Деловая игра «Дом, который построишь ты. Учительские университеты Деловая игра местное самоуправление школа

Сценарий деловой игры: «Строим дом самоуправления»
Цели организации ученического самоуправления в школе:
- повышение активности учащихся в школьных делах;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в школе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Здравствуйте дорогие друзья! Самые активные, самые лучшие представители классов, те, кто не равнодушен к происходящему в нашей школе. Сегодня мы проводим слёт активов 5 по10 классов, и перед нами стоит очень серьёзная задача – решить каким должно быть школьное самоуправление!Давайте и мы будем учиться организовывать деятельность в нашей школе
так, чтобы всем было интересно, чтобы мы сами могли думать, решать и знать, что только от нас зависит, какой будет жизнь в школе.
В1: _____________, а что такое самоуправление? Вот для меня самоуправление – это способ самовыражения в коллективе при решении поставленной задачи. Приятно, когда предлагаемые нами идеи имеют успех!
В2: Самоуправление дает мне возможность раскрыться как личности, познать себя, узнать, на что я способен!
В1: Я считаю, что самоуправление готовит нас к будущей взрослой жизни.
Самоуправление
– это хорошее начало для наших будущих достижений!
Давайте представим, что самоуправление – это Дом. А кирпичи, из которых построен наш дом – это основные принципы самоуправления: у нас есть 6 кирпичей, на которых мы можем написать те качества, которые необходимы в нашем Доме самоуправления. Самое главное условие: мы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство Дома самоуправления.
 Принцип равноправия
Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъекта школьной жизни!
 Принцип выборности
Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов!
 Принцип гуманности
Ученический совет школы принимает решения и реализует их в интересах личности ученика, родителя, школьного работника.
 Принцип открытости и гласности
Вся работа органов самоуправления открыта для каждого члена коллектива и
обеспечивается получение каждым необходимой оперативной и достоверной
информации.
 Принцип демократии
Предполагающий вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников школьной жизни
 Принцип законности
Под которым мы понимаем неукоснительное следование органов самоуправления Уставу школы!
Самоуправление!
Управляем сами.
Сами это значит
Четко понимаем,
Как добиться качества
В спорте и учебе,
Как досуг преобразить,
Как нам сделать, чтобы
Дело каждому нашлось
По душе, по нраву,
Чтоб по школе разнеслось:
Мы достойны права
Сами жизнью управлять
Ну, а за советом
Подходи к учителям!
Они помогут в этом,
В этом деле не простом.
Но при всем при этом,
Пригодится вам потом
Управленье это!
Мы хотим, чтобы вы – лидеры самоуправления в классах, понимали, что от каждого из нас, от вашей жизненной позиции многое зависит– будет ли в школе интереснее– каким будет школьное самоуправление– станет ли мир чуточку добрее, ярче и светлее!
Спасибо всем. Впереди у нас много интересного! Надеемся, что все наши планы осуществятся. Самое главное – помнить, что всё зависит от нас!

Деловая игра "Дом самоуправления"

Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.
Задачи:
-формирование навыков коллективной деятельности.
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков
-обучение основам школьного самоуправления в игровой форме
-создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности

Участники: коллектив отряда «Романтики» в количестве не более 20 человек.
Для игры необходимо:
1.два одинаковых комплекта листов 10 на 20см (по 14 листов в каждом комплекте)
2.два листа ватмана
3.клей.скотч, ножницы
4.маркеры, фломастеры

Подготовка к игре.
-Написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: добровольность, равноправие, инициативность, , ответственность, самоанализ, организаторские знания, самоконтроль, творчество, самокритичность, коллективное творческое дело.
-Два листа остаются неподписанными.
-На двух листах ватмана контуры дома: фундамент-4 кирпича, 1 этаж- 4 кирпича,2 этаж- 4 кирпича, крыша, труба)
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Я вижу ваши улыбки! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, вот с таким прекрасным настр
Прочтите 3 ст. Конституции РФ. О чем она говорит?
Ст. 3, п.2 Конституции РФ: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
2.Определение темы урока, постановка целей урока учащимися
Вступительное слово учителя
-Что такое местное самоуправление?
Самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственно или через органы самоуправления вопросов местного значения.

2. Изучение новой темы.
1.Местное самоуправление. Правовые основы местного самоуправления. (Объяснение учителя)

Наш исторический опыт и опыт других государств однозначно свидетельствуют – нет, и не может быть настоящей демократии и гражданского общества без эффективно работающего местного самоуправления.
В жизни любой страны это главное звено, на уровне которого формируется и положительное, и отрицательное отношение большинства населения к социально-экономическим процессам и политическим событиям.
И задача местного самоуправления – создавать условия, чтобы каждой семье жилось лучше, чтобы формировался позитивный настрой людей на развитие экономики и укрепление страны.
Именно поэтому в соответствии с Федеральным законом № 131 и была начата общероссийская реформа местного самоуправления. Она нацелена на приближение власти к народу, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения в интересах всего населения и при его непосредственном и активном участии.
Назовите мне представителей нашего местного самоуправления, нашего поселения, нашего района
Мальцев А.А. Васильев Игорь Юрьевич

Принципы самоуправления:
добровольность,
равноправие,
инициативность,
взаимодействие коллективов и их органов самоуправления
совместная деятельность взрослых и детей,
ответственность,
самоанализ,
организаторские знания,
самоконтроль,
творчество,
самокритичность,
коллективное творческое дело.

Принципы самоуправления:
добровольность,
равноправие,
инициативность,
взаимодействие коллективов и их органов самоуправления
совместная деятельность взрослых и детей,
ответственность,
самоанализ,
организаторские знания,
самоконтроль,
творчество,
самокритичность,
коллективное творческое дело.

Какие функции они выполняют? Какие вопросы решают?
Посмотрите, пожалуйста, в документ и ответьте
Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления:
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).
Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], бытового обслуживания и местной промышленности.
Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:
местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно коммунального фонда);
поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.
Спасибо, молодцы!
Вы сидите по группам. Каждая группа сегодня построит свой дом Местного самоуправления
Описание игры.
Второй этап(20-30минут) основная часть:
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
12 кирпичей.
Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ,- закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся -на 2-й этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.
А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Ведущий: Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:
конструктора, который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана ваш проект.
ведущего, который будет вести обсуждение.
референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например, "равноправие" - основа самоуправления. потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.
Время на строительство 15 минут. По окончании срока каждая группа по очереди "защитить" свой проект, то есть объяснить. каким получился "ДОМ самоуправления".
При защите вторая группа задает вопросы, просит уточнить, по их мнению, фрагменты проекта.
Третий этап. (10-15минут) кульминация.
"Защита" каждого проекта.
Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали "защищающих", вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний. резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.
Четвертый этап. (5-7минут) послесловие.
Ведущий подводит итоги игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте были допущены грубые ошибки.
Утверждает "защиту" обоих проектов с учетом поправок.
Рефлексия
Участникам игры предлагается заполнить коллективное "резюме":


Нам понравилось:
Нам мешало:
На следующей встрече нам бы хотелось:

Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:
большое +5, +4, +3, +2, +1, 0,-1, -2,-3,-4,-5.
Нам понравилось:
Нам мешало.

