Фз о проверках юр лиц. Защита прав предпринимателей – последние изменения

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО


В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 365-ФЗ) в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 294-ФЗ) внесены следующие изменения.

1. Расширен круг отношений, на которые распространяется действие Закона N 294-ФЗ

Из ч.1 ст.1 Закона N 294-ФЗ , определяющей сферу применения этого закона, исключены ограничивающие слова "при осуществлении ими предпринимательской деятельности" (п."а" ч.1 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2010 года действие Закона N 294-ФЗ распространяется на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении всех юридических лиц (коммерческих и некоммерческих) и индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, указанных в частях 3 -5 статьи 1 Закона N 294-ФЗ).

Согласно определению, приведенному в статье 48 Гражданского кодекса РФ , юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, в частности, относятся хозяйственные товарищества и общества (общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, полные товарищества, товарищества на вере), производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, ассоциации, союзы.

2. Ужесточен предельный общий срок проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательства

2.1. В соответствии с изменениями, установленными ч.10 ст.15 Закона N 365-Ф3 , с 1 января 2010 года в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия (в первоначальной редакции ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки).

Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении любой документарной проверки (как плановой, так и внеплановой), в том числе малых и микропредприятий.

Важно также учитывать, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий для соблюдения ограничений, установленных п.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ , в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Соответственно, в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

При выездной проверке субъекта малого предпринимательства в акте проверки и журнале учета проверок необходимо указывать дату, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).

2.2. Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч.2 ст.13 Закона N 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении любых проверенных лиц) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

2.3. Согласно ст.4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) до пятнадцати человек для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения без учета НДС:

микропредприятия - 60 млн.рублей за предшествующий год;

малые предприятия - 400 млн.рублей за предшествующий год;

средние предприятия - 1000 млн.рублей за предшествующий год.

2.4. В случае сомнений в правильности отнесения подлежащего проверке лица к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, во избежание нарушения прав и законных интересов проверяемого лица, органу Роспотребнадзора при подготовке плановой проверки рекомендуется предварительно запросить в территориальном органе ФНС России сведения о конкретных юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, из которых, например, можно узнать место нахождения, данные руководителей и участников (учредителей), наличие филиалов (представительств) и т.п.

Согласно п.24 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 , сведения о юридических лицах, содержащиеся в указанном государственном реестре, в электронном виде органам государственной власти предоставляются бесплатно.

Аналогичное правило закреплено в п.32 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 .

Кроме того, информация, необходимая для отнесения проверяемого лица к средним, малым или микропредприятиям (о выручке от продажи товаров, работ, услуг; о численности работников проверяемого лица и т.п.), содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год" . До проведения проверки рекомендуется запросить необходимые данные в территориальных органах Росстата в отношении конкретных лиц, в отношении которых планируется проверка.

3. Административные регламенты

Устранена двойственность толкования положений п.3 ч.2 ст.4 Закона N 294-ФЗ в части процедур принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии с ч.2 ст.15 Закона N 365-ФЗ в состав полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), включены не только принятие, но и разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

К компетенции контрольных (надзорных) федеральных органов исполнительной власти добавлены полномочия по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия.

4. Дополнен перечень отдельных видов деятельности, начало которых носит уведомительный порядок

В указанный в ч.2 ст.8 Закона N 294-ФЗ перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, уведомление о начале осуществления которых должно представляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг, добавлены пункты (согласно ч.5 ст.15 Закона N 365-ФЗ):

14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

15) производство молока и молочной продукции;

16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;

17) производство масложировой продукции;

18) производство сахара;

19) производство мукомольной продукции;

20) производство безалкогольных напитков.

5. Изменен порядок предоставления ежегодных планов (проектов) проведения плановых проверок в прокуратуру

5.1. Согласно изменениям, указанным в части 6 статьи 15 Закона N 365-ФЗ , устанавливается следующий порядок предоставления в органы прокуратуры ежегодных планов (проектов планов) проведения плановых проверок.

