Что представляет собой мчс сегодня. История создания и заслуги МЧС

Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.

История создания МЧС: начало

Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.

Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.

Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.

С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.

История создания МЧС тесно переплетена с процессом формирования в молодой советской России такого понятия, как «гражданская оборона», указ о которой был издан в октябре тридцать второго года двадцатого столетия. Именно к этой дате был разработан, принят и опубликован список рекомендаций по поведению населения в условиях бомбардировки регионов потенциальным врагом. Думается, что с этого указа началась масштабная разработка государственного проекта мер по защите населения в ЧС.

Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.

Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.

Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий

Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.

Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.

Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.

Численность структуры

Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.

История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.

Что сегодня представляет собой МЧС?

Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.

С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.

Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.

Немного о термине «ЧС»

Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.

Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.

Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.

Характеристика работы сотрудников МЧС

Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.

При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.

Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.

Организационная структура

Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:

1. Центральный аппарат.

Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.

2. Управления, входящие в состав министерства.

Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.

3. Департаменты.

На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.

Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.

Научно-исследовательские учреждения

Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.

На сегодняшний момент таких институтов пять.

Обучение

В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.

На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.

Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.

Коммерческие услуги

Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.

Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.

МЧС РФ: основные задачи

История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:

  • решение вопросов пожарной безопасности;
  • защита в случае возникновения ЧС;
  • помощь всем гражданам в зоне катастрофы;
  • реагирование на ситуации за пределами страны;
  • регулирование всех организационных и нормативных вопросов структуры;
  • координация действий разных организаций в процессе разрешения возникшей проблемы;
  • сбор, классификация и обмен информацией о ситуации в разных регионах страны.

Заключение

Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.

Деятельность МЧС России - МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов.

В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

создание единой нормативно-правовой базы системы;

развитие системы управления и укрепление ее органов;

усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;

укрепление сил системы;

совершенствование материальной базы системы;

повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Основные элементы структуры РСЧС - состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

  • - Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.
  • - Региональный. Охватывает территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС
  • - Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • - Местный. Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления.
  • - Объектовый. Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как бы не велика ни была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований.

В настоящее время значительным является факт создания в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда, являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники. Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в определенной степени специализированы.

Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения.

Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия.

В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки.

1 августа 2019 , О поручениях Дмитрия Медведева по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа

29 апреля 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий Выделены средства на помощь пострадавшим от природных пожаров в Забайкальском крае Распоряжение от 29 апреля 2019 года №859-р. Из резервного фонда Правительства России выделяется 55,31 млн рублей на социальную поддержку пострадавших в результате природных пожаров в Забайкальском крае.

20 апреля 2019 Дмитрий Медведев поручил оказать помощь пострадавшим в результате пожаров в Забайкалье

29 января 2019 , Система предупреждения чрезвычайных ситуаций О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Распоряжение от 26 января 2019 года №81-р. Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Законопроектом предлагается уточнить и упорядочить состав, полномочия и задачи органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, порядок принятия решений об установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации, полномочия Правительства России, региональных и местных органов власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и задачи аварийно-спасательных служб, в том числе в части планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточняется также правовое регулирование отношений в сфере обеспечения защищённости критически важных и потенциально опасных объектов и создания организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14 января 2019 Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ростовской области и главой МЧС оказание помощи пострадавшим от взрыва газа в жилом доме в городе Шахты

5 января 2019 О выплатах и пособиях семьям погибших и пострадавшим в связи с обрушением жилого дома в Магнитогорске 31 декабря 2018 года

1 января 2019 Об образовании Правительственной комиссии по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий обрушения подъезда жилого дома в Магнитогорске Распоряжение №3036-р

26 декабря 2018 , Пожарная безопасность Об изменениях в Правилах противопожарного режима Постановление от 24 декабря 2018 года №1644. Внесёнными в Правила противопожарного режима изменениями устанавливается запрет на застройку противопожарных расстояний и минерализованных полос в границах населённых пунктов. Это позволит повысить уровень противопожарной защищённости населённых пунктов от переходящих на них природных пожаров.

