День медицинской службы вс рф. Организационная структура медицинской службы вс рф, медицинские подразделения, части и учреждения

Реферат на тему:


ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВС РФ В ВОЕННОЕ И МИРНОЕ ВРЕМЯ

Медицинская служба ВС РФ - штатная организация в составе вооруженных сил, предназначенная для осуществления специальных мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья личного состава вооруженных сил.

Задачи, стоящие перед медицинской службой, решаются путем проведения комплекса различных по цели и содержанию мероприятий. В военное время на медицинскую службу возлагаются следующие задачи:

1. Организация и проведение системы мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, их лечению с целью быстрейшего восстановления боеспособности и трудоспособности.

2. Проведение мероприятий медицинской службы по защите личного состава войск, а также защита раненых и больных, частей и учреждений медицинской службы от оружия массового поражения.

3. Предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди личного состава войск.

4. Систематический санитарный надзор за жизнью, бытом и боевой деятельностью войск (сил флота) с целью сохранения и укрепления здоровья военнослужащих.

5. Изучение особенностей возникновения и течения боевых поражений и заболеваний, а также изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения в различных условиях боевой деятельности войск.

В повышении боевой готовности ВС РФ важная роль принадлежит медицинской службе. Современные вооруженные конфликты с использованием современной техники и вооружения сопровождались высокими санитарными и безвозвратными потерями. Ресурсы государства по пополнению личного состава не беспредельны. Об этом свидетельствуют широкомасштабные военные конфликты и мировые войны. В этих условиях в вооруженной борьбе все большее значение приобретали возвращаемые в строй раненые и больные. Так в годы Великой Отечественной Войны эта задача решалась успешно, в строй было возвращено 72,3% раненых и 90,6% больных.

Вместе с тем, не следует забывать, что за каждым процентом уменьшения летальности стоят тысячи спасенных человеческих жизней. Поэтому, восстановление боеспособности раненых и больных и максимальное уменьшение инвалидности среди них имеют огромное значение и являются исключительно важной задачей медицинской службы.

Успех решения этой задачи во многом определяется:

Умелой организацией лечебно-эвакуационных мероприятий в войсках, слаженной деятельностью всех звеньев медицинской службы (от санитарных инструкторов до врачей специализированных лечебных учреждений госпитальных баз) и подразумевает:

Систематическое изучение текущего опыта организации медицинского обеспечения войск;

Обеспечение высокой боевой готовности сил и средств медицинской службы, укомплектование ее личным составом, техникой и медицинским имуществом;

Способность действовать в любой обстановке, в любое время года и суток;

Участие в укомплектовании Вооруженных Сил РФ здоровым пополнением;

Подготовка кадров медицинского состава ВС РФ и повышение квалификации личного состава медицинской службы;

В условиях современной войны, когда велика угроза применения противником различных видов оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое), не меньшее значение имеют мероприятия медицинской службы по защите личного состава от этого оружия. Их целью является предупреждение или максимальное ослабление действия поражающих факторов путем применения специальных медицинских средств. Особенностью деятельности медицинской службы в условиях применения противником оружия массового поражения является то, что она вынуждена работать в двух направлениях. Одно из них - это восстановления боеспособности личного состава войск, с другой - комплекс мероприятий по поддержанию живучести и работоспособности частей и учреждений медицинской службы, проводимые в интересах исключения или максимального уменьшения потерь их личного состава, имущества, транспорта, а также повторных поражений раненых и больных, находящихся на этапах медицинской эвакуации.

Выполнение мероприятий по защите личного состава войск и медицинских учреждений предусматривает:

Обеспечение личного состава войск и медицинских учреждений средствами медицинской зашиты, создание запасов этих средств;

Участие в обучении личного состава способам защиты и пользованию индивидуальными медицинскими средствами защиты, а также выполнение лечебно-эвакуационных мероприятий в очаге;

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

Участие в прогнозировании последствий биологического нападения;

Участие в разработке плана защиты личного состава войск от ОМП;

Выделение сил и средств медицинской службы для участия в работах по ликвидации последствий применения ОМП;

Участие в морально-психологической подготовке войск;

Все мероприятия по защите личного состава войск медицинских учреждений проводятся в тесном взаимодействии с другими службами (химическая, разведывательная, инженерная и др.) на основе единого плана, утвержденного командованием.

Чрезвычайно ответственна задача медицинской службы по предупреждению возникновения и распространения заболеваний в войсках. Известно, что в годы Великой Отечественной войны в вооруженных силах не было крупных вспышек инфекционных заболеваний, что явилось, прежде всего, результатом рационально построенной и четко проводимой системой противоэпидемического обеспечения войск.

В современной войне в связи с возможностью применения противником биологического оружия, предупреждения возникновения и распространения заболеваний среди личного состава становится задачей еще более сложной, чем в прошлом. Поэтому сохранение эпидемического благополучия действующей армии может быть достигнуто только при наличии эффективной системы противоэпидемических мероприятий. Они включают комплекс мероприятий проводимых медицинской службой:

Медицинский контроль за прибывающим пополнением;

Выявление лиц, подвергшихся риску заражения, а также с хроническими формами инфекционных заболеваний;

Раннее выявление и изоляцию инфекционных больных, соблюдение мер, предотвращающих рассеивание инфекции при их эвакуации на последующие этапы медицинской эвакуации;

Профилактические прививки и общую профилактику по эпидемическим показаниям;

Дезинфекция, дезинсекция дератизация в эпидемических очагах;

Санитарно-просветительская работа.

Все эти мероприятия проводятся всеми звеньями медицинской службы, а также специализированными учреждениями (СЭЛ - дивизий, СЭО армии и фронта), которые способны провести все виды исследований в том числе проведение индикации бактериальных средств в продуктах питания, воде, почве, воздухе по расширенной схеме в короткие сроки. А также проведение обсервационных и карантинных мероприятий в войсках в полном объеме.

В современных условиях технический прогресс сопровождается появлением ряда новых или усилением воздействия ранее известных факторов, способных отрицательно влиять на здоровье человека. К числу первых следует отнести, например, биологическое воздействие ионизирующих и неионизируюших излучений, и ряда новых химических соединений и продуктов их превращения и т.д.; ко вторым

Шумы, ускорения, вибрации и др. Возможно также сочетанное воздействие нескольких факторов. Возрастает значение санитарного надзора за выполнением санитарных норм и правил.

Эти мероприятия проводятся, как правило, в едином комплексе с привлечением командиров, их заместителей, начальников служб с целью профилактики заболеваний, укрепления здоровья и повышения боеспособности личного состава. На медицинскую службу возлагаются:

Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава;

Санитарный надзор за питанием, водоснабжением, размещением войск, условиями военного труда, банно-прачечным обслуживанием, соблюдением правил личной и коллективной гигиены;

Контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований при захоронением погибших военнослужащих;

Участие в разведке источников воды, экспертиза воды и продовольствия;

Гигиеническое воспитание военнослужащих.

История военной медицины свидетельствует о том, что во всякой новой войне медицинское обеспечение вооруженных сил может быть успешным лишь в том случае, если и в военное время продолжается интенсивная разработка проблем военной медицины, а в практику внедряются новейшие научные достижения. В условиях стремительного научно-технического прогресса это требование особенно актуально. Но разработка и проведение научно-обоснованных мероприятий по совершенствованию системы и способов медицинского обеспечения войск в современной войне невозможно без систематического изучения боевых поражений, а также опыта организации медицинского обеспечения в различных условиях боевой деятельности войск. Как видно из содержания задачи, ее следует разделить на две части:

Первая - необходимость изучения боевой патологии - причин и механизма развития поражений, их течения, лечения, осложнений и исходов, а также величины и структуры санитарных потерь.

