Договор по открытому небу 1992 г гарантирует. Проблемы сверху: Есть ли перспективы у Договора по открытому небу

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами - участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства - депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

На сегодняшний день участниками ДОН являются 34 государства: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – важное достижение в области укрепления доверия и безопасности в военной области.

Договор представляет собой детально проработанный документ, состоящий из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В нем содержатся определения используемых терминов, излагаются права и обязанности государств - участников, порядок осуществления наблюдательных полетов, механизм распределения квот полетов, установлены технические детали выполнения наблюдательных полетов.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство - участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждая страна - участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем РФ первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах «открытого неба» Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала ограничивается рядом факторов. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать исключительно на свои собственные возможности для получения необходимой информации по территориям этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

После начала известных событий на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами - партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо зримых доказательств этих утверждений выявлено не было, однако это не повлияло на позиции западных стран.

С 2017 г. в русле общего нагнетания напряженности в отношениях с Россией США стали ужесточать свои подходы, обвиняя нас в нарушении Договора, прежде всего в связи с введением нами максимальной дальности полетов над Калининградской областью (500 км). Кроме того, Вашингтон заявил о планах отменить ночёвки на двух американских аэродромах, изменить максимальные дальности полетов, перераспределить аэродромы открытого неба и дозаправки и их функции.

В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.

В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН, в котором был предусмотрена миссия над ее территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной граница на Кавказе. В поиске конструктивных развязок Россия сняла это ограничение.

Однако Грузия при поддержке США, Канады, Великобритании и Германии, исчерпав договорные аргументы, стала обвинять нас в попытках «легитимизации оккупации своих регионов».

Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге, в октябре было утверждено распределение квот наблюдательных полётов.

Принятое решение не снимает проблему нарушения ДОН. Россия оставляет за собой право вернуться к этому вопросу.

Наша позиция относительно разрешения наблюдательных полётов в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам России на Кавказе, остается в силе. Придание этому решению постоянного характера будет зависеть от добровольного выполнения Тбилиси обязательств по приему наблюдательных полетов над своей территорией.

Важным событием для Договора стало освидетельствование в сентябре 2018 г. нового российского самолета Ту-214 ОН с отечественной цифровой видеокамерой «OSDCAM4060». В результате Российская Федерация первой перешла на цифровую аппаратуру наблюдения (видеокамеры) и обновила свой самолетный парк.

место Хельсинки Вступление в силу 2 января 2002 года Статус Действующий Языки Английский , испанский , итальянский , немецкий , русский , французский Аудио, фото и видео на Викискладе

Догово́р по откры́тому не́бу, ДОН (англ. The Treaty on Open Skies ) - многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств-членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого - обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга .

На 2017 год участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 года .

История [ | ]

Впервые концепция открытого неба была предложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на встрече с председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным в Женеве в 1955 году . Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев отклонил это предложение.

В 1989 это предложение повторил президент США Джордж Буш .

Основные элементы Договора [ | ]

Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора:

  • Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

В рамках Договора действует система квот на облёты. Так, в 2017 году Россия и Белоруссия (они считаются одной группой) имеют право провести 42 миссии наблюдения над государствами - участниками ДОН. Те, в свою очередь, собираются провести 34 наблюдательных полёта над российской территорией .

Государства-участники Договора могут задействовать следующую аппаратуру наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение на местности не выше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не выше 3 м), инфракрасные устройства формирования изображения (разрешение не выше 50 см). В 2016 году Россия обратилась к другим участникам Договора с просьбой дать согласие на установку на самолётах «Открытого неба» Ан-30Б и Ту-154М-ОН новейших цифровых камер OSDCAM .

Участники Договора [ | ]

Участниками Договора по открытому небу являются 34 государства:

Выполнение Договора [ | ]

Боинг OC-135B

В 2008 году в рамках Договора российская авиация выполнила 46 наблюдательных полётов над территориями европейских государств-участников Договора. Странами-участниками Договора в течение года было выполнено 33 полёта над территорией Республики Беларусь и Российской Федерации .

