Что значит быть эффективным руководителем? Как быть эффективным руководителем организации.

От любого руководителя требуется правильное выполнение задач - эффективность. Люди с блестящими умственными способностями могут оказаться неэффек­тивными работниками. Ум, воображение и знания только в сочетании с эффективностью воплощаются в результаты.

До недавнего времени основной проблемой организации была продуктивность деятельности работников физического труда. За последнюю сотню лет мы научились её измерять и многократно увеличили произво­ди­тельность отдельного рабочего. В основе деятельности современных организаций лежит интеллек­туальный труд.

  1. Его нельзя измерить с помощью критериев, выведенных для физического труда;
  2. Не поддаётся количественному измерению;
  3. Не измеряется по произведённым затратам;
  4. Вклад руководителей не зависит от количества подчинённых;
  5. Эффективность - это результаты, а не объём управленческой работы.

В книгах по развитию управлен­ческого персонала представляют портрет «руководителя завтрашнего дня» как «человека на все времена», в таких людях мир всегда испытывал большой недостаток. Требуется универсальный гений:

  1. Умеющий проводить анализ;
  2. Принимать решения;
  3. Работать с людьми;
  4. Творчески мыслить;
  5. Хорошо разбираться в математике;
  6. Понимать характерные особенности своей компании и структуры управления.

Компании набирают людей, в лучшем случае обладающих одним из желаемых качеств. Формируйте организацию так, чтобы любой человек, сильный в той или иной сфере, мог использовать свои навыки и способности в работе. Делайте ставку на расширение горизонтов деятельности людей с помощью доступных им орудий труда. Не рассчитывайте на резкий скачок в развитии личных способностей.

Отличительная черта эффективных руководителей - умение добиваться положительного результата во всём. Пять привычек, которые необходимо выработать руководителю, чтобы работать эффективно:

  1. Знайте, на что расходуется ваше время. Работайте над управлением временем, повышением его эффективности.
  2. Концентри­руйтесь на достижениях, выходящих за рамки организации. Нацельтесь не на выполнение работы, а на конечный результат.
  3. Развивайте сильные стороны - свои собственные, своих начальников, коллег, подчинённых. Не зацикли­вайтесь на слабостях, не начинайте с задач, которые не в состоянии решить.
  4. Концентри­руйтесь на сферах, в которых высокока­че­ственная работа приведёт к выдающимся результатам. Определяйте приоритеты и не отступайте от них.
  5. Принимайте эффективные решения. Правильные решения - это система, ряд правильных шагов в правильной последо­ва­тельности. Эффективное решение основано на несовпадении мнений, а не на консенсусе. Быстрые решения - ошибочные решения. Решений должно быть немного, но они должны быть фундамен­тальными. Необходима правильная стратегия, а не изобрета­тельные приёмы.

Распределяйте своё время

Ресурс времени незаменим! Научитесь управлять своим временем - сначала как можно точнее определите, на что оно фактически расходуется и максимально сократите его непродуктивное использование. Консоли­дируйте время, которое можете контролировать, в укрупнённые блоки, не делайте 20 блоков, сделайте 5.

Процесс управления временем состоит из трёх этапов.

Регистрация времени

Учитывайте количество времени, потраченного на работу, анализируйте свою эффективность.

Первый шаг к повышению эффективности работы руководителя - это точная регистрация фактических трат времени. Регулярно регистрируйте свои временные затраты. Выявите наиболее непродуктивные занятия и избавьтесь от них. После каждой проверки составляйте новый рабочий график. Задайте себе диагностические вопросы:

  1. Что случится, если этого не делать вообще? Если ответ «ничего» - откажитесь от этого дела.
  2. Какими видами деятельности, за которые я отвечаю, может заняться другой человек и выполнить работу не хуже, а то и лучше, чем я?
  3. Какие мои действия тратят время, не принося пользы работе?

Управление временем

Составляйте план для полезных и нужных дел. Плохое управление тратит прежде всего ваше время.

  1. Выявите непродуктивные затраты времени из-за отсутствия системы или недально­видности. Повторяющиеся из года в год кризисы в работе - хороший сигнал для принятия мер. Кризис, который случился во второй раз, больше возникнуть не должен.
  2. Следите за тем, чтобы рабочей силы не было слишком много - это уменьшает эффективность. В таких случаях работники тратят больше времени на «взаимодействие», чем на работу. Если руководители тратят больше десятой части своего времени на решение «проблем человеческих взаимоот­ношений» - коллектив слишком велик.
  3. Излишнее количество собраний - показатель плохой организации работы. Задание должно быть целостным, не разбивайте его на несколько подзаданий, когда ответственность делится между многими людьми и информация не доходит до тех, кому она действительно необходима. Собрания должны стать не правилом, а исключением из правил.

Консолидация времени

Сгруппируйте дела в крупные временные блоки. Рабочее время будет потрачено безрезультатно, если оно раздроблено на блоки по 15−30 минут. Для консолидации блоков времени существует множество способов. Можно один день в неделю работать дома; планировать собрания, проверки, обсуждения разных проблем на два дня недели; составлять график дневной нагрузки каждое утро, перед уходом на работу.

Дискреционное время идёт на выполнение дел, приносящих наивысшую отдачу. Оцените, какое его количество имеется в вашем распоряжении. Выделите цельные блоки времени на проведение конкретных мероприятий. Постоянно пересмат­ривайте свой график и избавляйтесь от наименее продуктивных видов деятельности.

Не оставляйте план на бумаге - работайте с ним постоянно.

Руководителям зачастую приходится заниматься малоэффек­тивными, но необходимыми делами: разговорами с лучшими клиентами, участием в собраниях подчинённых, предоставлением справок… Старайтесь поручать такие дела ответственным подчинённым. Для достижения реальных результатов работник умственного труда должен сосредо­точиться на достижениях и целях работы всей организации.

Какой вклад я могу внести в успех моей организации?

Помните о своей ответственности перед компанией. Человек, который фокусирует всё своё внимание на текущих усилиях и постоянно подчёркивает свои полномочия и власть, - всего лишь подчинённый, каким бы высоким ни был его статус в организации.

Личные обязанности руководителя

Каждой организации необходимо преуспевать в трёх основных сферах:

  1. Непосред­ственные результаты;
  2. Выработка ценностей и их подтверждение;
  3. Подготовка сотрудников для работы в будущем. Если организация даёт сбой на одном из этих направлений, то сначала она окажется в состоянии застоя, а затем прекратит своё существование. Именно в эти сферы должен вносить свой вклад руководитель.

Неспособность или нежелание меняться в соответствии с требованиями новой должности - распространённая причина неудачи руководителя. Изменяются не только результаты, на которые направлена его деятельность, изменяется общая важность трёх основных параметров успешного труда.

Как повысить эффективность специалиста

Нужно дать специалисту возможность эффективно работать в своей нише. Он должен чётко понять, кто будет использовать итоги его труда и что нужно знать и понимать пользователю, чтобы сделать свою работу продуктивно. Необходимо позаботиться о практической применимости своего продукта. Главное - не плодить универсалов, «мастеров на все руки».

Правильные межличностные отношения

Правильные межличностные отношения возникают, когда в работе и отношениях с окружающими руководитель сосредо­та­чивается на своём вкладе в общее дело. Требования к эффективным межличностным взаимоот­ношениям:

  1. Коммуникация;
  2. Командная работа;
  3. Саморазвитие;
  4. Развитие других людей.

Эффективное собрание

Главное правило - изначально сориентируйте собрание на конкретный результат.

Эффективный руководитель должен чётко знать, чего он хочет достичь благодаря собранию, докладу или презентации. Содержание таких мероприятий должно тщательно продумываться и заранее доводиться до сведения участников.

Как укрепить сильные стороны

Для достижения результатов используйте все возможные сильные стороны подчинённых, партнёров, начальства и свои собственные. Сделайте сильные стороны максимально продуктивными.

Подбор работников на основании их сильных сторон

Правила подбора персонала:

1. Должность, на которой уже сменилось два или три человека, отлично справлявшиеся со своими обязанностями на предыдущих местах работы, следует считать невыполнимой. Измените её.

2. Сделайте каждую должность масштабной и значимой. Рабочее задание должно быть настолько широким, чтобы все сильные качества работника проявились в полную силу - это выявит в кандидате его сильные стороны.

3. Начинайте работу с людьми, раскрывая и правильно используя их потенциал, а не поручая им стандартные обязанности. Не пытайтесь оценить потенциал работника, потенциал - это только обещание. Успешные руководители разрабатывают собственные формы оценки, которые состоят из перечисления достижений работников на их прежних должностях и четырёх вопросов:

  • Что он делает хорошо?
  • Что ещё он может делать хорошо, исходя из своих способностей?
  • Что ему нужно, чтобы научиться в полной мере использовать свои сильные стороны?
  • Если бы у меня были дети, хотел бы я, чтоб они в будущем работали у этого человека? Почему?

4. Чтобы использовать сильные стороны, нужно уметь мириться со слабостями.

5. Избегайте опасной ловушки - создания должностей под конкретного человека.

