История возникновения геральдики. Что такое геральдика: определение исторического прошлого и значение для современности Геральдический что означает

вспомогательная историческая дисциплина о гербах, гербоведение. В 1722 г. Петр I образовал Геральдмейстерскую контору, которая занималась созданием городских и личных гербов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРАЛЬДИКА

позднелат. heraldica, от heraldus - глашатай) - вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением гербов - получивших широкое распространение в ср. века символич. знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся гос-вам, частям их терр. (кн-вам, городам, областям), корпорациям (ср.-век. цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отд. лицам и т. д. Еще до появления гербов с глубокой древности существовали особые символы (тотемистич. изображения, рисунки на щитах, шлемах, знаменах, монетах, печатях, медалях, гор. и гос. эмблемы), но они возникали произвольно и не имели преемственности. Определенная система, превратившая постепенно такие отличит. знаки в гербы, начала складываться в 11-12 вв. в среде европ. рыцарства. При этом сказывалось большое влияние вост. обычаев, проникновение к-рых усилилось в связи с крестовыми походами. Создателями Г. как особой отрасли знаний, занимающейся происхождением, распознаванием и созданием гербов, правилами их получения и пользования ими, приемами изображения гербовых эмблем, явились герольды (от них произошло и назв." Г."). С 14 в. в европ. странах возникли герольдии-учреждения, ведавшие теоретич. и практич. вопросами Г. В результате деятельности герольдов и герольдий появилось большое количество гербовников справочного характера. Постепенно регистрацией гербов, их созданием и пожалованием, проверкой прав их владельцев и др. вопросами Г. начали заниматься и гос. органы. В России Г. сразу стала формироваться как государственная (с 17 в.). Большое влияние на формирование рус. Г. оказала польская Г. (рус. "герб" от польск. herb). Особенно большое значение для развития Г. имело время правления Алексея Михайловича (1645-76). Дальнейшее развитие Г. в России связано с деятельностью Петра I. В 1722 была учреждена Герольдмейстерская контора; впоследствии она передала свои функций Гербовому отделению Сената, преобразованному в 1918 в Гербовый музей при Ленингр. ист. архиве. Переход Г. от обслуживания чисто практич. нужд феод., а затем и бурж. общества к превращению ее в одну из вспомогат. ист. дисциплин происходил постепенно, по мере развития ист. науки в целом и в частности вспомогат. ист. дисциплин. Первая в Европе кафедра Г. открылась в Берлине в 1706. В России кафедра Г. была создана при Академии наук в 1726. Во мн. совр. зарубежных гос-вах существуют спец. об-ва, центры, ин-ты, занимающиеся Г. (иногда также и др. вспомогат. ист. дисциплинами, особенно генеалогией), напр. Die Heraldisch-Geneologische Gesellschaft Adler в Австрии (осн. 1870, публикует "Jahrb?cher..."), Instituto Araldico Romano в Италии (осн. 1853, издает "Rivista Araldica"), Schweizerische heraldische Gesellschaft в Швейцарии (издает с 1887 "Schweizer Archiv f?r Heraldik"), Soci?t? Francaise d´Heraldique et de Sigillographie во Франции и мн. др. (сведения имеются в кн.: L. G. Pine, American origins, A handbook of genealogical sources throughout Europe..., N. Y., 1960). В Мадриде имеется Междунар. ин-т генеалогии и Г. (Instituto International de Geneologia y Heraldica). Собираются междунар. конгрессы по вопросам Г. и генеалогии (4-й конгресс в 1958 в Брюсселе, его мат-лы опубл. в "Recueil du IV Congr?s International des Sciences G?n?ologique et Heraldique", 1959). Особое внимание к Г. (равно как и к генеалогии) в бурж. гос-вах 19-20 вв. связано во мн. случаях не с науч., а с политич. интересами (попытка поддержки отживших свой век феод. дворянских привилегий и т. п.). Как вспомогат. ист. дисциплина Г. особенно важна при изучении материальной культуры, т. к. она помогает определять принадлежность, датировку, место произ-ва и др. детали, касающиеся веществ. памятников. Ее значение велико и для изучения письм. источников (установление по гербовым изображениям авторства и др. сведений, касающихся док-тов). Г. тесно связана с археологией, нумизматикой, сфрагистикой и др. ист. дисциплинами, особенно с генеалогией. Лит.: Лакиер А. Б., Рус. геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855; Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России. "Старые годы", 1911, февр.; Белинский В., Рус. геральдич. словарь, вып. 1-2, 1912; "Гербовед", изд. С. Н. Тройницкий, 1913-14; Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малоросс. гербовник, СПБ, 1914; Лукомский В. К. и Типольт Н. A., Рус. геральдика, П., 1915; Лукомский В. К., Гербовая экспертиза, "Архивное дело", 1939, No 1(49); Большаков А. M., Вспомогат. ист. дисциплины, 4 изд., Л., 1924; Каменцева Б. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, М., 1963; Общий гербовник дворянских родов Всеросс. империи, т. 1-18, (СПБ), 1798-1908; Винклер П. П. фон. Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94; Гербы городов, губерний, областей и посадов Росс. империи..., под ред. П. П. фон Винклера, СПБ, (1900); Bernd Gh., Allgemeine Schriftenkunde der gesammten Wappenwissenschaft, Bonn, 1830-41; Gour-don-de-Genouillac H., L´art h?raldique, P., 1890; Rietstap J. В., Armorial g?n?ral..., 1 ?d., v. 1, Gouda, 1861, 4 ?d., v. 1-4, Lyon, 1950, Suppl?ment par Victor et Henri Rolland, v. 1-7, La Haye (u. a.), 1904-50; Renesse J.-L.-T. de, Dictionnaire des figures h?raldiques..., v. 1-7, Brux., 1894-1903; Ilgen Th., Gritzner E., Friedensburg F., Sphragistik, Heraldik, deutsche M?nzgeschichte, 2 Aufl., Lpz., 1912; Hauptmann F., Wappenkunde, M?nch.-В., 1914; Planches de l´armorial g?n?ral de I. B. Rietstap par V. Rolland, v. 1-5, P., 1903-26; Berchem, v., Heraldische Bibliographie, Lpz., 1937. И. З. Тираспольская. Москва.