9 августа 2017 года в рамках Договора по открытому небу российским Ту-154 был совершён наблюдательный полёт над США .

Инспекционная техника [ | ]

Полёты российской стороны над территориями США и Канады выполняются на самолёте Ту-154М-ЛК1 . Для инспекций в Европе используется Ан-30Б .

В 2013 году для инспекций были сертифицированы два новых самолета Ту-214ОН , созданных в рамках опытной конструкторской работы АСН-ОН (авиационная система наблюдения «Открытое небо»). Головной исполнитель - ОАО Концерн радиостроения «Вега», главный конструктор - доктор технических наук Вартан Нерсесович Шахгеданов.

Американская сторона для полётов по программе «Открытое небо» в основном использует самолёты типа OC-135B (модификация самолёта-заправщика Boeing KC-135 Stratotanker) .

Кризис 2014 года [ | ]

В связи с появлением новых российских инспекционных самолетов в США прошла кампания по их запрету в связи с высокими разведывательными характеристиками. Пик кризиса пришелся на апрель 2014 года, когда американская газета Weekly Standard опубликовала письмо четырёх членов сенатского комитета по разведке, в котором заявлялось, что Россия вводит новые самолёты, которые «поддерживают оборудование для цифровой фотосъёмки, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасное оборудование». 15 апреля председатель комитета палаты представителей по делам вооружённых сил Майк Роджерс призвал президента Обаму отказать России в праве использовать новые российские самолёты в воздушном пространстве США. В ответ представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил, что «американская сторона долгое время занимает крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения, выдвигая требования, не предусмотренные Договором».

14 и 15 апреля США не воспользовались очередной возможностью инспекционного полета над Россией , выполнив очередной полет 21 апреля. 18 апреля США запретили России инспекционный полёт.

Турецкий кризис 2016 года [ | ]

  • Мамедов Э. Т. Международно-правовые аспекты концепции Открытого неба. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2004
  • Шахгеданов В. Н., Корнев С. А. КОМПЛЕКС АВИАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ «ОТКРЫТОЕ НЕБО» КАК СИСТЕМА ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ // Радиотехника. 2013. № 1. С. 049-052.
  • Мамедов Э. Т. Охрана окружающей среды и возможности договора по открытому небу // Международное право. 2004. № 4. С.163-177.
  • Мамедов Э. Т. Политические и военно-правовые аспекты концепции «Открытое небо» // Московский журнал международного права. 2003. № 4 (48). С.103-109.
  • Американские самолёты лишают мест для ночёвки в России. МИД РФ ответил на обвинения США в нарушении Договора по открытому небу // Коммерсантъ, 28.12.2017
  • Белый дом под крылом. Почему российский самолёт над Вашингтоном взбудоражил американцев // Коммерсантъ, 10.08.2017
  • ТАСС-ДОСЬЕ. 26 сентября Госдепартамент США заявил, что власти страны "обеспокоены несоблюдением Россией" Договора по открытому небу, в связи с чем решили предпринять "разумные и сопоставимые" шаги.

    Эти действия будут отменены, если Россия "вернется к выполнению своих обязательств". В частности, газета Wall Street Journal указывает, что США намерены объявить о введении ограничений на полеты самолетов России над своей территорией в ответ на введение Россией лимита в отношении полетов над Калининградской областью.

    Договор по открытому небу (Treaty on Open Skies) - международный документ, устанавливающий режим наблюдения полетов над территорией его участников с целью контроля за выполнением соглашений в области разоружения. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории разработки этого документа, его основных положениях и выполнении.