Как управлять своим начальником

Акцент на сильных сторонах своего руководителя, то есть создание ему условий для действий, на которые он способен, делает эффективной работу как его самого, так и подчинённого.

Если сильная сторона начальника - это способности в сфере политики на посту, где политика имеет определяющее значение, первым делом ознакомьте его с политическим аспектом ситуации. Он поймёт, о чём идёт речь, и эффективно использует свою сильную сторону с учётом нового направления политики.

Повышение собственной эффективности

Занимайтесь тем, что вы умеете делать лучше всего, постоянно ищите, что можно ещё сделать.

Эффективный руководитель всегда наблюдает за собственной работой, её результатами и пытается отследить общие тенденции: как эффективнее работать с аудиторией или в какое время суток лучше писать презентации, делать быстрые записи или тщательно прорабатывать каждое предложение.

Чтобы быть эффективным, необходимо расширять благоприятные возможности и ограничивать проблемы. Стандарты для деятельности группы людей устанав­ливаются на примере лидера - ваша деятельность должна базироваться только на ваших сильных сторонах.

Всему своё время

Главный секрет эффективности - концентрация. В первую очередь необходимо выполнять самые важные дела и никогда не делать несколько важных дел одновременно. Необходима жёсткая самодис­циплина, железная сила воли и умение говорить «нет». Это поможет вам при решении огромного количества задач.

Делать одно дело за один отрезок времени - значит делать его быстро. Люди, способные переделать массу дел, разных по своему характеру, занимаются ими по очереди.

Избавляемся от груза вчерашнего дня

Система­тическое избавление от старого - единственный способ эффективно начать новое. Избавьтесь от прошлых неудач; вчерашних успехов, переставших быть продуктивными; видов деятельности, которые не принесли желаемых результатов.

Проблема известных организаций не в отсутствии креативности. Зачастую все их работники слишком заняты решением задач вчерашнего дня. Стимули­рование креативности бывает успешным даже в самых ограниченных, пропитанных бюрократией структурах, если в них регулярно проводится проверка программ и видов деятельности на их актуальность и любая непродуктивная деятельность немедленно прекращается.

Приоритетные и прочие вопросы

Определение приоритетов - задача простая. Сложнее определить неприоритетные задачи, которые следует отложить и строго придерживаться своего решения. Смелость, а не анализ диктует действительно важные правила определения приоритетов:

  1. Выбирайте будущее, а не прошлое;
  2. Сосредо­та­чи­вайтесь на благоприятных возможностях, а не на проблеме;
  3. Выбирайте собственное направление, а не плывите по течению, вслед за победителями;
  4. Ставьте цели, которые дадут видимый результат, а не те, что достигаются безопасно и просто.

Навязывайте собственную первооче­рёдность задач, несмотря на ограничения времени и обстоятельств. Это единственная надежда руководителя стать хозяином своего времени и обстоятельств, а не их рабом.

Процесс принятия решений

Эффективные руководители мыслят стратеги­ческими и масштабными категориями. Не ставьте себе цель решить текущие проблемы, не принимайте слишком много решений. Концентри­руйтесь только на важнейших. Не стремитесь к быстрому принятию решений.

Необходимо знать, когда решение следует основывать на принципе, а когда - исходить из потребностей момента и прагматичности. Больше всего времени в этом процессе идёт не на принятие решений, а на воплощение их в жизнь. Реализация эффективного решения должна быть простой и максимально приближённой к возможностям среднего работника.

Процесс принятия эффективных решений:

  1. Спросите себя: «Является ли эта ситуация характерной, или это исключение из правил?». Общую характерную проблему решайте через установление принципа. С исключениями нужно разбираться, учитывая конкретную ситуацию.
  2. Чётко определяйте, чего именно следует достичь благодаря конкретному решению. Какие цели оно преследует? Какие минимальные задачи перед ним ставятся? Каким условиям оно должно удовлетворять? Эффективное решение должно соответ­ствовать целям, в противном случае оно неэффективно и нецелесо­образно.
  3. Начинайте с того, что правильно, а не с того, что приемлемо. На конечной стадии всё равно приходится идти на компромисс. Если человек не знает, как соответ­ствовать граничным условиям, он не может сделать выбор между правильным и неправильным компромиссом, и это часто приводит к ошибкам.
  4. Внедрение решения занимает больше всего времени. Ни одно решение не будет эффективным, если с самого начала не будут разработаны механизмы его реализации. Ни одно решение нельзя считать принятым, пока на кого-то не будет возложена ответственность за его выполнение. Претворение решения в реальные действия требует ответов на несколько вопросов: «Кому следует знать об этом решении?», «Какие действия следует предпринять?», «Кто должен будет их совершать?», «Каким должно быть действие, чтобы люди, которым его поручают, сумели его выполнить?». Действия должны соответ­ствовать способностям людей, которым будет поручено их выполнение.
  5. Предусмотрите систему обратной связи для постоянной проверки воплощения в жизнь решения и сверки с планом реализации. Для эффективной обратной связи нужна организованная информация, цифры и данные. Руководитель должен лично проверять, как выполняются его решения, в противном случае его деятельность будет неэффективной.

Эффективные решения

Любое решение - это выбор между вариантами. Для принятия эффективного решения соберите максимальное количество мнений, подтвер­ждённых фактами. Вырабатывайте как в себе, так и в своих коллегах привычку определять, на что следует обращать внимание, что нужно изучать и что проверять. Это основа любого эффективного решения.

Эффективное решение - не результат консенсуса в оценке имеющихся фактов, это итог конфликтов разных мнений, а также серьёзного анализа самых разных вариантов.

Разработка подходящего оценочного механизма связана с определённым риском. Чтобы вынести суждение, нужно иметь варианты для выбора. Только при наличии вариантов можно надеяться на обоснованный выбор.

Первое правило принятия решений - не принимайте решения, пока не услышите мнений, противо­речащих вашему. Почему принимая решение, следует настаивать на контрар­гументах:

  1. Это единственная возможность предотвратить ситуацию, когда лицо, принимающее решение, становится пленником организации. Способ вырваться из плена предубеждений - обеспечить поступление задокумен­ти­рованных и тщательно продуманных возражений.
  2. Только разногласия обеспечивают альтернативы предлагаемому варианту. Решение без альтернативы - это всего лишь ход отчаявшегося азартного игрока, насколько бы тщательно он не был продуман. Посмотрите на оппозицию как на средство для обдумывания вариантов решения.

Каждое решение - это вмешательство в отлаженную систему. Хороший руководитель не будет рисковать и принимать лишних решений. Решение следует принимать, если без него ситуация, скорее всего, ухудшится. Благоприятные возможности чаще всего ведут к усовершен­ствованию, чем к радикальным изменениям.

Вы готовы принять решение, если: требования продуманы, варианты изучены, риски и преимущества взвешены, но этого не достаточно. В этой ситуации успешный руководитель должен не поддаться соблазну и провести исследование данного вопроса ещё раз.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский Государственный Технический Университет им. П.О. Сухого»

на тему: «Эффективный руководитель»

Гомель 2013

Введение

Работа руководителя и его эффективность является одним из ключевых моментов, влияющих на эффективность деятельности всего предприятия.

Эффективность руководителя обусловлена не «талантом» и уж точно не «гениальными способностями» человека. Эффективный руководитель использует практические методики, которым можно и нужно обучиться. То, что люди вообще способны управлять другими людьми, пока никем не доказано. Но всегда можно управлять самим собой. Руководители, которые не умеют управлять собой для повышения эффективности своей деятельности, не смогут эффективно управлять своими коллегами и подчиненными. Управление в значительной мере осуществляется на собственном примере. Эффективность работы индивида все больше зависит от его умения эффективно работать в организации, на руководящем посту. Руководитель в коллективе - это ключевая фигура. Сущность работы руководителя состоит в её эффективности. Чем бы ни занимался руководитель, от него требуется, прежде всего, правильное и качественное выполнение задач, которые зависят от его способностей. Но для того чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры. Обстановка в бизнесе сегодня меняется, причём с поистине беспрецедентной скоростью. Изменилась и работа руководителя. Времена, когда он выполнял роль диктатора, и когда существовала чёткая граница между руководителем и подчинёнными, давно прошли. Командно- контрольный метод управления уже не вписывается в современную структуру бизнеса. Современная схема взаимоотношений построена на партнёрстве между руководителем и персоналом. Основная задача менеджмента состоит сегодня в том, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения. Для этого руководителю необходимо прислушиваться к своей интуиции и правильно определить приоритеты и, а затем активно действовать.

Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своём предприятии, о продукции и услугах; людях, занятых на предприятии; о конкурентах. Он должен владеть управленческими процессами и умело распоряжаться человеческими ресурсами. Быть мастером на все руки. Одинаково хорошо разбираться и в кадрах, и в бухгалтерии, и в маркетинге, и в производственных процессах. Он должен всё видеть и всё слышать и постоянно совершенствоваться.

Руководство становится эффективным лишь тогда, когда у руководителя сложилось убеждение, что главное в производстве - это люди. Все действия руководителя должны быть пронизаны верой, что люди представляют собой наивысшую ценность и способность мотивировать и нацеливать их на работу - важнейшая составная часть эффективного руководителя.

