Как правильно написать объяснительную при лобовом столкновении. Объяснение дтп образец

Добрый день, это Кулик Илья. К сожалению, никто из участников дорожного движения не застрахован от попадания в аварию на дороге. Любое дорожно-транспортное происшествие – это серьёзное потрясение для его участников и очевидцев. А от правильности поступков в таких ситуациях могут диаметрально противоположно измениться последствия, а зачастую зависит и жизнь людей.

И чтобы не растеряться в случае автоаварии, нужно заранее знать, как действовать при ДТП. Об этом я и расскажу вам сегодня. Вы готовы? Тогда поехали!

Краткая видеоинструкция

Если вам срочно надо узнать, что делать при ДТП, просмотрите это короткое видео. Но чтобы разбираться во всех тонкостях поведения при аварии, читайте статью.

Примечание. В этой видеозаписи допущена неточность.

Вызывать сотрудников ГИБДД обязательно, когда:

  • есть пострадавшие;
  • другие участники аварии не согласны с вами в восприятии обстоятельств аварии и/или ведут себя неадекватно.

В остальных случаях водители могут, кроме вызова автоинспекторов:

  • заполнить Европротокол;
  • доехать до поста ГИБДД и оформить там;
  • ничего не оформлять официально.

Ограничение в 50 000 р. актуально только для Европротокола.

Что делать сразу после столкновения

Любая авария – это всегда стресс для его участников. И главное, когда попал в ДТП, не растеряться, не впасть панику, а сразу взять ситуацию в свои руки. От правильности действий сразу после происшествия могут серьёзно изменяться его последствия.

Шаг первый – выполняем обязанности водителя, предписанные ПДД

Первыми действиями при аварии будут, как это прописано в п. 2.5 Правил движения

  • немедленно остановиться (или не трогаться, если вы и так стояли, или остановились из-за столкновения);
  • включить аварийную сигнализацию ;
  • выставить знак аварийной остановки – треугольник, в населённых пунктах не ближе чем за 15 метров, вне населённых пунктов – не ближе 30 метров от столкновения (в крайнем случае, если специального знака нет, поместите вместо него какой-либо яркий, контрастный предмет, но знайте, что это нарушение правил дорожного движения, наказываемое штрафом в 1000 р. Более того, в тёмное время суток польза от самодельных заменителей знака практически равна нулю. Поэтому, если в вашей машине по чему-либо нет знака аварийной остановки, обязательно приобретите его в ближайшее время).

Примечание. Чтобы обезопасить своё вынужденное пребывание на проезжей части, в тёмное время суток оденьте светоотражающий жилет . Впрочем, наказания за его отсутствие не предусмотрено.

При наличии видеорегистратора, проследите, чтобы момент аварии сохранился. Для этого надо остановить запись, нажать соответствующую кнопку, а в каких-то моделях сохранение происходит автоматически после удара, смотрите документацию к своему устройству.

Шаг второй – принимаем экстренные меры (если требуется)

  • потушить очаг возгорания;
  • обесточить авто (снять клемму «-» с аккумулятора) если пролилось топливо;
  • если угрожает взрыв или пожар , извлечь пострадавших.

Оказывая экстренную помощь, не забывайте о собственной безопасности.

Шаг третий – оцениваем обстановку, определяемся с дальнейшими действиями

По договорённости с другими участниками смотря по обстоятельствам решаете, что делать дальше. Вариантов два: вызывать ГИБДД или нет.

Если есть техническая возможность, не помешает вести видеосъемку происходящего, особенно общения с другими участниками аварии, дачи показаний и т. п.

Если есть раненые или погибшие, а также если к договорённости с другими участниками прийти не смогли, в тем более, если они ведут себя агрессивно, угрожают, или явно находятся в нетрезвом виде, вообще ведут себя неадекватно, вызов полиции обязателен. Если перечисленных обстоятельств нет, вы можете поступить так, как написано в подзаголовке «Как оформить происшествие без пострадавших». Эта пошаговая инструкция универсальная, просто некоторые шаги при аварии без пострадавших можно пропустить.

Шаг четвёртый – вызываем ГИБДД и службы спасения (если требуется)

Если есть пострадавшие, конечно, сначала необходимо вызвать медицинскую помощь, а потом уже сообщать о происшествии в автоинспекцию. Как вызвать ГАИ, скорую или спасателей? Сейчас установлены единые по всей России номера для вызова экстренных служб для мобильных телефонов:

  • 112 – экстренная помощь (МЧС)
  • 102 – полиция;
  • 103 – скорая помощь;
  • 101 – пожарная охрана.

Сохраните эти номера в памяти телефона. По какому из них звонить? Лучше всего по номеру 112, так как:

  1. по этому номеру можно вызвать любую службу , то есть не нужно думать куда звонить сначала, достаточно одного звонка вне зависимости от обстоятельств, это особенно актуально, когда требуется вызвать и «скорую», и ГИБДД;
  2. экстренная помощь – специализация данной службы;
  3. звонок можно совершить даже когда нет связи или SIM-карты и денег на балансе;
  4. является универсальным абсолютно для всех операторов на территории России.

На всякий случай уточните номера экстренных служб у своего оператора, обычно эта информация есть на официальном сайте оператора.

Со стационарного телефона (разные ситуации бывают) ГИБДД вызывают по номеру «02», «неотложку» – «03». А также можно звонить по номеру МЧС – 112, и по номерам ближайших подразделений ГАИ.

Что говорить при звонке, когда есть раненые

Если есть пострадавшие при звонке необходимо наиболее полно и при этом коротко и ясно сообщить:

  • их количество (обязательно!);
  • пол и возраст (можно приблизительно);
  • описание трав в общих чертах;
  • максимально точный адрес происшествия и свой номер телефона (возможно, потребуется связаться для уточнения местоположения).

Если потребуется помощь спасателей (например, потерпевшие зажаты деталями авто), вызывайте спасателей по номеру 112, одновременно сообщив о ДТП и пострадавших.

Шаг пятый – оказываем первую помощь (если требуется)

Вытаскивать человека из автомобиля нужно только тогда, когда его оставление там явно угрожает опасности (угроза возгорания, взрыва). В остальных случаях, особенно если какие-либо части тела сдавлены деталями автомобиля, самостоятельно извлекать пострадавшего не стоит. Первую помощь надо постараться оказать прямо в таком положении раненого.

Чтобы оказать первую помощь необязательно обладать специальными знаниями. Ну а если медицинские знания у вас имеются, вы лучше меня знаете, что надо делать.

От присутствующих на месте аварии достаточно в случае необходимости:

  • остановить кровотечение ,
  • наложить повязку на рану;
  • наложить фиксирующую повяз ку (шину) при подозрении на перелом;
  • провести искусственное дыхание и/или непрямой массаж сердца.

И помните, что в экстренных ситуациях любая помощь ценна.

Примечание. В крайних случаях, когда точно известно, что врачи не смогут в ближайшее время прибыть к месту происшествия, допускается доставка раненых в ближайшее медучреждение очевидцами, а в их отсутствии и участниками аварии. Участвовавший в ДТП водитель должен, отвезя раненого, сообщить принявшему пострадавшего медперсоналу данные о себе (паспортные данные, марку и ГРЗ авто) и немедленно вернуться к месту аварии для её оформления. Покиданием места ДТП это не является.

Шаг шестой – освобождаем проезжую часть

Необходимо зарисовать схему аварии, а также сфотографировать:

  • общий план , дающий представление о месте происшествия;
  • состояние дорожного полотна ;
  • транспортные средства с разных ракурсов (обязательно должны быть различимы госномера);
  • другие объекты, причастные к происшествию : осколки стекла и пластмассы, следы от шин и т. п.;
  • повреждения транспортных средств крупным планом;
  • взаимное расположение на дороге объектов , относящихся к аварии.

После этого, если нет раненых и погибших людей, водители обязаны освободить проезжую часть . Неисполнение этого требования наказывается штрафом в 1000 р.

При наличии пострадавших освобождать проезд нужно только тогда, когда иначе движение транспортного потока становится невозможным.

Шаг седьмой – ищем свидетелей

Не забудьте позаботиться о свидетелях. Попросите их оставить вам контактные данные. Хорошо если они сразу запишут свои показания и зафиксируют их подписью. Идеально, когда очевидцы остаются до прибытия сотрудников ГАИ и дают свои показания уже при оформлении аварии. Особенно важны свидетельские показания в спорных авариях, а также когда кто-то из участников не присутствует при оформлении ДТП (скрылся, погиб, находится в тяжёлом состоянии, госпитализирован и т. д.).

Если свидетелей поблизости нет, и никто не останавливается, хотя бы запишите марку и госномер проезжающих мимо авто. В случае острой необходимости ГАИ отыщет этих невольных очевидцев.

Не забудьте обменяться контактами и с участниками аварии. Возможно, вам может потребоваться ещё не раз общаться с ними при сложностях с получением страховой премии, для выяснения обстоятельств аварии и т. п.