    История подписания

    Идея "открытого неба" впервые была изложена президентом США Дуайтом Эйзенхауэром на конференции глав четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция) в Женеве 21 июля 1955 года. Режим "открытого неба", предполагавший обмен военной информацией между СССР и США с ее проверкой путем взаимной аэрофотосъемки территорий обеих стран, предлагался в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью. Эйзенхауэр считал, что "эта идея может открыть маленькие ворота в стене разоружения". Переговоры начались в конце 1950-х годов, однако были прекращены после инцидента с американским разведывательным самолетом U-2 в мае 1960 года (был сбит в воздушном пространстве СССР).

    Весной 1989 года президент США Джордж Буш - старший предложил руководству странам НАТО и Организации Варшавского договора вернуться к обсуждению этого вопроса. Первые два раунда переговоров состоялись в 1990 году в Оттаве и Будапеште. Затем переговорный процесс был продолжен в Вене в 1991 и 1992 годах.

    21 марта 1992 года в Вене документ был парафирован, а 24 марта в Хельсинки его подписали представители 27 стран-членов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ). Договор вступил в силу 1 января 2002 года после ратификации 20 странами (РФ ратифицировала 26 мая 2001 года).

    Участники

    В настоящее время участниками договора являются 34 страны ОБСЕ: Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Договор подписала, но не ратифицировала Киргизия.

    Основные положения

    Договор предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными квотами наблюдательных миссий. Документ регламентирует проведение полетов, содержит требования к самолету и аппаратуре наблюдения, устанавливает правила обработки собранных сведений. Информация поступает в банк данных, который доступен для всех участников.

    Договор предусматривает возможность расширения в будущем его действия на другие области (контроль за экологическим состоянием, обстановкой в зонах чрезвычайных ситуаций, мониторинг территории и действий противостоящих сторон в рамках миротворческих операций ОБСЕ).

    Договор разрешает создавать группы. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу государств-участников, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

    Квоты

    Договор закрепляет за каждым участником определенное количество квот (в том числе активных, когда страна выполняет инспекционные полеты над территорией другого государства, и пассивных, когда она принимает инспекции других государств). У США и группы в составе России и Белоруссии - по 42 полета в год. У Германии, Канады, Франции, Великобритании, Италии, Турции и Украины - по 12 полетов. Самая малая квота - 2 - у Португалии.

    При этом целиком квоту нельзя использовать для полетов только над одним государством. Так, Россия и Белоруссия не могут совершить более четырех полетов (квота для группы) над США и двух полетов над Турцией, а США - более восьми полетов над Россией и Белоруссией.

    Самолеты, аэродромы

    Для проведения наблюдательных полетов Россия использует специально оборудованные самолеты Ту-214ОН, Ан-30 и Ту-154М-Лк-1, а США - Boeing OC-135B Open Skies. Предусмотрена возможность использования для наблюдательного полета самолетов, принадлежащих наблюдаемой стороне.

    Самолет наблюдения не оснащен каким-либо вооружением. Установленная на нем аппаратура (аэрофотоаппараты) проходит освидетельствование представителями государств, участвующих в договоре, что исключает возможность использования технических средств, не предусмотренных документом. На борту всегда присутствуют представители той страны, над территорией которой проходит полет. Полет осуществляется с определенного аэродрома. В России такие аэродромы расположены в Кубинке (Московская обл.), Улан-Удэ, Магадане и Воркуте. Для инспекционных полетов с каждого из аэродромов устанавливается максимальная дальность.

    Запрет на полеты

    Возможность каких-либо ограничений на наблюдательные полеты из соображений секретности, национальной безопасности и т. д. договором не предусмотрена. Однако, согласно статье VIII, наблюдаемая сторона может запретить полет, если он нарушает изложенные в документе процедуры, требования к оборудованию самолета или маршруту.

    Каких-либо санкций к наблюдаемой стороне за запрет полетов не предусмотрено.

