Что не относится к принципам гражданства. Понятие гражданства, принципы гражданства РФ

Под принципами гражданства понимается фундаментальные начала, которые заложены в основу правового регулирования этой сферы общественных отношений. Присутствие этих принципов способствует правильному применению правовых норм, влияет на содержание нормативных правовых актов и позволяет обнаружить правовые нормы, которые не входят в систему действующего законодательства государства.

Основные принципы гражданства содержатся в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Можно выделить следующие принципы гражданства:

    Право человека на гражданство.

В основе этого принципа лежит право человека на гражданство, которое дает каждому разрешение реализовать свое желание иметь гражданство и пользоваться конституционными правами и свободами, а также защитой государства.

2. Принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его.

Этот принцип содержится в ч. 2 ст.6 Конституции РФ и в ч.4 ст.4 Закона «О гражданстве». Он означает, что государство гарантирует человеку свободу выбора гражданства, которая выражается в недопустимости лишения права изменить свое гражданство. Таким образом, в Законе о гражданстве установлен закрытый перечень оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Лишение гражданства заключается в прекращении гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (в основном) вопреки желанию этого лица.

Этот принцип позволяет гражданам свободно осуществлять свои права и свободы, не боясь лишения гражданства и утраты связи со своим государством. Он также акцентирует внимание на концепции, о том, что устойчивость связей человека и государства не означает принудительного удержания человека в гражданстве этого государства.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Такой принцип закреплен в статье 61 Конституции РФ и в ч.3 ст.4 Федеральный закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Данный принцип следует отнести к правовым нормам, которые обеспечивают защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от другого государства.

    Принцип равного гражданства.

Он обозначает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях независимо от оснований приобретения гражданства. Российское законодательство не разграничивает статус лиц, являющихся гражданами Российской Федерации как по основаниям (например, по рождению или восстановлением гражданства), так и по времени приобретения гражданства.

Также, принцип равного гражданства не допускает ограничения прав граждан по отношению вопросов гражданства по признакам расовой, национальной, языковой, социальной, или религиозной принадлежности.

    Принцип единого гражданства.

Принцип единого гражданства закреплен в части 1 статьи 6 Конституции и в части 2 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Его сущность заключается в том, что каждый гражданин республики в составе России одновременно является и гражданином Российского государства. Этот принцип определен федеративным характером государственного устройства России, при котором в единстве с гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Прекращение гражданства влечет за собой прекращение гражданства республики в составе России.

    Принцип допущения двойного гражданства.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Эта возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором.

Приобретение гражданином России гражданства иностранного государства не предусматривает прекращения у него гражданства Российской Федерации. 5

    Принцип гарантии покровительства.

Данный принцип устанавливает государственные обязательства по оказанию защиты своих граждан, которые находятся за пределами территории России и покровительствуют им. Органы государственной власти Российской Федерации, а так же дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, которые находятся за пределами России, кроме того должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны способствовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. 6

Основной смысл гражданства заключается в том, что нормы этого института должны соответствовать рассмотренным принципам.

Характер отношений человека и государства во многом зависит от тех основных идей, которые лежат в основе института гражданства. Таким образом, соблюдение или не соблюдение принципов гражданства является одним из оснований демократичности государства, его отношения к правам человека.

Стоит отметить, что рассмотренные принципы берут свое начало от общих принципов существующей в России правовой системы. К ним относятся: демократизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и т.д.

Государство не должно допускать нарушения закрепленных демократических принципов, и тех принципов, которые непосредственно связаны с гражданством, так как они затрагивают демократическую основу политической жизни общества. С целью исправления сложившейся ситуации, государству необходимо проводить политику, которая направлена на поддержание принципов гражданства, закрепленных законодательно.

Единое гражданство - конституционный принцип гражданства, означающий, что граждане субъектов в составе федерации одновременно являются гражданами этой федерации, и наоборот, граждане федерации, постоянно проживающие на территории субъекта в составе федерации, являются одновременно гражданами этого субъекта федерации. Закрепление этого принципа в законодательстве создает дополнительные правовые гарантии равноправия граждан федерации, а также субъектов в ее составе независимо от места их проживания или временного пребывания.

Равное гражданство - в конституционном праве ряда стран принцип, в соответствии с которым граждане обладают равными правами, свободами и обязанностями независимо от оснований (способов) приобретения гражданства.

