Аварии общественного транспорта: причины и правила поведения. Презентация на тему "чс на транспорте" Чрезвычайные ситуации при транспортных происшествиях

чрезвычайный природный антропогенный алкоголизм курение

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария - это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Транспортные аварии (катастрофы):

  • · товарных поездов;
  • · пассажирских поездов;
  • · речных и морских грузовых судов;
  • · на магистральных трубопроводах и др.

Одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, в том числе и России, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров, является транспорт. Его основные виды - автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и трубопроводный.

По данным ООН, ежегодно в мире в результате автомобильных дорожно-транспортных ЧС погибает около 300 тыс. человек, 8 млн. человек получают ранения Мешков Н. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в случае чрезвычайных ситуаций // Основы безопасности жизни. 1999. № 2.. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. В России погибает более 30 тыс. человек, ежегодные потери рабочего времени из-за ЧС на автотранспорте составляют порядка 350-400 млн. человеко-дней Основы защиты населения и территории в чрезвычайных ситуациях / Под ред. В.В. Тарасова. М.: Изд-во МГУ, 2005.

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи. троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.

Различают несколько основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

  • · Столкновение - происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным железнодорожным составом.
  • · Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.
  • · Наезд на препятствие - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
  • · Наезд на пешехода - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
  • · Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.
  • · Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство.
  • · Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных или на повозки, транспортируемые этими животными.
  • · Наезд на животных - происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (исключая животных, указанных выше).
  • · Падение пассажира - происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения людей, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наездах на неподвижные предметы.
  • · Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и другие.

В число погибших при ДТП включаются люди, скончавшиеся на месте происшествия или от полученных ранений в течение 7 суток с момента происшествия, в число раненых - люди, получившие телесные повреждения, вызвавшие необходимость госпитализации или назначение после оказания первой медицинской помощи амбулаторного лечения.

К числу главных причин ЧС на автотранспорте относятся:

  • · нарушение правил движения;
  • · превышение скорости;
  • · управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
  • · плохое состояние дороги, метеоусловия;
  • · неисправность автомобиля.

На улицах городов и населенных пунктов происходит почти 60% аварий, 40% - на загородных дорогах. Наибольшее число ЧС приходится на период с июня по сентябрь, преимущественно в пятницу и субботу. До 70% аварий случается по вине лица, управляющего транспортным средством. По некоторым данным, в городе с интенсивным движением водитель каждые 1-2 мин принимает командное решение, каждые 2-4 мин совершает операторское действие, а каждые 20 мин попадает в обстановку, близкую к критической В.Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» Москва - 2000. . Гарантией безаварийности транспортных средств могут служить острое зрение, быстрая реакция, эмоциональная устойчивость и хорошее самочувствие водителя.

Наибольшую опасность представляют собой ДТП, происшедшие по причине превышения водителем скорости движения. Данные статистики указывают на то, что столкновение на скорости свыше 115 км/ч приводит к гибели почти 100% водителей. Это неудивительно, если учесть, что при столкновении на скорости в 100 км/ч голова водителя продолжает движение вперед с силой в 1440 кгс. При столкновении на скорости 300 км/ч голова просто отрывается от туловища, если оно удерживается предохранительными ремнями В.В. Полишко, Н.А. Буянов «Основы безопасности жизнедеятельности» Смоленск- 1995..

Общественный транспорт стал неотъемлемым элементом в жизни современного человека. Но, к сожалению, он несет потенциальную опасность как для пассажиров и водителя, так и для остальных участников дорожного движения. Автобусы, трамваи, троллейбусы могут попасть в ДТП. Автобус, едущий по опасному участку пути, может упасть в реку или сорваться со скалы, в случае если водитель не справится с управлением.

Возможны и аварии внутри самого транспорта, в первую очередь — пожар. Также вполне реальна угроза удара током в троллейбусе или трамвае.

И, наконец, общественный транспорт, как и любой другой, представляет для вас опасность, если вы отдельный участник дорожного движения: пешеход, велосипедист, водитель автомобиля итд.

Основные правила безопасности

При ожидании общественного транспорта, старайтесь избегать пустынных и неосвещенных остановок. Стойте в месте, которое хорошо освещено, рядом с другими людьми. Будьте, однако, внимательны: многолюдные остановки являются местом деятельности карманников.