Шаг восьмой – какие действия ещё можно предпринять

Можно позвонить родственникам или друзьям, особенно если они имеют знания, как правильно поступать при попадании в ДТП, попросите их приехать. Наверняка, когда понимающие вас люди будут рядом, вам будет легче собраться с силами, сохранить спокойствие, без которого очень легко допустить досадные ошибки. В присутствии поддерживающих вас, вы сможете чувствовать себя увереннее. Особенно это актуально, когда авария имеет тяжёлые последствия.

Если вы хотите, чтобы представитель страховщика присутствовал при оформлении аварии или вам нужна консультация по действиям при ДТП в связи с получением в дальнейшем страховки, позвоните своему страховщику и сообщите обстоятельства аварии. Телефонный номер можно посмотреть на полисе ОСАГО.

Если авто застраховано по каско, то звонок в страховую компанию сразу при аварии может быть обязательным условием, уточните этот вопрос у своего страховщика.

Ни в коем случае не принимайте спиртное и другие продукты и вещества, которые могут показать алкоголь в крови, до прохождения медосвидетельствования. Иначе доказать, что были трезвы в момент аварии, будет практически невозможно.

Вызов экспертов

Если обстоятельства аварии спорные, возможен вызов эксперта-трасолога прямо на место аварии. Результат , проведённой по горячим следам, при помощи которой можно восстановить механизм аварии, будет максимально высоким.

При наличии тяжелораненых и погибших, особенно при неочевидных обстоятельствах, будет полезным вызов адвоката также сразу на место происшествия.

Шаг девятый – оформление ДТП

Как проходит оформление документов с участием работников полиции

Если потерпевшие в аварии собираются получить компенсацию от страховой компании (СК) по , водителям необходимо заполнить Извещение о ДТП. Как это сделать читайте в статье: . Напомню, что выполняется это независимо от того, будут оформлять работники ГИБДД аварию или нет. Сделать это можно пока ожидаете сотрудников автоинспекции.

Если в аварии есть тяжелораненые и погибшие, на место аварии также выезжает следственно-оперативная группа ОВД, а не только инспектор ДПС.

Когда же происшествие оформляют сотрудники автоинспекции, неопытным водителям несколько проще, так как основные бумаги заполняются инспекторами, к тому же они всегда сами пояснят водителю как правильно заполнить тот или иной документ, укажут, что предпринять.

При заполнении документов будьте внимательны, следите за правильностью указанной информации. Если что-то непонятно задавайте вопросы. Только не будьте навязчивы. Не стесняйтесь заметить, если в чём-то несогласны. Если инспектор необоснованно не принял во внимание ваши замечания, обязательно отметьте это в своём объяснении.

Когда есть пострадавшие, а также при подозрении на опьянение, участникам аварии будет предложено пройти медосвидетельствование. Отказ от него приравнивается к нахождению в нетрезвом виде.

Что нужно из документов при ДТП

На месте от вас потребуются те же документы, которые всегда должны быть с собой у водителя:

  • удостоверение личности (потребуются паспортные данные, т. е. наличие оригинала паспорта необязательно);
  • водительское удостоверение ;
  • свидетельство о регистрации ТС ;
  • страховой полис ОСАГО ;
  • для водителей автобусов, грузовиков, такси и т. д.: путевой лист, лицензионную карточку , и другие документы, которые положено иметь.
Нужен ли техосмотр в случае аварии

Подтверждением наличия пройденного техосмотра сейчас является диагностическая карта. Собственно, при оформлении ДТП, как и вообще при езде по дорогам, этот документ не требуется. В настоящее время диагностическая карта и техосмотр важны только для страхования по ОСАГО.

Почему важна диагностическая карта для виновника

И при аварии диагностическая карта нужна только для СК, причём её наличие важно только для виновника. В случае отсутствия у него пройденного техосмотра и действующей диагностической карты (а проверяется это по электронной базе ), страховщик возместит урон потерпевшему, а потом потребует с виновника всю затраченную на компенсацию сумму по регрессу.

Примечание. Для автомобилей не старше 3-х лет прохождение техосмотра, следовательно, и диагностическая карта, не требуются.

Если же будет установлено, что авария произошла вследствие неисправности, которую можно было обнаружить на техосмотре, но она не указана в диагностической карте, регрессные требования будут предъявлены к организации, проводившей технический осмотр.

Важен ли техосмотр для потерпевшего

На получение возмещения для потерпевшего не имеет значения актуальность диагностической карты как у него, так и у виновника. Возмещение он получит и без этих документов. А если страховая попытается ссылаясь на отсутствие у вас или виновника пройденного техосмотра, то знайте – это незаконно.

Какие документы оформляются инспектором

При оформлении аварии автоинспектором, составляются следующие документы:

  • схема аварии ;
  • рапорт ;
  • места происшествия (если есть пострадавшие );
  • справку о ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей происшествия;
  • протокол об административном правонарушении (фиксация вины в совершении АП), или постановление по делу об АП (наложение наказания, если виновность не вызывает сомнения и не требуется рассмотрения в суде), или отказ в возбуждении дела;
  • постановление о возбуждении уголовного дела , если есть тяжело травмированные или погибшие (выносится членом следственно-оперативной группы ОВД).

Когда по экстренным причинам (например, необходимость срочного выезда инспектора на место другого преступления) эти документы могут быть выданы в отделение полиции в течение суток.

Запишите информацию о работнике ГИБДД, оформлявшем аварию (ФИО, звание, номер нагрудного знака). Конечно, не набрасывайтесь сразу на сотрудника, выпытывая у него эти данные. Лучше сделать это когда он сам обратиться к вам при подписании документов.

При несогласии с вменяемой вам виной в нарушении ПДД и, соответственно в ДТП, не подписывайте постановления об АП, требуйте составления протокола. При этом будет вынесено извещение о рассмотрении дела в ГИБДД. Это даст вам возможность подготовиться к возражению, посоветоваться с автоюристом и написать возражения на протокол об АП.

Что должно быть отражено в бумагах, составляемых ИДПС

После составления документов инспектором вам нужно внимательно прочитать их. Обратите особое внимание на:

  • правильность информации об участниках, свидетелях, нарушениях ПДД;
  • полноту описания видимых повреждений , необходимо указание на вероятность наличия скрытых дефектов;
  • на полноту заполнения документа , пустых граф остаться не должно;
  • соответствие схемы ДТП реальности и её полноту.

В документах максимально полно должны быть отражены все обстоятельства аварии, которые могут повлиять кроме прочего и на определение виновности, например:

  • неисправность авто , при которой запрещено его эксплуатировать;
  • состояние дороги (за него отвечают дорожные службы, следовательно, в произошедшей аварии может быть и их вина);
  • неправильная дорожная инфраструктура (разметка и дорожные знаки противоречащие друг другу, размещённые с нарушением нормативов, неисправные светофоры и т. п.);
  • погодные условия и рельеф местности ;
  • нетрезвое состояние или отказ от освидетельствования кого-либо из участников .

Как писать объяснение при ДТП

Объяснения при ДТП не предусмотрено, существующая форма предназначена для административного правонарушения. Следовательно, если факт нарушения ПДД не установлен, объяснение не составляется.

Объяснение составляет инспектор на специальном бланке. Объяснение может давать виновник, пострадавший, потерпевший. Пишется оно или лично лицом, дающим объяснение, или записывается с его слов сотрудников ГИБДД. Во втором случае обязательно прочитайте его перед подписанием.

В объяснении, помимо личной информации необходимо максимально полно, но вместе с этим ясно и чётко описать как по-вашему произошла аварии. Если вы в чём-то несогласны с поступками и мнением автоинспекторов, оформляющих происшествие, обязательно укажите это в объяснении.

Выплата по каско

Страхование по каско не регулируется государством, поэтому процесс получения возмещения может несколько отличаться в различных компаниях. Поэтому, чтобы сделать всё правильно, внимательно изучите правила страхования вашего страховщика и заключённый с ним договор.

Получение возмещения по каско в целом, сходно получением страховки по ОСАГО. Основные шаги следующие:

  1. уведомление страховщика о ДТП;
  2. подача документов в СК;
  3. оценка ущерба экспертом страховщика;
  4. получение возмещения .

Можно ли ремонтировать авто

Ремонтировать автомобиль потерпевшему нельзя, пока вы не покажете его страховщику, иначе страховку вы не получите. Но лучше не приступать к ремонтным работам до полного получения положенного возмещения, так как могут потребоваться . В идеале – вообще не использовать авто, пока вопрос с урегулированием убытков не решён.

Виновнику ДТП при оформлении Европротокола запрещено восстанавливать и утилизировать своё ТС в течение 15 рабочих дней его нельзя. Иначе – регресс.

Обжалование виновности

А лица, не считающие себя виновными, хотя и признанными такими по документам могут пытаться доказать свою невиновность. Если постановление об АП ещё не вынесено, это происходит на группе разбора или в суде в административном процессе.

На обжалование постановления об АП отводится 10 суток (по уважительной причине допускается восстановление пропущенного срока). Обжаловать можно в ГИБДД, а затем и в суде. Вынесенное постановление о возбуждении уголовного дела также может быть обжаловано в прокуратуре или суде.

В любом случае, так как окончательно установить виновность может только суд, то даже постановление об АП ещё не является однозначными признанием вины в совершении ДТП. Но и решение суда подлежит обжалованию в течение 10 суток.

