Как соотносится гражданское общество государство. Характерные черты правового государства и гражданского общества

Принципы гражданского общества

Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское - свободное и независимое от государственной власти.

1. Гражданское общество - открытое социальное образование. Суть данного принципа состоит в свободе действий индивида, во всеобщей информированности и, прежде всего, в реальном осуществлении права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями и т. д.

2. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Данный принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей.

3. Гражданское общество - это правовое демократическое общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования - правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и потребности, объединяясь в различные организации (партии, профсоюзы и так далее) - обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

5. Гражданское общество - это плюралистическая и сложно-структурированная система. Говоря об этом принципе, следует указать на то, что любое социальное явление обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество различных общественных форм и институтов, которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов.



Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Соотношение правового государства и гражданского общества

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. Так как гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Развитость гражданского общества определяется уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции. Таким образом, можно выделить взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

1. Гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая сущность гражданского общества.

2. Противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

3. Правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

4. Правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

5. Необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы.

6. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние.

7. В паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Таким образом, правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико-правового развития.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.)

Элементом механизма гос. власти является человек — субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате.

Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. 1989. №2.

В паре взаимосвязанных феноменов «общество - государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре «гражданское общество - правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство - лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.

В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.

Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.

Правовое государство -- многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство -- это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.

Правовому государству присущи следующие признаки:

I. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает:

Рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

Соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

II. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

Особые тип правового регулирования и форма правоотношений;

Стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

III. Принцип единства права и закона.

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

IV. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Куль-тура как наработанная человечеством сумма духовных и матери-альных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.

Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое госу-дарство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.

Одной из главных предпосылок формирования правового го-сударства справедливо называют наличие институтов граждан-ского общества.

Правовое государство требует мощного экономического бази-са, высоких стандартов жизни и доминирования среднего клас-са в социальной структуре общества.

Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.

Формирование правового государства требует сбалансирован-ных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, ска-жем, от политической. Все необходимо делать параллельно.

Правовое государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб-станцию. Правовое государство одновременно является катего-рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель-ность.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В гражданском обществе доминируют механизмы самоорганизации, в государстве – управления. Совокупность этих механизмов выполняет функции адаптера общественной системы. Государство координирует действия участников гражданского обществ. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества заключается в том, что государство подчиняется обществу, выполняет лишь те функции, которые выплывают из природы самого общества и служат его потребностям. Государство не должно при этом мешать реализации частных интересов, которые конкурируют в сфере гражданского общества.

В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы, признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет относительно общих или государственных интересов. Вместе с тем, именно от гражданского общества зависят сущностные характеристики института государства. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что именно формирует для себя управляющую систему, задает пределы государственного вмешательства, определяет функции государства и контролирует их осуществление.

Государство также оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Однако особенность двусторонней взаимосвязи правового государства и гражданского общества заключается в том, что определяющим является влияние общества. Именно оно формирует государство, его институты, направляет и контролирует ее деятельность. Граждане страны, осознавая пренебрежительность своих прав над полномочиями государства, принуждают государственную власть в ее действиях ориентироваться на потребности общества, служить правам человека. Обеспечить такую сущностную предпосылку демократической государственности гражданское общество может с помощью определенных средств, самыми главными среди которых являются средства юридические – нормативно определены гражданские права.

Взаимосвязь гражданского общества и государства проявляется в том, что чем более развитое гражданское общество, тем менее заметной является роль государства. Поэтому неразвитость гражданского общества предопределяет избыточное усиление государства, которое поглощает общество . Поэтому, чем более развитым является гражданское общество, тем более демократическим является государство.

Социальное государство

Социальное государство - (термин введен в середине XIX в. немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815-1890) - форма государства, одной из важнейших функций которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Социальное государство в своем развитии проходит ряд этапов1:

Первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) .Этот период знаменателен следующими фактами:

1 . В этот период времени Германия впервые в истории вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, финансирует медицинскую помощь, вводит пособие по болезни и обязательное пенсионное страхование.