    Консультативная комиссия

    С целью практической реализации положений договора государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу со штаб-квартирой в Вене (в секретариате ОБСЕ), которая формируется из представителей государств-участников. Она проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные сессии созываются по запросу одной или более стран-участниц. Решения в комиссии принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

    Выполнение, конференции

    Практическая проверка положений договора началась еще до его вступления в силу. Первые пробные полеты были выполнены Венгрией и Канадой в 1990 году. В 1992 году состоялся первый пробный полет над территорией России, совместно осуществленный Россией и Великобританией. С 24 марта 1992 года по 31 декабря 2001 года действовал режим временного применения договора. В настоящее время над территориями стран-участниц ежегодно совершается около ста инспекционных полетов. Тысячный по счету полет в рамках договора был проведен весной 2012 года.

    В 2011 году Грузия в одностороннем порядке заявила о прекращении сотрудничества с Россией в рамках договора из-за конфликта вокруг политического статуса Абхазии и Южной Осетии.

    В апреле 2017 года Госдепартамент США опубликовал очередной доклад о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения, в котором, в частности, выражалось недовольство по поводу выполнения Россией некоторых положений договора. В комментарии МИД РФ было указано, что американская сторона неоднократно обвиняла Россию в якобы нарушении договора, "умалчивая о проблемах с выполнением документа со стороны самих США, их союзников по НАТО и других "близких" им государств".

    Согласно договору, раз в пять лет проводятся конференции по рассмотрению его выполнения. Первая состоялась в феврале 2005 года, вторая - в июне 2010 года, третья - в июне 2015 года.

    HTML clipboard

    Договор по открытому небу

    Полковник В. Звенигородский,
    кандидат технических наук

    Идея создания режима «открытого неба» впервые была выдвинута американской стороной 21 июля 1955 года на Женевском совещании глав правительств четырех держав (СССР, США, Великобритания, Франция). Данная идея предлагалась в качестве одного из элементов всеобъемлющей системы контроля за военной деятельностью и предполагала обмен данными о вооруженных силах, военных объектах и предоставление друг другу возможности производить аэрофотосъемку своих территорий.

    Действующие договоры в области разоружения накладывают ряд ограничений на проведение инспекций на местах, что не позволяет получать достаточно полную информацию о военных, военно-промышленных объектах и военной деятельности иностранных государств. Национальные технические средства контроля, в свою очередь, также могут использоваться ограниченно в отдельных случаях или в определенных условиях. Поэтому в мае 1989 года на сессии совета НАТО, где американская инициатива получила дальнейшее развитие, были одобрены основные принципы режима «открытого неба». В том же году руководство СССР выразило готовность участвовать в разработке будущего договора. Дальнейшее согласование Договора по открытому небу (ДОН) осуществлялось в г. Вена в 1991 - 1992 годах.

    В настоящее время этот документ подписали 27 государств: 16 стран - членов НАТО, шесть восточноевропейских государств -Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, пять бывших советских республик - Россия, Белоруссия, Грузия, Киргизстан и Украина. Россия подписала договор 24 марта 1992 года в г. Хельсинки. Однако в связи с тем, что ДОН Россией, Белоруссией и Украиной не ратифицирован, в силу он пока не вступил и реализуется лишь в рамках так называемого «режима временного применения».

    По мнению зарубежных военных специалистов, характерной его особенностью является то, что он строится на принципах доверия и сотрудничества, предусматривая возможность выбора гибких форм практической реализации, наиболее удобных как для наблюдаемой, так и для наблюдающей сторон. ДОН не является договором о контроле над вооружениями в традиционном смысле и не предусматривает уничтожения или ограничения возможностей какого-либо оружия либо другого военного снаряжения. Однако наблюдательные полеты, которые будут проводиться в соответствии с ним, во многом схожи с мероприятиями по проверке, выработанными в ходе других, уже действующих договоров в области контроля над вооружениями. Таким образом, режим «открытого неба» рассматривается как дополнительное средство контроля и в комплексе с различными национальными техническими средствами позволяет повысить уровень решения задач контроля над вооружениями в условиях относительно спокойной военно-политической обстановки.

