Искусственный интеллект за рулем. Как в России будут использовать автомобили‐беспилотники

Скорость - совершенное оружие, сказал недавно Илон Маск, обсуждая финансовые результаты Tesla за третий квартал этого года. Но он имел ввиду отнюдь не скорость своих машин. Речь шла о скорости работы роботов, которые эти машины собирают. Позднее в Твиттере Маск прокомментировал , что уже через несколько лет нам понадобится стробоскоп, чтобы оценить скорость движения роботов.

Скорость развития робототехники и искусственного интеллекта, по всей видимости, переходит на новый уровень. И человечество это понимает - в 2017 году, чтобы не вылететь с трассы, оно приняло национальные и общемировые правила обращения с ней. Проиллюстрирую текущий уровень технологий, и попробую объяснить, почему принятие законов робототехники - неизбежно.

На волне прогресса

По данным Международной Федерации Робототехники, невероятно быстро растет рынок промышленных роботов. В 2016 году их продажи достигли почти 300 000 единиц. Пять лет назад этот показатель был почти вдвое меньше. В результате объем только одного этого рынка составил $13 млрд, а с учетом смежных рынков ПО и компонентов – все $40 млрд.

Уже не первый год завод компании Siemens в Амберге один программируемый контроллер в секунду с невероятным уровнем качества - процент брака составляет всего 0,00115%. Достигнуть скорости производства в 12 млн единиц в год одновременно с сохранением качества помогают роботы - 75% операций автоматизировано.

В Великобритании уже несколько лет успешно используют хирургических роботов Da Vincie для борьбы с раком простаты. Их главное отличие от обычных - высочайшая точность, сохранение околооперационных тканей, а также быстрые сроки восстановления. В свежем исследовании рынка хирургических роботов говорится , что среднегодовой прирост этого рынка в 2017-2021 годах составит 10,53%.

Уже давно никого не удивляет робот-пылесос, как и робот-мойщик окон. Благодаря удешевлению компонентов и производству целого ряда моделей в Китае их стоимость стала серьезно падать, и они хлынули на рынок. Достаточно на финансовые показатели только одного производителя, чтобы понять насколько вырос рынок домашних роботов в последние несколько лет - они уже продаются миллионами штук.

Робот Cheetah компании Boston Dynamics еще в 2012 году показал скорость движения, сопоставимую с рекордами Усейна Болта, а их антропоморфный робот Atlas, в 2017 уже научился делать сальто назад. Но технические достижения - это, пожалуй, не самое впечатляющее. Поражает скорость проникновения робототехники во все аспекты нашей жизни.

Наконец, все чаще компании стали объявлять о наборе роботов в штат. Известный всем пример российского банка, который попытался заменить юристов «искусственным интеллектом», а в некоторые отделения уже поставил роботов для обслуживания посетителей, - одна из ярких, но далеко не единственных иллюстраций.

За робота ответишь?

Скорость внедрения новых технологий действительно поражает! Хорошо это или плохо, вопрос риторический. Однако с развитием робототехники активизировалась новая проблема – регулирования.

Действительно, чем больше появляется роботов (особенно, таких) и киберфизических систем, тем больше вопросов вызывает применение к ним действующих норм. Постулаты Азимова о непричинении вреда человеку и человечеству умными роботами уже давно не вызывают эмоций у большинства специалистов.

Вопросы, ответы на которые хотелось бы получить уже сейчас: есть ли ограничения на использования военных роботов? Кому принадлежат авторские права на созданные роботом произведения и кто ответит за его поступки, например ущерб, принесенный автопилотируемой машиной?

В применение «искусственного интеллекта» в финтехе уже нужно вмешаться, или стоит подождать еще нескольких сбоев бирж? Как будем защищать имплантируемые роботизированные механизмы и что делать, если имплантат в сердце есть, а компании-производителя уже нет?

Ну и наконец, проблема сильного искусственного интеллекта (ИИ, сравнимый с человеческим мозгом по уровню интеллекта) все-таки реальна и нам уже нужно контролировать его разработки, или разберемся как-нибудь потом?

Самозарождение правил

Первые подходы к таким проблемам обозначили в Южной Корее. В 2007 году там анонсировали разработку Этического устава роботов (документа с тяжелой судьбой; о его существовании за пределами Кореи практически ничего так и неизвестно, хотя корейская версия, как оказалось, похоже все-таки существует). Затем там же приняли закон о содействии развитию умных роботов.

Но в последние годы проблема регулирования вышла на новый уровень. Обозначим основные подходы.

Частные законы . Множество экспертов высказывало свои мнения о том, как должны регулироваться отношения между роботами и людьми. Например, Три закона робототехники фантаста Айзека Азимова , или Десять законов ИИ Сатьи Наделлы , руководителя компании Microsoft. Даже Карел Чапек, создатель слова «робот», упоминает в R.U.R. некую Лигу Гуманности, борющуюся за права роботов на нормальное отношение со стороны людей.