менеджмент эффективный руководитель

1. Качества эффективного руководителя

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства. Сильная, доминирующая, креативная, уверенная в себе личность непременное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы руководителя над собой.

Руководитель с осознанием своих сильных и слабых сторон, с преодолением стереотипов мышления, которые мешают строить эффективные отношения с персоналом, блокируют возможности для творческого, профессионального и собственного развития, должен начать работу над собой. Основные качества, которыми должен обладать эффективный руководитель:

Наличие воли, твёрдая воля в мягких формах, исключающих подавление, принуждение

Способность убеждать, воздействовать на ум людей, внушать, владеть приёмами суггестии

Толерантность к недостаткам, умение видеть главное в человеке.

Объективное отношение без предвзятости и субъективных оценок.

Наблюдательность

Устойчивость взглядов

Умение запоминать и удерживать в памяти необходимые события, факты, лица

Оптимизм

Умение управлять эмоциями, сдержанность.

Психологическая избирательность как способность наиболее полно и глубоко отражать психологию людей, быстро реагировать на их психологические особенности, интерес к общению с людьми, к их делам и поступкам, склонность к психологическому анализу поведения, поступков подчинённых и своих собственных, способностью мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, сопереживание, эмпатия.

Наличие практического ума, умение распределять обязанности с учётом индивидуальных способностей, быстрая ориентировка в ситуации, среди людей, постоянный учёт настроения коллектива, способность учитывать особенности взаимоотношений в коллективе, выступать их регулятором.

Психологический такт- умение быстро найти нужный тон, форму общения, чуткость, простота общения, естественность поведения.

Умение слушать, доходчиво говорить.

Порядочность, независимость, общительность.

Необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и поиск средств эмоциональной разрядки. Руководителя постоянно окружают люди, и независимо от статуса, настроения, личного расположения, со всеми должны быть ровные, деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность может снизить уверенность человека в своих силах со всеми негативными последствиями.

Креативность является одним из ведущих параметров в структуре организационной направленности руководителя и характеризует связь организаторской направленности со способностями.

2. Типичные ошибки руководителей

Любой руководитель совершает множество управленческих и элементарных ошибок:

2.1. ПЕРЕНОС РЕШЕНИЯ НА ЗАВТРА ИЛИ НА НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ СРОК. Для устранения данной ошибки руководства необходимо:

письменная формулировка ближайших задач;

Обсуждение проблемы с ближайшими сотрудниками;

Установление жестких сроков решения проблемы;

Разделение задачи на части и их поэтапное решение;

Выделение компонента вызывающего напряжение и преодоление его.

2.2 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ НАПОЛОВИНУ. С точки зрения организации и в целях сохранения собственной нервной системы, гораздо полезнее ограничиваться окончательным решением только нескольких проблем, чем начинать множество дел одновременно. Для устранения данной ошибки необходимо заниматься только теми делами, которые руководитель может решать сегодня. Если задача слишком объёмная и сложная, то её следует разделить на части, чтобы ежедневно можно было бы решать целиком одну из них.

2.3 СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ ДЕЛАТЬ СРАЗУ. Переходить к решению новой задачи можно только тогда, когда предыдущая задача уже решена или получено ясное представление о характере её решения, и кто будет её решать.Задача руководителя заключается в том, чтобы создать условия для эффективного функционирования системы, а не принимать участие во всех деталях или в ликвидации каждого сбоя в работе.

2.4. СТРЕМЛЕНИЕ ВСЁ СДЕЛАТЬ САМОМУ. Дело руководителя - управлять, а не производить. Для эффективной деятельности, руководитель, обязан заниматься только теми задачами, которые никто кроме него решить не может.

2.5 УБЕЖДЕНИЕ, ЧТО РУКОВОДИТЕЛЬ ЗНАЕТ ВСЁ ЛУЧШЕ ВСЕХ

2.6 НЕУМЕНИЕ РАЗГРАНИЧИВАТЬ ПОЛНОМОЧИЯ. Отсутствие чёткого разграничения функций подчинённых - это основная проблема любой организации. Для избежания неприятностей необходимо чётко определить круг обязанностей каждого сотрудника, создать понятные должностные обязанности.

2.7. СВАЛИВАНИЕ ВИНЫ НА ДРУГИХ.

3. Функции руководителя

1 Планирование.

Руководитель отвечает за планирование. Он принимает решения относительно последовательности и сроков действий в будущем. Для этого необходимо собрать информацию и на её основе разработать перечень возможных альтернативных вариантов развития. Затем требуется выбрать одну из этих альтернатив, которая и будет искомым решением. После этого необходимо определить средства, с помощью которых она может быть реализована.

По мере продвижения вверх по иерархической лестнице горизонты планирования будут расширяться. Менеджеры нижнего звена планируют, не больше чем на год вперёд, занимаясь при этом обеспечением повседневных операций и процессов. Менеджеры среднего звена планируют обычно на период от одного года до пяти лет, а руководители высшего звена на пять - двадцать лет вперёд.

В наше время планирование приобретает особую важность. С целью приобретения конкурентности все организационные моменты сжимаются по времени. Каждому приходится двигаться и работать быстрее.

Чтобы умело планировать сегодня, необходимо понимать, что это безостановочный процесс. Он осуществляется не один раз в год в ходе планово-отчётной компании. Планы создаются регулярно и пересматриваются на каждом управленческом уровне, что требует напряжённой мыслительной деятельности.

Если на начальном этапе допускается неформальное планирование, то на более поздних этапах все усилия по планированию должны быть формализованы. По мере поступления новой информации месячные планы должны адаптироваться к меняющейся обстановке. Гибкое планирование- это то, что необходимо сегодня

2.Организация.

Организационные вопросы - одна из важнейших функций руководителя. Она включает принятие решений о распределении обязанностей.

На высших руководящих должностях организационные функции значительно шире, и приходится принимать больше решений об общей структуре компании. На более низких уровнях организационные функции сводятся, в основном, к распределению конкретных задач и к объединению сотрудников в группы для их выполнения. Быстрые технологические изменения оказывают большое влияние на организацию. По мере появления новых технологических решений изменяются функциональные обязанности на отдельных рабочих местах, поэтому сотрудников приходится регулярно перегруппировать. Эти новшества меняют всю структуру организации. Возникают подвижные структуры, формируемые совместно со стратегическими партнёрами. За счёт этого достигается большая гибкость и приспосабливаемость к требованиям рынка. Все успехи руководителя зависят от умений использовать имеющиеся ресурсы. Набирая и обучая новых сотрудников, выполняются организационные функции.

3 Контроль.

Эту функцию часто понимают неправильно, особенно вновь назначенные руководители. Контроль относится к производственным процессам и не имеет ничего общего с мелочным надзором за подчинёнными. Контроль строится на сравнении - это сравнение процессов, происходящих в действительности, с запланированными процессами.

Контроль должен начинаться с понимания всеми работниками сути запланированных процессов. Важно, чтобы все работники чётко осознавали, какой вклад они вносят в достижение намеченной цели.

Ответственность за контроль несут руководители всех уровней, но объём контролируемых операций увеличивается по мере продвижения вверх по иерархической лестнице. Руководители высшего звена, сосредоточены на процессах, происходящих в масштабах всей компании - достижение корпоративных стратегических целей или переориентация компании на новые рыночные ниши. На более низких управленческих уровнях отслеживаются повседневные задачи.

Эффективный контроль подразумевает, что за всем проследить невозможно. Здесь особое значение приобретает правило 80/20, где 80 % успеха зависит от 20% всей деятельности. Именно эти 20% и нужно контролировать.

В ходе контроля руководитель устанавливает приемлемый допуск отклонений.

4.Лидерство.

Лидерство - это суть руководства. Лидерство осуществляется руководителями всех уровней. Руководители высшего звена несут более высокую ответственность, задавая тон работе всей компании. Менеджер любого звена обязан подавать подчинённым хороший пример, но руководители высшего звена играют ключевую роль. Лидерство предполагает также большой объём воспитательной работы. Поскольку в последнее время превалируют методы работы в команде, то это неизбежно затрагивает руководителей любого уровня.

Основу лидерских функций составляет мотивация подчинённых. Руководитель должен мотивировать своих сотрудников вносить вклад в общее дело компании.

Руководители, которым роль лидера сложна, руководят отстающими организациями, а их сотрудники выполняют лишь минимум требуемой от них работы. Руководители, которые успешно справляются с ролью лидера, руководят ведущими подразделениями, укомплектованными блестящими специалистами, которые осознают свою роль в общей организации процесса и добиваются поставленных задач.

Роль лидера в коллективе предполагает умение чётко объяснить сотрудникам, что от них ожидается. Для этого необходимо выбрать оптимальный канал коммуникации и убедиться в том, что подчинённые всё правильно поняли.

Все эти четыре функции свойственны каждому уровню менеджмента. Однако в зависимости от обстоятельств или при переходе на другую должность основной акцент делается на какую-то одну из них. Чтобы стать эффективным руководителем, нужно уметь хорошо выполнять каждую из этих функций.

4. Три вида эффективной деятельности руководителя

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - это соотношение результатов деятельности организации или предприятия и затрат на их достижение.

