Гуго Гроций (политические взгляды). Учение Гуго Гроция о праве и государстве Гуго гроций учение о происхождении государства

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Рубрика (тематическая категория) Политика

Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.

Суверенитет государства, ᴛ.ᴇ. верховная власть госу­дарства - это такая власть, ʼʼдействия которой не подчинœе­ны иной власти и не бывают отменены чужой властью по ее усмотрениюʼʼ.

Гроций различает общего носителя суверенитета - госу­дарство, а также конкретных носителœей, которыми бывают как одно лицо, так и несколько лиц. По этой причине государ­ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не должна быть названа совершенной, ʼʼибо ка­кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностейʼʼ.

Учение Гроция о суверенитете связано с его представле­нием о договорном происхождении государства: до момен­та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.

Право народа на низложение и наказание носителœей су­веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас­но предписаниям естественного права должны соблюдать­ся. Исходя из этой логики, народ не должен иметь права ʼʼнизлагать и каратьʼʼ государей, которые злоупотребляют своей властью.

При этом народ, по Гроцию, всœе же имеет это право, в случае если государь

‣‣‣ становится ʼʼявно враждебным всœему народуʼʼ;

‣‣‣ уже отрекся от престола;

‣‣‣ утратил свою власть, полученную под каким-либо ус­ ловием;

‣‣‣ при вручении ему власти он сам дал согласие на то, что ему, в известных случаях, можно оказывать сопротив­ ление и др.

Понятие права. Под правом Гроций понимал ʼʼправила нравственных поступковʼʼ, которые являются для индиви­дов обязательными: ʼʼВо всяком случае, необходима обя­занность, ибо... к примеру, правила чести, не имеющие обя­зательной силы, не заслуживают названия закона или праваʼʼ.

Классификация права. Вслед за Аристотелœем Гроций де­лил право на естественное и позитивное (волеустановлен-ное).

108 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

В отличие от Аристотеля, для которого источником ес­тественного права была природа, для Гроция источник естественного права - разум. Естественное право - это ʼʼпредписания здравого разумаʼʼ.

Источником позитивного права для Гроция является воля, которая должна быть человеческой и божественной.

Гроций не только по-новому определил источник есте­ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс­лящему индивиду:

S воздержись от присвоения чужого имущества;

S верни полученную тобой чужую вещь;

■S возмести извлеченную из этой вещи выгоду;

S возмести ущерб, причинœенный по твоей винœе;

S воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);

S договоры крайне важно соблюдать (pacta sunt servanda).

Правила естественного права, считал Гроций, неизмен­ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По­этому естественное право незыблемо и не может: быть из­менено даже Богом: ʼʼДействительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обра­тить в доброʼʼ.

Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает защи­ту в силу права естественного: ʼʼПраво собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чу­жой собственностиʼʼ.

Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за крайне важно сть подчи­няться правовым ограничениям, в случае если война уже началась: ʼʼЯ был свидетелœем такого безобразия на войне между христианами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позорно даже для варваров, а имен­но: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным по­водам, а то и вовсœе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человечес­ких, законов, как если бы в силу общего закона разнуздан­ное неистовство вступило на путь всœевозможных злодея­нийʼʼ.

7.2. Политическое учение Томаса Гоббса

Гуго Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Но­вого времени, основу которой составил рационализм. Он внес существенный вклад в науку международного права.

Гоббс Томас (1588-1679) - английский политический мыслитель, теоретик ʼʼсильногоʼʼ государства.

Эпоха. Английская буржуазная революция (начало - 1640 ᴦ.); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного парламентом в 1649 ᴦ.; учреждение республики (commonwealth) (1649-1653); диктатура Кромвеля (1653-1658); реставрация династии Стюартов - правление Кар­ла II (1660-1685).

Биография. Томас Гоббс родился в Веспорте на юге Ан­глии (по другим сведениям - в Мальмеберге). Мать - кре­стьянка, отец - священник. Еще в школе овладел латинс­ким и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета͵ который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателœем сына одного из английских баронов, что по­зволило ему путешествовать по другим европейским стра­нам (Франция, Италия). В 1613 ᴦ. Гоббс стал секретарем у Френсиса Бэкона - философа и высокопоставленного по­литика; в 1646 ᴦ. преподавал математику будущему королю Карлу II, проживающему во время правления Кромвеля в Париже.

Современники: Рене Декарт (1596-1650) - француз­ский философ (картезианство), математик (декартова сис­тема координат), физик (вихри Декарта), физиолог (ввел представление о рефлексе - дуга Декарта).

Логическое основание политике-правового учения. Т. Гоббс - материалист. Он считал, что человек - это тело в мире тел: ʼʼЧеловек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой при­чинœе его следует рассматривать равным образом как чело­века и как гражданинаʼʼ.

Основные работы: ʼʼО гражданинœеʼʼ (1642); ʼʼЛевиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного

НО Глава 7. Возникн овение теорий естественного права...

и гражданскогоʼʼ (1651). Эти сочинœения были внесены в ʼʼИндекс запрещенных книгʼʼ.

Гоббс различает догосударственное, ᴛ.ᴇ. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, ᴛ.ᴇ. граж­данское, состояние (status civilis).