ТЕМА 1. Деловая игра

"Город, или Местное самоуправление" 1


Замысел игры

Название города определяют его жители, которые принимают путем референдума Устав города. Этим Уставом регулируются основные вопросы организации системы местного самоуправления в городе-государстве (см. Прил. № 1).

Каждый город должен иметь свой герб, который утверждается также референдумом.

Все участники игры (члены вашего отряда) объявляются дееспособными жителями данного города, то есть имеют все гражданские права, но обязаны выполнять все требования органов местного самоуправления и местных законодательных актов, которые действуют в данном муниципальном образовании, а так как город входит в состав республики ШАНПО и Российской Федерации, то граждане подчиняются реальным российским законам и законам республики ШАНПО.

Население каждого города осуществляет права самоуправления несколькими способами:


  • посредством местных референдумов;

  • путем участия в выборах органов и должностных лиц как местного самоуправления, так и республиканского;

  • через выборные органы местного и республиканского самоуправления;
Все жители каждого города имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, успеваемости, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Местное самоуправление в городе осуществляется Мэр, а также городским Советом, городской Администрацией, городским Судом.

Городскому Совету предстоит разработать и принять отдельное Положение о каждом органе самоуправления.

В компетенцию местного самоуправления города входят такие основные вопросы, как:


  • принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;

  • местные финансы, включая местный бюджет (разумеется, речь идет об игровой валюте и игровых финансовых отношениях);

  • установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения (см. предыдущий пункт);

  • организация дополнительного образования населения;

  • обеспечение санитарного благополучия населения;

  • охрана общественного порядка;

  • создание условий для деятельности средств массовой информации города и республики;

  • создание условий для организации культурных и зрелищных мероприятий;

  • создание условий для развития физической культуры и спорта, туризма;

Мэр города является высшим выборным должностным лицом в системе органов местного самоуправления города. Он издает акты, которые принимаются в форме постановлений и должны быть доведены до сведения городского населения. Решения Мэра, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами на территории данного города.

Кроме того, Глава города ведет заседания городской Думы, подписывает ее решения, представляет город во взаимоотношениях с другими органами республиканского самоуправления, иными органами и организациями. Глава города обладает правом отлагательного вето на решения городской Думы. Глава города осуществляет непосредственное руководство исполнительным органом местного самоуправления – Администрацией города.

^ Городской совет представляет население города, то есть является представительным органом местного самоуправления. Он осуществляет власть городского самоуправления в пределах, установленных Конституцией и Уставом города. Городскому Совету принадлежит право выступать от лица всего населения города в отношениях с другими органами местного самоуправления, государственной власти. Городской Совет правомочен, если в ее состав избрано не менее 3 депутатов. Депутат городского Совета представляет интересы своих избирателей.

Городской Совет самостоятельно определяет свою структуру. Руководит работой городского Совета его Председатель, который избирается на первом заседании Думы. По вопросам организации своей деятельности городской Совет принимает Регламент. В исключительном ведении городского Совета находятся:


  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (повторяем, что речь идет об игровой валюте и игровых финансовых отношениях);

  • принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;

  • установление местных налогов и сборов;

  • контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления;

  • присвоение звания "Почетный гражданин города";

  • утверждение образцов Почетных грамот городской Думы и порядка награждения ими;

  • другие вопросы местного значения.
Решения городского Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми гражданами на территории города. Невыполнение решений городского Совета влечет ответственность должностных лиц и граждан.

^ Администрация города - исполнительный орган местного самоуправления города - действует под общим руководством Мэра города. В Администрацию города входят: Мэр города, главы комитетов, управлений и других служб города.

^ Структура, функции и полномочия Администрации , а также организация и порядок ее деятельности определяются Положениями о муниципальных органах, утверждаемыми Мэром города.

^ Комитет муниципальной собственности и налогов – распоряжение муниципальной собственностью и сбор местных налогов и сборов; обеспечение защиты прав потребителей.

^ Отдел образования - организация дополнительного образования населения; организация и содержание архива города;

Комитет по культуре - создание условий для организации культурно-массовых мероприятий;

^ Управление правопорядка - охрана общественного порядка, обеспечение противопожарной безопасности в городе;

Отдел здравоохранения - обеспечение санитарного благополучия населения, контроль за благоустройством территории города;

^ Комитет по физической культуре и спорту - создание условий для развития физической культуры и спорта, туризма;

Комитет средств местной информации - создание условий для деятельности средств массовой информации города.

Возможно создание и других комитетов или городских служб, которые будут заниматься созданием условий для достойной жизни горожан.

^ Примерное "Штатное расписание" муниципальных служб города




Должность

Ф.И.О.

1

Мэр города

^ Городской Совет

2

Председатель

3

Депутат

4

Депутат

^ Городская Администрация

5

Председатель Комитета муниципальной собственности и налогов

6

Начальник Отдела образования

7

Председатель Комитета по культуре

8

Начальник Управления правопорядка

9

Начальник Отдела здравоохранения

10

Председатель Комитета по физической культуре и спорту

11

Председатель Комитета средств местной информации

^ Городской Суд

12

Мировой судья

13

Мировой судья

14

Мировой судья

^ Правосудие в городе осуществляется только городским Судом, который состоит из трех мировых судей, назначаемых на должность на заседании городского Совета (или избираемых референдумом) и имеющих право единолично решать несложные споры и конфликты. При несогласии сторон на рассмотрении дела по существу мировым судьей назначается процедура коллегиального разбирательства дела в присутствии всех трех судей. Разбирательство дела в Суде открытое. Закрытое слушание допускается только в особых случаях. Заочное разбирательство дел в суде не допускается. Разбирательство дел осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При разбирательстве иска или жалобы по существу судьи опираются на законы Демократической республики и городское законодательство.

