Как развить в себе качества лидера. Развитие лидерских качеств

Тренинги личностного роста и лидерского саморазвития принято заканчивать итоговым занятием. Его цель - разработать дальнейшую программу действий. На этом этапе вы соединяете в одно целое все конкретные шаги, о которых узнали ранее. Они должны образовать вашу программу самостоятельного развития лидерских качеств - подобно тому, как отдельные лепестки создают прекрасный цветок. На нашем сайте размещено много материалов, посвященных психологии успеха и лидерства. Вы легко можете использовать их в качестве самостоятельного учебного пособия. Поэтому пришло время поговорить о принципах и правилах составления такой программы. Поскольку любое планирование должно строиться на основе приоритетов, то и ваш план полезно разделить на три раздела:

Краткосрочные цели , которых вы можете достичь немедленно или в течение ближайших недель.

Среднесрочные цели: мероприятия или усовершенствования, завершение которых может занять несколько месяцев.

Долгосрочные цели: положение или состояние, которого вы хотели бы достичь через несколько лет.

Программа самостоятельного развития лидерских качеств должна отражать ваше твердое намерение максимально использовать все свои таланты. Сфокусируйте ее на конкретных практических шагах, а не на расплывчатых формулировках. Если вы будете действовать последовательно и целеустремленно, то станете лидером. Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Чтобы начать действовать, не ждите, пока появится страстное желание изменить себя, - на это могут потребоваться годы. Желания сиюминутны и скоротечны, а ваши усилия должны быть систематическими и четко спланированными. Именно постоянные действия формируют отношение. Если вы сформируете образ человека, каким вы хотите стать, - опираясь на пример реальных лидеров, - тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя вашему саморазвитию. Теория и практика, успех и неудача, друзья и враги - все это будет помогать вам. Не бойтесь проявлять инициативу и даже идти на риск, если хотите достигнуть высот. Хорошим стимулом является тот факт, что лидерство неисчерпаемо. Его развитию нет пределов. Ни один человек не знает его до конца и не достиг в нем совершенства. Самое главное - непрерывно двигаться вверх по этой дороге, оставляя позади неудачи и разочарования.

В этом состоит основной принцип нашего подхода: именно вы в первую очередь отвечаете за свое развитие как лидера. Ведь лидерству нельзя научить - ему можно только научиться. Если вы стараетесь - при наличии хотя бы небольших задатков - вас ждет успех. Упорным трудом человек даже самых скромных способностей в конечном итоге превзойдет прирожденного лидера, который талантлив от природы, но ленив и полагается только на инстинкт. В отличие от первого, недостатки второго с годами будут только разрастаться, а достоинства - уменьшаться. Он не сможет перенести свои знания с одной ситуации на другую, потому что никогда не понимал глубинных принципов своего успеха.

Печально наблюдать, как терпит неудачу прирожденный лидер, но такое случается нередко. Вот типичный пример из нашей психологической практики. Когда крупная российская компания, занимающаяся авиаперевозками, приняла на работу отставного военного Евгения, то сразу же включила его в список самых перспективных сотрудников. В его случае это было более чем оправданно, потому что он не один год прослужил в российских ВВС и дослужился там до высоких чинов. Получив руководящий пост в компании, Евгений излучал уверенность в себе и много говорил о своих качествах прирожденного лидера. Он презирал теорию. «Я умею командовать и обращаться с людьми, - заявлял он. - Это у меня в крови». Однако вскоре он приобрел репутацию неважного руководителя и безжалостного, идущего напролом солдафона. Все больше времени он проводил в коридорах главного офиса компании, плетя интриги против своих коллег. Не получив очередного повышения по службе, на которое он претендовал, Евгений обозлился на целый мир. Его карьера в компании не сложилась, и в конечном итоге он уволился раньше истечения срока контракта.

Сергей был намного моложе Евгения. Он пришел на работу в авиакомпанию одновременно с Евгением и сначала завидовал его талантам и опыту руководителя. Сознавая, что у него меньше природных задатков лидера, он упорно работал над собой, стремясь максимально развить свои лидерские качества. Он посещал курсы, читал книги о лидерстве, беседовал с успешными лидерами. Постепенно лидерские черты начали проявляться в его действиях. Причем он сам не до конца осознавал этот процесс. Просто он везде искал возможности для практического применения полученных навыков. Он постоянно расширял свои знания в этой области. И очередное продвижение по службе не заставляло себя ждать. А вскоре представился счастливый случай. Евгения хотели назначить директором филиала компании. Но он отказался ехать под благовидным предлогом - якобы по семейным обстоятельствам, но в действительности из-за того, что не хотел покидать штаб-квартиру организации в Москве. Более того, он знал, что дела там идут очень скверно и не хотел, чтобы его имя связывалось с неудачей. Сергей сразу ухватился за выпавший ему шанс. Своим лидерством он превратил региональное отделение авиакомпании в один из самых прибыльных филиалов - несмотря на крайне неблагоприятный в экономическом отношении 1998 год (год экономического кризиса в России). Через несколько лет он вошел в совет директоров компании. Председатель совета директоров в своем приветствии назвал его «прирожденным лидером», что вызвало у Сергея грустную улыбку.

Если вы постоянно развиваете свои сильные стороны и держите в узде слабости, то ваша эффективность как лидера обязательно повысится. Возможно, вы почувствуете, к примеру, что хорошо овладели искусством проведения управленческих совещаний, ведения деловых переговоров. А как насчет эффективного руководства всем коллективом, искусства мотивирования своих подчиненных? Поднявшись до одного уровня, вы обнаружите впереди следующую вершину. И так будет продолжаться бесконечно. Лидерство привлекает нас своей неисчерпаемостью. Глубже постигая его, со временем вы начнете понимать, что одних практических навыков и приемов недостаточно.

Не пренебрегайте теорией!

«Нам не нужно никаких теоретических выкладок. Поменьше теории - побольше практических советов», - очень часто это можно услышать во время корпоративных тренингов и психологических семинаров, в которых участвуют высококлассные специалисты-практики и «серьезные» бизнесмены. Они же часто с большим презрением отзываются о теории как о «пустом словоблудии, оторванном от реальной жизни», - в противовес живой и эффективной практике.

Им стоит запомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров:

«Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно заниматься теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только тогда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок»

Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Теория обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому недаром говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Без теоретического фундамента вы будете способны лишь бездумно копировать слова и поступки отдельных практиков. Пусть даже они были самыми яркими и выдающимися в истории руководителями. Но они действовали в свое время, в своей ситуации и они были другими людьми - не вами - со своим характером и темпераментом. Не нужно слепо копировать их опыт. Это ничего не даст в плане личного самосовершенствования. Любая копия всегда будет лишь бледной тенью оригинала. Владение методами теоретического анализа и синтеза позволит вам творчески перенимать и применять опыт других - в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед вами.

Знание теории дает то, что выходит за рамки простого умения и механического воспроизведения отработанных практических навыков. Теория рождает нечто приближающееся к вдохновению, творческой интуиции, придающие всей вашей деятельности законченность, граничащую с искусством. А лидерство - это и есть искусство.

Ваш личный план развития лидерства

Личный план развития лидерских качеств должен быть конкретным и реалистичным. Он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.

Поставьте перед собой ясные цели. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

Ставьте перед собой реальные сроки. Помните: те привычки, которые формировались у вас на протяжении всей жизни, невозможно поменять за один-два дня. Необходима упорная и систематическая работа по изменению собственных мыслительных схем и стереотипов поведения. «Дорогу осилит идущий», - говорили древние мудрецы. Будьте готовы к упорной работе. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего научения, поэтому новая модель поведения будет довольно медленно сменять старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах. Разработайте систему промежуточных целей. Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану. Совершенствование лидерских качеств происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил. Непрерывный подъем на позиции лидерства часто сопряжен с тяжелым трудом и постоянным самосовершенствованием.

Будьте довольны скромным прогрессом, особенно на первых порах. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает успеха. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.

В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию.

Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих . Развитие лидерских качеств, повышение личной эффективности ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность со стороны окружающих. Ваш личностный рост может привести к изменению отношений с вашим социальным окружением: родственниками, друзьями, коллегами по работе. Так, например, они могут оказаться неготовыми к появлению в вашем поведении лидерских качеств, если до этого привыкли воспринимать вас в роли незаметной «серой мышки». Резкое повышение вашей социальной компетентности и профессиональной конкурентоспособности также не останется незамеченным. Будьте готовы к такому повороту.

Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Вы сможете улучшить отношения с окружающими, создать коллектив единомышленников, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.

Худшая из всех стратегий - пассивно ждать подходящего случая. Приемлемой она может быть лишь тогда, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления как раз посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая. Например, маркетинговые исследования предназначены именно для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области спроса и предложения товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к развитию лидерских навыков. Как это сделать?

Многие, особенно в нашей стране, привыкли считать, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая или «блата». Это пассивная позиция. Было бы лицемерием говорить, что удача не играет никакой роли. Это не так. Дело в том, что когда появится благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. До определенной степени вы сами являетесь творцом своей удачи.

Когда Томаса Эдисона, выдающегося изобретателя, поздравляли с очередным сделанным им гениальным открытием, он всегда отвечал: «Удача благоволит ищущему ее». Нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и тогда крупные обязательно найдут дорогу к вам.

Рискуйте в незнакомых ситуациях . Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. Неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит саморазвитие.

Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свою судьбу. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

Внимательно наблюдайте и будьте готовы учиться у других . Это очень важный и довольно безболезненный способ развития своих лидерских качеств. С детства - начиная с дома и школы - все мы имеем возможность наблюдать за теми, кто лучше и успешнее нас. С ранних лет мы приобретаем этот опыт.

Предлагаем выполнить следующее упражнение.

1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
2. Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

«Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, - говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специалистов по лидерству. - Так сказать, учимся на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».

У окружающих можно многому научиться. Их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или неудач. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия, часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли этих людей.

Учитесь на своих неудачах и ошибках. В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачами, поскольку любой успех невозможен без поражений. Примите это как данность. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.

Необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала - как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Если вы были неправы, найдите в себе силы признать это. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или обстоятельства.

Успех человека складывается в том числе из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед. Хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот - человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.

Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент крупной транснациональной корпорации: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

Приносите пользу организации, в которой работаете. Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией - это сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли. Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.

В конце концов, о вашей лидерской компетентности будут судить не по словам, а по делам. Люди скептически относятся к тем, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делами. Кроме того, пытайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.

***
Подытожим. Развитие лидерских качеств - ключевые элементы:

1) знание теоретических принципов;
2) максимум практики;
3) обучение посредством обратной связи (анализ успехов и неудач).

Чтобы облегчить задачу составления плана, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Его автор - уже упомянутый нами Джон Эдайр. Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.

1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.

2. Побеседовать - официально или неофициально - с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!

3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.

4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.

5. Ответить на следующие вопросы:

а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?
б) Какой жизненной цели они служат?
в) Какое значение я придаю достижению этих целей?
г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?
д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?
е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?
ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

8. «Знание - сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель), которая углубит и расширит ваши знания в конкретной области - управлении финансами, маркетингом, кадрами и т.д. - и лидерстве в целом. Разработайте план, как убедить свою компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам.

Какие цели вы выбрали?

Установили ли вы даты, когда нужно будет оценить достигнутые успехи?

Узнайте, как стать лидером, с помощью этих простых, но очень полезных советов!

Психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути к успеху, лидерскому росту и развитию лидерских навыков…

Узнайте все о том, как стать лидером и добиться успеха!

Что мешает многим развить в себе лидерские качества?

В первую очередь это внутренние барьеры. Они - результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность¹, страх², раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствиями на пути к поставленной цели.

Какие барьеры встречаются чаще всего?

1. Расплывчатость и туманность поставленных целей: люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно вообразить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений: будьте довольны скромным прогрессом. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого.

Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к самосовершенствованию и жизни вообще.

Помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки³.

3. Боязнь новых ситуаций: нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.

4. Боязнь уязвимости: люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, ситуаций, которые грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта.

5. Поведение и ожидания окружающих: нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда прокладывают путь к успеху и достижениям. Приоритеты меняются, рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.

6. Неверие в собственные силы. Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие.

Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя.

Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

7. Недостаточные умения и навыки: иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров - это самый надежный способ самому превратиться в лидера.

Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.

Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером?

К сожалению, современный психологический рынок заполнен разнообразными «полезными советами». В них все «чудодейственные» рецепты обычно сводятся либо к откровенному словоблудию, либо к проповеди банальных формул в стиле «Хочешь быть лидером (богатым, любимым, и т.д.) - будь им».

Практическая ценность таких изданий равна нулю, поскольку в психологии не существует полезных советов, пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные.

Лидерство - это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими.

Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны - все ваши навыки, дарования, энергию.

Иначе все ваши попытки будут лишь пустой имитацией.

Каждый и вышеперечисленных барьеров можно считать силой, препятствующей лидерскому росту. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров — у каждого человека они будут свои.

Хотя признание наличия личных ограничений - это движущая сила для перемен, часто требуются также опыт и обучение, чтобы углубить понимание себя, приобрести новые навыки, освоить новые подходы в личном саморазвитии.

Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе и развитие умения делать все по-новому. Задача будущего лидера - найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному.

Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели на пути к успеху. И самое главное - вы не должны бояться потерпеть поражение.

На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает этого самостоятельно.

Как развить лидерские навыки?

Для того, чтобы стать лидером, мы предлагаем вам двенадцать практических упражнений, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала.

Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок.

Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую силу и ценность в глазах окружающих.

Упражнение 1. Откройте диалог со своим внутренним критиком

Научитесь возражать внутреннему голосу, нередко отпускающему критические замечания в ваш адрес или в адрес окружающих. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличным способом добиться успеха в этом вопросе является ведение дневника с записями о проделанной вами успешной работе. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать.

Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает все и всех грязью - пишите все подряд.

Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я ничто» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты ничто» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как вы разговаривали бы с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом. Отличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»

Упражнение 2. Ежедневно отмечайте свои успехи

Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше - семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняйтесь в концентрации на вещах, из которых вы вышли победителем.

Лидерские качества открывают перед человеком дорогу к большой карьере, к успеху в жизни. Как развивать эти качества? Какие программы эффективны? Об этом – далее в материале.

Вы узнаете:

  • Почему развитие лидерских качеств для некоторых руководителей становится проблемой
  • Как лучше развивать лидерские качества
  • Какие существуют программы и упражнения для развития лидерских качеств
  • Почему посещение тренингов по развитию лидерских качеств не приносит результат

Началом развития лидерских качеств становится выявление ограничивающих убеждений. Первый шаг на пути к успешному лидерскому росту является признание, что вам характерны определенные ограничивающие блоки и убеждения. Однако это становится только первым шагом. Необходимо предпринять и ряд других шагов, обретая уверенность в себе и собственных способностях.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Какие лидерские качества присущи руководителю