Если вы едете поздно вечером или ночью, старайтесь занять место возле водителя, чтобы постороннему человеку было неудобно к вам подсесть. Все же, если незнакомец(ка) пытается подсесть к вам, пропустите его к окну или пересядьте. В случае повторного навязывания своего общества, попросите оставить вас в покое, настолько громко, чтобы водитель тоже вас услышал. Важно не оставлять свои вещи без внимания. Если в общественном транспорте едет или пьяный возбужденный человек, старайтесь не встречаться с ним глазами.

При поездке на поезде, в электричке, старайтесь занять место в вагоне, где наибольшее количество пассажиров. Располагайтесь как можно ближе к пульту вызовы полиции, проследите, чтобы при необходимости вам ничего не преграждало путь. Не стойте в тамбуре и держитесь подальше от выпивающих компаний.

Пожар в общественном транспорте

Если в салоне общественного транспорта началось , немедленно сообщите водителю. Затем обеспечьте эвакуацию: откройте двери с помощью аварийной кнопки, а если это невозможно — разбейте боковые окна или откройте аварийные люки. Постарайтесь потушить огонь с помощью огнетушителя: он должен находиться у водителя. Если до водителя добраться затруднительно, пусть вам передадут огнетушитель.

Не паникуйте и не давайте паниковать остальным.

В первую очередь спасайте детей и наиболее беспомощных людей. Старайтесь избегать давок, спасайте из них беспомощных людей. Выбивайте окна, если давки образовываются.

Постарайтесь не дышать, пока не выберетесь из транспорта, и сразу же, как покинете его, помогайте прочим пассажирам. Будьте осторожны с металлическими частями транспорта: не прикасайтесь сами и не давайте прикасаться другим, так как металл может быть .

Правила безопасности в метро

Эскалатор. Пока вы движетесь на эскалаторе, держитесь за поручень и не касайтесь неподвижных предметов. Придерживайте свой багаж, поставленный на ступеньки. Обязательно держите за руку или на руках детей, не давайте им баловаться. Не рекомендуется сидеть на ступеньках. Если эскалатор разогнался, но тормоза не сработали — остается лишь перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу. Не ходите по неработающему эскалатору без крайней на то необходимости, так как тот может начать движение.

Перрон. За ограничительную линию на платформе не заступайте. Следует немедленно подать знак машинисту круговыми движениями руки, если вы увидели, как кто-то упал между вагонами стоящего поезда. Потом вызовите любого служащего метро. Если вдруг вы сами оказались на путях, не вздумайте подниматься на платформу, подтягиваясь за ее край: под ней проложен 800 V контактный рельс. Если поезда не видно и не слышно, бегите к часам, к «голове» платформы. А если поезд уже показался, ложитесь между рельсами. Закройте глаза, кричите, пойте — это поможет не сойти с ума. Главное — не шевелитесь. Затем во весь голос зовите на помощь.

Если вы забыли или по иной причине не смогли забрать свои вещи в вагоне, сообщите дежурному метро номер поезда и в каком вагоне вещи были оставлены. Номер поезда написан на лобовом стекле последнего вагона. Если вы заметили бесхозный багаж, чемодан, сумку или коробку — сообщите об этом работнику метро, а сами отойдите подальше от находки и постарайтесь увести других: находка может быть .

В случае, если поезд задержался в тоннеле и пассажиры начинают и падать в обморок — откройте или разбейте окна тяжелым твердым предметом.

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обуславливается наличием в хозяйстве страны большого количества радиационно-, химически-, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, падением производственной и технологической дисциплины.

Число техногенных ЧС из года в год растёт, усугубляются последствия и масштабы их воздействия, сохраняется высокая степень опасности от аварий и катастроф, которых насчитывается более 40 видов.

ЧС техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и масштабам. Необходимо учитывать, что все они являются непосредственным результатом деятельности человека.

По характеру явлений их подразделяют на шесть групп:

· аварии на химически опасных объектах;

· аварии на радиационно опасных объектах;

· аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

· аварии на гидродинамических объектах;

· аварии на транспорте;

· аварии на коммунально-энергетических сетях.

Техногенная авария - это чрезвычайное событие, возникающее по техногенным причинам (производственным, конструктивным, технологическим и эксплуатационным), а также из-за внешних воздействий, заключающихся в повреждении, выхода из строя, разрушения технологических устройств и сооружений.

По характеру явлений, определяющих особенности воздействия поражающих факторов на людей и окружающую среду, аварии могут быть:

· с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических и др.);

· на системах жизнеобеспечения (коммунально-энергетических, очистных и др.);

· на гидродинамических объектах;

· на транспорте.

Крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют техногенными катастрофами .

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоёмкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошёл в категорию самых опасных. За последние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из другого района земного шара не приходило сообщение о жуткой аварии с участием пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомобилей. Большинство из подобных происшествий случалось в «рискованных» районах, среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

· наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;

· наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

· столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами – встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;

· опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приёмов управления.

Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДТП:

· в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперёд и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперёд, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;

· при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

· не засыпайте во время движения: опасно не только проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

· если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

· при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если этого не удаётся, разбейте боковые окна;

· по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

· выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

· в тёмное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

· вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

· избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если всё же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причём не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

· на эскалаторе;

· на платформе;

· в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе.

Одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, в том числе и России, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров, является транспорт. Его основные виды - автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и трубопроводный. Классификация транспорта представлена на следующей странице.

Классификация транспорта

наземный
водный, воздушный, специальный

НАЗЕМНЫЙ

ВОДНЫЙ

ВОЗДУШНЫЙ

Самолеты; - вертолеты; - гидропланы; - планеры; - дельтопланы; дирижабли; воздушные шары.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ

Метро; - эскалаторы; - лифты; - подъемники; - канатные дороги; - транспортеры;
трубопроводы; - транспорт войск и спецформирований.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

силы РСЧС , задачи, ПСС в составе РСЧС

Реализацию жизненно важных интересов в области защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера призвана осуществлять составная часть системы общественной безопасности России - Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) . Она была образована в целях объединения усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации последствий ЧС. В настоящее время во всех республиках в составе России, краях и областях созданы ее территориальные подсистемы, а в министерствах и ведомствах - ведомственные и функциональные. Система постоянно развивается и совершенствуется. В 1990 г. в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях был создан Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета. Позднее он был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в 1991 г. - в Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли: Штаб Гражданской обороны РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы. Основными задачами ГКЧС России являлись:
- обеспечение функционирования РСЧС;
- руководство гражданской обороной;
- создание и обеспечение готовности, необходимых для этого сил и средств.
Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. N 66 на базе ГКЧС России было образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции Госкомчернобыля России и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (КОПРОН). Штабы ГО были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Такое изменение названия отражало переориентацию деятельности штабов, прежде всего, на решение задач мирного времени.
Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям при их ликвидации, а также на организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях в мирное время, от опасностей, возникающих при военных действиях, на профилактику работ по предупреждению несчастных случаев при различных ЧС.

К силам РСЧС относятся:
- силы МЧС России, включающие в себя Центроспас и ПСС, соединения и воинские части системы ГО;
- аварийно-спасательные формирования(АСФ) министерств и ведомств РФ;
- части и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ;
- специально подготовленные подразделения Вооруженных Сил РФ, привлекаемые к ликвидации последствий ЧС;
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф(ВСМК).

На силы МЧС России возлагаются следующие задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, очагах заражения и районах катастрофических затоплений;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- обеспечение ввода формирований ГО в очаги поражения, зоны заражения и катастрофических затоплений;
- участие в работах по локализации и ликвидации крупных природных пожаров;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники, сооружений и территорий;
- проведение пиротехнических работ;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения и участие в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи;
- участие в восстановительных работах на объектах жизнеобеспечения населения, аэродромах, дорогах, переправах и других важных инфраструктурах, в проведении эвакуационных мероприятий, выполнении задач территориальной обороны;
- организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение готовности населения к выполнению задач по защите от воздействия последствий аварий и катастроф техногенного характера и стихийных бедствий.
В настоящее время МЧС России решаются и другие задачи в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- подготовка и практическое проведение мероприятий в составе Корпуса сил Содружества Независимых Государств (СНГ) для ликвидации последствий ЧС (в соответствии с решением Глав Правительств стран - участников СНГ от 22.01.1993г.);
- подготовка сводных мобильных отрядов для оказания помощи зарубежным странам в случае промышленных (ядерных) катастроф (по решению Третьей Международной конференции стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы по сотрудничеству в области защиты от природных и других катастроф);
- создание Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования (по Постановлению Правительства РФ от 13.10.1995 г. N 1010);
- обеспечение готовности аэромобильного отряда экспедиционных сил МЧС России для проведения гуманитарных операций за рубежом (соглашение между МЧС России и Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН);
- обеспечение функционирования Международного центра подготовки спасателей.