Стоит ли пользоваться услугами автоюристов

Многие теряются, когда попадают в аварию, боятся, что их обманут, они не смогут получить компенсацию и т. д. Конечно, воспользоваться советом опытного всегда хорошо. Но сегодня под многочисленными вывесками «автоюристов», которые всеми правдами и неправдами выбивают со страховщиков деньги, определённым процентом от которых они поделятся с вами.

На самом деле, получить компенсацию от СК в большинстве случаев совсем несложно, достаточно только соблюдать закон. Особенно после последних поправок в законодательство по «автогражданке», по которым авто вам полностью восстановят в сервисе без учёта износа. Надеюсь, мой блог вам поможет в это. А также вы можете воспользоваться или по .

К юристам, но только к настоящим специалистам, можно и даже нужно обращаться в сложных, неординарных ситуациях, когда действительно необходима грамотная юридическая поддержка. А чтобы знать, как отличить нечистоплотного дельца от настоящего профессионала своего дела, смотрите видео в «Заключении».

Как оформить происшествие без пострадавших

При отсутствии пострадавших у водителей появляется выбор, как оформлять столкновение. Выбор последующих действий будет зависеть ещё от следующего обстоятельства: сходятся ли взгляды участников события на происшедшее или нет.

Если водители не могут решить между собой кто из них виноват, кто нарушил, как именно произошла аварии, или же просто хотят, чтобы автоинспекторы зафиксировали аварию, а также когда кто-либо из участников ведёт себя неадекватно, угрожает или находится в нетрезвом виде, то следует вызвать сотрудников ГИБДД, алгоритм действий будет такой же, как описано в пошаговой инструкции.

Если же водители не расходятся в трактовании обстоятельств происшествия, они, по взаимному согласию, могут не сообщать об аварии в автоинспекцию. В таком случае последовательность будет такая: выполняется шаг первый, затем сразу переходим к шагу четыре, а шаг пятый может принять различную форму.

Нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП

Сейчас правилами движения предусмотрены случаи, когда можно не ожидать приезда сотрудников ГАИ на месте аварии. Но для этого обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

  • не пострадали люди в происшествии;
  • обстоятельства случившегося не вызывают разногласий у его участников.

Если перечисленные условия выполнены, участники ДТП могут, не совершая звонков в автоинспекцию:

  • добраться до ближайшего отделения ГАИ для оформления там аварии с участием автоинспектора;
  • воспользоваться Европротоколом , если ущерб не больше 50 000 р.;
  • договориться в частном порядке между собой.

Но это их право, а не обязанность. Вызвать ГИБДД, если попал в аварию, никому не запрещается.

Но сейчас, особенно в крупных городах, автоинспекторы при незначительных авариях всё чаще не выезжают к месту происшествия, а требуют прибытия участников ДТП в отдел полиции, чтобы оформить аварию там, или предлагают оформить Европротокол.

Как оформить Европротокол при мелком ДТП

Если нет пострадавших и ущерб от аварии незначительный, можно воспользоваться фиксацией ДТП по Европротоколу. Для этого достаточно оформить Извещение о ДТП, выданное при покупке полиса ОСАГО. Это будет документом, по которому СК будет урегулировать убытки и одновременно подтверждением возникновения повреждений на вашем авто.

Ограничения для его использования такие:

  • в аварии не должно быть пострадавших людей ;
  • ущерб не превысил сумму в 50 000 рублей ;
  • столкнулись только два ТС (прицепы к ним не учитываются);
  • у обоих водителей есть страховка ОСАГО или Зелёная карта ;
  • один из водителей полностью признаёт вину в аварии за собой, обстоятельства ДТП не вызывают разногласий.

Только при соблюдении упомянутых условий вы можете рассчитывать на возмещение от СК по «автогражданке», причём максимум страховая покроет повреждения на 50 000 р. Поэтому как следует подумайте, уложитесь ли вы в ремонте авто в такую сумму, и в случае сомнений, фиксируйте ДТП совместно с автоинспекторами, а не самостоятельно.

Если столкновение произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга или их областей при фиксации места аварии устройствами с системой ГЛОНАСС ограничение на сумму возмещения снимается, то есть максимальная сумма – 400 000 р., как и при оформлении обычным способом. С 2019 года это будет распространено на все регионы.

Неоформление аварии

Этот вариант достаточно редкий, но тоже имеет место, если ущерб совсем незначительный, отсутствует договор ОСАГО на ТС виновника и другие ситуации, когда водители мирно решают между собой вопросы по аварии. Но вариант довольно рискованный.

Во-первых, это какой-никакой документ, подтверждающий факт получения повреждений в конкретной аварии. Но желательно заверить расписку у нотариуса, чтобы не сомневаться в её силе. Во-вторых, нередки случаи, когда, договорившись на словах и разъехавшись, один из водителей всё-таки обращался в ГИБДД, а это автоматически приводит к объявлению другого участника скрывшимся после происшествия, а нередко ещё и виновником.

Сроки рассмотрения аварии без пострадавших

Срок рассмотрения аварии, а, точнее, административного правонарушения – 15 дней, когда постановление об АП выносит сотрудник госорганов, и 2 месяца, когда дело рассматривается судом. При подаче ходатайств от участников этот срок по усмотрению лица, ведущего дело, может быть увеличен, но не более чем на месяц.

Но постановление должно быть вынесено не позже чем через 2 месяца после совершения правонарушения, если дело расследует должностное лицо, или через 3 месяца, если административное правонарушение, выявленное при ДТП, требует рассмотрения в суде. После указанного периода привлечь виновника к ответственности уже невозможно.

Сроки рассмотрения с жертвами

При лёгких и средней тяжести телесных травмах наступает административная ответственность, так что срок рассмотрения не отличается от рассмотрения ДТП без пострадавших, стоит только помнить, что такие дела всегда рассматривает суд.

При причинении тяжких травм и при начинается уголовное расследование, длящееся не более 60 дней, в ходе которого дело или закрывают, или передают в суд. Срок судопроизводства на ограничен строго, длится оно может любой разумный срок.

Срок давности, в продолжение которого виновника, причинившего в трезвом виде тяжкий вред здоровью при управлении ТС, а также пассажира или пешехода, виновного в ДТП с тяжкими травмами, вне зависимости от состояния трезвости, можно привлечь к ответственности – 2 года, в остальных случаях, прописанных в статьях 264 и 268 УК РФ – 6 лет.

Что делать второй участник покинул место аварии

Незаконное покидание места аварии – это серьёзное правонарушение, караемое лишением прав, причём виновник или потерпевший ударился в бега не имеет значения.

Примечание. Если водитель возвращается к месту происшествия до оформления документов, он не считается скрывшимся.

Как поступить потерпевшему, если скрылся виновник

Главное правило: ни под каким предлогом не оставляйте место аварии и не пытайтесь догнать скрывающегося. Помните, что если вы уедете, то будете отвечать своими водительскими правами за оставление аварии. Вызов инспекторов ДПС, как вы уже поняли, обязателен.

Что делать виновнику, если пострадавший уехал

С точки зрения действий при подобной ситуации, то, что вы виновны в ДТП, не имеет никакого значения. Все выполняемые шаги, когда второй участник уехал, одинаковы и для виновника, и для потерпевшего.

Имейте совесть и смелость, объявите сотрудникам автоинспекции свою виновность, если действительно вы виновны в произошедшем ДТП. И, наверное, это уже надоело, но я напишу ещё раз, ни при каких обстоятельствах не покидайте самовольно место аварии. Помните, за это можно лишиться права водить ТС более чем на год, вне зависимости от размера ущерба.

Если у виновника нет страховки ОСАГО

Собственно, алгоритм действий при столкновении отличаться от обычных не будет, с одной оговоркой: Европротокол недопустим . Вариантов два:

  • оформлять при участии ГАИ ;
  • ничего не оформлять (если не препятствуют обстоятельства)

Как определяется виновник

Виновность в ДТП устанавливает в Российской Федерации только суд. Ему же принадлежит и право определения степени вины. Но в большинстве ДТП, когда оно происходит явно из-за нарушения ПДД одним из участников, составление протокола (вынесение постановления) об административном правонарушении как бы автоматически делает виновником.

Нарушивший Правила признаёт за собой вину и дело до суда не доходит. При этом любое лицо может обжаловать как вынесенное постановление об АП, так и пробовать добиться признания себя невиновным в суде.

Определение виновности при обоюдной вине

Совсем другое дело, когда нарушения ПДД выявлены в действиях обоих водителей. В таком случае по умолчанию признаётся, что их вина перед друг другом и другими участниками аварии равна, следовательно, ответственность за аварию они будут нести одинаковую и по страховке получат только половину от положенной суммы. Конечно же, многих такой расклад не устраивает, особенно когда очевидно, что нарушение правил одним из водителей не могло вызвать аварию.

В такой ситуации без суда не обойтись. Для признания конкретного человека виновным, а также для установления степени вины, необходимо подать судебный иск о взыскании с виновника (соответчиком будет его СК). В ходе судопроизводства (зачастую требующего тщательных экспертиз) судья установит, кто насколько виновен в конкретной аварии, и сообразно со степенью вины будет уже определяться размер страхового возмещения.