СОЦИАЛЬНАЯ - соотношение социальных результатов деятельности организации или предприятия и затрат на их достижение.

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - соотношение экономических и социальных результатов и затрат на их достижение.

Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя являются результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые оказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно-экономическими показателями труда. Необходимо учитывать также социально-психологические факторы, такие как комплекс показателей жизнедеятельности коллектива. К социально- психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя относятся: совпадение формального и неформального лидера, психологическая совместимость коллектива и психологический климат.

Эффективная деятельность руководителя зависит от его способностей(свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности) .

Умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своём подразделении. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый слабых. Вред от слабого руководителя большой: во-первых это малоэффективная деятельность, во-вторых это отрицательная самоорганизация.

Каждого руководителя можно оценивать по его деловым, профессиональным качествам.

Хороший руководитель умеет правильно оценить эффективность деятельности своих подчинённых, стараясь не привлекать к решению сложных, важных вопросов и задач слабых подчинённых.

Так как люди являются наиболее важным организационным ресурсом, то руководитель обязан основную часть своего времени уделять именно управлению людьми. Руководители являются важнейшими инструментами претворения в жизни методов управления, то недостаточное внимание с их стороны к этому трансформируются в низкое качество управления персоналом.

В процессе изменения старого механизма управления и формирование нового совершается качественный переворот в силе управления. Рождаются новые, непривычные ситуации, нуждающиеся в неординарных и результативных методах воздействия. В руководстве организации нужны хорошо подготовленные руководители.

5. Процесс руководства

Деятельность руководителя как элемент системы управления строится на основе требований, вытекающих из объективных законов общественного развития, и участия в создании морально- психологического климата в коллективе, как деятельность по определению основных целей каких-либо социальных систем, а также путей их достижения, стратегии развития. В организации, на предприятии руководство выражается в деятельности, направленной на обеспечение целенаправленного, упорядоченного функционирования людей в группах.

Процесс руководства состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчинёнными, где руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку деятельности по её достижению, а подчинённые обеспечивают исполнение самой деятельности. Дифференцирование не имеет условный характер, так как на практике все функции неразрывно связаны друг с другом и взаимно переплетены:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ - предписание работы, координация индивидуальных действий, надзор за исполнением.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ - определение целей и выбор методов их достижения, планирование и прогнозирование.

ЭКСПОРТНО- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ,

КОММУНИКАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ,

ФУНКЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРУППЫ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ,

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ,

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ,

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ.

Специалист может сделать работу лучше остальных, поэтому его и считают специалистом. Часто став руководителем, специалист продолжает выполнять работу сам, вместо того чтобы организовать работу сотрудников. Основная задача руководителя организовать сотрудников так, чтобы работа качественно и по возможности быстро была выполнена. Важнейший момент работы эффективности работы руководителя- это то, что работа должна быть выполнена не руководителем, а именно сотрудниками. Если какой-то человек может добиться от кого-либо выполнения работы, то его можно считать руководителем, и если работа выполнена полностью и с минимальными затратами времени и других ресурсов, то это отличный руководитель. А если те, кто выполнял работу, даже не подозревали, что ими кто-то руководит и не испытывали никакого дискомфорта от контроля, то значит в этой области работал гений руководства.

Руководитель сам не должен участвовать в выполнении работы, а контролирует её выполнение со стороны. Так он видит всю картину действий целиком, и может вовремя устранить возникшие препятствия и заторы, или улучшить технологию выполнения работы. Когда компания становится большой, один руководитель не может с прежней эффективностью уделять своё внимание всем процессам. Тогда у руководителя появляются заместители, которые являются такими же руководителями, но охватывают более узкую, часто специализированную область деятельности: заместители по производству, заместители по организационным вопросам.

Хорошие руководители, к сожалению, встречаются редко. Эффективность любого руководителя может сойти на нет, если завалить его рутинной работой. Решая большое количество текущих проблем, руководитель перестаёт уделять внимание вопросам компании, и в это время компания остаётся без управления. Один из способов разгрузить руководителя - это предоставить ему персонального помощника. В обязанности помощника входят: Знание структуры всей компании и всех сотрудников и руководителей. Умение найти в компании правильного человека для выполнения необходимой работы. Умение быстро обрабатывать, распределять и передавать информацию. Умение поддерживать порядок на своём рабочем месте и на рабочем месте руководителя, в том числе порядок в информации и документации. Способность определять важность поступающей информации и ограждать руководителя от неважной и ненужной информации. Способность представлять интересы руководителя при его отсутствии на встречах с клиентами или сотрудниками. Способность контролировать выполнение приказов и распоряжений руководителя, добиваться их выполнения.

6. Стиль руководства

Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стили руководства. Индивидуальный стиль рассматривается как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Особенности личности руководителя включают субъективное начало, субъективный элемент стиля:

Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;

Специфику психического склада руководителя - его темперамент и характер;

Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации; неповторимые личные качества, определяющие управленческий почерк;

Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей;

Уровень профессиональных знаний, интеллекта, культуры, определяющих характер поведения.

Субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективный стиль руководителя диктуется сознательной целью, определяющей способ и характер его действий:

Спецификой систем, целей, задач, структуры;

Закономерностями управления;

Функциональным назначением сферы конкретной деятельности;

Особенностями руководимого коллектива- структурой, уровнем подготовки, характером взаимоотношений, социально - психологическими чертами исполнителей;

Уровнем практики управления;

Способами и приёмами управления, используемыми руководством;

Поиск правильного пути руководства представляет собой сферу приложения усилий множества людей. Происходящие изменения в современном, техническо-интенсивном, прогрессивном, информационном мире заставляют пересматривать нормы и ценности руководства людьми в организациях и предприятиях. Проблема стиля руководства - это тема потенциала взаимодействия людей, включённых в совместную деятельность. Стиль выступает в качестве психологической системы и согласованности с совокупностью деятельности руководителя с внешней средой.

Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчинёнными. Это способ, которым руководитель управляет подчинёнными, и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения (устойчивое и инвариантное).

Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными зависит от личных качеств подчинённых и требований со стороны внешней среды. Если у подчинённых наблюдается большая потребность в самоуважении и принадлежности, то стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим. Если же у подчинённого существует потребность в автономии и самовыражении, он предпочитает инструментальный (ориентированный на задачу) стиль.

7. Основные стили управления

Существует множество подходов к определению эффективного стиля руководства. Наиболее полный и адекватный анализ стиля руководства может быть построен на основе трёхфакторной модели (М. Биркенбиль, Ф.Е. Фидлер):

C ПОЗИЦИИ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие руководители обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если эти качества выявлены, то люди могут научиться воспитать их в себе и тем самым становятся эффективными руководителями. К таким личностным качествам относятся: образованность, честность, уровень интеллекта, инициативность, высокая степень уверенности в себе, впечатляющая внешность и т.д.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД.

Эффективность определяется не личными качествами, а манерой поведения по отношению к подчинённым.

1. Минимальной степенью, до которой руководитель делегирует своим подчинённым свои полномочия, стремлением достичь целей любой ценой не оказывая никакого или минимумом доверия сотрудникам.

2. Определяется стремлением достичь целей путём создания деловой, доверительной обстановки в коллективе.

СИТУАЦИОННЫЙ.

Эффективность определяется по типу организации: ценности, традиции организации, размер рабочего подразделения, географическое месторасположение, наличие филиалов, степень внутренней и внешней стабильности организации, секретность деятельности и др.

Групповой эффективностью: опыт совместного функционирования группы, общность и единое понимание целей, совместимость членов группы,уверенность членов группы в том, что они способны решать проблемы.

Эффективность определяется и характером решения проблем: трудность, нестандартность, срочность, требований.

ПОДХОД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА.

Если руководитель каждый день оказывает большое внимание на поведение подчинённых, то подчинённые так же влияют на то, как ведут себя руководители. Эффективность данного похода в том, что каждая из сторон получает выгоду. Руководитель помогает подчинённым получить желаемое вознаграждение, направляя их к цели организации. Подчиненные, хорошо выполняя работу и выставляя руководителя в выгодном свете, помогают ему обрести статус привилегий, который связан с властью, влиянием, престижем.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА К.ЛЕВИНА.

Индивидуальный набор ролей конкретного руководителя с особенностями исполнения их характеризует определённый стиль руководства.

К. Левин предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на:

Это жесткие, централизованные приёмы управления, пересечения инициативы, единоличные решения основных и мелких вопросов в жизни коллектива. Руководители авторитарного стиля сосредотачивают всю власть в своих руках и не поощряют формирование отношений между подчинёнными. Сознательно ограничивают контакты с подчинёнными и между подчинёнными.

Такой руководитель догматичен, жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к чужому мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия. Критику не выносит, не признаёт своих ошибок, но любит покритиковать других.

Основным механизмом административного воздействия при авторитарном стиле является внушение, а формой воздействия- приказ, распоряжение.

Автократ работает много, заставляет работать других, в том числе внерабочее время.

Наиболее эффективен в экстремальных условиях, при лимите времени и на больших предприятиях. При данных обстоятельствах управление должно быть наиболее централизованным и однонаправленным.