Вторая - систематическое изучение текущего опыта организации медицинского обеспечения. Формы и методы медицинского обеспечения вооруженных сил находятся в зависимости от технического оснащения армии, способов ведения боевых действий.

Рассмотренные задачи определяют содержанием составных частей, из которых складывается медицинское обеспечение войск в целом. Оно включает:

Лечебно-эвакуационные мероприятия;

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

Мероприятия медицинской службы по защите личного состава от оружия массового поражения;

Обеспечение медицинским имуществом и управление медицинской службой.

УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК

В военное время условия деятельности медицинской службы определяются рядом факторов, оказывающих влияние на организацию медицинского обеспечения войск. Умение выявить эти факторы, определить степень и характер их воздействия и найти рациональные организационные формы для успешного решения задач, должно быть решающим качеством личного состава медицинской службы и начальников всех степеней.

Наибольшее существенное влияние на медицинское обеспечение войск окажут:

1. Масштабы войны, средства ее ведения и способы ее развязывания. По масштабам возможны войны:

Мировая - с участием значительной части государств;

Локальные - два или несколько государств.

2. Средства ведения войны.

С применением средств массового поражения или с применением только

обычных средств заражения.

Очень важно подчеркнуть, что война может начаться сразу с применением всех

видов оружия.

Отсюда возникает необходимость, чтобы силы и средства медицинской службы,

равно и способы их применения могли обеспечить успешное решение задач по

медицинскому обеспечению в любых условиях.

3. Возможность возникновения массовых санитарных потерь в короткие сроки. Разнообразие, тяжесть и массовость санитарных потерь возлагает на медицинскую службу большое число сложных проблем:

Заблаговременная подготовка соответствующих специалистов;

Создание новых типов медицинских учреждений;

Введение на оснащение новых образцов аппаратуры, лекарственных средств и т.д.

Медицинская служба вынуждена одновременно заниматься восстановлением своей боеспособности и принимать участие в оказании медицинской помощи раненым и пораженным. Особенно большие трудности медицинская служба будет испытывать при внезапном начале ядерной войны, т.к. будет располагать коротким временем для развертывания своих сил и средств. Поэтому возникает значительный разрыв между огромным фактическим объемом работы и ограниченными средствами для его выполнения.

4. Возрастание опасности возникновения и распространения инфекционных заболеваний в войсках.

Применение различных видов вооружения массового поражения создаст предпосылки для ухудшения санитарно-эпидемического состояния войск и районов их действия и расположения. Это связано не только с возможностью применения биологического оружия, но и ухудшением санитарных условий в тыловой полосе действующей армии связанное с разрушениями санитарно-технических и других коммунальных сооружении.

5. Увеличение тактической и оперативной подвижности и маневренности войск, скоротечности боя, более глубокие задачи.

В этих условиях медицинская служба должна быть высокоподвижной, живучей (способность быстро восстановить свои силы) и управляемой.

6. Совершенствование обычных средств поражения (зажигательные смеси, боеприпасы объемного взрыва и др.).

Потребует от медицинской службы учитывать особенности структуры потерь и характер поражений и применение эффективных мер медицинской помощи с учетом современной боевой патологии. Перечисленные факторы, определяющие условия деятельности медицинской службы, можно отнести к оперативно - тактическим.

К факторам оперативно-стратегического значения, которые могут оказать влияние на деятельность медицинской службы можно отнести:

Экономический потенциал страны;

Уровень развития военной науки;

Уровень развития медицины и военной медицины в частности.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВС РФ, МЕДИЦИНСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЧАСТИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

Общее руководство медицинской службой в ВС РФ осуществляет заместитель министра обороны - начальник Тыла ВС РФ. Ему непосредственно подчиняется начальник медицинской службы ВС РФ- начальник Главного Военно-медицинского управления. В свою очередь начальнику ГВМУ подчиняются по специальным вопросам медицинского обеспечения войск начальники медицинской службы видов ВС РФ. В его полном непосредственном подчинении находятся центральные военно-медицинские учреждения.

Такой же порядок подчиненности и управления силами и средствами медицинской службы установлен во всех последующих ее звеньях - фронтовом, армейском, в войсковых соединениях и частях. При этом начальники медицинской службы фронта и армии имеют в своем распоряжении соответствующие органы управления, в составе которых предусмотрены должности главных специалистов по основным отраслям военной медицины - хирурга, терапевта, токсиколога, эпидемиолога и др.

Существенным требованием к организационному построению медицинской службы является взаимозаменяемость отдельных ее подразделений и частей, что обеспечивается наличием однотипных по их основным задачам формирований, например ОМедБ дивизии и ОМБ армии и фронта. Это способствует повышению живучести систем медицинского обеспечения.

Для оказания полного объема медицинской помощи медицинская служба располагает следующими медицинскими формированиями.

Подразделения медицинской службы - такие формирования, которые включены в состав войсковых частей. К ним относятся - МП (МР) батальона, МП (МБ) полка.

Части и учреждения медицинской службы являются самостоятельными медицинскими формированиями, которые включены в состав войсковых соединений, оперативных (общевойсковые армии, армейские корпуса) и оперативно-стратегических (фронт) объединений или находятся в непосредственном подчинении начальника ГВМУ или начальников медицинской службы видов и родов войск. К таким формированиям относятся: ОМедБ дивизий, ОМО, госпитали, санитарно-транспортные части, противоэпидемические учреждения и др.

К личному составу медицинской службы относятся следующие категории военнослужащих:

Врачебный состав - укомплектован кадровыми военными врачами и врачами запаса. Военные врачи работающие в составе медицинской службы частей и соединений, принято называть войсковыми врачами. В числе врачей медицинской службы соединений предусмотрены по штату организаторы, хирурги, терапевты, стоматологи и т.д. В составе армейских и фронтовых частей и учреждений медицинской службы имеются врачи по всем основным медицинским специальностям.

Средний медицинский персонал - предназначен для укомплектования штатных должностей фельдшеров и медицинских сестер. Военные фельдшера назначаются на должности начальников МПБ, отделений сбора и эвакуации раненых, а также на должности среднего медицинского состава в медицинских пунктах и учреждениях. На должности санитарных инструкторов в ротах, МПБ, МПП и в другие медицинские учреждения назначаются военнослужащие, получившие краткосрочную подготовку в специальных учебных подразделениях.

Младший медицинский состав, представлен санитарами и водителями машин. Они комплектуются военнослужащими рядового состава.

Провизоры и фармацевты, организуют и осуществляют снабжение медицинским имуществом и медицинской техникой.

Военнослужащие, выполняющие командные хозяйственные и технические функции в медицинских учреждениях (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовые).

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие о чрезвычайной ситуации. Задачи военной медицины в общегосударственной системе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.

2. Особенности проведения лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Предназначение, структура медицинских формирований МО РФ -развертывание и организация работы. Принципы их использования.

4. Особенности работы МОСН в строгом противо-эпидемическом режиме.

5. Заключение.

Землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы и другие стихийные бедствия каждые десять лет уносят один миллион человеческих жизней и миллионы людей оставляют без крова. Они наносят громадный материальный ущерб и ущерб, который нельзя оценить никакими деньгами,- он связан с потерей здоровья, жизни, работы, надежд на будущее.

