дата и подпись заявителя.

Стоит заметить, что обвиняемый вправе поручить подачу документов своему представителю. Тогда его данные следует отдельно указать во вводной части обращения. Кроме того, у представителя должна быть доверенность, подтверждающая его полномочия.

В каком случае можно обжаловать постановление

Чтобы подать административную жалобу, нужны веские основания. Они определены статьей 24.5 КоАП. Далее перечислены основные причины для остановки производства по делу:

  1. Отсутствие состава правонарушения.
  2. Недостаточное рассмотрение обстоятельств при первом разбирательстве дела.
  3. Недееспособность правонарушителя.
  4. Отмена законодательного акта, накладывающего административную ответственность.
  5. Правонарушение в состоянии крайней нужды.
  6. Издание акта амнистии, затрагивающего это правонарушение.
  7. Окончание срока давности административной ответственности.

Еще одним основанием для остановки производства по делу может стать то, что обстоятельства, ставшие основанием для вынесения решения, не были доказаны. Все подобные моменты нужно отразить в тексте административной жалобы.

Порядок подачи обращения

Стоит помнить, что на подачу обращения отводится 10 суток с даты получения копии постановления. В случае пропуска этого срока ввиду серьезных причин его можно восстановить, предоставив соответствующее ходатайство. Веским основанием для восстановления срока может стать продолжительная болезнь, уход за тяжело больным родственником или командировка.

Важно! При направлении жалобы по почте днем подачи будет считаться день отправления.

У обвиняемого есть несколько вариантов обжалования административного наказания. Он может обратиться:

  • к вышестоящему должностному лицу;
  • в вышестоящую инстанцию;
  • в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 КоАП, для защиты своих прав обвиняемый может воспользоваться только одной из представленных возможностей. Если обращение по одному и тому же делу поступает сразу в несколько инстанций, его рассмотрением будет заниматься суд.

Ход рассмотрения жалобы

Административную жалобу можно подать сразу в вышестоящий орган либо должностному лицу, которое обладает полномочиями принимать обращения граждан. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в течение 10 суток с даты поступления.

Принятое на этом этапе решение также можно обжаловать. Для этого следует обратиться (до вступления постановления в законную силу):

  • в суд по месту подачи жалобы;
  • в вышестоящий судебный орган.

Переданное в судебный орган заявление по административному делу будет рассмотрено в течение двух месяцев. Заявителя в обязательном порядке вызывают на заседание. В процессе слушания он может представлять ходатайства и запрашивать их истребование судом. При необходимости могут быть приглашены свидетели.

Суд должен оценить правомерность и обоснованность вынесенного решения. Для этого потребуется выслушать объяснения обвиняемого и показания других участников дела. Чтобы принять решение, исследуются все доступные материалы.

Решение суда по административной жалобе

Исследовав обстоятельства дела, заслушав показания обвиняемого и прочих участников, суд будет принимать решение. На практике возможны следующие варианты:

  1. Отмена постановления и полное прекращение дела.
  2. Отмена решения с последующей отправкой дела на новое рассмотрение.
  3. Отмена постановления с последующим направлением в уполномоченный орган (в случаях, когда решение выносил суд или орган, не имеющий соответствующих полномочий).
  4. Изменение наложенных санкций, например, уменьшение суммы штрафа. При этом положение лица, обвиняемого в правонарушении, не может быть ухудшено.
  5. Оставление решения без изменений и отказ в удовлетворении жалобы.

Если дело отправлено на новое рассмотрение (как указано в пунктах 1 и 2), будут повторно исследованы все обстоятельства. По итогам разбирательства выносится решение касательно виновности обвиняемого.

Когда решение обретает законную силу, гражданин может обратиться для защиты своих прав в Президиум суда субъекта, а далее - в Верховный суд.

Чтобы грамотно подготовить заявление, стоит рассмотреть образец жалобы на постановление об административном правонарушении. В нем следует привести доводы и ссылки на статьи закона, подтверждающие неправомерность принятого решения. На обжалование дается 10 дней с даты выдачи документа. Обратиться можно как в уполномоченный орган, так и в суд. Когда решение вступит в силу, остается возможность обратиться в Президиум. Далее можно загрузить по ссылке пример жалобы на постановление об административном правонарушении.

Порядок обжалования постановления об административном правонарушении регулируется ст. ст. 30.1-30.19 (Главой 30) КоАП РФ. Процедуры обжалования вариативны, выбор той или иной зависит от множества факторов. Поэтому для лица, не владеющего знаниями в сфере административного процессуального права, вопросы подготовки и подачи жалобы могут оказаться трудной задачей.

Ниже будет рассмотрен алгоритм обжалования постановлений об административных правонарушениях, который будет полезен как юристам, так и простым гражданам.

