Изменения в гпк. Верховным судом рф предложен к рассмотрению проект федерального закона, направленного на модернизацию процессуального законодательства

Судебный процесс претерпевает в настоящее время существенные изменения. Звучит даже такая характеристика, как «судебная реформа». Все дело в том, что в течение 2016‒2017 годов в АПК РФ и ГПК РФ внесли множество изменений, и на подходе еще одна волна поправок. Их инициировал сам Верховный Суд РФ, что делает шансы на претворение его идей в жизнь весьма высокими. Ниже описаны основные предложения высшей инстанции и уже внедренные новшества. Весь комплекс поправок объединяет одно: они направлены на упрощение, ускорение и удешевление судебного процесса.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Примечание редакции:

в Госдуме находится еще один законопроект о том, что представителями в суде могут быть только граждане с высшим юробразованием (№ 273154-7, внесен Крашенинниковым П.В.). В отличие от проекта ВС РФ он не предусматривает введения института поверенных.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Примечание редакции:

это уже второе увеличение лимита иска, подпадающего под упрощенную процедуру рассмотрения. Первое поднятие планки для «упрощенки» случилось полтора года назад (01.06.2016).

Тогда лимиты были увеличены с 300 до 500 тыс. рублей – для исков к юрлицам и с 100 до 250 тыс. рублей – к ИП. Для взыскания обязательных платежей и санкций лимит был поднят с 100 до 200 тыс. рублей.

Тогда же было оговорено, что если иск подпадает не только под упрощенное производство, но и под приказное (то есть когда должник признает долг, но не платит), то он должен рассматриваться судом по правилам приказного производства.

Кроме того, были изменены и дополнены правила рассмотрения дела по упрощенной схеме. В частности, прописано, что решение арбитражного суда по такому делу принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения, которая:

  • приобщается к делу;
  • размещается на официальном сайте арбитражного суда в Интернете не позднее следующего дня.

По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Такое заявление можно подать в течение 5 дней со дня размещения резолютивной части решения на сайте суда. Мотивированное решение изготавливается также в течение 5 дней со дня поступления заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ранее – 10 дней). Соответственно, обжаловать его можно в течение 15 дней (а не 10 дней как прежде) со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Примечание редакции:

обязательный досудебный порядок был введен в арбитражном процессе с 1 июня 2016 года и коснулся всех категорий споров, помимо вышеперечисленных исключений.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Примечание редакции:

частные определения нужны для того, чтобы суд мог противодействовать недобросовестному поведению участников процесса при рассмотрении дел, которое выражается в злоупотреблении процессуальными правами. Такое поведение заметно усложняет рассмотрение дела, затягивает судебный процесс и является одной из причин высокой нагрузки арбитражных судов. По оценке ВС РФ, в деятельности судов общей юрисдикции частные определения зарекомендовали себя весьма успешно, поэтому их стоит ввести и в арбитражных судах.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Проектом в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ вносится ряд изменений общего характера, призванных модернизировать сходные процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Кроме того, проект содержит изменения отдельных положений названных кодексов об особенностях рассмотрения некоторых категорий дел, а также вносит изменения корреспондирующего характера в некоторые федеральные законы.

В частности:

из указанных кодексов, а также из некоторых федеральных законов исключается термин "подведомственность" применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно предлагается порядок, в соответствии с которым суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, направляют дело для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы;

предлагается упорядочить применение отдельных видов территориальной подсудности, сохранив для сторон возможность изменять подсудность по своему соглашению (т.н. договорная подсудность) только в делах с участием иностранных лиц;

в целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ). При этом проект устанавливает возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, наряду с представителем поверенного, объем полномочий которого существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется;

предусматривается увеличение цены исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, - до пятисот тысяч рублей в судах общей юрисдикции и до одного миллиона рублей в арбитражных судах;

предлагается расширить перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение по рассмотренному им делу. Согласно вносимым изменениям, по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме такие решения изготавливаются только по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.

В то же время в целях защиты прав граждан и организаций проект выделяет определенные категории дел, наиболее значимые с точки зрения социальной и экономической направленности, по которым составление мотивированного решения всегда будет являться обязательным. К ним, в частности, отнесены дела, связанные с защитой прав детей; дела о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений; дела о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; дела о защите пенсионных прав; дела о банкротстве; дела по корпоративным спорам; дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, и ряд других дел;

в ГПК РФ и АПК РФ закрепляются положения о том, что исполнительный лист, кроме исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета, выдается только по ходатайству взыскателя (аналогичное правило в настоящее время закреплено в КАС РФ).