Разработанные органами Роспотребнадзора и подписанные их руководителями (заместителями руководителей) проекты ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов Роспотребнадзора о проведении совместных плановых проверок с иными органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.

Органы Роспотребнадзора должны рассмотреть указанные выше предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направить в соответствующие органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок, подписанные руководителями органов Роспотребнадзора либо их заместителями.

Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" (www.genproc.gov.ru) в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

5.2. С 1 января 2011 года проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Данное дополнение установлено .

6. Дополнен перечень оснований для проведения внеплановых проверок

В соответствии с дополнением, указанным в ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ , перечень оснований для проведения внеплановой проверки, содержащийся в ч.2 ст.10 Закона 294-ФЗ , дополнен следующим пунктом:

"3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.".

7. Расширены полномочия прокуратуры по учету и мониторингу проводимых внеплановых выездных проверок

Из ч.19 ст.10 Закона N 294-ФЗ , уполномочивающей органы прокуратуры осуществлять учет проводимых органами государственного контроля (надзора) внеплановых выездных проверок, а также их ежегодный мониторинг, исключены слова "субъектов малого и среднего предпринимательства" (п."г" ч.7 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2010 года указанный выше учет и мониторинг органы прокуратуры осуществляют в отношении любых внеплановых выездных проверок.

8. Расширен перечень документов, которые запрещено требовать в ходе документарной проверки

Согласно дополнению, приведенному в ч.8 ст.15 Закона N 365-ФЗ , при применении документарной проверки проверяющие должностные лица не вправе требовать у проверяемого лица не только сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, но и сведения и документы, которые могут быть получены проверяющим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Необходимо учитывать, что данный дополнительный запрет начинает действовать с 1 января 2011 года (ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ).

9. Установлены дополнительные требования к экспертам и экспертным организациям

9.1. В соответствии с дополнительными требованиями, приведенными в ч.9 ст.15 Закона N 365-ФЗ , органы государственного контроля (надзора) не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица (п."в" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Привлечение экспертов и экспертных организаций, являющихся аффилированными лицами проверяемого лица, запрещено с 1 января 2010 года.

Аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность или объективность выводов эксперта (представителя экспертной организации).

Аффилированными лицами проверяемого лица, например, являются:

- по отношению к руководителю или иному должностному лицу, учредителю (участнику), представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, представителю индивидуального предпринимателя его супруг, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и их аффилированные лица;

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит проверяемое лицо;

- юридическое лицо, в котором проверяемое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли юридического лица.

- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли проверяемого лица.

9.2. В соответствии с п."а" ч.12 ст.15 Закона N 365-ФЗ ужесточены неблагоприятные последствия в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Данные нарушения с 1 января 2011 года будут относиться к категории грубых нарушений (ст.20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Указанный срок вступления в силу данной правовой нормы установлен ч.3 ст.19 Закона N 365-ФЗ .

10. Дополнены требования к порядку организации проверки

10.1. В соответствии с требованиями п."а" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ в распоряжении о проведении проверки помимо перечня административных регламентов проведения мероприятий по контролю должен содержаться перечень административных регламентов взаимодействия.

Контекстный анализ позволяет сделать вывод, что в распоряжении должны быть указаны только действующие административные регламенты взаимодействия (если имеются), которыми должны руководствоваться проверяющие должностные лица. При отсутствии утвержденных административных регламентов взаимодействия информация об этом должна содержаться в распоряжении о проведении проверки.

10.2. Обязанности должностных лиц, проводящих проверку, дополнены обязанностью по предоставлению информации об экспертах, экспертных организациях по требованию подлежащих проверке лиц (п."б" ч.11 ст.15 Закона N 365-ФЗ).

Прошу принять вышеизложенную информацию к руководству в деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора).

Руководитель
Г.Г.Онищенко



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

  • Скачать документ (формат.docx) (34 КБ)

Разъяснения новых требований
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и правовых актов Депсоцразвития Югры


Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим деятельность по осуществлению государственного контроля и надзора, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В 2017 году вступили в силу ряд изменений в данный нормативный акт, которые коснулись основных понятий, порядка и оснований проведения проверок.
Рассмотрим некоторые положения, вызывающие особый интерес и подлежащие, на наш взгляд, обсуждению.