Трагический опыт, полученный в Чернобыле и при других крупных авариях, явился основанием для создания Министерства РФ по делам гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в 1992 году, которое осуществляет общее руководство созданием функционированием и дальнейшим развитием Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем именуемой РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) функционально объединяющие службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС России, МЕД России и других федеральных органов исполнительной власти предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В свою очередь служба медицины катастроф Мин. обороны РФ была сформирована в соответствии с приказом МО СССР № 214, а также директивой начальника ЦВМУ № ДМ-19 от 1990 года. В этой связи в военно-медицинских учреждениях были созданы врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи, а в крупных военных госпиталях- бригады специализированной

медицинской помощи, а также - Медицинские отряды специального назначения (МОСН, подвижные реанимационно - операционные комплексы (ПРОК))

На базе Главного военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко был создан Всеармейский центр медицины катастроф.

ПОНЯТИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ В ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Авария - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного и транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде.

Катастрофа - это внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей,разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

В интересах здравоохранения (медицинской службы) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в неотложных мероприятиях медицинской помощи, превосходит возможности своевременного ее оказания силами и средствами местного здравоохранения (службы), и требуется привлечение их из вне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала.

Задачи военной медицины в общегосударственной системе ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций в мирное время можно разделить условно на три этапа:

I этап - до возникновения чрезвычайной ситуации;

II этап - по сигналам оповещения возникающей или возникшей чрезвычайной ситуации;

III этап - при ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации.

Задачи на 1 этапе:

1. создание и обеспечение работы медицинских формирований Министерства обороны РФ (врачебно-сестринских бригад, МОСН, ПРОК, бригад специализированной медицинской помощи) на различных уровнях;

2. создание и обеспечение работы клинических баз Всеармейской службы медицины катастроф (ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, клиническая база Военно - медицинской академии г. Санкт-Петербург, окружные клинические военные госпитали в городах - г.Санкт-Петербург, г.Подольск, г.Красногорск, г. Ростов-на-Дону, г. Самара, г. Екатеринбург, г.Новосибирск, г. Чита, г.Хабаровск, г.Североморск, г.Калининград, г. Владивосток.

3. совершенствование системы планирования и управления Всеармейской службы медицины катастроф, обеспечение готовности указанной службы к работе в чрезвычайных условиях.

4. организация взаимодействия всех сил службы медицины катастроф МО РФ с Всероссийской службой медицины катастроф (ВСМК) РФ.

5. создание, развитие и совершенствование автоматизированной информационной управляющей системы службы медицины катастроф.

6. подготовка и переподготовка кадров службы медицины катастроф.

7. создание запасов медицинского имущества медицинских формирований МО РФ на различных уровнях.

Задача на II этапе:

1. своевременный сбор и прибытие в назначенный район медицинских формирований.

Задачи на III этапе:

1. прием, регистрация и медицинская сортировка раненых и больных;

2. оказание медицинской помощи в объеме установленном начальником ГВМУ МО РФ.

3. подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации в специализированные лечебные учреждения МО РФ и других министерств и ведомств;

4. временная госпитализация и лечение нетранспортабельных;

5. хозяйственно-бытовое обслуживание пострадавших (размещение, питание, уход);

6. ведение учета и представления установленной отчетности, сбор материалов и обобщение опыта работы формирования.


ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В основу организации медицинской помощи населению в случаях катастроф и аварий в мирное время положена система двухэтапного лечебно-эвакуационного обеспечения с эвакуацией по назначению.

Идея заключается в том чтобы обеспечить оказание первой медицинской или первой врачебной помощи в очаге или вблизи него с подготовкой к эвакуации пострадавших в близлежащие стационарные лечебные учреждения - первый этап (догоспитальный). Планируется, что в очаге помощь будут оказывать само население, санитарной дружины, служба - «03» МЗ РФ, а также врачебно-сестринские бригады ближайших учреждений различных ведомств (МВД, МЧС, МГТС и других, в том числе и Мин. обороны).

Затем раненых предусматривается доставлять в ближайшие стационарные учреждения с оказанием им квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечения до окончательного исхода и реабилитация - второй этап.

На втором (госпитальном) этапе медицинской эвакуации задействованы силы и средства:

Стационарные лечебные учреждения различных ведомств (МЗ РФ; МО РФ; МПС РФ и других);

МОСН МОРФ; (с входящим в него ПРОК)

Территориальные и региональные центры медицины катастроф с клиническими базами;

Бригады специализированной медицинской помощи (различных ведомств).


ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МО РФ, (РАЗВЕРТЫВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ. ПРИНЦИПЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)

Для работы в очаге или на его границе, то есть на первом (догоспитальном) этапе предназначены - врачебно-сестринские бригады. Состав бригады - врач, две медсестры, водитель-санитар и оснащение необходимое для оказания первой врачебной помощи и подготовки пострадавших к транспортировке на второй этап медицинской эвакуации.

Создаются врачебно-сестринские бригады на базе гарнизонных госпиталей:

До 100 коек -1 бригада;

До 200 коек - 1-2 бригады;

Свыше 200 коек - 2-3 бригады.

Бригада работает на временном пункте сбора пострадавших (ПСП), функциональная активность довольно ограничена, продолжительность работы в сутки до 16 часов, за это время помощь может быть оказана до 50 пострадавшим, затрачивая на одного пострадавшего до 20 минут.

Для работы на втором этапе (госпитальном) медицинской эвакуации

задействованы силы и средства МО РФ:

1. бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).

2. МОСН; (и входящий в него подвижный реанимационно -операционный комплекс (ПРОК));

На этом этапе медицинской эвакуации оказывается квалифицированная и специализированная медицинская помощь.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) создаются на базе лечебных учреждений с коечной емкостью 500 и выше..

В соответствии с руководящими документами предлагается создание БСМП следующего профиля:

Хирургические;

Ожоговые;

Травматологические;

Нейрохирургические;

Токсико-терапевтические;

Психиатрические;

И другие.

Каждая бригада в составе 2-3 врачей и 5-6 средних и младших работников. Эти бригады являются средством усиления стационарных лечебных учреждений (отделений).

Бригады оснащаются комплектами медицинского имущества, позволяющими им самостоятельно развернуться и работать на базе любого стационара из расчета оказания за 12 часов медицинской помощи -100 пораженным.

Существенное место в оказании медицинской помощи при стихийных бедствиях и катастрофах отводится МОСН, в построении которого заложены модульный принцип и возможность автономной работы.

МОСН создан на базе окружных военных клинических госпиталей в городах (г.Хабаровск, г.Чита, г.Красногорск, г.Новосибирск, г.Екатеринбург, г.Самара, г.Подольск, г. Санкт-Петербург, г.Ростов-на-Дону).

На медицинские отряды специального назначения возлагаются следующие задачи:

1. Своевременный сбор, прибытие в назначенный район;

2. Прием, регистрация и медицинская сортировка раненых и больных;

3. Оказание квалифицированной медицинской помощи по неотложным показаниям или в объеме установленном Начальником ГВМУ МО РФ;

4. Подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации в специализированные лечебные учреждения ВС и других министерств и ведомств;

5. Временная госпитализация и лечение нетранспортабельных;

6. Хозяйственно-бытовое обслуживание пострадавших (размещение, питание, уход);

7. Ведение учета и представление установленной отчетности, сбор материалов и обобщение опыта работы отряда;

8. Усиление (специализация) лечебных учреждений (отделений) расположенных в районе (зоне) катастрофы.

В состав отряда (МОСН) входит: а. Постоянная часть:

1. управление (командование, медицинская часть, отделение материально-технического обеспечения, финансовое отделение);

2. основные подразделения (приемно-сортировочное отделение, хирургическое отделение, отделение анестезиологии и интенсивной терапии, госпитальное отделение на 100 коек, лабораторное отделение, кабинеты- рентгеновский, детоксикации, гипербарической оксигенации, отделение заготовки и переливания крови, медицинский взвод);

3. подразделения обеспечения и обслуживания (аптека, взвод материального обеспечения, автомобильный взвод, отделение связи и энергоснабжения, столовая, склады), б. Переменная часть:

Медицинские группы (нейрохирургическая, травматологическая, общехирургическая, ожоговая, токсикологическая, радиологическая, психо­неврологическая, инфекционных болезней, восстановительного лечения) формируются в зависимости от обстановки и поставленных задач и имеющие соответствующее оснащение.