2. Социальное страхование от несчастного случая появляется в этот период в Австрии во Франции, в Норвегии., Новой Зеландии, Швеции.

3. Медицинское страхование стало государственным в Австрии., в Швеции, в Норвегии. 2

4. С 70-х годов XIX столетия до начала Второй мировой войны государственное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах

Второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) . Этот этап интересен следующими моментами:

1. Первая треть XX в. ознаменовалась принятием множества социальных законов и введением принципов социального государства в политику многих стран.

2. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства.

Третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) . Именно в этот период государство становится субъектом специфических социальных функций, примером которых являются обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов.

Четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) .В этот период можно выделить три момента

1. С конца 70-х годов ХХ в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится многосторонней.

2. Направленность государства на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и другими ограничениями.

3. С 70-х годов расходы на социальное обеспечение во многих странах начинают ежегодно расти более быстрыми темпами, чем доходы, что потребовало повсеместного повышения налогов и обязательных взносов в систему социального обеспечения.

Пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) . Происходит частичное сокращение социальных программ и пособий и к реформе социальной политики государств, которая в дальнейшем выразилась в пересмотре принципов, функций и механизмов социальной деятельности.

Томский государственный университет

систем управления и радиоэлектроники

Кафедра Юриспруденции

Курсовой проект

по дисциплине «Теория государства и права »

Тема 36. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Выполнил:

студент ФДО ТУСУР

специальности 030501

Столяров А.А.

г.Саяногорск

Введение

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время тема гражданского общества занимает умы политиков и юристов. Гражданское общество формируется в связи с тем, что общество не желает вмешательства государства в общественные связи и отношения.

Об актуальности темы можно говорить и исходя из анализа современной юридической литературы. Эта тема активно обсуждается в российской печати. В литературе выдвигаются различные точки зрения об исторических корнях гражданского общества, о сущности гражданского общества, о соотношении гражданского общества и правового государства. Раскрытие специфики соотношения правового государства и гражданского общества имеет важное значение с практической и теоретической точек зрения.

Вопрос об отношениях личности общества и государства стал еще актуальнее именно сейчас, когда в постсоветском государстве стало возникать большое количество общественных институтов, а приоритетное значение субъектов правоотношений принципиально меняется, и на первый план выходит индивид, личность, права и свободы которой призвано гарантировать государство.

Вопросы о развитии гражданского общества возник еще и в связи с положительным опытом существования гражданского общества в других странах. Многие страны достигли высокого уровня развития именно благодаря развитому гражданскому обществу. В условиях гражданского общества граждане знают свои права и желают их использовать, при этом у них имеется желание исполнять свои обязанности, что говорит о достаточно высоком уровне правовой культуры граждан.

Но гражданское общество не может существовать отдельно от правового государства, поэтому встает вопрос об их соотношении, т.е. о степени вмешательства государства в жизнь общества.

Таким образом, цель работы состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение правового государства и гражданского общества. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи.

Дать характеристику гражданского общества.

Определить принципы правового государства.

Обозначить степень участия государства в общественной жизни граждан.

Объектом изучения являются государство и общество, а предмет изучения представлен взаимоотношениями личности, общества и государства.

Для эффективности исследования в работе используются в качестве ключевых понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями, между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Правовое государство - это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Для проведения исследования в работе используются различные методы. Прежде всего, это общенаучные методы, среди которых материалистический подход, диалектический метод. Для изучения института государства большое значение имеет метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Кроме общенаучных методов в работе применяются специальные методы теории государства и права: компаративистский метод, государственного моделирования, конкретно-социологический метод исследования.

Для раскрытия темы в работе используются учебники и учебно-методические пособия, а также периодические издания на выбранную тему исследования.