1. Итак, введено понятие «проверочных листов (списков контрольных вопросов)».


Законодательством предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Общие требования к разработке и утверждению проверочных листов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года № 177.
Департаментом также проведена работа по разработке и утверждению проверочных листов, которые с 1 января текущего года используются при проведении контрольно-надзорных мероприятий.(приказ Депсоцразвития Югры от 29 сентября 2017 № 851-р «Об утверждении формы проверочного листа», в редакции приказа Департамента от 5 марта 2018 года № 246-р»).
Форма проверочного листа размещена на официальном сайте Депсоцразвития Югры в разделе «Региональный государственный контроль (надзор)».
Проверочный лист заполняется должностным лицом контролирующего органа с учетом анализа всех собранных материалов.
Заполненный проверочный лист прикладывается к акту проверки и, таким образом, будет рассматриваться, как одно из доказательств соблюдения или несоблюдения нормативных требований. Поэтому подконтрольным субъектам, в отношении которых проводится проверка, стоит знакомиться с заполненным проверочным листом и в случае необходимости зафиксировать возможные замечания.
Копия заполненного проверочного листа, как приложение к акту проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. Нарушение этой обязанности законодательство квалифицирует в качестве грубого и достаточного, чтобы оспорить результаты проверки.
Плюсом проверочного листа, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является то, что лицо, которое попало в план проверок, может использовать проверочные листы для самодиагностики, самостоятельно оценить соответствие деятельности нормативным предписаниям, прекратить нарушения и ликвидировать их последствия.
Также проверочные листы могут выполнить разъяснительную функцию: они могут быть ориентиром, который поможет верно исполнить требования законодательства, помогут четко понимать, что следует делать, а от чего лучше воздержаться, чтобы соответствовать законодательным требованиям.

2. Следующим значимым нововведением законодательства является «профилактика нарушений обязательных требований»


Так, в закон введена статья 8.2. «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований».
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Приказом Департамента от 29 марта 2018 № 368-р утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018 год
Что же включает в себя программа профилактики правонарушений? Это мероприятия по:

1. Размещению на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.


Такие руководства должны быть
Данный перечень подготовлен Департаментом по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа и утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 29 декабря 2016 года № 928-р, в редакции от 7 марта 2018 года № 268-р. Опубликован на официальном сайте Депсоцразвития Югры.

2. Второе мероприятие это - информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами.

Календарно-тематическим планом мероприятий на 2018 год бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания» запланировано обучение работников из числа поставщиков социальных услуг и социальных предпринимателей.
В I квартале 2018 года проведены:
курсы повышения квалификации на тему «Современные методы социальной работы с людьми пожилого возраста и инвалидами»
3 вебинара на темы: «Технологии социальной работы с лицами БОМЖ», «Социальное сопровождение взрослых и детей, живущих с ВИЧ-инфекцией, с целью соблюдения их социальных гарантий и юридических прав», «Оказание ранней помощи детям с особенностями развития».
До конца года планируется провести еще 12 обучающих мероприятий.

3. Ежегодное обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Следующие публичные обсуждения Депсоцразвития Югры запланированы на 3 октября и 11 декабря 2018 года. В том числе на сайте Департамента ежеквартально публикуются обзоры правонарушений, выявленных в результате контрольно-надзорных мероприятий.

4. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.