В штате (постоянной части) отряда:

Личного состава - 114 человек, в том числе - 20 врачей. При
развертывании отряда в полевых условиях предусмотрено:

Палатки - УСБ -56- 22 штуки;

Палатки - УСТ-56- 14 штук.

По штату отряду положено медицинское имущество и медицинская техника для оказания квалифицированной медицинской помощи уложенное в комплекты, наборы для работы в течение 2-3 месяцев.

Для развертывания операционного блока и отделения реанимации и интенсивной терапии используется подвижный реанимационно-операционный комплекс (ПРОК), состоящий из 4-модулей, развернутых в специальных кузовах -фургонах автопоездов «Урал».

Комплекс является мобильным, высокопроходимым медицинским подразделением, способным своевременно прибыть в район возникновения чрезвычайной ситуации и обеспечить пострадавшим оказание неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи.

Пропускная способность ПРОК за 16 часов работы - до 100 пострадавших, в том числе 10-12 человек, нуждающихся в сложных (полостных) оперативных вмешательствах и 10-14 нуждающихся в проведении полного комплекса противошоковых мероприятий. Время развертывания ПРОК на местности и готовность к приему пострадавших составляет 30 минут.

Запасы медицинского имущества позволяют обеспечить автономную работу комплекса в течении 3-5 суток.

Более универсальный -мобильный лечебно-диагностический комплекс - МЛДК представленный пятью функциональными модулями, смонтированных в кузовах-фургонах на шасси автомобиля МАЗ-543. Развертывается на местности в течении 30-60 минут. Обеспечивает оказание квалифицированной хирургической помощи по неотложным показаниям - 100-120 пострадавших в сутки, включая проведение 60-72 оперативных вмешательств, проведение противошоковых мероприятий 20-30 пострадавшим и мероприятий интенсивной терапии с применением метода экстракорпоральной детоксикации - 20-24 пострадавшим.

Максимальная продолжительность непрерывной работы МЛДК в автономном режиме до Зх суток.

Структура МДЛК состоит из 5 модулей: диагностический; операционный; перевязочный; детоксикации; интенсивной терапии.

Своим ходом МЛДК может выдвигаться на расстояние 300-350 км, авиационным транспортом до 4000 км.

Структура МЛДК расчитана на прием и оказание первой врачебной помощи, квалифицированной и специализированной медицинской помощи - 300 пострадавшим в сутки.

Сразу же после возникновения катастрофы в район бедствия убывает постоянная часть отряда и те специализированные группы, состав которых соответствует предполагаемому характеру поражения в очаге. Отряд способен принять и оказать медицинскую помощь 500 пострадавшим в сутки. За 16 часов работы может быть выполнено до 60-80 сложных хирургических вмешательств.

Очень важно, что личный состав отрядов постоянно работает на базе окружных клинических и крупных военных госпиталей, то есть имеет высокую профессиональную подготовку.

Принципы использования медицинских формирований МО РФ в чрезвычайных ситуациях мирного времени:

1. служба медицины катастроф носит государственный и приоритетный характер (обеспечивается постановлениями правительства и федеральными законами);

2. опора на существующую сеть медицинских учреждений территориального и ведомственного здравоохранения;

3. принцип единоначалия руководства медицинскими формированиями;

4. принцип оправданного риска и обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

5. принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МОСН В СТРОГОМ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Строгий противоэпидемический режим работы МОСН включает:

1. выделение при медицинской сортировке раненых и больных с клиническими проявлениями инфекционного заболевания или подозрительных на это заболевание, прием и оказание им медицинской помощи в специально выделенном изоляционном (инфекционном) отделении;

2. полную санитарную обработку всех поступающих из очага биологического

заражения в двух отделениях санитарной обработки:

а. Для лиц имеющих признаки инфекционного заболевания или подозрительных на это заболевание; б. Для раненых и больных, бывших в контакте с инфекционными больными;

3. временное прекращение эвакуации раненых и больных из МОСН до установления вида возбудителя;

4. расширение в связи с этим объема медицинской помощи;

5. прекращение приема раненых и больных из районов чрезвычайной ситуации, где нет инфекционных больных;

6. проведение экстренной (общей), а после установления вида возбудителя - и специфической (специальной) профилактики всем раненым (больным) и личному составу МОСН;

7. применение личным составом, работающим в изоляционном отделении, средств индивидуальной защиты (ПЧО);

8. развертывание санитарного пропускника для персонала, работающего в изоляционном и обсервационном отделениях;

9. обеззараживание санитарного транспорта, носилок и всех предметов, использованных для доставки пораженных;

10. систематическое проведение текущей дезинфекции, а после снятия строгого противоэпидемического режима - тщательной заключительной дезинфекции всего имущества и полной санитарной обработки личного состава МОСН. Все изложенное вызывает необходимость определенных изменений схемы развертывания и организации работы МОСН.

Прежде всего, должна быть обеспечена возможность деления всех поступающих на два потока.

1-й поток - лица, не имеющие клинических проявлений инфекционных заболеваний;

2-й поток - все раненые и больные с клиническими проявлениями такого заболевания или подозрительные на это заболевание. В МОСН создается два самостоятельных отделения:

Изоляционное (инфекционное);

Обсервационное.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От буйства стихий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов пострадали десятки, сотни тысяч наших граждан. Облегчить трагическую участь людей, достойно защитить их от жестоких последствий землетрясений, циклонов, радиационных дождей, войны - эту миссию взяло на себя государство и созданная Всероссийская служба медицины катастроф.

Каждый врач вне зависимости военный или гражданский обязан изучать поражающие факторы чрезвычайных ситуаций мирного времени, твердо знать способы, средства и организацию защиты от них.

Медицинская служба вооружённых сил - специальная служба, осуществляющая охрану здоровья военнослужащих и мед. обеспечение войск в условиях мирного и военного времени.

На медицинскую службу вооружённыхв мирное время возлагается: а) охрана и укрепление здоровья личного состава Вооруженных Сил путем осуществления комплекса лечебно-профилактических мероприятий, проводимых с учетом особенностей труда и быта военнослужащих; б) сохранение санитарного благополучия в войсках и предупреждение заболеваний, прежде всего эпидемических, путем систематического проведения целенаправленных санитарногигиенических и противоэпидемических мероприятий; в) обучение военнослужащих приемам и способам оказания первой медпомощи при ранениях (боевых поражениях) и заболеваниях, а также мерам по предохранению от заразных болезней; г) организация и проведение боевой и специальной подготовки личного состава медицинской службы вооружённых сил с целью повышения его квалификации и степени готовности к работе в боевой обстановке; д) снабжение войск и учреждений медицинской службы вооружённых сил мед. имуществом.