Структура работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность гражданского общества

По определению, уровень развитости любого демократического государства оценивается по наличию и степени развитости гражданского общества. Степень развитости гражданского общества говорит об уровне самоорганизации социума, так как гражданское общество характеризует совокупность разнообразных форм активности населения, не связанной с деятельность органов государственной власти. Само понятие «гражданское общество» отражает состояние общественных связей и отношений и при этом является показателем гражданской самодеятельности жителей страны и показателем разделения функций государства и общества.

Считается, что личность может быть истинно свободной только в демократическом государстве, где развито гражданское общество.

Понятия «гражданское общество» и «общество» не являются синонимами, так как слово «гражданское» несет в себе основную смысловую нагрузку, обозначая, что люди, находящиеся в обществе, находятся во взаимоотношениях друг с другом на основании конкретных юридических норм. Гражданское общество характеризуется сочетанием государственно-общественных и индивидуально-личностных интересов. В соответствии с тем, что в гражданском обществе в качестве приоритета выступают, права, свободы и законные интересы граждан, то антиподом гражданскому обществу может быть не просто общество «не гражданское», а общество, в котором наблюдается насилие над личностью, несоблюдение её прав и подобные явления.

В широком смысле слова, гражданское общество - это совокупность отношений, которые не охвачены государственной властью и её структурами. Это независимая от государства сфера, которая возникает и развивается в ходе естественно-исторического процесса. В таком случае, логично заключить, что гражданское общество может существовать не только при демократическом режиме, но и при авторитарном. Только тоталитарный режим, стремящийся подчинить государственной власти все сферы жизни, исключает существование гражданского общества. В узком значении гражданское общество представляет собой структуру, неотрывную от правового государства. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи, основанные на конкуренции и солидарности между партнерами. Это обусловлено характером отношений, которые охватываются гражданским обществом. В нем представлены такие отношения, как мораль, этика, этнические отношения, семейно-родственные, религиозные, политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, и многие другие.

Выделение гражданского общества не рассматривается как его категорическое противопоставление государственной власти. Это определение тех характеристик, которые свойственны только гражданскому обществу, и в этом заключается главная особенность современной общедемократической концепции. Это не просто какое-то объемное понятие, определяющее совокупность частных интересов, это также и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Следовательно, государство не может «учредить», «узаконить» желательный для него образец гражданского общества.

Как уже говорилось, существует положительный опыт высокоразвитых стран, в которых гражданское общество достаточно развито. Исследование такого опыта приводит к выводам, что гражданское общество - это высшая форма самореализации индивидов, которая характеризуется высокой правовой культурой, чувством ответственности. Гражданское общество является продуктом роста благосостояния, культуры и самосознания народа, оно начинается зарождаться в период перехода от сословно-феодального государства к правовому государству. Это значит, что индивид в такой стране обладает экономической самостоятельностью, основанной на частной собственности, он не связан сословными привилегиями, а также осознает, что его права и свободы являются высшей ценностью для государства, которое, в свою очередь, становится политическим инструментом, гарантирующим возможность реализации этих прав и свобод. Поэтому гражданское общество не может существовать без правового государства, а его деятельность направлена не просто на удовлетворение частных интересов, но и на укрепление этого государства.

Гражданское общество означает порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы. Такой порядок вещей обеспечивает недопущение со стороны государства злоупотреблений властью. Не секрет, что государство обладает большими силами, с помощью которых в любой момент может поглотить или подавить интересы социальных групп, как это было в Италии или германии, когда фашизм захватывал все новые позиции.

Чтобы не допустить такого рецидива, гражданское право в своих отношениях воплощает идеи права как выражение высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола. Гражданское общество предполагает наличие меры свободы всех членов гражданского общества. Это те нормативные (общеобязательные) требования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер, т.е. они не только воплощают в себе государственную волю, но эта воля в полной мере соответствует требованиям справедливости и свободы.

Сфера гражданского общества представлена повседневной жизнью индивидов, но многообразие потребностей должно быть согласовано, так как гражданское общество само по себе целостное образование и должно сохранять эту характеристику. Такое согласование и интеграция возможны при реализации управленческих функций государства, а это значит, что глобальное общество состоит из гражданского общества и государства.