Позиция сообществ . Иногда высказанные предложения о регулировании поддерживаются целым сообществом экспертов. Хороший пример - 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, разработанных и опубликованных в январе 2017 года под эгидой Future of Life Institute. Их подписало уже почти 4 000 экспертов и специалистов. Ученые предлагают направить свои усилия на создание управляемого, надежного и полезного ИИ, отказаться от «гонки вооружений» на основе ИИ и подумать о безопасности разработок, а также ответственности самих разработчиков.

Предложения, которые высказываются экспертами, по существу являются примером первых попыток саморегулирования , когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения. Одним из характерных атрибутов саморегулирования является объединение в ассоциации. Их правила становятся обязательными для ее членов. Примером такой ассоциации является Partnership on AI - партнерство, участниками которого являются Amazon, Apple, Google, IBM, Facebook, Microsoft и другие. Оно создано в 2017 году и о конкретных правилах говорить пока рано, но мы видим один из уникальных примеров объединения крупнейших компаний мира (к слову, конкурентов в ряде областей) вокруг проблемы развития искусственного интеллекта.

Регулирование на национальном уровне

На протяжении 2017 года мы увидели целый ряд примеров того, как государство пытается регулировать киберфизические системы.

Например, в Германии принят закон, призванный открыть дорогу автономному транспорту. Законодатели выделили категорию автомобилей «со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения» и разрешили водителями отвлекаться от ситуации на дороге. Одновременно, правда, удвоили лимит ответственности за причиненный вред и ввели правило обязательной установки «черного ящика».

С этого года в России планируют начать разработку концепции регулирования искусственного интеллекта (ИИ). Соответствующий документ будет действовать в рамках программы «Цифровая экономика». В этом вопросе мы находимся на одном уровне со всеми ведущими державами мира: ни в одной стране нет ясного государственного регулирования сферы ИИ.

С пугающей скоростью

Впервые термин «искусственный интеллект» (ИИ) был введен в 1956 году американским информатиком Джоном Маккарти. Но искусственный разум появился немного раньше, когда создали технологию, возможности которой были сопоставимы с интеллектуальными способностями человеческого мозга, то есть с момента разработки первых электронно-вычислительных машин в 1940-х годах. В широком смысле это способность машин имитировать поведение человека, воспринимать информацию, принимать решения; это система алгоритмов, основанная на машинном обучении.

«Термин «искусственный интеллект» последние годы размылся. Теории самого интеллекта не существует. Есть техническое понимание искусственного интеллекта - набор методов оптимизации, распознавания, машинного обучения, который позволяет компьютеру имитировать человеческую деятельность, замещать человеческие функции», - сообщил в интервью передаче «Красный угол» Игорь Ашманов, инженер, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры».

Активно об искусственном разуме, хоть и в фантастическом ключе, начали рассуждать спустя десятилетия после появления термина. Как отметил председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, всплеск обсуждения искусственного интеллекта пришелся на 1970–1980-е годы. С тех пор его развитие поражает своими темпами. «Искусственный интеллект развивается с пугающей скоростью. Никогда не было таких скоростей», - отметила нейролингвист Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018. По данным исследовательской компании Gartner, к концу 2018 года объем глобального рынка искусственного интеллекта составит 1,2 трлн долларов.

В современной медицине искусственный интеллект пока решает не самые сложные задачи: обрабатывает данные о пациентах, находит на рентгеновских снимках патологии, проводит диагностику, ставит диагнозы или дает советы по их постановке, подбирает лечение, автоматизирует процессы. Тем не менее темпы его внедрения, способность на огромных скоростях собирать, анализировать и сопоставлять массивы данных, умение быстрее человека определять заболевание, отсутствие эмоций и усталости позволяют предположить, что его функционал в скором времени существенно расширится. Ключевой игрок, занимающийся искусственным интеллектом в здравоохранении, - компания IBM с компьютером IBM Watson, предназначенным для постановки диагноза и уже обученным основам психоанализа. Технология служит для лечения онкологических и кардиологических заболеваний. Компания Google основала в 2016 году подразделение - DeepMind Health - для внедрения ИИ в медицинскую отрасль. Эти разработки помогают врачам-офтальмологам находить причины слепоты. Летом этого года Google, по данным Bloomberg, представила алгоритм с элементами ИИ, способный оценить вероятность смерти пациентов. Израильские ученые разработали искусственный разум MedyMatch, который определяет инсульт, изучая снимки мозга одного человека и тысяч других, сравнивая их и фиксируя малейшие отклонения. Ошибка при таком диагнозе практически исключена. Хирургические роботы da Vinci уже несколько лет успешно выполняют свои функции с поразительной точностью. Даже мобильные приложения и гаджеты, которые помогают следить за здоровьем, мониторить давление, сердцебиение, пульс, отправлять информацию врачу, дают советы, - это все искусственный интеллект.