Данная мера профилактики применялась Департаментом и в прошлом году, так в результате проведенных мероприятий выданы 8 предостережений.
В основном предостережения выданы в связи с необеспечением поставщиками социальных услуг требований по открытости и доступности информации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 886н «О порядке размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике» поставщики социальных услуг должны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивать доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах, в средствах массовой информации, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания.
Еще раз напомню, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований выдается при наличии у органа государственного контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований:
полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);
содержащихся в информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
содержащейся в информации, поступившей из средств массовой информации.
Также условиями для выдачи предостережения являются: отсутствие подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде и т.д., а также, если юридические лица, индивидуальные предприниматели ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
При объявлении предостережения орган государственного контроля (надзора) предлагает подконтрольным субъектам принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).
Возможность подачи возражений прописана в ч. 7 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, так направляя возражения, поставщик социальных услуг должен не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.
В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.
При отсутствии возражений юридическое лицо, подконтрольный субъект в указанный в предостережении срок должен направить в орган государственного контроля (надзора) контроля уведомление об исполнении предостережения.
Следует обратить внимание, что в случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уведомления об исполнении предостережения в соответствии с п.п. 11,12 Правил, хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7. КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

5. Введены положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (ст. 8.3. Федерального закона № 294-ФЗ).


К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с подконтрольными субъектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в автономном округе – Югре относится: наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами проводятся уполномоченными должностными лицами на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых директором Департамента.
Департаментом разработан проект приказа нормативного характера «Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение уполномоченными должностными лицами Депсоцразвития Югры мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и оформления результатов таких мероприятий», который прошел публичные обсуждения и в настоящее время находится на юридической экспертизе в Управлении государственной регистрации нормативно-правовых актов Аппарата губернатора.
По результатам проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уполномоченными должностными лицами Департамента составляется акт.
В случае выявления при проведении вышеуказанных мероприятий нарушений должностные лица контрольного органа направляют в письменной форме директору Департамента мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения:
о назначении внеплановой проверки;
направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

6. Изменены требования к обращению, на основании которых могут быть проведены внеплановые проверки. Введен обязательный «претензионный порядок» восстановления нарушенных прав потребителя, а именно:


с 1 января 2017 года основаниями для проведения проверки могут являться обращения, содержащие сведения о факте нарушения прав потребителей, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Также, в связи с внесенными изменениями, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Кроме того, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала ее проведения, являются основанием для принятия директором Департамента решения о прекращении такой проверки.
При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
Все внесенные изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства, адаптации его к современным условиям и интересам общества. Между тем оценка количества нарушений, выявляемых контрольно-надзорными органами, свидетельствует о неготовности указанной сферы к исключению государственного присутствия.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изменениями и дополнениями от: 28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г.)

1. Комментируемая определяет предмет правового регулирования комментируемого Закона, основы организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и основные положения комментируемого Закона в целом.

1) отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. О понятии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. к ст. 2. Под организацией применительно к комментируемой статьи следует понимать совокупность правовых, обязательных для проведения, мероприятий, необходимых для обеспечения возможности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. В свою очередь, под осуществлением - конкретные меры, применяемые уполномоченными органами в соответствующих сферах деятельности, в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих те или иные виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

2) отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Юридические лица согласно ГК РФ (в редакции от 05 мая 2014 г. N 99-ФЗ) - это организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должно быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля представляет собой принятие мер, направленных на обеспечение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям возможности реализации их прав, законных интересов и гарантий, которые им предоставлены федеральным законодательством, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

На практике из системного анализа положений комментируемой статьи делаются выводы о применении либо неприменении ее положений. Так, в Оренбургской области имело место судебное разбирательство по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр психологической реабилитации "Вымпел" о признании незаконным и отмене постановления Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о привлечении к административной ответственности данного общества за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения. Суд первой инстанции удовлетворили заявленные требования, однако Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области подало кассационную жалобу, в которой ссылалось на неправильное применение судами положений комментируемого Закона. Однако суд пришел к выводу, что из системного анализа положений ч. 1 комментируемой статьи и комментируемого Закона следует, что до 1 января 2011 года положения комментируемого Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в сфере лицензионного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются. Поэтому проведение Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в отношении общества проверки в данном случае является самостоятельным процессуальным действием, не зависящим от проверки, проведенной органами прокуратуры, и не подпадающим под сферу действия комментируемого Закона (см. постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6780/10-С1).