Самым мобильным и высокоорганизованным звеном РСЧС является ПСС, основное назначение которой состоит в организации и оперативном проведении поисково-спасательных работ (ПСР) с целью оказания помощи пострадавшим. Согласно официальной статистике, в 1996 г. в МЧС России насчитывалось 1804 штатных, подготовленных и аттестованных спасателя, социально-правовой статус которых определяется Законом РФ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”.

основная задача спасателей
принцип единоначалия
этапы организации ПСР

Основная задача спасателей при ликвидации последствий ЧС - это организация и проведение оперативного поиска пострадавших и оказание им своевременной помощи. Статистика свидетельствует о том, что в первый час после ЧС при отсутствии помощи умирает около 40% тяжелораненых, через 3 ч - 60%, через 6 ч - 95%.
В течение 3 ч после начала землетрясения удается спасти 90% пострадавших, через 6 ч это число сокращается до 50%, а по истечении нескольких дней оказывать помощь уже практически некому. В первые минуты под лавиной погибает 20% от числа засыпанных снегом людей, в течение первого часа количество погибших увеличивается до 60%, а по истечении 2 ч в живых остается один из десяти человек. Поэтому на оперативное проведение ПСР и оказание помощи пострадавшим должны быть направлены все силы, участвующие в ликвидации последствий ЧС. Так, в 1988 г. при ликвидации последствий землетрясения в Армении было задействовано свыше 70 тыс. человек, которые спасли жизни 15 тыс. человек.

Всю полноту действий по организации ликвидации последствий ЧС осуществляют республиканские, краевые, областные, районные, городские комиссии по ЧС или специально создаваемые временные штабы. Основной принцип руководства работами по ликвидации последствийЧС- единоначалие.

Мероприятия по организации ПСР зависят от конкретной ЧС и включают в себя следующие основные этапы :
- получение и анализ информации о ЧС, принятие решения;
- передвижение спасателей и техники к месту проведения работ;
- непосредственное проведение ПСР;
- деблокирование пострадавших, их транспортировка;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим и их эвакуация;
- спасение материальных ценностей, окружающей природной среды;
- локализация источника ЧС, проведение аварийно-восстановительных работ.

Поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы начинаются сразу же по прибытии спасателей в зону ЧС. Они должны выполняться непрерывно и в любых условиях.

Чрезвычайные ситуации на водном транспорте

Положение о порядке расследования аварий на морских судах ” предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.
Кораблекрушение - гибель судна или его полное конструктивное разрушение.
Авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна - 24 ч).
Аварийное происшествие - то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.
К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых превышают 1 млн. человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса. В России в 1995 г. только с рыболовными судами произошли 118 ЧС, из них 4 кораблекрушения, 3 крупных аварии, 87 аварийных происшествий.

Мировой флот быстро стареет : по некоторым данным, к 2000 году примерно 80% всех судов на Земле достигнут своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тыс. лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн. судов. На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей . Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

К столкновениям могут привести ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях , а также влияние “человеческого фактора": неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д. Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев - и к затоплению. Так, 31 августа 1986 г. произошло столкновение теплохода “Адмирал Нахимов” и сухогруза “Петр Васев” вблизи г. Новороссийска, причиной которого стала несогласованность действий экипажей. В катастрофе погибли 423 человека.
- 10 апреля 1991 г. - в районе г. Ливорно (Италия) паром “Мобипринс” столкнулся с танкером “Аджин Аббуццо”. Погибли 140 человек.
- 14 мая 1994 г. - в проливе Ла-Манш столкнулись тайваньский контейнеровоз и Панамское грузовое судно. Контейнеровоз получил серьезные повреждения, и с него в море упала часть груза с токсичными веществами. Команду судна эвакуировали.
- 21 мая 1994 г. - у берегов Японии столкнулись японское торговое судно и Панамский сухогруз. Лишь благодаря счастливой случайности удалось избежать загрязнения окружающих вод ядовитой каустической содой, находившейся на японском судне.

Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов , вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.
- 15 февраля 1979 г. - в проливе Босфор греческое судно “Евриале” столкнулось с румынским танкером “Индепенденто” с 95 тыс. т нефти на борту. Последовала серия взрывов, нефть хлынула в море, вспыхнул пожар, потушить который удалось только через 28 дней.
- 23 мая 1988 г. - в Онежском озере произошло столкновение теплохода “Волго-Дон-5074" и танкера “Волгонефть-129” в условиях ограниченной видимости вследствие тумана. Разлившаяся нефть образовала масляное пятно диаметром 3 км. Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва.
- Февраль 1945 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Бибер” фактически уничтожил всю немецкую флотилию подлодок, размещавшихся в порту г.Роттердама (Нидерланды).
- 1955 г. - взрыв торпеды на борту подлодки “Сайдон” в порту г. Портленда (Великобритания) унес 13 человеческих жизней, 7 человек были ранены.
- 29 октября 1955 г. - в Севастопольской бухте взорвался линкор “Новороссийск”. Завалившись на борт, он перевернулся, а позднее затонул. В трагедии погибло более 600 моряков. Причина взрыва определена не была.
- 12 ноября 1965 г. - вспыхнул пожар на судне для круизных рейсов “Ярмут Касл”. Через 5 ч после начала пожара корабль затонул. Погибли 85 пассажиров и 2 члена экипажа.
- 17 мая 1988 г. - пожар на борту советского пассажирского судна “Приамурье” в районе г. Осаки (Япония). Погибли и пропали без вести 12 человек, были ранены 35 человек.
За поспедние три года на просторах мирового океана произошло, по некоторым данным, 25 катастроф с танкерами, перевозившими нефть и нефтепродукты. Английский танкер "Бритиш Трент" 3 июня 1993 г столкнулся с панамским сухогрузом. В результате у берегов Бельгии вылилось 24 тыс т нефти. У берегов Объединенных Арабских Эмиратов 31 мая 1994 г. панамский танкер допустил столкновение с другим танкером, став причиной экологической катастрофы - из его резервуаров вылилось около 16 тыс т. нефти.

К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов .
- 6 декабря 1917 г. - в порту г. Галифакса (Канада) произошел самый сильный неядерный взрыв за всю историю человечества. При маневрировании в проливе Тэнарроус произошло столкновение французского транспортного судна “Монблан” с норвежским грузовым пароходом “Имо”. На борту “Монблана” находились 2300 т пикриновой кислоты, 200 т тринитротолуола, 35 т бензола, 10 т порохового хлопка. Над городом поднялся двухмильный гриб дыма. Ударная волна и возникшие пожары разрушили большую часть Галифакса. Затонули или получили повреждения десятки судов, находившихся в этот момент в порту. Обломки “Монблана” разбросало в радиусе 12 миль от места взрыва. Погибли 1963 человека, более 2 тыс. человек пропало без вести, было ранено около 9 тыс. человек, 500 человек лишились зрения от разлетевшихся в окнах стекол, 25 тыс. человек остались без крова. Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.
- Январь 1982 г. - китайская дизельная подлодка во время ходовых испытаний налетела на подводную скалу. Произошел взрыв гремучего газа. Погибли 17 человек, были ранены 20 человек.
- 16 февраля 1985 г. - советский теплоход “Михаил Лермонтов” из-за ошибки лоцмана налетел на подводную скалу у берегов Новой Зеландии, получил обширную пробоину и затонул. Умелые действия экипажа обеспечили спасение всех пассажиров.
- 27 апреля 1994 г.-в 50 км от г. Волгограда по причине столкновения с опорой моста получил пробоину и сел на мель танкер ТН-624.

Тяжелые последствия имеют также столкновения , происходящие с нефтеналивными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тыс. т нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям. Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера “Глобе Асимили” и танкера “Экссон Валдиа”, напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.

Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки.
- Январь 1981 г. - затонуло индонезийское пассажирское судно-паром “Тампонас-2”. Силовая установка пришла в негодность в результате многолетней эксплуатации. Взрыв и пожар привели к гибели судна и 450 человек.
- Апрель 1989 г. - в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка ”Комсомолец” . По техническим причинам на судне возник пожар, приведший к его гибели. Число жертв составило 42 человека.
- Ноябрь 1995 г. - в Норвежском море по причине неудовлетворительного технического состояния затонул российский траулер “Новгородец”. Погибли и пропали без вести 10 человек.

Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов.
- Январь 1981 г.-на р. Жари близ г. Макони (Бразилия) из-за перегрузки перевернулся пароход-паром. На пароме, рассчитанном на 150 человек, находилось почти 500 пассажиров с различными грузами. Погибло более 300 человек.
- 28 сентября 1994 г. - в Балтийском море перевернулся и затонул автопассажирский паром “Эстония". В штормовую погоду по неустановленной причине был открыт носовой люк-визир, через который в судно хлынула вода. Погибло более 900 человек.

Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими остойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.
- 15 июня 1931 г. - под сильным ветром накренился, лег на борт и затонул французский пароход "Сен-Филибер". Число жертв катастрофы - 437 человек.
-26 января 1953 г. - во время тушения пожара на лайнере “Эмпресс оф Канада" в Ливерпульском порту (Великобритания) вследствие поступления большого количества забортной воды лайнер потерял остойчивость, перевернулся и затонул. Жертв не было. Материальный ущерб превысил 5 млн. фунтов стерлингов.

К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил навигации . Так. 5 июня 1983 г. на р. Волга вблизи г. Ульяновска из-за ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода “Александр Суворов", направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами .
- Май 1986 г.-на р. Мегхна (Бангладеш) перевернулся во время шторма пассажирский паром. При этом погибли 600 человек.
- 2 сентября 1993 г. - в Южной Атлантике в одиннадцатибалльный шторм потерпел крушение теплоход “Полесск" Балтийского морского пароходства. Погибли 29 человек.
- Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г. трансантлантического суперлайнера “Титаник". Его плавание прервалось в 360 км от о.Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек. спаслось около 500 человек. “Титаник" был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта .
- Июнь 1980 г. - неосторожное обращение рабочих с огнем вызвало взрыв в трюме судна на северной судоверфи в г. Гданьске (Польша). Погибли 8 человек, были ранены 19 человек.
- 1 февраля 1994 г. - на крейсере “Адмирал Горшков", находившимся на ремонте в г. Мурманске, произошел прорыв паропровода. В результате 6 человек погибли. 3 были госпитализированы.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.
Чрезвычайные ситуации на воде происходят и с маленькими судами. - 5 мая 1994 г. - в штате Тамилнад (Индия) перевернулась и затонула лодка. в которой совершали прогулку по озеру около 50 школьниц в возрасте от 9 до 12 лет. Удалось спасти только 6 девочек.

Пожары и взрывы
(терминология)

Пожары и взрывы - одни из самых распространенных и опасных техногенных ЧС.

Пожар - это неконтролируемое горение вне специального очага, сопровождающееся уничтожением материальных ценностей и представляющее собой опасность для жизни людей.
Пожары способны нанести огромный экономический ущерб. Так, в 1995 г. в России произошло свыше 294 тыс. пожаров. В огне погибли 14875 человек, 13,5 тыс. человек получили травмы различной степени тяжести. Пожары уничтожили 72 тыс. жилых домов, промышленных и сельскохозяйственных строений, 13 тыс. голов скота, 8 тыс. единиц дорогостоящей техники. Материальные потери составили более 22 трлн. рублей. В США ежегодный материальный убыток от пожаров, по осторожной оценке комиссии конгресса, превышает 11,4 млрд. долларов.

Взрыв - это высвобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Он приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при моментальном расширении создает ударное воздействие (давление, разрушение) на окружающие тела. Взрыв в твердой среде сопровождается ее разрушением и дроблением, в воздушной или водной - вызывает образование воздушной или гидрологической ударных волн, которые и оказывают разрушающее воздействие на помещенные в них объекты.
Взрывы происходят за счет высвобождения химической энергии (главным образом, взрывчатых веществ), внутриядерной энергии (ядерный взрыв). электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра и др.). механической энергии (при падении на поверхность Земли метеоритов и др.). энергии сжатых газов (при превышении давления предела прочности сосуда -баллона, трубопровода и др.).

Взрывоопасный объект (ВОО) - объект, на котором хранятся, используются. транспортируются вещества (продукты), приобретающие в определенных условиях способность к взрыву.
К ВОО относятся предприятия оборонной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей. нефтехимической, химической, газовой, текстильной. хлебопродуктовой и фармацевтической промышленности, склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных газов. Аварии со взрывами чаще всего происходят на тех предприятиях, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан. пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях. Возможны взрывы в жилых помещениях, когда люди забывают выключить бытовой газ.