Ориентация на формальные способы воздействия приводит к тому, что среди подчинённых нарастает напряжение, конфликтность.

Главным недостатком является отсутствие уважения к своим подчинённым.

Автократ может оказывать и психологическое давление на своих подчинённых, которое проявляется в виде угроз.

Отсутствие структурированных отношений приводит к тому, что часто подчинённые не знают цели, которая известна только руководителю, и деятельность таких руководителей носит неосмысленный, имитационный характер.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

Это распределение функций и ответственности, самостоятельности между членами группы. Основными принципами демократического стиля являются коллегиальность и поощрение инициативы. Руководитель, практикующий демократический стиль, ориентирован на убеждение как основной механизм воздействия, а в качестве основной формы воздействия используются групповые процедуры (собрания, совещания).

Руководитель- демократ во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать всё остальное. Он старается часто советоваться и прислушиваться к мнению своих подчинённых. Никогда не подчёркивает своего превосходства, разумно реагирует на критику, не уходит от ответственности.

В психологической литературе данный стиль является идеальной формой управления.

Наиболее эффективен в тех ситуациях, когда деятельность осуществляется в стандартных условиях, поэтому возможно принимать алгоритмы обсуждения и группового принятия решения.

НЕДОСТАТКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Не смотря на коллегиальность, основные решения принимаются на высшем уровне управления, а сотрудники выступают в роли совещательного органа.

Ориентация на демократические процедуры приводит руководителя к убеждению о том, что сами эти процедуры и обеспечивают правильность принимаемых решений и их эффективность. При данном стиле управления порядок принятия решения всегда главенствует над задачей и содержанием обсуждаемой проблемы.

В нестандартных условиях, из-за отсутствия времени этот стиль является неэффективным.

АРХАИЧНЫЙ, ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ, НОМИНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ.

Это несмешивающийся стиль, предоставление работникам работать без видимого управления, уход руководителя от исполнения управленческих ролей. Основным механизмом воздействия является выживание. Такой руководитель не принимает на себя никакой ответственности, никак не влияет на процесс распределения функций среди подчинённых, предоставляя им полную самостоятельность в принятии решений и в определении форм их исполнения.

Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативности и постоянным ожиданием указаний сверху. Руководитель-либерал не любит брать на себя ответственность за решения, и за последствия, когда они неблагоприятны Они осторожны в делах, решениях. Отличаются неуверенностью в своей компетентности, в своём положении, непоследовательностью в действиях. Они легко поддаются влиянию окружающих, склонны уступать обстоятельствам. Во взаимоотношениях с подчинёнными выступают в роли посредника, вежливы, доброжелательны, помогают в решении проблем.

Их подчинённые располагают большой свободой действий, и пользуются этим по своему усмотрению, сами ставят задачи, сами выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.

Является самым пагубным из всех стилей.

Данный стиль не смотря на все недостатки, может оказаться достаточно эффективным, особенно при высококвалифицированном персонале.

Все эти три стиля практикуются, несмотря на негативные эффекты, несмотря на недостатки стилей управления, каждый из них наиболее эффективен в определённых условиях.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД. (Т. Коню).

Современные исследования стремятся как можно точнее представить в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач.

Японский теоретик Т. Коню построил четырёх стилевую модель поведения руководителя высшего звена, где каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества.

НОВАТОРСКО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Это энергичный новатор и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность, новаторство, чуткость к новой информации и идеям, способность принимать быстрое решение, обеспечивать хорошую интеграцию. Данный стиль отличается чёткостью в формировании целей и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимость к неудачам. Решения принимаются в процессе взаимодействия различных уровней управления, многие цели, идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане - планомерное принятие решений.

НОВАТОРСКО - ИНТУИТИВНЫЙ.

Способный к нововведениям, энергичный и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность, новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции. Данный руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учёта ресурсов. Решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, предпринимательским методом принятия решений.

КОНСЕРВАТИВНО - АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Это теоретик, стремящийся к с совершенству, но без риска. Данный тип является: теоретически последовательным, идеалистическим, принципиальным, субоптимизирующим, постепенным. Без достаточно- необходимой информации никогда не принимает решения.

РУКОВОДСТВО, СОСРЕДОТОЧЕННОЕ НА РАБОТЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.

Система оценки стиля руководителя, основанная на теориях „Х” и „У” Мак Грегора предполагает, что руководитель неизбежно будет ориентирован либо на работу, либо на человека.

Главной задачей руководителя сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда, путём совершенствования человеческих отношений, через взаимопомощь работникам. Ориентация данного стиля вызывает доброе отношение персонала к руководителю, удовлетворение от работы и желание выполнять работу с наивысшей эффективностью. Высокая степень удовлетворённости снижает текучесть кадров, но не всегда увеличивает производительность труда. Стили поведения руководителей влияет на удовлетворённость подчинённых, если более высокая производительность вознаграждается. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными зависит от личных качеств подчинённых и требований со стороны внешней среды. Если у подчинённых наблюдается большая потребность в самоуважении и принадлежности, то стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим.

При кризисной ситуации низкий уровень потребностей работников не приводит к росту удовлетворённости, так как вызывает растерянность и другие негативные эмоции у коллектива.

Руководитель сосредоточенный на работе, ориентирован на задачу. Он заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда. Преимущество данной системы в том, что в ней действия и принятия решений происходят быстро. В данном стиле используются: строгий контроль за работой подчинённых и единство целей. Также этот стиль применяется в случаях, не требующих творческой работы. Если же у подчинённого существует потребность в автономии и самовыражении, он предпочитает инструментальный (ориентированный на задачу) стиль.

1. Эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют свое время. Умение контролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы.

2. Эффективные управляющие должны концентрироваться на достижения, выходящие за рамки своих организаций. Им следует быть нацеленными не на выполнение работы как таковой, а на конечный результат. Хороший управляющий, прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, задает себе вопрос: «Каких результатов я должен достичь?» Сам процесс работы и ее методы отходят для него на второй план.

3. Эффективные управляющие должны строить свою деятельность на сильных качествах, как собственных, так и руководителей, коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительные моменты в конкретных ситуациях.

4. Эффективные управляющие концентрируют свое внимание на нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий принесет наиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетные направления работ и не отклоняться от них.

5. Наконец, эффективные управляющие должны принимать эффективные решения. А это, прежде всего, вопрос системности, то есть процесс выполнения задания должен проходить в нужной последовательности. Следует помнить, что эффективное решение - это всегда суждение, основанное, скорее, на «несовпадении мнений», чем на «согласованности по фактам». Чрезмерная поспешность ведет к принятию неверных решений. Решений должно быть немного, но все они должны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться верной стратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Модель "идеального руководителя". Менеджер и лидер: два типа личности. Взаимосвязь психологических качеств и акцентуаций личности руководителя со стилем руководства. Значение коммуникативной компетентности руководителя. Типичные управленческие ошибки.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Теоретические основы эффективного руководства предприятием. Роль и функции руководителя. Необходимые личные качества и формирование стратегии руководства коллективом. Обзор стилей руководства. Состав кадров управления и функции руководителя ЗАО "Лювена".

    курсовая работа , добавлен 12.05.2013

    Суть понятия "руководитель". Личностные качества руководителя, влияющие на его успешность. Психологический портрет эффективного руководителя. Психологические закономерности экономического поведения различных руководителей. Основные стили руководства.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Теории отношения руководителя к персоналу. Управленческие роли (по Г. Минтцбергу). Стили руководства. Авторитарный, демократический, либеральный, технократический и бюрократический, ситуативный стиль руководства. Власть и авторитет руководителя.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Подходы к изучению личности руководителя, основные принципы составления его психологического портрета согласно теориям менеджмента. Характеристика ряда качеств, которые требуются для его профессионального успеха. Классификация стилей руководства.

    презентация , добавлен 26.07.2015

    Классификация стилей руководства подчиненными. Характеристика руководителя с эффективным индивидуальным стилем руководства, его формирование. Психологическая подготовленность руководителя и его воздействие на подчиненных. Тесты для руководителя.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2009

    Работа руководителя. Формальное и неформальное лидерство. Ситуационная теория. Позитивная направленность лидера. Устранение негативного лидера. Управленческие роли. Решетка менеджмента. Стили управления и их характеристика. Деловые качества персонала.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2008

    Критерии классификации качеств современного руководителя (личные, профессиональные, организаторские или деловые качества). Организаторские и управленческие способности руководителя, структура его основных способностей на примере МОУ СОШ № 2 п. Добринка.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Основные условия успешной деятельности организации, роль руководителя как лидера в системе формальных отношений. Функции и характеристики эффективного управления: принципы системного руководства; специфика требований и средств в зависимости от уровня.

Суть работы руководителя

Реалии деятельности современного руководителя требуют от него эффективной работы и одновременно делают достижение эффективности постоянно усложняющейся задачей. Действительно, если руководитель не будет стремиться к максимальной эффективности в работе, он просто превратится в чиновника, отсиживающего положенные часы.