    С целью практической реализации положений ДОН государства-участники учредили Консультативную комиссию по открытому небу (ККОН) со штаб-квартирой в г. Вена, которая формируется из представителей каждого государства-участника и проводит не менее четырех сессий в год, а внеочередные - созываются ее председателем по запросу одной или более стран-участниц.

    Структурно этот договор состоит из 19 статей, 16 приложений и четырех добавлений к ним, которые определяют механизм проведения режима «открытого неба». Они, в частности, регламентируют требования к самолетам наблюдения, определяют набор и технические возможности аппаратуры, содержат процедуры организации наблюдательных полетов и обработки полученных аэросъемочных материалов, а также юридические нормы, необходимые для правового обеспечения реализации данного режима, в том числе вопросы предоставления материалов аэросъемки другим государствам-участникам.

    В Договоре по открытому небу закрепляется количество активных (наблюдательные полеты, выполняемые над территорией другого государства-участника) и пассивных (наблюдательные полеты, выполняемые над своей территорией другим государством-участником) квот. С вступлением его в силу Россия ежегодно будет иметь по 42 активных и пассивных квоты.

    Договор предусматривает постепенное вхождение стран-участниц в режим «открытого неба» путем поэтапного его осуществления. Так, на первом этапе действует временное применение ДОН, позволяющее подготовиться к ратификациии и выполнению наблюдательных полетов. В этот период планируется согласовать финансовые вопросы и методики определения разрешающей способности аппаратуры наблюдения, оборудовать аэродромы «открытого неба» техническими средствами проверки аппаратуры наблюдения и обработки полученных в полете материалов, обучить персонал, который будет осуществлять наблюдательные полеты, и т. д. На этом этапе на основе взаимных договоренностей выполняются пробные наблюдательные полеты для практической отработки положений договора и проводятся различные эксперименты по выработке методик применения инфракрасных, телевизионных, оптических и радиолокационных систем наблюдения с самолетов «открытого неба».

    Второй этап реализации ДОН будет продолжаться в течение трех-четырех лет после вступления его в силу. В ходе его для проведения полетов государства - участники договора обязаны предоставлять самолет наблюдения, оснащенный только одним панорамным или двумя кадровыми аэрофотоаппаратами (АФА). На третьем этапе они имеют право использовать самолет наблюдения, оснащенный не менее чем одним оптическим панорамным и тремя кадровыми АФА, видеокамерой с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, пассивным инфракрасным (ИК) устройством линейного сканирования и радиолокационной станцией бокового обзора (РЛС БО) с синтезированной апертурой.

    ТТХ аппаратуры наблюдения, установленной на таком самолете, не могут превышать установленных ограничений. Оптические АФА и видеокамеры при минимальной высоте съемки должны иметь разрешающую способность на местности не лучше 30 см. При оснащении самолета тремя кадровыми АФА один из них устанавливается вертикально для выполнения плановой съемки, а два других - для перспективного фотографирования с полосой покрытия местности до 50 км от оси трассы полета. ИК устройство и РЛС БО должны иметь разрешающую способность на местности (при минимальной высоте съемки) не лучше 50 см и 6 м соответственно.

    Для обеспечения выполнения указанных требований наблюдательных полетов в режиме «открытого неба» государства-участники: Бельгия, Греция, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция образовали специальный консорциум и разработали систему «Подвеска», которая будет попеременно устанавливаться на самолетах С-130Н каждой страны. Комплект аппаратуры наблюдения данной системы состоит из одного панорамного фотоаппарата KS 116 и трех кадровых KS 87В. В него входят также две аналоговые видеокамеры SEKAL: одна с фиксированным фокусным расстоянием крепится вертикально, другая (с переменным) сориентирована вперед по курсу полета и предназначена для ориентации оператора аппаратуры наблюдения. Запись изображения, получаемого с вертикально установленной видеокамеры, производится двумя записывающими устройствами HI8PAL.

    В Соединенных Штатах Америки для реализации этого документа и выполнения наблюдательных полетов создан самолет «открытого неба» ОС-135В (рис. 1), в состав бортового оборудования которого входят три кадровых АФА KS-87 и один КА-91 для выполнения съемок с высот 900 и 10 600 м соответственно.