В естественном состоянии человек действует как физи­ческое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право - это ʼʼсвобода всякого чело­века использовать свои собственные силы по своему ус­мотрению для сохранения своей собственной природы, ᴛ.ᴇ. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать всœе то, что по его собственному суждению и разумению явля­ется наиболее подходящим для этого средствомʼʼ.

Естественное состояние - это состояние войны всœех против всœех (bellum omnium contra omnes); состояние по­стоянного страха за свою жизнь.

При этом людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) - неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) - ʼʼнайденное разумом общее правило, со­гласно которому человеку запрещается делать то, что па­губно для его жизни или что лишает его средств к ее сохра­нению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизниʼʼ.

Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.

1. Закон как цель: ʼʼследует искать мира и следовать емуʼʼ.

2. Закон как средство: ʼʼв случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на всœе вещи в той мере, в какой это крайне важно в интересах мира и са­ мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру­ гих людей по отношению к себеʼʼ. Отказаться от права на всœе вещи означает для Гоббса ʼʼупразднить общность иму­ ществаʼʼ и установить право собственности, отсутствие ко­ торого в естественном состоянии - причина ʼʼвойны всœех против всœехʼʼ.

3. Закон как долг: ʼʼлюди должны выполнять заключен­ ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника­ кого значенияʼʼ (pacta sunt servanda).

7.2. Политическое учение Томаса Гоббса

Все естественные законы, в понимании Гоббса, это мо­ральные законы, они ʼʼвсœегда и везде обязывают людей пе­ред внутренним судом, или судом совестиʼʼ. Чтобы эти законы выполнялись всœеми, а не только моральными лич­ностями, необходима общая для людей власть. Чтобы уста­новить эту общую для всœех власть крайне важно, чтобы ʼʼлюди назначили одного человека или собрание людей, ко­торые явились бы представителями их лицаʼʼ. Каждый до­веряет носителю общей власти делать всœе, чтобы обеспе­чить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: ʼʼЭто больше, чем согласие или еди­нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым че­ловеком с каждым другим...ʼʼ. ʼʼВ случае если это свершилось, то множество людей, объединœенных таким образом в одном лице, принято называть государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитойʼʼ.

Отрицание права индивидов па сопротивление государ­ству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчи­нении суверену, а не отдельные договоры с ним, в связи с этим по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор.
Размещено на реф.рф
Все, что бы суверен ʼʼни делал, не должна быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных и он не должен кем-либо из последних обвинœен в несправедливостиʼʼ. Следовательно, ни один су­верен ʼʼне должна быть по праву казнен или как-нибудь ина­че наказан кем-либо из своих подданныхʼʼ.

Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: ʼʼПоложение человека никогда не должна быть без того или другого неудобства и что вели­чайшее стеснение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может иногда испытывать на­род при какой-либо форме правления, едва чувствитель-. но по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над со­бой никакой принудительной власти, удерживающих их от грабежей и актов мести... если сохранить такое всœеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но бес­порядочная толпа, как у циклоповʼʼ.

Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и

112 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

пригодность формы правления для обеспечения безопас­ности людей.

Гоббс выделяет три формы, правления государства:

‣‣‣ монархию;

‣‣‣ аристократию;

‣‣‣ демократию.

Монархия - такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всœего с частны­ми интересами: ʼʼБогатство, сила и слава монарха обуслов­лены богатством, силой и славой его подданныхʼʼ.

Аристократия - такая форма правления государства, при которой ʼʼверховная власть принадлежит собранию лишь части гражданʼʼ.

Демократия - такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всœех.

Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демокра­тия также вызывала его критику, так как в отношении ре­шения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в ʼʼтаком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнегоʼʼ.

Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан - это морское чудовище, о кото­ром сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто че­шуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках - символы государственной власти: ʼʼИбо искусством создан тот великий Левиафан, который принято называть государством (по латыни civitas) и который яв­ляется лишь искусственным человеком, хотя и более круп­ным по размерам и более сильным, чем естественный чело­век, для охраны и защиты которого он был созданʼʼ.

Гоббс проводит аналогии между государством как ис­кусственным человеком и человеком как таковым: верхов­ная власть - душа; магистраты - суставы; награда и нака­зание - нервы; благосостояние и богатство частных лиц - это сила; безопасность народа - занятие; справедливость и законы - искусственный разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - болезнь; гражданская война - смерть.

Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько мате­матически образными были его выводы. Гоббс отправляет-

7.3. Учение Джона Локка о праве и г осударстве... 113

ся не от действительной истории, а исходит из гипотети­ческого естественного состояния. Идеи Гоббса были вос­приняты основателœем школы юридического позитивизма Джоном Остином.

Словарь ʼʼBellum omnium contra omnesʼʼ - ʼʼВойна всœех против

ʼʼCogito ergo sumʼʼ - ʼʼЯ мыслю, следовательно, я суще­ствуюʼʼ (Декарт)

ʼʼPacta sunt servandaʼʼ - ʼʼДоговоры должны соблюдатьсяʼʼ

7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. Теория разделœения властей

Локк Джон (1632-1704) - английский мыслитель, пер­вый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделœения властей и за­конности.