  1. Лидер в своей жизни. Способность управлять своей жизнью, мотивирования себя, ставить личные цели, предпринимая необходимые шаги для их достижения - первый этап развития лидерства. Именно лидерские качества представляют собой фундамент дальнейших действий и успехов.
  2. Перспективное видение является важным лидерским качеством, которое необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Чем больше у вас будет опыта и знаний, тем лучше и достовернее можно будет представлять дальнейшие события.
  3. Открытость. Лидер ежедневно получает новую информацию, общается с людьми, принимает решения. Открытость относится к числу главных лидерских качеств.
  4. Мужество считается вторым по значимости лидерским качеством. Способность контролировать страх, действовать вопреки всему - истинное мужество лидера.
  5. Решительность. Жизнь каждого человека ограничена, поэтому лидеры используют время рационально, не размениваясь на пустые разговоры.
  6. Энергичность - относится к числу главных лидерских качеств. В нашей жизни необходимы серьезные физические и эмоциональные затраты. Для выдерживания этого просто необходима колоссальная энергия.
  7. Позитивный взгляд на вещи. Проблемы неизбежны в жизни человека, но ошибки не допускает лишь тот, кто ничего не делает.
  8. Умение слушать других. Никто не может быть специалистов сразу во всех отраслях. Лидеру это прекрасно известно. Основная сила лидера - способность находить экспертов и организовывать их деятельность во благо всего дела.
  9. Внимательность, критическая настроенность - лидеры занимаются тщательным сбором фактов, проверкой всех сведений. Ведь погубить любое дело может даже мельчайшая деталь.
  10. Спокойствие и уверенность. Благодаря хладнокровию лидер может концентрироваться на поиске решения. Способен контролировать своими эмоциями, чтобы они не сказались на общем процессе принятия решения.
  11. Чувствительность, гибкость. Мир изменчив, необходимо развиваться и адаптироваться к переменам.
  12. Ориентированность на достижение результата.
  13. Способность признавать собственные ошибки.
  14. Способность постоянно учиться, получать новые знания.
  15. Правильная самооценка. Лидеру четко известно, на что он способен, а с чем справиться не может. Свои усилия он направляет на то, что отлично получается.
  16. Страсть к работе. Лидер свое дело любит. За счет этой страсти поддерживается интерес к своим задачам с регулярным повышением результативности и эффективности.
  17. Способность зажигать людей.
  18. Сфокусированность. Она необходима для выделения среди всех пунктов главного, концентрируя на нем основное внимание.
  19. Харизматичность.
  20. Компетентность - умение фокусироваться на том, что необходимо спланировать, что следует сделать.
  21. Щедрость. Мерило величия лидеров - не количество служащих ему людей, а число людей, которым служит сам. Щедрость предполагает следущее: лидер ставит на первое место не себя, а других людей. Лидер умеет делиться, получая при этом в будущем еще больше.

Типы лидерства в управленческой практике

  1. Лидер-организатор - принимает нужды коллектива как свои, ведет активную работу в этом направлении. Он сохраняет оптимизм, понимает возможность решения большинства проблем, способен убеждать людей, склонен поощрять, высказывает неодобрение таким образом, чтобы не задеть других людей. Поэтому люди заинтересованы эффективно работать над решением своих задач.
  2. Лидер-творец - способен замечать новое, что позволяет привлекать сторонников. Решает проблемы, которые кажутся другим неразрешимыми, даже опасными. Задачу может ставить таким образом, чтобы привлекала и заинтересовала.
  3. Лидер-борец имеет сильную волю. Первым идет навстречу в случае неизвестности либо опасности, с уверенностью в собственных силах, начинает борьбу без колебаний. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Действия могут быть спонтанными, из-за чего предпринимаемые действия не всегда обдумываются из-за недостатка времени.
  4. Лидер-дипломат является всегда информированным специалистом, отлично ориентируясь в ситуации и делах. Позволяет открыто говорить, что знают другие, чтобы отвлечь от своих планов, не подлежащих разглашению.
  5. Лидер-утешитель готов поддерживать в сложный момент, предупредительный, уважает людей, доброжелательно относится к ним, сопереживает.

С чего начать развитие лидерских качеств

Первый этап - анализ сильных сторон, необходимо определить свой потенциал и находить собственные методы и подходы к работе. Лидерский потенциал представляет собой «нечто», что уже имеет лидер, но это необходимо открывать в себе, учиться использовать внутренние способности и потенциал.

Второй этап - необходимо учиться верить в собственный успех даже при отсутствии реальных предпосылок для его достижения.

Третий этап - сила воли, поскольку это область действий. Без определенных действий не удастся достичь запланированного. Но мужество и сила воли необходимы не только для принятия решений, но также, чтобы не бояться поражений, а продолжать двигаться вперед.

Лидер - это тот, кто растит других лидеров

Дмитрий Богомолов ,

генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург

В моем понимании лидерство является способом влияния, управления людьми. Лидер - тот, кто растит других лидеров без боязни конкуренции. Тот, кто делает нравящееся ему, со способностью учить этому других. Он меняет ценности и жизнь других людей, создает вокруг определенный мир, в котором хочет жить. Он задумывается о масштабе своего влияния, стремится к большему, не прекращая свой рост.

Перед развитием своих лидерских качеств нужно разобраться, в первую очередь, чего хотите. Люди живут в стремлении достигать не свои цели, а те, которые им навязали родители или общество. Постарайтесь определиться, в чем заключаются ваши личные стремления. Следует ответить на ряд вопросов - если они различаются, то, вероятно, это навязанные цели.

Барьеры развития лидерских качеств

  1. Расплывчатость и туманность поставленных целей.
  2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений.
  3. Боязнь новых ситуаций.
  4. Боязнь уязвимости. Часто человек стремится избегать ситуаций, потенциально причиняющих боль, приводящих к испугу либо неудобству.
  5. Поведение и ожидание окружающих. Повышение личной эффективности предполагает достижения и успехи, изменения приоритетов, возможность зависти либо враждебности других людей.
  6. Неверие в свои силы.
  7. Недостаточные навыки и умения. Людям порой недостаточно новых навыков либо идей, которые нужны для своего развития. Они начинают изучать мемуары либо биографии известных личностей с уверенностью - эта информация становится надежнейшим вариантом для превращения в лидера. Но такое утверждение ошибочно, ведь у тех людей были другие жизненные обстоятельства и условия.

12 упражнений по развитию лидерских качеств

Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком

Если внутри вас «нечто» регулярно сообщает - «ничего не получится, потому что ты неумеха», научитесь возражать таким заявлениям. Не выслушивайте молча всё, что вам говорит это «нечто», и не думайте соглашаться с ним.

Не ленитесь записывать всё, что он говорит. Даже если в его словах нет никакого смысла, фиксируйте всё подряд. Единственное условие - и говорить, и делать записи от второго лица. Указывайте не «я тупица», «я не добьюсь», а «ты тупица», «ты не станешь лидером». Отвечайте ему после этого, как будто он задира. Отнеситесь к словам философски «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?». Эффективный вариант для борьбы с внутренним критиком - завести свой дневник успеха.

Упражнение № 2. Дневник успеха

Следует завести тетрадь, каждый вечер записывая перед сном несколько вещей, в которых сегодня преуспели. Нужно это делать вне зависимости от того, насколько неудачный оказался день. Так уж действует человеческая память - мы лучше запоминаем боль, нежели радость. И в конце дня большинство людей в основном видит лишь неприятности и тяготы. При концентрации на плохом мы лишаемся важной энергии, а концентрация на позитивном дарит нам подзарядку.

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Записывайте и слушайте признание окружающих людей, отмечающих ваши достоинства и недостатки. Для этого необходимо значительное мужество, но обязательно следует предпринять такой шаг. Составьте перечень из нескольких друзей и родственников, которые готовы помочь. Попросите каждого из них написать, что уважают и любят в вас, а что их раздражает и напрягает. При этом должно быть примерно равное количество достоинств и слабых сторон. Ваш внутренний критик будет заявлять - всё это ерунда, бесполезная трата времени, но не позволяйте ему останавливать важные начинания.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Сначала это воспринимается как некая глупость, но постепенно вы наберитесь терпения.

Людям в большинстве своем необходимо множество времени, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд, не сбежать или не отвернуться - необходимо определенное мужество.

Возникает подобная ситуация, когда человек себя не воспринимает, потому что руководствуется мнениями окружающих либо стандартами, установленными глянцевыми журналами. Задавайте себе вопрос «Какое право я имею судить этого человека, его тело?». Да, во время этого упражнения возникнет злость, потом ощущается грусть, а затем - облегчение и принятие. Однако они должны приходить своим чередом без спешки, не торопите их.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Не бойтесь рисковать, пробовать все, о чем мечтали, но что до этого так и не предприняли. Начните ходить в школу танцев, найдите более интересную работу, учитесь езде верхом. Важнейшее значение отводится публичным выступлениям - принуждая переживать стресс гораздо больше обычного. Обязательно следует практиковать публичные выступления. Поскольку одно из главных лидерских качеств - способность доходчиво, четко излагать мысли большому количеству людей.