В военное время задачи медицинской службы вооружённых сил и способы их выполнения значительно усложняются. Самым важным является сохранение жизни наибольшему числу пораженных в бою и больных, скорейшее восстановление их боеспособности и возвращение в строй. В военное время возрастает значение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих защиту личного состава войск от возникновения и распространения эпидемических заболеваний (см. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение). Работа мед. службы в действующей армии протекает в сложной, часто меняющейся боевой обстановке, при массовых потерях личного состава войск, вызванных применением противником различных видов оружия, в том числе, возможно, и оружия массового поражения - ядерного и химического

В мирное время медицинская служба вооружённых сил располагает также сетью стационарных мед. учреждений - гарнизонными и окружными (флотскими) военными (военно-морскими) госпиталями, санитарнопротивоэпидемическими учреждениями и военномедицинскими складами. Подготовка и усовершенствование военно-медицинских кадров (см. Врач, военный, Фельдшер, военный) осуществляются в различных военно-медицинских учебных заведениях (курсы усовершенствования, военно-медицинские факультеты, военно-медицинская академия). В военное время подразделения и части медицинской службы вооружённых сил, входящие в состав войск, так же как и значительная часть мед. учреждений действующей армии, в частности лечебных, являются подвижными; они следуют за войсками и работают в полевых условиях Эвакуация пораженных в бою и больных обеспечивается наличием в составе средств медицинской службы вооружённых сил санитарного транспорта - автомобильного, авиационного, водного.

Состав службы медицины катастроф Вооружённых сил РФ: руководящие органы; силы и средства ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций; медицинские эвакуационные средства.

Штатные и нештатные формирования службы медицины катастроф Вооружённых сил РФ прибывают для работы в районы чрезвычайных ситуаций, имея при себе запасы медицинских и материаль-ных средств, обеспечивающие автономность работы и оказание медицинской помощи пострадавшим до организации устойчивого снабжения в зоне бедствий. Оказание медицинской помощи военнослужащим и гражданскому населению, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, осуществляют в соответствии с основными принципами военномедицинской доктрины, основы которой - этапная система лечебно-эвакуационных мероприятий, своевременное оказание всех видов медицинской помощи с учётом особенностей, присущих конкретной чрезвычайной ситуации.

Для решения задач, стоящих перед медицинской службой Вооружённых сил при ликвидации медикосанитарных последствий чрезвычайных ситуаций, используют следующие формирования: врачебно-сестринские бригады (ВСБ) постоянной готовности; врачебно-фельдшерские группы воздушно-десантных войск (ВФГ ВДВ), десантируемые (в том числе парашютным способом) в районы катастроф или аварий; бригады специализированной медицинской помощи (БСМП); медицинские отряды специального назначения (МОСН).

Врачебно-сестринские бригады в чрезвычайных ситуациях будут выполнять следующие задачи: медицинскую сортировку пострадавших на основании оценки их общего состояния, характера повреждений и с учётом прогноза исхода поражения; оказание пострадавшим первой врачебной помощи в зоне катастрофы; медицинское обеспечение эвакуации пострадавших; сбор, обобщение и передачу медицинской информации о пострадавших в региональный центр руководства; отчёт об оказанной медицинской помощи. Врачебно-сестринские бригады создают на базе гарнизонных военных госпиталей: до 100 коек - 1 бригада, до 200 коек - 1 -2 бригады, свыше 200 коек - 2 -3 бригады.

Бригады работают на временном пункте сбора пострадавших (ПСП) или пункте оказания медицинской помощи (ПОМП). Продолжительность работы в сутки - до 16 ч. В состав бригады включается врачебный и средний медицинский персонал в зависимости от типа катастрофы. Так, в очагах с преобладанием травматологического профиля санитарных потерь (например, при землетрясении) состав бригады может быть следующим: хирург, анестезиолог-реаниматолог, четыре медицинские сестры (с опытом работы в операционном блоке, отделении анестезиологии и интенсивной терапии). В случае же возникновения очагов токсического или радиационного поражения, в соответствии со структурой санитарных потерь (наличие пострадавших с комбинированными поражениями), в состав бригады входят терапевт (токсиколог-радиолог), хирург и две или три медицинские сестры.

Врачебно-фельдшерские группы ВДВ выполняют задачи, аналогичные таковым врачебно-сестринских бригад. Их состав и оснащение позволяют десантироваться в изолированные очаги катастроф и обеспечить оказание первой, первой врачебной, а при расширении объёма (при задержке или невозможности немедленной эвакуации катастроф и обеспечить, когда время c момента ранения начнет превышать 8 -12 ч) и квалифицированную медицинскую помощь по жизненным показаниям.

Бригады специализированной медицинской помощи(БСМП) создают на базе лечебных учреждений с коечной ёмкостью 500 и выше. В соответствии с руководящими документами предполагается создание БСМП следующих профилей: нейрохирургическая, травматологическая, общехирургическая, ожоговая, урологическая, анестезиологическая, токсико-радиологическая, психоневрологическая. При этом численность бригады не должна превышать 5 человек. Бригады комплектуют в следующем составе: нейрохирургическая - нейрохирург, операционная сестра, медицинская сестра; всего четыре человека; травматологическая - ортопед-травматолог, хирург, операционная сестра, медицинская сестра; всего пять человек; общехирургическая - два хирурга, две операционные сестры, медицинская сестра; всего пять человек; ожоговая - хирург-комбустиолог, офтальмолог-хирург, операционная сестра; всего три человека; урологическая - уролог, операционная сестра; всего два человека; анестезиологическая - анестезиолог-реанимотолог, медицинская сестраанестезиолог, всего два человека; токсико-радиологическая - терапевт-радиолог, три медицинские сестры; всего пять человек; психоневрологическая - психоневролог, медицинская сестра; всего два человека.

Медицинский отряд специального назначенияоказывает экстренную медицинскую (квалифицированную и специализированную) помощь в чрезвычайных ситуациях. Отряд содержится при одном из военно-лечебных учреждений Центра или военного округа на правах самостоятельной части. Начальник военно-лечебного учреждения, на которое возложено формирование отряда, несёт полную ответственность за его готовность к убытию в район чрезвычайной ситуации не позднее 12 ч. Основные задачи медицинского отряда специального назначения таковы: своевременный сбор, выдвижение в район стихийного бедствия и развёртывание для работы; приём и медицинская сортировка пострадавших; оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечение пострадавших в пределах установленных сроков; подготовка пострадавших к эвакуации; усиление лечебных учреждений, работающих в районе чрезвычайной ситуации. В отряд входят управление, медицинские отделения и группы специализированной медицинской помощи, а также подразделения обеспечения (табл. 11. 1). Организационно МОСН состоит из двух частей: постоянной штатной структуры и переменной (пополняемого штата). Для поддержания высокой готовности к выполнению задач, содержания и обновления запасов медицинского имущества и других материальных средств отряд содержится в сокращённом составе. Медицинским составом отряд доукомплектовывают при необходимости за счёт военно-медицинских учреждений центрального или окружного подчинения. Состав отряда, его структурные подразделения и численность личного состава (в пределах штата) определяется Генеральным штабом, штабом тыла Вооружённых сил РФ и Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны РФ, в каждом отдельном случае в зависимости от характера, о

Постоянная часть: - управление (командование, финансовая часть, медицинская часть, административное отделение); - основные подразделения: приёмносортировочное отделение, отделение анестезиологии и интенсивной терапии, хирургическое, два госпитальных, лабораторное, санитарноэпидемиологическое отделение, кабинеты (рентгеновский, детоксикации и ГБО), аптека; - подразделения обеспечения (взвод материального обеспечения в составе автотранспортного отделения, отделения связи и энергообеспечения, столовой и складов); - медицинский взвод.