Встречный иск к потерпевшему

Лицо, выступающее ответчиком, то есть к которому предъявлены требования, скажем, о компенсации ущерба, и не согласное с ними имеет право оспорить исковые требования.

В случае несогласия с требованиями, предъявленными вам, например, суммой ущерба, понадобится подача возражения (в арбитражных судах подобный документ называется «отзыв»). В возражении указывается, что истец пренебрёг определёнными нормами закона, следовательно, его требования незаконны, или несогласие с предъявленными требованиями. Естественно, во всех случаях у возражения должны быть веские обоснования.

А когда у вас самих есть что предъявить к истцу, а это, как правило, ДТП с обоюдной виной, применяется встречный иск. Подавать его можно в любое время пока идёт судебное разбирательство, но лучше сделать это ещё до первого судебного заседания. Рассматриваться он будет в том же судебном процессе, то есть решение суда будет вынесено сразу по двум искам. В процессе этого судопроизводства и будет окончательно определён виновник. Доступен для скачивания .

Если сумма встречного иска не больше первоначального, можно не подавать встречное исковое заявление, а потребовать зачёт требований в форме возражения.

Если в принятии встречного иска отказано, ничто не мешает ответчику подать отдельное исковое заявление к оппоненту.

Когда применяется и как происходит взаимозачёт требований

При требовании компенсации вреда и здоровью, обязательства не могут прекратиться из-за встречного иска. Например, когда сбитый пешеход, признанный виновником ДТП, требует компенсации вреда здоровью. Встречный иск о возмещении повреждений авто водитель может подать. Но даже если суд признает пешехода обязанным восстановить автомобиль, возмещение за вред здоровью водитель пешеходу всё равно должен будет заплатить.

А если один водитель требует с другого компенсации материального ущерба, а последний предъявит встречный иск и докажет, что по вине первого водителя он также потерпел, для простоты примера, такой же урон, то требования будут взаимозачтены, и никто из водителей платить другому не будет.

  • держите себя в руках , не паникуйте , что бы ни случилось;
  • никогда не уезжайте в нарушение закона с места аварии;
  • не употребляйте спиртосодержащие продукты до медосвидетельствования;
  • обязательно вызывайте ГИБДД в спорных ситуациях, при неадекватном, агрессивном поведении оппонентов;
  • проявите максимальное внимание при заполнении и подписании документов о ДТП , особенно это важно для потерпевшего, для гарантии получения страховки;
  • не бойтесь отстаивать свою точку зрения , не спешите признавать себя виновным, если ситуация неоднозначная.

Заключение

Вот и разобрались как надо вести себя если попал в ДТП. Главное – не растеряться и хладнокровно выполнить все свои обязанности в сложившейся ситуации, а всё остальное устроится.

Если вы не на все свои вопросы по данной теме нашли ответы в статье, задайте их в комментариях. Если у вас есть что рассказать по этой теме другим, также отпишитесь в комментариях.

Обещанный видеобонус . В этом видео известные, пожалуй, каждому автолюбителю эксперты Игорь Моржаретто и Сергей Смирнов расскажут, как не попасться к недобросовестным автоюристам.

На этом я заканчиваю. Если вы считаете прочитанную информацию полезной, поделитесь с ней с другими в социальной сети. Для этого нужно нажать на значок используемой вами соцсети ниже. А чтобы всегда быть в курсе публикации новых статей, оформите подписку на рассылку, если ещё не подписаны. До свидания, друзья.

Следующий документ даже не объяснительная, а произведение искусства. Читаем, улыбаемся:

Я, ФИО, двигался __.__.2013 года в__.__ в сторону пр.Красной Армии на скутере Gilera Fuoco 500. Правил не нарушал, за дорожной ситуацией следил.

На перекрестке с ул.Бероунская неожиданно для меня и прочих участников ДТД на красный свет выехал а/м Hummer черного цвета без должным образом установленного госномера. Я, заметив опасность и избегая ДТП был вынужден в торможении выехать на полосу встречного движения, где и остановился на обочине.

В процессе торможения, маневра и остановки услышал сильный удар сзади. Обернувшись увидел, что а/м Hummer ударил следующий со мной в одном направлении а/м Suzuki Jimny госномер ______, практически оторвав ему капотное пространство. Заметив за рулем пострадавшего а/м Suzuki Jimny девушку, я отправился оказывать ей возможную первую помощь.

Подойдя к машине я заметил ребенка в детском кресле на заднем сидении. Я открыл багажник пострадавшего автомобиля, через него достал ребенка (мальчик лет 4 примерно), взял там же знак аварийной остановки, установил его и через окно водительской двери помог выбраться наружу девушке-водителю.

Препроводив ее и ребенка на обочину и убедившись, что они серьезно не пострадали, я попросил водителя а/м Mitsubishi Airtrek госномер______, который тоже остановился для оказания помощи, вызвать Скорую Помощь и ГАИ.

Далее я подошел к а/м Hummer исключительно с целью убедиться, нужна ли его водителю моя помощь. В открытое окно данного а/м я увидел двух лиц, прибывших явно из южных регионов. Об этом свидетельствовала темная кожа, курчавые жесткие волосы и характерные черты лица.

Я предположил, что передо мной находятся заблудившиеся испанские туристы и дружелюбно спросил на их родном языке, не заметили ли они красный цвет светофора - Al huele pido rosa? (Испанский язык я изучал в школе при посольстве СССР в Мадриде, где водителем работал мой отец).

В ответ водитель а/м Hummer через открытое окно своего автомобиля ударил меня левой рукой в область головы. Так как шлем, в котором я обязан ездить по ПДД я на этот момент не снял, то удар пришелся по нему. Именно этим я объясняю сломанные 4 пальца на его левой руке. Далее он выскочил из машины и нанес так же в район головы удар правой рукой. Именно этим я могу объяснить перелом ее в районе лучевой кости.

Выскочивший затем из этого же автомобиля пассажир нанес мне удар каким-то тяжелым предметом по спине, я с ним в единоборство вступать не стал, а просто аккуратно положил на асфальт и как законопослушный гражданин принялся ждать прибытие наряда ГАИ. Каких-либо повреждений он мне не нанес, так как под курткой я был одет в мотоэкипировку, в просторечии более известной как «черепаха». Его сломанный нос и сломанную челюсть могу объяснить тем, что подушки безопасности в момент удара а/м Hummer о а/м Suzuki Jimny не сработали и он поранился о переднюю панель автомобиля.

О разорванном в клочья служебном удостоверении Помощника Депутата Махачкалинского Совета Депутатов на имя… ФИО…., я ничего сообщить не могу , так как мне это не известно. Так же мне не известно, как порванное служебное удостоверение могло оказаться во рту и пищеводе водителя а/м Hummer.

Что-либо сообщить о собравшейся вокруг места ДТП группе граждан на мотоциклах и скутерах не могу, так как я совершенно не знаю этих людей.

Так же мне абсолютно ничего не известно о том, кто порезал все колеса а/м Hummer, кто проткнул его крышу ломом, кто разбил все стекла и порезал кожаный салон, тем самым приведя его в негодность, и уже упомянутым ломом разворотил и так поврежденный капот и повредил двигатель.

Правдивость моих слов могут подтвердить свидетели и участники ДТП, например водители а/м Mitsubishi Airtrek госномер______ и а/м Suzuki Jimny.

Дата __.__.2013г. Подпись_________(___________)

Объяснительная при дтп входит в список обязательных документов, которые предоставляются дознавателям ГАИ для разбора автопроисшествия. Её содержание должно отражать обстоятельства инцидента и субъективную позицию лица, заполняющего данный документ. Давать пояснения обязаны все стороны, участвующие в аварии.

ДТП – это всегда неожиданная неприятность, от которой не застрахован ни один участник дорожного движения. Как правило, ему предшествует несоблюдение правил передвижения по проезжей части, которое и становится причиной повреждений имущественного характера или причинения вреда здоровью. Например, водитель не выбрал безопасный скоростной режим, нарушил требования разметки или не соблюдал дистанцию.

Для лица, спровоцировавшего своими действиями аварийную ситуацию, предусмотрено наступление целого ряда негативных последствий.

К ним относятся:

  1. Классическая страховка (ОСАГО) не будет возмещать ущерб виновной стороне. Если нет КАСКО, то ремонтировать авто придётся за свой счёт.
  2. Наступление юридической ответственности. В большинстве случаев отвечать придётся в соответствии с КоАП, однако при особо тяжких последствиях (причинение тяжкого вреда здоровью или смерти) применят нормы уголовного закона.
  3. В некоторых случаях страховка не полностью покроет материальные убытки пострадавших, тогда нарушителю придётся компенсировать их из своего кармана.

Поэтому важно правильно определить степень виновности каждого из участников автопроисшествия. Обязанность провести независимое расследование и установить, кто из автолюбителей должен отвечать перед законом, возложена на сотрудников Госавтоинспекции.