Избегайте на данном этапе различных занятий и состязаний, вынуждающих сравнивать себя с другими. Это обусловлено риском, что первая неудача приведет к желанию всё прекратить, так и не воспользовавшись достигнутыми результатами.

Упражнение № 6. Принятие решений

Недопустима при развитии лидерских качеств пассивность, необходимо постоянно развивать способность к принятию решений. Поэтому нужно пользоваться любой благоприятной возможностью, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения, пусть и не самые эпохальные.

Упражнение № 7. Ответственность за свои решения

Пишем в своем блокноте «список ответственностей». Каждая фраза должна начинаться словами «Я несу ответственность за…». Ваш список должен содержать не менее десяти таких утверждений.

Подсказка: не стоит безоговорочно верить каждому из утверждений. Степень вашего сопротивления при освоении упражнений на развитие лидерских качеств будет демонстрировать крепость ваших внутренних ограничений.

Другой важный нюанс данного упражнения будет способствовать избавлению от желания всегда быть хорошим для других либо всегда оказываться первым. Поэтому к упражнению следует относиться с долей юмора.

  • Искусство переговоров: как добиться выгодного результата

Упражнение № 8. Свое мнение

Первая часть данного упражнения предполагает обучение способности отказывать при необходимости. Лучше учиться этой способности в общении с родственниками либо друзьями. Друзьям следует выполнять роль человека, приказывающего либо просящего вас о том, чего вы не хотите делать.Пусть они пользуются всеми придуманными инструментами воздействия, давя на чувство вины, обличая в эгоизме, настаивая на важности и срочности. Вам в любом случае предстоит отказать, как бы трудно не казалось. Данное упражнение следует практиковать, пока не ощутите свою способность выражать свой отказ без угрызений совести и нарушения отношений с настаивающим человеком.

Вторая часть данного упражнения заключатся в развитии лидерских качеств, наоборот, вырабатывая способности добиваться своих желаний, не отступая до достижения поставленных целей.

Теперь необходима способность настаивать на своем. Принимаете совершенно обратную сторону,выполняя роль человека, который может отстаивать свои права. Задача заключается в побуждении человека на выполнении определенных задач и необходимого объема работ.

Упражнение № 9. Сложный выбор

Благодаря данному упражнению научитесь делать выбор. Задача заключается в рассмотрении каждой возможности без использования фразы, начинающейся словами «да, но...». К примеру, «Хотел бы купить автомобиль, но мешает следующее». Теперь фиксируем перечень препятствий, способов и возможностей их преодолеть.

Упражнение № 10. Удовольствие в день

Формируем перечень удовольствий, которые бы хотели получить. Указываться в списке должны какие-то небольшие, достижимые вещи - что-то новое в своей жизни, вкусное и пр. Установите для себя по одному подобному удовольствию в день. Не позволяйте чему-то испортить планы в исполнении своих удовольствий.

Упражнение № 11. Список препятствий

Старайтесь объединить все причины, которые мешают развитию лидерских качеств. Следует для этого воспользоваться блокнотом, в котором фиксируйте ближайшую цель, поставленную перед собой для достижения лидерских позиций. Затем здесь фиксируем все причины, которые мешают вам достигать целей. Не заглушайте при этом внутренний голос - для него должна быть предоставлена абсолютная свобода слова.

Список следует продолжать, пока не закончатся аргументы. Потом вновь повторяем, что же вы хотите. Когда почувствуете, что говорить больше нечего, список можно торжественно сжигать. Проводиться данная процедура может несколько раз для более ощутимого эффекта.

Упражнение №12. Уверенность и напористость

Если вам свою позицию отстаивать сложно под напором окружающих, очень эффективно будет данное упражнение. Для него нужно работать над своей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись, опуская голову, редко понимая взгляд вверх либо никогда не смотрите прямо в глаза собеседнику, то это несложное упражнение будет эффективно. Основано оно на поддержании прямой осанки, расправлении груди, плеч, взгляде в глаза оппоненту.

  1. Вес тела следует перенести с пяток на носки.
  2. Поддерживайте слегка согнутые колени.
  3. Приподнимаем подбородок - ему следует участвовать в общем процессе самоутверждения.
  4. Продолжайте отстаивание позиции без жалоб, упреков либо обвинений.
  5. Отличным подспорьем для данного упражнения может быть зеркало.
  6. Глубина звучания голоса, его тембр способны многое сообщить о ваших ощущениях, уверенности. Если обращаетесь с жалким видом и дрожью в голосе, высока вероятность отказа. Нужно работать над совершенствованием голоса, чтобы он обретал дополнительную уверенность, авторитетность и властность.

Пресуппозиции, помогающие жить

  1. Не бывают поражения, существует лишь обратная связь.
  2. Карта не есть территория. Не стоит считать свое восприятие равным восприятию собеседника.
  3. Любое поведение основано на позитивном намерении.
  4. Любое поведение является выбором наилучшего варианта из существующих в этот момент.
  5. Если кто-то что-то умеет, то этому научиться могу и я. Такой принцип позволяет бороться с недугом многим онкобольным за счет позитивных примеров.
  6. Человек имеет все необходимые для успеха ресурсы.
  7. Если делаешь то, что не приносит результат, попробуй заняться другим.
  8. Смысл общения заключается в вызываемой реакции.
  9. Управляет системой самый гибкий элемент.
  10. Любая система - самоорганизующаяся в стремлении к естественному состоянию стабильности и уравновешенности.
  11. Человек способен обучаться очень быстро, порой одной попытки достаточно.
  12. Самый важный клиент - тот, который сейчас перед вами.

Еще 4 способа, помогающие в развитии лидерских качеств

  1. Программы развития лидерских качеств, которые помогают обеспечить личностный рост. Данные программы развития лидерских качеств помогают: найти себя с вдохновением, созданием должной мотивации.
  2. Программы, которые предлагают развитие умений и навыков. Предназначены данные программы для обучения разным аспектов в «обхождении с людьми», в том числе управления жизненными изменениями, с разрешением конфликтов, созданием команды, формированием лидерских качеств, навыков переговоров, рассмотрением этических вопросов, эффективного тайм-менеджмента, методов проведения заседаний, собраний и пр.
  3. Программы, которые основаны на обратной связи. Основное внимание в рамках данных программ отводится вопросам индивидуального поведения, насколько соответствует это поведение желаемому «общему» организационному поведению в компании. В данных программах, как правило, предполагается работа с инструментом «360є» по оценке «субъективных представлений» («как меня воспринимают коллеги, партнеры»), с одним либо несколькими другими инструментами изучения личности.
  4. Программы, которые распространяют понимание концептуальных вопросов. Данные программы предполагают изучение разных теорий, моделей лидерства, разработанных Коуви, Друкером, Големаном, Хейфецом.

6 правил настоящего лидера

Сергей Быковских,

президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва

  1. Уделять внимание подчиненным. Можете даже об этом не задумываться, но подчиненные обязательно обратят внимание на малейшие изменения в вашем поведении по отношению к ним.
  2. Корректно вести себя с подчиненными. Важно учитывать - недопустимо нарушение определенных правил взаимодействия с людьми, к примеру, эмоционально выражать недовольство.
  3. Подбор команды из числа тех, кому действительно доверяешь. Приходилось взаимодействовать с работниками в других отделах, регионах, со сложным контролем их работы. Поэтому важно, чтобы сформирована команда была из людей, которые будут всегда вести себя согласно нашим этическим требованиям и принципам.
  4. Воспитание своего преемника. Перед осуществлением следующего шага по карьерной лестнице убедитесь, что имеете преемника, готового продолжить ваше дело. Мое карьерное развитие возможно лишь при условии, что у подчиненных тоже будет возможность профессионального роста, приходя на мое место.
  5. Не демонстрировать власть. Если человек активно демонстрирует наличие у себя власти, то это становится признаком личной несостоятельности.
  6. Нужно понимать - мир не ограничивается лишь работой. Конечно, работа становится одной из важнейших составляющих нашей жизни. Но ведь существуют и многие другие занятия. К примеру, мне нравятся ежедневные пробежки. Когда бегаю, то могу чувствовать, что мысли становятся яснее, удается абстрагироваться от повседневных забот, с возможностью обдумывания стратегических задач.