Чтобы понять суть этой проблемы, рассмотрим деятельность работника умственного труда, работа которого практически не зависит от его организации. У врача, например, в целом не возникает проблем с эффективностью. Приходя к нему кабинет, пациент приносит с собой все, что делает работу врача эффективной. Во время осмотра врач, как правило, концентрирует на пациенте все свое внимание. В этот момент он как бы остается один на один со стоящей перед ним задачей и ему практически ничто не мешает. Задача врача понятна. Подходы к ее решению зависят от истории болезни пациента. Иными словами, у врача есть четкая цель – восстановить здоровье больного или, по крайней мере, улучшить его самочувствие. Специалисты в медицине не отличаются умением организовывать себя и свою работу, однако мало у кого из них возникают трудности с обеспечением должного уровня эффективности.

Руководитель в организации находится в совершенно ином положении. В его ситуации существуют четыре основные реалии, которые практически невозможно контролировать. Каждая свойственна любой организации и работе любого руководителя; с этим просто приходится мириться как с чем-то неизбежным. И каждая реалия мешает достижению положительных результатов в работе руководителя и обеспечению должного уровня эффективности.

1. Создается впечатление, что время руководителя принадлежит всем, кроме него самого. Если попытаться дать определение этому понятию с функциональной точки зрения, то правильнее всего будет сказать, что руководитель – «пленник своей организации». Все могут пользоваться его временем, и все так и поступают. И руководитель фактически не может этому препятствовать. Как правило, он не может, подобно врачу, высунуть голову из кабинета и сказать медсестре: «Следующие полчаса я не принимаю». Тут же кто-нибудь позвонит, и он просто обязан будет поговорить с лучшим клиентом компании, высоким чиновником из городской администрации или со своим боссом – вот и пролетели полчаса.

2. Руководители вынуждены продолжать «функционировать» таким образом до тех пор, пока не изменят реальность, в которой живут и работают.

В Соединенных Штатах часто приходится слышать жалобы на то, что президент компании – или другой руководитель высшего звена – продолжает заниматься маркетингом или производством, хотя под его начало перешла вся компания и ему необходимо уделять ей все свое внимание в целом. Как правило, это объясняют тем, что богатый опыт практической деятельности большинства американских управленцев не дает им избавиться от укоренившихся привычек. Но точно такие же жалобы звучат и в тех странах, где существует совершенно иная модель карьерного роста. Например, в странах Северной Европы путь к высшему уровню управления обычно пролегает через централизованный секретариат, где человек сначала работает на уровне так называемого общего руководства. И все же и в Германии, и в Швеции, и в Дании менеджеров высшего звена критикуют за склонность к функциональной деятельности, как и американских руководителей высшего ранга. Более того, такая тенденция характерна не только для высших слоев управления организации – она охватывает все уровни менеджмента. Значит, первопричина этой тенденции обусловлена не особенностями модели карьерного роста и даже не порочностью человеческой натуры в целом. Фундаментальная проблема заключается в современных реалиях деятельности руководителя. Если он не найдет в себе сил сознательно изменить ситуацию, ему придется привыкнуть к тому, что он будет просто плыть по течению, поддаваясь влиянию событий.

Зависимость от хода событий характерна для работы врачей, и в этом нет ничего предосудительного. Взглянув на вошедшего в кабинет пациента, врач спрашивает: «Что вас беспокоит на этот раз?» – и ожидает получить четкий и адекватный ответ. Отвечая: «Доктор, я перестал спать. Последние три недели меня мучит бессонница», пациент четко расставляет для врача приоритеты. Даже если после тщательного осмотра врач придет к выводу, что бессонница служит лишь одним из симптомов куда более серьезного заболевания, он обязательно примет меры, чтобы помочь пациенту нормально спать по ночам.

Для руководителей организаций события не содержат в себе какой-либо конструктивной информации, не говоря уже об информации о той или иной конкретной проблеме. Для врача жалоба пациента имеет определяющее значение, потому что она важна для больного. Руководитель имеет дело со значительно более сложным миром. Для него события сами по себе не несут в себе информации. Они даже не могут служить симптомами в том смысле, в каком жалобы пациента содержат первичную информацию для лечащего врача.

Если руководитель позволяет событию определять, что ему делать, над чем работать и к чему следует отнестись серьезно, то все его усилия в конечном счете растратятся на мелочи. При этом он может быть прекрасным человеком и прекрасным работником, но потратит свои знания и умения и потеряет даже ту малую толику эффективности, которой ему, возможно, удалось добиться. Руководителю нужны критерии, которые позволят ему работать над действительно важными вещами, а именно над увеличением своего вклада в деятельность организации и ее результаты. И, вполне вероятно, эти критерии не будут определяться чередой событий.

3. Третья реалия, препятствующая эффективности работы руководителя, – это действие в рамках организации. Иными словами, эффективность проявляется только в том случае, если его замыслами и решениями воспользуются коллеги. Организация – это средство объединения и усиления способностей отдельных индивидов. Организация использует знания отдельного работника как источник, мотивацию и ви?дение для других работников умственного труда. Работники умственного труда редко действуют слаженно, причем объясняется это именно тем, что они трудятся на интеллектуальном фронте. У каждого их них свои навыки и свои проблемы. Одного может интересовать налоговое дело, другого – бактериология, третьего – подготовка и развитие административных работников для местного муниципалитета. А в соседнем кабинете сидит специалист, который интересуется тонкостями бухгалтерии, управления больницей или правовыми проблемами городского устава. И каждому из них нужно уметь пользоваться результатами работы других.

Обычно эффективность руководителя зависит не от тех, кого он непосредственно контролирует, а от тех, кто работает в других областях деятельности, либо от его начальства. Деятельность управляющего не эффективна, если он не взаимодействует с этими людьми и не вносит свой вклад в их работу.

4. И наконец, любой руководитель действует внутри организации.

Каждый руководитель, независимо от типа организации, в которой он работает – на бизнес-предприятии или в исследовательской лаборатории, в правительственном учреждении, крупном университете или военной части, – рассматривает организацию изнутри как окружающую его реальность. На все, что находится вне его организации, он смотрит как будто сквозь толстые, искажающие действительность линзы; о внешних событиях, как правило, он узнает не из первых рук. Он получает доклады, отфильтрованные другими уровнями организации, так сказать, уже «переваренные» другими людьми, и информация к моменту поступления принимает рафинированную и абстрактную форму, соответствующую критериям данной организации.

Но и организация сама по себе – абстракция. Математически ее можно представить в виде точки, то есть величины, у которой нет ни размера, ни протяженности. Даже самая крупная организация нереалистична по сравнению со средой, в которой она существует.

В частности, никакие результаты не имеют смысла внутри организации. Все результаты дают о себе знать извне. Например, результаты работы бизнес-предприятия определяет потребитель, превращающий затраты и усилия компании в доходы благодаря своей готовности (либо неготовности) обменять свою покупательную способность на ее товары или услуги. Принимая решение о покупке, покупатель выступает в роли потребителя, руководствуясь рыночной конъюнктурой, либо в роли социалистического правительства, регулирующего спрос и предложение на основе внеэкономических ценностных критериев. В любом случае субъект, принимающий решение, находится за рамками предприятия.

Таким же образом результаты работы больницы определяются ее пациентами. Но пациент – это не член администрации больницы, для него больница «реальна» только тогда, когда он туда попадает. И самое большое его желание – как можно быстрее вернуться во внебольничный мир.

Внутри любой организации мы имеем дело только с затратами и усилиями. Называть себя «центрами прибыли» – сегодня весьма распространенная тенденция, но это не более чем эвфемизм. Скорее, следовало бы называть себя центрами затраченных усилий. Чем меньше усилий приходится прикладывать организации ради получения результата, тем лучше она справляется со своей работой. Для автомобилестроительного или сталелитейного производства, востребованных на рынке, нужны сотни тысяч рабочих, что свидетельствует о серьезном техническом несовершенстве организации. Чем меньше работников, чем меньше предприятие, чем меньше работы выполняется внутри него, тем больше организация соответствует своему единственному предназначению – удовлетворению потребностей внешней среды.

Внешняя среда, эта единственная истинная реальность, не подлежит эффективному контролю изнутри. В лучшем случае результаты определяются и изнутри, и извне, как, например, в военном деле, где исход столкновения зависит от действий и решений обоих армий. В бизнесе возможны попытки формирования приоритетов и ценностей клиентов с помощью продвижения товаров на рынке и рекламы. За исключением ситуаций, характеризующихся крайним дефицитом (например, во время войны), решающее слово и фактическое право вето остаются за покупателями и потребителями. (Именно поэтому экономика любой страны коммунистической ориентации сталкивается с трудностями, как только перешагивает порог крайнего дефицита, но еще не достигает нормальной рыночной ситуации, при которой реальные и окончательные решения принимаются не политическим руководством, а покупателем.) Вместе с тем руководителю виднее всего ситуация внутри организации, в которой он работает. Больше всего его волнует положение дел именно в ней. Здесь перед ним раскрываются все ее стороны и детали. Если управляющий не прилагает особых усилий, чтобы быть ближе к жизни, протекающей вне стен его учреждения, он все больше замыкается на деятельности в нем. Чем выше такой руководитель поднимается по служебной лестнице, тем больше внимания он уделяет внутренним проблемам в ущерб анализу окружающей действительности.