Правильный порядок действий водителя, попавшего в ДТП должен быть следующим:

  • остановить ТС (транспортное средство). Машина должна стоять в том положении, в котором оказалась сразу же после удара. Убрать авто с проезжей части можно только после окончания процедуры оформления;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки. По правилам необходимо выставлять за 15 метров от автомобиля;
  • узнать, есть ли пострадавшие. При их наличии вызвать СМП или МЧС и оказать доврачебную помощь;
  • вызвать ГИБДД и смотреть повреждения авто;
  • вызвать аварийного комиссара (при необходимости). Он возьмёт на себя все юридические вопросы и будет выступать в роли законного представителя клиента страховой компании. Ряд страховщиков бесплатно оказывает эту услугу.

Сотрудники ДПС составят протокол правонарушения, сделают фото, зарисуют схему, произведут замеры и зафиксируют факт повреждений авто. Составлять объяснительную водители будут на месте проишествия или в отделении ГИБДД, куда их направят сразу после оформления документов.

Согласно законодательству, сидеть и ждать ГИБДД не обязательно. Автомобилисты могут разобраться между собой самостоятельно.

Для этого надо соблюсти следующие условия:

  1. Определить виновника (обе стороны должны быть согласны).
  2. Количество участников не превышает двух ТС.
  3. Вред должен носить только имущественный характер.
  4. Страховка имеется на оба автомобиля.
  5. Размер ущерба не должен превышать 50 000 RUB (сумма увеличивается до 400 000 RUB, для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при условии, что момент катастрофы запечатлён на фото или видео устройство, поддерживающее систему ГЛОНАСС).

Если все условия выполнены, то водители имеют право оформлять европротокол — составить схему, сфотографировать место происшествия, написать объяснительные и сразу направиться в отделение ГАИ.

Разъезжаться без оформления всех формальностей или скрываться с места аварии не рекомендуется. Уехавший участник автоматически назначается виновником и лишается прав.

Если с вызовом независимых представителей власти для разбора ситуации все понятно, то написание объяснительной нередко вызывает вопросы – зачем она требуется и какую информацию нужно в ней записывать?

Объяснительная – официальный документ, который носит разъяснительный характер. Каждый из участников аварии описывает в ней произошедшее со своей точки зрения.

Информация вписывается в унифицированный бланк объяснения при дтп. Его предоставят сотрудники полиции или водитель может использовать свой собственный экземпляр. Для этого нужно предварительно скачать документ, распечатать и всегда возить в машине.

При написании объяснительной в гаи при дтп образец заполненного заявления обычно представлен на стендах в отделении. Шаблоны подобных документов также имеются на специализированных сайтах в интернете.

Объяснительная вместе с остальными бумагами передаётся в отдел дознания ГИБДД. Там всю информацию анализируют и принимают решение, о том, кто виноват в аварии.

По закону, на рассмотрение дела о ДТП отводится два месяца. Но на практике инспекторы стараются опросить всех участников немедленно. Ведь через несколько недель какое-нибудь важное обстоятельство может стереться из памяти, а непосредственно после аварии можно точно установить все детали произошедшего.

Как заполнять объяснение при дтп?

Правила заполнения стандартные для официальных документов:

  • отсутствие просторечных или смешных выражений, ругательств, оскорблений. Подобные экземпляры регулярно пополняют собой раздел юмор. Например, известный прикол про батюшку за рулём басурманской повозки, сбившего тварь божию Тузика, или знаменитый иск о корове, повредившей Лендровер;
  • разборчивый подчерк;
  • чёткое изложение своих мыслей.

Вся изложенная информация может быть истолкована против автора. Взять свои слова назад и кардинально изменить показания после подписания документа не получится. Поэтому писать надо так, чтобы в последующем не получить обвинения из-за неточности формулировок или путанности изложения.

Обратите внимание: написание объяснений приравнивается к официальной даче показаний. Подписанная бумага может использоваться в качестве доказательства в судебном разбирательстве. Существуют чёткие требования о том какая информация заноситься в объяснительную.

Указать необходимо:

  1. Личные данные (ФИО, прописка, домашний адрес) и место работы или учёбы.
  2. Данные ВУ (водительского удостоверения).
  3. Дату и время аварии. Если водитель не может точно вспомнить, то можно написать примерное время (в диапазоне получаса). Его можно узнать с помощью телефона — просмотреть во сколько был совершён звонок в дежурную часть ГИБДД. От этого значения нужно отнять 10-15 минут.
  4. Данные автомобиля. Регистрационный номер, марка.
  5. Количество человек в салоне (сколько сидело сзади и спереди).
  6. Траектория движения автомобиля, положение на дороге, скоростной режим.
  7. Погодные условия.
  8. Видимость.
  9. Освещение (светлое время суток или тёмное, были ли включены фонари).
  10. Состояние дорожного полотна (мокрое, заснеженное, обледеневшее или сухое).
  11. Техническое состояние авто (пишется — передвигаясь на технически исправном автомобиле).
  12. Данные о том пристегнут ли нет, был водитель и пассажиры.
  13. Точные детали произошедшего. Например, при движении задним ходом по парковке въехал в припаркованное авто.
  14. Место происшествия (адрес). Пишется город, улица и номер дома ближайшего к месту происшествия. Например, Нижний Новгород ул. Ленина д. 17.
  15. Визуальные повреждения авто. Обязательно необходимо вписывать фразу о том, что не имеете достаточной квалификации оценить внутренний ущерб, нанесённый техническому состоянию автомобиля. Его рассчитает специальная экспертиза, которую назначит страховая компания. Нужно перечислить все имеющиеся визуальные повреждения. Нельзя просто написать пострадала левая сторона авто. Пишется — левое крыло, левая передняя дверь, задняя дверь, задний бампер, фонарь заднего хода левый.
  16. Данные о других участниках. Номер и марка авто, данные водителя.
  17. Наличие потерпевших.
  18. Есть ли свидетели. От них нужно ФИО и номера для связи.
  19. Имеется ли запись с видео регистратора.
  20. контактные данные – телефон, при желании можно указать номер скайпа или емейл.
  21. Личная роспись.

Объяснительные дтп могут быть нескольких типов — от виновного в аварии, от невиновного, или от лица, сомневающегося в степени своей виновности. В зависимости от этого в тексте указывается степень причастности к совершению аварии.

Отдельно подписывается требование мед. освидетельствования другого участника или отказ от такого требования. Если у водителя есть внешние признаки неадекватного состояния (запах, нарушенная координация), то можно попросить проверить его на присутствие в крови алкоголя.

При этом нужно учитывать, что факт наличия или отсутствия в крови промилле алкоголя не будет влиять на определение степени виновности. Пьянство будет наказано по отдельной статье (придётся потерпеть без прав несколько лет и заплатить штраф). А определять, чьи действия повлекли столкновение будет дознаватель. Если выпивший водитель ехал на разрешающий сигнал светофора со скоростью 40 км, а второй участник стал въезжать на перекрёсток на красный свет со значительным превышением скорости, то виноватым признают трезвого участника.

Сведения, которые не нужно писать:

  • факт раскаянья;
  • обещание больше не нарушать;
  • стаж безаварийного вождения;
  • субъективные причины (не заметил, раньше не было этого знака, отвлёкся).

Подобные данные не учитываются при разборе произошедшего.

Объяснительная может писаться собственноручно или заполняться инспектором ДПС со слов водителя. Нужно помнить, что подписывая документ, лицо выражает согласие с его содержанием. Поэтому информацию, записанную инспектором нужно читать и проверять очень тщательно.

Если вы, несомненно, единственный виновник аварии, то есть 2 варианта поведения:

  1. Признать себя единственным виновником и получить заслуженное постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В таком случае в тексте нужно написать — Я (ФИО) полностью признаю свою вину.
  2. Отказать от объяснений при ДТП. На основании основного закона государства, гражданин может не давать свидетельские показания против себя или своих близких. Формулировка будет следующей — согласно ст. 51 конституции РФ объяснять произошедшее отказываюсь.
  3. Давать заведомо ложные показания и отрицать вину. Самый плохой вариант поведения. Если ложь вскроется, то может грозить уголовное наказание.

Принудить писать объяснительную в случае обоснованного отказа, сотрудники полиции не имеют права.

Ко второму варианту прибегают, чтобы получить консультацию автоюриста о том, как поступить в конкретной ситуации. Опытный правозащитник подскажет, как изложить информацию, чтобы не усугубить вину, облегчить наказание, избежать уголовного преследования или доказать свою невиновность.

Протокол, составленный сотрудниками ГИБДД можно оспорить в течение 10 дней. Главное не забыть указать факт несогласия в самом протоколе при подписании.

Имейте в виду, если происшествие попало на камеры наружного видеонаблюдения, в объектив, смартфона его зафиксировал видеорегистратор или было много свидетелей произошедшего, то оспорить виновность не получится.

Не виновен в аварии

При составлении объяснительной потерпевшей стороной в тексте указываются:

  • стандартные сведения;
  • факт невиновности. Можно использовать следующую формулировку. Я (ФИО) правила дорожного движения не нарушал и виновным себя не считаю.

В конце ставится подпись, и оставляются контактные данные.