В целом ряде государств натуральные (прирожденные) граждане обладают более широкими правами, чем натурализованные. Так, например, в США, Эстонии, на Филиппинах президентом государства может быть только гражданин по рождению, в Румынии и Эстонии натурализованные граждане в отличие от граждан по рождению могут быть в ряде случаев лишены гражданства и т. д.

Основания и порядок приобретения гражданства в зарубежных странах

Приобретение гражданства происходит, как правило, по рождению (на основе "права крови", т. е. национальной принадлежности родителей, как в Дании, Афганистане, или "права почвы" - месту рождения, как в США, Аргентине), а также в порядке натурализации, т. е. приема в гражданство на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством.

Натурализация (от фр. "naturaliser") - прием в гражданство иностранца по его заявлению.

Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства. Иногда в качестве условия для натурализации требуется владение официальным языком государства (например, в Латвии, Эстонии), наличие средств к существованию, безупречная репутация и т. п.

В ряде государств устанавливается, помимо общего, облегченный порядок натурализации для лиц, имеющих этническую или лингвистическую связь с данным государством. Например, облегченная натурализация всех португалоязычных иностранцев в Бразилии.

Нередко круг прав у натурализованных граждан несколько уже, чем у прирожденных. Например, в США и Эстонии президентом государства могут быть только граждане по рождению.

Филиация (англ. "filiation" от лат. "filius" - сын) - в конституционном праве приобретение гражданства по рождению.

В порядке филиации гражданство приобретается на основе принципов "права крови" или "права почвы".

В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей. Принцип "права почвы" применяется в основном в странах Латинской Америки. Чаще всего оба принципа в той или иной степени сочетаются.

Восстановление в гражданстве - упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по какой-либо причине.

Оптация (от лат.

"opto" - выбирать) - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадпеж- ности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами.

Регистрация гражданства - в ряде государств упрощенный порядок приема в гражданство, установленный для лиц исторически или кровно связанных с соответствующим государством.

Многогражданство - принадлежность лица одновременно к гражданству двух (двойное гражданство, бипатризм) и более государств, подтверждающаяся соответствующими документами. Может возникать как по рождению, так и в результате приема человека в гражданство другого государства, если он одновременно не утрачивает прежнее гражданство.

В конституционном праве зарубежных стран по-разному решается вопрос о допустимости многогражданства и его послед- ствиях. Так, конституции ряда государств (например, Румынии), допуская многогражданство, устанавливают при этом, что высшие государственные должности могут занимать лица, имеющие гражданство только данного государства. В некоторых странах (например, Литве) многогражданство запрещается конституцией как общее правило, но допускается в отдельных, установленных законом, случаях. Наконец, некоторые конституции прямо указывают на непризнание за гражданами данного государства иного гражданства (Кыргызстан).

Гражданское общество - в теории конституционного права общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.

Гражданское общество полностью контролирует государство, которое служит обществу.

Представление о гражданском обществе прошло длительную эволюцию с середины XVII в. (сочинения Т. Гоббса) и стало широко распространяться с провозглашением Декларации прав человека и гражданина в период Французской буржуазной революции XVIII в. Появились "граждане" - равноправные члены общества, осознающие личные интересы, соотнесенные с интересами общества и государства. В результате длительного развития сложилось современное понимание гражданского общества, основанного на общечеловеческих ценностях.

Основными элементами гражданского общества являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, семья как основная социальная ячейка.

В последние годы в ряде "постсоциалистических" стран наметилась тенденция к закреплению основ гражданского общества в качестве комплексного конституционно-правового института.

Еще по теме Принципы гражданства:

  1. § 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА. ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
  2. § 4. ОТНОШЕНИЯ ПО ПОВОДУ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАНЦЕВ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Логично, что разбор основополагающих вопросов не будет полным без понимания самой сути явления, поэтому для начала разберем, что такое гражданство в РФ. Под ним принято понимать устойчивую юридическую связь между Россией как государством и физическими лицами как ее гражданами. Такая связь выражается в совокупности взаимных прав и обязательств, возложенных на каждого гражданина и государство. Они возникают с момента приобретения и прекращаются с момента его утраты.

Виды гражданства и их особенности в Российской Федерации закреплены законодательством: Россия признает как единственное, так и множественное и даже но при отсутствии соответствующего международного соглашения на нашей территории признается лишь российский паспорт.

Кроме того, законодатель оговаривает ограниченный перечень оснований для получения гражданства, включая в него , натурализацию, и ряд других причин.