Переменная часть состоит из медицинских групп: нейрохирургической, двух травматологических, общехирургической, ожоговой, токсикологической, радиологической, инфекционных болезней, психоневрологической, восстановительного лечения. Разделение отряда на постоянную и переменную части позволяет профилировать медицинскую помощь пострадавшим в зависимости от типа катастрофы и связанным с этим характером поражений. Постоянная часть развёртывается (рис. 11. 1) при возникновении очага массовых потерь любого типа. Привлечение в состав отряда групп из переменной части зависит от характера очага и особенностей поражений людей. Варианты развёртывания отряда на местности могут быть различными. Так, при ликвидации последствий землетрясения целесообразно использовать нейрохирургическую, травматологическую, общехирургическую и психоневрологическую группы. В очаге радиационных поражений, кроме указанных, целесообразно использовать радиологическую, в очаге поражений АОХВ токсикологическую группу. При поступлении пострадавших травматологического профиля развёртывают следующие функциональные подразделения: приёмносортировочное отделение, операционное, отделение временной госпи -

В военное время условия деятельности медицинской службы определяются рядом факторов, оказывающих влияние на организацию медицинского обеспечения войск. Умение выявить эти факторы, определить степень и характер их воздействия и найти рациональные организационные формы для успешного решения задач, должно быть решающим качеством личного состава медицинской службы и начальников всех степеней. Наибольшее существенное влияние на медицинское обеспечение войск окажу

1. Масштабы войны, средства ее ведения и способы ее развязывания. По масштабам возможны войны: мировая - с участием значительной части государств; локальные - два или несколько государств. 2. Средства ведения войны. С применением средств массового поражения или с применением только обычных средств заражения. Очень важно подчеркнуть, что война может начаться сразу с применением всех видов оружия. Отсюда возникает необходимость, чтобы силы и средства медицинской службы, равно и способы их применения могли обеспечить успешное решение задач по медицинскому обеспечению в любых условиях. 3. Возможность возникновения массовых санитарных потерь в короткие сроки. Разнообразие, тяжесть и массовость санитарных потерь возлагает на медицинскую службу большое число сложных проблем: заблаговременная подготовка соответствующих специалистов; создание новых типов медицинских учреждений; введение на оснащение новых образцов аппаратуры, лекарственных средств и т. д. Медицинская служба вынуждена одновременно заниматься восстановлением своей боеспособности и принимать участие в оказании медицинской помощи раненым и пораженным. Особенно большие трудности медицинская служба будет испытывать при внезапном начале ядерной войны, т. к. будет располагать коротким временем для развертывания своих сил и средств. Поэтому возникает значительный разрыв между огромным фактическим объемом работы и ограни

Общее руководство медицинской службой в ВС РФ осуществляет заместитель министра обороны - начальник Тыла ВС РФ. Ему непосредственно подчиняется начальник медицинской службы ВС РФначальник Главного Военно-медицинского управления. В свою очередь начальнику ГВМУ подчиняются по специальным вопросам медицинского обеспечения войск начальники медицинской службы видов ВС РФ. В его полном непосредственном подчинении находятся центральные военно -медицинские учреждения.

Такой же порядок подчиненности и управления силами и средствами медицинской службы установлен во всех последующих ее звеньях - фронтовом, армейском, в войсковых соединениях и частях. При этом начальники медицинской службы фронта и армии имеют в своем распоряжении соответствующие органы управления, в составе которых предусмотрены должности главных специалистов по основным отраслям военной медицины - хирурга, терапевта, токсиколога, эпидемиолога и др. Существенным требованием к организационному построению медицинской службы является взаимозаменяемость отдельных ее подразделений и частей, что обеспечивается наличием однотипных по их основным задачам формирований, например ОМед. Б дивизии и ОМБ армии и фронта. Это способствует повышению живучести систем медицинского обеспечения.

Части и учреждения медицинской службы являются самостоятельными медицинскими формированиями, которые включены в состав войсковых соединений, оперативных (общевойсковые армии, армейские корпуса) и оперативно-стратегических (фронт) объединений или находятся в непосредственном подчинении начальника ГВМУ или начальников медицинской службы видов и родов войск. К таким формированиям относятся: ОМед. Б дивизий, ОМО, госпитали, санитарно-транспортные части, противоэпидемические учреждения и др.

К личному составу медицинской службы относятся следующие категории военнослужащих: врачебный состав - укомплектован кадровыми военными врачами запаса. Военные врачи работающие в составе медицинской службы частей и соединений, принято называть войсковыми врачами. В числе врачей медицинской службы соединений предусмотрены по штату организаторы, хирурги, терапевты, стоматологи и т. д. В составе армейских и фронтовых частей и учреждений медицинской службы имеются врачи по всем основным медицинским специальностям.

средний медицинский персонал - предназначен для укомплектования штатных должностей фельдшеров и медицинских сестер. Военные фельдшера назначаются на должности начальников МПБ, отделений сбора и эвакуации раненых, а также на должности среднего медицинского состава в медицинских пунктах и учреждениях. На должности санитарных инструкторов в ротах, МПБ, МПП и в другие медицинские учреждения назначаются военнослужащие, получившие краткосрочную подготовку в специальных учебных подразделениях

младший медицинский состав, представлен санитарами и водителями машин. Они комплектуются военнослужащими рядового состава. провизоры и фармацевты, организуют и осуществляют снабжение медицинским имуществом и медицинской техникой. военнослужащие, выполняющие командные хозяйственные и технические функции в медицинских учреждениях (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовые).

Медицинская служба Вооруженных Сил представляет собой специ­альную организацию, включающую медицинские подразделения, час­ти, учреждения и органы управления, предназначенные для медицинс­кого обеспечения войск. Под медицинским обеспечением войск в мир­ное время следует понимать систему медицинских мероприятий, про­водимых в Вооруженных Силах по сохранению и укреплению здоровья личного состава, предупреждению заболеваний и травм, своевремен­ному оказанию медицинской помощи, эвакуации, лечению и быстрей­шему восстановлению боеспособности (трудоспособности) военнослу­жащих и других прикрепленных контингентов.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил явля­ются:

поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности под­разделений, частей и учреждений медицинской службы;

проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от неблагоприятных условий и факторов боевой подготовки и внешней среды, по сохранению и укреплению их здоровья, предупреждению воз­никновения и распространения заболеваний;

организация и проведение системы мероприятий по оказанию меди­цинской помощи больным, их эвакуации, лечению и реабилитации;

изучение и обобщение опыта деятельности медицинской службы и научная разработка проблем военной медицины.

Поддержание высокой боевой готовности подразделений, частей и учреждений медицинской службы является одной из важнейших задач. Ее особенностью является готовность и способность к выполнению мероприятий медицинского обеспечения не только с началом боевых Действий, но и в повседневной деятельности войск, а также при возник­новении экстремальных ситуаций в условиях мирного времени. Под­держание высокой боевой и мобилизационной готовности достигает­ся: четким и грамотным планированием мероприятий по отмобилизованию подразделений частей и учреждений медицинской службы и приведению их в боевую готовность; укомплектованностью их личным со­ставом и материальными средствами, положенными по штату; высо­кой обученностью и профессиональной подготовкой личного состава медицинской службы; поддержанием техники, имущества и других ма­териальных средств в постоянной готовности к применению; качествен­ной припиской личного состава из запаса, подготовкой необходимых специалистов и их целесообразной расстановкой по должностям; изу­чением техники, поступающей из народного хозяйства, своевременной заменой не соответствующей техническим требованиям или по грузо­подъемности и другими мероприятиями.

Мероприятия по медицинской защите личного состава от неблагоп­риятных условий и факторов боевой подготовки и внешней среды, по сохранению и укреплению их здоровья, предупреждению возникнове­ния и распространения заболеваний включают: медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава; мероприятия, направленные на поддержание и повышение бое- и трудоспособности; санитарно-эпидемиологический надзор и противоэпидемические мероприятия; меди­цинские мероприятия по повышению морально-психологической устой­чивости личного состава; медицинскую защиту войск, участвующих в ликвидации последствий аварий и катастроф и др.