В финансовом секторе, банкинге ИИ активно применяется для автоматизации и ускорения процессов, повышения качества обслуживания, выявления мошенничества, исключения нежелательного человеческого влияния. «С помощью искусственного интеллекта мы уже выдаем кредиты физлицам», - сообщил Александр Ведяхин, первый заместитель председателя Правления Сбербанка, на международной конференции Sberbank Data Science Day. По его словам, кредитование физических лиц и малого бизнеса с использованием ИИ сокращает количество просрочек, вскоре эта технология сможет применяться для кредитования средних и крупных предприятий. Сбербанк как самый инновационный банк страны внедряет искусственный разум практически во все свои процессы. Банковский гигант роботизирует контактный центр для корпоративных клиентов, где робот Анна отвечает на вопросы о платежах, балансе, расположении банкоматов. Нововведение помогло увеличить скорость обслуживания клиентов по некоторым операциям на 50%.

В результате применения еще одной программы искусственного интеллекта Сбербанк сократил в прошлом году около 450 юристов. По оценкам экспертов финансовой организации, через пять лет 80% решений в отрасли будут основаны на ИИ. Как заявил Герман Греф, ежегодно банк получает примерно 2 млрд прибыли от внедрения искусственного интеллекта.

Компьютерное зрение - один из способов применения ИИ - делает более безопасной работу с банкоматом, мобильными платежами, более простой выдачу кредитов, проверку документов. Уже работают различные финансовые чат-боты, помогающие делать покупки в Интернете и оплачивать счета, цифровые кошельки, которые в том числе рекомендуют, как расходовать средства, изучив привычки пользователя. В более узких кругах используются роботы-советники для управления инвестициями.

Для промышленности применение робототехники - ключевое условие конкурентоспособности. Как сообщили эксперты Петербургского международного экономического форума, объем российского рынка искусственного интеллекта в промышленности может достичь 380 млн долларов к 2021 году. А среднемировой показатель плотности роботизации в мире - 70 роботов на 10 000 работников, по словам президента НАУРР Виталия Недельского.

В сельском хозяйстве компьютерное зрение применяется в том числе для анализа посевов. Ученые Сколковского института науки и технологий создали систему, предсказывающую рост растений посредством компьютерного зрения и методов машинного обучения.

Мониторинг соцсетей при помощи ИИ повышает качество работы HR-специалистов. По информации Forbes, искусственный разум расшифровывает и анализирует тысячи мегабайт в секунду текстовой, голосовой и видеоинформации о кандидате, определяет вероятность того, преуспеет ли будущий сотрудник. Машина лишена эмоций, а значит, неподвластна манипулированию или уговорам. По данным CB Insights, мировой рынок разработок в этой сфере приближается к 14 млрд долларов.

В сфере ритейла ИИ в основном задействован при обслуживании клиентов. Роботы уже заменяют кассиров, специалистов, связанных с бухгалтерией, сортировкой данных. Как отметили эксперты Недели российского ритейла, искусственный интеллект снижает число ошибок, связанных с человеческим фактором, увеличивает продажи.

Один из самых ярких и успешных примеров применения искусственного интеллекта в сфере услуг - отель Henn-na Hotel в Японии, где гостей встречают и обслуживают роботы, владеющие четырьмя языками. Робот-уборщик или робот-пылесос в некоторых развитых странах - это уже обыденность.

Искусственный интеллект применяется и в автотранспорте, и для написания статей и финансовых отчетов (к примеру, разработки компании Narrative Science), и для проверки правописания (тот же алгоритм Т9), и для поиска и анализа информации. Искусственный интеллект уже обыграл чемпионов мира в шахматы и даже в покер. «Когда компьютер обыграл Гарри Каспарова, это была нечестная игра: компьютер не устает, не нервничает, он был натренирован на конкретного игрока, знал все его ходы наперед. Последняя надежда у меня была на покер - тут можно блефовать, играть на эмоциях, делать poker face, чего машина не может. Но и с этим компьютер справился», - сказала специалист по нейронауке, психолингвистике, искусственному интеллекту Татьяна Черниговская на Гайдаровском форуме - 2018.

Искусственный интеллект уже успешно обучается обману. К примеру, разработка компании Nvidia делает очень реалистичные фейковые видео, имитируя реальность: создает образы людей из ничего, меняет время суток, погоду.

Сегодня даже картина, написанная искусственным разумом и выставленная на аукционе за 10 000 долларов, уже не особо удивляет. «Искусственный интеллект стал главным трендом для всех. Говорим мы о государствах или об отдельных людях. Он стал методом роста, его использование стало очень легким», - сообщил Герман Греф в ходе завтрака Сбербанка на Давосском форуме.

Прогресс под контроль

Такое стремительное развитие не может оставаться бесконтрольным. Илон Маск назвал искусственный интеллект «самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация». По мнению основателя SpaceX, только государственное регулирование этой сферы поможет избежать рисков, которые могут спровоцировать разработчики в погоне за передовыми технологиями. Роботы также могут ошибаться, иногда их ошибки приводят к фатальным последствиям. К примеру, несчастный случай в Аризоне, когда беспилотник насмерть сбил пешехода. «Беспилотная машина сбивает человека - кто за это отвечает? Мы должны заложить моральные категории в искусственный интеллект и право решить, кому это все принадлежит. Право и мораль - категории, которые внутри цифрового мира имеют совершенно иные конфигурации», - заявила Татьяна Черниговская на ГФ-2018.

