Ipb новый закон за туризма. Новый закон: торопиться не надо? Такие подвижные и долгие сроки

Долгое время «кочевавший» по инстанциям отраслевой закон, наконец, был в начале марта принят Госдумой и подписан Президентом. Что меняет новый закон о туризме в жизни туроператоров и турагентств, что от него участникам рынка? Сейчас это наиболее частные вопросы, которые приходят в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ». Мы попросили юристов разъяснить, что существенно изменилось для турагентств и туроператоров, и где у них могут возникнуть «скользкие места».

«Для туроператоров в первую очередь расширен список условий, когда финобеспечение ответственности туроператора не требуется. В частности, оно не требуется для туроператора в сфере выездного туризма, имеющего сформированный фонд персональной ответственности в размере не менее семи процентов от общей цены туристического продукта по выездному туризму за предыдущий год», - пояснил , член правления , основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год принимается Турпомощью по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора.

В итоге для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам создается резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора. «Взнос в резервный фонд должен перечисляться ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или её представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года. Фонд персональной ответственности формируется за счет ежегодного взноса туроператора в сфере выездного туризма, равного одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Перечисление взноса производится равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом», - пояснил Георгий Мохов. При этом туроператоры, которые не вывозили туристов за границу и «новички», готовые войти на рынок, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тысяч рублей.

Максимальный размер фонда составляет не менее семи процентов от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год, по достижении которого перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.

При этом в законе обновлен список случаев исключения сведений о туроператоре из реестра: в него добавлен пункт об исключении в случае нарушения существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком. В их числе - гарантии оплаты услуг по договору и сумма таковой гарантии, а также обязанность туроператора выдать документ на перевозку. Отметим, что также дополнен перечень существенных условий договора о реализации турпродукта, ко которым в том числе относятся и условие выдачи туристу отдельно либо в составе турпродукта электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно. Если договор о реализации турпродукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Аналогичная ситуация и с ваучером гостиниц.

«Законом предусмотрено досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности либо отзыва банковской гарантии обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора.

В случае отзыва у страховой компании лицензии на осуществление страхования либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством РФ туроператор не позднее 45 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления от Ростуризма обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора», - также добавил Георгий Мохов.

Что касается турагентств, то первое - и наиболее «скользкое» место в том, что новый закон обязывает турагентов осуществлять продвижение и реализацию турпродукта от имени и по поручению туроператора. «В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. При реализации турагентом турпродукта он предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта», - говорится в законе. При этом туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. В договоре о реализации турпродукта должно содержаться условие о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность по договору о реализации турпродукта в отношении обязанностей турагента; об обязательстве турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором.

«Договор с туристом, заключенный агентом с туристом по доверенности от имени туроператора, это договор туроператора, а не турагента. Соответственно и правоотношения по данному договору строятся по иной модели, нежели сейчас, в привычном варианте сделок, совершенных агентом от своего имени. Но при этом нужно учитывать то обстоятельство, что у агента (поверенного) есть собственные обязанности перед принципалом (доверителем), установленные договором между ними. Обязанности эти могут сопровождаться установленной принципалом ответственностью за те или иные действия агента, а в некоторых случаях и содержать крайне неприятное поручительство за исполнение договора третьим лицом (делькредере), когда агент несет ответственность за неисполнение договора в той или иной форме. Турагенту нужно будет хорошо подумать, прежде чем подписать такой договор», - прокомментировал ситуацию Георгий Мохов.

По его словам, новая редакция закона строит отношения туроператора и агента по модели коммерческого представительства (ст 184 ГК) с открытым объемом сделок. В любом случае, это не поручение в прямом смысле (глава 49 ГК), поскольку поручение предполагает совершение только юридических действий, в то время как действия агента шире: это не просто подписание договора от имени, это фактическая деятельность по продвижению и реализации турпродукта. Суды голову себе сломают, когда придётся разделить ответственность этих двух субъектов, если она прямо не будет разделена в договоре, причем корреспонденцией между договором ТО-ТА и ТА-Турист», - резюмировал Георгий Мохов.