    Система аннотирования данных «Милетус», построенная на базе персональной ЭВМ IBM-486, обрабатывает навигационные параметры, считывает высоту полета, время и принимает сигналы от АФА на аннотирование с учетом реальных текущих условий (высоты, времени, угла крена и другой информации). Кроме того, эта система записывает изображение и навигационные параметры кадра на магнитный диск, а затем передает их для воспроизведения на два цветных монитора Barko YGA.

    Навигационная система «Литтон-92», отличающаяся высокой точностью и надежностью, представляет собой бортовую навигационную систему INS, корректируемую по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. Она обеспечивает полет самолета наблюдения от исходной точки маршрута по всему пути без использования наземных навигационных пунктов. INS выдает в систему «Милетус» данные о широте и долготе места, времени, угле крена и барометрической высоте.

    Объединенная радиолокационная система CARA определяет высоту полета относительно уровня моря, предоставляет точную информацию экипажу для самолетовождения и передает сигнал в систему «Милетус» для аннотирования.

    В Германии в качестве самолета наблюдения был выбран самолет Ту-154М российского производства. На его борту установлены: три кадровых АФА серии LKM 2000 (возможно также использование LKM 2030, 2021 и 2015); панорамный АФА LKM 2009 с углом поля зрения 104°; три видеокамерыУБ-бО, две из которых расположены наклонно и одна - вертикально. Изображение, получаемое этими видеокамерами, отображается на мониторе и может регистрироваться в цифровом виде на видеомагнитофоне «Ампекс» DCRS-107. На третьем этапе наблюдательных полетов планировалась установка на борту ТУ-154М двух ИКстанций линейного сканирования AN/AAD-5. Однако осенью 1997 года данный самолет разбился, и вопрос о его замене находится в стадии рассмотрения.

    В России в качестве самолета наблюдения используется Ан-30Б, на борту которого могут размещаться аэрофотоаппараты следующих типов: АФА-41/20, АФА-41/10, АФА-41/7.5, АФА-42/20, АФА-54/50ФК.
    С учетом положений ДОН, предусматривающих возможность распространения режима «открытого неба» на другие области, консультативная комиссия приняла решение о праве устанавливать на своих самолетах аппаратуру, которая позволит проводить экологический мониторинг. Таким образом, появится еще одно средство, предназначенное для тех же целей, что и существующие национальные, международные и многонациональные службы контроля параметров окружающей среды. Для координации и выполнения данных задач должны максимально использоваться специализированные агентства ООН. Наиболее важным с точки зрения практической реализации в рамках ДОН является контроль за степенью загрязнения природной среды.

    Таким образом, аэросъемка земной поверхности, выполняемая комплектом съемочной аппаратуры в соответствии с этим договором, позволяет фиксировать состояние оперативного оборудования территории государства, за которыми ведется наблюдение и отслеживать изменения в его военной деятельности, а также осуществлять контроль окружающей среды. Пробные наблюдательные полеты показали, что получаемая при этом информация является хорошим дополнительным материалом для контроля выполнения договоров и соглашений в военной области.

    Зарубежное военное обозрение №8 1998 С.13-18

    Договор по открытому небу – многосторонний международный договор, подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки представителями 23 государств-членов ОБСЕ. Целью договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.

    К настоящему времени участниками Договора являются 34 государства. Российская Федерация ратифицировала Договор по открытому небу 26 мая 2001 г.

    Впервые концепция открытого неба была предложена Президентом США Д. Эйзенхауэром на встрече с Председателем Совета министров СССР Н.И. Булганиным в Женеве в 1955 г. Д. Эйзенхауэр предложил договориться о наблюдательных полетах над территорией США и СССР для предотвращения внезапной атаки, однако, Н.С. Хрущев отклонил это предложение.

