Границы государств в балтийском море. Границы территориальных вод в балтийском море карта

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство - отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом

Водное пространство как часть государственной территории - это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства - это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Государственная граница - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.


Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация - это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения - рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация - это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы - описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.

Территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных государств, а также границы территориального моря противолежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.), ст. 2 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Территориальное море является частью территории соответствующего государства.

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

  • 1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
  • 2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющий наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
  • 3) от внутренних вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

В Российской Федерации статус территориального моря определяется Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ.

МП признает право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты). Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное морс. При этом под "проходом" понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или портового сооружения (ст. 18 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции по морскому праву 1982 г.). Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности: угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН; любые маневры или учения с оружием любого вида; любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства; любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства; погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства; любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки Конвенции; любую рыболовную деятельность; проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство может принимать в соответствии с нормами МП законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в отношении всех нижеследующих вопросов или некоторых из них: безопасности судоходства и регулирования движения судов; защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок; защиты кабелей и трубопроводов; сохранения живых ресурсов моря; предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства; сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения; морских научных исследований и гидрографических съемок; предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

Иностранные суда с ядерными двигателями, а также суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества, при осуществлении права мирного прохода через территориальное море должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предосторожности, установленные для таких судов международными соглашениями.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции по морскому праву 1982 г.).

Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • - последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • - преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • - капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или
  • - такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Указанные положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное морс после выхода из внутренних вод.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна. Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.

Согласно законодательству РФ "проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие".

Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность России, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

  • а) угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов МП, воплощенных в Уставе ООН;
  • б) любые маневры или учения с оружием любого вида;
  • в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности России;
  • г) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность России;
  • д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  • е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  • ж) погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами РФ и иными нормативными актами;
  • з) любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства и нормам МП;
  • и) любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • к) проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  • л) любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок Российской Федерации;
  • м) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с законом, общепризнанными принципами и нормами МП и международными договорами. В интересах обеспечения безопасности Российского государства, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".

И северным островом Японии – Хоккайдо. Граница с США проходит в проливе между российским островом Ратманова и американским островом . имеет и океанического соседа – . Эти страны разделяет . Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей этого океана: , . Непосредственно России принадлежат по международным соглашениям в Северном Ледовитом океане (и других морях и океанах):

  • во-первых, внутренние воды ( , Печорская и Чешская губы);
  • во-вторых, территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов шириной в 16 морских миль (22,2 км.);
  • в-третьих, 200-милльная (370 км) экономическая зона площадью 4,1 млн. кв. км за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку территориальных ресурсов, добычу рыбы и морепродуктов.

России принадлежат также огромные шельфовые пространства, особенно в Северном Ледовитом океане, где по прогнозам, сосредоточены гигантские ресурсы (около 20% мировых). Важнейшие порты России на Севере – Мурманск и Архангельск, к которым подходят с юга железные дороги. От них начинается Северный Морской путь, вплоть до на . Большинство морей покрыты в течение 8-10 месяцев мощными толщами льда. Поэтому караваны судов проводят мощные, в т.ч. атомные, ледоколы. Но навигация коротка – всего 2-3 месяца. Поэтому в настоящее время началась подготовка к созданию арктической подводной магистрали, использующей для транспортировки грузов выведенные из боевого состава атомные подводные лодки. Они обеспечат быстрое и безопасное подводное плавание на всех участках Северного Морского пути вплоть до Владивостока и иностранных портов в и различных районах . Это принесет России огромный годовой доход и сможет обеспечить северный районы необходимыми грузами, топливом, продовольствием.

Муж у меня работает в море, поэтому мне, как жене моряка, просто непростительно не знать некоторые морские вопросы. За годы совместной жизни я прилично пополнила свои знания в этой области.

Как проводятся морские границы государства

Даже если вы никогда не выезжали за пределы своей страны, то, скорее всего, слышали о пограничных пунктах, и о том, что где-то там проходит граница между странами. А как же обстоят дела в море? Там ведь нет никакой стены, а побережья находятся далеко друг от друга. Но и там вся морская территория поделена между государствами.


Были заключены соглашения между странами, и приняты соответствующие правила, по которым и делится морское пространство. В них прописаны нормы морских границ. Точкой отсчета служит побережье. Первые 12 миль от него называются территориальными водами страны. 12 миль - это 22,71 км. Следующие 12 миль после них- это прилегающая зона. То есть, территорию, которая начинается после 12 миль от берега уже полным ходом контролируют пограничные службы.


Есть еще такое понятие, как исключительная экономическая зона. Начинается через 24 мили от берега, а ширина ее составляет 200 миль. Эта территория может быть использована, как прибрежными странами, так и другими государствами мира. Главное условие - это отсутствие нарушений в законодательстве.

Где проходят морские границы России

Россия - самая большая страна в мире, а поэтому и протяженность ее границ впечатляет. Почти 40 тыс. км приходится на морские границы, большая часть которых расположена на севере и востоке государства.

На севере российская граница проходит по Северному Ледовитому океану, захватывая такие моря:

  • Баренцево;
  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточносибирское;
  • Чукотское.

Большая часть их на протяжении всего года покрыта льдами, поэтому морские пути здесь не очень развиты. На востоке наши соседи - Япония и США. Линия разграничения протянулась по тихоокеанским водам. С Западной стороны морские границы нашей страны идут по Балтийскому морю. На юго-западе Россию от других стран отделяют воды Черного и Азовского моря.

Территориальные воды (территориальное море) - это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно - Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль, национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США - 6 миль, некоторые страны Африки - 24 мили, страны Южной Америки - до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" и Законом РФ 1993 г. "О Государственной границе РФ".
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение - право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

"Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства" (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим "мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

Угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

Любые маневры или учения с оружием любого вида;

Любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

Любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

Подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

Погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование - буи, знаки и т.п., осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.



Просмотров