Банкротство предприятия поставщика тепла естественной монополии. Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий

12.4 Банкротство стратегических предприятий и субъектов естественных монополий

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим относятся организации оборонно-промышлен-ного комплекса, в т. ч. производственные, научно-произ-водственные, научно-исследовательские, проектно-конструктор-ские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Значение стратегических организаций определяется не только тем, что они занимаются созданием вооружения и военной техники, но и тем, что они занимают определяющую роль в развитие телевидения, радиовещания, производства электронной, в т. ч. бытовой техники.

Стратегические предприятия и организации имеют отсрочку по возбуждению в отношении их дела о банкротстве. На подачу заявления о признании банкротом таких организаций дано 15 дней. Указанный срок отсчитывается с даты получения налоговой службой решения о возбуждении процедуры банкротства, принятого Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

По законодательству Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, участвующего в деле о банкротстве стратегических предприятий, кроме установленных ст. 20 и ст. 23 Закона № 127-ФЗ. Так, постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 предусмотрено наличие у кандидата стажа работы в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее 5 лет, причем, не менее года – руководящей работы. Кроме этого арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Критерии несостоятельности стратегических организаций и предприятий отличаются от общеустановленных Законом № 127-ФЗ (таблица 57).
Таблица 57 - Сравнительная характеристика критериев несостоятельности организаций


Критерии несостоятельности

Стратегические организации и предприятия

Общеустановленные нормы

1. Срок неисполнения денежных обязательств и обязательных платежей

В течение 6 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона № 127-ФЗ)

В течение 3 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ)

2. Размер требований, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве

Не менее чем 500 тыс.руб. (п.4 ст.190 Закона №127-ФЗ) в совокупности

Не менее чем 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ) в совокупности

В деле о банкротстве стратегических организаций и предприятий участвует Федеральный орган управления, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой участвует организация-должник. Федеральный орган исполнительной власти активно участвует в процедурах банкротства. Например, план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов должен быть направлен внешним управляющим федеральному органу исполнительной власти, который в свою очередь направляет собранию кредиторов и арбитражный суд заключение о плане внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия может осуществляться на этапе внешнего управления и конкурсного производства. Правительство РФ имеет преимущественное право на приобретение такого предприятия по цене, определенной в процессе конкурса.

Статьи 197–201 Закона № 127-ФЗ посвящены банкротству субъектов естественных монополий. Естественной монополией согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ называется состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

Естественная монополия имеет значение, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов.

В Законе № 127-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Существует государственная монополия на естественные (природные ресурсы) и монополии, возникшие в других отраслях в силу естественных причин. Среди монополистов можно назвать ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и др. В связи с особенностями деятельности субъектов естественных монополий кроме Закона № 127-ФЗ действует Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ (далее Закон № 122-ФЗ).

Данный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

Закон № 122-ФЗ применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведение процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса.

По законодательству РФ не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

Процедуры банкротства субъектов естественных монополий отличаются тем, что лицом, участвующим в деле о банкротстве признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Для субъектов естественных монополий установлены особые критерии признания их несостоятельными (банкротом), аналогичные критериям признания несостоятельными стратегических организаций и предприятий:


  • если обязательства по уплате денежных обязательств и обязательных платежей не исполнены ими в течение 6 месяцев (вместо 3 месяцев, установленных для всех организаций);

  • дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее чем 500 тысяч рублей (вместо 100 тысяч рублей общеустановленных).
При определении признаков несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК, должно учитываться все имущество должника, так как подсчет именно всего имущества может дать объективную оценку его дальнейшей возможности восстановления и снимает проблемы вовлечения в процессы банкротства платежеспособных предприятий, оказавшихся лишь временно в неблагоприятных условиях деятельности в связи с особенностью их функционирования.

Арбитражный суд может принять решение об отказе признания должника банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов). Для этого субъектом естественной монополии должно быть подано исковое заявление о признании недействительности актов органов государственной власти об утверждении цен на товары (работы, услуги) до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В этом случае рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вынесения судом решения по данному иску.

Поскольку субъекты естественной монополии являются стратегически и социально значимыми для страны, законодательством установлен особый порядок продажи имущества такого должника. В период внешнего управления управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс. Имущество должника выставляется на торги единым лотом. При продаже имущества покупатель обязан:


  • принять на себя обязательства по договорам поставки товаров должника;

  • обеспечить доступность производимых или реализуемых товаров для потребителей;

  • должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
Для обеспечения этих условий орган исполнительной власти должен заключить с покупателем указанного имущества соглашение об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем этих условий договор расторгается арбитражным судом на основании заявления органа исполнительной власти. В этом случае имущество подлежит передаче в федеральную собственность. Однако законом не определен конкретный механизм осуществления контроля органов исполнительной власти за выполнением условий договоров покупателей.