Например, 1 января 2018 г. в 17:00 я (ФИО) управляя автомобилем хаммер (модель, гос номер), двигался по главной дороге (название улицы) в крайнем правом ряду, с разрешённой скоростью 50 километров в час. Видимость была хорошая, дорожное покрытие сухое. На нерегулируемом перекрёстке, со второстепенной дороги выехал мотоциклист (ФИО байкера, гос номер, марка и модель). Я применил экстренное торможение, но расстояние было недостаточным и столкновения избежать не получилось. Виновным в ДТП себя не считаю, правил дорожного движения не нарушал.

При условии, что гражданин сомневается в том виновен он или нет, лучшим вариантом будет отказ от дачи показаний. Часто встречаются ситуации, что, водитель по незнанию, считает, что совершил серьёзное правонарушение и берёт всю ответственность на себя.

А после беседы с независимым юристом выясняется:

  1. Отсутствие факта нарушения пдд.
  2. Нарушение имело место быть, но оно не являлось причиной аварии.
  3. Вина участников обоюдная.

В таких случаях, оспорить подписанное признание практически невозможно.

Сформулировать отказ от дачи показаний можно следующим образом: Я (ФИО) управляя авто (марка, модель, номер) попал в ДТП с (сведения об остальных участниках аварии). До консультации с юристом от дачи показаний, отказываюсь в соответствии с 51 статьёй Конституции. Виновным себя не считаю.

Порядок оформления в случае неспособности водителя составить документ

Нередки случаи, когда автомобилист не может немедленно дать разъяснения по поводу произошедшей автомобильной катастрофы.

Причинами могут стать:

  • состояние алкогольной интоксикации;
  • нахождение под воздействием наркотических препаратов;
  • причинён ущерб физическому состоянию (травмы, переломы);
  • психологический стресс, то есть нахождение лица в шоковом состоянии не даёт ему действовать адекватно обстановке.

В таком случае, написанием текста займётся сотрудник ГАИ.

Если водитель находится в помутнённом состоянии рассудка от дачи показаний лучше отказаться и не подписывать бумаги, которые составил гаишник. Основанием буде все та же Конституция РФ, статья пятьдесят первая.

Вместо объяснений нужно написать – Я (ФИО) попал в автокатастрофу, подробности описать не могу, так как нахожусь в состоянии психологического шока, показания предоставлю позже. Или отказаться от комментариев в соответствии ст. 51 конституции РФ.

В неадекватном состоянии, гражданин вполне может признать себя виновником из-за надуманных причин. Его могут заставить обманом признать свою вину (выдав объяснительную с соответствующим содержанием за другой документ), на него может надавить вторая сторона, свидетели или недобросовестные сотрудники полиции.

Объяснительная записка – один из основных документов при разборе ДТП. Поэтому нужно внимательно подойти к её написанию, даже если ситуация кажется однозначной. Проконсультироваться со специалистом по юриспруденции – право каждого водителя и при возникновении любых сомнений им лучше воспользоваться.

Аварии на дорогах, к сожалению, не редкость. Если произошло незначительное ДТП без жертв, водитель должен предпринять самостоятельные действия. Пошаговая инструкция поможет сориентироваться в неприятной ситуации.

Если у вас случилась неприятная ситуация, а именно, произошло дорожно-транспортное происшествие, постарайтесь не паниковать, соберитесь с силами и действуйте. Да-да, именно действуйте!

Не надо полагать, что все уже произошло и уже ничего сделать нельзя. Все как раз только начинается, поверьте мне. Причем сам факт ДТП – это самое простое, дальше бывает все куда сложней и дольше.

Многое зависит от степени тяжести ДТП, и упаси вас Бог поучаствовать в тяжелом столкновении, при котором может так случиться, что действовать придется другим и весьма вероятно, что со значительным опозданием. Но, к счастью, такие ДТП достаточно редки.

Ваши первые действия

Итак, осколки пластика, стекла уже упали на землю и машины стоят недвижимым грузом. Что делать? Ни в коем случае не пытаться скрыться с места ДТП! У некоторых водителей, как это ни странно, в первое мгновение после столкновения возникает именно эта мысль. Но не делайте этого!

Вы, как говорят в спорте, сделаете «автогол», т.е. автоматически станете виновным в совершении ДТП с последующим лишением водительского удостоверения.

По крайней мере, по вашим дальнейшим показаниям, вы должны были предпринять все возможные меры для предотвращения столкновения, а к ним относятся: подача звукового сигнала, экстренное торможение и т. п. Забегая вперед, скажу, что об этом обязательно будет необходимо написать в объяснительной.

Ибо непринятие мер к предотвращению ДТП является нарушением правил дорожного движения. Затягиваем ручник и включаем указатели поворота в режим «аварийки». Затем по возможности быстрее выходим из машины и…

Оцениваем ситуацию

После столкновения сразу оцените состояние автомобилей. Не требуется ли применение огнетушителя, съемки клеммы с аккумулятора и т. д. Это можно быстро оценить и вовремя предотвратить возникновение пожара. Кстати, это тоже ваша обязанность в рамках уменьшения ущерба от ДТП, как и следующее.

Самым важнейшим является необходимость оценить состояние здоровья самих участников ДТП и себя самого. Не требуется ли медицинская помощь. Если есть малейшие подозрения на это – немедленно звоните в скорую помощь!!! Повторяю – бросайте все и звоните! Потом (если больше некому) приступайте к оказанию первой (доврачебной) помощи.

Это в ваших интересах, т.к. в случае тяжких последствий, и не дай Бог смерти, это уже уголовное дело, если вас признают виновным. Причем можно привлекать к оказанию помощи и других участников дорожного движения или даже прохожих.

Не забудьте и о еще немаловажной обязанности – выставить знак аварийной остановки. Напомню, его по правилам необходимо выставлять за 15 метров от автомобиля.

Ищем свидетелей ДТП

И чем активней, тем лучше. Лучше тех, которые были позади точки столкновения, т.к. они лучше видели его момент. Кроме того, их проще поймать.

Причем совершенно не обязательно заставлять их ждать прибытия сотрудников ГИБДД. Об этом намерении необходимо их известить сразу, тогда у них появится больше энтузиазма. Многие, полагая, что придется сейчас сидеть и ждать, сразу отказываются. Чем тяжелее ДТП, тем большую заинтересованность в свидетелях вы должны иметь.

Также проблематичны перекрестки, т.к. возникают спорные моменты по сигналам светофора, которые, как известно, меняются, и доказать вам будет сложно, что вы проезжали на «зеленый». Со свидетелями это куда проще. Повторюсь еще раз, в тяжелых случаях постарайтесь заполучить свидетелей любой ценой!

После того, как вы их нашли, запишите их данные: фамилию, имя, отчество, марку автомобиля и его госномер, домашний адрес и телефоны для связи (мобильный, который не помешает тут же проверить под видом записи его в записную книжку телефона, и желательно домашний телефон). Если адрес свидетель отказывается указывать, то спросите, хотя бы номер водительского удостоверения. В последствие его смогут найти работники ГИБДД.

К сожалению, не всегда, получается, сделать так, как описано выше, ибо после столкновения, особенно, если таковое впервые случилось, человек впадает в состояние аффекта, длительности которого хватает для того, чтобы упустить прямых свидетелей. Что значит прямых? вы наверно догадались, это те, кто непосредственно видел момент происшествия. Но даже, если вы их не застали, то не переживайте, может, еще не все потеряно.

Постарайтесь вспомнить, какие машины вас окружали, их номера, на худой конец, цвет и марку. Все равно не удалось? Жаль. Но есть еще все-таки надежда найти свидетелей. В таком случае порекомендую подать объявления в средства массовой информации и как можно быстрее. В объявлении указывается, что ищутся свидетели ДТП происшедшего такого-то числа в такое-то время, в таком-то месте.

Самое важное – пообещать материальное вознаграждение. Причем в этом нет ничего зазорного, т.к. свидетельские показания стороннего человека – это труд, который тоже должен быть оплачен. Напомню, при тяжелых ДТП их давать обязательно, причем необходимо брать соответствующие платежные документы, подтверждающие их подачу. А после публикации, если вы подали объявление в газету(ы), желательно приобрести этот экземпляр и сохранить его. Это может пригодиться в случае суда.

Вызываем сотрудников ГИБДД

И только после того, как вы убедились в отсутствии опасностей и заручились помощью свидетелей, вы можете вызывать представителей ГИБДД. Причем делайте это независимо от того, сделали это другие участники ДТП или нет. Звонки в дежурную часть фиксируются на носители информации, проще говоря, пишутся. А вы обязаны известить о ДТП органы ГИБДД. Позвонили – ваша совесть в этом плане чиста.

Но просто позвонить мало. Требуется сообщить: место ДТП (улица и в районе какого дома), перекресток каких дорог и т. д., т.е. чтобы экипаж ДПС мог сориентироваться и найти вас, марки автомобилей и их госномера участников ДТП, свою фамилию.

По поводу времени. Совсем не обязательно знать точное время. Поэтому не следует судорожно смотреть сразу на часы. В последствие просто просмотрите журнал звонков на своем телефоне, во сколько вы звонили в дежурную часть ГИБДД. Отнимите 5…15 минут – это и будет время ДТП.