10 декабря 2018 , Гражданская оборона О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на повышение эффективности системы управления гражданской обороной Распоряжение от 8 декабря 2018 года №2723-р. В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

19 ноября 2018 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на повышение эффективности системы управления гражданской обороной В целях совершенствования законодательства в области гражданской обороны и повышения эффективности системы управления гражданской обороной законопроектом, в частности, предусматривается дополнение Федерального закона «О гражданской обороне» новыми понятиями, такими как «обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне»; «организация, обеспечивающая выполнение мероприятий по гражданской обороне»; «опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов»; «сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения». Уточняются полномочия Президента и Правительства России в этой области, категории должностных лиц субъектов Федерации, ответственных за руководство гражданской обороной.

18 октября 2018 О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже Распоряжение от 18 октября 2018 года №2249-р. Из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 60 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайного происшествия, произошедшего 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже.

31 июля 2018 Поручение МЧС России по итогам совещания об охране и защите лесов и глубокой переработке древесины

18 июля 2018 Поручения МЧС России в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Забайкальского края в июле 2018 года

27 апреля 2018, пятница Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

26 марта 2018 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О выделении бюджетных ассигнований на социальную поддержку граждан, пострадавших в результате пожара 25 марта 2018 года в Кемерово Распоряжение от 26 марта 2018 года №508-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются бюджетные ассигнования в размере 76 млн рублей на выплату единовременного пособия гражданам, пострадавшим в результате крупного пожара 25 марта 2018 года в Кемерово.

1 Владимир Андреевич Пучков – экс глава МЧС России (2012 – 2018), генерал-лейтенант запаса, обладатель классного чина «действительный государственный советник 1 класса» и ученой степени первой ступени «кандидат технических наук», изобретатель.

В рейтинге популярности среди высшего руководства страной, согласно социологическому исследованию отечественного центра изучения общественного мнения, в 2015 году он занимал третье место (после министра обороны Сергея Шойгу и руководителя МИДа Сергея Лаврова). Граждане России оценили качество его работы в 3,94 балла, по пятибалльной системе. Для сравнения, в 2013 году он также занимал 3 позицию рейтинга с 3,48 баллами из 5.

В одном из интервью Пучков подчеркивал, что все обращения и жалобы, присылаемые на сайт ведомства в раздел «вопрос министру», он рассматривает лично, реагируя и ставя на контроль отработку каждого запроса россиян.

Детство и юность Владимира Пучкова

Будущий член кабмина появился на свет 1 января 1959 года в Сталинградской области (с 1961 – Волгоградской) в поселке Новинка, бывшем немецком поселении. По завершении учебы в школе в 1976-м году юноша поступил в Высшее военно-инженерное командное училище в Тюмени, где через три года защитил диплом техника.

С 1979 года Владимир прошел трехлетнюю срочную службу в армии на Дальнем Востоке. В период 1983-1986гг. молодой человек продолжил карьеру военнослужащего в штабе гражданской обороны (ГО) в городе Кунгур, расположенном в 90 километрах от Перми, в качестве офицера. В то же время он повышал свой образовательный уровень в столичной Военно-инженерной академии. Затем он поступил и три курса обучался в адъюнктуре данного ВУЗа.


В 1988 году в должности замкомандира полка ГО он принимал участие в восстановительных работах в Армении после беспрецедентного по масштабам разрушений Спитакского землетрясения. Там он впервые встретился с Сергеем Шойгу, тот был тогда ликвидатором-добровольцем.

Развитие карьеры Владимира Пучкова

Окончив в 1991 году подготовку к научно-педагогической деятельности в адъюнктуре, будущий руководитель федерального ведомства 4 года преподавал на курсах Гражданской Обороны, затем трудился в структурных подразделениях МЧС на различных начальственных постах – в исследовательской лаборатории, в отделах войсковых подразделений аварийно-спасательной службы.

Как отличный профессионал, в 1995 году Владимир был назначен руководителем Управления Всероссийского НИИ по проблемам ГО и ЧС. С 1999 года он пребывал на посту замдиректора и руководителя ряда министерских Департаментов. При этом он был задействован в проведении гуманитарных миссий в период войны в Югославии, в операциях в Грозном по ликвидации губительных последствий терактов. Одновременно он завершил обучение в Академии госслужбы при главе государства.

Владимир Пучков посетил лагеря беженцев на границе с Украиной

В период 2006-2007 года Владимир Андреевич уже возглавил Северо-западный региональный центр МЧС. Успешно продвигаясь по служебной лестнице, с 2007 по 2012 год он стал замом Шойгу, в тот период, министра. На данном посту, наряду с новыми обязанностями по координации действий с другими ведомствами, разработками профильных нормативных документов, он продолжал заниматься непосредственным руководством комплекса мероприятий по устранению результатов локальных вооруженных конфликтов, природно-техногенных бедствий, катастроф и катаклизмов.