Вопрос регулирования ИИ и робототехники, связанный с автоматизированными транспортными средствами и беспилотными летательными аппаратами, стоит сегодня наиболее остро. Но законы не позволяют четко определить субъекта, ответственного за ошибки машин. Равно как и понять, почему искусственный интеллект принял то или иное решение в определенной ситуации. Изменения в регулировании этой сферы происходят во многих странах. Так, зимой прошлого года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права о робототехнике». Документ подразумевает введение общеевропейской системы регистрации интеллектуальных машин. Представители Европарламента также предлагают внедрить страхование ответственности за причиненный роботом ущерб. В резолюции учтена и нравственная сторона вопроса. В Германии приняли закон, упрощающий передвижение автономного транспорта, при этом ужесточающий наказание в случае ошибок беспилотника. По данным Forbes, Эстония стала первой страной в мире, где законодательно утвердили правила передвижения роботов-курьеров. А также первой в ЕС, разрешившей (пусть и с большими ограничениями) ездить беспилотникам. В Японии в 2018 году Министерство экономики, торговли и промышленности сформировало законы о контроле бизнес-отношений в области искусственного интеллекта, сообщила крупнейшая медиакорпорация страны Nikkei Asian Review. В первую очередь документ регулирует вопрос принадлежности авторских прав на технологии ИИ. Сейчас в Японии интеллектуальные права на разработки в сфере ИИ принадлежат заказчикам, согласно новым правилам ими будут владеть разработчики. Помимо этого, компании будут нести ответственность за последствия некорректной работы техники и выплачивать ущерб пострадавшим. Япония уже не первый год разрабатывает способы регулирования рынка искусственного интеллекта. Одна из самых развитых экономик мира планирует вводить сертификаты соответствия требованиям безопасности для робототехники.

В Южной Корее - одной из самых роботизированных стран мира - более десяти лет назад объявили о разработке Этического устава роботов (Корейского устава роботов). К сожалению, о нем сегодня по-прежнему мало что известно. Но закон о поддержке развития интеллектуальных роботов в стране принят.

В Китае спроектировали План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения. В документе по большей части прописаны цели по становлению страны в качестве ведущей в области робототехники; первые законы по регулированию отрасли запланированы на 2020 год.

Конгресс США в 2017 году задался целью дать четкое определение термину «искусственный интеллект» на законодательном уровне. При Министерстве торговли США создан комитет, призванный решить, как именно необходимо регулировать ИИ. В некоторых штатах разрешено тестировать беспилотники на дорогах общего пользования.

В России в 2018 году может появиться первая концепция регулирования искусственного интеллекта. Ее разработкой занимается рабочая группа «Нормативное регулирование» в рамках Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Кроме того, в стране была анонсирована Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте, созданная Исследовательским центром проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо». Конвенция определяет ключевые проблемы, с которыми может столкнуться общество, развивая искусственный интеллект, формулирует правила робототехники и указывает возможные пути решения проблем. Конвенция также подразумевает создание единого международного института регулирования на уровне ООН.

Еще раньше, в 2016 году, глава совета директоров Mail.ru, основатель компании Grishin Robotics Дмитрий Гришин сформулировал концепцию закона о робототехнике. По словам эксперта, роботов необходимо приравнять одновременно и к животным (так как они могут выполнять самостоятельные действия), и к юридическим лицам, а также создать реестр роботов на примере ЕГРЮЛ. ООН занимается вопросами правового регулирования систем искусственного интеллекта военного назначения. По мнению организации, необходимо заранее запретить применение автономных военных роботов. Помимо очевидных целей, таких как безопасность, ответственность за вред или ущерб, защита интеллектуальных прав, государственное регулирование этой сферы может повысить экономическую эффективность применения интеллектуальных систем. К примеру, как пишет издание «Популярная механика», закон «О развитии и распространении умных роботов», принятый в 2008 году в Корее, поднял производство в стране к 2016 году на 80% и принес 4 млрд долларов.

Ключевое, что должно содержаться в любом законодательстве о роботах, - это ответственность за действия искусственного разума. При этом государственное регулирование должно быть настолько грамотным, чтобы в стремлении к полному контролю не затормозить развитие инновационных технологий.