Федеральным агентством по туризму были разработаны и подготовлены предложения к Концепции проекта нового «Закона об основах туристской деятельности». Появление этих предложений связано с тем, что многие нормы действующего Закона о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии. За 17 лет действия Закона о туристской деятельности «смежное» законодательство значительно ушло вперед и стало более современным. В результате возникли пробелы и противоречия, требующие согласования и гармонизации объемного массива правовых норм разной юридической природы.

Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности, а также усиление гарантий защиты прав туристов. Вместе с тем, предметом его регулирования является, прежде всего, защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж, что, как показывает опыт других государств, является исключительно важной, но не единственной задачей законодательства в сфере туризма.

Другой актуальной задачей правового регулирования является формирование правовых основ создания благоприятных условий для развития туристской индустрии, а также внутреннего и въездного туризма. В этой части положения Закона о туристской деятельности носят в высшей степени фрагментарный и декларативный характер.

Приглашаем всех заинтересованных участников рынка во всех его сегментах - внутреннем, въездном туризме, гостиничном бизнесе, агентской среде - к обсуждению Предложений Федерального агентства по туризму к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации».

Свои конструктивные предложения вы можете направлять по ask@сайт

Принятых в прошлом году изменений в законодательство о туризме оказалось недостаточно, посчитали в Минкультуры

Принятые в прошлом году поправки в туристическое законодательство, которые иначе как многострадальными не назовешь, оказались неэффективными, решили в Министерстве культуры РФ. В этой связи ведомство подготовило и опубликовало на своем сайте проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности».

Напомним, что решение об изменении законодательства, регулирующего туристическую отрасль страны, было принято парламентариями после громкого и скандального краха одного из крупнейших российских туроператоров «Ланта-тур вояж». Поправки, которые декларировались законодателями как призванные защитить туристов за рубежом, вызвали в среде профессионалов туротрасли неоднозначную реакцию.

В частности, как пишет «Коммерсант», Всероссийский союз страховщиков (ВСС) констатировал, что его предложения о создании перестраховочного пула авторы поправок попросту проигнорировали. А ведь создание такого пула, по мнению страховщиков, позволило бы избежать ситуации, в которой оказались, например, клиенты приостановившего свою деятельность в конце 2010 года туроператора «Капитал тур».

Ответственность компании, напомним, была застрахована на 100 миллионов рублей — максимально возможную на то время сумму. Страховщик туроператора принял свыше двух с половиной тысяч документов на возмещение причиненного ущерба более шести тысячам человек на общую сумму 268,8 миллионов рублей. Однако в 2011 году страховщик «Капитал тура» - компания «Инногарант» - сам прекратил свою деятельность, так и не рассчитавшись с клиентами туроператора.

Если бы к тому времени существовал страховочный пул, считают в ВСС, он позволил бы проконтролировать подлинность и адекватность договоров, которые туроператоры заключают со своими страховщиками. В свою очередь, это позволило бы избежать предоставления турфирмами недостоверной информации в Ростуризм.

Так, например, подобный инцидент произошел в 2012 году, после краха туркомпании «Идеальный мир», которая якобы была застрахована на 30 миллионов рублей, однако позднее выяснилось, что договор страхования ответственности оказался подделкой.

Принятые в прошлом году поправки в туристическое законодательство увеличили финансовые гарантии для крупных операторов выездного туризма. Согласно тексту закона, туроператоры, чей «объем денежных средств, полученных от реализации туристского продукта» за предыдущий год превысил 250 млн руб., должны быть застрахованы на 12% от этого «денежного объема».

