Как узнать что ты друг огня. Сунженское сельское поселение

Библиографическое описание: Шакирзянов Д. И., Храмова Л. Р. Огонь - друг и враг человека // Юный ученый. — 2016. — №5. — С. 101-103..07.2019).





Перед нами коробок, Он похож на теремок, Злой волшебник в нем живет, Недовольный пряча взгляд, Непослушных ждет ребят. Как начнет он их просить: «Можно с вами мне дружить? Я веселый огонек, Стал мне тесен коробок! Разве трудно спичку взять, - Отпустить меня гулять? Буду бегать и шалить, Всех могу развеселить!» Очень хитрый огонек! А ребятам невдомек, Что дружить с таким нельзя, Спички прячутся не зря!

Огонь - это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая - пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь - враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар.

Пожар - не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара - знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это - одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении - закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу - внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

Вызывая пожарную охрану, не спешите скороговоркой крикнуть: «Караул!» - и бросить трубку, вас могут не понять и не расслышать (тогда помощи не дождётесь). Надо четко назвать

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём - залог нашей безопасности.

«Огонь - друг или враг, всё зависит оттого, как мы с ним обращаемся».

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Литература:

  1. О. В. Павлова. Пожарная безопасность в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Е. Л. Мадлевская. Русская мифология. Энциклопедия. - Москва, 2007.
  3. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Основы безопасности жизнедеятельности 3–4 класс. Москва: «Просвещение», 2011.

Приложение № 1

ГОРОДСКАЯ ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА,

Выполнил(а):

Разгадай кроссворд.

2 3
1
4
5 6 7
8

По горизонтали:

1. Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая ….

Она, словно золотая орлица,

Наземь пожаром садится.

В руки бери … .

8. Побежал огонь во двор.

Это кто там жег …?

По вертикали:

2. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …

3. Дым увидев - не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

5. Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется.

6. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …?

7. Хоть и маленькая я,



Довожу и до огня.

Разгадай ребусы.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А когда огонь для нас враг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как называется огонь, объединяющий людей всего мира?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Соедини линиями начало фраз с их окончаниями и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

У Джерри перегорела лампочка, помоги ему выбрать предмет, безопасный для освещения.

Напиши название этого предмета ____________________________

Найди на рисунке и напиши, что стало причиной пожара. Обведи место пожара в кружок. Обозначь стрелками путь эвакуации из горящей квартиры. Раскрась картинку.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Внимательно прочитай вопросы теста. Обведи правильный ответ.

1. В школе объявили пожарную тревогу. Началась эвакуация. Ваши действия.

а) Прикрыв органы дыхания мокрой тряпкой, выбегу из школы и позвоню родителям;

б) Останусь в классе, так как это тренировочная эвакуация;

в) По указанию учителя вместе с одноклассниками покину класс и через ближайший безопасный выход выйду из школы;

г) Быстро соберу все свои вещи, оденусь и вместе со всеми побегу к выходу.



2. У тебя дома загорелся компьютер. Какими будут твои действия?

а) Буду тушить компьютер водой и вызову пожарную охрану;

б) Открою окно, чтобы не задохнуться, сам начну тушить компьютер;

в) Убегу из квартиры и никому ничего не скажу;

г) Закрою в этой комнате окна и дверь, выбегу из квартиры и позвоню пожарным.

3. Находясь дома один, ты почувствовал запах газа. Что ты будешь делать?

а) Убегу из дома;

б) Открою форточку или окно, чтобы проветрить помещение. Позвоню в газовую службу;

в) Воспользуюсь освежителем воздуха и позвоню родителям;

г) Включу свет, чтобы проверить, где произошла утечка газа.

4. Чем может быть опасно использование петард, хлопушек, бенгальских огней, фейерверков?

а) Они не опасны. Я всегда их использую;

б) Если увидят взрослые, они будут ругаться;

в) Они могут вызвать пожар, но я знаю, как с ним справиться;

г) Они могут привести к ожогам, травмам и пожару.

Отгадай загадки.

Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (___________________________________)

Без него мы как без рук,
Нам он самый лучший друг,
Но порою он, ребята,
Может стать врагом заклятым! (___________________________________)

От огня горит и тает,

Помещенье освещает.

В пироге на день рожденья

Может быть как украшенье. (__________________________________)

Вот тучи брызнули дождём,

Светло вдруг стало, точно днём.