Эпоха. ʼʼСлавная революцияʼʼ 1688 ᴦ. в Англии, приня­тие ʼʼБилля о правахʼʼ 1689 ᴦ., установление конституцион­ной монархии.

Биография. Джон Локк родился в Рингтоне (графство Сомерсет на юго-западе Англии). Отец его был провинци­альным адвокатом, служил в парламентской армии Кром­веля. Во время диктатуры Кромвеля Джон Локк учился в колледже Христовой церкви Оксфордского университе­та - за выдающиеся успехи его приняли на казенный счет, в 1656 ᴦ. получил степень бакалавра, в 1658 ᴦ. - степень магистра. Был домашним врачом и доверенным лицом од­ного из английских лордов. Во время английской ʼʼСлав­ной революцииʼʼ 1688 ᴦ. находился в эмиграции в Нидер­ландах. В 1689 ᴦ. вернулся в Англию, где опубликовал свои произведения, принœесшие ему известность. Умер от тяже­лой легочной болезни. Сочинил собственную эпитафию: ʼʼОстановись, путник: здесь покоится Джон Локк. В случае если ты спросишь, что за человек он был, то знай - он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как ученый, всœе свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты сможешь узнать из его сочинœенийʼʼ.

Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.

114 Глава 7. Возн икновение теорий ес тест венного права...

Основные работы: ʼʼОпыты о законах природыʼʼ (1662-1664); ʼʼО медицинском искусствеʼʼ (1669); ʼʼДва трактата о правленииʼʼ (1690).

Жизнь, свобода и собственность - вот триада есте­ственных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

Критика абсолютной монархии. Абсолютная монар­хия, считал Локк, несовместима с гражданским обще­ством и не должна быть вообще формой гражданского правления. ʼʼЦель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном делœеʼʼ.

Концепция договорного происхождения государства. Го­сударство создается для преодоления недостатков есте­ственного состояния путем заключения общественного до­говора: ʼʼЛюди вступают в соглашение с другими людьми об объединœении в сообщество для того, чтобы удобно, мир­но совместно жить, спокойно пользуясь своей собственнос­тью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом обществаʼʼ.

Заключение общественного договора позволяет преодо­леть недостатки государственного состояния, при котором:

1) ʼʼнет установленного, определœенного, известного за­ кона, который был бы признан и допущен по общему со­ гласию в качестве нормы справедливости и несправедливо­ стиʼʼ;

2) ʼʼнет знающего и беспристрастного судьиʼʼ;

3) ʼʼнедостает часто силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в ис­ полнениеʼʼ.

Эти недостатки лишают индивидов возможности обес­печить свою частную собственность - одно из фундамен­тальных для Локка естественных прав человека: ʼʼВеликой и главной целью объединœения людей в государства и пере­дачи ими себя под власть правительства является сохране­ние их собственностиʼʼ.

7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве... 115

Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека крайне важно следующее.

1. Ограничить объём законодательной власти. Законо­ дательная власть:

‣‣‣S не должна быть ʼʼабсолютно деспотической в отноше­нии жизни и достояния народаʼʼ;

■/ ʼʼне может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласияʼʼ;

‣‣‣S ʼʼзаконодательная власть представляет собой лишь доверенную властьʼʼ;

■S ʼʼзаконодательный орган не может передать право из­давать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, до­веренное народом...ʼʼ.

2. Разделить государственную власть: ʼʼЗаконодатель­ ную и исполнительную власть часто нужно разделятьʼʼ.

Локк выделяет три власти:

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) федеративную.

Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение за­конов. Федеративная власть - это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.

У Дж. Локка разделœение властей - это соподчинœение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всœем другим видам власти.

Право народа на сопротивление законодательной влас­ти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание: ʼʼСообщество постоянно со­храняет верховную власть для спасения себя от покуше­ний... кого угодно, даже своих законодателœей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько зло­намеренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданногоʼʼ.

Концепция законности у Локка состоит из двух частей.

1. Соотношение закона и свободы. Свобода - это жизнь в соответствии с законом: постоянным; общим для каждого в обществе; установленным законодательной властью, со­зданной в обществе. И наконец, свобода - это возможность следовать своему собственному желанию во всœех случаях, когда это не запрещает закон.

116 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

2. Равенство всœех перед законом: ʼʼПреступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблюʼʼ.

Концепция неотчуждаемых естественных прав челове­ка, разработанная Джоном Локком, была воспринята Тома­сом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локков-скую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).

В дальнейшем теория разделœения властей Локка была развита Ш. Л. Монтескье.

7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) - голландский философ, теоретик естественного права и договорного про­исхождения государства.

Эпоха. В XVII в. Нидерланды представляли собой фе­деративную республику, которая до середины века была самой развитой буржуазной страной Европы. По мнению историков, ʼʼвместо подлинно единых Нидерландов рес­публика представляла собою "тесную унию"ʼʼ. Усиливают­ся противоречия между кальвинистским духовенством и республиканским правительством. Возобновляются по­пытки дворянства установить монархию.