По мнению законодателей, туроператоры, отправляющие за границу сотни тысяч туристов ежегодно, должны иметь миллиардные гарантии, не меньше. Однако, как пояснили в ВСС, в отсутствие необходимой перестраховочной емкости даже крупные страховщики не в состоянии выдавать такие большие гарантии. В результате сегодня на суммы, превышающие 100 млн руб., застрахованы всего 12 компаний, из них на сумму от 150 млн руб. до 448 млн руб.-- только пять.

Впрочем, в этот раз чиновники услышали глас страховщиков, включив в опубликованный законопроект статью, которая обязывает страховщиков, работающих с операторами выездного туризма, перестраховывать в пуле риск страховой выплаты.

В свою очередь, туроператору для включения в реестр Ростуризма необходимо будет предоставить подтверждение участия своего финансового гаранта в таком пуле. С тем, что создание такого перестраховочного пула защитит права туристов, согласился первый заместитель Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский заявил «Коммерсанту», что его ведомство будет настаивать и на более четком определении фигурирующих сейчас в законе «денежных средств от реализации туристского продукта». Эта довольно туманная формулировка, под которой подразумевалась банальная выручка, позволила многим крупным операторам обойти требования закона, сохранив свою финансовую гарантию на прежнем уровне.

Однако недавно глава Ростуризма Александр Радьков на пресс-конференции назвал новые сроки - конец 2014 года.Какие обстоятельства мешают появиться на свет новому отраслевому закону, и кто отвечает за его подготовку?

Такие подвижные и долгие сроки

Впервые о том, что готовится совершенно новый закон о туризме, отрасль узнала в августе 2013 года. Тогда на сайте Ростуризма появилась концепция документа (что-то вроде расширенного содержания), а также обоснование необходимости его появления. Также был дан адрес электронной почты, на который желающие могли бы высылать свои предложения.

Как сообщили корреспонденту HL источники в Ростуризме, изначально выход ФЗ назначили на 2016 год, собираясь приурочить его к юбилею издания первого закона «Об основах туристской деятельности», действующего с 1996 года. Однако в марте 2013 года на «Интурмаркете» от министра культуры Владимира Мединского поступило поручение ускорить выход закона. Так появился новый этап - к июню 2014-го подготовить законопроекта. Об этом бывший замглавы Ростуризм Евгений Писаревский сообщил .

Он покинул ведомство 24 января 2014 года. А на пресс-конференции, прошедшей 31 января, глава Ростуризма Александр Радьков назвал новый срок появления «согласованной концепции» - конец 2014-го.

Вообще, конечно, понятно, что подготовка закона не может занимать мало времени.


По процедуре, сначала пишется концепция, затем отправляется на общественное обсуждение (что и происходит на данном этапе), затем пишется законопроект, согласовывается с Министерством культуры, Минэкономразвития, Минфином, ФАСом, Роспотребнадзором…


После согласования и утверждения документ поступает на рассмотрение в парламент России: сначала в нижнюю палату - в Государственную Думу, где проходит три чтения, затем в Совет Федерации… но об этом говорить пока слишком рано.

Право законодательной инициативы в сфере туризма закреплено за Министерством культуры, оно и будет вносить в Госдуму готовый законопроект. Подведомственный Минкульту Ростуризм - организация, которая, по сути, на практике отвечает за формирование госполитики и формирование отраслевого закона.


«В подготовке закона задействован бизнес и государственные структуры.


Это сложный вопрос, который не решается за один день. На данный момент мы рассматриваем поступающие предложения и замечания», - сообщила корреспонденту HL руководитель правового управления Ростуризма Изо Арахамия.

Не равнодушно и не форсированно

Предложения и замечания, о которых говорит г-жа Арахамия, могут попасть в Ростуризм двумя путями. Первый - через объединения участников рынка, туроператоров и турагентов. Второй - тот самый ящик электронной почты, который есть на сайте ведомства. Посмотрим, что на первом пути.

Корреспондент HL обратился в АТОР с вопросом, принимает ли Ассоциация туроператоров России участие в подготовке законопроекта, и в какой мере.