Проект также содержит ряд изменений, вносимых в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, которые регулируют некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел по правилам, предусмотренным этими кодексами, а также иных изменений и дополнений, направленных на оптимизацию судопроизводства, устранение коллизий правовых норм, недочетов юридико-технического и лингвистического характера.

Кроме того, вносятся корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов, направленных на реализацию предлагаемых проектом положений.

С каждым годом расчет общее количество рассмотренных гражданских дел судами общей юрисдикции, в том числе возросла нагрузка на При введении в действия ГПК РФ не было такой сильной нагрузки по количеству рассмотренных дел. Конечно, есть объективные причины, по которым расчет общее количество гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Увеличение числа гражданские дел произошло за счет увеличения споров, вытекающих из правоотношений, а также за счет споров при взыскании
Положения ч. 3 ст. 157 ГПК РФ устанавливает основополагающий принцип непрерывности судебного заседания, согласно которому судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях. В силу названного принципа при объявлении перерыва в судебном процессе на несколько дней, судья не вправе рассматривать иные дела, если даже дела, исходя из характера спора, не являются сложными. При этом судьям приходит назначать заседания по другим делам на более поздние даты назначения судебного заседания, что влияет на сроки рассмотрения гражданских дел. Принцип непрерывности судебного заседания отсутствует в арбитражном и уголовном процессе, в отличие от гражданского процесса.
В Государственной Думе находится законопроект, которым предлагается внести ряд изменений в гражданское процессуальное законодательство РФ. Так, в чести проектом федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предлагается исключить принцип непрерывности судебного заседания из ГПК РФ, что должно способствовать быстрому и своевременному рассмотрению гражданских дел. В новой редакции ч. 3 ст. 157 ГПК РФ, суд вправе будет рассматривать иные дела, если назначен перерыв судебном заседании.
Согласно ч. 3, 4 ст. 169 ГПК РФ разбирательство дела после его отложения начинается сначала. В случае, если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников процесса, знакомы с материалами дела, в том числе с объяснениями участников процесса, данными ранее, состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам процесса подтвердить ранее данные объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы. Повторное рассмотрение дела после отложения судебного заседания в том же составе суда и при тех участниках дела, приводит к увеличению времени на рассмотрения дела и общему сроку рассмотрения дела. Проектом федерального закона предлагается внести изменения в ст. 169 ГПК РФ, согласно которым, рассмотрение делам после перерыва в судебном заседании начинается с того момента, с которого оно было отложено. Также по новой редакции ч. 3 ст. ст. 169 ГПК РФ повторное рассмотрение доказательств не будет производиться, если доказательства до перерыва рассматривались.
В настоящее время все пропущенные процессуальные сроки, в числе сроки на подачу или восстанавливаются судом первой инстанции по заявлению подателя жалобы. Названным проектом федерального закона также предполагается изменить порядок восстановления срока на подачу кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ. В новой редакции ст. 112 ГПК РФ пропущенный по уважительной причине срок на подачу кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ вправе будет восстановить судья ВС РФ при рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы на рассмотрение. Определение о восстановлении, пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы или об отказе в восстановлении срока может быть обжаловано путем подачи председателю Верховного суда РФ. Кроме того, пропущенный по уважительной причине срок на подачу надзорных жалоб также вправе восстановить судья Верховного суда РФ.
Таким образом, изменение порядка восстановления срока на подачу кассационных жалоб в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ должно привести к ускорению гражданского процесса.
В настоящее время проект федерального закона уже принят во втором чтении Государственной Думой.

1 января 2017 года вступает в силу новая редакция ГПК РФ. Изменения связаны с введением возможности направления исковых заявлений и других документов в суды общей юрисдикции в электронном формате, а также с возможностью вынесения судами электронных решений и определений.

Положения ГПК РФ с 1 января 2017 года изменил Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ , который определил возможность вынесения решений и определений судами общей юрисдикции в электронном виде. Соответствующие поправки были внесены в целый ряд статей кодекса.

Судебные решения и определения в электронном виде

Новая редакция статьи 13 ГПК РФ предусматривает возможность вынесения судами общей юрисдикции и Верховным судом судебных актов в электронном виде, за исключением тех из них, в которых содержатся сведения, относящиеся к государственной тайне. Такой документ должен быть подписан усиленной квалифицированной подписью судьи или всех судей, которые его вынесли. Кроме того, при таком способе вынесения судебного акта, он обязательно должен быть продублирован на бумаге. Аналогичные требования определены в статье 197 ГПК РФ и статье 199 ГПК РФ к судебным решениям, а в статье 224  - к определениям. Кроме того, статьей 227 ГПК РФ определен порядок направления определений, вынесенных в электронной форме, а статьей 214 ГПК РФ порядок направления копий решений сторонам по делу. В частности, их следует публиковать на сайте суда в интернете, но если стороны по делу хотят получить определение другим способом, они должны подавать соответствующие ходатайства.