Старайтесь иметь при себе мобильник с достаточным уровнем заряда не только его аккумулятора, но и средств на счету, ибо в таких случаях использовать его придется достаточно плотно, а время ожидания ДПС может быть от 2 до 8 часов, смотря, где вы находитесь и как повезет. Если вы собираетесь загород, то лучше иметь несколько мобильников с сим-картами от разных операторов связи.

Не стесняйтесь, звоните сразу близким, друзьям. Если прошло уже много времени, просите их привезти вам пищу и напитки (зимой обязательно горячее!). Ни в коем случае не принимайте спиртного!!! Нельзя пить даже квас, если есть пострадавшие. Помните! вас направят на медосвидетельствование.

Есть по этому поводу у многих заблуждение, что раз в состоянии опьянения, то можно подвести под формулировку «не справился с управлением». Нет, это не так! вы автоматически подтвердите свою вину. Также по возможности не принимайте никаких лекарств.

Что называется, пока не забыл. Несколько слов о ночном ДТП. Тут, если вы оказались один в машине, лучше перестраховаться и при ожидании ДПС закрыть двери и пригласить по телефону помощника. Если экипаж ДПС долго не появляется, то можно, опять-таки закрыв себя изнутри, спать по очереди. Немного отвлеклись, но это на пользу. Продолжаем.

Звоним в страховую компанию

Если у вас есть полис аварийных комиссаров, то звоните им и просите их прибыть на место ДТП. При этом необходимо сообщить то же самое, что и в ГИБДД. Даже если и нет полиса, то вы тоже можете вызывать аварийных комиссаров, но это будет уже за деньги.

Вот началось муторное ожидание сотрудников ДПС. Но нет, не скучайте! вытаскивайте извещение о ДТП, которое вам было любезно вручено в страховой компании при оформлении договора ОСАГО, и начинайте его заполнять. Сначала за себя, а потом дайте это сделать другому участнику.

Как заполнять? Ответ на этот вопрос вы наиболее корректно найдете на титульном листе самого извещения. Кстати, это не помешает сделать, например, после прочтения данной статьи, чтобы иметь представление об этом.

Заносим данные в извещение внимательно, без ошибок и исправлений, четко, чтобы текст легко читался. Обращаем внимание на данные страхового полиса ОСАГО оппонента, тщательно проверьте его номер, а также узнайте дату подписания договора. Речь идет именно о дате подписания, а не о дате окончания действия, которая заносится в извещение. Эта дата вам пригодится в написании заявления о страховом случае.

Если будут допущены ошибки или неточности, вам придется искать этого человека и уточнять. Посмотрите, не просрочен ли полис. Если он просрочен, то готовьтесь к суду с виновником. Не забудьте указать об этом инспектору ДПС. Хотя, он, скорее всего, догадается и без вашей помощи.

Однако будьте инициативными. Аналогично с вами. У вас должен быть действующий полис ОСАГО. Не имея актуального договора ОСАГО, вы имеете шанс заплатить из собственного кармана, но только по приговору суда (включая все издержки). Кроме того, вы нарушаете ПДД, за что предусмотрено наказание в КоАП по статье 12.3 ч.2 – отсутствие полиса ОСАГО.

После заполнения внимательно прочитайте, если все верно, подпишите извещение, лучше ставить оригинальные подписи на обоих экземплярах, для чего их надо разъединить и после этого подписывать. Дайте это сделать и другому участнику. Если он отказывается, то так и пишем «От подписания отказался» и ставим свою подпись. А лучше, впоследствии, попросить инспектора ДПС подписать извещение с указанием его фамилии.

Договариваться ли без вызова ГИБДД?

Есть на данном этапе один момент – вам предлагают разобраться на месте. Дело, конечно, ваше, но это авантюра. Это, кажется, что такой метод экономит время, но только на первый взгляд и не более того. Во-первых, вам элементарно могут инкриминировать скрытие с места ДТП, а вы должны остановиться и не трогать машину с места. Поэтому даже не думайте о том, чтобы освободить проезжую часть, если вас об этом просят. Встречается и такой «развод».

Дело в том, что после таких «мировых» второй участник может вернуться на место и заявить о ДТП. Во-вторых, на следующем техосмотре вас непременно спросят о происхождении повреждений (если вы не отремонтируете), а справки о ДТП у вас нет – это тоже нарушение.

Но если вы любите экстрим, и все-таки решились, то пишите бумаги. Как и что писать, лучше проконсультироваться у опытного юриста. Но помните! Не заверенные нотариально расписки и т. п., фактически просто бумага. Поэтому так поступать не советую. Слишком большой риск получить непредвиденные последствия.

Сейчас хотят вменить оформление ДТП без сотрудников ГИБДД, так называемый, европротокол. Но это весьма спорно и страховые компании не горят желанием принимать к рассмотрению такие дела.

Документы, оформляемые при ДТП

При прибытии экипажа ДПС надо вписать в извещение номер нагрудного знака того инспектора, который оформлял ДТП (кто значится под схемой составленной ДПС). Но не следует сразу набрасываться на них, чтобы узнать этот номер. Всё по порядку!

Составление схемы ДТП

Прибывшие сотрудники ДПС начнут измерение проезжей части и расстановки автомобилей участников ДТП. Не стесняйтесь, участвуйте в этом действе. Задавайте вопросы (не навязчиво и не отвлекая), обращайте их внимание на кажущиеся вам нюансы. Инспекторы могут некоторых моментов просто не заметить. А также тщательно показывайте все повреждения на своем ТС, полученные в ДТП. После замеров и освобождения проезжей части у вас может быть несколько вариантов разбора «полетов»:

  1. Разбор на месте ДТП;
  2. Разбор в отделении ГИБДД в этот же день (сразу);
  3. Разбор в отделении ГИБДД на следующий день или через несколько дней.

Сути и методики это не меняет. Разве что у вас увеличивается время на размышления от варианта 1 до варианта 3. Ах, да! Чуть не забыл! Еще до прибытия ДПС, но уже после составления извещения, все равно не сидите просто так. Попытайтесь вспомнить как можно больше деталей, обдумывайте вашу линию защиты.

Если вы затрудняетесь с выстраиванием показаний, например, из-за переживаний, то лучше отказаться от написания (или подписания) объяснительной, сославшись на состояние здоровья. Тогда будет назначен разбор на другой день. Перед написанием объяснительной вам и оппоненту дадут ознакомиться со схемой ДТП.

Не спешите ее подписывать – это основной документ. Проверьте правильность ее заполнения, а также все ли внесены повреждения. И тут мы вспоминаем о номере нагрудного знака и вписываем его в извещение.

Далее, как правило, ИДПС объявляют какие пункты ПДД нарушены и кем, если, конечно, это не вызывает сомнений. Напомню, это может происходить уже не обязательно на месте ДТП. Тогда вам отдадут документы и схему и предложат проехать в отделение ГИБДД.

Написание объяснительной водителями, участниками ДТП

Каждому вручают бланк объяснительной, которую водитель заполняет за себя. Иногда заполнение происходит с ваших слов, тогда в конце, перед тем как подписать, не ленитесь и хорошо прочитайте ее содержание. В объяснительной требуются ваши паспортные данные. Отсюда вытекает полезный совет. Не обязательно носить постоянно с собой паспорт, достаточно переписать на бумагу его данные: серия и номер, кем и когда выдан, по какому адресу прописаны.

В объяснительной пишем, как произошло ДТП, его обстоятельства, как и в каком направлении, двигались вы, как двигался второй участник ДТП (если помните). Как произошло столкновение. Если вы твердо решили, что вы не виновны в ДТП (если, конечно, ваша вина не очевидна), обязательно укажите – «С виной в ДТП не согласен». При наличии свидетелей обязательно вписываем и их координаты.

Будьте внимательны, и относитесь к заполнению объяснительной очень трепетно. Хоть и объяснительная и не является доказательством вашей вины или невиновности, но является весьма важным документом и показания, вписанные туда, впоследствии бывает очень сложно оспорить. Таким образом, от ее написания зависит очень многое.

Основа («рыба») объяснительной, как правило, имеется в отделении ГИБДД. Если разбор на месте, то в большинстве случаев объяснительная пишется сотрудником ДПС с ваших слов.

Сразу надо оговориться, что если оппонент тоже не согласится со своей виной в ДТП, то дело затянется. Тогда-то и пригодятся свидетели. По указанным координатам они будут приглашены в отделение ГИБДД и опрошены, с каждого будет взята аналогичная объяснительная.

Затем будет еще один разбор, исходя из полученных данных, будет уточнена вина того или иного участника. Однако не всегда и это заканчивается успехом. Тогда у вас два выхода: суд или «обоюдка». Но обоюдка тоже бывает разной. Либо просто договоренность между собой, заверенная нотариально, либо с выплатами по договору ОСАГО.

Последнее часто завершается тоже судом, ибо страховая, как правило, желает установить точно степень причастности каждого участника. Т.е. она не платит 50/50, а в строго присужденной пропорции. Например, 70/30.

Справка о ДТП

Если же выявление виновника не составило труда, и он свою вину признал, заполняется справка о ДТП и ее заверенные копии выдаются на руки каждому участнику ДТП.