Биография. Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Ам­стердаме, в еврейской купеческой семье, которая бежала из Португалии в Нидерланды, спасаясь от преследований ин­квизиции. Рано стал помогать отцу в торговле. В 1654 ᴦ. после смерти отца возглавил его дело. Заинтересовался ес­тественными науками и философией Декарта. В 1656 ᴦ. за несоблюдение еврейских религиозных обрядов и отказ по­сещать амстердамскую синагогу был подвергнут великому отлучению от синагоги. Был вынужден переселиться в про­винцию, где занимался философией и шлифовкой стекол. Ему покровительствовал Ян де Витт, известный матема­тик, который возглавлял нидерландское правительство и

_____ 7.4. Поли тико-правовое учение Бенедикта Спинозы 117

был лидером республиканской партии. В 1670 ᴦ. Спиноза переехал в Гаагу, а в 1677 ᴦ., в 45-летнем возрасте, умер от чахотки, в ужасающей бедности.

Логическое основание политико-правового учения. Спиноза - материалист, для которого мир природы не яв­ляется продуктом творения Бога и не содержит в себе ни­чего сверхъестественного. В природе, полагал Спиноза, всœе детерминировано. Спиноза был последователœем учения пантеизма, отождествлявшего Бога и природу. Ф. Энгельс отмечал, что, начиная со Спинозы, философия ʼʼнастойчи­во пыталась объяснить мир из него самогоʼʼ.

Основные работы: ʼʼПринципы философии Рене Декар­таʼʼ (1663); ʼʼБогословско-политический трактатʼʼ (1670); ʼʼЭтика, доказанная геометрическим методомʼʼ (1675), в ко­торой Спиноза построил сложную систему этических норм с помощью правил Евклидовой геометрии; ʼʼПолитический трактатʼʼ (не завершен).

Содержание политико-правового учения. Спиноза выработал концепцию естественных прав человека, рас­сматривая эти права с точки зрения естествоиспытателя. Естествоиспытатель одинаково осмысливает как явления мира природы, так и социальные явления. Как естествоис­пытатель Спиноза, к примеру, не видел никакой принципи­альной разницы в изучении человека или рыбы. Для Спи­нозы рыбы - это существа, которые определœены природой к плаванию, а большие рыбы определœены природой к по­жиранию меньших рыб. Рассуждая таким образом, он при­знавал за рыбами естественные права. Рыбы, считал Спи­ноза, по своему высшему естественному праву владеют водой, а большие рыбы - еще и правом пожирать малых, человек представлялся Спинозе такой же частицей приро­ды, как и рыбы, в связи с этим человек подчиняется тем же зако­нам природы, что и рыбы.

Вслед за Гоббсом Спиноза стремился изучать человека и его действия как геометр.
Размещено на реф.рф
Необходимо, полагал Спиноза, рассматривать ʼʼчеловеческие действия и влечения точно аналогично тому, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телахʼʼ.

Спиноза делает вывод, что человек как существо при­родное руководствуется, прежде всœего, своими аффектами (эгоизм, страсть, корысть и др.), одновременно следуя за­кону самосохранения: ʼʼстремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлече-

118 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

Нием, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущимʼʼ, ʼʼс величайшим жаром ищет своей пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достоянияʼʼ.

Итак, естественное право человека - это право на само­сохранение, которым обладает каждый индивид. Есте­ственное право индивида - это его природная ʼʼмощьʼʼ, ʼʼсилаʼʼ.

Спиноза разделял концепцию договорного происхожде­ния государства. Он различал два состояния людей: есте­ственное и государственное.

Естественное состояние представлялось ему борьбой отдельных сил-прав, которую ведут отдельные индивиды в целях своего самосохранения.

При этом самосохранение, полагал Спиноза, не должна быть обеспечено в естественном состоянии, так как отсут­ствует общее для всœех право, нет никакого понятия пре­ступления, всœе равны в своем праве на всœе.

Самосохранение каждого индивида, заключал Спиноза, должна быть обеспечено только в государстве, в котором по общему праву всœего государства решается, что есть добро, а что зло. По этой причине, учил Спиноза, сама природа людей дик­тует им выход - перейти в государственное состояние: ʼʼЯсно, что причин и естественных основ государства сле­дует искать не в указаниях разума (ratio), но выводить из общей природы... людейʼʼ.

Путь перехода из естественного состояния людей в го­сударственное Спиноза видел в заключении общественно­го договора между индивидами: ʼʼОбщество должна быть со­здано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор должна быть соблюдаем всœегда с величай­шей верностью, если, конечно, каждый перенесет на обще­ство всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на всœе, ᴛ.ᴇ. высшее гос­подство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказанияʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство у Спинозы является ре­зультатом сложения сил-прав, а высшее естественное пра­во государства равняется сумме естественных сил-прав ин­дивидов.

Спиноза полагал, что государство - необходимая фор­ма человеческого существования, потому что только оно способно сдерживать аффективную природу человека:

7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спи нозы 119

ʼʼ...Ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно и без законов, умеряющих и сдержи­вающих страсти и необузданные порывы людейʼʼ.

При этом отношение Спинозы к создаваемому индивида­ми государству утилитарное: он полагал, что каждый инди­вид связан общественным договором только до тех пор, пока он приносит ему пользу. Как только договор переста­нет приносить пользу индивиду, ʼʼдоговор сразу прекраща­ется и остается недействительнымʼʼ.