По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»

Гражданское общество и государство отражают жизнь общества с двух противоположных сторон. Гражданское общество представлено сферой частных интересов индивидов, которые находятся в социальном, экономическом и политическом пространстве. Государство же представляет сферу тотально регламентированных отношений организованных субъектов политической жизни. В то же время гражданское общество взаимно дополняют друг друга, так как правовое государство не может быть построено без зрелого гражданского общества, а гражданское общество не может быть без правового государства, поскольку именно оно создает условия для реализации прав и свобод автономной личности.

Обычно юристами выделяются три качественные характеристики гражданского общества. Первая характеристика отражает правовую природу гражданского общества. Гражданское общество декламирует справедливость и свободу, но эти категории нормативно определены. Этот феномен можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, в гражданском обществе справедливость и свобода являются факторами, упорядочивающими деятельность людей. С другой стороны, человек считается свободным, если он подчиняется законам, которые регулируют применение свободы и справедливости.

Вторая качественная характеристика заключается в том, что гражданское общество не просто предоставляет пространство для реализации частных интересов, но в этом еще и заключается потенциал индивида: насколько он может самоорганизоваться и вступить во взаимоотношения с другими членами общества.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

2. Принципы правового государства

С тех пор, как стало развиваться гражданское общество, как составляющая государства, юристы и мыслители стали говорить о правовом государстве. Если учесть, что Платон и Аристотель называли закон ориентиром, устанавливаемым для граждан и правителей, Эпикур полагал, что политическое управление должно основываться на законе, то можно с уверенностью сказать, что идея правового государства берет свое начало в древности.

Такое отношение к праву наблюдалось не всегда. Например, в буржуазных странах консенсус в отношениях достигался путем сделки, общественного договора, а право рассматривалось как инструмент наведения социального порядка. Позднее право стало выступать как средство защиты населения от произвола государства.

Идеи правового государства поднимались в течение всей истории и до настоящего времени, при этом институт правового государства имел как сторонников, так и оппонентов. Можно согласиться отчасти с Кельзеном, который указывал, что при установлении нормативно-правовой регламентации общественного порядка, государство неизменно выступает как правовое.

В настоящее время выделение правового государства как отдельного института связано с указанием на его характерную черту: верховенство права, которое обеспечивается с помощью установленных механизмов, реализующих применение законов в политико-общественных отношениях. Весь правовой механизм направлен на обеспечение прав и законных интересов граждан.

Конечной целью построения правового государства является создание правовых форм и правовых начал, которые бы регулировали отношения публичной власти с субъектами права, и установление правового равенства для всех граждан.

Господство права тесно связано с правосознанием граждан, так как государство связано правом до того времени, пока в обществе низкая правовая культура, пока люди не имеют представления об объеме личной свободы, пока у народа низкоразвитые представления о господстве законности.

Пока человек говорит, что до 23 часов он может «хоть на голове стоять», это говорит о низкой правовой культуре, а когда он понимает, что после 23 часов нужно вести себя тихо, чтобы не мешать соседям, это уже выше уровень правовой культуры. Когда человек понимает, что в 22.30 часов он тоже мешает соседям, что наступление 23 часов - это не панацея от делинквентного поведения, это уже больший уровень правовой культуры, при таком уровне государство меньше связано правом.

В определенные моменты истории идея правового государства и соблюдения прав человека выдвигалась как альтернатива существующей идеологии.

Взаимосвязь правового государства с обществом, с его многочисленными коллективами имеет иной регулятивный и арбитражный характер, чем государства с иными политико-правовыми характеристиками. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства, общества и личности. Личность осознает ответственность за соблюдение прав другой личности, за признание интересов общества и государства.

За время разработки модели правового государства были выделены основные его характерные элементы.

Господство закона.

Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную.

Признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.