Информация об авторах и компаниях

Дмитрий Богомолов, генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург. Окончил Уральскую государственную юридическую академию, Уральский государственный технический университет. Помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по законодательству и безопасности. Получил сертификаты «НЛП-практик», «НЛП-мастер». Проводит тренинги по безопасности, ораторскому мастерству, ведению переговоров. Победитель бизнес-шоу «Вызов», организованного Екатеринбургским центром развития предпринимательства и компанией «Северная казна». С 1997 года - исполнительный директор компании «Соболь-98». В текущей должности - с 2013 года.

Сергей Быковских , президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва. ООО «Хенкель Рус». Сфера деятельности: производство косметических, чистящих и моющих средств, а также строительных смесей и технологий
Численность персонала: более 2500.

Эберхард фон Лёнайзен Статья написана специально для «Вестника McKinsey»
Публикуется с согласия редакции "Вестника McKinsey".
Статья вышла в шестом номере журнала.
Полностью номер можно прочитать на сайте www.vestnikmckinsey.ru

В наиболее успешных компаниях мира развитие лидерства означает систематическую деятельность, которой первые лица компании посвящают много времени. Для российского бизнеса это пока в новинку, хотя в большинстве своем российские компании достигли той стадии развития, на которой слабый лидерский потенциал становится серьезным препятствием к дальнейшему росту и повышению эффективности. Российским бизнесменам предстоит осознать важность широкого развития лидерства в современной трактовке этого понятия, проанализировать положение дел в своих организациях с точки зрения условий для выращивания талантливых и инициативных сотрудников и, не исключено, провести очень существенные, можно сказать, «идеологические» реформы.

Тема лидерства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что эффективность и успешность их деятельности зависит от того, насколько силен их лидерский потенциал. «Классический» функциональный подход, рассматривающий стратегию, организацию, операционную деятельность как самоподдерживающиеся функции, корректируется с учетом важности лидерства как ключевого фактора их успешной реализации.

Для российских компаний тема лидерства имеет особую важность. По опыту работы с нашими российскими клиентами мы знаем, что суть функциональных изменений, например корректировки стратегии или организационной структуры, часто довольно очевидна или легко определима: структурные конкурентные преимущества, равно как и слабости российских компаний хорошо известны.

Крупные российские компании пока редко ставят перед собой такие уникальные по содержанию задачи, как принципиальное изменение стратегии или разработка новых продуктов; к самым востребованным российским бизнесом изменениям можно отнести совершенствование операционной деятельности и построение новых бизнесов - а здесь можно опереться на богатый опыт многих компаний и стран, развитых и развивающихся. В то же время у российских компаний одни и те же проблемы: как достичь намеченных целей, где искать людей, которые благодаря своим знаниям и лидерским качествам смогут определять направление перемен и добиваться реализации поставленных задач.

Проблема лидерства становится особенно важной еще и потому, что российским компаниям все чаще приходится сталкиваться с иностранными конкурентами как на российском, так и на зарубежных рынках. При этом у международных компаний есть не только преимущество в области функционального менеджмента - у них за плечами еще и многолетний опыт осмысления и развития лидерского потенциала. Настал момент, когда российским предприятиям, желающим сохранить и укрепить свою конкурентоспособность, нужно начинать систематически работать над развитием лидерства.

Но что такое «лидерство»? И как его развивать? Сейчас нет недостатка в литературе по этой проблематике, как и специалистов по лидерству, но в нашей статье мы хотели бы вкратце рассмотреть само понятие «лидерство» и сконцентрироваться на практических вопросах развития лидерства в российских компаниях с учетом присущих им и всему российскому обществу особенностей. В статье мы постарались использовать международный опыт развития лидерства, а также знания и впечатления, полученные McKinsey при работе с российскими клиентами за последние 10 лет.

ПАРАДИГМА ЛИДЕРСТВА

«Лидерство - это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», - говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент - это искусство добиваться необходимого, а лидерство - искусство определять, чего необходимо добиться», - утверждал Питер Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Росс Перо. Он считал, что «людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».

Наш опыт работы с лидерами самых успешных корпораций позволяет нам говорить о нескольких качествах и характеристиках как ключевых для понимания лидерства.

Важно понимать разницу между лидерством и менеджментом, администрированием. В целом менеджмент - это руководство в пределах заданной сферы ответственности и в рамках установленных процедур, а не создание нового. Лидеры же, напротив, сами формируют контекст и задачи, создают нечто новое. Основатели и руководители многих успешных быстрорастущих компаний обладали видением, которое помогало им успешно выводить на рынок новые продукты и услуги (как в случае с Microsoft, Apple, Compaq и Dell), преображать отрасли через инновации или радикальную перестройку (как в случае с Home Depot, Aldi или Outback Steak House). Люди, которые просто управляют и воплощают в жизнь планы, разработанные другими, не могли бы создать такие инновационные продукты и услуги. Но не стоит думать, что лидеры могут реализовать свой потенциал только в новых отраслях. И в традиционных отраслях самые успешные бизнес–лидеры, которые формулируют новые цели и создают новые продукты и услуги, обладают мессианским видением. Особенно наглядно демонстрировал это экс–руководитель General Electric Джек Уэлч, прославившийся не только потрясающими финансовыми результатами, которых добилась под его руководством компания, но и тем, что он превратил ее во всемирно признанную кузницу лидеров.

Некоторые эксперты отмечают, что главные требования, которые предъявляют к менеджеру и лидеру, отчасти противоречат друг другу. В своей классической статье «Менеджеры и лидеры: чем они различаются?», напечатанной в Harvard Business Review в 1977 г., профессор Гарвардского университета Абрахам Залезник указывал, что у бизнес–лидеров больше общего с художниками, учеными и представителями других творческих профессий, чем с менеджерами. Различия между менеджерами и лидерами, писал он, находятся на уровне их подсознательных концептуальных представлений о хаосе и порядке. Менеджеры предпочитают порядок, стремятся к стабильности и контролю, предпочитают быстрее решить проблему - часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока как следует не разберутся в нем. Цели менеджеров обусловлены скорее необходимостью, чем их желаниями; они отлично умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями - для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. У лидеров же активное, очень личное отношение к целям. Они работают на долгосрочную перспективу, своей личной энергией вдохновляя подчиненных и стимулируя творческое начало в работе. Их отношения с подчиненными и коллегами часто бывают очень эмоциональными, а их рабочая среда - хаотичной.

Залезник полагает, что для выживания и тем более для успеха компаниям необходимы и менеджеры, и лидеры. Однако в крупных американских корпорациях 1970–х годов царила атмосфера, предопределявшая формирование людей, которые полагались на формальные процедуры и поддерживали их. Этика «ордена менеджеров» поощряет коллективную ответственность и стремление избегать риска - и она же нередко мешает развитию лидеров. Как может развиться дух предпринимательства в высшей степени формализованной среде и при отсутствии личностного подхода? В больших бюрократических организациях не приветствуется и наставничество, а оно тоже очень важно для развития лидерских качеств.

Время показало, насколько прав был Залезник. Современным компаниям все больше и больше требуются гибкость и способность к инновациям, поэтому они должны поощрять и воспитывать лидеров. Только компании, которые одновременно развивают и лидерские, и менеджерские качества, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Это, в свою очередь, требует нового, менее формального и иерархического подхода к организационной структуре.

ЛИДЕРСТВО НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема развития лидерства в корпорации - вернее, в любой организации - не сводится к развитию отдельных избранных личностей. Выдающиеся лидеры, способные вести за собой всю организацию, появляются редко, и опыт многих компаний показывает, что в конце концов успех определяется широтой и глубиной распространения лидерских качеств в организации и ее лидерским потенциалом в целом.