В отличие от Гоббса Спиноза считал, что ʼʼестественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращает­сяʼʼ, так как в каждом из этих состояний человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом и надеждой; ʼʼкаждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другогоʼʼ.

Концепция границ государственной власти. Вслед за Ма­киавелли Спиноза обратился в своих исследованиях к про­блеме определœения границ вмешательства государства в жизнь общества.

Макиавелли предлагал решать эту проблему с опорой на тот исторический опыт, который был накоплен у раз­личных народов. К примеру, он призывал государя, стремя­щегося получить поддержку у своих подданных, не пося­гать на их имущество и не задевать честь подданных. Спиноза решает ту же самую проблему на базе выведен­ного им закона самосохранения. всœего живого, согласно которому всœе в природе стремится к самосохранению, включая и государство. Спиноза считал, что ʼʼк праву госу­дарства менее относится то, на что негодует большинствоʼʼ. Развивая эту тему, он конкретизирует границы государ­ственного вмешательства. Государство не должно посягать, прежде всœего, на свободу мысли:

‣‣‣ ʼʼто правление считается насильственным, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по­ сягает на умыʼʼ;

‣‣‣ ʼʼто правительство самое насильническое, при котором отрицается свобода за каждым говорить и учить тому, что он думаетʼʼ;

‣‣‣ ʼʼзаконы, устанавливаемые относительно мнений... из­ даются не для обуздания злодеев, но скорее для раздраже­ ния честных людей и не бывают защищаемы без боль­ шой опасности для государстваʼʼ;

120 Глава 7. Возникновение теорий естественного пра ва...

‣‣‣ ʼʼможно ли выдумать большее зло для государства, чем то, что честных людей отправляют как злодеев в изгнание потому, что они иначе думают и не умеют притворяться?ʼʼ. В качестве обоснования невмешательства государства в духовную сферу человеческой жизни Спиноза выбрал ссылку на предмет заключенного индивидами обществен­ного договора: ʼʼКаждый поступился, заключив обществен­ный договор только правом действовать по собственному решению, а не правом рассуждать и судить о чем-либоʼʼ.

Спиноза предложил новый критерий насилия над под­данными в государственном правлении: ʼʼЧем менее дают людям свободы суждения, тем более уклоняются от состо­яния наиболее естественного и, следовательно, тем на­сильственнее господствуютʼʼ. Этот критерий использует­ся Спинозой и при анализе конкретных форм правления государства.

Классификация форм государственного правления. Спи­ноза различает три формы государственного правления: монархию; аристократию; демократию.

Спиноза - против абсолютной монархии, но допускает ограниченную монархию, поскольку считает, что ʼʼустойчи­вость монархической формы правления тогда будет, когда всœе право будет изъявленной волей царя, но не так, чтобы всякая воля царя была правомʼʼ.

Аристократия - это такая форма государственного правления, при которой носителœем власти выступает ʼʼдос­таточно многочисленное собраниеʼʼ. Примерами такой формы государственного правления были для Спинозы Венецианская и Голландская республики, в которых власть была открыта ʼʼбольшинству богатыхʼʼ, ᴛ.ᴇ. патрициату, а простонародье от власти отстранялось.

Аристократия признавалась Спинозой более устойчи­вой формой государственного правления, нежели монар­хия, так как при этой форме правления:

‣‣‣/ нет секретных расходов, обременительных для под­данных;

S государство ʼʼболее приспособлено к сохранению сво­бодыʼʼ;

‣‣‣S монархи смертны, а советы, напротив, вечны.

Демократия воспринималось Спинозой как наиболее естественная форма государственного правления, так как она позволяет сохранить свободу индивидов, которую при­рода представляет каждому. В этом государстве, полагал

____ 7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 121

Спиноза, ʼʼкаждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всœего общества, единицу которого он со­ставляетʼʼ. В демократическом государстве всœе договари­ваются действовать только исходя из общего решения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило наибольшее число голосов: ʼʼВ демокра­тическом государстве менее должно бояться нелœепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания со­шлось на одной нелœепостиʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод, что Спиноза при­емлет только такие формы государственного правления, в которых допускается свобода мысли: монархию, в которой монарх опирается на мнение Совета; аристократию, кото­рая, по определœению, предполагает коллегиальное вынесе­ние решений; демократию как оптимальную форму реали­зации свободы мысли.

Теория закона. Спиноза придавал большое значение за­конам, устанавливаемым в государстве. Исходя из того, что человек по своей природе - существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не руковод­ствуется истинным разумом, а большинство людей руко­водствуются лишь своим мнением, движимы прихотями, не считаются с будущим, Спиноза обосновывал необходи­мость законов для людей. Он писал: ʼʼНи одно общество не может существовать... без законов, умеряющих и сдержива­ющих страсти и необузданные порывы людейʼʼ; законы нужны для того, чтобы ʼʼсдержать толпу, точно лошадь уз­дой, насколько это возможноʼʼ.

В связи с этим Спинозу волновал вопрос: как воплотить в законах истинный разум, направленный на общее благо? Отвечая на него, Спиноза сознавал, что создание законов не должна быть доверено монархам или любым другим от­дельным лицам, прихоти которых в силу слабости челове­ческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Что­бы закон был разумен, делал вывод Спиноза, он должен быть принят большим собранием людей, в котором проти­воречивые частные интересы и аффекты взаимопогашают­ся, и в результате остается только разумное начало.