Если виновнику по сути дела эта справка необходима только для прохождения ТО с повреждениями (если он пока не планирует ремонт), то потерпевшему эта справка, как и следующие документы, пригодится для получения страховой выплаты по ОСАГО.

Поэтому тут от вас опять потребуется повышенное внимание. Иначе вы станете частым гостем в этом отделении ГИБДД. Проверьте, правильность внесенных данных, а также особое внимание уделите графе «В результате ДТП повреждено». Там должны значиться именно ваши повреждения, и они должны быть все. Ничего ли не упустили сотрудники ДПС. Копия должна быть заверена синей круглой печатью ГИБДД.

Протокол об административном правонарушении. Прочитав протокол, проверяем, чтобы все было заполнено верно, чтобы было вписано нарушение, по какому пункту ПДД и предусмотренная статья КоАП. И если вы, во всем согласны, подписываем его в графе «Права, предусмотренные ст.25.2 КоАП, мне разъяснены» в поле «Подпись потерпевшего».

Только внимательней, не ошибитесь! Подписываться в поле «Подпись потерпевшего» надо, если только вы таковым явились. Если вы виновник, то для вас графа «Копию протокола получил(а)» с полем «Подпись лица, привлекаемого к административной ответственности» и графа «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении».

Если имеются свидетели, то они вписываются в графу «Свидетели», их может быть двое. Подпись свидетелей не требуется. Если виновник ходатайствует о направлении дела по месту жительства, то это указывается в соответствующей графе. Будет указана дата и время рассмотрения дела, а также в каком отделении ГИБДД. На руки выдается заверенная копия протокола об административном правонарушении.

Постановление об административном правонарушении

Если виновник может и не явиться на рассмотрение дела – постановление будет вынесено и без его участия, то потерпевшему необходимо все-таки посетить указанное отделение ГИБДД в целях получения копии постановления об административном правонарушении, опять-таки заверенную.

Это случается, как правило, не ранее, чем через две недели. Тогда как пострадавшему для предоставления документов в страховую предоставляется 15 рабочих дней со дня ДТП. Но известить ее вы должны как можно раньше.

Обращение в страховую компанию

Не обязательно сдавать в страховую компанию сразу весь комплект документов. Отнесите сразу то, что есть в данный момент. Но не сильно спешите! Прежде сделайте копии со всех документов, которых потом просто-напросто не будет у вас на руках (извещение о ДТП с двух сторон, справка о ДТП, копия протокола, постановление).

И чем больше копий, тем лучше, желательно не менее трех с каждого документа. Если есть такая возможность, отсканируйте в цветном изображении и сохраните. Все это необходимо на тот случай, если в страховой компании вы нарветесь на «Машу-растеряшу». Также не помешает сделать реестр передаваемых документов и заставить его подписать представителя страховой, который принял документы.

Ненароком можно намекнуть, что имеются копии всех документов. Это несколько снижает риск «случайной» потери ценных бумаг. Да-да, не удивляйтесь, это именно ценные бумаги, т.к. по ним будут производиться выплаты.

А любые ценные бумаги передаются по реестру (расписке). Деньги, кстати, переводят безналичным путем, поэтому у вас должен быть счет в банке (пластиковая карта, сберкнижка и т. п.). Если этого нет, то позаботьтесь об открытии такого счета. Лучше в виде сберкнижки, т.к. это наиболее дешевый вариант.

А куда же идти со всеми бумагами из ГИБДД? В страховую виновника или в свою? Ответ дуальный! В свою страховую компанию необходимо обращаться, если не только ваш, но и полисы ОСАГО других участников оформлены после 15 марта 2009 года. В противном случае придется по старинке обращаться в страховую виновника ДТП. Однако эта тема уже не этой статьи.

После сбора всех документов вы должны будете написать заявление о страховом случае, которое вы заполняете собственноручно.

Что само собой разумеется, пишем не торопясь и вдумчиво. Ошибка в номере счета, например, может дорого стоить. В графе иные расходы указываем все дополнительные расходы, связанные с ДТП: эвакуатор, медицинское обслуживание, в т.ч. медэкспертиза (если требуется) и т. п.

Если в результате ДТП потребовался эвакуатор, то после его использования вам придется расплатиться с ним своими дензнаками, но, взяв чек, копию чека и маршрутный лист, где указан маршрут движения. Проще говоря, на любые материальные расходы, связанные с ДТП, должны быть платежные документы. И чем больше данных в этих документах, тем лучше.

Есть и еще немаловажный нюанс. Ни в коем случае ничего не делайте с автомобилем до его осмотра специалистом страховой компании и даже больше – до тех пор, пока не получите удовлетворяющую вас выплату. Дело в том, что впоследствии может понадобиться еще и независимая экспертиза.

Как видите, приятного в этих всех процедурах мало, но, к сожалению, это происходит практически с каждым автомобилистом, попавшим в аварию. Самое главное – свести к минимуму риск для жизни и здоровья участников ДТП и окружающих. И стараться не впадать в транс не только в момент ДТП, но и после него, а действовать решительно, но внимательно, тщательно обдумывая каждый шаг.

От предпринятых вами действий может зависеть многое, а именно исход прецедента. И я надеюсь, что он будет благополучным! Но лучше все-таки, как говорится, предупредить, чем потом выполнять советы этой статьи. А вот можно ли хотя бы снизить вероятность попадания в ДТП или все-таки это воля судьбы – мы поговорим в следующей статье.

Я, ФИО, двигался __.__.2012 года в__.__в сторону пр.Красной Армии на скутере Gilera Fuoco 500. Правил не нарушал, за дорожной ситуацией следил.
На перекрестке с ул.Бероунская неожиданно для меня и прочих участников ДТД на красный свет выехал а/м Hummer черного цвета без должным образом установленного госномера. Я, земетив опасность и избегая ДТП был вынужден в торможении выехать на полосу встречного движения, где и остановился на обочине.
В процессе торможения, маневра и остановки услышал сильный удар сзади. Обернувшись увидел, что а/м Hummer ударил следующий со мной в одном направлении а/м Suzuki Jimny госномер ______, практически оторвав ему капотное пространство. Заметив за рулем пострадавшего а/м Suzuki Jimny девушку, я отправился оказывать ей возможную первую помощь.
Подойдя к машине я заметил ребенка в детском кресле на заднем сидении. Я открыл багажник пострадавшего автомобиля, через него достал ребенка (мальчик лет 4 примерно), взял там же знак аварийной остановки, установил его и через окно водительской двери помог выбраться наружу девушке-водителю.
Препроводив ее и ребенка на обочину и убедившись, что они серьезно не пострадали, я попросил водителя а/м Mitsubishi Airtrek госномер______, который тоже остановился для оказания помощи, вызвать Скорую Помощь и ГАИ. Далее я подошел к а/м Hummer исключительно с целью убедиться, нужна ли его водителю моя помощь. В открытое окно данного а/м я увидел двух лиц, прибывших явно из южных регионов. Об этом свидетельствовала темная кожа, курчавые жесткие волосы и характерные черты лица.
Я предположил, что передо мной находятся заблудившиеся испанские туристы и дружелюбно спросил на их родном языке, не заметили ли они красный цвет светофора - Al huele pido rosa? (Испанский язык я изучал в школе при посольстве СССР в Мадриде, где водителем работал мой отец).
В ответ водитель а/м Hummer через открытое окно своего автомобиля ударил меня левой рукой в область головы. Так как шлем, в котором я обязан ездить по ПДД я на этот момент не снял, то удар пришелся по нему. Именно этим я объясняю сломанные 4 пальца на его левой руке. Далее он выскочил из машины и нанес так же в район головы удар правой рукой. Именно этим я могу объяснить перелом ее в районе лучевой кости.
Выскочивший затем из этого же автомобиля пассажир нанес мне удар каким-то тяжелым предметом по спине, я с ним в единоборство вступать не стал, а просто аккуратно положил на асфальт и как законопослушный гражданин принялся ждать прибытие наряда ГАИ. Каких-либо повреждений он мне не нанес, так как под курткой я был одет в мотоэкипировку, в просторечии более известной как «черепаха». Его сломанный нос и сломанную челюсть могу объяснить тем, что подушки безопасности в момент удара а/м Hummer о а/м Suzuki Jimny не сработали и он поранился о переднюю панель автомобиля.
О разорванном в клочья служебном удостоверении Помощника Депутата Махачкалинского Совета Депутатов на имя… ФИО...., я ничего сообщить не могу, так как мне это не известно. Так же мне не известно, как порванное служебное удостоверение могло оказаться во рту и пищеводе водителя а/м Hummer.
Что-либо сообщить о собравшейся вокруг места ДТП группе граждан на мотоциклах и скутерах не могу, так как я совершенно не знаю этих людей.
Так же мне абсолютно ничего не известно о том, кто порезал все колеса а/м Hummer, кто проткнул его крышу ломом, кто разбил все стекла и порезал кожаный салон, тем самым приведя его в негодность, и уже упомянутым ломом разворотил и так поврежденный капот и повредил двигатель.
Правдивость моих слов могут подтвердить свидетели и участники ДТП, например водители а/м Mitsubishi Airtrek госномер______ и а/м Suzuki Jimny.
Дата __.__.2012г. Подпись_________(___________)



Просмотров