УСТАНОВКА INTELLECT BOARD 2.22 (версия от 26 декабря 2007 года)

1. Требования для установки:

1) Web-сервер, поддерживающий выполнение PHP-скриптов
2) PHP версии не ниже 4.2.0 или 5.0 (должна быть включена опция short_open_tag)
3) MySQL версии 3.23.53 или выше (рекомендуется 4.1 и выше) или PostgreSQL 8.1.3 с установленным модулем T2Search
4) базу данных с правами на создание таблиц и индексов и выполнение с ними основных действий: выборки, создания, удаления записей.
5) Не менее 4 Mb дискового пространства для скриптов и картинок и 5 Mb для базы данных (по мере роста форума требования к объему БД будут расти)
6) Для корректной работы с графическими файлами для PHP должно быть подключено расширение GD (рекомендуется GD2)
7) В большинстве случаев для корректной работы скрипту достаточно 3 Mb памяти, однако в ряде ситуаций (например, при загрузке графического изображения с выполнением преобразований над ним) этот объем может существенно увеличиваться.

Желательно, чтобы администратор форума обладал минимальными знаниями в PHP и MySQL (по крайней мере, мог понять смысл стандартных сообщений об ошибках).

Если вы выполняете обновления с предыдущих версий, не забудтье сделать резервную копию форума перед обновлением (наиболее часто при обновлении оказываются замененными файлы addons.php и langs/ru/rules.txt) и прочтите документ "Особенности обновления" который находится в дистрибутиве в файле!update!.txt.

Внимание: Intellect Board не работает с некоторми старыми версиями Denver!
В случае возникновения такой ситуации рекомендуем обновить Denver до последней версси, или воспользоваться Small HTTP Server или настоящим Apache, а не тем, что входит в состав Denver.

Если на сервере установлена библиотека ZZIPlib, то все файлы, кроме install.php, можно заархивировать в файл iboard.zip и закачать на форум в виде ZIP-архива. Если этой библиотеки не установлено, то файлы следует загружать по FTP в двоичном (binary) режиме обычным способом (т.е. поштучно).

Закачивать форум следует в один из подкаталогов (в дальнейших примерах будем считать, что вы назвали этот подкаталог forum), вложенных в каталог, который предназначен для HTML-страниц (обычно он называется public_html, html, www, подробнее см. в FAQ вашего хостинга). НЕ СЛЕДУЕТ ПОМЕЩАТЬ СКРИПТЫ ФОРУМА В ПОДКАТАЛОГ cgi-bin! Если вы хотите сделать сайт, состоящий только из форума, то закачивайте скрипты прямо в каталог для HTML-страниц.

Права доступа.

Права доступа следует выставлять в зависимости от того, от чьего имени выполняется скрипт (эта информация выводится на первой странице вместе с остальной информацией о сервере). Возможны 2 варианта: 1) скрипт выполняется от вашего имени (имя пользователя совпадает с вашим основным логином для FTP), 2) скрипт выполняется от имени серверного пользователя (как правило, этот пользователь имеет имя nobody, apache или IIS_*).

Если скрипт выполняется от вашего имени, то права ставятся следующим образом:
- на каталоги config и temp достаточно выставить права 700 (иногда это обозначается как rwx------, разрешение на запись/чтение/выполнение владельцу и запрет эти действий группе и всем остальным).
- каталог styles и все его подкаталоги должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 755 или rwxr-xr-x).
- каталоги files и photos должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 755 или rwxr-xr-x).
- если вы планируете редактировать языковые файлы, то на все файлы в подкаталогах каталога /langs следует поставить права 644.
- остальным файлам следует выставить разрешения следующим образом: владелец имеет право на чтение/запись, группа - только на чтение (640 или rw-r-----), или так: владелец имеет право на чтение/запись, а группа и все остальные - только на чтение (644 или rw-r--r--).

Если скрипт выполняется от имени сервеного пользователя, то права необходимо выставить так:
- на каталоги config и temp - права 777 (любые действия разрешены владельцу, группе и всем остальным)
- на каталог styles и подкаталоги - также 777, на файлы в данных подкаталогах - 666 (чтение/запись разрешена владельцу, группе и всем остальным)
- каталоги files и photos должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 777 или rwxrwxrwx).
- если установка производится впервые, в корневом каталоге форума необходимо создать пустой файл addons.php и сделать его доступным для записи (права 666). Внимание: в состав дистрибутива этот файл не входит, его нужно создать самостоятельно!
- если вы планируете редактировать языковые файлы, то на все все файлы в подкаталогах каталога /langs следует поставить права 644
- остальным файлам следует выставить разрешения следующим образом: владелец имеет право на чтение/запись, а группа и все остальные - только на чтение (644 или rw-r--r--).

Внимание: если после установки форума вы устанавливаете какие-либо обновления, может потребоваться сделать некоторые файлы доступными на запись. В этом случае следует установить права такие же, как на файлы в каталоге /langs/ru.

3. Установка

После того, как все файлы (или ZIP-архив) загружены, следует запустить на сервере скрипт install.php. (Для этого необходимо ввести в броузере URL http://your_site/forum/install.php , где your_site - название вашего сайта, а forum - название подкаталога, в который вы установили форум).

Скрипт установки произведет поиск уже установленных в текущем каталоге версий Intellect Board (если они имеются) и предложить либо изменить их настройки, либо установить новую версию.