Следует подчеркнуть, что указанное разделение мероприятий, про­водимых медицинской службой в интересах сохранения здоровья лич­ного состава, условно. Резкой грани между этими направлениями не существует, и нередко трудно решить, к какому направлению следует отнести то или иное мероприятие. Так, например, деятельность меди­цинской службы по медицинскому контролю за состоянием здоровья включает элементы и лечебно-профилактических, и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Труд военнослужащих в повседневной деятельности требует предель­ного морально-психологического напряжения и предъявляет высокие требования к состоянию здоровья. Поэтому успешное решение задачи по сохранению и укреплению здоровья имеет огромное значение для повышения боеспособности личного состава. Она достигается благо­даря систематическому санитарно-эпидемиологическому надзору за всеми сторонами жизни, быта и боевой подготовки войск, а также про­тивоэпидемическим мероприятиям в очагах инфекционных заболева­ний. Важное значение приобретает профилактика воздействия на орга­низм профессиональных вредностей, связанных с обслуживанием и ра­ботой на современной сложной боевой и специальной технике (компо­нентов ракетных топлив и других агрессивных жидкостей; ионизирую­щих излучений; СВЧ-поля, шумов, вибраций, перегрузок и т.д.).

Особое значение в современных условиях приобретает участие войск в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф. Их подготовка, обеспечение необходимыми средствами медицинской защиты являются актуальными и для военно-медицинской службы.

Система мероприятий по оказанию медицинской помощи больным, их эвакуации, лечения и реабилитации заключается в своевременном ока­зании медицинской помощи больным военнослужащим и другим при­крепленным контингентам (пенсионерам Минобороны, членам семей военнослужащих); организации и проведении эвакуации больных в оп­тимальные сроки и необходимым транспортом (авиационным, автомо­бильным, санитарным и др.); оказании неотложной медицинской помо­щи (реанимационных мероприятий) в ходе эвакуации; полноценном ле­чении больных в лечебных учреждениях; реабилитации больных.

Реализация этой задачи осуществляется медицинской службой в не­скольких направлениях. При этом одним из главных направлений сле­дует считать комплектование войск здоровым пополнением. Оно тре­бует тесного взаимодействия по этим вопросам военно-медицинской службы с органами местного самоуправления и гражданского здраво­охранения.

Особенностями нынешней ситуации является необходимость пере­вода военно-медицинской службы на новые экономические условия фун­кционирования. Так, в системе оказания медицинской помощи все боль­шее значение приобретает страховая медицина. В этой связи возникает необходимость расширения медицинских услуг не только военнослу­жащим, но и пенсионерам Минобороны, членам семей военнослужа­щих.

Решение задачи по изучению и обобщению опыта деятельности меди­цинской службы достигается ведением всеми звеньями медицинской служ­бы научно-исследовательской и военно-научной работы. Этапами этой работы, как правило, являются: сбор и обобщение материалов по орга­низации медицинского обеспечения войск; анализ полученных данных; выработка рекомендаций по совершенствованию медицинского обеспе­чения войск; издание пособий, научных трудов, руководящих докумен­тов, регламентирующих медицинское обеспечение Российской армии.

Следует подчеркнуть, что указанные задачи, стоящие перед меди­цинской службой, могут быть успешно выполнены при

укомплектован­ности войск высококвалифицированными медицинскими кадрами, со­временной техникой, аппаратурой и имуществом, целенаправленной систематической работе по повышению профессионального мастерства медицинских специалистов. Важное значение приобретает и подготовка военнослужащих приемам оказания первой помощи при травмах и заболеваниях, а также медицинское (гигиеническое) воспитание личного состава. В этой связи в современных условиях особое значение при­обретает военно-медицинская подготовка личного состава.

Организационная структура медицинской службы, военных медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений военного времени, помимо общих закономерностей, определяющих их развитие как составной части Вооруженных Сил, непосредственно зависит от организационной структуры, задач и характера боевых действий отдельных видов Вооруженных Сил и родов войск, особенностей их медицинского обеспечения, а также от задач, возлагаемых на конкретные формирования медицинской службы.

Медицинская служба Вооруженных Сил в военное время состоит из:

1. органов военного управления медицинской службы, представляющих собой:

военно-медицинское управление Министерства обороны (далее - ВМУ);

медицинскую службу командования ВВС и войсками ПВО;

медицинскую службу управления оперативных (оперативно-тактических) объединений;

медицинскую службу командования сил специальных операций;

медицинскую службу соединений, воинских частей центрального подчинения;

медицинскую службу Центра территориальной обороны.

2. военных медицинских частей и организаций центра, представляющих собой:

2.1. военные медицинские организации, оказывающие квалифицированную и специализированную виды медицинской помощи и выполняющие мероприятия медицинской реабилитации раненых и больных: главный военный клинический медицинский центр (далее ГВКМЦ), военные полевые госпитали (далее ВПГ), отдельные медицинские отряды центрального подчинения (далее омедо);

2.2. санитарно-эпидемиологические организации (санитарно-эпидемиологический центр (далее СЭЦ));

2.3. специальные военно-медицинские организации: центральная военно-врачебная комиссия (далее ЦВВК), центральная военная судебно-медицинская лаборатория (далее ЦВСМЛ),

2.4. военные медицинские части и организации медицинского снабжения: база хранения медицинских техники и имущества (далее БХМТИ), медицинские склады.

2.5. санитарно-транспортные военные медицинские части: отдельные автомобильные санитарные батальоны (далее оасб), отдельная автомобильная санитарная рота (далее оаср);

3. Военные медицинские части и подразделения

оперативных объединений (медицинские отряды соединений (медо), медицинские пункты воинских частей (МП), санитарно-эпидемиологические лаборатории соединений (СЭЛ));

военные медицинские подразделения ВВС и войск ПВО (медицинские пункты воинских частей (МП);

военные медицинские подразделения сил специальных операций (медицинские роты соединений (медр), медицинские пункты воинских частей (МП);

военные медицинские подразделения (МП) соединений (воинских частей) центрального подчинения, центра территориальной обороны.


Органы военного управления медицинской службы - структурные подразделения медицинской службы в составе органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей, осуществляющие целенаправленную деятельность по управлению силами и средствами медицинской службы для наиболее целесообразного их применения с целью достижения максимальной эффективности медицинского обеспечения войск при выполнении ими поставленных задач.

Военные медицинские организации - самостоятельные (отдельные) военные медицинские формирования, находящиеся в непосредственном подчинении ВМУ, осуществляющие мероприятия медицинского обеспечения в соответствии со своим предназначением.

Военные медицинские части - самостоятельные (отдельные) военные медицинские формирования, входящие в состав войсковых объединений соединений, или находящиеся в непосредственном подчинении ВМУ, осуществляющие мероприятия по медицинскому обеспечению воинских формирований расположенных в зоне их ответственности.

Военные медицинские подразделения - военные медицинские формирования, которые включаются в штаты войсковых частей и подразделений, осуществляющие мероприятия медицинского обеспечения своих воинских частей и подразделений в установленном объеме.

Общее руководство медицинской службой Вооруженных Сил осуществляет начальник ВМУ. Начальнику ВМУ подчинены командиры (начальники) военных медицинских организаций, военных медицинских частей центрального подчинения, по специальным вопросам медицинского обеспечения начальники медицинской службы командований оперативных объединений, ВВС и войск ПВО, командования сил специальных операций, начальники медицинской службы соединений и воинских частей центрального подчинения, центра территориальной обороны.

Такой же порядок подчиненности и управления силами и средствами медицинской службы установлен во всех последующих ее звеньях – объединениях (оперативных командованиях), войсковых соединениях (бригадах) и воинских частях.