Решение, принятое мировым судьей может быть обжаловано в коллегию городского Суда.

Вся эта структура необходима для самостоятельной организации жизни коллектива граждан в рамках школы ученического актива. Жизнь созданного города определяется его Уставом, в соответствии с которым Вам предстоит организовать выборы Мэра города и депутатов городского Совета.

^ Официальная жизнь города

После объявления официальных итогов выборов вновь избранный мэр и депутаты городского Совета приступает к выполнению своих обязанностей, зафиксированных в Уставе города.

Городской Совет:

1. Работает над совершенствованием местного законодательства, включая предложения по изменению Устава города;

2. Рассматривает правотворческие инициативы граждан города;

Мэр и городская администрация:

1. Организует жизнь города в соответствии требованиями Устава города, а также с учетом пожеланий граждан;

2. Проводит прием граждан по личным вопросам;

3. Изучает социальные проблемы граждан, которые имеются в городе;

4. Разрабатывает алгоритм решения типовых социальных проблем, с которыми приходится сталкиваться гражданам и их объединениям в различных социальных сферах.

5. В рамках своей компетенции содействует инициативным гражданам (добровольцам) и общественным объединениям в решении социальных проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.

^

Приложение № 1


Устав города Солнечный 2

Городской Совет, реализуя право на местное самоуправление в Российской Федерации, подтверждая правовой статус города как муниципального образования, выражая волю и интересы его населения, принимает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" настоящий Устав города.

Раздел I. Основы городского самоуправления

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус города. Город является административным центром.

Статья 2. Городская символика.

1. Город имеет свой герб и флаг.

2. Положение о символике города принимается городским Советом.

3. День города отмечается населением.

Статья 3. Устав города. Устав города является основным нормативным актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления населением города на территории города.

Статья 4. Территория города. Городская черта.

1. Городское самоуправление осуществляется в пределах административной границы (городской черты), очерчивающей внешние границы земель города.

2. Описание и план границ города прилагаются к настоящему Уставу и являются его неотъемлемой частью.

3. Изменение границ территории города не допускается без учета мнения населения города.

Статья 5. Административно-территориальное устройство города.

1. Административно-территориальное устройство города устанавливается решением городского Совета с учетом мнения населения.

Статья 6. Население города.

1. Население города составляют граждане Российской Федерации, проживающие на территории города.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы городского самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Глава 2. Понятие, принципы и система городского самоуправления

Статья 7. Самоуправление города.

1. Местное самоуправление в городе - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города по решению непосредственно или через органы городского самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Субъектом городского самоуправления является население города.

Статья 8. Правовая основа и принципы городского самоуправления.

1. Правовую основу городского самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; другие федеральные законы; Устав (Основной Закон) области и законодательство области; настоящий Устав и нормативные акты органов городского самоуправления города.

2. Городское самоуправление осуществляется на основе принципов: соблюдения прав и свобод человека и гражданина; государственных гарантий местного самоуправления; законности и гласности; самостоятельности городского самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической; организационной самостоятельности городского Совета и администрации города в системе управления городом; ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города за решение задач социально-экономического развития города; признания за населением города полномочий по решению вопросов местного значения.

Статья 9. Право жителя города на участие в городском самоуправлении.

1. Житель города имеет право участвовать в городском самоуправлении как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Право на участие в городском самоуправлении реализуется в соответствии с законодательством посредством: местной правотворческой инициативы; участия в городских референдумах, сходах (собраниях) и конференциях граждан по месту жительства и других формах прямого волеизъявления; участия в выборах органов и должностных лиц городского и территориального общественного самоуправления; избрания в органы городского и территориального общественного самоуправления; равного доступа к муниципальной службе; получения полной и объективной информации о деятельности органов городского самоуправления; выступлений в средствах массовой информации по вопросам городского самоуправления; судебной защиты участия в городском самоуправлении; получения ответов на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы городского самоуправления; участия в работе органов территориального общественного самоуправления.

^ Статья 10. Функции городского самоуправления в реализации прав и свобод граждан.

1. Приоритетными направлениями деятельности органов городского самоуправления является создание для жителей города благоприятной среды обитания, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность граждан.

2. Обеспечение в городе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации, принадлежит к числу основных функций органов городского самоуправления.

3. Органами городского самоуправления организуется прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступивших обращений граждан.

Статья 11. Система органов городского самоуправления.

1. Представительным органом городского самоуправления является городской Совет.

2. Исполнительным органом городского самоуправления является Администрация города, возглавляемая главой городского самоуправления - Мэром города.

3. Мэр города является высшим выборным должностным лицом городского самоуправления, избираемым на должность населением города.

Глава 3. Органы и предметы ведения городского самоуправления

Статья 12. Предметы ведения городского самоуправления.

1. Основными вопросами местного значения являются:

1) принятие Устава города, внесение изменений и дополнений, контроль за его исполнением;

2) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

5) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

6) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

7) благоустройство и озеленение территории города;

8) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

9) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

10) создание условий для деятельности учреждений культуры в городе;

11) организация и содержание муниципальной информационной службы;

12) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

13) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;

14) участие в охране окружающей среды на территории города;

15) обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной пожарной службы.

2. Органы городского самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения в соответствии с действующим законодательством, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

^ Глава 4. Экономическая и финансовая основы самоуправления

Статья 13. Экономическая основа городского самоуправления. Экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы в пределах городской черты, муниципальная (городская) собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, местные финансы, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая источником получения доходов городского самоуправления и удовлетворению потребностей населения города.

^ Статья 14. Бюджет города. Бюджет города (городской бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения городского самоуправления.

^ Статья 15. Городские налоги, сборы и иные платежи.

1. Городские налоги, сборы и иные платежи, а также льготы по их уплате устанавливаются городским Советом самостоятельно в соответствии с законодательством.

2. Население города непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или городской Совет с учетом мнения населения могут принимать решения в порядке, устанавливаемом городским Советом, о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

^ Глава 5. Ответственность органов городского самоуправления и их должностных лиц

Статья 16. Ответственность выборных органов и выборных должностных лиц городского самоуправления перед населением города.

1. Городской Совет и Мэр города несут ответственность перед населением города в соответствии с действующим законодательством.

2. Ответственность перед населением наступает в результате утраты городским Советом и (или) Мэром города доверия населения и выражения им недоверия по результатам городского референдума.

3. В случае принятия на местном референдуме решения о выражении недоверия городскому Совету, городской Совет в дня принимает решение о досрочном прекращении своих полномочий (самороспуске) и назначении досрочных выборов.