Лица, участвующие в деле, вправе представлять в суд документы как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заполнять форму, размещенную на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исковые заявления и ходатайства в электронной форме

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В статье 131 ГПК РФ определены форма и содержание такого иска. Также возможность направления в электронной форме теперь предусмотрена для заявлений об обеспечении иска. Это прописано в новой редакции

Данная статья содержит информацию об изменениях и нововведениях в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации за 2017 год

Изменения ГПК с 01.01.2017

Электронный документооборот

В последнее время электронный документооборот развивается семимильными шагами и поглощает всё новые сферы. К таким сферам приобщился и . В него внесён ряд изменений на основании Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти».

С 1 января 2017 года любой человек сможет подать в суд заявление, жалобу, представление и иные документы () в электронном виде, в том числе в форме документа, подписанного электронной подписью. Для этого нужно будет всего лишь заполнить форму, которая будет находиться на официальном сайте суда в Интернете ().

Кроме того, у судей появится обязанность выполнения судебного постановления в электронной форме. Судья будет подписывать его усиленной квалифицированной электронной подписью. При коллегиальном рассмотрении дела постановление будут подписывать все судьи с использованием вышеуказанных подписей.

Помимо создания электронного документа, судьи обязаны будут дополнительно издавать судебное постановление в бумажной форме ( , ГПК РФ).

В электронном виде можно будет не издавать постановление, содержащее сведения, составляющие охраняемую законом тайну ().

Права лиц, участвующих в деле

Права лиц, участвующих в деле, расширятся. С 01.01.2017 они будут вправе:

  • получать копии судебных постановлений (в том числе при помощи Интернета - тех постановлений, которые выполнены в электронной форме) ();
  • получать извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде ();
  • представлять в суд документы как на бумажном носителе, так и в электронном виде (включая электронные документы, подписанные электронной подписью в указанном законодательством РФ порядке) ();
  • заполнять форму, размещённую на официальном сайте суда в Интернете ();
  • представлять в суд иные документы в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, выполненных указанными лицами либо иными лицами, органами, организациями. Эти материалы выполняются в форме, установленной для них законодательством РФ. Если какой-либо формы не установлено, то применяется свободная форма ().

Перечень письменных доказательств

К перечню письменных доказательств добавятся документы и материалы, в том числе полученные с использованием сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ (). В случае представления в суд доказательств в электронном виде, суд может потребовать представить подлинники ().

Порядок извещения судом органов государственной власти

Изменится порядок извещения судом органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и организаций, являющихся сторонами и другими участниками процесса, о времени и месте судебного заседания и совершении процессуальных действий.

Суд будет размещать данную информацию только на своём официальном сайте в Интернете. Такой способ извещения может быть выполнен лишь в случае, если суд обладает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого заседания. Данные органы и организации в последующем самостоятельно получают информацию о движении дела посредством любых источников и средств связи. В случае непринятия соответствующих мер по получению информации указанными лицами риск наступления неблагоприятных последствий ложится на органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы и организации. Исключение составляет непринятие мер указанными лицами в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Если же техническая возможность получения таким образом информации отсутствует у органов и организаций, то они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования Интернета ().

Участники процесса будут информироваться о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия также путём размещения этих данных судом на своём официальном сайте ().

Особенности в отношени подписания некоторых документов

Будут введены особенности в отношении подписания некоторых документов. Так, следующие виды документов можно будет подать в суд по форме, размещённой на официальном сайте суда в сети Интернет, только при подписании их усиленной квалифицированной электронной подписью (в порядке, установленном законодательством РФ):

  • заявление об обеспечении иска ();
  • исковое заявление, содержащее ходатайство об обеспечении иска ();
  • ходатайство о приостановлении исполнения решения суда ( , ГПК РФ).

Порядок высылки копий решений суда

Отредактирован порядок высылки копий решений суда в связи с указанными выше изменениями. Гражданам копия будет высылаться в те же сроки и в той же форме, что и раньше. По желанию граждан или с их согласия, а также при наличии технической возможности в суде, данная информация высылается путём размещения на официальном сайте суда в разделе, доступ к которому предоставляется сторонам и другим участникам процесса (ограниченный доступ).

Органам государственной власти, местного самоуправления, иным органам и организациям, являющимся участниками дела, даже если они не присутствовали в судебном заседании, копии решения суда высылаются путём размещения в Интернете в режиме ограниченного доступа. Если же у суда отсутствует техническая возможность, то срок для высылки в бумажном виде составляет 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме ().

Иные лица получают копию решения суда на бумажном носителе либо в электронной форме (). ГПК РФ с целью повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда.



Просмотров