Количество, структура и оснащение военных медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений определяются рядом условий, прежде всего – способами ведения боевых действий, характером и величиной санитарных потерь, уровнем развития медицины, а также мобилизационными возможностями страны, ее материальными и экономическими ресурсами.

Руководство медицинской службой оперативных объединений, соединений и воинских частей осуществляется соответствующими начальниками медицинской службы.

Врачебные должности в действующей армии замещаются кадровыми военными врачами, а также врачами – офицерами медицинской службы запаса, которые призываются в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь в мобилизационный период.

Деятельность войскового врача в военное время протекает в исключительно сложной обстановке, требующей от него, во-первых, умения оказывать медицинскую помощь при самых разнообразных поражениях и заболеваниях в объеме первой врачебной помощи, во-вторых, твердых навыков по управлению подразделениями и медицинским персоналом медицинской службы соединения (воинской части). В связи с этим войсковой врач наряду с достаточно широким объемом общемедицинской подготовки должен обладать прочными знаниями по вопросам организации медицинского обеспечения войск и основам военного дела.

Организацию снабжения медицинским имуществом и техникой медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений, осуществляют офицеры и прапорщики с фармацевтическим образованием, находящиеся на должностях начальников подразделений медицинского снабжения.

Хозяйственные и технические функции в военных медицинских организациях, воинских частях и подразделениях выполняются личным составом соответствующих служб.

Штатные должности фельдшеров, медицинских сестер и санитарных инструкторов военных медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений комплектуются медицинским персоналом, имеющим среднее медицинское образование. Военные фельдшеры могут назначаться на должности начальников некоторых подразделений медицинской службы (например, медицинских пунктов батальонов, отделений сбора и эвакуации раненых).

Организационно структура военно-медицинского управления в военное время состоит из 4 отделов (организационно-планового, лечебно-эвакуационного; медицинского снабжения; санитарно-эпидемиологического) и 2 отделений (финансового и секретного).

Силами организационно-планового отдела ВМУ организуется и обеспечивается планирование медицинского обеспечения, сбор и обработка поступающей информации, координация деятельности медицинской службы Вооруженных Сил с медицинскими службами других органов государственного управления, медицинскими организациями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, действующих в интересах Вооруженных Сил.

Организация и руководство проведения лечебно-эвакуационных мероприятий возлагается на лечебно-эвакуационный отдел ВМУ.

Снабжение медицинскими имуществом и техникой всех военных медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений планирует и обеспечивает отдел медицинского снабжения ВМУ, который руководит работой базы хранения медицинских техники и имущества (далее БХМТИ), а по специальным вопросам подразделениями медицинского снабжения военных медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений.

Организация мероприятий санитарного надзора и медицинского контроля, возлагается на санитарно-эпидемиологический центр и входящие, в его состав санитарно-эпидемиологические лаборатории, действующие в районах дислокации группировок войск. Планирование, общее руководство организацией и проведением мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемическое благополучие войск, осуществляет санитарно-эпидемиологический отдел.

Организация и проведение военно-врачебной экспертизы возлагается на штатные постоянно и временно действующие, а также нештатные военно-врачебные комиссии, которые создаются на базе военных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь (ГВКМЦ), а также на базе военных медицинских частей (ВПГ, омедо). Деятельность указанных комиссий организует и координирует центральная военно-врачебная комиссия (ЦВВК).

Оказание стоматологической помощи раненым и больным осуществляется в стоматологических отделениях и кабинетах военных медицинских организаций, военных медицинских частей и подразделений, а также в стоматологическом центре.

Реабилитационное лечение раненых и больных осуществляется в реабилитационных отделениях медицинских организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, действующих в интересах Вооруженных Сил.

Деятельность патологоанатомической службы и организация судебно-медицинской экспертизы организуется и координируется центральной военной судебно-медицинской лабораторией.

Таким образом, система медицинского обеспечения войск имеет стройную сбалансированную структурную организацию. В настоящее время с учетом проводимого реформирования и строительства Вооруженных Сил в соответствии с меняющимися взглядами на организацию и ведение боевых действий, изменяется и система медицинского обеспечения. Новые подходы к организации лечебно-эвакуационного обеспечения раненных и больных обеспечивают рациональное использование имеющейся в стране госпитальной базы и санитарной техники.

Создаваемая в настоящее время принципиально новая система медицинского обеспечения войск, несомненно, будет построена на уроках истории с учетом всестороннего анализа организации медицинского обеспечения войн и вооруженных конфликтов современности, а также внедрением научно обоснованных форм и методов организации медицинского обеспечения войск.

Общее руководство медицинской службой в ВС РФ осуществляет заместитель министра обороны - начальник Тыла ВС РФ. Ему непосредственно подчиняется начальник медицинской службы ВС РФ- начальник Главного Военно-медицинского управления. В свою очередь начальнику ГВМУ подчиняются по специальным вопросам медицинского обеспечения войск начальники медицинской службы видов ВС РФ. В его полном непосредственном подчинении находятся центральные военно-медицинские учреждения.

Такой же порядок подчиненности и управления силами и средствами медицинской службы установлен во всех последующих ее звеньях - фронтовом, армейском, в войсковых соединениях и частях. При этом начальники медицинской службы фронта и армии имеют в своем распоряжении соответствующие органы управления, в составе которых предусмотрены должности главных специалистов по основным отраслям военной медицины - хирурга, терапевта, токсиколога, эпидемиолога и др.

Существенным требованием к организационному построению медицинской службы является взаимозаменяемость отдельных ее подразделений и частей, что обеспечивается наличием однотипных по их основным задачам формирований, например ОМедБ дивизии и ОМБ армии и фронта. Это способствует повышению живучести систем медицинского обеспечения.

Для оказания полного объема медицинской помощи медицинская служба располагает следующими медицинскими формированиями.

Подразделения медицинской службы - такие формирования, которые включены в состав войсковых частей. К ним относятся - МП (МР) батальона, МП (МБ) полка.

Части и учреждения медицинской службы являются самостоятельными медицинскими формированиями, которые включены в состав войсковых соединений, оперативных (общевойсковые армии, армейские корпуса) и оперативно-стратегических (фронт) объединений или находятся в непосредственном подчинении начальника ГВМУ или начальников медицинской службы видов и родов войск. К таким формированиям относятся: ОМедБ дивизий, ОМО, госпитали, санитарно-транспортные части, противоэпидемические учреждения и др.

КАТЕГОРИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВС РФ

К личному составу медицинской службы относятся следующие категории военнослужащих:

* врачебный состав - укомплектован кадровыми военными врачами и врачами запаса. Военные врачи работающие в составе медицинской службы частей и соединений, принято называть войсковыми врачами. В числе врачей медицинской службы соединений предусмотрены по штату организаторы, хирурги, терапевты, стоматологи и т.д. В составе армейских и фронтовых частей и учреждений медицинской службы имеются врачи по всем основным медицинским специальностям.

* средний медицинский персонал - предназначен для укомплектования штатных должностей фельдшеров и медицинских сестер. Военные фельдшера назначаются на должности начальников МПБ, отделений сбора и эвакуации раненых, а также на должности среднего медицинского состава в медицинских пунктах и учреждениях. На должности санитарных инструкторов в ротах, МПБ, МПП и в другие медицинские учреждения назначаются военнослужащие, получившие краткосрочную подготовку в специальных учебных подразделениях.

* младший медицинский состав, представлен санитарами и водителями машин. Они комплектуются военнослужащими рядового состава.

* провизоры и фармацевты, организуют и осуществляют снабжение медицинским имуществом и медицинской техникой.

* военнослужащие, выполняющие командные хозяйственные и технические функции в медицинских учреждениях (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовые).



Просмотров