4. В случае принятия на местном референдуме решения о выражении недоверия Мэру города Мэр города обязан направить в городской Совет заявление об отставке, а городской Совет - на ближайшем заседании принять отставку и назначить досрочные выборы.

^ Глава 6. Гарантии городского самоуправления

Статья 17. Обязательность решений, принятых на городском референдуме, решений органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления.

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на городском референдуме, решения городского Совета, правовые акты Мэра города и должностных лиц городского самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами.

2. Решения органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами их принявшими либо признаны недействительными в соответствии с действующим законодательством.

^ Статья 18. Судебная защита городского самоуправления. Граждане, проживающие на территории города, органы городского самоуправления и должностные лица городского самоуправления вправе в соответствии с действующим законодательством предъявить в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права городского самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

^ Раздел II. Городской совет (представительный орган городского самоуправления)

Глава 7. Правовое положение, порядок формирования и работы городского совета

Статья 19. Правовой статус городского Совета.

1. Городской Совет - выборный, представительный, коллегиальный и правотворческий орган городского самоуправления.

2. Городской Совет является юридическим лицом, имеет свою печать и штампы. Структура и штатное расписание аппарата городского Совета, смета расходов на обеспечение деятельности городского Совета утверждается городским Советом.

^ Статья 20. Состав и порядок формирования городского Совета.

1. Городской Совет состоит из 7 депутатов, которые избираются населением города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы городского Совета нового состава, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата. Полномочия депутата не могут быть переданы другому лицу.

Статья 21. Депутат городского Совета.

1. Депутатом городского Совета может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с законодательством пассивным избирательным правом.

2. Депутату городского Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Депутату на территории города гарантируется неприкосновенность в соответствии с федеральным законом.

^ Статья 22. Досрочное прекращение полномочий депутата городского Совета.

1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях: а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации; в) признания гражданина, являющегося депутатом, безвестно отсутствующим либо объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу; … и) отзыва депутата избирателями в случаях и порядке, предусмотренных Уставом города; к) самороспуска городского Совета в порядке, предусмотренном Уставом города.

2. Полномочия депутата прекращаются решением городского Совета, в котором определяется дата прекращения полномочий.

Статья 23. Отношения депутата городского Совета с избирателями.

1. Депутат рассматривает поступившие к нему заявления, предложения и жалобы избирателей, принимает меры к их своевременному и полному разрешению соответствующими органами и должностными лицами, проводит личный прием избирателей не реже одного раза в месяц, изучает общественное мнение.

2. Депутат отчитывается перед избирателями о своей деятельности.

Статья 24. Депутатский запрос.

1. Депутат городского Совета или группа депутатов вправе обращаться с запросом к должностным лицам администрации города, руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города по вопросам, входящим в компетенцию городского Совета.

2. Обращение вносится в письменной форме, оглашается на заседании городского Совета и признается депутатским запросом постановлением городского Совета.

3. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 1 день со дня его получения.

4. Запрос, ответ на него оглашаются председательствующим на заседании или доводятся до сведения депутатов иным путем. При рассмотрении запроса могут быть открыты прения. По результатам рассмотрения депутатского запроса городской Совет принимает решение.

Статья 25. Порядок работы городского Совета.

1. Основной формой работы городского Совета являются его заседания.

2. Городской Совет собирается на свое первое заседание в новом составе не позднее, чем через 1 день после выборов. Мэр города может созвать первое заседание городского Совета ранее этого срока.

3. Городской Совет правомочен начать свою деятельность в новом составе, если в его состав избрано не менее 1/2 депутатов от установленного числа депутатов городского Совета. Первое заседание открывает и ведет старейший по возрасту депутат вплоть до избрания председателя городского Совета. Последующие заседания открывает и ведет председатель городского Совета.

4. Порядок созыва, проведения заседаний, рассмотрения вопросов на заседаниях городского Совета и иные вопросы организации работы городского Совета и его органов определяются Регламентом, утверждаемым городским Советом.

5. Мэр города не входит в состав городского Совета, не вправе принимать участие в голосовании по вопросам, отнесенным к компетенции городского Совета, председательствовать на его заседаниях. Мэр города обладает правом отлагательного вето на решения городского Совета при их подписании.

^ Статья 26. Структура городского Совета. Городской Совет самостоятельно определяет свою структуру, в случае необходимости, может создавать временные комиссии и рабочие группы, привлекать к работе на платной основе необходимых специалистов.

^ Статья 27. Компетенция городского Совета. 1. В исключительном ведении городского Совета находятся:

1) принятие Устава города внесение в него изменений и дополнений;

2) принятие общеобязательных правил на территории города по предметам ведения городского самоуправления;

3) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

4) толкование Устава города и решений городского Совета;

5) принятие планов и программ социально - экономического развития города, изменений и дополнений к ним и утверждение отчетов об их исполнении;

6) установление и отмена местных налогов и сборов и льгот по ним;

7) установление цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями населению города;

8) рассмотрение отчета Мэра города;

9) избрание и освобождение от должности председателя городского Совета и его заместителя (заместителей), заслушивание отчетов об их деятельности;

10) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

11) досрочное прекращение полномочий депутатов, защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности;

12) иные вопросы, предусмотренные законодательством.

2. Городской Совет осуществляет контроль за деятельностью органов городского самоуправления и их должностных лиц, которые подотчетны городскому Совету в пределах его компетенции.

3. Городской Совет вправе принять решение о выражении недоверия должностному лицу администрации города в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им действующего законодательства, настоящего Устава и решений городского Совета.

^ Статья 28. Председатель городского Совета.

1. Работу городского Совета организует его председатель, который избирается городским Советом на его заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий депутатов очередного созыва.

2. Полномочия председателя городского Совета по организации работы городского Совета, руководству его аппаратом, обеспечению деятельности депутатов устанавливаются Регламентом городского Совета.

Раздел III. Мэр города и администрация

Глава 8. Мэр города (высшее выборное должностное лицо городского самоуправления)

Статья 29. Правовой статус Мэра города

1. Мэр города - высшее выборное должностное лицо городского самоуправления, наделенное населением города полномочиями по осуществлению распорядительных и исполнительных функций городского самоуправления.

2. Мэр города представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также осуществляет повседневное управление городскими делами, обеспечивает выполнение решений городского Совета.

3. Мэр города избирается жителями города на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4. Мэр города в соответствии с законодательством подотчетен городскому Совету.

