Где пересекается российско узбекская граница. Черняевка

Рассказываю, как переходили КПП «Достук» на границе Кыргызстана с Узбекистаном.

Граница с Узбекистаном

Граница с Узбекистаном находится в пяти километрах к северо-западу от центра Оша. Добраться до границы из центра можно на городском автобусе или маршрутке. Есть маршруты, которые ходят прямо до границы, но можно ориентироваться и на Новый автовокзал, он находится рядом с границей .

КПП «Достук», граница Кыргызстана с Узбекистаном.

Контрольно-пропускной пункт «Достук» работает круглосуточно, он автодорожный - через него ездят автомобили. В интернете пишут, что в сентябре 2017 года состоялось открытие границы, ранее вроде КПП работал только в светлое время суток.

КПП «Достук». Фотография сделана вечером 19 марта 2018.

Возле границы можно поменять кыргызский сом и доллары на сумы. Не делайте этого - курс на границе со стороны Оша крайне не выгоден. Говорят, деньги нужно менять в самом Оше - там тоже не рекомендую, курс такой же.

Переход границы

20 марта, в 7 часов утра мы передали ключи от арендованной квартиры хозяйке и направились в сторону границы. Так бы выехали раньше - где-то мелькала информация, что границу открывают в 8 утра, потому выдвинулись за час до планируемого открытия. От Алайской мечети ходит 13 автобус, который привезёт вас до Нового автовокзала. Автобусы в Оше в семь утра уже ходят. Наш приехал через 20 минут ожидания - отъехали от остановки в 07:32. В 08:00 ровно были на границе, с учетом прогулки от автовокзала.

Кыргызская сторона границы

В интернете пишут, что нужно закладывать около 4 часов на проход границы. Помня переход границы Узбекистана с Казахстаном в 2017 году, я в этом особо не сомневался, и планировал время перехода часам к 12 дня. Визуальный осмотр границы утром 20 марта подтвердил прогнозы, народа здесь - тьма, в обе стороны. Как и на границе с Казахстаном в Черняяевке, очередь здесь стоит на расстоянии от самого КПП. Пограничник сдерживает очередь и пропускает людей по мере продвижения людей впереди - так больше порядка. Таких «блок-постов» в очереди два: на старте (при входе в клетку), и между «клеткой» и самим зданием КПП. Очередь поделена на две части: слева переходят женщины, справа - мужчины. Женская очередь движется в несколько раз быстрее мужской - половая дискриминация по-азиатски. Тем не менее, будучи на границе в 8 утра, уже через час, в 09:10, мы уже перешли кыргызкую таможню.

Узбекский КПП

Узбекистанская часть границы находится сразу же за кыргызской, без промежуточной дороги. Когда, прорвавшись через очереди, пришли к узбекскому КПП, встретили там только закрытую дверь. Минут через 5 пришёл пограничник и открыл её. Узбекскую границу перешли на удивление быстро - в 09:25 были уже на территории Узбекистана. Важное изменение: в Узбекистане отменили заполнение деклараций , стало гораздо проще. Пограничники в Узбекистане, кажется, стали лучше, добрее. Это мы заметим и после, когда будем уезжать из Ташкента в Шымкент.

На узбекской стороне так же просвечивают сумки - но в этот раз не проверяли содержание вручную, как и содержание карманов. Зато сохранилась традиция проверять содержимое памяти телефонов. Более всего порадовало, что пограничник полез не в «галерею», а сразу в «мои файлы», где нашёл папку «Telegram», а оттуда перешёл в «картинки». Перед тем, как идти на границу, я на всякий случай обнулил медийные файлы (мало ли что могут прислать в нечитаемых ватсаповских чатах), а про кэш телеграма забыл. И надо было случиться такому, что в кэше оказалось несколько фотографий голых женских задниц. По случайному совпадению, пограничник на одну такую и наткнулся (он выбирал картинки наугад). Единственное, что я мог бы сказать ему, если бы он меня спросил, «это не моё» (само собой). Но он не спросил, отдал телефон и пропустил дальше. Мораль: очищайте в телефоне всё, что можно удалить - миллион шансов остаться в Узбекистане надолго. Ищут религиозный контент и порнографию.

С узбекской стороны границы

На момент перехода границы я болел уже второй день, и мне не особо до осмотров местности было. Благо, не на что там смотреть.

Граница это там. Таксисты и невысокая гора на фоне. Окружающая местность впечатлений не вызывает.

Населённых пунктов сразу за границей нет - дальше нужно ехать. Здесь стоят таксисты, с которыми, кажется, можно уехать до любой точки Узбекистана. Стоят автобусы, на которых можно уехать в близжайший крупный город - Андижан (ехать около 40 километров).

Из мирских радостей - уборная за 1 000 сум (50 тенге) и обмен валют. Деньги нужно менять здесь: курс такой же, как в самом выгодном алматинском месте - 0,045 тенге за 1 сум. Так как декларации отменили, можно особо не напрягаться, и менять здесь сколько захочется.

Такси до Ташкента

Вообще, планировали сначала заехать в Наманган. Или Андижан, на крайний случай - чтобы переночевать перед дорогой в Ташкент. Потом решили ехать в Коканд. Но перейдя границу, решили сразу ехать в Ташкент - времени вроде достаточно, а разбираться в том, как устроиться на ночь в узбекской провинции не хотелось. Поехали сразу в Ташкент.

Такси до Ташкента мы нашли едва перейдя границу. Как и в прошлую поездку, это была белая Нексия - большинство машин тут Нексии. Вариантов взять такси два: с попутчиками, или без. Во втором случае выкупаете всю машину, как если бы платили за четверых. Ради экономии, мы решили ехать на шареде, когда машину делят 4 пассажира.