Кроме того, при продаже имущества должника Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют преимущественное право приобретения данного имущества.

Таким образом, при банкротстве стратегических предприятий и субъектов естественных монополий применяются одинаковые критерии признания несостоятельности. В процедурах банкротства обязательно должен участвовать орган исполнительной власти, это связано с социальным и стратегическим значением указанных субъектов.

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей .

Положения в законе

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Особенности

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

Управляющий По отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.

Таким образом, не имеет права на следующие действия:

  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделки Собственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.

Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:

  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Меры предупреждения кризиса

Современные PR технологии содержат в себе ряд действий, которые направлены на антикризисную деятельность. Вся совокупность мероприятий условно разделяется на два этапа.

Первый этап специалисты обозначили как стратегическое планирование.

Среди основных целей первого этапа можно выделить следующее:

  • определение слабых сторон предприятия;
  • анализ вероятных угроз;
  • разработка эффективных мероприятий по предотвращению сложившихся проблем.

Второй этап носит название посткризисных мероприятий. Специалисты утверждают, что при возникновении кризисной ситуации возникает необходимость разработки действий на начальный период, который как показывает практика, является самым сложным. Грамотно составленный план действий должен стать неким буфером, защищающим предприятие от негативной информации.

Руководящим лицам организации рекомендовано работать в прежнем режиме и обратиться к специалистам в сфере PR. В этом случае, на экстренной встрече соберется команда специалистов, которая была назначена PR агентством, к которому обратились руководители компании.

В антикризисных мероприятиях важно брать в учет ресурсы, которыми обладает предприятие. В данном случае речь идет о денежных средствах, интеллектуальных способностях, опыте работников, полезных связях и прочее. В кризисной ситуации важную роль играет оперативное использование всех ресурсов, взамен на недостаток временного ресурса.

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Эти требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника. Перечень такого имущества содержит Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Банкротство субъектов естественных монополий

Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Статья 198 . Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статья 199 . Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

1. В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Статья 200 . Внешнее управление субъектом естественной монополии

1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Статья 201 . Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве , в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, последствия банкротства ип заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. Дешевое банкротство ИП. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.

Понятие субъекта естественной монополии в конкурсном праве. Согласно ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях»1, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Однако особенности банкротства до 1 июля 2009 г. предусмотрены только для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (далее - субъекты ЕМ ТЭК) , основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Правовые особенности

См.: О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 № 147-ФЗ (в ред. от 4.05.06) // СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.

2 В качестве примеров субъектов естественных монополий ТЭК можно назвать акционерные общества «ЕЭС России», «Газпром», АК «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Росгазификация».

банкротства применяются также к иным организации топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа, и которые имеют имущество, отнесенное к единому производственно-технологическому комплексу, обеспечивающему непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого комплекса организации-должника утверждается Министерством промышленности и энергетики РФ1. Исключением являются атомные электростанции, которые не признаются банкротами.

Таким образом, банкротство других видов естественных монополий (например, осуществляющих железнодорожные перевозки) до 1 июля 2009 г. производится в соответствии с общими нормами конкурсного права.

Особенности банкротства субъектов ЕМ ТЭК регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 18 июля 2005 г.) , который утрачивает силу с 1 июля 2009 г. С 1 июля 2009 г. на всех субъектов естественной монополии будут распространяться положения § 6 гл. IX Закона о банкротстве.

Значение института банкротства субъектов естественных монополий. Значение бесперебойной работы субъектов естественных монополий для жизнеобеспечения и обороноспособности России трудно переоценить3. Тем не менее, проблема их банкротства может стать актуальной4. Введение особенностей банкротства субъектов ЕМ ТЭК преследует следующие цели:

1) обеспечить своевременное предупреждение несостоятельности;

2 СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3179.

2) предоставить больше возможностей для восстановления их платежеспособности;

3) усилить государственный контроль за ходом банкротства;

4) предотвратить экономически нецелесообразные попытки кредиторов инициировать признание монополиста несостоятельным;

5) ограничить доступ к арбитражному управлению лиц, не владеющих специальными познаниями;

6) не допустить дробление единого производственно-технологи-еского комплекса субъекта ЕМ ТЭК.

Особенности досудебного этапа банкротства. Полномочиями по участию в этом этапе наделено Министерство промышленности и энергетики РФ (далее - Минпромэнерго РФ). Этот орган осуществляет анализ экономического и финансового состояния субъектов ЕМ ТЭК и вырабатывает рекомендации по стабилизации их финансового состояния, а также осуществляет меры по предупреждению банкротства.