    В 1989 г. это предложение повторил Президент США Дж. Буш, после чего вскоре и было подписано соответствующее соглашение.

    Договор состоит из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В соответствии со Статьей I Договора: Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

    34 государства являются участниками Договора по открытому небу: Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты. Кыргызстан подписал, но не ратифицировал. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора в знак признания их особого вклада в процесс создания Договора по открытому небу. Страны "Депозитарии" управляют документами Договора и оказывают административную поддержку.

    Государства, заключающие настоящий Договор, именуемые ниже коллективно государствами-участниками или индивидуально – государством-участником…

    преисполненные желания внести вклад в дальнейшее развитие и упрочение мира, стабильности и развитие безопасности на основе сотрудничества в этой области путем создания режима открытого неба применительно к наблюдению с воздуха,



    признавая потенциальный вклад, который такого рода режим наблюдения с воздуха мог бы внести в обеспечение безопасности и стабильности также в других регионах,

    отмечая возможность использования такого режима для развития открытости и транспарентности, содействия наблюдению за выполнением существующих или будущих соглашений в области контроля над вооружениями и для расширения возможностей по предотвращению кризисов и регулирования кризисных ситуаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в других соответствующих международных организациях,

    предусматривая возможность распространения режима открытого неба на новые области, такие как защита окружающей среды, стремясь учредить согласованные процедуры, предусматривающие наблюдение с воздуха всех территорий государств-участников, имея намерение осуществлять наблюдение одиночного государства-участника или групп государств-участников на основе справедливости и эффективности при обеспечении безопасности полетов,

    отмечая, что действие такого режима открытого неба не будет наносить ущерба государствам, не участвующим в нем, договорились о нижеследующем.

    Статья I. Общие положения

    1. Настоящий Договор устанавливает режим, который будет известен как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов государствами-участниками над территориями других государств-участников и излагает права и обязательства государств- участников в отношении этого режима.

    2. Каждое из Приложений и связанные с ними Добавления являются неотъемлемой частью настоящего Договора…

    Статья III. Квоты

    Раздел I. Общие положения

    1. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты в соответствии с положениями настоящего Договора.

    2. Каждое государство-участник обязано принимать наблюдательные полеты над своей территорией в соответствии с положениями настоящего Договора.

    3. Каждое государство-участник имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого другого государства-участника в количестве, равном числу наблюдательных полетов, которое это другое государство-участник имеет право проводить над ним.

    4. Совокупное количество наблюдательных полетов, которое каждое государство-участник обязано принимать над своей территорией, является совокупной пассивной квотой для данного государства-участника. Распределение совокупной пассивной квоты среди государств-участников приводится в разделе I Приложения A к настоящему Договору.

    5. Количество наблюдательных полетов, которые государство-участник имеет право проводить каждый год над территорией каждого из других государств-участников, является индивидуальной активной квотой данного государства-участника по отношению к этому другому государству-участнику. Суммарное количество индивидуальных активных квот является совокупной активной квотой данного государства-участника. Совокупная активная квота государства-участника не превышает его совокупную пассивную квоту.

    6. Первое распределение активных квот приводится в разделе II Приложения A к настоящему Договору…

    9. Вне зависимости от положений пунктов 3 и 5 настоящего раздела государство-участник, которому была распределена активная квота, может по согласованию с государством-участником, над территорией которого будет осуществлен полет, передать часть своей совокупной активной квоты или всю ее другим государствам-участникам и незамедлительно уведомляет об этом все другие государства-участники и Консультативную комиссию по открытому небу. Применяются положения пункта 10 настоящего раздела…

    Статья VIII. Запрещения, отклонения от планов полета и чрезвычайные ситуации.

    Раздел I. Запрещения наблюдательных полетов и изменения к планам миссии

    1. Наблюдаемая Сторона имеет право запретить наблюдательный полет, который не соответствует положениям настоящего Договора…

    Статья XV. Срок действия и выход из договора

    1. Настоящий Договор является бессрочным…



    Просмотров