На основании этих элементов можно выделить нормативные признаки правового государства.

Законность как принцип создания и реализации норм права.

Закон требует общего подчинения всех субъектов права (органы власти, должностные лица, граждане), но это требование не стирает иерархичности нормативных правовых актов по юридической силе. Признак верховенства закона основывается на том, что не любой документ может быть законом, а только такой нормативный правовой акт, который принят уполномоченным на то органом с приданием ему соответствующего юридического значения. В Российской Федерации народным референдумом принята Конституция РФ, а представительными органами приняты Федеральные конституционные законы. Конституция РФ уполномочивает и другие представительные органы принимать нормативные правовые акты, с условием, что они не будут противоречить Основному закону, т.е. Конституции.

Издание нормативных актов должно быть как продолжение Конституции. Конституция РФ говорит о независимости судебной власти, но этот принцип излагается в общих словах, а конкретизируется этот принцип в Федеральных конституционных законах «О судебной власти», «О статусе судей общей юрисдикции» и других законах и подзаконных актах, которые, детализируя принцип независимости судей, не противоречат Конституции.

Законность выступает в качестве особого режима государственно-общественной жизни, который существует при соблюдении определенных условий.

Закон имеет правовой характер.

Закон обладает конституционно-правовой природой.

Закон является основой действия позитивного права.

Законодательная система страны должна обладать субординационной подчиненностью.

Закон выполняет роль регулятора общественных отношений.

Если закон устанавливает какие-либо ограничения, то они должны распространяться на все группы лиц или коллективы, независимо от их статуса.

Правовое государство призвано регулировать общественные отношения и разрешать столкновения публичных и частных интересов с помощью институциональных образований в пределах своих полномочий.

Во-первых, правовое государство предусматривает четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, разделение властей не должно исключать их взаимодействие при детальном определении предметов ведения с подключением механизмов «сдержек и противовесов».

В-третьих, в правовом государстве должна быть законодательно закреплена независимость судебной власти, как это сделано в Российской Федерации.

Эти направления обусловлены естественными различиями функций властной деятельности. Законотворчество заключается в том, чтобы выделить, сформулировать и законодательно закрепить правовую норму. Правоприменение или исполнительная деятельность государственных органов заключается во вмешательстве этих органов в общественную жизнь на основании правовых норм, установленных законодательными органами. Судебные органы осуществляют правоохранную деятельность, которая заключается в разрешении конфликтов, возникающих при столкновении публичных и частных интересов.

Теоретическое закрепление трех ветвей власти требует соответствующего порядка образования органов. Например, характер правотворческой деятельности требует, чтобы органы, осуществляющие эту деятельность, были избраны народом, как его представители, или осуществляли свои полномочия с участием народа. В свою очередь, судебные органы должны обладать авторитарностью и соответствующим обособлением от народа, чтобы их решения воспринимались, как законодательный вывод сложившихся правоотношений.

Если взаимодействие властей происходит успешно, то можно говорить об устойчивом построении власти в государстве. Можно вспомнить начало реформ, когда Конституционный Суд Российской Федерации не мог сохранить свою независимость и постоянно оказывался вовлеченным в кулуарные склоки депутатов. Этот период не характеризовался устойчивостью власти. Все ветви власти осознавали необходимость наличия в стране Конституционного Суда, поэтому пытались определить его законодательную основу. В 1994 году был принят Федеральный конституционный закон, который предусматривает принципы действия Конституционного Суда РФ, его состав. Почти 20-летнее существование Конституционного Суда уже говорит о некоторой устойчивости власти в государстве.

Эта относительная неизменность законодательства говорит о том, что ветви государственной власти образуют достаточно устойчивый механизм, обеспеченный системой «сдержек и противовесов». Эта система состоит из определенных ограничений в пользовании ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной власти между ее органами, различаемыми по уровню политического властвования, по функциям властной деятельности.

Эта система воплощается в нескольких проявлениях.