Принципы приобретения гражданства

Не новость, что российское гражданство приобретается на основаниях, условиях и в порядке, установленном отечественным законодательством. Предпосылками для этих оснований стали правовые принципы, пришедшие в российское законодательство из древнеримского частного права.

Главный в данном случае принцип получения гражданства – так называемое «право земли» (Jus soli): гражданином, согласно пункту «а» статьи 11 Закона «О гражданстве Российской Федерации » № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года, является любой, кто родился на территории РФ, независимо от его расовых, этнических и иных признаков. Параллельно действует принцип Jus sanguinis, дословно переводимый с латинского как «право крови». Речь идет о праве на российский паспорт любого ребенка, рожденного россиянами или от одного из россиян, независимо от места их рождения.

Не менее важным является принцип натурализации: смысл термина в том, что паспорт выдается любому иностранцу или апатриду по его желанию и при выполнении установленных законом условий. Кроме того, российский законодатель позволяет восстанавливать российский паспорт или получать его в результате оптации, как было, например, в Крыму.

Главные принципы российского гражданства

Теперь же предлагаем разобраться, на каких принципах основано гражданство РФ, где они отражены и что из себя представляют.

Так, первое, что устанавливает законодатель, – это принципиальный запрет на дискриминацию в любых правилах, основах и началах, которые регулируют вопросы, связанные с выдачей российского паспорта. То есть законодатель исключает внесение в законодательство о гражданстве норм, дискриминирующих кого-либо: сущность и элементы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих право физических лиц по расовым, религиозным, этническим, социальным и иным признакам. Учитывая это, можем выделить главные принципы, в число которых вошли:

  1. Право каждого на гражданство.
  2. Единство и неделимость статуса.
  3. Равенство в вопросах регулирования гражданства.
  4. Недопустимость лишения российского паспорта.
  5. Недопустимость экстрадиции россиян в другие государства.
  6. Недопустимость высылки россиян за пределы России.
  7. Принцип бипатризма.
  8. Принцип сохранения паспорта для выехавших на .
  9. Защита россиян заграницей.
  10. Сохранение паспорта в браке.
  11. Принцип сокращения безгражданства.

Выяснив, каковы основные принципы российского гражданства, предлагаем подробнее остановиться на нормативно-правовой базе, содержащей эти основные начала.

Принципы гражданства в российском законодательстве

Очевидно, что вопросы гражданской принадлежности к Российской Федерации находятся в компетенции самой РФ, ее законодательного органа и других государственных институтов, полномочных на принятие решений относительно гражданства. Законодательство относительно принципов российского гражданства достаточно обширно и включает в себя, как минимум, несколько нормативно-правовых актов. Безусловно, основой законодательства в данном случае является Конституция. В частности, согласно статье 6 Основного закона, российское гражданство является единым и равным, действует на всей территории РФ и позволяет его обладателю пользоваться всеми связанными с ним правами и свободами.

Кроме того, конституционные принципы определены в статьях 61 и 62, запрещающих экстрадицию и высылку россиян, а также разрешают проживать с российским паспортом за пределами России или даже с паспортом другой страны. Однако они носят лишь базовый характер, куда более детальная регламентация принципов гражданской принадлежности отражена в Законе «О гражданстве РФ». Основные принципы, в частности, закреплены в статье 4 данного нормативно-правового акта.

Однако и это далеко не все источники нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с гражданством. К их числу также стоит относить Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», некоторые другие федеральные законы, указы, издаваемые президентом, а также некоторые международные договоры (например, Конвенция ООН о сокращении безгражданства).

Определив, на основании какого акта действуют те или иные принципы российского гражданства, предлагаем остановиться на каждом из этих принципов подробнее. Далее мы рассмотрим их сущность, основы и причины, в результате которых они появились.

Иметь гражданство – право каждого

Первый и базовый принцип, вытекающий из пункта 1 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ», запрещает дискриминацию в вопросах гражданской принадлежности. Сразу напомним о том, какой принцип определения гражданства действует в России: оно определяется по рождению, включая возможность получить паспорт в результате рождения на территории РФ или от родителей, где хотя бы один из них россиянин. Однако помимо приобретения его по рождению, российский индигенат (статус гражданина) также можно и приобрести, что и следует из данного принципа: каждый иностранец или апатрид может получить российский паспорт в установленном отечественным законодательством порядке.