История возникновения геральдики

Истоки

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами, они - самые близкие родственники гербов. Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. У древних славян тоже были тотемы, - священные животные, деревья, растения, - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии.

Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

Конспект занятия

по программе «Путешествуем, играя, по Хабаровскому краю»

образовательный блок №2: « Путешествуем по родному краю»

Тема: Геральдика наука о гербах.

Цель занятия: Ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края.

Задачи занятия по формированию УУД:

    образовательные: ознакомить учащихся с особенностями составления гербов и формирования символики края;

2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.

3) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма к малой родине.

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: геральдика, герб, символика

Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).

План занятия:

    Организационный момент (3-5 мин.).

    Актуализация знаний (7-10 мин.).

    Объяснение нового материала (15 мин.).

    Динамические паузы (2-3 мин.)

    Закрепление материала (7-10 мин.)

    Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Ход занятия

Приветствие учащихся. Сохранность контингента.

Актуализация знаний

Итак, вы являетесь двумя конкурирующими городами.

Что вы будете делать, чтобы отличаться друг от друга?

А кроме названия, что еще будет вас отличать друг от друга?

А что есть у каждого города, района, края, страны?

Правильно, это и будет темой нашего занятия.

Мы придумаем себе названия.

Мы придумаем себе отличительные знаки.

Герб и Флаг.

Объяснение нового материала

Итак, тема нашего занятия «Геральдика» Ребята, кто знает, что такое геральдика ?

Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. (Слайд 2)

Прообразы гербов – различные символические изображения, помещаемые на военные доспехи, знамена, перстни и личные вещи – применялись еще в древности. Легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь, шлем Ахиллеса – орёл. Щиты также украшались разнообразными эмблемами, например, изображение отсеченной головы Медузы Горгоны.

Считается, что гербы появились в 10 веке. Но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображенные на печатях, приложенных к документам, относится к 11 в. (Слайд 6)

На слайде показаны фотографии государственной печати Швеции (1436 г.) и печати немецкого города Гамбурга

Для создания гербов в геральдике используется определенный набор цветов, так называемые геральдические цвета .

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Динамическая пауза

Игра «Крокодил» см. Приложение 1

Учащиеся выполняют задание игры

-Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали и тинктуры). В геральдике используются семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета – красный, синий. Черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий.

Металлы: металла два, золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается желтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. (Слайд 8)

Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями.

Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями.

Зелень – (зеленый) графически изображается диагональными линиями геральдически справа.

Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева.

Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. (Слайд 9-10). В геральдике используются меха: беличий и горностаевый, но ненастоящие, а их геральдическое изображение. (Слайд 11)

Каждый цвет, который используется при создании гербов имеет свое четкое значение.

Обозначение цветов, использующиеся в геральдике:

Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богаство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень – символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.

Пурпур – символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

(Слайд 12)

Ребята, угадайте, какие животные изображены на слайдах

Верно! Как вы думаете, имеют ли животные определенные значения, так же как и цвета в геральдике?

Правильно! Предложите свои обозначения этим животным.

Слайд 15. Ребята, что показано на данном слайде?

Правильно! Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

Правильно! Но это не просто медведь, а гималайский медведь.

Давайте разберем какие цвета присутствуют на гербе Хабаровского края?

Правильно! Давайте вспомним, что означают эти цвета?

Верно! Присмотритесь к гербу, что держит в своих лапах медведь?

Да, это герб, старинный герб города Хабаровска.

На слайдах изображены животные:

1.Лев

2.Орел

3.Дракон

4. Вайверен

5.Единорог

6.Феникс

7. Грифон

8.Саламандра

9. Антилопа

Да, каждое животное, изображенное на гербе имеет свое значение.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

На слайде изображен герб Хабаровского края.

На гербе Хабаровского края изображен медведь.

На гербе Хабаровского края присутствуют следующие цвета:

черный, красный, желтый, белый, голубой.

Желтый – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Красный – символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Голубой – символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Чёрный – символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Медведь держит в своих лапах еще один герб.

Закрепление материала

Теперь, ребята, для вас творческое задание: нарисовать (придумать) герб своей семьи, используя все цвета и животные, с которыми мы сегодня познакомились.

Учащиеся рисуют герб своей семьи, после чего все желающие выходят к доске и знакомят класс с гербом своей семьи.

Рефлексия

Рефлексия – что узнали. Рефлексивный тест.

Предлагаю детям отметить знаком «+» те утверждения, с которыми они согласны:

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в работе.

    На занятии было над чем подумать.

    На все возникшие в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.

На занятии я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

Прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» три вопроса. Далее прошу поднять руки тех, кто отметил знаком «+» четыре и пять вопросов.

Объявляю, что количество плюсов в тесте означает уровень овладения материалом занятия.

Ученики самостоятельно выполняют тест.

Учащиеся самостоятельно анализируют уровень овладения учебным материалом.

Подведение итогов

Подвожу итоги, благодарю учащихся за хорошую работу на занятии .

Приложение 1

Игра «Крокодил». Выбирается один ведущий (учащийся), который выходит к доске, загадывает название животного, которое обитает в Хабаровском крае и показывает его без единого слова. Остальные учащиеся должны отгадать, что за животное он показывает. Тот, кто первым отгадал название животного занимает место ведущего и все повторяется.



Просмотров