ПСР на водном транспорте:

Общая характеристика
- Влияние температуры воды и времени
пребывания в ней на состояние человека
- Переход на судно, терпящее бедствие. Швартовка
- Единая оценка волнения моря
- Эвакуация пострадавших
- Действия при затоплении судна
- Пожар на судне

общая характеристика
основные причины ЧС
судно считается пропавшим
необходимая информация
доставка к месту ПСР
в зоне катастрофы

Почти три четверти поверхности земного шара покрыто водой океанов, морей, рек, озер. Воды Мирового океана бороздят тысячи различных наводных и подводных плавсредств, которые перевозят грузы, пассажиров, выполняют специальные задания. Основными видами водного транспорта являются суда для перевозки наливных продуктов, сыпучих грузов, пассажирские и специальные суда. В России насчитывается около 45 тыс. судов различного назначения, из них 25% постоянно находится в плавании, имея на борту более 250 тыс. человек. Кроме того, в прибрежных водах ежегодно проводит активный отдых с использованием различных плавсредств около 1 млн. человек. Современный флот оснащен новейшими электронными навигационными и радиолокационными приборами, системами поддержания остойчивости, то есть надежности положения судов на воде и способности противостоять внешним силам, другими системами безопасности. Несмотя на это, водная поверхность до сих пор остается главным источником гибели людей, попавших в катастрофические условия. Подсчитано, что ежегодно в морях и океанах гибнет во всем мире свыше 200 тыс. человек. Довольно частое возникновение ЧС на воде обусловлено специфическими особенностями, в частности:
- большим разнообразием водных транспортных средств, которые отличаются друг от друга по назначению, эксплуатационным характеристикам, скорости передвижения;
- частым воздействием водной стихии;
- длительным пребыванием судов в пути следования;
- большим объемом одновременно транспортируемых опасных и вредных продуктов.

Основными причинами ЧС на водном транспорте являются:
- потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем;
- потеря судном плавучести;
- посадка на мель;
- столкновение с другим судном или препятствием (рифы, подводные скалы, нефтяные платформы, айсберги);
- пожары и взрывы;
- вытекание на поверхность воды из судна, потерпевшего крушение. горюче-смазочных продуктов и СДЯВ;
- падение человека за борт.

Терпящее бедствие судно может находиться на поверхности воды, сесть на мель, быть выброшенным на берег, затонуть. При этом пострадавшие могут оставаться на его борту, на спасательных плавсредствах, в воде, под водой. Основным сигналом бедствия на водном транспорте является Международный призыв о помощи - сигнал SOS, с указанием координат местаЧС.После получения этого сигнала в район катастрофы для оказания помощи пострадавшим направляются находящиеся близко суда, а при необходимости, - спасательные суда. В тех случаях, когда судно терпит бедствие недалеко от берега в пределах видимости, его состояние определяется методом визуального наблюдения с использованием оптических средств (бинокль, подзорная труба, перископ) или получением сигналов знаковой и звуковой сигнализации. Место затопления судна определяется относительно местных ориентиров. Для оказания помощи пострадавшим в район ЧС незамедлительно направляются спасательные суда.

Иногда терпящее бедствие судно не может подать сигналов тревоги. Оно считается пропавшим, если не вышло на связь в установленное время . После этого в район последнего сеанса связи направляются поисковые суда, которые обследуют всю территорию, куда могло бы дойти судно за время, прошедшее с момента последнего сеанса связи. В ПСР задействуются спасательные суда, авиация, космические спутники.

С целью оперативной организации и проведения ПСР необходимо владеть следующей информацией :
- место ЧС, тип судна, характер груза, количество людей на борту, их местонахождение и общее состояние;
- состояние судна;
- причины, последствия и возможные варианты развития ЧС.

Доставка спасателей к месту ПСР осуществляется на катерах, лодках, яхтах, судах или по воздуху - на вертолетах, гидропланах, экранопланах.

В зоне катастрофы спасатели незамедлительно приступают к оказанию помощи пострадавшим, находящимся в воде без каких-либо спасательных средств;
затем - удерживающимся на поверхности воды с помощью различных предметов, одетых в индивидуальные спасательные средства;
далее оказывается помощь тем, кто находится на групповых спасательных средствах.

Людей поднимают с помощью канатов (шнуров) или сетей на борт спасательного судна или вертолета. Необходимость оперативного проведения этих работ связана с отрицательным воздействием воды на организм человека по причине большой теплоотдачи.

5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл. 6.1-6.3). При выполнении условий: измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками - более 20 мкГр/ч на расстоянии 1 м; измеренная мощность дозы гамма - излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора - более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч - решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.

За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

Исключая пожары при ДТП.

Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федера¬ции», применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.

За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ.



Просмотров