На следующем шаге будет произведена распаковка файлов (если они были загружены в виде ZIP-архива) и проверка их размеров. Если проверка пройдет успешно, то будет выведена форма с запросом параметров базы данных, которая будет использоваться для форума. Здесь необходимо указать следующую информацию:
- путь к каталогу на сервере, где находятся скрипты форума и URL форума. Cкрипт попытается автоматически определить путь и URL. В большинстве случаев это происходит корректно, и вам достаточно просто нажать кнопку "Установить", чтобы перейти к следующему шагу установки. Если что-то не так, то вам необходимо узнать полный путь к вашему сайту в службе поддержки хостинга, и ввести его, добавив в конец название каталога, куда вы хотите установить форум. (Т.е. если полный путь к вашему сайту /var/www/iboard, а вы устанавливаете форум в каталог forum, то путь будет /var/www/iboard/forum/).
- тип СУБД (версия 2.19 поддерживает MySQL и PostgreSQL)
- имя пользователя, пароль и название базы данных, которые будут использоваться при подключении к базе данных (эту информацию вы должны были получить при регистрации сайта, если у вас ее нет - обратитесь в службу поддержки хостинга)
- префикс имен таблиц базы данных. Это общая часть названия таблиц БД, относящихся к данной установке Intellect Board, если у вас установлено несколько копий форума, то у каждой из них должен быть свой префикс (чтобы не возникало путаницы). Если вы не собираетесь устанавливать больше одного экземпляра форума, то рекомендуется использовать в качестве префикса ib_.
- пароль пользователя System. Пользователь System обладает полными и ничем неограниченными правами доступа к Центру Администрирования форума, поэтому выбирайте достаточно сложный пароль (рекомендации: пароль должен быть не менее 8 символов, и содержать большие и малые буквы, а также цифры или спецсимволы).
После того, как вся необходимая информация введена, скрипт установки произведет начальную настройку форума и запишет файлы конфигурации, после чего выдаст сообщение о том, что установка успешно завершена и предложит перейти в Центр Администрирования, где вы сможете провести провести настройку основных параметров форума.
По окончании установки возможна ситуация, когда не удастся автоматически удалить файл install.php. (Такое обычно бывает, когда скрипт выполняется от имени серверного пользователя). В этом случае при попытке перейти в Центр Администрирования будет выведена ошибка. Вам необходимо подключиться по FTP и удалить этот файл вручную, иначе вы не сможете войти в Центр Администрирования по соображениям безопасности.

Для того, чтобы начать отправлять сообщения на форум, вам необходимо создать в нем хотя бы 1 категорию и 1 раздел в ней. Это делается в разделе "Настройка разделов и категорий" в Центре Администрирования (самый первый пункт меню).

Обратите внимание: из соображений безопасности пользователь System не может посещать пользовательскую часть форума, поэтому для перехода к ней вам потребуется выбрать "Перейти на форум в качестве гостя". В дальнейшем вы можете создать обычного пользователя (пункт меню "Создать пользователя") и проставить ему права администратора. Такой пользователь будет иметь доступ как на пользовательскую часть форума, так в Центр Администрирования.

4. Кодовая страница MySQL

Если при работе с MySQL возникают проблемы с кодовыми страницами (такие проблемы чаще всего возникают в ранних версиях PHP 5.x), то следует отредактировать файл db/mysql.php и раскомментировать (убрать // в начале) там следующую строку в функциях db_connect и db_pconnect:
mysql_query("SET NAMES "cp1251"",$lastlink);
Примечание: данный способ не будет работать в MySQL версий 3.x.

5. Некоторые особенности прав доступа в Intellect Board.

На форуме имеется 3 специальных пользователя, которые не могут совершать никаких действий на форуме со следующими зарезервированными именами: Guest (гость), System(суперпользователь), NewUser(параметры нового пользователя). Профили Guest и NewUser можно редактировать в Центре Администрирования форума, они используются для определения настроек форума, которые видны гостю, а также настроек, предлагаемых по умолчанию новым пользователям.

Почти для любого действия в разделе можно выставить минимальный уровень доступа, который необходим для его совершения. Уровни доступа организованны следующим образом: каждому уровню сопоставляется числовое значение в диапазоне от 1 до 999 (а точнее, до 1023, но уровни 1000 и выше дают право входить в Центр Администрирования). Пользователю может быть присвоен базовый уровень, а также локальный уровень для каждого раздела форума. Числовые значения -1,0, 1024 являются зарезервированными для изгнанного участника, гостя, и пользователя System.

Уровни доступа могут быть уникальными и не уникальными. Уникальные уровни могут быть выставлены только Администратором форума, неуникальные уровни могут быть присвоены автоматически по достижении определенного количества сообщений на форуме.