«Пока нам не поступало письменных предложений от агентств, туроператоров и региональных объединений - наших партнеров, - сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. - Но это не значит, что они равнодушно отнеслись к переписыванию закона. Очевидно, что не имеет смысла просто ругать существующий закон, нужно вынести достойные предложения, отражающие современные реалии туристического рынка.


Сейчас идет обсуждение таких предложений: от понятийной части до взаимоотношений между участниками отрасли, просто обсуждается все не в форсированном темпе».


В другом объединении, Российском Союзе Туриндустрии, подготовлена аналитическая записка. В ней, главным образом, рассмотрены «основные проблемы законодательного обеспечения внутреннего и въездного туризма». В частности, чрезмерная ответственность ТО за все элементы турпакета - от перевозки до информации о потребительских свойствах туропродукта и штрафных санкциях. В этой связи РСТ предлагает в новом законе четко разделить ответственность каждого поставщика услуг, определить источники компенсации убытков, привести российские нормы права в соответствие с международными и внести изменения в смежные отрасли права.


Конкретных предложений и формулировок, которые можно было бы внести в законопроект или просто обсудить, в этом документе не приводится.


«РСТ свои предложения выскажет, - пообещал вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. - Они будут касаться финансового обеспечения, защиты прав потребителей, визовых вопросов, наделением полномочиями госрегулирования федеральных органов и региональных субъектов…»

Что касается турагентских объединений, тут активность проявляет АТА (Альянс туристических агентств), созданный в августе 2013 года. Правовая комиссия Альянса, по словам его президента Андрея Гаврилова, готовит блок предложений в законопроект: «Кто знает турагентский рынок лучше самих агентов? Не хотелось бы, чтобы кто-то в Минкультуры написал текст по своим понятиям, и в итоге получился бы очередной недействующий закон». Предложения, над которыми идет работа, касаются отношений ТА-турист, ТА-ТО, электронной продажи туров, сфер ответственности ТА и саморегулируемых организаций (СРО) в сфере агентской деятельности. Предложения обещано обнародовать к лету.

Как сообщают в Ростуризме, в ведомство поступали бумаги от Организации инструкторов-проводников, Ассоциации гидов-переводчиков, Уральской ассоциация туризма…

Вторая «дверь» для идей в новый закон, через e-mail на сайте Ростуризма, тоже остается открытой. По словам Изо Арахамии, письма поступают и обрабатываются. Глава Правового управления ведомства рассчитывает опубликовать их, а также предложения от туристических объединений, во втором квартале 2014 года. То есть - не позднее июня.

«Нет господней политической воли»

Старожилы турбизнеса, среди прочих причин, связывают задержку выхода закона с уходом из Ростуризма Евгения Писаревского - его считают двигателем законотворческого процесса в отрасли.

Еще одна весомая причина - отсутствие лоббирования. Об этом прямо говорят чиновники Ростуризма, пожелавшие остаться неназванными. Применительно к «туристскому» закону оно необходимо повсеместно: в Минтрансе, МИДе, Роспотребнадзоре, Министерстве природных ресурсов, Министерстве регионального развития…

«Господней» политической воли я сейчас не наблюдаю», - резюмирует мнения коллег г-н Барзыкин.

Один из руководителей старой и заметной на рынке туроператорской компании в неофициальной беседе с корреспондентом HL предположил, что


«на фоне нефтегазовых магнатов туристическое лобби столь невелико, что представители властных структур его просто не слышат…»

Президент подписал новый закон о туризме

Закон, вводящий, в частности, новую, дифференцированную систему взносов в ассоциацию «Турпомощь», вступит в действие 1 января будущего года


Как сообщает Ассоциация туроператоров России, Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Об этом сообщается на сайте Кремля.

Как напоминает АТОР, наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности.

Новый закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов»

Кроме того, в ассоциации туроператоров отмечают, что частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента».

Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

При этом в новом законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Как сообщает АТОР, Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - сообщил г-н Емельянов.



Просмотров