Как отмечается в статье «Не только наверху», написанной для «Вестника McKinsey» экспертами бизнес–школы Wharton, лидерские качества могут проявляться на любом уровне организации. Хотя существенная часть специальной литературы посвящена анализу механизмов выдвижения выдающихся индивидуумов, в последнее время все большее внимание уделяется развитию лидерских качеств у менеджеров среднего и низшего звена, поскольку компании понимают, что успех на самом деле зависит от лидерского потенциала в самом широком смысле. Ведь сформировать собственную точку зрения, предложить улучшение, вовлечь в работу других и добиться реализации намеченного могут и должны не только топ–менеджеры, но и рядовые работники.

Приведем несколько примеров, когда широкий лидерский потенциал определяет успех того или иного начинания или функционирования компании в целом.

Для сохранения конкурентоспособности на глобальном уровне крупные металлургические компании должны непрерывно совершенствовать производственную деятельность. Наш опыт показывает, что качество этих усовершенствований зависит от инициативы рядовых сотрудников, которые хорошо знают свою узкую область и находят даже мелкие возможности для улучшений, не меньше, чем от более масштабных изменений, проводимых вышестоящими работниками. Колоссальный потенциал для совершенствования операционной эффективности существует во многих российских промышленных компаниях, и именно благодаря лидерским качествам сотрудников среднего и низшего звена «рационализаторские» предложения могут эффективно реализоваться.

Построение системы продаж в финансовой компании требует лидерских качеств от сотрудников низшего звена, например страховых агентов. От их изобретательности, ответственного и заинтересованного отношения к делу зависят успех каждой отдельной сделки и общий имидж компании на рынке.

У многих профессиональных организаций - юридических или консалтинговых компаний - нет жесткой формальной структуры, а значит, и иерархии, и потому они особенно сильно зависят от лидерских качеств и инициативы всех сотрудников в процессе непрерывного освоения знаний и разработки новых творческих подходов.

ЛИДЕРСТВО: ВРОЖДЕННОЕ ИЛИ БЛАГОПРИОБРЕТЕННОЕ

Многим российским предпринимателям первой волны проблема развития лидерских качеств кажется надуманной. По их мнению, лидерство - это дар, дающийся человеку от природы, и либо он есть, либо его нет и никогда не будет. Однако им можно привести по крайней мере три возражения. Во–первых, западные компании уже десятилетиями успешно развивают и воспитывают лидеров. Во–вторых, никто не рождается лидером. Бывают люди с такими задатками, но, чтобы превратиться в настоящих лидеров, им необходимо развивать свой потенциал, и тут не обойтись без специальных знаний и навыков. И в–третьих: если ознакомиться с биографией успешных российских предпринимателей, то станет ясно, что многие из них прошли определенную школу лидерства на комсомольской или партийной работе.

Признав саму возможность развития лидерства в компании, нужно понять, какие лидерские качества необходимо развивать, как перестроить систему развития персонала, культуру компании в целом, чтобы вовремя выявлять будущих лидеров, воспитывать их, продвигать по служебной лестнице и удерживать в компании. Некоторые самые успешные международные компании славятся не только своими великими руководителями, но и умением развивать людей на всех уровнях организации и превращать их в лидеров. Джек Уэлч, уже упоминавшийся глава General Electric, понимал, что только так можно обеспечить эффективное руководство огромной компанией. В результате в General Electric сформировалась особая культура лидерства, нацеленная на развитие и продвижение талантливых сотрудников.

Конечно, на разных ступенях карьеры от людей требуются разные лидерские качества. На нижних - лидерство подразумевает умение и желание взять на себя ответственность, отношение к порученной работе, как к своему собственному делу, готовность выйти за рамки задания. По мере продвижения «вверх» требования меняются: с повышением уровня ответственности все более важной чертой становится умение развивать необходимые качества в других сотрудниках. На верхних ступенях карьерной лестницы решающими качествами становятся в дение будущего компании и умение вести за собой других.

РОССИЙСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСТВА

В последние годы российские компании все больше внимания уделяли повышению эффективности своей деятельности. Многие наиболее очевидные изменения уже проведены, и, судя по опыту эволюции компаний в других странах, в ближайшем будущем одной из ключевых задач российского бизнеса станет развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации. Уже сейчас во многих компаниях акционеры и топ–менеджеры привлекают специалистов извне, чтобы они не только принесли с собой недостающие знания и навыки, но и внесли свой вклад в создание соответствующей корпоративной культуры, перестройку работы компании и развитие лидерства.

Вместе с тем, планируя мероприятия по развитию широкого лидерского потенциала, нельзя не учитывать некоторые особенности российской бизнес–среды. Приведенные ниже соображения не претендуют на научность, но они основаны на многолетних наблюдениях за деятельностью российских компаний и сравнении некоторых российских особенностей с тем, «как это делается на Западе».

Даже беглого взгляда на историю развития российского бизнеса достаточно, чтобы понять: страна обладает мощным лидерским потенциалом - необходимым «сырьем» для выращивания лидеров. Нельзя не поражаться тому, что за десятилетия плановой экономики в стране не погиб дух предпринимательства. Время, прошедшее после распада СССР, показало, что в России есть бизнес–лидеры, которые могут формировать, развивать и реформировать крупные компании, способные конкурировать на глобальном рынке.

Российских бизнесменов отличают не только удивительная воля к победе и готовность добиваться ее любыми средствами, но и более ярко выраженная, чем у многих их западных коллег, вера в свои силы и желание действовать. Сдаваться, отступать перед сложностями или признавать, что «этого сделать нельзя», - не в характере российских бизнесменов. В отличие от многих западных бизнес–лидеров, россияне часто являются и основными акционерами возглавляемых компаний и потому искренне заинтересованы в инициативах по повышению стоимости бизнеса, в разного рода изменениях, улучшениях и экспериментах.

Существует, однако, ряд российских особенностей, осложняющих развитие лидерских качеств у широкого круга менеджеров, и их нельзя не учитывать при разработке соответствующих программ. Одни из этих особенностей объясняются культурной спецификой страны, другие скорее носят структурный характер и обусловлены недавним прошлым российских организаций и предприятий, третьи связаны с молодостью российского бизнеса. Среди ключевых особенностей можно выделить следующие:

  • Доминирование личных отношений над профессиональными . Личные отношения играют в России гораздо более важную роль, чем в типичной западной организации. Такое положение можно было считать вполне нормальным на этапе, когда компании только формировались и преданность была важнее профессионализма, но характер личных отношений с принимающими решения людьми, а не профессионализм или наличие лидерских качеств и по сей день остается во многих компаниях важнейшим фактором продвижения по карьерной лестнице. Во многих российских организациях фактически сложилась альтернативная иерархия, построенная на личных связях и зачастую противоречащая профессиональным требованиям организации.
  • Неумение работать в команде . Десятилетиями советская система управления держалась на строгой иерархичности, и поэтому многие российские бизнес–лидеры, несмотря на свои индивидуальные достоинства, не умеют работать в команде и налаживать командный подход в организации в целом. В то же время западные компании все больше осознают важность создания командной среды, в которой все руководители работают сообща и на равных, вносят свой особый вклад в общий успех компании. Командная работа и горизонтальное взаимодействие особенно важны в таких организациях, как юридические и консалтинговые фирмы, однако и в производственных компаниях некоторые вопросы под силу решить только команде - особенно те, которые требуют экспертизы специалистов разного профиля. Например, руководство нефтяным месторождением предполагает управление резервуаром, фондом скважин, наземной инфраструктурой, и один профессионал даже высочайшего класса не всегда может принять квалифицированное решение, поэтому в западных нефтяных компаниях работают межфункциональные команды, управляющие месторождением. В России такая практика приживается медленно.
  • Чрезмерный контроль и нечеткое распределение обязанностей . Для многих российских компаний по–прежнему актуальна проблема хищений и коррупции на разных уровнях, поэтому руководство внедряет механизмы тотального контроля. В то же время такие меры часто препятствуют децентрализации и делегированию полномочий, необходимых для развития лидерства. Самые успешные международные компании, чтобы стимулировать развитие предпринимательского духа и лидерских качеств, предоставляют менеджерам среднего звена все больше свободы и вместе с тем возлагают на них больше ответственности за работу их подразделений. При этом контролируются лишь заранее согласованные ключевые параметры. В результате многие компании существенно сократили количество уровней в своих структурах, повысили эффективность деятельности, стали более чутко реагировать на внешние изменения. У российских компаний, напротив, зачастую нет четко очерченных зон ответственности и эффективных процедур принятия решений, поскольку их руководители считают, что благодаря такому устройству организаций они смогут контролировать работу всех подразделений и бороться с воровством.
  • Отсутствие опыта и культуры развития персонала . Во многих российских компаниях пока нет широкого взгляда на проблему развития персонала, и их менеджеры не обладают современными знаниями и навыками в этой области. К примеру, российские компании делают упор на финансовые способы стимулирования сотрудников (которые и в самом деле важны), но не всегда уделяют достаточно внимания другим, не менее действенным факторам мотивации - причастности к общему видению, эмоциональной привязанности к работе или команде, образованию и т.д.