6. Поддержка

Если у вас возникли вопросы по установке или настройке форума, обращайтесь на официальный форум его поддержки по адресу
Для наиболее быстрого и эффективного получения ответа напоминаем, что кроме выкладывания сообщения об ошибке, необходимо также кратко охарактеризовать ситуацию, когда ошибка возникла (например, "при добавлении фото", или "при просмотре новости") и указывать, какие права имеются у пользователя, у которого эта ошибка произошла.
Там же вы можете высказать предложения и пожелания, а также прислать свои версии дизайна Intellect Board.

7. Логотип форума

Начиная с версии 2.19 в Intellect Board логотип должен находиться в каталог styles/имя_стиля с именем logo.gif. Если один и тот же логотип подходит для нескольких стилей, он должен быть скопирован в каждый каталог. Опция задания URL логотипа через соответствующую опцию в АЦ остается доступной и имеет смысл только для стилей, не использующих интегрированный шаблон, в целях обратной совместимости. На стили, использующие интегрированный шаблон, эта опция влияния не оказывает (см. раздел "Обновление до 2.19").

8. Человеко-читаемые URL

В версии 2.19 добавлена такая возможность, как задание человекочитаемых URL (HURLs) как для разделов, так и для тем. Для того, чтобы их использовать, необходимо включить соответствующую опцию в "Основных настройках форума", а также внести необходимые настройки на сервер. На сервере Apache это может быть сделано двумя способами: либо с помощью добавления ErrorHandler для ошибки 404,
либо с помощью mod_rewrite. И то и другое настраивается в файле.htaccess

Для включения mod_rewrite (если он есть на хостинге) нужно прописать в.htaccess следующее (если форум ставится не в корень сайта, в директиве RewriteBase / нужно заменить на относительный URL форума без / в конце, например, /forum):
RewriteEngine On
RewriteBase /
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteRule ^(.*) index.php

Обратите внимание: названия разделов не должны совпадать с именами скриптов (без учета расширения) в составе IntB (типичная ошибка — раздел с HURL news)!

Для включения вызова скрипта через обработчик ошибки 404 нужно прописать в.htaccess такую строку:

ErrorDocument 404 /forum/index.php

Intellect Board позволяет создавать любое количество вариантов дизайна, называемых «наборами стилей». Каждый набор стилей состоит из CSS-файла, определяющего цвет, шрифты и некоторые другие параметры отображения, основного шаблона, определяющего вид общей части форума, и нескольких файлов-шаблонов, которые содержат функции для вывода HTML-кода, которые вызываются из основных скриптов. Каждый из наборов стилей находится в одном подкаталоге каталога styles, при этом имя файла CSS совпадает с названием подкаталога, основной шаблон называется templat.php, а шаблонов – с именем модуля, для которого они предназначены.

Начиная с версии 2.14 введена система наследования наборов стилей, которая работает следующим образом: производится проверка наличия файла шаблона в данном наборе стилей, если такого файла не существует, то производится его поиск в стиле, который считается родительским по отношению к данному, если файла нет и там, то в стиле, который считается предком родительского стиля и так далее по цепочке наследования до тех пор, пока не будет достигнут стиль abstract, который считается исходным для всех вариантов дизайна и содержит все используемые шаблоны.

При создании нового набора стилей в его каталог автоматически копируется CSS-файл родительскго стиля (при этом производится его переименование), все графические файлы и основной шаблон template.php. Прочие шаблоны PHP автоматически не копируются, поэтому если вам необходимо внести в какой-либо из файлов-шаблонов изменения, скопируйте его вручную в новый стиль и только после этого редактируйте.

Файлы CSS можно редактировать двумя способами: либо прямо на сервере с помощью редактора стилей в Центре Администрирования, либо на компьютере пользователя.
Шаблоны можно редактировать только локально (т.е. необходимо сгружать их по FTP, редактировать, после чего загружать обратно). При редактировании файлов шаблонов следует сохранять имена функций и названия полей, форм, а также значения скрытых полей. Не рекомендуется изменять стиль по умолчанию (он может изменяться в дальнейшем с выходом новых версий Intellect Board), лучше создайте его копию и изменяйте ее.

10. Список функций для шаблонов

В основном шаблоне Intellect Board (а также в едином шаблоне в режиме обратной совместимости) доступны для вызова следующие функции:

main_action(); — результат выполнения основного действия
main_location($locations); — указатель на текущее местоположение на форуме
time_diff(); — вывод времени выполнения скрипта
menu(); — список разделов форума в виде меню
main_copyright(); — вывод copyright-сообщения (должен присутствовать обязательно)
announce(); — объявление форума
last_topics(количество, тип, сообщение); — вывод списка последних тем (если количество не указано явно, оно считается равным 10), тип — определяет тип раздела. 0 — вывод из разделов любого типа, 1 — только из стандарных форумов. Сообщение — текст, который показывается над списком тем (этот параметр не обязателен).
active_topics(количество, тип, период); — вывод списка наиболее активных тем (т.е. тех, в которых было больше всего сообщений и последнее обновление приходится за указанный в днях период), параметры количество и тип — аналогичны параметрам last_topics
small_search_form(); — малая поисковая форма (по всему форуму сразу без выбора подраздела и периода)
present_list(); — список присутствующих на форуме/в разделе/в теме
fast_switch(); — быстрое переключение между форумами с помощью Select
show_vote(номер_темы); — отображения голосования из какой-либо темы в заданном месте
allowed_actions() — cписок доступных пользователю действий
show_news_feed(раздел,заголовок,количество,период) — вывод ленты новостей из указанного раздела в произвольной форме. Раздел — номер раздела, из которого выводятся новости.
Заголовк — текст, который должен выводиться в начале ленты.
Количество — максимальное количество новостей, которое может быть выведено в ленте. 0 — без ограничения по количеству.
Период — количество дней, за которое должны выводиться новости (т.е. новости, отправленные более указанного количества дней назад, выводиться не будут). 0 — без ограничения. Если заданы и период и количество, оба ограничения действуют одновременно (т.е. выводится не более количества новостей за указанный период).

В дистрибутив Intellect Board включен только минимальный набор смайликов и не включены аватары, однако сама возможность их поддержки в форуме присутствует. Вы можете загрузить любые понравившиеся вам смайлики и аватары после установки форума через пункт меню "Загрузка смайликов и аватаров" в Центре Администрирования.
Внимание: если при загрузке смайлика обозначение пишется обычным текстом (например, red или crying), рекомендуется окружить этот текст какими-либо спецсимволами (чтобы получилось что-нибудь вроде:red: и:crying:).

12. Резервное копирование

Начиная с версии 2.14 в Intellect Board включена возможность создания резервных копий содержимого базы данных. Резервная копия представляет собой файл с множеством SQL-запросов (так называемый дамп базы), что дает возможность проводить восстановление БД из резервной копии несколькими способами: с помощью скрипта установки Intellect Board, с помощью скрипта PhpMyAdmin или с помощью стандартного клиента mysql при наличии SSH-доступа на сервер (команда mysq<имя_файла.sql).
Резервная копия может сниматься двумя способами: а) выполнением через функцию exec программы mysqldump (более быстрый и надежный способ), б) если это по каким-то причинам не удалось, то дамп сниманиется средствами самого форума.
Дампы базы создаются в каталоге temp, имена файлов имеют формат имя_хоста_дата_случайнаячасть.sql. (Случайная часть состоит из 6 цифр от 0 до f и добавляется для того, чтобы злоумышленник не мог угадать имя файла). Список имеющихся файлов можно просмотреть с помощью пункта меню "Файлы резервных копий" в АЦ. Однако по соображениям безопасности скачивание файлов из данного каталога по протоколу HTTP запрещено с помощью.htaccess (внимание: данный запрет работает только в Web-сервере Apache, на других Web-серверах вы должны запретить скачивание самостоятельно). Вы можете либо скачивать файлы дампа по FTP, либо изменить настройки в.htaccess таким образом, чтобы только вы могли получить доступ к этим файлам (например, сделать проверку пароля или доступ по фиксированному IP-адресу). Также рекомендуется удалять файлы резервных копий с сервера сразу же после их скачивания на собственный компьютер.
Для того, чтобы обеспечить резервное копирование в PostgreSQL, необходимо один раз (перед первым копированием) выполнить запросы из файла psbackup.txt.
Примечание: при большом объеме базы данных возможны проблемы при снятии дампа из-за превышения объема памяти или времени выполнения скрипта.
В этом случае рекомендуем воспользоваться скриптом Sypex Dumper, который позволяет делать резервную копию базы по частям. Скрипт доступен по адресу: http://www.sypex.net

13. Файл.htaccess

Для более эффективной работы Intellect Board имеет смысл внести некоторые изменения в конфигурационный файл Web-сервера Apache. Так как разрешенные в этом файле директивы существенно различаются на различных хостингах, что приводит к ошибкам, в дистрибутив этот файл включен под именем htaccess.txt. В нем содержатся необходимые директивы + краткая инструкция по его использованию.

14. Блоги и пользовательские галереи

С версии 2.20 в Intellect Board появилась возможность создания пользователями собственных блогов и фотогалерей, при этом администратор может задавать минимальный уровень пользователя, которому эта возможность доступна, и категорию и контейнер, в которые будут помещаться блоги/галереи. Важно отметить, что пользователь создает фотогалерею и блог сам, по кнопке на странице редактирования своего профиля. Создавать пользовательские галереи и блоги из админ-центра не требуется (т.к. в этом случае они не будут "привязаны" к пользователю).

Примечание: копия данной статьи включена в дистрибутив под именем!readme!.txt

В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет. Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании. Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.

Toyota Concept-i

Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще. Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться. Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека. И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.

Divergent Blade

Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды. Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль. Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека. Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.

Беспилотные авто

Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber. То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия. Говорят, что все за счет умной начинки.

Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.

BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.

Электромобили

Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили. Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров. Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.

Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility. Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления. Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.

Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon. Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер. Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.

Faraday Future FF91

А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса. В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций. Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна. Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны. У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.



Просмотров