Все, кто проживает на территории РФ, имеют право, но отнюдь не обязаны приобретать гражданскую принадлежность, что означает свободный характер гражданства РФ – никто не принуждается к его приобретению. Более того, право каждого на российский паспорт отнюдь не означает, что он предоставляется любому желающему.

Речь, в частности, идет о следующих положениях основного принципа:

  • недопустимость применения дискриминационных условий (на основе расы, религии, национальности и так далее);
  • право на обращение за гражданством повторно, если в нем уже было отказано;
  • добровольность приобретения двусторонней юридической связи с Россией;
  • обязанность государства нормативно закреплять возможность отказа в статусе, даже если он содержит момент усмотрения.

О принципе единства и нераздельности

Согласно статье 6 Конституции, гражданство России является единым и неразделимым. Единство и неделимость индигената выполняет важнейшую функцию: оно стоит на страже сохранения российской государственности и является одной из основ конституционного строя. Единство гражданской принадлежности заключается в принадлежности к конкретному народу, а не к отдельной нации или народности, исключая двойное гражданство внутри страны. Разберемся в этом подробнее.

Проявление единства

Чтоб понять, в чем проявляется единый характер российского гражданства, необходимо обратиться к статьям 1 и 5 Конституции России. Данные статьи определяют федеративное устройство России, в состав которой входят субъекты Федерации, среди которых 22 республики, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 3 города федерального значения и 1 автономная область. Действующим прежде законодательством они были наделены правом иметь собственное гражданство (например, согласно ст. 21 Конституции Татарстана, эта республика также имеет свое гражданство). Однако это было их право, а не обязанность, поэтому его и использовали далеко не все субъекты. Проведенный нами анализ региональных конституций показал, что собственное гражданство ввела лишь Республика Татарстан.

В контексте действующего ранее Закона «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 года № 1948-1 (отмененного нынешним законом), конституционный принцип единого гражданства предполагает, что даже при наличии регионального индигената, он действует лишь в рамках общенационального статуса (гражданин Татарстана является одновременно и гражданином России). Однако в несоответствие с данной трактовкой вступают конституции ряда других субъектов, например, Республики Алтай и Республики Бурятия, запрещающие региональное гражданство как таковое, что противоречит Конституции РФ.

В любом случае действующий ранее закон отменен, поэтому единство гражданства в трактовке современного российского законодательства основывается на мировой практике федерализма, исключающей возможность существования некоего «внутреннего индигената». Впрочем, действующее ныне законодательство не исключает республиканского паспорта, поэтому Конституция Республики Татарстан продолжает содержать норму о собственной гражданской принадлежности.

К слову, единое гражданство характерно для всех федеративных государств. При этом единый характер имеет и внутреннюю, и внешнюю стороны: напомним, что даже при наличии иностранного паспорта, лицо, имеющее российский паспорт, рассматривается исключительно как гражданин России.

О принципе равного гражданства

Согласно статье 6 Конституции РФ, российское гражданство является равным независимо от оснований, по которым оно было получено. Данная норма определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от его получения: в результате рождения, вследствие натурализации, в форме его восстановления после возврата на родину или в качестве поощрения, например, если оно было предоставлено в государственных интересах.

Принцип равного гражданства означает, что все россияне наделены равным объемом прав, свобод и, следовательно, обязательств, вытекающих из законодательства. Длительность состояния в юридической связи с Россией не может служить основанием для определения каких-либо преимуществ. Становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, которым обладают все остальные граждане. Это, однако, не запрещает установление специальных требований для реализации конкретных гражданских прав (например, права на пенсионное обеспечение, права быть избранным и т.д.).

Недопустимость лишения гражданства и права на его изменение

Принцип недопустимости лишения гражданства установлен пунктом 4 статьи 4 Закона «О гражданстве РФ»: никто не может быть лишен российского индигената или права на изменение страны гражданской принадлежности. Данная норма является новеллой российского законодательства, введенной только в 2002 году: все прошлые нормативно-правовые акты, предусматривали возможность лишения. Например, подобный закон СССР от 1 декабря 1978 года № 8497-IX позволял делать это в исключительных случаях, когда действия лица «порочили высокое звание гражданина СССР», а по сути, власти вегетариански избавлялись от опасных для нее людей, таким образом были лишены гражданства поэт Иосиф Бродский, писатель Александр Солженицын, музыкант и дирижер Мстислав Ростропович и многие другие.

Исходя из этого принципа лицо, независимо от его действий, ни при каких обстоятельствах не может быть лишено российского паспорта.