^ Статья 30. Вступление в должность Мэра города. Мэр города приступает к исполнению полномочий со дня вступления в должность. При вступлении в должность Мэр города приносит следующую присягу: "Клянусь при осуществлении возложенных на меня законом и населением города обязанностей соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральное и областное законодательство, Устав города, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей".

^ Статья 31. Полномочия Мэра города

1. Осуществляя функции высшего выборного должностного лица городского самоуправления, Мэр города:

1) выступает официальным представителем населения города в Российской Федерации и за рубежом;

2) руководит деятельностью администрации города;

3) заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;

4) вносит в городской Совет проекты городского бюджета, представляет отчет о его исполнении;

5) руководит деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка, муниципальной пожарной службой;

6) подписывает и публикует (обнародует) решения городского Совета;

7) организует прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;

8) выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета.

2. Осуществляя функции главы администрации города, Мэр города:

1) утверждает структуру и штаты администрации города организует работу с кадрами;

2) назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц администрации города;

3) отменяет при необходимости акты руководителей структурных подразделений администрации города;

4) распоряжается средствами городского бюджета, подписывает финансовые документы;

5) рассматривает и учитывает в деятельности администрации предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения их предложений;

6) оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий;

7) представляет городскому Совету ежегодный отчет о деятельности администрации города;

8) применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих администрации города;

9) выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета.

^ Статья 32. Прекращение полномочий Мэра города. 1. Исполнение полномочий Мэром города прекращается в случаях:

1) вступление в должность вновь избранного Мэра города;

2) удовлетворения письменного заявления об отставке;

3) невозможности исполнять должностные обязанности по состоянию здоровья;

2. Мэр города вправе подать в отставку, направив письменное заявление в городской Совет. В случае принятия городским Советом отставки Мэра города его полномочия прекращаются с указываемой городским Советом даты.

^ Глава 9. Администрация города (исполнительный орган городского самоуправления)

Статья 33. Администрация города в системе городского самоуправления. Администрация города является исполнительным органом городского самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции, действует под непосредственным руководством Мэра города.

Статья 34. Структура администрации города

1. Администрация города для реализации своих полномочий образует структурные подразделения.

2. Структура администрации города определяется Мэром города по согласованию с городским Советом и в соответствии со схемой управления городом.

3. Деятельность структурных подразделений администрации города осуществляется в соответствии с положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Мэром города.

4. Руководители структурных подразделений администрации города по вопросам своего ведения издают распорядительные документы, которые могут быть отменены Мэром города в случае несоответствия законодательству, актам городского Совета или Мэра города.

^ Статья 35. Компетенция администрации города

1. Администрация города осуществляет исполнительно - распорядительные функции в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим Уставом, решениями городского Совета и Мэром города.

2. Функции и полномочия структурных подразделений администрации города, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих структурных подразделениях, утверждаемыми Мэром города.

^ Глава 10. Муниципальные выборы

Статья 36. Выборы депутатов городского Совета, Мэра города. Выборы депутатов городского Совета и Мэра города являются обязательными и осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

^ Статья 37. Назначение выборов. Выборы депутатов городского Совета и Мэра города дата их проведения назначаются городским Советом. Сроки их проведения определяются в соответствии с действующим законодательством.

^ Статья 38. Система и статус избирательных комиссий. Подготовку и проведение выборов депутатов городского Совета, Мэра города обеспечивает городская избирательная комиссия, полномочия которой определяется федеральным и областным законодательством.

^ Глава 11. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства

Статья 39. Роль общих собраний (сходов) граждан по месту жительства в городском самоуправлении. Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства являются формой непосредственного осуществления жителями города функций территориального общественного самоуправления. Они проводятся по домам, улицам, жилищным комплексам или иным участкам территории города.

^ Статья 40. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан по месту жительства и общегородских конференций населения

1. Собрания (сходы) граждан созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить непосредственно от населения, депутатов, избранных на территории города, Мэра города глав администраций внутригородских территорий, органов территориального общественного самоуправления.

2. Собрание (сход) для решения вопроса о создании органа территориального общественного самоуправления, проведения выборов в этот орган, а также для заслушивания внеочередного отчета депутата городского Совета может быть созвано также инициативной группой граждан из числа постоянных жителей данной территории в составе не менее 10% от числа проживающих на данном участке городской территории.

3. Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициатором созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.

4. Принятие решения о проведении общегородской конференции граждан, о представительстве на конференции и вносимых для рассмотрения вопросах осуществляется городским Советом.

Статья 41. Функции и полномочия общих собраний (сходов) граждан по месту жительства и общегородских конференций граждан

1. Общее собрание (сход) граждан по месту жительства, общегородские конференции жителей осуществляют следующие функции и полномочия:

Обсуждают вопросы городской жизни, имеющие существенное значение для населения данных территорий, проекты решений органов городского самоуправления, внесенные на их рассмотрение, выражают по ним свои мнения и дают предложения городскому Совету, администрации города и ее структурным подразделениям;

Заслушивают сообщения и отчеты о работе депутатов городского Совета, должностных лиц администрации города и ее территориальных подразделений;

Принимают решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, в охране общественного порядка, в сохранении жилого фонда, в охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся;

Принимают решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, об утверждении положений (уставов) о них, об одобрении программы деятельности этих органов, об использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении органов общественного самоуправления, заслушивают и утверждают отчеты этих органов;

Решают вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды;

Рассматривают иные вопросы жизнедеятельности соответствующих территорий.

2. Решения по вопросам, связанным с организацией и деятельностью органов территориального общественного самоуправления, с отчетами депутатов городского Совета и должностных лиц администрации города и ее структурных подразделений, с распоряжением имуществом и денежными средствами, находящимися в распоряжении органов территориального общественного самоуправления, принимаются собраниями (сходами), конференциями при участии в них не менее половины жителей данной территории, обладающих избирательным правом, а при проведении общегородских конференций - не менее половины делегированных на них представителей, - большинством голосов присутствующих.

3. Решения, принятые собраниями (сходами), конференциями в пределах их компетенции по вопросам организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, имеют для последних обязательную силу.

^ Глава 12. Иные формы непосредственного участия населения города в осуществлении функций городского самоуправления

Статья 42. Виды иных форм участия населения города в осуществлении городского самоуправления

1. К иным формам участия населения в осуществлении в соответствии с законодательством городского самоуправления относятся: 1) местная правотворческая инициатива; 2) обращения (петиции) граждан; 3) участие жителей в работе органов городского самоуправления и получение информации о работе этих органов.

2. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами участия населения в осуществлении городского самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении городского самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

^ Раздел IV. Территориальное общественное самоуправление населения города

Глава 13. Территориальное общественное самоуправление населения

Статья 43. Понятие и система территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление населения в городе - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (территориях поселков, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

2. Система территориального общественного самоуправления включает в себя:

Общие собрания (сходы);

Конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии;

Органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов и другие);

Иные органы общественного самоуправления населения по месту жительства.

3. Порядок создания и ликвидации органов территориального общественного самоуправления, а также порядок наделения правами юридического лица, срок их полномочий и структура определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении населения, утверждаемым городским Советом.

^ Статья 44. Компетенция органов территориального общественного самоуправления

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется их уставами (положениями) с учетом полномочий, передаваемых городским Советом и администрацией города.

2. По предложению органов территориального общественного самоуправления органы городского самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.

^ Статья 45. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами городского самоуправления

1. Органы городского самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий и координируют их деятельность.

2. По согласованию с органами территориального общественного самоуправления органы городского самоуправления вправе делегировать им часть своих полномочий на договорной основе с передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств в соответствии с Положением о порядке передачи органам территориального общественного самоуправления отдельных муниципальных полномочий города об условиях и порядке их осуществления, контроля за их реализацией, утверждаемым городским Советом.

3. В бюджете города на текущий финансовый год отдельной статьей предусматриваются расходы на поддержку и развитие органов территориального общественного самоуправления.

4. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе городского Совета при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Статья 46. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных средств и бюджетных ассигнований, выделяемых органами городского самоуправления, а также за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности и добровольных взносов.

2. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с их уставами и программами социально - экономического развития соответствующих территорий.

Раздел V. Заключительные и переходные положения

Глава 14. Порядок принятия и изменения устава города а

Статья 47. Порядок принятия и вступления в силу Устава города

1. Устав города разрабатывается органами городского самоуправления города самостоятельно и принимается городским Советом 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Статья 48. Внесение изменений и дополнений в Устав города

1. Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав города могут вноситься группой депутатов городского Совета численностью не менее 1/5 от состава городского Совета, Мэром города Законодательным Собранием области, Губернатором области и по инициативе не менее 10% населения от числа жителей города обладающих избирательным правом.

2. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав города принимается городским Советом 2/3 голосов от установленного числа депутатов городского Совета.

3. Изменения и дополнения в Устав города подлежат обязательной государственной регистрации и вступают в силу с момента официального опубликования (обнародования).

^ Информационный лист участника

игры "Город"

Вы проживаете на территории муниципального образования – города. В течение выделенного времени Вам необходимо:

1. Для получения статуса города объединиться, оформив свое решение соответствующим протоколом собрания граждан.

2. После объединения на уровне города - получить у экспертов образец Устава города, обсудить его с целью внесения дополнений и изменений, обратив особое внимание на структуру органов местного самоуправления (указав примерный круг обязанностей и видов деятельности каждого из них, применительно к жизни в школе ученического актива, заполнив таблицу по образцу, приведенному ниже) – чем может и должен будет заниматься создаваемый орган местного самоуправления в вашем городе РЕАЛЬНО!!

^ Структура органов местного самоуправления

Решения по данному вопросу принимаются протоколом общего собрания жителей города с приложением списка дополнений и изменений в Устав и описания структуры органов местного самоуправления.

^ Основные итоги игры:

1. По оформлению статуса города:

Протокол общего собрания граждан об объединении в город;

^ 2. По изменения в Уставе и структура органов местного самоуправления:

Протокол общего собрания жителей города;

Список дополнений и изменений в Устав;

Описание структуры органов местного самоуправления.

Протокол

общего собрания граждан города " _________________"

от "___" _______________ 200 __ г.

Общее число членов собрания: __________ человек.

Повестка дня:



  1. __________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________

Слушали: (в произвольной форме перечисляются поступившие предложения, кратко записываются вопросы и ответы участников собрания).

Постановили:

1. __________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________

"за" - __________________________ человек;

"против" - ______________________ человек;

"воздержались" ___________________ человек;

Председатель собрания - __________________

Секретарь собрания - ______________

^ ТЕМА 2. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ

Обсудите с ребятами своего отряда ситуацию «Гусиная энциклопедия».

1) Обратите внимание, как летят гуси: так как каждая птица машет крыльями, это помогает подняться той, что летит сзади. Благодаря расположению клином дальность полета увеличивается более чем на 70 % по сравнению с путем, преодолеваемым одиноко летящей птицей.

Вывод: Люди, которые движутся вместе в одном направлении, могут добраться до цели быстрее и легче, получая подъем от других членов команды.

2) Всякий раз, когда гусь выпадает из стаи, он чувствует притяжение и сопротивляется попытке лететь одному, поэтому он быстро возвращается в стаю, чтобы воспользоваться возможностью подъема, которую предоставляет птица, летящая впереди.

Вывод: Разумно и целесообразно оставаться «в стае» с теми, кто знает, куда летим, и принимать их помощь, а также и самим помогать другим членам команды.

3) Когда ведущий гусь утомится, он возвращается назад в стаю, и другой гусь берет на себя его инициативу.

Вывод: Всей команде полезно меняться, выполняя трудную задачу, и разделять лидерство.

4) Гуси в конечной части клина гогочут, чтобы поддержать тех, кто впереди, и сохранить высокую скорость.

Вывод: Поддержите вашего лидера одобрительным гоготом - никому не нравится отсталый ведущий!

5) Если одного из гусей подстрелили или он почувствовал себя плохо, два других покидают стаю и сопровождают его на землю, чтобы помочь ему и защитить его. Они остаются с ним, пока он не сможет лететь дальше или не умрет.

^ Вывод: мы также должны быть вместе в трудные и счастливые времена.

Мораль. Природа - мастерская, и многие инструменты из этой мастерской могут быть нам полезны; у природы можно научиться многому, что пригодится в нашей жизни.

Ключевые термины

Команда – это сплоченная группа людей, характеризующаяся высокой степенью независимости и преследующая определенные цели. Команда сама определяет конкретную цель и способы ее достижения.

Основные принципы работы в команде:


  1. Члены команды объединены общими намерениями, задачами и целями.

  2. Члены команды взаимозависимы (они нуждаются друг в друге для достижения своей цели).

  3. Члены команды согласны с тем, что для достижения своей цели они должны эффективно работать вместе.