В Узбекистане нужно торговаться - без этого вообще никак. Забавнее всего наблюдать за тем, как быстро узбеки включаются в игру торга. Тот таксист на старте просил 110 000 сум с человека (или 5 500 тенге). Минут через 5 удалось сбросить цену до 90 000 сум/человек. Цитирую таксиста: «ты так торгуешься потому что паспорт узбекский». Чуть позже узнаем, что 90 000 сум это действительно хорошая цена.

Единственным минусом такого формата оказалось долгое ожидание: никто не хотел ехать в Ташкент. Было два человека, которые никак не хотели ехать на шареде, забрали машину целиком, за 350 000 сум и уехали. А мы зависли аж на два часа,почти до 12 дня по алматинскому времени (в Узбекистане 11 утра, GMT+5). Нашёлся ещё один пассажир, и мы ждали четвертого уже втроём. Буквально минут через 10, водитель предложил накинуть по 15 000 сум на человека, и не ждать четвертого. Посчитали (это +1 500 тенге на двоих), и согласились. В итоге заплатили 210 000 сум за двоих и ехали сзади без посторонних.

В 11:40 алматинского времени (или 10:40 ташкентского) мы благополучно покинули приграничные территории и двинули в сторону города Андижан.

01.04.2018 Комментарии к записи На границе Израиля и сектора Газа началась акция протеста отключены

Пять палестинцев погибли, 350 пострадали в результате столкновения с израильскими военными на границе сектора Газа. Об этом 30 марта сообщила Би-Би-Си со ссылкой на источники в министерстве здравоохранения Палестинской автономии. Ранее стало известно, что на границе между сектором Газа и Израилем началась многодневная акция протеста палестинцев «Великий марш возвращения». По …

06.03.2018 Комментарии к записи На КПП «Достук» на кыргызско-узбекской границе функционируют 4 дополнительные кабинки отключены

Как сообщает Государственная пограничная служба Кыргызстана, на КПП «Достук» («Дустлик») на кыргызско-узбекской границе начали работать четыре дополнительные кабинки для пропуска граждан. В феврале из-за увеличения числа желающих пересечь границу им приходилось отстаивать очереди по 5-6 часов. 3 марта контрольно-пропускной пункт посетил вице-премьер Дайыр Кенекеев. Граница между Кыргызстаном и Узбекистаном была …

04.03.2018 Комментарии к записи На таджикско-узбекской границе возобновили работу несколько КПП отключены

Заместитель хакима Ташкентской области Алимардон Каршиев заявил на церемонии, что данное событие открывает новую страницу в таджикско-узбекских отношениях. Он выразил надежду, что взаимоотношения между двумя соседними государствами впредь будут лишь развиваться. С таджикской стороны выступил первый заместитель председателя Согдийской области Рустам Рахматзода. КПП «Хаштьяк», расположенный в Спитаменском районе, граничит с …

28.02.2018 Комментарии к записи На КПП на кыргызско-узбекской границе сотни граждан ждут своей очереди на переход отключены

В Кыргызстане на пункте пропуска «Дустлик» («Достук») на границе с Узбекистаном около полутора тысяч человек ожидают очереди на пересечение границы. Пограничники, как сообщается, пропускают пожилых людей и беременных женщин вне очереди, передает сегодня Радио Азаттык (Кыргызская редакция Радио Свобода). Накануне на границе наблюдалось скопление 500 желающих перейти в соседнюю страну. …

Очень правдоподобно. Причем, еще вполне в некоторых моментах мягко. Переходил я границу недавно в Черняевке.
Нигде в Азии такого беспредела на границе не видел.

Узбекско-казахская граница: Длинные очереди и коррупция. Всё как всегда

28.10.2010 19:09 msk

О проблемах перехода госграницы между Узбекистаном и Казахстаном «Фергана.Ру» писала неоднократно. Но в редакцию поступают все новые рассказы людей, которые рассказывают о многочасовых очередях на КПП обеих стран, вымогательстве взяток таможенниками, поломках и возгораниях пассажирских автобусов и так далее. Большинство поведавших о приключениях, пережитых ими во время поездки, проезжали территорию Казахстана лишь транзитом, направляясь в соседний Кыргызстан. Публикуем их рассказы почти без изменений.

История первая. Карантин и телеграммы

Чтобы попасть из Узбекистана в Кыргызстан не по воздуху или железной дороге, а пешком или на автомобиле, нужно сначала пересечь узбекско-казахскую границу в одном из нескольких контрольно-пропускных пунктов (КПП), а затем потратить примерно 12 часов, чтобы доехать до границы с Кыргызстаном на рейсовых автобусах и перейти ее. Казалось бы, самый быстрый и короткий путь – пересечь узбекско-киргизскую границу, но дело в том, что после июньских событий на киргизском юге она закрыта для свободного перемещения граждан двух стран. И единственным способом доехать на автобусе до Кыргызстана является транзит через территорию Казахстана.

В течение почти двух месяцев, с начала декабря 2009 года до 25 января 2010, когда под предлогом необходимости «санитарного контроля над распространением свиного гриппа» узбекско-казахская граница была закрыта для свободного въезда и выезда граждан двух стран, предприимчивые люди зарабатывали изготовлением разного рода приглашений в Казахстан. Например, чтобы пройти из Узбекистана в Казахстан на приграничных пунктах требовалось предъявить командировочное удостоверение или телеграмму от родственников с приглашением приехать на свадьбу или похороны. Без такого «обоснования» пересечь границу было невозможно.