Основные положения

Перед тем, как определить, в каком порядке подать жалобу на постановление, необходимо ответить на ряд вопросов применительно к конкретному виду (составу) правонарушения:

  • Кто может подать жалобу?
  • Куда обжалуется постановление исходя из имеющихся обстоятельств дела?
  • Какой срок предусмотрен для обжалования и не пропущен ли он (нужно ли его восстановление)?

Кто может обжаловать постановление?

Правом обжаловать постановление об административном правонарушении (далее - ПАП) наделены только участники процесса:

  • правонарушитель;
  • потерпевший;
  • законные представители правонарушителя (потерпевшего) - родители, усыновители, опекуны, попечители;
  • законные представители организации, являющейся правонарушителем или потерпевшей стороной, - руководитель или специально уполномоченное лицо;
  • защитник (адвокат) правонарушителя или представитель потерпевшего - лица, оказывающие юридическую помощь сторонам административного дела (процесса);
  • некоторые другие, специальные категории лиц, например, прокурор и уполномоченный по правам предпринимателей.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Куда направлять жалобу?

КоАП РФ предусматривает два альтернативных порядка обжалования ПАП:

  • Инстанционный (ведомственный) порядок. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом (органом) по отношению к тому, постановление которого обжалуется.
  • Судебный порядок. Здесь жалоба рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, исходя из вида административного правонарушения.

Кроме того, при определении подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, необходимо учитывать:

  • Если обжалуемое решение вынесено коллегиально, либо в соответствии с региональным закономопределенным органом власти, постановление обжалуется в местный районный суд.
  • Если обжалуемое решение принято должностным лицом, жалоба на постановление направляется, либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд - на усмотрение заявителя, если иной порядок не предусмотрен законом для определенной категории административных дел, как, например, для налоговых правонарушений.
  • Постановление судьи всегда обжалуется только в вышестоящий суд.

Постановления готовятся на процессуальных бланках установленной формы (бумажной/электронной). Такие бланки есть в распоряжении каждого ведомства, должностного лица и суда (судьи). Они несколько отличаются в зависимости от категорий правонарушений и лиц (органов), которые имеют право принимать решение по административным делам, но в целом однотипны. При возникновении сложностей с определением подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, можно обратиться к тексту самого постановления. Как правило, непосредственно в нем и (или) в сопроводительном письме участникам дела стандартно разъясняется порядок обжалования. В иных случаях для корректного определения, куда нужно направлять жалобу, можно обратиться к юристу, специализирующемуся на административном праве. Он точно скажет, во-первых, куда следует адресовать жалобу, во-вторых - какой порядок будет наиболее эффективен при наличии альтернатив.

Если допущена ошибка и жалоба направлена не в тот орган, который вправе ее рассмотреть, это не станет препятствием для обжалования. Инстанция, куда ошибочно поступили материалы, обязана самостоятельно передать жалобу по подведомственности. Об этом будет вынесено определение, а материалы дела и жалобы направлены должностному лицу, в орган или суд, которые правомочны рассмотреть обращение.

Сроки обжалования

У лица, намеренного обжаловать ПАП, есть для этого 10 дней с момента вручения или получения копии постановления. По некоторым категориям дел из Главы 5 КоАП РФ (правонарушения, посягающие на права граждан) указанный срок сокращен до 5 дней.

Если срок пропущен, его можно восстановить . Для этого вместе с жалобой направляется соответствующее заявление (ходатайство), в котором излагаются уважительные причины пропуска срока, и к которому прикладываются документальные подтверждения наличия таких причин. Ходатайство рассматривается отдельно от жалобы, по нему выносится определение. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена в общем порядке, если нет - она рассмотрению не подлежит, пока не будет успешно обжаловано определение.

Сроки рассмотрения жалоб также варьируются. Для органов власти и должностных лиц стандартный срок составляет 10 дней со дня поступления обращения и всех материалов административного дела, для суда - 2 месяца. Однако по делам, требующим оперативного принятия решения по жалобе, сроки сокращены до 1-5 дней. Конкретные сроки в зависимости от категорий дел обозначены в ст. 30.5 КоАП РФ.

От того, насколько грамотно будет составлена жалоба, зависит ее эффективность. Инстанция, рассматривающая жалобу, правомочна полностью пересмотреть принятое постановлением решение.