    ^ ТЕМА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

    По определению ведущего социолога В.А. Ядова: "Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных организаций и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения".

    Социологов интересуют социальные явления и процессы, происходящие как в отдельных группах, коллективах, регионах, так и в социальных слоях, в обществе в целом. Исследование социальных отношений на различных уровнях дает возможность обнаружить закономерности развития общественных систем и, что самое важное - предсказать основные тенденции их дальнейшего изменения, то есть, в определенном смысле, предвидеть будущее.

    Социологическое исследование помогает решать социальные проблемы отдельной территории, что является основной целью любого социального проекта молодежной общественной организации.

    Социологическое исследование включает несколько этапов.

    Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, так как полученный ранее материал является основой для последующих действий.

    ^ 1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей формулирование его цели, задач, гипотез, а также разработка анкеты. Кроме того, решаются организационные вопросы. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то уста­навливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься.

    ^ 2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: от­веты на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследова­теля в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др. Количество этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.

    ОПРОС - метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

    В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы:

    Face-to-face опросы (личные опросы):

    Опрос по месту жительства (квартирный опрос),

    -уличный (в т.ч. магазинный) опрос,

    Опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test),

    Дистанционные опросы:

    Телефонный опрос,

    Интернет-опрос,

    Анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).
    ^

    Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей


    Применение

    Может применяться для решения широкого круга маркетинговых задач.

    ^ Методика проведения

    Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в местах скопления потребителей.

    Достоинства уличного опроса

    Высокая скорость проведения опроса.

    Относительно низкая стоимость проведения опроса.

    Кроме того, при проведении опроса в местах продаж и/или опроса в местах скопления потребителей появляется возможность опросить некоторые специфические группы респондентов

    Недостатки уличного опроса

    Ограничения на продолжительность интервью (до 10 минут)

    Относительная сложность организации контроля за работой интервьюеров

    Сильное влияние погодных условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)

    Проводить опрос на улице не стоит в одиночку. Подойдя к потенциальному респонденту, представьтесь, как члены школы ученического актива, назовите свои имена, объясните цель проводимого опроса.

    Попросите человека уделить Вам несколько минут. Будьте внимательны к тем, кто согласился потратить свое время на ответы.

    Учитесь вежливо и тактично общаться с людьми. Помните, что анонимная форма опроса повышает искренность ответов, поэтому еще раз подчеркните, что фамилию и имя указывать необязательно. Когда будете изучать мнение окружающих, то не подсказывайте, не задавайте наводящих вопросов, не комментируйте. Ведь Вам важно выяснить именно их точку зрения.

    Суждения людей могут быть очень субъективными. Возможно, они не располагают необходимой информацией или имеют свои интересы. И это надо иметь в виду.

    Если у человека возникают вопросы по тексту анкеты, непонятен какой-либо конкретный пункт, спокойно и терпеливо объясните, что означает то или иное слово или все предложение. Помните, что у всех людей разный уровень образования и общей подготовки.

    Не забудьте поблагодарить за работу над анкетой (или за взятое интервью) всех, кто принял в этом участие.

    Если с Вами будут невежливы или откажутся отвечать на вопросы анкеты (разговаривать во время интервью), не переживайте - люди разные, им может быть некогда или плохое настроение. Нужно быть готовым и к этому. Извинитесь и пригласите принять участие в анкетировании (интервью) в следующий раз.

    ^ 3. Обработка данных. Полученный материал обрабаты­вается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследо­вания. Если предполагается ручная обработка, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки данных будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные - с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.

    ^ 4. Анализ данных и оформление выводов. После обрабо­тки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, доклад­ной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное - практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Это и есть социальный проект, реализуемый молодежным клубом или общественной организацией.

    При подготовке материала использовано

    Пособие Прутченкова А.С.

    Как изучить общественное мнение (практикум).

    ^ ТЕМА 4. СТРЕЛКА ПЛАНИРОВАНИЯ

    Сколько раз ты ловил себя на мысли, что все перевернулось с ног на голову из-за недостаточно продуманного плана действий?

    А сколько раз опускались руки от глобальности и неприступности так мешающей проблемы?

    На этих страницах ты познакомишься с методом, который позволит больше не допускать ничего подобного: перед тобой схема организации и планирования сколь угодно большого мероприятия или проекта – стрелка планирования.


    1. Как это ни банально, начать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, а в будущем это поможет сориентироваться тем, кто не сможет не опоздать, и тебе самому, если на планирование уйдет больше одного захода. Возьмем для примера составление плана новогоднего вечера в организации.

    1. Находясь на следующей ступени, важно определить, чего же мы, собственно, хотим, точнее, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта, к планированию которого мы только приступаем – то есть, сформулировать видение . Надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того как план будет приведен в исполнение. Самая подходящая формулировка – это описание ситуации после осуществления проекта, скажем:
    Вечер стал запоминающимся событием, настоящим праздником. Все прекрасно провели время и отдохнули.

    1. Теперь, имея четко сформулированные видение и достоинства проекта, можно приступать к расписыванию целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить её общие направления. Цели не должны быть очень конкретными, их задача – описывать «конечные точки» нашего плана. Речи о конкретных подробностях выполнения пока не идет. Это делается для того, чтобы думая об общем, ничего не упустить – как в оглавлении книги:

    • организовать хорошее шоу

    • обеспечить безопасность

    • решить вопросы с музыкой

    • хорошо поесть

    1. Теперь, обговорив общие цели, самое время начать их конкретизировать. Поле «задачи » и предназначено для того, чтобы в нем конкретно расписать все составляющие каждого из пунктов предыдущего поля. Разница будет в том, что теперь от нас потребуется определить действия необходимые для выполнения поставленных целей. Как ты понимаешь, количество идей растёт, так что мы попробуем расписать лишь по несколько задач для первых двух целей. К примеру, для организации шоу необходимо:

    • составить подробный сценарий

    • найти ведущих

    • пригласить какую-нибудь знаменитость

    • прикинуть бюджет

    1. А теперь на время прервём наметившееся развитие событий и задумаемся об обстановке, в которой нам предстоит работать. В первую очередь речь пойдет о наших ресурсах, то есть, о том, что уже есть в нашем распоряжении. Это исключительно важно, чтобы потом не делать лишнего. Например, если потребуется пойти зачем-либо к директору крупной фирмы, надо будет сначала договориться о встрече, основательно подготовиться к разговору и перепробовать массу всевозможных уловок, чтобы добиться от него того, что вам нужно. Если же в вашей группе есть человек, который с этим директором на дружеской ноге, потребуется лишь один звонок. Такой человек – один из ваших ресурсов. В качестве ресурсов могут также выступать время, добровольные помощники и т.п. В нашем примере:

    • Время

    • Петр – муж директора магазина

    • Мария знакома с солистом популярной группы

    1. Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля «критические факторы успеха », чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает, то, что важно настолько же, насколько человеку – любой из его органов. Среди критических факторов успеха могут быть согласие властей, наличие некоторого минимума людей, денег и т.д. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть всё упомянутое в этих полях. Например:

    • определённое количество денег

    • координаторы – ответственные по основным направлениям

    • не менее месяца на подготовку

    7. Рядом есть и поле «препятствия ». Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идет речь, перестала бы иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия мы бессильны…

    Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха:


    • нежелание генерального директора разрешать проведение дискотеки

    • очень холодная погода (- 40)

    8. Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». Оно является самым главным. В нем по очереди берётся каждый пункт задач и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий. Возьмем для примера «Пригласить знаменитость»:


    • попросить у Марии телефон знаменитости Василий 15марта 18:00

    • позвонить знаменитости и предложить участие Василий 15 марта 18:30

    • узнать ответ и обговорить финансовую сторону Василий 16 марта 18:30

    • окончательно договориться и назначить
    последний звонок Василий 20 марта

    В примере не случайно один и тот же Василий отвечает за все шаги. Это связано с самой процедурой заполнения графы заданий. Она такова:

    Ты уже, наверное, заметил, что поле «задания » представляет из себя не что иное, как таблицу для детального планирования. Таблица включает в себя графы что, кто и когда . Ведущий проводит мозговой штурм того, что необходимо сделать, и записывает идеи в графу что ; а участники собрания выбирают для себя выполнение той или иной задачи, и, записавшись в графу кто, автоматически становятся ответственными и расписывают детальной порядок действий выбранной задачи.

    Итак, стрелка заполнена! И с таким детальным планированием нам просто гарантирован успех!

    ^ ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ

    Вожатому очень важно уметь

    управлять своим временим.

    Какие именно проблемы со временем у Вас возникают?

    Выполним следующий тест. На вопросы отвечать нужно «да» или «нет».

    Тест

    1. Занимает ли работа так много времени в течение недели, что Вам трудно найти время на что-либо еще?


    1. Случается ли так, что Вы слишком заняты работой, чтобы найти время для планирования?

    2. Много ли времени Вы проводите, занимаясь «неблагодарными» делами?

    3. Часто ли Вы утопаете в море мелких, но срочных дел?

    4. Нашлось ли у Вас время определить долгосрочные цели Вашей жизни?

    5. Установили ли Вы приоритеты среди многочисленных целей и задач?

    6. Удается ли Вам следовать приоритетам, определенным для ежедневных и еженедельных задач?

    7. Являются ли действительно реальными сроки, которые устанавливаются для выполнения заданий?

    8. Удовлетворяет ли Вас тот факт, что Вам удалось делегировать (поручить другим) значительное количество задач?

МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Автор: Комарова Галина Михайловна
– педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория.
2015
Игра «Строим Дом самоуправления»
Цель: поддержка и развитие самостоятельности старшеклассников в школьных объединениях.Задачи: -формирование навыков коллективной деятельности;-формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;-обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;-создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.Участники: коллектив старшеклассников в количестве 10 человек.Для игры необходимо:" пять одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);" пять листов ватмана;" клей, скотч, ножницы;" маркеры, фломастеры; клей маркерыПодготовка к игре.
Написать на 6 листах каждого комплекта белой бумаги напечатаны слова: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело"; два листа остаются недописанными;10 листов цветной бумаги для кирпичей строительство дома
на листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Описание игры.1этап (5-7 минут). ПрелюдияВедущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление
Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.
Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.
Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.
Сейчас всей группой вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

2 этап (10 минут). Основная частьВедущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.Затем ведущий предлагает разделиться
Ребятам выдается маркер, «кирпичики», на стенде прикреплен плакат с контурами дома. На который наклеиваются кирпичики, и «строится» Дом самоуправления.
Самое главное условие: Вы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство.
Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:"Архитектор,
" конструктор", споэктирует ватмана наш проект;" Журналист", который будет вести обсуждение;" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.
" Прораб" который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе
Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики – слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие
3 этап Кульминация. "Защита проекта "Дом самоуправления".
Группа защищает свой проект, и объяснят, почему они расположили так, а не иначе кирпичики.Итак, Дом самоуправления построен! А вот какую мы выберем модель самоуправления, давайте посмотрим!
Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м – «самокритичность», а мешают дому счастливо жить – «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу и окна доброжелательность и взаимопонимание

4этап Итог игрыДетское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.Когда сами дети:- определяют проблему;- ищут пути ее решения;- принимают решения;- организуются для ее реализации.

12.10.2009

Подробно:

В Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Ивановича Менделеева состоялась деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления».
Игра проводилась в рамках цикла совместных мероприятий библиотеки и избирательной комиссии Тюменской области по повышению правовой культуры молодежи. Главная ее цель - поддержать развитие молодежных самоуправленческих объединений, повысить правовую информированность молодежи, научить ребят навыку бесконфликтного общения и коллективной деятельности. В мероприятии приняли участие актив совета школы № 50 «Ребячья республика» и совет старшеклассников этой же школы.

Перед началом игры школьников провели по зданию библиотеки. Не скрывая свое восторга и восхищения, они интересовались ее возможностями, спрашивали о крепости стеклянных перегородок и дверей, о платных услугах. И, разумеется, пожелали записаться в библиотеку и получить электронный читательский билет.

Игра проходила в конференц-зале библиотеки. Ее участники разделились на две команды, каждая из которых должна была построить символический дом самоуправления. Его обязательные составляющие - фундамент, два этажа, крыша, труба. А для более эффективного строительства каждая из команд выбрала конструкторов, журналистов, референтов. «Конструкторы» должны были заниматься оформлением Дома, «Журналисты» - вести обсуждение, «Референты» - писать обоснование закладки каждого кирпичика. В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики - слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие.

Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м - «самокритичность», а мешают дому счастливо жить - «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу.

После защиты проектов самым активным строителям - десятиклассницам Екатерине Шамаровой и Марии Мусихиной вручили поощрительные призы, все команды за участие в игре получили грамоты, а игроки - подарки. Ребята выступили с предложением провести такую игру среди тюменских школ.



Просмотров