Основным спросом у народа пользовались телеграммы, которые, как оказалось, можно было купить около КПП. Об этом «Фергане.Ру» рассказала узбекская гражданка, 32-летняя Дильнора (имя изменено), которая таким образом пересекла границу во время «карантина».

Моя семья живет в Ташкенте, а некоторые родственники - в Алма-Ате. Я решила их навестить и приехала на пограничный пункт Капланбек. О том, что теперь надо предъявлять телеграмму, я узнала только по пути на границу, надеялась обойтись без нее, «договорившись» с пограничниками, - рассказывает Дильнора. - Выстояв очередь, я подошла ко входу КПП, протянула пограничникам свой паспорт. Они сурово потребовали телеграмму и ничего не хотели слушать. Поняв, что не смогу перейти в Казахстан, я собралась было возвращаться домой, как вдруг меня подозвали какие-то две женщины и предложили помочь с телеграммой. Они сказали, что это будет стоить 30 тысяч сумов (около $15). Они, наверное, отдавали часть этих денег пограничникам.

Когда я к ним подошла, одна из женщин договаривалась с мужчиной-узбеком лет тридцати по поводу изготовления подобной телеграммы. Он отдал им свой паспорт, и я последовала его примеру, сторговавшись до 25 тысяч сумов ($12). Женщина взяла паспорта, переписала себе на бумажку наши фамилии и адреса и позвонила в Чимкент знакомой девушке, которая занимается отправкой телеграмм в почтовые отделения по месту прописки. Например, я прописана в Мирабадском районе Ташкента, поэтому мою телеграмму мне доставили из почтового отделения этого района.

Фиктивная телеграмма. Фото ИА «Фергана.Ру»

В течение полутора часов мы с этим мужчиной ждали наши телеграммы в приграничном кафе. Наконец, пришла одна из тех женщин и, взяв с нас деньги, отдала телеграммы. В моей было написано «Срочно приезжай на поминки папы 40 дней». А в телеграмме мужчины его имя написали с ошибкой и он стал переживать, что из-за этого пограничники могут его задержать. Пока он пререкался с женщиной, я ушла из кафе. Вторая женщина за 500 сумов ($0,25) заполнила за меня таможенную декларацию.

Телеграмму рассмотрели на узбекской стороне границы и сверили с моим паспортом. Потом ее разглядывали на казахской границе, тоже сверили с паспортом, поинтересовались, правда ли то, что написано в телеграмме, и спросили, куда именно я еду. Я ответила, что еду в Чимкент на поминки к папе. Наконец-то, я в Казахстане.

Узбекистан не раз закрывал свои границы с Казахстаном, например, это было в апреле 2004 года. Тогда жители обоих государств при переходе на территорию соседней страны были вынуждены предъявлять командировочное удостоверение или документы, подтверждающие, что они работают в этой стране.
Но мои трудности на этом не закончились. Оказалось, что в Капланбеке уже нет автостанции, от которой отходят пассажирские автобусы, пришлось на такси ехать к КПП Черняевка, который был закрыт на ремонт. Когда добралась, выяснилось, что все автобусы до Алма-Аты уже уехали. Пришлось сесть в автобус, направлявшийся в другой город, и уже оттуда ехать на такси в Алма-Ату. И все оттого, что из-за телеграммы я на лишних полтора часа задержалась на границе! Я считаю, что людям, связанным с пограничниками, «карантин» приносит доход, а всем остальным - только затраты и неудобства.

История вторая. Для несогласных процесс перехода сильно затягивается

В последних числах июня нынешнего года узбекский правозащитник Владимир Хусаинов с коллегой поехал в Кыргызстан. О поездке рассказывает спутник правозащитника.

Мы в Черняевке. К нашему удивлению, народу на КПП не так уж много. Около часа мы простояли под палящим солнцем перед пограничным постом - пограничники пропускали всего по 15 человек. Сами-то они сидели в тени! Мы заполнили Декларацию и встали в очередь на ее регистрацию. Тут без очереди полезла женщина средних лет, с виду вполне здоровая (без очереди пропускались только инвалиды, старики и беременные). Тетка утверждала, что стояла в очереди перед нами. Но никто из наших соседей по очереди этого не подтвердил. Однако сотрудница таможни взяла у нее документы на регистрацию. Владимир возмутился, заявив, что сообщит об этом беспределе Иноятову, главе узбекской СНБ (Службы национальной безопасности). Началась перепалка. На шум вышел старший лейтенант таможни.

Я по мобильному телефону стал звонить правозащитникам, чтобы сообщить им, что нас могут задержать. Лейтенант заявил, что здесь звонить нельзя, мол, на улице висит запрещающий знак, и предложил пройти к этому знаку, заодно отобрал мой паспорт. По дороге лейтенант стал мне рассказывать, насколько «работа таможенников трудная и нервная». Он предложил нам прекратить скандал, который разворачивался на виду у толпы примерно 50-70 человек.

Лейтенант нашел ошибку в моей декларации, я ее переписал и снова встал в очередь. Он предложил мне пройти регистрацию вне очереди, но я отказался. Прошел регистрацию как положено, но Володе пришлось четыре раза переписывать декларацию - в ней находили все новые «ошибки», и он снова вставал в очередь. Это процесс продолжался около трех часов. Я наблюдал за этим примерно с десятиметрового расстояния. Владимир безуспешно настаивал, чтобы пригласили начальника таможни. Наконец, он прошел таможню, и мы перешли на казахскую территорию.