Представление Спинозы о законе как выражении челове­ческого разума напоминает положение Аристотеля о законе как уравновешенном разуме.

Впоследствии идея о том, что свобода людей в государ­стве возможна лишь в условиях подчинœения равному для

122 Глава 7. Возникновение теори й естественного права...

всœех и в то же время разумному закону, появится у Локка, а затем станет общей для французских просветителœей (Воль­тер, Монтескье, Руссо).

Спинозу волновала проблема устойчивости законов, ко­торая может служить критерием их эффективности. Он ре­шал эту проблему следующим образом: ʼʼЗаконы же оста­ются незыблемыми, когда они защищаются и разумом, и общим для людей аффектом; иначе, ᴛ.ᴇ. если законы опира­ются исключительно на разум, они, конечно, бессильны и легко нарушаютсяʼʼ.

Спиноза поднял проблему панюридизма - тотального регулирования общества законами. Спиноза - противник панюридизма: ʼʼКто хочет всœе регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит ихʼʼ.

В частности, Спиноза не допускал даже мысли о том, что государство может навязывать посредством законов мораль.

С именем Спинозы связана идея народного суверените­та͵ истоки которой можно найти в Средние века у Марси-лия Падуанского. Продолжателœем традиции обоснования народного суверенитета в эпоху французского Просвеще­ния станет Руссо (схема 2).

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107" 2017, 2018.

Учение Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне-буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросам общей истории, этнографии, античной литературы и культуры. Его основной труд - это фундаментальное произведение «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625). Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в таких его работах, как трактат «О праве добычи» (его часть под названием «Свободное море, или О праве, принадлежащем голландцам в области торговли с Индией» была опубликована в 1609 г.), «О древности и строе Батавской республики» (1610), «Введение в изучение права Голландии» (1631) и др.

Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопонимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. Стремление к последовательно юридическому рассмотрению проблем общества, государства, внутренней и внешней политики ярко проявляется и в том, что также и проблемы войны и мира (столь жгучие в обстановке Тридцатилетней войны, когда появился в свет основной труд Гроция) ставятся и решаются Гроцием именно в правовой плоскости, с позиций юриспруденции, а не науки о политике.

Обосновывая свой юридический подход к освещаемой тематике, Гроций подчеркивал, что он воздерживается от вопросов, «как предпочтительнее поступать в различных обстоятельствах по соображениям целесообразности, ибо эти вопросы составляют предмет специальной науки - политики, которую Аристотель излагает совершенно особо, не примешивая к ней ничего постороннего; иначе поступает Воден, у которого эта наука сочетается с наукой нашего права. Однако в некоторых местах я упоминаю о том, что полезно, но лишь мимоходом, с тем чтобы провести яснее отличие этого вопроса от вопросов о справедливости».

Таким образом, по Грецию, предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза.

Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т.е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю».

Подобные устремления Гроция - при всей специфике его позиции, подхода и словаря - по своему теоретико-концептуальному и логическому смыслу созвучны современным поискам именно в системе права отправных научных основ и исходных принципов для систематизации и теоретической разработки законодательства.

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какоголибо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, это и есть «право в собственном смысле слова», и «оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности». Источником этого права в собственном смысле (т.е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), «но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными».

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть «источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т.е. формы волеустановленного права) являются правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречат разумной человеческой природе и естественному праву. «Сказанное нами,- пишет Гроций,- в известной мере сохраняет силу даже в том случае, если допустить - чего, однако же, нельзя сделать, не совершая тягчайшего преступления,- что Бога нет или что он не печется о делах человеческих».

Сама справедливость (т.е. естественно-правовой характер) воспрещении и предписаний божественного права зависит, по существу, от их соответствия положениям естественного права. «Ведь так как естественное право,- подчеркивал Гроций,- вечно и незыблемо, то Бог, которому чужда неправда, не мог предписать чего-либо, противного этому праву». Таким образом, сам бог, согласно концепции Гроция, законодательствует в соответствии с принципом естественно-правовой справедливости. Естественное право «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Хотя Божественное всемогущество и безмерно, тем не менее можно назвать и нечто такое, на что оно не распространяется... Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами.

Возражая против представлений о том, что справедливость - это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т.д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. «Так как,- писал он,- соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права- Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть».

В ходе критики утилитаристского тезиса Карнеада о том, что «польза есть как бы мать правды и справедливости», Гроций подчеркивал, что «мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению, даже если бы мы не нуждались ни в чем; матерью же внутригосударственного права является самое обязательство, принятое по взаимному соглашению; а так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права».

Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от «естественного состояния» к «гражданскому обществу» и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность - лишь как повод.

По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроций в работе «О праве войны и мира» (расходясь в этом вопросе с римскими юристами, многими античными и средневековыми авторами) отличает от права естественного. Подобно тому как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности. Это право и является, по Грецию, правом народов, «которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них».