Организация, будучи искусственным социальным объектом, очень отличается от биологического организма. Тем не менее она подвластна тому же закону, который регулирует строение и размер животных и растений. Согласно этому закону, поверхность среды обитания увеличивается в квадратичной пропорции, а масса растет в кубической. Чем крупнее представитель животного мира, тем больше ресурсов необходимо выделять на поддержание его массы, внутреннее функционирование, циркуляцию и информацию, нервную систему и т. д.

Каждая часть амебы находится в постоянном, прямом контакте с внешней средой. Следовательно, ей не нужен специальный орган для восприятия и обработки информации. Но такому крупному и сложному организму, как человек, скелет необходим как объединяющее начало. Ему необходимы различные специализированные органы для приема пищи и переваривания, дыхания и выдыхания воздуха, переноса кислорода к тканям, размножения и т. д. Но самое главное – человеку нужен мозг и сложная нервная система. Подавляющая часть массы амебы непосредственно вовлечена в решение проблем выживания и размножения. Бо?льшая же часть массы животного высшего порядка – ресурсы, пища, энергоснабжение, ткани и т. п. – занята преодолением и балансированием структурных сложностей и отделением от внешнего мира.

В отличие от животных организация не является конечным продуктом. Ее успех не определяется простым актом продолжения своего рода. Организация – это орган общества, который реализует себя через вклад, вносимый ею во внешнюю вреду. Однако чем больше и успешнее становится организация, тем больше внимания требуют ее внутренние события, тем больше энергии и умений нужно руководителю для решения насущных задач и эффективной работы во внешней среде.

В настоящее время негативный характер подобной ситуации усугубляется внедрением компьютерной и информационной техники. Компьютер, будучи механическим идиотом, способен манипулировать только исчисляемыми данными. В этом случае он гарантирует скорость, точность и четкость. Он способен производить операции с доселе неслыханными объемами информации. Но количественному определению в основном поддаются внутренние характеристики: затраты, производительность, истории болезни, отчетные данные по учебному процессу и т. п.; адекватные данные о внешних событиях в количественном выражении почти недоступны и, как правило, попадают в руки руководителей слишком поздно для того, чтобы эффективно их применить.

И дело не в том, что наша способность собирать информацию о внешних событиях отстает от возможностей компьютера. Если бы в этом состоял единственный повод для беспокойства, оставалось бы только прикладывать больше усилий в области статистики. Да и сам компьютер помог бы нам преодолеть чисто механические ограничения. На самом деле, к сожалению, важные внешние события часто измеряются качественными, а не количественными характеристиками. Их еще нельзя назвать «фактами». Ведь к фактам можно отнести те события, которые уже кто-то определил, классифицировал и, прежде всего, наделил релевантностью. Для того чтобы сделать количественное определение, необходимо первым делом выработать концепцию. Для начала следует вычленить из бесконечного числа явлений какой-либо конкретный аспект, которому впоследствии можно будет дать то или иное наименование и выразить количественно.

В связи с вышесказанным можно упомянуть трагедию с талидомидом, которая привела к рождению множества младенцев с врожденными уродствами. К тому времени, когда врачи в Европе собрали достаточно данных, говорящих о том, что увеличение числа детей с врожденными патологиями имеет конкретную причину, помочь жертвам было уже невозможно. В США трагедию удалось предотвратить благодаря тому, что один врач заметил качественное изменение – слабое и само по себе незначительное покалывание кожи, вызванное препаратом. Соотнеся его с совершенно иным событием, произошедшим на несколько лет раньше, он забил в набат задолго до того, как талидомид получил широкое распространение в стране.

Подобный урок вынесли и разработчики автомобиля Ford Edsel. Перед тем как запустить модель в производство, были собраны и проработаны все возможные данные. Все указывало на то, что Edsel суждено завоевать популярность в своей категории. Однако ни одно статистическое исследование не могло предсказать качественных изменений рынка: поведение покупателя все больше стало определяться не стоимостью автомобиля, а личным вкусом. К тому времени, когда исследователи выразили это изменение в цифрах, было уже слишком поздно: Edsel поступил на рынок, где его ждало сокрушительное поражение.

Следует помнить, что важны не сами тенденции, а их изменения. Именно они в конечном счете определяют успех или неудачу организации и ее деятельности. Изменения необходимо воспринимать и чувствовать; их нельзя сосчитать, определить или классифицировать. Любая классификация дает в итоге ожидаемые количественные показатели – как в случае с автомобилем Edsel. Но, полученные задним числом, они уже не могут стать основанием для реальных поступков.

Компьютер – логический механизм, в этом его сила, но и его ограниченность. Важные события вне организации не могут быть представлены в форме, которую способен обработать компьютер (или любая иная логическая система). Человек же, не обладая автоматической логикой, восприимчив и проницателен, и именно в этом его сила.

Иногда руководители с пренебрежением относятся к информации и сигналам, которые нельзя свести к компьютерной логике и компьютерному языку, – это опасно. Они становятся слепыми ко всему, что связано с восприятием (то есть к событиям), а не с фактами (последствиями событий). Огромные объемы информации, полученной посредством компьютера, препятствуют доступу к реальности.

Со временем именно компьютер – потенциально самый полезный управленческий инструмент – должен вывести управленцев из состояния самоизоляции и дать им возможность посвящать больше времени внешним событиям. Но в ближайшем будущем, к сожалению, возникает опасность всеобщей и острой компьютеромании. И это очень серьезный недуг.

Компьютер показывает только ситуацию, которая уже сложилась. По независящим от них причинам руководители живут и работают в рамках своей организации. Если они сознательно не приложат усилий к тому, чтобы научиться воспринимать внешнюю среду, внутренние вопросы заслонят от них реальность.

Описанные выше четыре реалии руководитель изменить не в силах – это объективные условия его существования. Но он должен исходить из того, что его работа будет неэффективной, если он не приложит сознательных усилий, чтобы сделать ее такой.

Из книги Джек. Мои годы в GE автора Бирн Джон

Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич

Суть маркетинга В любом бизнесе все делается ради клиентов и для клиентов.Клиенты – это главное. Поиск и привлечение новых клиентов, а также их удержание – это, собственно, и есть задача маркетинга.По нашему мнению, маркетинг не является чем-то неведомым, загадочным

Из книги Wiki-правительство [Как технологии могут сделать власть лучше, демократию – сильнее, а граждан – влиятельнее] автора Новек Бет

Суть идеи Выступая в фонде New America Foundation, генеральный директор Google Эрик Шмидт сказал о проекте Peer-to-Patent:«В Бюро по регистрации патентов и торговых марок, как всегда заваленного заявками, сейчас проходит важный эксперимент, в ходе которого патентные заявки публикуются на

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

Суть и смысл Первая и самая важная функция, которую менеджмент должен выполнять в любой организации, – это (P), или производство результатов, ради которых и существует данная компания или структура.Что это значит? В существовании любой организации есть свой смысл, ее

Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

Суть и смысл Первая и самая важная функция, которую менеджмент должен выполнять в любой организации, – это P, или производство результатов, ради которых и существует данная компания или структура.Что это значит? В существовании любой организации есть свой смысл, ее

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги Миллионер. Чего не знает большинство автора Макферсон Скотт

3.5. Суть денег И напоследок поговорим о сути денег. Для богача деньги – это инструмент. С его помощью он может реализовать те самые мечты, которые начинают со временем конвертировать новые финансовые потоки. Миллионера богатым делает как активный доход, так и пассивный, к

Из книги PROвокатор. Мы$ли автора Смирнов Сергей

Глава 5. В чем же суть работы риелтора? ПервоеРиелтор не является информационным посредником. Поэтому не стоит в разговоре с клиентом упирать на то, что у вас есть некая исключительная База данных, которой нет ни у кого. А ведь именно такие Базы постоянно подключают

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СУТЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ Собеседование может быть описано как разговор с определенной целью. Оно является разговором, потому что людям, проводящими интервью, нужно вызвать кандидатов на свободную беседу о себе, своем опыте работы и своей карьере. Но этот разговор должен быть

Из книги Встань с дивана! Как создать свой бизнес и стать независимым автора Лысов Сергей Александрович

Суть денег Деньги – это не бумага и не счет в банке. Они лишь материальное выражение того, что мы подразумеваем под этим словом. На самом деле деньги – это энергия. Например, мы видим работающую электростанцию. Это означает, что к ней поступает необходимая энергия,

Из книги Глобальный кризис. За гранью очевидного автора Долан Саймон

Суть УОС УОС – это восприимчивость, дополняющая практическую деятельность компаний, начиная с совместного определения целей (всеми заинтересованными лицами) и операционных ценностей предприятий. УОС подразумевает стратегическое управление компанией на основе

Из книги Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом автора Уитмор Джон

Суть коучинга В действительности Голви нащупал самую суть коучинга. Коучинг раскрывает потенциал человека и таким образом помогает ему достичь максимальной эффективности. Коучинг – скорее помощь, чем обучение. Вспомните, как вы научились ходить. Разве мама давала вам

Из книги Капитал Российской империи. Практика политической экономии автора Галин Василий Васильевич

3. Суть перемен Если мы не сменим направление, угодим туда, куда нас несет. Ныне как никогда громко раздается требование радикально изменить методы ведения бизнеса. Уже довольно давно стало ясно, что пора пересматривать традиционную бизнес-культуру, но сравнительно

Из книги автора

4. Суть коучинга Формирование ОСОЗНАННОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ – суть хорошего коучинга. Некоторые читатели наверное уже думают, что я слишком далеко отклонился от темы книги и что разговор о роли руководителя и культуре перемен имеет разве что косвенное отношение к

Из книги автора

Суть коучинга Я уделил столько времени простому, казалось бы, делу – следить за мячом, чтобы с помощью этой аналогии раскрыть суть коучинга. Мы должны понимать, какого эффекта добиваемся (а добиваемся мы осознанности и ответственности), и должны знать, какими словами и

Из книги автора

Если даже под руководством человека находится два-три человека — он руководитель, который должен организовать их работу. А если от вас и ваших действий зависит жизнь целого коллектива? Каким должен быть руководитель? Какими качествами обладать? Просто ли руководить, или руководителем может стать далеко не каждый? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Знаете ли вы, что означает слово «руководитель»? Ведущий за руку. И суть деятельности руководителя – следить за целым. Не заниматься решением конкретных специализированных задач, а следить за всем процессом в целом, чтобы он был результативным.