Я подал паспорт казахскому таможеннику, он взял его, раскрыл и спросил: «А что, для нас тут ничего нет?» - «Нет, потому что не за что», - ответил я. Он еще раз намекнул, что было бы неплохо дать ему взятку, но я снова отказался. Таможенник отдал паспорт, и я прошел дальше. С Владимиром произошло примерно то же. В общей сложности, мы проходили границу около пяти часов (!). Затем еще часа три ждали отправления автобуса.

КПП в Черняевке, до реконструкции. Фото ИА «Фергана.Ру»

Кондиционер в салоне не работал, и мы изнывали от жары. За нами сидели две казашки с маленькими детьми. Женщины долго громко разговаривали и всем в автобусе мешали. Их дети кричали, а ночью одного ребенка дважды вырвало на пол, и ЭТО так и осталось лежать в проходе… На полпути водитель включил печку, отчего мне было очень жарко. А Владимиру, наоборот, было холодно, потому что на него дуло из открытого люка на крыше автобуса... Еда в придорожном кафе стоила втрое дороже, чем в кафе в Узбекистане. Кое-как мы приехали в Алма-Ату, где находились некоторое время.

Потом решили поехать в Бишкек. В отличие от узбекско-казахской границы казахско-киргизскую мы прошли очень быстро, всего за несколько минут!

В начале июля мы поехали обратно в Узбекистан, поэтому вновь пересекали узбекско-казахскую границу. На этот раз сие мероприятие заняло 3,5 часа. 6 июля Владимир Хусаинов отправил заказным письмом жалобу в СНБ, так как на самой границе категорически отказались ее регистрировать. Но никакого ответа он до сих пор не получил.

История третья. Вымогательство на казахской стороне

Рассказывает русская женщина, которая вместе с сыном ездила в Кыргызстан:

В начале сентября в обеденное время мы были на узбекско-казахской границе в Черняевке. Заполнили декларацию, перешли узбекский КПП. Но на казахской стороне нас остановил круглолицый таможенник. Он забрал у нас паспорта и потребовал показать декларацию. Мы объяснили, что заполнили ее в единственном экземпляре и узбекские таможенники ее у нас забрали. Но он заявил, что, не видя декларации, не знает, сколько денег мы везем, и как вообще мы сможем доказать, что эти деньги – наши (!).

КПП в Черняевке, после реконструкции, июль 2010 года. Фото ИА «Фергана.Ру»

В конце концов, он потребовал заплатить ему 15 тысяч сумов ($6,5), мы дали ему 11 тысяч ($4,7), и он вернул наши паспорта. Через несколько метров снова были остановлены: два таможенника – мужчина и женщина, - сидевшие за столом, тоже потребовали декларацию и повторили все, что говорил нам круглолицый. Они назвали сумму взятки – 20 долларов. Мы ответили, что столько денег у нас нет, отсчитали им 6 тысяч сумов ($2,7), и они нас пропустили. Мы поехали в Бишкек.

Спустя несколько дней мы возвращались домой. Когда уезжали из Бишкека, водитель автобуса велел всем пассажирам складывать багаж не в багажник, а на задние сиденья в салоне. Утром автобус отклонился от маршрута и заехал на чимкентский оптовый базар. Там нам стало ясно, почему нам не открыли багажник - все его отделения были забиты грузом и туда было бы сложно запихнуть даже спичечный коробок. Далее мы обнаружили, что свои сумки сложили не на задние сиденья: два последних ряда сидений тоже были загружены доверху каким-то товаром и прикрыты занавесочкой, из-за которой мы и решили, что там и есть конец автобуса. Автобус разгружался больше часа.

По дороге в Жибек Жолу (так называется казахская часть КПП Черняевка) автобус остановили таксисты, водитель зачем-то впустил их в салон. Они стали предлагать пассажирам услуги по обмену валюты и уговаривать поехать не на Черняевку, а на другой КПП, где, якобы, меньше очередь. Несколько пассажиров согласились и пересели в такси.

Жибек Жолу. Фото ИА «Фергана.Ру»

Из-за таких остановок мы приехали на границу часа на два позже. В 11 утра на казахском КПП моего сына обыскали, вывернув все карманы. Чуть дальше нас снова остановили, потребовали показать содержимое сумки. Помимо личных вещей мы везли несколько аптечных флаконов с маслом эвкалипта и пихты. Таможенник долго разглядывал этикетки и спросил: «Для чего это применяется?» - «Для лечения от простуды». - «Положите деньги мне «на чай», и можете идти». Мы заплатили последние 200 тенге ($1,3), которые у нас были. Но через несколько метров нас остановил другой таможенник: «Откуда едете?» - «Из Бишкека». - «Валюта есть?» - «Нет». - «Золото есть?» - «Нет». - «Ценные вещи есть?» - «Нет». - «А сотовый телефон есть?» - «Да, есть». - (Со злостью) «А если я сейчас все у вас заберу - и сотовый, и все вещи, - что будете делать?» - «А за что?» - «За то, что нет декларации». - «А мы уже заплатили предыдущему таможеннику». - «Сколько?» - «Пятьсот тенге ($3,3)», - соврали мы. Таможеннник, немного подумав, отпустил нас.