Излагаемые в жалобе требования должны соответствовать списку возможных решений:

  1. Отмена постановления и прекращение производства по делу, если:
  • правонарушение малозначительно и в связи с этим нет необходимости в применении наказания (ст. 2.9 КоАП);
  • есть одно или несколько обстоятельств (оснований), исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), например, отсутствие состава правонарушения или истечение сроков давности привлечения к ответственности;
  • нет достаточных доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые легли в основу вынесения постановления (недоказанность правонарушения).
  1. Изменение постановления. Допускаются только такие изменения, которые не усиливают наказание либо иным образом не ухудшают положение нарушителя. Как правило, требуя изменить постановление, заявитель желает снизить размер наказания, изменить его вид на более легкий, исключить какой-то состав нарушения, переквалифицировать нарушение на менее тяжкое и т.п.
  2. Отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение. Такое возможно при наличии процессуальных нарушений, которые не позволили принять объективное решение, а также полно и всесторонне рассмотреть дело. Кроме того, потребовать такого исхода обжалования может потерпевшая сторона, если считает, что необходимо привлечь виновное лицо к ответственности с более строгим наказанием.
  3. Отмена постановления и направление дела по подведомственности в случае нарушения правил подведомственности (подсудности) при вынесении постановления.

Как правило, потерпевшая сторона не согласна с квалификацией нарушения и (или) слишком мягким наказанием. Но, в основном, постановления обжалует нарушитель, его защитник или представитель. И они могут просить вышестоящую инстанцию или суд либо отменить, либо изменить постановление, чтобы избежать ответственности или получить более мягкое наказание.

В зависимости от того, какая сторона дела подает жалобу и чего желает добиться, будут определяться:

  • правовая позиция по делу;
  • перечень и содержание допущенных при вынесении постановления нарушений;
  • доказательственная база (аргументы, ссылки на нормы права, доказательства - документы, другие материалы, показания свидетелей и т.д.);
  • требования.

Универсальных текстов жалоб не существует. Содержание зависит от вида (состава) правонарушения, нарушений при вынесении постановления, имеющихся доказательств, требований к инстанции, рассматривающей жалобу, и других обстоятельств административного дела.

Для упрощения подготовки жалобы необходимо:

  • Ознакомиться с примерами аналогичных дел и образцами жалоб. Понять, насколько эффективно будет обжалование, на что необходимо ссылаться, как и чем доказывать свою позицию.
  • Взять наиболее подходящий, с учетом обстоятельств дела, пример жалобы и подготовить свою жалобу, адаптировав содержание под индивидуальные особенности своего дела.
  • Проверить, соответствует ли подготовленная жалоба требованиям и порядку ее подачи, указанным в Главе 30 КоАП РФ.

Что обязательно должно присутствовать в жалобе:

  • точное и правильное наименование инстанции направления жалобы;
  • информация о лице, которое направляет жалобу;
  • информация обо всех участниках дела;
  • сведения о постановлении, которое обжалуется (его копия обязательно прикладывается к жалобе);
  • правовая позиция и доводы в ее подтверждение (с чем не согласны, почему, чем это подтверждается);
  • перечень материалов-приложений;
  • дата;
  • подпись.

Жалоба готовится в копиях по числу участников административного производства. Все копии прикладываются к жалобе. Если жалобу готовит и подает представитель, к ней должны быть приобщены документы, подтверждающие его правомочия.

Жалобы по редко встречающимся на практике категориям административных дел, а также в случае отсутствия прецедентов, готовятся индивидуально. Здесь примеры не особо помогают. В идеале такие жалобы должны готовить юристы, причем только те, которые занимаются определенной категорией административных дел. Например, по делам о ДТП и нарушениях ПДД принято обращаться к автоюристам, по налоговым правонарушениям - к налоговым юристам. Современная положительная тенденция - привлекать не просто юристов, а адвокатов. Эта практика показывает наилучшую эффективность.

Наказание за административное правонарушение устанавливается КоАП, при определении ответственности юридических или физических лиц применяются установленные законом нормативы. Вынести административное взыскание имеют право уполномоченные государственные и исполнительные органы, на основании юридического акта - постановления. Основным рычагом воздействия на виновного является наложение штрафных санкций, согласно установленной вины и соответствия статье КоАП.

Закон позволяет обжаловать постановление об административном правонарушении, если у заинтересованного лица есть претензии по наложенному взысканию. Существует определенный регламент, установлены конкретные сроки и форма заявления своего несогласия с вынесенным решением о наказании. Прежде чем осуществить данную законом возможность защиты своих интересов, следует ознакомиться с правилами .

Заявить свое несогласие с первоначальным решением можно в суде, рассматривавшем дело об АПН, вышестоящем суде или надзорном органе, согласно ст.30.2 КоАП. Адресация обжалования зависит от организации или должностного лица, вынесших постановление. При обращении к уполномоченному лицу, в профессиональные обязанности которого входит рассмотрение жалоб, в суд или надзорные органы госпошлину оплачивать не следует.

Подать жалобу имеют право определенные законом участники:

  • лицо, которому инкриминировано нарушение;
  • потерпевшая сторона;
  • представители участников процесса;
  • защитник обеих сторон;
  • уполномоченный по делам предпринимателей.