Проблема соотношения права и силы- это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т.е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Положение о том, что люди принуждаются своего рода силой к соблюдению справедливости, подчеркивает он, «относится только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле, так что многие сами по себе слабые, желая избегнуть угнетения со стороны более сильных, чем они, объединяются для установления и соблюдения общими силами правосудия, чтобы, не будучи в состоянии порознь равняться силами с могущественными, одолеть их сообща». Только в таком смысле, подчеркивал Гроций, можно признать правильным изречением: «право есть воля сильнейшего».

Однако этот тезис, восходящий к древнегреческим софистам (Фрасимаху, Калликлу и др.), в трактовке Греция имеет в виду не создание права, а его практическую реализацию, внешними средствами чего и выступают волеустановленные людьми учреждения и требования (государство, законы и т.д.). В этой связи Гроций высоко оценивал законодательную деятельность Солона, соединившего «силу и право», поскольку «право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь».

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находит свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. «Государство же,- подчеркивал Гроций,- есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в «великой простоте», находились между собой «в некоей чрезвычайной взаимной приязни» и пользовались «общностью имущества». Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести более изысканный образ жизни, появились и развились человеческие пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях между людьми ослабли справедливость и взаимная приязнь, «вследствие чего ни в труде, ни в потреблении плодов не сохранилось должного равенства». В процессе такого развития появилась частная собственность, происхождение которой Гроций также связывал с «неким соглашением, или выраженным явно, как путем раздела, или молчаливо предполагаемым, как путем завладения. Как только общность имущества опостылела, но не был произведен еще раздел, надо полагать, что все согласились в том, чтобы каждый получил в собственность то, чем успел завладеть».

В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что «люди объединились в государство», причем «не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть». Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как «заговор богачей» (Т. Мор) против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это - власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т.е. суверенитета) является государство в целом (как «совершенный союз»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц- сообразно законам и нравам того или иного народа. «Народы, подпавшие под господство другого народа, т.е. потерявшие свой суверенитет,- это, по оценке Гроция,- не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства». Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Рассматривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотелем, Цицероном, Сенекой и др.), Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т.д. Форма правления, по его оценке, не имеет существенного значения: «народ может избрать любой образ правления, ибо тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей». Вместе с тем очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления.

Не отрицая саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), Гроций вместе с тем приложил много усилий для опровержения мнения, будто «верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать».

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Греция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что «на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее- свобода или мир». И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что «гражданская война хуже незаконного правления».

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. «Невозможно,- подчеркивал он,- не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границы права и добросовестности».

Война определяется им как «состояние борьбы силою как таковое». Это общее понятие, по его словам, охватывает как войны частные (между частными лицами), так и публичные (войны, которые ведутся органами гражданской власти); выделяет Гроций и «смешанную войну», в которой сочетаются элементы двух первых типов войн.

Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что «справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение». К справедливым он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества.

Несправедливые войны (войны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов). Зачинщики несправедливой войны, подчеркивал Гроций, «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету». Они ответственны за все то, чем сопровождается война, и за ее последствия.

В целом для всего учения Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны». гроций гуго юриспруденция право

Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.

Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его «отцом международного права».

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ ства и естественного права. Основатель науки международ ного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс кая революция (1566-1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад ной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Свя щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу дарств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту дентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран цузском дворе (1634 г.).
Логическое основание поштико-правовогоучения: раци онализм, политические и правовые идеи философов антично сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: «О праве войны и мира».
Содержание политико-правового учения. Происхожде ние государства. Гроций определяет природу человека акси оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопостав ляя ее теории божественного происхождения государства: «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс кая власть».

Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» .
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
Гроций различает общего носителя суверенитета - го сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «ибо ка кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
Учение Гроция о суверенитете связано с его представле нием о договорном происхождении государства: до момен та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей су веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас но предписаниям естественного права должны соблюдать ся.

И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые зло употребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
-> становится «явно враждебным всему народу»;
-> уже отрекся от престола;
- > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
-> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», кото рые являются для индивидов обязательными: «Во всяком
случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на звания закона или права».
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником ес тественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разули Естественное право - это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник есте ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс лящему индивиду:
воздержись от присвоения чужого имущества;
верни полученную тобой чужую вещь;
возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизмен ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По-этому естественное право незыблемо и не может быть из менено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об ратить в добро».
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает за щиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи няться правовым ограничениям, если война уже началась:
«Я был свидетелем такого безобразия на войне между хри стианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку междуна родного права.


Гроций Гуго де Гроот (1583-1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ ства и естественного права. Основатель науки международ ного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс кая революция (1566-1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад ной Европе (1618-1648), которая привела к распаду Свя щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу дарств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту дентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран цузском дворе (1634 г.).
Логическое основание поштико-правовогоучения: раци онализм, политические и правовые идеи философов антично сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: «О праве войны и мира».
Содержание политико-правового учения. Происхожде ние государства. Гроций определяет природу человека акси оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопостав ляя ее теории божественного происхождения государства: «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс кая власть».

Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» .
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
Гроций различает общего носителя суверенитета - го сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «ибо ка кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
Учение Гроция о суверенитете связано с его представле нием о договорном происхождении государства: до момен та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей су веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас но предписаниям естественного права должны соблюдать ся. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые зло употребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
-> становится «явно враждебным всему народу»;
-> уже отрекся от престола;
- > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
-> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», кото рые являются для индивидов обязательными: «Во всяком
случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на звания закона или права».
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником ес тественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разули Естественное право - это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник есте ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс лящему индивиду:
воздержись от присвоения чужого имущества;
верни полученную тобой чужую вещь;
возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизмен ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По-этому естественное право незыблемо и не может быть из менено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об ратить в добро».
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает за щиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи няться правовым ограничениям, если война уже началась:
«Я был свидетелем такого безобразия на войне между хри стианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку междуна родного права.

Еще по теме 6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве:

  1. § 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Гуго Гроций (1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Для того чтобы придать юриспруденции "научную форму", согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, "что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы", ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право), тогда как то, что возникло путем установления (в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права - божественное право, государственные законы, право народов), изменчиво во времени, различно в разных местах и, подобно всем остальным единичным вещам, лишено какой-либо научной системы. Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю".

В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное.

Естественное право при этом определяется им как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета).

Естественное право, согласно Гроцию, - это и есть "право в собственном смысле слова", и "оно состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности".

Источником этого права в собственном смысле (т. е. естественного права, которое вместе с тем и есть справедливость) является, согласно Гроцию, вовсе не чья-либо выгода, интерес или воля, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению (общительность), "но не всякая общительность, а именно стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".

В соответствии с этой разумной социальной общительностью человеку присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Такое соблюдение общих правил общежития и есть "источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".

Характеризуя естественное право как право в собственном, тесном смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле (т. е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву. "Сказанное нами, - пишет Гроций, - в известной мере сохраняет силу даже в том случае, если допустить - чего, однако же, нельзя сделать, не совершая тягчайшего преступления, - что Бога нет или что он не печется о делах человеческих".

На основе своей концепции естественного права (и соответствующего ему волеустановленного права) Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. юриспруденция философия право государство

Возражая против представлений о том, что справедливость - это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. "Так как, - писал он, - соблюдение договоров предписывается естественным правом (ибо ведь было необходимо, чтобы между людьми существовал какой-нибудь порядок взаимных обязательств, иного же способа, более согласного с природой, невозможно изобрести), то из этого источника проистекли внутригосударственные права. Ибо те, которые вступили в какое-нибудь сообщество или подчинялись одному либо многим, тем самым или дали словесное обещание, или же должно предположить, что в силу природы самой сделки они молчаливо обязались последовать тому, что постановит большинство членов сообщества или же те, кому была вручена власть".

Из трактовки Гроцием проблем возникновения внутригосударственного права, перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).

При этом в качестве исходной и определяющей причины возникновения и бытия политических явлений (государства и государственных законов) выступает естественное право (и справедливость), а польза и целесообразность - лишь как повод.

По существу, такова же и логика происхождения международного права, которое как форму волеустановленного права Гроции в работе "О праве войны и мира" (расходясь в этом вопросе с римскими юристами, многими античными и средневековыми авторами) отличает от права естественного.

Подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между всеми государствами или большинством государств, возникают в интересах обширной совокупности всех таких сообществ, а не каждого сообщества (государства) в отдельности. Это право и является, по Гроцию, правом народов, "которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них".

Проблема соотношения права и силы - это в концепции Гроция прежде всего проблема связи естественного права (т. е. права в собственном, тесном смысле слова) с проистекающими из него волеустановленными формами права, образованными путем добровольного соглашения гражданскими властями и государственными институтами. И в этом смысле сила в принципе трактуется Гроцием в качестве средства практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и в международном общении.

Присущая человеческой природе разумная общительность (представленная в естественном праве), а также проистекающее из требований естественного права сочетание в волеустановленных формах права справедливости и пользы (права и силы) находят свое необходимое выражение в государстве, которое в учении Гроция как бы дедуктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права. "Государство же, - подчеркивал Гроций, - есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы".

Такое определение государства, находящееся под заметным влиянием идей Аристотеля (государство как высшая и совершенная форма общения свободных людей) и Цицерона (государство как правовое общение и форма защиты общей пользы), вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства.

Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В целом как внутренняя логика осуществления естественного права, так и внешне-событийная сторона развития естественного состояния привели к тому, что "люди объединились в государство", причем "не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было потом одобрено богом как благодетельное для человечества.

По своему социальному смыслу государство в трактовке Гроция выступает как соглашение большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных, а не как "заговор богачей" (Т. Мор) против бедных и слабых.

Сущность верховной власти состоит, по Гроцию, в том, что это - власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и нравам того или иного народа. "Народы, подпавшие под господство другого народа, т. е. потерявшие свой суверенитет, - это, по оценке Гроция, - не государства сами по себе в современном смысле слова, но лишь подчиненные члены объемлющего их государства". Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве подданных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполномочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые связаны с действиями по сопротивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. При этом праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет "закон о непротивлении ",отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных.

Политико-правовое учение Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Вслед за Тацитом Гроций считал, что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее - свобода или мир". И, судя по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления".

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. "Невозможно, - подчеркивал он, - не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы права и добросовестности".

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.



Просмотров