Единственный вариант – отмена решения о приеме в гражданство вследствие выявления предоставления кандидатом ложных сведений, поддельных документов или вследствие осуждения за терроризм и экстремизм.

Тут речь идет не о лишении, а об аннулировании ранее принятого решения в силу того, что оно было принято без надлежащих на то оснований.

Кроме того, никто не может запретить россиянину получить паспорт другой страны, в том числе в результате отказа от российских документов, однако это возможно лишь в случае, когда гражданин погасил все обязательства перед страной и не привлекается к уголовной ответственности.

Невозможность экстрадиции россиян в другие страны

Запрет на выдачу граждан своей страны другим странам установлен статьей 61 Конституции РФ, а также статьей 4 Закона «О гражданстве». Согласно этим нормативным актам, ни один гражданин России не может быть экстрадирован в иностранное государство, даже если он совершил на его территории преступление или по каким-либо иным причинам. Государство руководствуется в первую очередь интересами своих граждан, следовательно, и граждане в первую очередь ответственны перед своим государством. В силу такого принципа, даже если гражданин РФ совершил преступление за пределами России, отвечать за его совершение он будет лишь на территории России и лишь по российскому законодательству.

Невозможность высылки

Согласно тем же статьям тех же указанных выше источников, никто не может быть выслан из России независимо от оснований, которыми руководствуются лица, осуществляющие высылку. Законодательство и ранее не разрешало такой высылки, однако в силу распространенной во времена СССР практики высылки оппозиционеров и последующего лишения их советского паспорта, данную норму решили прямо закрепить в законодательстве.

Подобные решения хоть и носили индивидуальный характер, тем не менее принимались. Чтоб исключить подобную практику применения высылки в качестве «дополнительного наказания», законодательством введен прямой запрет на такие действия. Гуманность данного принципа не вызывает сомнений: он означает, что никто не может быть лишен Родины, что бы ему ни вменяли.

Хотя многие все же могут быть высланы: узнайте более детально о .

Разрешение бипатризма

Принцип двойного гражданства, как и множественного, ранее не был предусмотрен советским законодательством, более того, законодатель вообще запрещал иметь иной паспорт, кроме советского. С принятием новой российской конституции ситуация кардинально изменилась: с 1993 года российские граждане, в соответствии со статьей 62, имеют полное право получать паспорта других стран. Каких-либо санкций или наказаний последовать за этим не может, однако некоторые ограничения в гражданских правах и дополнительные обязательства все же возникают: бипатриды, например, не могут работать на госслужбе, занимать высшие государственные должности, участвовать в выборах и т.д.

Но даже наличие иностранного паспорта не меняет сущности юридической связи, установленной между Россией и ее гражданином. Так, согласно статье 6 Закона «О гражданстве», приобретение иного паспорта не влечет за собой прекращения действия российских документов. Сам бипатрид признается государством во всех их отношениях исключительно как россиянин, но с момента получения такого паспорта бипатрид обязан сообщить об этом в российские государственные органы.

Сохранение паспорта при ПМЖ за границей

Все та же статья упоминаемого ранее закона гласит о том, что выезд и дальнейшее постоянное проживание россиянина на территории другого государства не лишает его правовой связи с Россией – российский паспорт сохраняется даже при выезде на ПМЖ. Что, впрочем, вполне логично: данное право продолжит действовать даже в случае натурализации в стране своего постоянного проживания.

Дипломатическая защита россиян

По Конституции РФ, в случае выезда для проживания за границу россиянину все равно гарантируется право на защиту и покровительство со стороны РФ. «Содействие в такой защите и покровительстве, а также содействие в полноценной реализации гражданских прав и свобод, – вторит ей Закон «О гражданстве», – обязаны оказывать сотрудники диппредставительств и консульств, находящихся в странах постоянного проживания россиян». Кроме того, они обязаны содействовать в восстановлении нарушенных гражданских прав россиян, находящихся за границей, независимо от цели и длительности их нахождения.

Сохранение паспорта в браке

Принцип сохранения паспорта в браке и при его расторжении закреплен статьей 8 Закона № 62-ФЗ, по которой ни факт заключения россиянином или апатридом, ни факт расторжения такого брака не может менять гражданства указанных лиц. Интересно, что расторжение брака не отражается и на статусе рожденных или усыновленных в браке детей: они также останутся россиянами. Аналогичное основание действует, если иностранный супруг меняет гражданство. На паспорт российского супруга эта ситуация абсолютно никак не влияет. Принцип, однако, не исключает возможности применения упрощенного порядка получения российского паспорта, если супруг россиянина – иностранный гражданин.