Особенности судебного этапа банкротства. Функции и полномочия органа управления топливно-энергетическим комплексом, предусмотренные законодательством РФ, устанавливающим особенности банкротства в отношении субъектов ЕМ ТЭК, осуществляет Минпромэнерго РФ.

Критерий и признаки несостоятельности предоставляют должнику возможность в течение более длительного срока, по сравнению с иными организациями, избегать возбуждения производства по делу о банкротстве. Только для этой категории юридических лиц установлен критерий неоплатности в качестве единственного критерия несостоятельности. «Учитывая, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженности у субъектов естественных монополий, как правило, складывается не в пользу последней, можно с большой степенью вероятности предположить, что судебные дела о банкротстве таких должников станут редким явлением. Однако нельзя не видеть и «оборотную сторону медали»: длительное время не расплачиваясь с кредиторами и не испытывая при этом страха приближающегося банкротства, должник может попасть в ситуацию, когда исполнение судебных решений по искам кредиторов о взыскании задолжен

ности потребует обращения взыскания на имущество, в том числе входящее в единый производственно-технологический комплекс субъекта естественной монополии (трубопроводы, энергоустановки, турбины и т.

П.), при отсутствии возможности получить «спасательный круг» в виде одной из реабилитационных процедур несостоятельности (например, внешнего управления)»1.

Признаки несостоятельности: 6-месячный срок наличия непогашенной кредиторской задолженности, а также превышение суммы кредиторской задолженности над балансовой стоимостью имущества должника.

Дополнительные основания для возникновения обязанности руководителя должника по обращению в арбитражный суд с заявлением должника: в частности, если обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса.

Условия подведомственности дела о банкротстве арбитражному суду таковы, что затрудняют возбуждение производства по делу. Минимальный размер требований кредиторов, достаточный для принятия заявления о банкротстве, составляет 50 000 МРОТ. Срок неудовлетворения требований кредиторов, необходимый для возбуждения дела, увеличен до 6 месяцев.

В состав лиц, участвующих в деле, включены представители государственной и местной власти (Минпромэнерго РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения должника).

Введены дополнительные требования к арбитражному управляющему: опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, прохождение аттестации Минпромэнерго РФ.

Особенности внешнего управления заключаются в следующем. Процедура может быть введена независимо от желания кредиторов. Для этого необходимо лишь ходатайство Минпромэнер-го РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления. В то же время срок внешнего управления может составлять до 5 лет. Сохранность единого производст

венно-технологического комплекса закон обеспечивает путем установления запрета на отчуждение внешним управляющим имущества, входящего в его состав. В ходе внешнего управления не допускается перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием данного комплекса.

Законодатель учитывает, что неплатежеспособность такого рода организаций может быть обусловлена политикой государства. Во-первых, применяется следующее основание приостановления рассмотрения дела о банкротстве: если должником до принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом подано исковое заявление о признании недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения тарифов (цен) на энергию, газ и т.п. Во-вторых, предусмотрено дополнительное основание отказа в признании должника банкротом -признание арбитражным судом недействительным акта органа исполнительной власти в части утверждения перечисленных тарифов (цен) при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности должника.

Усложнен порядок принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом: для этого необходимо 3/4 голосов.

Особенности конкурсного производства касаются продажи имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса. Торги проводятся в форме конкурса, где имущество выставляется единым лотом. В результате важный объект не будет дробиться и переходить в собственность нескольких лиц. Покупатель должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, обязан принять на себя обязательства должника по договорам энергоснабжения и сохранить целевое назначение единого производственно-технологического комплекса.

Контрольные вопросы:

1. Для каких юридических лиц предусмотрены правовые особенности банкротства?

2. Какими нормативными правовыми актами регулируются особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц?

3. Какое значение имеют правовые институты банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

4. Какие органы государственной власти осуществляют меры по предупреждению банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц?

5. Чем отличаются критерии и признаки несостоятельности различных категорий юридических лиц от предусмотренных по общему правилу?

6. Перечислите особенности досудебного этапа банкротства сельскохозяйственных, кредитных и стратегических организаций, субъектов естественных монополий.

7. Назовите условия принятия заявления о признании банкротом различных категорий юридических лиц арбитражным судом.

8. Перечислите особенности судебного этапа банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

Еще по теме 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий:

  1. Государственная политика в отношении естественных монополий
  2. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  3. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  4. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  5. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  6. Основы правового регулирования временных монополий на объекты исключительных прав и государственных монополий, защищенных законом от конкуренции: общие вопросы. Основы правового регулирования государственных монополий
  7. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -



Просмотров