У российских бизнесменов не было возможности накопить значительный опыт в сфере развития корпоративной культуры и воспитания корпоративного лидерства - перед ними стояли другие задачи. Теперь, чтобы овладеть инструментами создания и настройки системы развития лидерского потенциала, им придется многому научиться, пересмотреть свои взгляды, провести существенные изменения. И чем раньше российский бизнес осознает основные препятствия к развитию лидерства, тем быстрее начнется этот процесс.

    АТРИБУТЫ ЛИДЕРСТВА

    В книге «Воля к лидерству» Марвин Бaуэр, один из основателей компании McKinsey и ее директор в 1950-1967 гг., убеждает руководителей отказаться от иерархических структур и развивать лидерство, прежде всего в себе.

    Иерархические системы не соответствуют современным требованиям - в условиях нарастающей конкуренции компаниям нужно становиться более гибкими. По мнению Бауэра, командную систему нельзя просто усовершенствовать, ее надо заменить новой, на смену абсолютной власти должно прийти лидерство; компанией должна управлять целая сеть лидеров, которые работают на всех уровнях организации.

    Самое расхожее определение понятия «лидер» звучит примерно так: это человек, который ставит цель и способен привлечь других к ее достижению. Любой, кто хочет стать лидером, должен обладать определенными качествами и чертами характера. Но если данные от природы особенности характера изменить сложно, то качества имеют больше общего с навыками, и потому приобрести их легче. Вот что Марвин Бaуэр говорит о некоторых основных качествах настоящего лидера.

    • Честность . Специалисты по лидерству считают, что честность - важнейшая добродетель руководителя. Правду стоит говорить хотя бы потому, что это проще. Как учил экс–глава DuPont Ричард Хекерт: «Если вы всегда говорите правду, вам не нужно запоминать все свои слова». Я заметил, что руководители, которым я больше всего доверял, были честны и в мелочах, не говоря уже о более серьезных вещах. Поэтому они, например, тщательно выверяли даже те заявления для прессы, которые, казалось бы, не имели особого значения. Честность во всем - хороший способ завоевать доверие внутри организации и за ее пределами.
    • Сдержанность и непринужденность . Человек высокомерный, заносчивый и самовлюбленный не может быть лидером по определению. Но и застенчивым лидер быть не должен. Настоящие лидеры думают не о себе, а о компании и подчиненных, ведут себя неформально и непринужденно и поэтому формируют вокруг себя неформальную среду. Можно по–разному проявить сдержанность и неформальность, например не заводить себе шикарных кабинетов. Я знаю руководителей крупных компаний, которые, как и все, стоят в очереди в столовой и едят за одним столом с коллегами.
    • Умение слушать . Оно может показаться не таким уж важным, но я много раз убеждался в обратном, хотя большинство руководителей иерархических компаний не обладают этим умением. На совещании они прерывают подчиненных - второй раз эти люди скорее всего не захотят выступать, каким бы важным ни был вопрос. Такие руководители настолько не умеют слушать, что превращаются в глазах подчиненных в лидеров, просто перестав говорить и начав слушать. Сотрудники такие метаморфозы воспринимают хорошо, а сами начальники поражаются тому, как много важного узнают.
    • Восприимчивость . Всемогущий начальник сидит наверху и редко спускается вниз. С ним не спорят, ему не задают «лишних» вопросов и стараются не расстраивать плохими новостями. Так руководитель становится самоуверенным и самодостаточным, теряет восприимчивость. В результате страдает качество принятия решений. Восприимчивый лидер лучше информирован, у него более продуктивные отношения с коллегами и подчиненными. Он никогда не говорит «нет» сразу, а оставляет себе время на размышление и, каким бы ни было его решение, не забывает сообщить о нем тем, кого оно касается.
    • Умение войти в положение другого . Чтобы убеждать других, нужно знать, что они думают. Конечно, сотрудники не будут все время откровенничать с начальником, но он может развить в себе способность чувствовать, что происходит с ними. Однажды коллега убедил меня в общении с подчиненными перейти от команд к убеждению. Я понимал, что мне будет проще убедить человека, если я буду знать о его чувствах и переживаниях. Мне пришлось по–новому взглянуть на своих коллег, положиться на проницательность, интуицию, сочувствие, чтобы войти в их положение. В конце концов я научился вполне сносно делать это и думаю, что это под силу любому руководителю. Нужно лишь проявлять тактичность, чуткость и быть осторожным в выражениях. Думаю, что я не сказал ничего нового, хотя о таких простых вещах часто забывают.
    • Инициативность . Это важнейшее качество любого лидера легко развить в себе. Просто не тяните время: подумайте, трезво оцените ситуацию и начинайте действовать. Известно, что иерархические системы подавляют инициативу, особенно на ее нижних уровнях. Но если компанией управляют лидеры, они не упустят новые возможности и реализуют их. Наравне с руководителями здесь могут проявлять инициативу и рядовые сотрудники. А ведь именно от этого зависит конкурентоспособность компании. Умение мотивировать. Сегодня мотивация слишком часто сводится к характерным для командно–административной системы денежным стимулам или обещаниям повышения по службе. Но в компаниях, основанных на лидерстве, люди гораздо больше мотивированы результатами своего труда, ощущением, что они вносят вклад в развитие компании, что их адекватно оценивают и уважают. Кроме того, в таких компаниях сами сотрудники часто заинтересованы в улучшении финансовых результатов компании, поэтому финансовые стимулы работают лучше.

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСТВА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Что нужно сделать для развития лидерского потенциала в российской компании? Выявление проблем, мешающих этому, - лишь первый шаг в нужном направлении. Компании должны создать условия для развития лидерского потенциала на всех уровнях организации и всячески способствовать этому развитию.

Одно из важнейших условий - децентрализация и делегирование полномочий, отказ от традиционных для Роcсии методов повышения ответственности сотрудников, таких как иерархический контроль, в пользу предпринимательского отношения к работе. Опыт показывает, что распределение полномочий и ответственности оказывает сильный мотивирующий эффект на сотрудников и повышает эффективность их труда. Не случайно большинство успешных крупных западных корпораций построены на принципах децентрализации и стимулирования предприимчивости: они осознали, что бюрократическая иерархичность несовместима с развитием лидерского потенциала.

Второе обязательное условие - ставка на развитие ключевых сотрудников, а значит и лидерского потенциала, на всех уровнях компании. Исследования McKinsey показывают, что совокупный доход акционеров компаний - лидеров в области развития персонала почти на 20% превышает средний по отрасли. Такой результат, конечно, объясняется не только успехами в развитии людей, но значение этого фактора нельзя недооценивать. Очень важно поэтому выстроить всеобъемлющую систему, которая стимулировала бы развитие лидерского потенциала в организации. На самом деле многие элементы такой системы вполне очевидны и «механистичны», что, однако, не умаляет их важности. Это и непрерывное практическое обучение всех сегодняшних и завтрашних лидеров, и привлечение лидеров всех уровней организации к набору персонала, оценке и карьерному продвижению сотрудников, причем не только своих функциональных подразделений. Все это не только повышает эффективность работы, но и помогает сотрудникам лучше понять наиболее высоко ценимые в компании лидерские качества и способности и постараться развить их в себе.