Сокращение безгражданства (привлечение апатридов)

Суть данного принципа: РФ поощряет приобретение гражданства апатридами, которые постоянно проживают в пределах страны (п. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ). Данное правило действует во исполнение Конвенции ООН о сокращении безгражданства, принятой 30 августа 1961 года, участником которой является и Россия. К слову, этот документ является базой для множества иных правил, содержащихся в российском законодательстве о гражданстве. Речь идет о невозможности лишения паспорта, если лицо станет апатридом, о предоставлении российского индигената всем, кто рождается на территории РФ, в том числе от апатридов и т.д.

Выход из гражданства

Как уже было сказано, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Конституцией и Законом «О гражданстве». Однако если возникнуть автоматически оно может, то автоматическое прекращение гражданства невозможно. Согласно статье 18 закона, это возможно лишь в случае целенаправленного выхода из индигената или (выбора страны принадлежности вследствие изменения государственных границ). Статья 19 дополняет: выход возможен лишь в результате добровольной подачи заявления о таком выходе – принудить к выходу невозможно. Более того, такой выход возможен лишь в случае приобретения другого гражданства: стать апатридом, аннулируя российский паспорт, невозможно.

Прекращение носит разрешительный характер и должно быть одобрено. В статье 20 сформулированы основания, по которым в выходе из гражданства может быть отказано:

  • невыполнение обязательств перед Россией (военная служба, налоги);
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • отсутствие второго паспорта или гарантий его получения.

Заключение СВЕРХНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. СЕРГЕЙ СУХОНОС. 2018 н.э. #РАССВЕТ

Отказ от "авантюры" по Карабаху: Армения меняет тактику

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства. Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданства. Документами, подтверждающими гражданство РФ, являются паспорт гражданина РФ; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Принципы гражданства в РФ:

1. В РФ каждый человек имеет право на гражданство . Суть этого принципа сводится к тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство РФ.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Раскрывая содержание данного принципа, необходимо указать на то, что законодательство РФ не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

3. Гражданство РФ является единым . граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики.

4. Сокращение безгражданства . Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства.

5. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права его изменить .

6. Принцип двойного гражданства . Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

7. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).

9. Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака .

10. К числу принципов гражданства РФ может быть отнесен такой институт, как почетное гражданство, которое предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

Основания и порядок приобретения гражданства в РФ Гражданство РФ приобретается:

1) в результате его признания; Гражданами РФ признаются:

1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве

2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ. Под территорией РФ в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения.

2) по рождению; принцип «права крови»:

1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;

2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ независимо от места рождения.

Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории РФ:

1) родители которых неизвестны;

2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3) в порядке его регистрации; В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

3) дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

5) иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

6) граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Необходимо отметить, что данное положение Закона о гражданстве

4) в результате приема в гражданство; Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. В качестве условия приема в граждаство РФ требует постоянного проживания на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое.

5) в результате восстановления в гражданстве РФ; В порядке регистрации в гражданстве РФ восстанавливаются:

1) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства;

2) лица, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства родителей - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

В результате признания факта восстановления гражданство РФ приобретают бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления.

Лицо, ранее состоявшее в гражданстве РФ, но которое не имеет оснований для восстановления в гражданстве в первых двух формах, приобретает гражданство РФ но ходатайству о восстановлении.

6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; При изменении границы РФ в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором РФ.

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом. усыновление, опекунство, институт почетного гражданства

Прекращение гражданства в РФ

1) вследствие выхода из гражданства; это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; единственный случай возможного прекращения гражданства РФ без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение пяти лет после приема.

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории; Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин РФ при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом. прекращение гражданства РФ у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Ключевые слова: принципы, гражданства, России, РФ

Перечень основных принципов гражданства РФ определен в ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В п.1 ст.4 ФЗ указано, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция РФ и ФЗ «О гражданстве» устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6 ).

Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство ; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, РФ проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства РФ проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства РФ выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".

Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как "действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции РФ и в ФЗ о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство ). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина РФ иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и ФЗ.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться , что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством , недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом , не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином РФ с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

В ст.8 ФЗ указывается, что заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами . Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в ФЗ о гражданстве.

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.



Просмотров