Справедливости ради, отметим, что не всем местным жителям, пересекающим упомянутые границы, приходится давать мзду и выстаивать долгие очереди. К примеру, в середине октября молодой мужчина, не заплатив ни копейки денег, пересек границу всего за 20 минут, хотя очередь была довольно большой. Вероятно, в данном случае свою роль сыграло то обстоятельство, что мужчина предъявил таможенникам свое удостоверение сотрудника международной организации.
Пройдя узбекскую границу без приключений, мы вышли из КПП и пошли по дороге в сторону Черняевки. Но тут нас остановил узбекский милиционер и проверил паспорта. Он обнаружил, что в паспорте моего сына нет его росписи. Сын предложил расписаться в документе прямо сейчас, на что милиционер ответил: «Нет, уже поздно». Он положил паспорт в карман и держал нас около часа, толкуя о штрафе «за грубое нарушение». Сын разговаривал с ним безразлично, сообщив, что «денег все равно не осталось, отправьте нас платить штраф в РОВД». Милиционеру не оставалось ничего другого, как вернуть нам паспорт и отпустить.

История четвертая. Ловля на живца

Рассказывает житель Ташкента на условиях анонимности.

Решив в августе поехать в Кыргызстан, я переходил границу на погранзаставе в Черняевке. На узбекской стороне паспортный контроль прошел быстро, а таможенный – гораздо дольше, наверняка это было сделано с целью вымогания взяток. Границу казахскую прошел быстро. Автостанция отстоит от границы на 2-3 километра, и сюда людей подвозят частники за 100 тенге ($0,7) с человека. Все происходит очень беспорядочно. Проезд от казахской границы до Кыргызстана занял более 12 часов из-за того, что автобус был старый. Пройти казахскую и киргизскую границу удалось довольно быстро: никто ничего не проверял.

Пассажирский автобус, курсирующий между границей и городом. Фото ИА «Фергана.Ру»

А при возвращении из Бишкека было много приключений. Во-первых, не успев выехать из столицы, наш старый автобус сломался и его чинили целый час. Киргизскую границу все пассажиры прошли без проблем, а вот на казахской стороне пограничники пропускали граждан Казахстана без очереди, работало только одно окно. Это происходило в ночное время, шел дождь и дул сильный ветер. Люди столпились под небольшим навесом, ветер нес в их сторону пыль с этой неблагоустроенной приграничной местности.

Когда я начал возмущаться и потребовал начальника, пришел один сотрудник в звании лейтенанта. Представиться он отказался, сказав только, что он «старший». Меня отвели в отдельную комнату и дали для написания жалобы лишь один листок бумаги (чтобы я не мог оставить себе копию). Меня три раза пытались снимать на видеокамеру, но, видимо, она не работала, и «старший» заснял меня на свой сотовый телефон. Но моя жалоба подействовала - заработали все три окна!

В Чимкенте из нашего автобуса выгрузили контрабандных товаров на целый грузовик. Но, наконец, мы приехали на казахско-узбекскую границу, в Черняевку.

У входа на погранзаставу стояла толпа людей. А в соседние ворота аферисты в гражданской одежде пропускали без очереди за мзду в размере 500-1000 тенге ($3,3-6,6). Я потребовал начальника.

Так выглядит салон междугороднего автобуса. Фото ИА «Фергана.Ру»

Ко мне подошли работники в форме и, не представившись, хотели меня запугать. Заметив безуспешность своих действий, они предложили провести меня без очереди. Я отказался. Тогда меня отвели к начальнику оперчасти в звании капитана, который, взяв мое заявление, попросил меня… помочь в поимке сотрудников, пропускающих людей за деньги без очереди.

Я согласился помочь. Капитан вытащил из своего кармана купюру в 1000 тенге ($6,6) и снял с нее ксерокопию. После этого он, осадив меня на заднее сиденье своего автомобиля, вывез с территории заставы в казахский поселок, откуда я снова пришел к границе, где стояла толпа людей.

Аферистов, видимо, предупредили, поэтому они не стали брать у меня деньги. Но один, скорее всего, новенький, взял купюру и провел меня через соседние ворота мимо работников в форме, которые беспрепятственно нас пропустили. Но тут начальник оперчасти схватил новичка за руку и повел к себе в кабинет. Конечно, в его кармане нашли «меченую» купюру и стали готовиться к возбуждению административного или уголовного дела. (Предполагаю, что новичок потом заплатил начальнику крупную взятку, и никакого дела не возбудили). Пойманный попытался предъявить мне претензии, но меня отпустили, и я быстро прошел казахскую границу.

Когда я переходил на узбекскую сторону, меня увидели несколько граждан Кыргызстана, приехавшие со мной из Бишкека на одном автобусе. Узбекские пограничники не пустили их в страну, и они стали просить меня как-то им помочь. Я объяснил, что в связи с недавним конфликтом между кыргызами и узбеками в Оше и Джалал-Абаде у узбекских пограничников, вероятно, есть особый приказ не пускать в страну киргизов, и я ничем не смогу им помочь.

Пограничный контроль я прошел быстро, хотя таможенники работали очень медленно. Когда я решил написать жалобу, вышел старший и заявил, что принимать жалобу он «не имеет права» и писать куда-либо бесполезно, так как вместо положенных по штату 70 сотрудников работают только 18. В общей сложности, на узбекской границе я простоял приблизительно три часа.

История пятая. Нападение

Двое жителей Ташкента стали свидетелями нападения казахских парней на пассажирский автобус. Рассказывает один из ташкентцев.

Как-то в феврале мы приехали в поселок Майский, что на границе Узбекистана с Казахстаном. 11 часов утра, народу - человек сорок. К нам подошла женщина и предложила помочь перейти границу без очереди за 50 тысяч сумов (около $25) с человека. Она узнала, куда мы направляемся, и пообещала посадить на автобус, следующий в Бишкек. Мы согласились, она нас провела, мы заплатили ей оговоренную сумму. Женщина посадила нас в машину к своему родственнику, который привез на расположенную в десяти километрах от границы автостанцию, откуда отправляются автобусы в Бишкек. Мы купили проездные билеты и до вечера ждали отправления. Ночью на улице было очень холодно, лежали сугробы снега, в автобусе тоже мерзли, хотя работала печка. Пассажиров было мало, половина мест в автобусе пустовала.