В–третьих, развитие человеческого потенциала и воспитание будущих лидеров должно стать задачей первостепенной важности для первого лица компании. Руководители самых успешных компаний уделяют существенную часть своего времени (как и ресурсов компании) развитию сотрудников всех уровней организации. «Своей главной задачей я считаю развитие нашего человеческого потенциала, поэтому каждую беседу, каждую встречу я воспринимаю как возможность поговорить о людях. Именно так мы управляем GE», - говорил Джек Уэлч. В наиболее успешных компаниях топ–менеджеры нередко участвуют в назначениях даже на самые рядовые должности, которых топ–менеджеры менее благополучных компаний не удостаивают своим вниманием.

Наконец, топ–менеджеры должны стараться больше работать над собой, развивать свои лидерские навыки, например применяя разные стили управления в зависимости от ситуации. Важно помнить, что стиль управления и манера поведения первого лица, как правило, воспроизводится в компании - копируется непосредственными подчиненными, а затем повторяется на всех уровнях организации. Демонстрируя открытость и сдержанность, показывая, что он ценит инициативу и ответственность, руководитель вызывает ответную реакцию у коллектива. Мы были свидетелями редкого «происшествия»: рабочий не побоялся рассказать первому лицу компании, инспектировавшему новую систему контроля в цеху, о том, как они «обходят» эту систему. До этого руководитель считал, что система работает эффективно, более того, он выдал рабочим премию за отличную работу. Каким же высоким должно быть доверие рядового сотрудника к главе компании, чтобы выйти с таким признанием! Такое поведение - во многом заслуга руководителя. Проявив себя человеком открытым и восприимчивым, он создал в компании атмосферу доверия, чтобы люди не боялись рассказывать о неудачах, смог вовлечь сотрудников в решение серьезных проблем производства, совершенствование операционной деятельности и тем самым сделал их лидерами.

Российским бизнесменам необходимо децентрализовать свои компании, делегировать полномочия лидерам на всех уровнях организации и акцентировать внимание на выстраивании системы развития и лидерского потенциала. Таким образом российские предприятия смогут преодолеть культурные препятствия к развитию лидерства и сократить разрыв, отделяющий их от наиболее конкурентоспособных компаний мира.

Сноски

Подробнее о различных стилях лидерства см. статью «Многоликое лидерство » в этом номере «Вестника McKinsey».

Первым делом давайте разберемся, какие именно качества выделяют лидера из общей массы. Для этого достаточно вспомнить однокурсника, коллегу по работе или просто друга, который внушает вам уважение и стремление соответствовать ему. Какие качества свойственны таким людям? Кратко перечислим основные из них.

Итак, лидер :
1) умеет ставить цели и стремится к их достижению — то есть целеустремлен;
2) заряжает окружающих энтузиазмом, своим примером побуждая их к действию;
3) в экстремальных ситуациях он всегда — у руля;
4) легко адаптируется к новым условиям, способен пережить неудачи и двигаться дальше.

К перечисленному выше можно добавить еще внешний вид. Конечно, фотомоделью быть необязательно, скорее, имеются в виду опрятность, выдержанность стиля, хорошая физическая форма. Хилый, нелепо одетый и постоянно жалующийся на здоровье лидер — это из разряда фантазий.

На вопрос, стоит ли развивать в себе лидерские качества, наверное, каждый ответит «да». И это естественно, ведь человек, обладающий такими качествами, большего добивается, пользуется повышенным вниманием (в том числе и противоположного пола), и жизнь его гораздо интересней и насыщенней. И хотя плата за это — высокие ответственность, риск и энергозатраты — цель оправдывает средства.

Естественно, все люди не могут быть лидерами (иначе кто же будет ведомым), но стать индивидуальностью может каждый, и никто не запретит вам стремиться к лидерству. Развить эти качества могут все, хотя некоторым людям кажется, что они на это не способны. Если у вас сложилось мнение, что вы один из таких людей, то начинайте изменять себя прямо сейчас.

Шаг 1 — ставим цели

Первым делом необходимо научиться четко и ясно видеть перед собой цели и постоянно стремиться к их достижению. Начните с малого. Просто поставьте перед собой какую-нибудь нетрудную задачу и добейтесь ее выполнения. И пусть поначалу это будут совсем не глобальные цели — ничего страшного, ведь мы же учимся.

Здесь важен сам факт работы над собой. Постановка целей и их достижение должны войти в привычку. Добившись результата, фиксируйте его в тетради. И ежедневно зачитывайте свои победы, это даст вам стимул двигаться дальше. Когда начнет получаться, вы будете чувствовать потребность продолжать работу — аппетит ведь приходит во время еды.

Итак, пример. Вечером вы ставите перед собой цель проснуться завтра по будильнику и идти на пробежку. Перед предстоящим разговором с начальством вы твердо решаете, что ваша задача — отчетливо изложить суть дела, а не мямлить что-то невразумительное. Идя на день рождения к другу, вы задаетесь целью во время застолья встать и бодрым голосом произнести красивый тост. И выполняете все безоговорочно.

Шаг 2 — становимся энтузиастом

Следующий этап — энтузиазм. Казалось бы, научиться этому качеству невозможно, но, тем не менее, выход есть. Начиная с сегодняшнего дня, вы перестаете жаловаться окружающим на что-либо. Избавьтесь от этого как от вредной привычки. Люди сторонятся неудачников, поэтому, общаясь с ними, дайте им понять, что у вас все в порядке. Если же произошла какая-то неприятность, расскажите о ней с юмором. Обратите внимание: уважаемые вами люди, скорее всего, именно так и делают. Чтобы облегчить себе задачу, смотрите побольше юмористических передач. У людей, смотрящих на жизнь с юмором, есть чему поучиться.

Например, решив рассказать друзьям или коллегам о том, как вас затопили соседи, обсчитал продавец, или о том, как вы, слушая музыку у себя на даче, посадили аккумулятор своего авто, поведайте об этом в шуточной манере. В противном случае, воздержитесь от такого рассказа. Делясь же позитивными новостями, стремитесь делать это как можно чаще, ведь этим вы будете вселять энтузиазм в ваших собеседников. Вскоре после того, как вы возьмете это себе за правило, окружающие будут уверены, что дружба с вами — не обуза, а удовольствие.

Шаг 3 — становимся героем

Третий пункт — достойное поведение в экстремальных ситуациях. Чтобы в таких ситуациях вести себя достойно, нужно привыкнуть к ним. В этом поможет близкое знакомство с экстремальными видами спорта: горные лыжи, бокс (если вы — мужчина), катание на гидроцикле. А как насчет прыжков с парашютом? Это уже для самых отчаянных. В принципе, даже верховая езда или катание на коньках (которое доступно большинству людей) дает немного острых ощущений.

Экстремальные ситуации бывают разные, поэтому нужно быть всегда готовым к неожиданностям, что само по себе достаточно сложно. Однако приняв такую позицию как данность, вы сделаете решительный шаг на пути к лидерству.

Шаг 4 — адаптируемся

Еще одна особенность лидера в том, что он умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и двигаться дальше, несмотря ни на что. Научиться этому, пожалуй, сложнее всего. Чтобы психологически себя подготовить к такой жизненной позиции, имеет смысл сначала просто отслеживать эти самые изменяющиеся условия.

Например, приучите себя следить за последними тенденциями в моде, техническими новинками, новыми компьютерными программами. И, исходя из этого, распределяйте свой бюджет и планируйте время. Когда вы привыкните находиться в курсе последних новшеств и жить в ногу со временем, то и это лидерское качество будет вашим.

И еще…

Разумеется, свой внешний вид нужно поддерживать на 5 баллов. Возьмите за правило покупать только такие предметы одежды, которые подчеркивают ваш стиль. Следите за своей физической формой. В общем, делайте все возможное, чтобы выглядеть лучше.

Итак, подведем итоги. Если вы чувствуете себя в рядах отстающих, ваше мнение далеко не решающее, вам недостаточно внимания со стороны коллег и знакомых, то пора начинать изменять себя в лучшую сторону. Данные советы — только начало, они призваны помочь вам сделать первые шаги на пути к собственному развитию. И на этом пути столько всего интересного, так что дерзайте!



Просмотров