Подсудность и подотчетность в вопросе подачи претензии имеет первостепенное значение, поскольку установлены конкретные сроки жалобы. Неверная адресация приводит к возврату заявления и может быть пропущен срок производства обжалования. Иногда имеет смысл подать заявление на обжалование постановления об административном правонарушении в несколько инстанций одновременно, например, в прокуратуру и суд. Следует понимать, что при заявлении несогласия важна оперативность.

Восстановить пропущенные сроки бывает крайне сложно, поскольку потребуются веские аргументы пропуска и сделать это можно через суд. Иногда, при наличии оснований, одновременно подается прошение об обжаловании и восстановлении срока рассмотрения. Может быть приложен больничный лист, справка о длительном отсутствии по уважительной причине, иные доказательства невозможности своевременного реагирования.

От юридической грамотности жалобы и соблюдении срока подачи зависит положительное рассмотрение проблемы. По закону, ст.30.3 КоАП РФ, выразить несогласие можно в течение 10 суток после получения постановления или его копии.

Обжаловать первоначальное постановление возможно до вступления его в законную силу. В крайнем случае, когда срок пропущен, но основательные претензии остались, предусмотрена возможность обращения в ВС РФ в течение трех месяцев.

Обжаловать вынесенное постановление об административном правонарушении можно, соблюдая регламент. Строгого образца жалобы не предусмотрено, но документ должен включать в себя необходимые сведения. Присутствие грамматических ошибок, неточностей в толковании КоАП, необоснованных требований и претензий приведет к отказу в рассмотрении. Составление жалобы является ответственной процедурой, следует исключить эмоции и не выдвигать завышенных претензий.

Оптимальным вариантом является обращение за консультацией и написанием жалобы к практикующему юристу. От его опыта и знания законодательства зависит правильное обоснование претензий. Юрист, официально представляющий интересы клиента, участвует в судебных заседаниях, отстаивает позицию доверителя. Практический опыт позволяет юристу вести досудебные переговоры с противной стороной, общаться на одном уровне знаний с представителями суда, прокуратуры или исполнительных органов.

Вариантов решения, которое принимает проверяющая инстанция предусмотрено несколько, ст.30.7 КоАП РФ. Может быть полностью отменено первоначальное решение, дело отправлено на пересмотр и доследование, подтвержден первоначальный вердикт или внесены поправки в размер и основания взыскания. Могут быть подтверждены нарушения процессуального хода дела или выявлены несоответствия между инцидентом и примененной статьей кодекса.

В данной ситуации, кроме пересмотра дела или вынесения нового постановления, может быть принято решение о замене судейского состава для рассмотрения дела вновь.

Стандартный образец жалобы должен содержать необходимые сведения:

  • наименование органа, в который направляется заявление;
  • личные данные подателя жалобы, включая контактные телефоны и адрес проживания;
  • объяснение причины несогласия, с отнесением к нарушенным статьям закона или несоблюдением процессуальных установок;
  • требование заявителя с приложенными документальными обоснованиями;
  • подпись и дата заявления.

Потребуется по пунктам объяснить свое несогласие, не должно быть общих фраз касательно всего постановления. Все имеющиеся на момент обращения документы, акты и результаты независимых экспертиз прилагаются к заявлению. Начиная процедуру обжалования, заинтересованное лицо должно понимать меру ответственности, поскольку некомпетентные обоснования, неточности и подтасовка данных может привести к обратному результату. Административная ответственность, выраженная в первоначальном решении суда или компетентных органов, может быть усугублена неправомочными действиями заявителя.

Провести процедуру обжалования может сам заявитель или доверенное лицо, официальный представитель. В последнем случае, к пакету документов прилагается нотариальная доверенность на право представления. К жалобе прилагаются имеющие значение документальные доказательства позиции заявителя. Само требование о пересмотре не должно быть поверхностным, следует опираться на законодательную базу. Заявитель имеет возможность оспаривать постановление полностью или определенную его часть.

Кроме основных претензий по делу, имеется возможность запрашивать возмещение морального вреда, причиненного несправедливым решением. Размер компенсации устанавливается самим заинтересованным лицом, при этом сумма должна быть реальной и обоснованной. Поданное прошение о пересмотре дела доводится судом до сведения участников процесса и лиц, чьи интересы были затронуты. Это дает им возможность выразить свое мнение по поводу обжалования постановления об административной ответственности. Любой участник дела может отреагировать на заявление, подав официальные пояснения своей позиции или возражение на жалобу, которое оформляется подобным же образом.

Вышестоящие органы и контролирующие структуры, рассматривающие жалобу, должны вынести постановление в срок 10 дней. В сложных и противоречивых ситуациях, например, при прокурорской проверке, период расследования обстоятельств дела может быть максимально продлен до 30 дней.



Просмотров