Ipb закон за туризма нов. Старая песня на новый лад: очередные поправки в закон о туризме

Документ ужесточает ответственность игроков туристического рынка.

В РФ вступает в силу новый закон о туризме, направленный на повышение ответственности участников туристического рынка и усиление правовой защиты туристов, выезжающих за пределы страны.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" был подписан президентом России Владимиром Путиным в марте 2016 года.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) напомнили, что работа над законопроектом, ужесточающим ответственность игроков туристического рынка, началась в 2014 году на волне банкротств крупных туроператоров. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил в разговоре с ТАСС: "Важно, что закон значительно усиливает ответственность участников туррынка и защиту туристов".
Фонд персональной ответственности оператора и "Турпомощь"

В РСТ отметили, что новая версия закона сохранила необходимость финансового обеспечения туроператора в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или банковской гарантии, но туроператоры в сфере выездного туризма должны теперь иметь еще и фонд персональной ответственности. "Он формируется для каждого оператора "Турпомощью" за счет ежегодного взноса туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год", - пояснили в союзе.
Согласно закону, оператор вправе сразу сформировать фонд персональной ответственности максимального размера, который составляет не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператоров в этом случае прекращается.

Как отметил глава "Турпомощи" Александр Осауленко, "очень много трактовок по поводу того, как это будет выглядеть". "Механизм очень простой: в одном или нескольких банках в зависимости от того, как решит наблюдательный совет ассоциации "Турпомощь", будут открыты счета этого фонда, и путем внутреннего учета, то есть открытия собственных счетов на базе бухгалтерии самой ассоциации, будет вестись учет денежных средств персонально каждого оператора", - сказал он.

Кроме того, согласно закону, компенсационный фонд "Турпомощи", предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам, переименован в резервный. Важно, что взносы в этот фонд приведены в соответствие с объемами операторов. Так, закон обязывает туроператоров, отправивших на отдых не более 10 тыс. клиентов, внести в него всего 50 тыс. рублей. Для компаний, отправивших на отдых более 10 тыс. туристов, но менее 100 тыс., размер взноса составляет 100 тыс. рублей. Для отправляющих более 100 тыс. клиентов, но менее 500 тыс., - 300 тыс. рублей. Крупные компании, обслуживающие более полумиллиона клиентов, должны будут заплатить 500 тыс. рублей.
Единый федеральный реестр турагентств

Законом также предусматривается создание единого федерального реестра турагентств. Как пояснил ТАСС глава ассоциации "Турпомощь", которая в соответствии с новым законом обязана вести данный реестр, "с нового года туроператоры должны предоставлять информацию о своих турагентах в ассоциацию, таким образом, туроператор должен подтвердить договорные отношения с тем или иным агентом, чтобы агентство могло функционировать на рынке".

"Перечень турагентств, с которыми туроператор находится в договорных отношениях, "Турпомощь" должна будет публиковать на своем сайте. Турист, покупая продукт у турагента, сможет увидеть, зайдя на сайт, имеет ли право турагент торговать продуктом данного туропепатора, имеет ли он договор с туроператором. Это позволит уберечь туристов от недобросовестных игроков, которые собирают деньги с клиентов, а потом исчезают", - пояснил Осауленко. Помимо этого, по его словам, реестр поможет определить реальное количество турагентств, работающих в России.

Закон также предусматривает обязательную выдачу туристу не менее чем за 24 часа до начала путешествия билетов "туда-обратно" и документа о бронировании гостиницы. Кроме того, турист обязательно должен быть проинформирован о возможности добровольно застраховать другие риски, возникающие во время путешествия. Он имеет право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туркомпании в Единый федеральный реестр туроператоров.

Главное, как отметили в РСТ, закон актуализирует условия ведения туроператорской и турагентской деятельности, полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма, документом вводятся требования к договорам, заключаемым для организации перевозки туристов, усиливается административная ответственность за нарушение законодательства о туристической деятельности.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать . Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Напомним, что Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - . Напомним, что компенсационный фонд «Турпомощи» не облагается налогом. Недавно в Думу был , который вводит аналогичные условия для резервного фонда, который после вступления в силу законопроекта № 677890-6, заменит собой компенсационный.

8327 27 апреля 2016

Чуть больше, чем через полгода, с 1 января 2017 г., вступит в силу новый закон, регулирующий туристическую деятельность. Последние поправки в закон о туризме - наиболее масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 г. и внедрения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 г. Изменения затрагивают всех игроков рынка, но мы подробно остановимся на тех положениях, которые будут наиболее интересны турагентам.

Первое. Работа по поручению туроператоров.

Требование ФЗ-49 работать по поручению ТО. Данная норма прописана недостаточно чётко и, возможно, будет дорабатываться. Дмитрий Морозов, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА трактует это положение так: «Гражданское законодательство для правоотношений, связанных с реализацией турпродукта, предполагает агентирование в двух видах - от собственного имени и от имени туроператора (поручение и комиссия). Турагент является агентом от туроператора, который реализует турпродукт потребителю. Это основная схема и именно она закреплена в действующей редакции основного отраслевого закона 132-ФЗ. Ей уже следуют. Закон 49-ФЗ, внесший изменения, которые вступят в силу с 1 января 2017 г, говорит о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта, то есть он говорит то же самое, но уже более конкретно и предметно. Таким образом, отраслевой закон устанавливает, что реализация турпродукта турфирмой осуществляется на основании поручения. иными словами, в рамках договора агентирования, как основного договора для видов поручения. Согласно Гражданскому законодательству, если турагент действует от имени туроператора - выдается доверенность. Но в ситуации, когда турагент действует от собственного имени - доверенность не нужна. Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Я читаю закон так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора. Если от имени туроператора, то должна быть доверенность, если от собственного - то не должна. Данного мнения придерживаюсь не только я, но и многие эксперты отрасли».

Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Эксперт: «Я трактую это так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора».

Инна Руденская, руководитель юридического департамента Сети МГП, также согласна с коллегой: «В п.10 49-ФЗ в последнем предложении пункта говорится: “Турагент осуществляет продвижение и реализацию турпродукта по поручению туроператора”. Мы считаем, что это поручение может быть реализовано двумя формами. Первая - от собственного имени турагента. Вторая - от имени туроператора. В случае, когда реализация турпродукта производится от имени туроператора, необходимо оформление надлежащим образом доверенности турагенту. Данную норму закона было бы логично подкорректировать, чтобы не пришлось трактовать по-разному и, чтобы она была доступна для понимания широкому кругу специалистов, а не только юристам. В данный момент мы с туроператорами обсуждаем конкретную реализацию этого положения. Каким образом будет оформляться доверенность, как ее будут доставлять, например, из Москвы в районы крайнего севера в сжатые сроки. Ведь, если говорить о форме доверенности, оформленной надлежащим образом, то это только оригинал. У нас есть время обсудить неточности в формулировках, которые первоначально ни нам, ни нашим коллегам туроператорам были не видны. Хотелось бы подойти ответственно к этому вопросу и снять все разночтения с формулировок в законе. Потому что и турагентства, и туроператоры заинтересованы в адекватных условиях реализации турпродукта, без искусственно созданных препон».

Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи.

От чего в данном контексте эксперты предостерегают категорически: «Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи. Турагент не может работать по договору купли-продажи, не может покупать турпродукт - это запрещено законом, услуга не может быть предметом купли-продажи. Услуга - не телевизор, ее нельзя купить. Услугу можно реализовать или предоставить только по поручению агенту, а также по договору поручения и комиссии».

Второе. Факт завуалированной туроператорской деятельности агентов будет регулироваться.

Статья 10 закона 49-ФЗ гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Комментарий Дмитрия Морозова: «В части формирования турпродукта законодательство не изменяется, в нем предусмотрено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а турагентская деятельность - это продвижение и реализация, без формирования турпродукта.

Не стоит заниматься скрытым формированием турпродукта, поскольку при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность.

Вот здесь агенты часто могут хитрить, продавать перевозку и размещение не в составе пакета, а отдельно (при этом проводить сделки через разные юрлица и формально не нарушать ст.10), то есть фактически заниматься формированием турпродукта, не имея на то законных оснований. И появление такой формулировки в обновленном законе говорит о том, что факт завуалированной туроператорской деятельности агентов известен на государственном уровне и будет регулироваться. Ведь если агент начинает формировать турпродукт, то он фактически трансформируется в туроператора, а это влечет за собой ряд дополнительных обязанностей: необходимость получения фингарантий, необходимость внесения компании в реестр туроператоров и т.п. В принципе, случаи превращения турагентской компании в туроператорскую известны и в их новом статусе бизнес продолжался весьма успешно, но на данный момент часто турфирмы предпочитают идти на некий подлог, выдавая туристам разные договоры на разные юрлица и не информируя о потребительских свойствах такого продукта. Но это до тех пор, пока все идет хорошо и не возникает судебных конфликтов или чрезвычайных ситуаций на отдыхе, когда туристу может понадобиться компенсация или вмешательство «Турпомощи». Мое мнение таково: я однозначно не рекомендую заниматься скрытым формированием турпродукта, так как при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность. И ст.10 49-ФЗ это строго регулирует».

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г. устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, - комментирует Дмитрий Морозов. - Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - турагент является агентом туриста.

Положение может обернуться новой головной болью для турагентов, поскольку закон содержит в себе противоречия. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - агентом туриста

То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором? Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор? Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста. Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки - пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя. Надеюсь, что нам до января 2017 г. удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов.

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности. Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах. Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой - заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть. Предупрежден - значит вооружен», - резюмирует эксперт.

Федеральным агентством по туризму были разработаны и подготовлены предложения к Концепции проекта нового «Закона об основах туристской деятельности». Появление этих предложений связано с тем, что многие нормы действующего Закона о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии. За 17 лет действия Закона о туристской деятельности «смежное» законодательство значительно ушло вперед и стало более современным. В результате возникли пробелы и противоречия, требующие согласования и гармонизации объемного массива правовых норм разной юридической природы.

Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности, а также усиление гарантий защиты прав туристов. Вместе с тем, предметом его регулирования является, прежде всего, защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж, что, как показывает опыт других государств, является исключительно важной, но не единственной задачей законодательства в сфере туризма.

Другой актуальной задачей правового регулирования является формирование правовых основ создания благоприятных условий для развития туристской индустрии, а также внутреннего и въездного туризма. В этой части положения Закона о туристской деятельности носят в высшей степени фрагментарный и декларативный характер.

Приглашаем всех заинтересованных участников рынка во всех его сегментах - внутреннем, въездном туризме, гостиничном бизнесе, агентской среде - к обсуждению Предложений Федерального агентства по туризму к Концепции проекта федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации».

Свои конструктивные предложения вы можете направлять по ask@сайт



Просмотров