Руководитель — это лидер, за которым идут люди

Можно ли научиться эффективности

Как вы понимаете слово «эффективность»? Ответ довольно прост – это правильное выполнение поставленных задач. То же самое эффективный руководитель. Он может быть наделен великолепными умственными способностями, иметь лучшие знания, но на практике показать неэффективную работу.
Поэтому умение управлять людьми, быть лидером дается не каждому. Идеальный руководитель в специализированной литературе описывается, как человек, обладающий такими способностями:

  • умение анализировать;
  • принятие решений и ответственности за них;
  • умение работать с людьми;
  • творческое мышление;
  • хорошие знания математики;
  • понимание структуры управления и особенностей своего предприятия.

Людей, обладающих всеми этими качествами, катастрофически мало. Но это не значит, что их нельзя в себе наработать. Да, это большой труд, но возможный. Руководитель, о котором можно сказать, что он на своем месте, умеет во всем добиваться результата. Для эффективности своей работы человеку, занимающему руководящее положение, нужны пять качеств, которые можно выработать:

  1. Умение управлять временем . Правильно расходовать его.
  2. Концентрация нужна на конечный результат.
  3. Развитие сильных сторон не только у себя, но и у всех членов коллектива. Начинайте решать те задачи, которые выполнимы. Задачи, которые на данный момент решить невозможно, лучше отложить.
  4. Умение определять приоритеты .
  5. Умение принимать правильные решения . Надо понимать, что правильное решение – это не одно действие. Это правильные шаги в нужной последовательности.

Как распределять свое время

Время бесценно. Берегите его

Все на земле можно чем-то заменить, только не время. Поэтому нужно обязательно научиться им управлять. Определите, на что оно у вас расходуется. И если продуктивности мало, сократите время на этот процесс максимально.

Управление временем можно разделить на три этапа:

Регистрация

На выполнение любой работы тратится определенное количество времени. И его нужно научиться анализировать. Регистрируя затраты времени, можно выявить нерезультативные действия, от которых необходимо избавиться.

Управление

Полезные и необходимые дела нужно делать по плану. Плохое управление вами всего процесса производства забирает большое количество времени. А этого у хорошего руководителя быть не должно.

Читайте также: Образец заявления на компенсацию отпуска

Консолидация

Не делите дела на мелкие блоки. Таким образом, вы потратите безрезультатно слишком много времени. Временные блоки можно укрупнить, планируя все свои дела заранее. Берегите свое время. Разговоры с клиентами, проведение собраний, выдача необходимых документов – отнимает много времени. Эту работу могут делать ваши помощники, чтобы ваше время было потрачено на более продуктивные действия.

Как распоряжаться своим временем, чтобы его хватало на творчество и реализацию планов, мы поговорили. Рассмотрим, какими качествами должен обладать руководитель.

Личностные качества

Продуктивная работа на предприятии возможна в том случае, когда в коллективе создан соответствующий психологический климат. И здесь велика роль руководителя. Если он уверен в себе, то вызывает уважение со стороны подчиненных, и желание выполнять все его распоряжения.

Уважая своих подчиненных, вы получите уважение и от них

Важна и стрессоустойчивость. Во время производственного процесса могут возникать и проблемные моменты. И если в таких обстоятельствах руководитель теряет самообладание, теряется и авторитет.
Лидерские качества, несомненно, важны, чтобы вести людей за собой. Важно быть строгим, но справедливым. Люди смотрят не только на профессиональные качества руководителя. Они видят и мелочи: какой пример подает их начальник. И если он требователен к себе лично, не боится ответственности за свои поступки, сотрудники будут стараться соответствовать ему.

Очень важны человечные качества. Никто не отменял человеческого фактора. Уважение к подчиненным, понимание их личных проблем, вера в их силы вызовет обратное чувство уважения и желание лучше сделать свою работу.

Был проведен интересный опрос большого количества рядовых сотрудников различных компаний, у которых спросили, каким бы они хотели видеть своего руководителя. Ответы в большинстве своем совпали. Все предпочли бы начальника, который способен придумывать новые пути и новые способы организации производственного процесса. Чтобы его решения согласовывались с мнением своего коллектива, предоставлял свободу и был благосклонен к инициативам сотрудников. Чтобы он в них видел не только работников, но и людей, интересуясь их запросами, помогая решить их проблемы.

Подведем итоги: личные качества руководителя — это:

  • высокие моральные требования как к себе, так и к окружающим людям;
  • крепкое здоровье;
  • наличие внутренней богатой культуры;
  • доброе, заботливое и отзывчивое отношение к работникам;
  • уверенность в своих силах.

Профессиональные качества

Данные качества должны характеризовать менеджера, как специалиста, опытного и грамотного:

  • наличие соответствующего образования и, естественно, опыта;
  • компетентность;
  • эрудированность, самосовершенствование;
  • умение критически воспринимать действительность и переосмыслить ее;
  • поиск и использование новых технологий в работе;
  • обучение своего персонала;
  • планирование работы.

Но обладая этими качествами, можно не стать идеальным руководителем. Потому что помимо вышеперечисленных качеств для хорошего руководителя большое значение имеют деловые качества. Именно благодаря им он ведет за собой людей к успеху. Эти качества можно объединить в три блока.

Умение решать поставленные задачи

Практический интеллект

Логическое мышление. Использование своих знаний, навыков, опыта при решении производственных задач. Необходимые качества, но результативность управления не всегда зависит от правильного мышления и работы с информацией. Это происходит в связке с умением налаживания с людьми правильных отношений. И здесь не менее важен второй блок.

Наверное, редко встретишь человека, который бы похвально отзывался о своем руководителе или директоре предприятия, и главная претензия во многих случаях – это недостаточная компетентность. В идеале, прежде, чем стать руководителем или, тем более, директором предприятия, человек должен поработать на нем и пройти весь путь с самого начала. Таких руководителей много, и можно сказать, что, как правило, это эффективные менеджеры, которые четко представляют себе весь технологический процесс и знают, что требовать от своих подчиненных. В этом случае директор хорошо представляет себе, что входит в круг обязанностей человека, занимающего ту или иную должность, каков его уровень ответственности и что от него можно требовать в рамках этой должности.
Умение руководить заключается в умении подобрать команду профессионалов и обеспечить каждому возможность реализовать свои профессиональные навыки по максимуму.

Опыт работы в данной сфере, карьерная , начавшаяся с низших ступеней, впоследствии значительно облегчают взаимопонимание между директором . В этом случае профессионализм руководителя не вызывает сомнений, авторитет его высок и распоряжения выполняются максимально точно, чего вряд ли можно достичь только лишь демонстрацией своих властных полномочий. Такой руководитель умеет четко формулировать проблемы, ставить перед каждым конкретные задачи, определять реальные сроки их выполнения, предупреждать о возможных ошибках и, конечно, правильно мотивировать. Все это в комплексе делает распоряжения эффективными, как и всю работу предприятия или подразделения в целом. Это касается любого предприятия, вне зависимости от того, чем оно занимается: производством, техосмотром или торговой деятельностью.

Наилучшим образом специалист исполняет то, что считает нужным. Грамотный подход – доверять профессионалам, оставляя за собой право контролировать и направлять.

Что должен уметь делать эффективный руководитель

Ошибкой было бы считать, что руководитель должен уметь делать то, его подчиненные. Это как раз совершенно не надо, ведь если он действительно , он найдет грамотного специалиста, полностью соответствующего той должности, которую он будет занимать. Чтобы стать таким специалистом, человек учится и приобретает опыт. На производстве, где заняты профессионалы, имеющие разные специальности, директор, даже если бы захотел, не сумел бы сравниться с ними в мастерстве, да это и не требуется. Директору достаточно иметь представление, что должен выполнять специалист, что от него требуется «на выходе», а также уметь оценить качество его работы.

Просмотров