Рациональное сочетание сильной исполнительной власти и представительной власти, которая наделена определенными контрольными полномочиями.

«Раздвоенная» исполнительная власть (Президент и Правительство).

Разграничение центральной власти и власти органов субъектов Федерации.

Законодательно определенное соотношение органов центральной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом, система «сдержек и противовесов» призвана обеспечить нормальное взаимодействие ветвей власти, не допуская доминирования какой-то одной власти путем исполнения несвойственной ей функций, установить оптимальное соотношение всех трех ветвей власти.

Обособление судебной власти - это не пустая конституционная прерогатива, а необходимое требование правовой действительности, так как судебная власть должна отождествляться с авторитетом, именно она должна признаваться в стране арбитром при решении различных коллизионных вопросов. В Конституции РФ и в Федеральных конституционных законах, регламентирующих деятельность судебной системы на разных уровнях, содержатся законодательно закрепленные гарантии - правосудие осуществляется только судом; статус судей включает в себя независимость, несменяемость и неприкосновенность; в некоторых случаях судебное производство ведется с участием присяжных заседателей; публичность вынесения судебных решений.

Конституционный Суд РФ ведет контроль за соответствием принимаемых законов Конституции РФ.

Это касается нормативных признаков правового государства, но правовое государство обладает еще и личностно общественными признаками, к которым относятся:

конституционное закрепление приоритета основных прав и свобод человека и гражданина;

всесторонняя поддержка государством правозащитных движений и правозащитной деятельности государственных органов;

должный уровень правовой культуры и государственно-правовое сознание граждан.

В настоящее время в международном сообществе мнение о государстве складывается по тому, как государственная власть относится к правам и законным интересам человека и гражданина. Это говорит о том, что современное правовое государство должно реализовывать принципы международного гуманитарного права в своей деятельности.

По развитию российского законодательства видно, что Конституция РФ не ограничивается защитой и соблюдением только неотъемлемых прав и интересов человека и прав гражданина. Государство разрабатывает и принимает законодательные акты, направленные на реализацию таких прав человека и гражданина, как социальные, экономические и культурные права индивидов. Государством признаны коллективные права: право наций, право народов, право ассоциаций.

Государством не просто признаются и закрепляются за индивидами эти права, но и предусматриваются гарантии их реализации. Среди таких гарантий стоит назвать такие: парламентский контроль, конституционные, судебные, административные механизмы, введение института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Государство содействует организации общественных механизмов, нацеленных на поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, осуществлению разнообразных социальных программ.

Такое смещение приоритетов повышает авторитет государства в глазах народа. Такие понятия, как законность, оправданность, необходимость правовых норм перестают быть для людей простыми терминами, но они становятся ценностными ориентирами, идеалами, что также повышает социальную активность индивидов.

В идеальной теоретической модели правового государства личность обладает ответственностью, самостоятельностью, правовым сознанием, политическим осознанием своей значимости в делах государства. Многие говорят, что в России правового государства как не было, так и нет, но, исходя из изложенного, можно сказать, что Россия находится на верном пути к построению правового государства. Осталось немного, так как законодательная система России уже обладает некоторыми признаками устойчивости. Реальное построение правового государства зависит от множества субъективных и объективных факторов, которые не могут сложиться в стройную картину только по желанию законодателя или граждан страны.

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

государство гражданское общество

Прежде всего, необходимо указать, что общество существует больше, чем государство, а гражданское общество сформировалось только к концу XVII века. Это было общество людей, освобожденных от запретов и административной регламентации. Такое общество образовалось в развитых странах в условиях капитализма, где отношения между людьми строились на основании свободного предпринимательства и частной собственности. В этом обществе признавалось равенство прав и свобод граждан на основе законодательного закрепления. Конституция приобрела новое значение, а именно значение соглашения между гражданским обществом и государством.

В настоящее время Конституция РФ является подобным соглашением, в котором за государством закреплена сфера публичной власти, а за гражданским обществом - сфера частных интересов и индивидуальных свобод.