Остановка в пути. Фото ИА «Фергана.Ру»

Среди ночи нам неожиданно перегородили дорогу две легковые машины неизвестной мне марки, из которых выскочили несколько человек. Они стали тарабанить в двери автобуса, водитель вместе с помощником вышел к ним на улицу. Как мы поняли, это были рэкетиры, которые взимали дань с водителей проезжавших автобусов. Шофер поднялся в автобус и прокричал незваным гостям, чтобы они зашли и посчитали немногочисленных пассажиров: дескать, сегодня ему нечем им заплатить. Затем водитель снова вышел на улицу.

Я услышал крики и увидел в окно, как рэкетиры избивают нашего водителя. Его помощник заскочил в салон и стал просить пассажиров о помощи. Мы спросили, кто эти люди и что им нужно. Помощник водителя ответил, что это местные ребята, и сейчас они ни за что «замесят» водителя. Мужчины-пассажиры собрались выйти на улицу, но женщины их не пустили. Одна из пассажирок стала агитировать остальных женщин самим выйти и прогнать рэкетиров, но ее идею не поддержали.

Избив нашего водителя, парни сели в свои машины и уехали. Шофер ввалился в автобус, сел за руль, и мы продолжили путь.

Рано утром мы были у границы с Кыргызстаном. Когда проходили паспортный контроль, один из пассажиров нашего автобуса, узбек средних лет, стал рассказывать о ночном происшествии пограничникам. Те спокойно ответили, что это уже не первый такой случай, и сказали, что хорошо еще, что нам не разбили окна, не выбили двери, не подожгли автобус, не избили пассажиров и не отобрали у них наличные деньги - такое тоже случалось. Но потом пограничники вызвали нашего водителя и его помощника, взяли у них и у этого узбека заявления о нападении, после чего мы благополучно и очень быстро пересекли границу с Кыргызстаном.

Вот еще одна история, трагическая, произошедшая с автобусом, направлявшимся в Кыргызстан транзитом через Казахстан.

Один из пассажиров, сидевший в задней части салона автобуса, вез с собой две большие канистры с техническим спиртом. Почему-то он не поместил их в багажник, а поставил их на пол в салоне, рядом с собой. Ночью во время езды все пассажиры заснули. Из-за качки канистры упали на бок. Видимо, крышка у них была закрыта неплотно, спирт протек и залил пол салона. Тут кто-то из пассажиров зажег сигарету. В тот же момент спирт вспыхнул, начался сильный пожар. Водитель остановил автобус. Сонные люди стали выбегать на улицу. Но в автобусе была всего одна дверь - передняя. Из объятого огнем автобуса успели выбежать, в основном, те, кто сидел на передних сиденьях. А несколько человек заживо сгорели в огне или задохнулись...

Жибек Жолу, октябрь 2010 года. Фото ИА «Фергана.Ру»

Неизвестно, понес ли кто-нибудь наказание за нарушение техники безопасности при перевозке взрывоопасного вещества. Но этот случай надолго запомнится пассажирам, которым чудом удалось выжить. И уж точно должен послужить водителям и будущим пассажирам уроком и напоминать о необходимости быть максимально осторожными во время таких длительных поездок.

Что же касается коррупции при пересечении узбекско-казахской границы, то, по мнению ташкентских правозащитников, она «процветает по причине того, что само запуганное и неграмотное население этому способствует. Пока люди не осознают, что они ЛЮДИ, ситуация не изменится. На сегодняшний момент на границе наблюдается полное беззаконие, однако ни правозащитники, ни другие активисты гражданского общества не имеют возможности вмешаться и как-то контролировать ситуацию, так как госграница является закрытым режимным объектом».

И снова здравствуйте, и снова мы переходим границы. На сей раз из Казахстана мы отправляемся в Узбекистан. Почему? Во-первых, потому что до самых интересных мест Казахстана – Алматы и Астаны было далеко, а во-вторых, так было удобнее осматривать Среднюю Азию. Мы подумали, что на обратном пути в Россию, наверстаем упущенное после Киргизии.

Когда мы подошли к узбекскому пограничному пункту, в глаза сразу же бросается огромная толпа людей что с одной (на входе), что с другой стороны (на выходе). Я кое-как выяснил, что нужно сделать, прежде, чем отправиться на пропускной пункт.

1. Итак, первоначально необходимо взять декларацию (на каждого человека), где необходимо указать всю наличность, имеющуюся во всех валютах на руках вплоть до копейки или цента. Это нужно сделать для того, что если при проверке на выезде из страны обнаружат лишние деньги, существует вероятность попрощаться с ними навсегда. Так же указать в декларации все ценные вещи и количество сумок (не вес, а именно количество).

2. С заполненными декларациями встаем в очередь на пропускной пункт. Нам “повезло” в тот день тем, что мы попали в самый сезон, когда многие узбеки с заработков возвращались домой. Поэтому назвать столпотворение у дверей очередью было довольно сложно. Здесь никто никого не пропускает, даже девушек теснили огромными баулами к стенке. Как говорится: “кто первый встал, того и тапки”, готовьтесь поработать локтями. Обстановка накаляется еще тем, что сами пограничники абсолютно никуда не торопятся. Они могут всей толпой рассматривать “подозрительную” декларацию какого-нибудь узбека, оставив остальные посты пустыми, а злую очередь в длительном ожидании.