Следует отметить, что положения комментируемой статьи противоречат названию комментируемого Закона в целом, так как из этого названия следует, что комментируемый Закон должен быть направлен в целом на только регулирование вопросов осуществления защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Между тем комментируемый Закон, исходя из ч. 1 комментируемой статьи, регулирует не только вопросы такой защиты, но и собственно вопросы организации и совершения конкретных действий в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

1) процедурные нормы, касающиеся организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и порядок совершения этими органами действий, связанных с проведением контроля соответствующего уровня и сферы деятельности.

Ссылаясь, в частности на комментируемой статьи, суды в своей практике признают отельные нормативные правовые акты незаконными. Так, например, в Омской области прокурор Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к административно-технической инспекции администрации города Омска о признании Административного регламента проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденного приказом начальника административно-технической инспекции администрации города Омска от 14 декабря 2009 г. N 44-хд "Об утверждении Административного регламента проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не соответствующим отдельным положениям комментируемого Закона. Рассматривая данное судебное дело, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа пришел к выводу, что исходя из положений ч. 2 комментируемой статьи 1, ст. 1 Устава города Омска, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности в городе Омске устанавливается правовыми актами данного муниципального образования. Учитывая данные положения, суд пришел к выводу об отсутствии у начальника инспекции полномочий по принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2010 года по делу N А46-8128/2010);

2) процедуры, касающиеся регулирования совместных действий и мероприятий органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в части, касающейся организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) правовой статус органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: их полномочия в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их права, круг обязанностей, которые они должны выполнить в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.;

4) правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль: их права, в том числе право на защиту их интересов при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, их обязанности, например, по предоставлению органам, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, необходимых документов, по взаимодействию с ними;

5) меры по защите прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении них проверок в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - совокупность установленных комментируемым гарантий, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. В комментируемой статьи определены направления и мероприятия, в отношение которых правовое регулирование отдельных положений комментируемого Закона не распространяется, иными словами, соответствующие положения комментируемого Закона не могут быть применены в отношении этих направлений и мероприятий. При этом из абзаца первого ч. 3 комментируемой статьи следует, что на такие направления мероприятия не распространяются только положения комментируемого Закона, которые устанавливают порядок организации и проведения проверок в отношении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отсюда можно сделать вывод о том, что все иные положения комментируемого Закона, за исключением касающихся организации и проведения вышеуказанных проверок, распространяются также и на те направления и мероприятия, которые предусмотрены в ч. 3 комментируемой статьи, а именно:

1) мероприятия, в отношении которых положения федерального законодательства не устанавливают требований о предоставлении информации и документов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также об осуществлении каких-либо совместных действий, мероприятий и о принятии совместных мер органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых такой контроль проводится ( комментируемой статьи). Так, например, индивидуальный предприниматель Мамедов Гасан Самед оглы обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования "город Набережные Челны" о признании незаконными действий Исполкома в лице специалиста по контролю за использованием земли Мазитова Л.З., выраженных в проведении проверки по соблюдению земельного законодательства. Решением судов первой и апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил, что в данном случае проведение органом местного самоуправления обследования земельного участка, предоставленного предпринимателю в постоянное бессрочное пользование, не требует взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и не возлагает обязанности по предоставлению информации и исполнению требований Исполкома.

Следовательно, требования комментируемого Закона, исходя из комментируемой статьи, на рассматриваемые отношения не распространяются, а доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении ответчиком сроков проведения плановой проверки и процедуры ее проведения - несостоятельны.