Что ослепительно сверкает,

В лесу деревья поджигает? (__________________________________)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (___________________________________)

Красная макушка,

Два ушка, два дужка.

Пусто так бренчит,

А наполнишь - молчит. (___________________________________)

Творческая работа.

В этом задании участнику викторины предлагается выполнить любую творческую работу на противопожарную тематику (нарисовать рисунок, плакат, сочинить стихотворение, сказку, составить ребус, кроссворд, сделать поделку и т.д.).

Наличие творческой работы - дополнительный шанс к успеху!

Приложение № 1

Центр противопожарной пропаганды и общественных связей МБУ УПО г. Уфы

ГОРОДСКАЯ ЗАОЧНАЯ ВИКТОРИНА,

ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Выполнил(а):

ученик(ца)_______________________

________________________________

класс____________________________

школа___________________________

район___________________________

Задания для учащихся 1-2 классов.

Разгадай кроссворд.

2 3
1
4
5 6 7
8

По горизонтали:

1. Чтобы не было огня

Не играйте вы в меня.

Я огня сестричка,

Маленькая ….

4. Она летит, как огневая стрела,

Она, словно золотая орлица,

Наземь пожаром садится.

5. При тушении пожара ты не просто смотритель,

В руки бери … .

8. Побежал огонь во двор.

Это кто там жег …?

По вертикали:

2. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем …

3. Дым увидев - не зевайте,

Нас скорее вызывайте.

5. Кто меня не бережется

Тот очень сильно обожжется.

6. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …?

7. Хоть и маленькая я,

Довожу и до огня.

Разгадай ребусы.

__________________________________________________________________

Огонь – наш друг, но он и враг. Напиши, когда огонь для нас друг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