3. Когда через час или два мы оказываемся у стола проверяющего, он просто забирает декларацию, ставит на ней печать и попутно задает вопросы типа “куда едете?”, “что хотите посмотреть в Узбекистане?”, “откуда вы?” и т.д. В общем, все как обычно.

Ура! Мучительное прохождение узбекской границы можно считать завершенным. Однако, не стоит рано радоваться, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда аж 500 км безжизненной степи. Естественно, глупо не пытаться сколотить на этом деньги. Так что на выходе придется отбиваться от таксистов.

Пьяные беларусы.

Не смотря на позднее время, мы не теряли надежды попробовать поговорить с кем-нибудь из фурщиков, которые прошли границу. И нам вновь повезло, на наших глазах из ворот в купе с легковушками, увешанными шмотьем и разобранными велосипедами, выехало две фуры с латвийскими номерами, наверняка опять беларусы.

Я подошел к одной из машин и спросил водителя, сможет ли он нас взять до ближайшего населенного пункта. Тот насторожился и сразу же спросил, нет ли у нас оружия. Мы усмехнулись, и сказали, что в России это подсудное дело. Уже более ровным голосом беларус парировал, что у него как раз имеется. Наверное, припугнуть хотел, да не удалось, отказываться от своей просьбы я не намеревался, даже если бы у него под подушкой был пулемет.

Машин снова было две, и они припарковались на обочине в ожидании третьей с “хохлом” за рулем. Но, последний все никак не выезжал с пограничного пункта, и даже не отвечал по рации. Поэтому, беларусы, чтобы скоротать время, решили немного выпить перед сном.

Немного – это, конечно, слабо сказано, когда из холодильника появилась целая бутылка водки.

Я не приверженец езды с пьяными водителями. Однако, за окном уже стемнело, “хохол” на связь так и не выходил, беларусы не собирались ехать сегодня больше 20 км до стоянки, а у нас все равно не было выбора. Не будешь же ночевать в холодной пустыне, когда на 500 км ни одной живой души.

Мы, правда, заволновались, когда после выпитой бутылки водки, беларусы завели мотор и решили проехать до стоянки 20 км. Но, наш водитель ехал с такой маленькой скоростью, что на велосипеде, наверняка, можно было его обогнать. К тому же “встречки” практически не наблюдалось, и я немного успокоился.

Когда мы достигли стоянки, нас с Милой совсем отпустило, а на связь наконец-таки вышел украинец. Мужики решили сходить в кафе, еще поужинать, мы же остались в машине. Не смотря на то, что водитель предложил переночевать в его кабине на второй полке, доверия к нам он все равно не испытывал, поэтому на всякий случай забрал один из наших паспортов.

А по приходу включил фильм на своем ноутбуке на сон грядущий. Только я начинал уходить в царство Морфея, как беларус меня тормошил и спрашивал, сплю я или нет. Я уж думал плюнуть на все и поставить палатку рядом с фурой, если он так боится, но вдруг услышал спасительный храп. Выключил ноутбук, завернулся в спальник и тоже через 5 минут уснул.

600 километров до Хивы.

Утром протрезвевший беларус достал откуда-то припасенный арбуз, который на завтрак пошел “на ура!”. После чего мы снова отправились в путь.

Узбекская полупустынная дорога мало отличается от Казахской, те же степи и спящие водители редких встречных автомобилей. Разве что колдобин больше.

На середине пути беларусы остановились у придорожного кафе, чтобы перекусить. Нас тоже угостили за компанию ухой и жареной рыбой.

За время езды до Беруни мы успели о многом поговорить с дальнобойщиками. Эти, кстати, так же как и предыдущие везли опечатанный американский груз.

— Раньше на узбекских дорогах орудовала целая банда, – делился дальнобойными “сказками” водитель, – поэтому многие боялись сюда грузы возить. Пока не стали фуры опечатывать.
— Что значит опечатывать? – задала встречный вопрос Мила.
— А то и значит, что ни я, ни узбекский “мент”, ни даже пограничник не имеет права открывать опечатанную дверь. Как только печать открывают, об этом сразу становится известно заказчику и тогда тю-тю… считай бесплатно работал и дальше можно не ехать. Да еще и начальство нагоняй получит.
Так вот когда эта банда вскрыла по незнанию пару таких опечатанных машин, американское правительство сразу начало расследование, отчего и почему. А потом дали нагоняй узбекским “шишкам” за то, что не могут у себя в стране за порядком следить.
После этого, когда банда налетела на очередную фуру, там в кузове отряд “омона” сидел. Как вскрыли кузов, так и полегло человек 5-6. Теперь по Узбекистану ездить безопаснее, чем по самой Америке, – засмеялся беларус, – правда теперь от полицаев житья нет. Иной раз едешь домой пустым, наберешь полный кузов дешевых дынь или арбузов, так эти гады почти через каждые 100 км “пасутся”, каждому приходится “пошлину” платить. Вот и получается груз почти золотым. Так… для себя несколько штук берем и ладно.

И действительно, на дорогах очень часто встречались не только полицейские посты, но и просто “прячущиеся в степи” автомобили хранителей порядка. Главное, что нас не трогали и ладно. Бывало, попросят удостоверение личности, сунешь им загранпаспорт, они покрутят его так и эдак, ни персональную страницу найти не могут, ни штампы, смешные.

В общем, за разговорами и день почти пролетел. До Беруни добрались часам к 5 вечера. Оставшийся отрезок до Хивы подобрал пустой туристический автобус, мы даже удивились, довез прямо до старого города. Но, о том, какими мы обязательно расскажем в следующий раз. Будьте на связи!