Гражданское общество увеличивает сферу деятельности государства в плане контроля судебной власти за представительными и исполнительными органами, а также увеличивает сферу участия граждан в делах страны.

Соотношение гражданского общества и правового государства характеризуется тем, что деятельность представительных органов государственной власти ограничивается деятельностью политических партий и общественных образований.

Развитое гражданское общество нивелирует сторожевую функцию государства, но государство теперь больше занимается управлением в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, экономической деятельности. Но в то же время гражданское общество ожидает от государства таких действий, граждане осознают, что без правового государства многие потребности общества могут остаться без удовлетворения. Государство уже не осуществляет тотального контроля за экономикой государства, но вмешивается в те моменты, когда возникают коллизии. Расширяется сфера публичного права и развивается социальное законодательство.

Таким образом, теоретическая модель современного цивилизованного государства выглядит примерно так: правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Выходит, что гражданское общество становится сильнее и влиятельнее государства, но, в противовес, гражданское общество стремится к тому, чтобы государству было подчинено все общество, но подчинение должно быть организовано через институты демократии, через законодательство, воспринимающее права и свободы человека высшей ценностью, через общественное мнение и многопартийную систему. Государство, к примеру, не может запретить современной молодежи увлечение пирсингом и татуировкой, как бы это ни выглядело со стороны, потому что это является культурным правом молодежи. Но государство может обеспечить надлежащие условия, чтобы эти права не были нарушены.

Законодательство принимает вид волеизъявления народа и социальный характер, благодаря чему малообеспеченным слоям гарантируются льготы и социальные выплаты, но это не ставит эту группу в доминирующее положение.

Народы стран с развитым гражданским обществом общаются между собой через всемирный рынок и на основании международных пактов. В таких обстоятельствах повышается авторитет международных организаций (ООН, например).

С одной стороны, кажется, что гражданское общество стремится к тому, чтобы в перспективе заменить государство общественным самоуправлением. Но, с другой стороны, это разрушит установленное соотношение правового государства и гражданского общества. Разрушение этого соотношения может привести к тому, что гражданское общество придет в упадок и в стране установится тоталитаризм или полная анархия.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.

Следовательно, соотношение правового государства и гражданского общества, при котором государство обеспечивает, соблюдает, гарантирует и защищает права, свободы и законные интересы своих граждан, а граждане направляют свои усилия на развитие правового государства, должно быть сохранено.

Заключение

Общество и государство, их соотношение - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.

Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной организованной силой, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом, государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется, в конечном счете, объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.

Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства уравновешивается, ограничивается контролем общества за его деятельностью, а также оценкой этой деятельности.

Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства. Гражданское общество как система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан (институтов, структур), действующих на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета №7. 21.01.2009.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 05.04.2013 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. №№ 138 - 139. 23.07.1994.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. №3. 06.01.1997.

Аврутин Е.Ю. Государство и право. Теория и право. - М.: Издательство «ЮНИТИ», 2009.

Васильев А.В. Теория права и государства: Курс лекций / Тема 22. - М.: Издательство РАГС, 2000.

Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли / Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Юрист, 2003.

Давлетшина Н.В., Кимлика Б.Б., Кларк Р.Дж., Рей Д.У. Демократия: государство и общество. - М.: Издательство «КНОРУС», 2009.

Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мартышин О.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Издательство «Норма», 2009.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «Приор», 2000.

Основы российского права. Учебник / Кашанин А.В., Кашанина Т.В. - М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2006.

Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Издательство «Дашков и Ко», 2009.

Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. - 1997. - №4.

Коломийцев В.Ф. Демократия - это гражданское общество и правовое государство // Гражданин и право. - 2008. - №4.

Крупеня Е.М. Политико-правовая активность личности и российское государство: к вопросу цивилизованной соотносимости // История государства и права. - 2009. - №7.

Пахомов В.Г. Правовое государство: исходные положения // Право и государство: теория и практика. - 2007. - №2.



Просмотров