А когда огонь для нас враг?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочис-ленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Проме-тей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.
В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, овладел способами управления им.
Прежде всего, наши далекие предки научились добывать огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки – трение одного сухого куска дерева о другой или высекание искры ударом о камень камнем. Вот почему в те далекие времена так священно оберегался огонь в виде костра. В костер запрещалось бросать отходы, так как это могло "оскорбить" огонь. Костер нельзя было ворошить острым предметом, чтобы не поранить дух огня.
Огонь – друг . Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть невозможные для жизни человека климатические условия. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Чтобы изготовить нож, трактор, автомашину, тепловоз нужен металл. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Огонь приводит в движение пароходы, автомашины, самосвалы, ракеты. Пар, добытый при помощи огня, электричество, дающее тепло, энергию, свет – облегчают жизнь человека.
Огонь – символ . С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
Огонь – враг , оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли с лица Земли в гигантских языках пламени. Бесценные творения созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
Летопись рассказывает, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Она подвергла осаде их главный город – Искоростень, но много-дневная осада не сломила сопротивление восставших. Тогда Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоро-стень и разрушила его.
В Новгороде храниться летопись 1508 г., в которой записано, что "… в первом часу дня на заутрени в неделю был большой пожар, загорелось на славянской улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи, и погорела торговая сторона вся, и жизней без числа сгорело". В летописи записано, что во время пожара погибло более 3 тысяч человек.
По несколько раз выгорали дотла многие города и села. Горела Москва, горели Новгород, Ярославль, Нижний Новгород, города Поволжья. На голом месте, без крова и средств существования, оставались уцелевшие жители. Захватывая огромные площади, пожары уничтожали леса и посевы, вселяя в людей ужас, заставляя их бросать родные места. Происходило это потому, что люди, научившись добывать огонь, не научились бороться с ним. Огонь стал не только другом, но и превратился в его недруга – пожар, который уничтожает материальные ценности, в огне которого гибнут люди, животные.
ПОЖАР. Что же представляет он собой сегодня? Может это только в прошлом, огонь был страшен людям? Может современный человек, вооруженный знаниями и мощнейшей техникой, уже справился с этим бедствием? Ведь и в самом деле, многие за всю свою жизнь так и не увидят реального пожара и, встретив на городской улице пожарную машину, лишь удивленно посмотрят ей вслед.
Конечно, на экранах телевизоров довольно часто бушуют настоящие или имитированные пожа
ры, но ведь это там, на экране, и хотя порой зрелище очень впечатляющее, но совсем не страшное. Поэтому, узнав из газет о том или ином случае пожара, чаще вспоминают именно тот, кинематогра-фический, красивый и нестрашный пожар. Отсюда и рождает-ся представление о самой сути проблемы пожаров, столь далекое от реального положения.
Согласно социологическим исследованиям и опросам более 70 % людей пожары относят к категории стихийного бедствия. Около 80% считают, что пожаров сегодня куда меньше, чем раньше. Глубокое заблуждение! В действитель-ности же огненная проблема была, есть и, без опасения впасть в ошибку, будет существовать в обозримом будущем. В наше время эта проблема, безусловно, приобрела особую остроту.
Общее количество пожаров на нашей планете достигло 5,5 миллиона в год – каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Поэтому неудивительно, что в наши дни пожары действительно все чаще становятся проблемой номер один.
Огонь уносит десятки тысяч человеческих жизней, калечит здоровье и судьбы миллионов людей, уничтожает порой бесценные реликвии человеческой жизни и истории. Говоря об опасности пожаров для человека, вспомним слова В. Травинского: "Яснее ясного, когда жертвы исчисляются десятками тысяч, а убытки – миллиардами, то получается, что пожары вполне сравнимы с "малыми войнами" ХХ века. Но малые войны начинаются и кончаются, а пожарные потери ежегодны – идет такая непрерывная "малая война с огнем".
При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан России оказываются лицом к лицу с огнем.
Наша страна имеет самый высокий уровень в мире гибели и травматизма людей на пожарах, более чем в три раза превышающий средний уровень развитых зарубежных стран.
В течение часа пока идет урок, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности на миллионы рублей, погибнет, по меньшей мере, один человек, около 10 получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.
Огонь – друг, огонь – враг … какой гранью он обернет-ся к нам, зависит от человека. Когда в свое время к великому Эйнштейну обратились с вопросом, опасна ли атомная энергия для человечества, он ответил: « не больше, чем коробка спичек. Дело только в том, в чьих руках она будет».
Пожар может возникнуть всюду, где найдет хотя бы малейшую лазейку. Это и не выключенный вовремя электри-ческий утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода, нарушение правил проведения огневых или сварочных работ. В промышленности, в производстве, в быту появились новые вещества и материалы, созданные с помощью химии и физики. Широко используются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах, с использованием сырья, обладающего крайне высокой пожароопасностью.
В связи с этим возможность возникновения пожаров в наше время неизмеримо возросла. В каждом доме – обилие электроприборов. Здесь и холодильники, электрочайники, и телевизоры, наконец, утюги и электронагреватели. Во многих домах газ - незаменимый помощник жильцов. Однако этот помощник может легко превратиться в источник бед при неосторожном с ним обращении.
Окинем взглядом предметы, находящиеся в наших квартирах. Рядом со шкафом из дерева стоит диван на поролоновой основе. А в ванной? Там, на полочках - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющимися, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими препаратами. Все большее внимание в отделке помещений в быту находят
полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека.
В большинстве случаев люди на пожарах, в особенности дети гибнут сейчас не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.
О том, что огонь жжется, знает каждый. А вот грозной опасности, которую таит в себе обыкновенная электрическая розетка, знают далеко не все, а тем более дети. Стоит ребенку взять в руки гвоздь, шпильку и, «от нечего делать», ковыр-нуть ими в розетке – тяжелая травма неизбежна.
Примерно каждый шестой – восьмой пожар в России вспыхивает из-за шалости детей с огнем, от их неумелого обращения с ним. Каждый пятый погибший на пожаре – несовершеннолетний. За этой статистикой – трагедия многих людей. И уж ничем не измерить горечь потери, когда в огне гибнут сами дети.
Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах, в особенности многоэтажных, представляет паника. Известны случаи, когда при возникновении даже незначительного загорания люди, преувеличивая опасность, с криками бросались к выходам, вызывая общее смятение. Это приводи-ло к давкам, заторам, ушибам и даже к гибели людей.
Иные, спасаясь от огня, выбегают из горящих помеще-ний, оставляя открытыми двери. Распространяясь через дверные проемы, пламя охватывает новые помещения. Кое - кто ничем себя не защитив, пытается уйти через помещения объятые огнем. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. К тому же человек получает при этом тяжелые ожоги.
У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях дети обычно прячутся под кроватями, одеялами, в шкафах, укромных уголках комнат. Не пытаются бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать же их в задымленных помещени-ях порой нелегко.