Кроме этого, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов истца оспариваемыми действиями ответчика. Суды правомерно указали, что действия ответчика по обследованию земельного участка, занимаемого заявителем на праве постоянного бессрочного пользования, не повлекли за собой правовых последствий, устанавливающих или изменяющих права и обязанности предпринимателя, которые создают ему препятствия при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности (см. постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2012 г. по делу N А65-30412/2011);

  • 2.1. Правовая основа федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
  • 2.3. Оптимизация административных процедур и совершенствование уведомительного принципа осуществления предпринимательской деятельности
  • 2.4. Административные формы государственного регулирования (лицензирование, регистрация)
  • Библиографический список
  • Лекция 3
  • 3.1. Контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • 3.2. Контроль (надзор) за производством и оборотом табачной и алкогольной продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
  • 3.3. Контроль (надзор) за обеспечением безопасности пищевых продуктов и питьевой воды
  • 3.4. Контроль (надзор) в сфере радиационной безопасности населения и учет индивидуальных доз облучения граждан
  • Библиографический список
  • Лекция 4
  • Эффективность эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями в значительной степени определяется проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
  • 4.2. Обеспечение эпидемиологического надзора за организацией и проведением иммунопрофилактики населения
  • 4.3. Организация мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации
  • 4.4. Обеспечение проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
  • 4.5. Обеспечение биологической безопасности населения Российской Федерации
  • Библиографический список
  • Лекция 5
  • 5.1. Комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты прав потребителей
  • 5.2. Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора и общественных объединений потребителей. Консультационный совет по защите прав потребителей и иные межведомственные совещательные органы
  • 5.3. Участие в судебной защите прав потребителей
  • 5.4. Внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам правоприменения в сфере защиты прав потребителей
  • 5.5. Государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации»
  • Библиографический список
  • Лекция 6 предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций роспотребнадзора в электронном виде План
  • 6.1. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность Роспотребнадзора. Официальный сайт Роспотребнадзора
  • 6.2. Совершенствование деятельности по информированию о санитарно-эпидемиологической обстановке
  • 6.3. Оказание государственных услуг Роспотребнадзора в электронном виде
  • 6.4. Обмен сведениями с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта и местного самоуправления через систему межведомственного электронного взаимодействия
  • 6.5. Электронный документооборот Роспотребнадзора
  • Библиографический список
  • Лекция 7
  • 7.2. Правовые акты, регулирующие применение санитарных мер на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства
  • 7.3. Документы, регламентирующие безопасность продукции для здоровья человека, международные стандарты, оценка риска использования различных товаров и среды обитания
  • 7.4. Внедрение международных стандартов при разработке санитарных мер
  • 7.5. Применение современных международных стандартов и мер в области защиты прав потребителей
  • Библиографический список
  • 2.2. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

    Основным законодательным актом в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля надзора является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), в ст. 2 которого, в частности, определено:

    государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. Полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами;

    региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации;

    муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;

    мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;

    проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

    эксперты, экспертные организации - граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по контролю расходов производится в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

    Согласно ст. 3Федерального закона № 294-ФЗосновными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

    1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

    2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

    3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

    5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

    7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

    8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

    9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

    10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

    Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки закреплены в ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ, согласно которой руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

    1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

    3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

    4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

    В соответствии со ст. 22Федерального закона № 294-ФЗ вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

    При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

    Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    На основании ст. 23 Федерального закона № 294-ФЗ защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству Российской Федерации, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В силу ст. 25Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Наряду с указанными выше общими нормами, необходимо обратить внимание на права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, установленные Федеральны м закон ом от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ».

    Так, в ст. 9Федерального закона № 52-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

    Получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

    Принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    На возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 11Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

    Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

    Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

    Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

    Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

    Проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

    Своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

    В ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ определено, чтопроизводственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

    Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

    Для обеспечения надлежащего применения норм законодательства необходимо обратить внимание на Методические рекомендации по применению норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностными лицами центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 марта 2010 г. № 103.

    1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

    2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

    1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

    2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    А) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    г) нарушение требований к маркировке товаров;

    2.1) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

    3.2. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.3. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.4. По решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

    3.5. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.

    4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

    5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" , "б" и "г" пункта 2 , пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

    1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

    3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

    4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

    5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

    6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

    12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. (см. текст в предыдущей редакции)

    20. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки таких членов саморегулируемой организации обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окончания проведения внеплановой выездной проверки.

    21. В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.



    Просмотров