01/22/2018

Мы покинули в час ночи, продолжив нашу поездку в Узбекистан. Указателей, как ехать на Шымкент, поначалу немного, поэтому ориентировались на навигатор. Дорога хорошая. Ехали без приключений. О приближении населенных пунктов узнавали по густо посаженным фонарям.


Казахская Кызылорда, в которой мы остановились для короткой передышки

На рассвете въехали в Туркестан (новые 291 километр). Это что-то вроде Аральска — маленькие домики, очень мало деревьев. Не останавливаясь, поехали на Шымкент (170 километров от Туркестана).

После двух бессонных ночей ехать было тяжело, но чувствовалось приближение дома — у торговцев вдоль дорог появились арбузы и дыни! Перед самым Шымкентом хорошая дорога ушла на Астану, но полотно все еще было терпимым.


Туркестан в Казахстане

В Туркестане мы не остановились. Утром въехали в областной центр, в Шымкент . Искали заправку плюс место, где можно перекусить. Но так и не определились, и уже далеко за городом остановились съесть шашлык, а также залили бензин (плохой, по утверждению Владимира). Там же нас остановил казахский ГАИшник — молодой и наглый, но в конце концов отпустил.


Шымкент — последний город, который мы проехали на нашем пути в Узбекистан

Владелец шашлычной оказался очень любезным человеком, специально звонил куда-то, чтобы выяснить для нас, что ехать на Черняевку бесполезно — там нас пропустят только, если мы пройдем пешком, без машины, а нам надо отправляться в Ялламу (дополнительные 300 километров до Ташкента по сравнению с дорогой через Черняевку). Он же нам нарисовал карту, которую мы по глупости не взяли, понадеявшись на навигатор. Оказалось, что Ялламы в нашей карте навигатора нет.

Мы ехали до Сарыагаша, потом много раз спрашивали дорогу, и в конечном итоге один очень любезный местный автолюбитель разрешил нам ехать за ним следом, почти до самой границы. Про качество дороги говорить не буду — ее в тот момент строили, то есть нормальные участки чередовались с плохими, а также с обычной грунтовой и пробками в поселках при объезде. На самом последнем участке, когда наш чапероне остался позади, в навигатор вбили Ташкент и он нас довел до нужного поста.

Интересный случай произошел на дороге от Шымкента — одна из машин попросила нас остановиться. Вышедший парень предложил помощь при переходе границы — мы, разумеется, отказались. Владимир от такого был в шоке.

Перед Сарыагашом у Владимира произошел заметный сбой с сердцем, что неудивительно после такого длинного пути от самого Кишинева. Не знаю, выпил ли он какие-нибудь таблетки, но остановка на обочине рядом с садом плюс полчаса на спальнике под деревом ему помогли. Жара тогда стояла сильнейшая, а наша машина была без кондиционера.

Казахско-узбекская граница — это что-то, ни на одну прежнюю не похожая.

Нас впервые разъединили на казахском участке (на трех других границах, включая российско-казахскую, такого не было). Я прошла быстро, а Владимир нет (хотя, забегая вперед, должна отметить, что время перехода казахской части границы показалось одним моментом по сравнению с узбекской стороной). Казахи у Владимира попросили взятку (Евгений Ушаков — если Вы в теме — поднимите вопрос) — «на чай». Владимир ответил, что «чай весь выпит в дороге», что было правдой, и его в отместку отправили на проверку чемодана. Но там уже оказались вполне вменяемые люди, и его с чемоданом пропустили сразу, без проверки.

Проехав ничейную территорию, мы приблизились к Узбекистану. Здесь «на чай» никто не просил. Но было намного труднее и во много раз дольше. Узбекская граница — единственная (!!!) из проеханных нами, где нет отдельных подъездов в зависимости от вида транспорта – здесь нет отдельных подъездов для фур, для автобусов и для легковушек — даже у казахов они есть! Я уж не заикаюсь о «зеленом коридоре».

Мы приехали на узбекскую часть границы в час дня — впереди нас стоял десяток-полтора фур, которым, в конечном итоге, таможенники дали преимущество, и всего шесть легковушек, находившиеся здесь с самого утра, в том числе с детьми. Легковушки начали проверять только под вечер. Вечером Владимиру разрешили что-то заплатить в кассу (небольшую сумму), написать декларацию. Потом он все вытаскивал из автомобиля, потом все затаскивал назад, по вещам и в автомобиле полазила натренированная собака — однако, вся эта проверка не заняла более 15 минут. Все остальное время мы просто ждали.

Когда мы миновали границу, было уже восемь часов вечера — начало девятого. Страховку оформили сразу при выезде с поста — около 20000 сум. В той же будке продают бутылки с минеральной водой. ГАИишник, стоявший неподалеку от выезда с поста, попросил «сувенир» — сказали, ничего нет. Уже на въезде в город опять быстро проверили документы, там ничего не просили. При подъезде к городу у нас взорвалась бутылка молдавского вина, которую Владимир вез своему врачу, проехавшая с нами весь путь и четыре границы. Наверное, не выдержала перегрева.

В 10 вечера 1 августа в понедельник мы подъехали к подъезду нашего дома в Ташкенте. Почти восемь с половиной дней назад мы выехали из Максимовки, села под Кишиневом. Всю дорогу за рулем был Владимир, проехав 4696 километров через пять стран и четыре границы.сайт|MKozlova

Наше путешествие на автомобиле из Молдовы в Узбекистан закончилось.



Просмотров