В 2011 году замначальника главной аварийно-спасательной службы выступил с инициативой создания добровольных пожарных дружин. В Госдуму был внесен федеральный закон, где были прописаны их функции (бороться с пожарами, информировать о них население, проводить обучение). Однако в масс-медиа предложение встретило критические отзывы.


Министр МЧС

В 2012 году Шойгу перешел на должность руководителя Московской области. В свою очередь, Пучков вначале временно исполнял его обязанности, а вскоре после выхода указа президента занял его должность. Тем самым он вошел в состав кабинета, возглавляемого Медведевым .

Одним из первых серьезных бедствий после назначения на пост нового руководителя ведомства было наводнение в Краснодарском крае с гибелью порядка 170 россиян. В адрес министерства и чиновников, не обеспечивших надлежащего информирования населения об угрожающей ситуации, его эвакуацию, было много критики.

В 2015 году глава федерального ведомства информировал общественность о том, что в стране отработаны схемы быстрого реагирования в случае масштабных аварий, ураганов, ледяных дождей, а также обеспечения, при необходимости, резервным питанием основных объектов жизнедеятельности населенных пунктов по всей стране. Кроме этого МЧС в 2016 году планирует внедрение целого ряда проектов, включая всероссийскую акцию «За безопасное детство», создание зон «умных городов», развитие программного комплекса «Безопасный город», предусматривающего надежную работу систем ЖКХ, устойчивого обеспечения транспортом, электроэнергией, внедрения информационных технологий.

Владимир Пучков отчитался о пожарах в Сибири

Личная жизнь Владимира Пучкова

Глава федерального ведомства женат. У него – три сына и дочка.

Министр рассказал в масс-медиа, что уже несколько лет хранил одну традицию. В новогоднюю ночь, через час после наступления нового года, он всегда проводил селекторные совещания об оперативной обстановке, чтобы вовремя отреагировать на все случившиеся ЧП. Причем, в честь любимого многими праздника и собственного дня рождения, он позволял себе взять на работу детей – всех троих сыновей.


По итогам 2014 года Пучков попал в двадцатку заместителей председателя правительства и членов кабинета министров, получивших наибольший доход. Согласно обнародованной декларации, он заработал 18,6 миллионов рублей и оказался на 17 месте рейтинга (для информации, в 2013г. его доход равнялся 11,2, в 2012г. – 7,72, в 2011г. – 3,7 млн. соответствующих единиц). Общая площадь недвижимого имущества, которым владеет семья министра, составляла 215 квадратных метров, земельного участка – 1,5 тысяч «квадратов».

Владимир Пучков сегодня

В мае 2018 года Пучков не вошел в новое правительство. Его полномочия принял Евгений Зиничев . Эксперты назвали отставку Пучкова ожидаемой в связи с мартовской трагедией в Кемерово – тогда в пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» погибли 60 человек, из них большинство дети.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий - является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах («Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий », утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля2004 г. № 868).

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

- территориальные органы - РЦ МЧС России и ГУ МЧС России по субъектам РФ;

- Государственную противопожарную службу МЧС (ГПС);

- Войска ГО;

- Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) МЧС;

- аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;

- образовательные и научно-исследовательские учреждения;

- медицинские и санаторно-курортные и иные учреждения и организации,находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами РФ из части сил системы МЧС создается российский национальный корпус чрезвычайного реагирования.

МЧС России в своей деятельности руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральными законами;

- Нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ;

- Приказами и директивами ВГК Вооруженными Силами РФ;

- международными договорами;

- Положением о МЧС России.

Структура центрального аппарата МЧС России

1. Министр;

2. Первый заместитель министра;

3. Заместители министра - 2;

4. Главный военный эксперт;

5. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;

6. Аппарат советников (пресс-служба и внутренняя безопасность).

Департаменты

1. Оперативного управления;

2. Предупреждения чрезвычайных ситуаций;

3. Территориальной политики;

4. Гражданской защиты;

5. Тыла и вооружения;

6. Развития инфраструктуры;

7. Организационно-мобилизационный;

8. Кадровой политики;

9. Международной деятельности;

10. Административно-правовой;

11. Финансово-экономический.



Просмотров