Довольно частая ситуация: мать ушла, оставив на время детей без присмотра. Кто-то из них заходит на кухню. Внимание ребенка привлекает коробочка с яркой этикеткой. Подражая отцу или матери, он неуверенным движением достает спичку, чиркает ее и – о, радость! Вспыхивает огонек. Горит, подбираясь к пальчикам. И вдруг начинает «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она падает на пол или стол, или скатерть… Беды тогда не миновать. Ведь темпера-тура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей, сделанных из древесины, текстиля и синтетики.
Детей одних иногда запирают в доме, где топится печь. Неисправный дымоход, выпал уголек из печи. На первый взгляд вроде мелочь, но и она может привести к большой беде.
Бывает и так. Малышу надоели игрушки, он капризни-чает, мать, желая успокоить ребенка, дает ему коробок спичек. Он перестает плакать, раскладывая на полу спички. Взрослые довольны – ребенок успокоился, но вот в другой раз малыш сам уже потянется за спичками и попробует их зажечь, подражая взрослым.
Иные родители используют спички для игр с детьми – выкладывают из них различные фигурки, учат считать.
Нет нужды говорить о том, что в таких играх таиться большое зло: дети привыкают к спичкам, ищут их. А порой прячут в карман, отправляясь на прогулку. А там разжигают костры, причем в близи строений, около хлебных массивов, в лесу. Увлекшись игрой, ребята могут забыть потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры могут разлететься на большое расстояние, и привести к пожару. Случаются трагедии, когда дети находят и бросают в костер порох, патроны, гранаты и неизвестные предметы, становясь инвалидами в результате взрыва.
А сколько неприятностей приносят бумажные голуби или самолетики, которые с подожженными хвостами бросают некоторые ребята с балконов или окон. Под действием ветра эти «жарптицы» залетают в форточки и на балконы нижерас-положенных этажей, вызывая серьезные пожары.
Часто, подражая взрослым, дети начинают украдкой курить, выбирая для этого такие места, где можно надежно спрятаться от взрослых. При появлении родителей или педагогов они, стремясь скрыть свой проступок, бросают, непотушенную сигарету куда попало, не думая, что может произойти пожар.
Начало лета совпадает с обильным цветением тополя. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Для ребят этот пух – предмет забав: стоит поднести спичку – и он вспыхивает, как порох. Огонь бежит по нему, как по бикфор-дову шнуру. Интересно и… опасно. Можно привести немало примеров, когда, вспыхнув от детской шалости, огонь «пробегал» по пуху десятки метров и, найдя подходящую «пищу» разгорался пожаром.
Дорого обходятся подобного рода забавы. В такие дни чаще обычного звонят по телефону «01». Пожарные то и дело выезжают по срочным вызовам.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдет в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установ-ленном законном порядке.

Огонь – друг и враг.

Огонь издавна был другом человека. Когда-то, давным-давно, Прометей похитил у Зевса священный огонь и отдал его людям. И вот с тех самых пор огонь является неизменным и вечным спутником человека, будучи одновременно его врагом и другом. Наши предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, приручали огонь, поселяли в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить еду. Огонь спасал от холода. Человек считал огонь божеством и поклонялся ему.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества, но другом и помощником быть не перестал. Как и в древности , он согревает нас, помогает готовить еду: иногда на костре в походе, а чаще всего на газовой плите или в деревенской печке. Велика сила огня!

Но если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Это происходит, когда огонь вырывается из-под контроля, возникает пожар. Пожар – не случайность, а результат беспечности человека. Будьте осторожнее и аккуратнее с огнем!

Чуканов Егор, 5-б
Когда огонь враг.

Мы часто не задумываемся над тем, какие последствия происходят из-за нашего равнодушия к людям, к природе, к животным.

Нечаянно брошенная сигарета, спичка приводят к страшным последствиям. В огненной буре гибнут люди , животные, насекомые. Лес, который дает нам кислород, питает нас, дарит красоту, вынужден терпеть наши необдуманные поступки.

За последние три года в огненной пасте уничтожено более двухсот тысяч гектар леса. В огне погибло двадцать три тысячи ни в чем неповинных животных: лис, лосей, ежей, волков. Уничтожая лес, люди будут ощущать нехватку кислорода, лесных водоемов. Не спасая животных, люди нарушают природное равновесие, что может привести к исчезновению животных. Станет много насекомых – опять проблемы для человека. Лес перестанет дарить нам необыкновенную красоту и птичью трель.

В жизни человека огонь играет большую роль. Человек обеспечил себя с помощью огня теплом. Огонь приводит в движение машины, самолеты. Но неосторожное обращение с огнем приводит к пожару . Часто пожары бывают в домах и на дачах, из-за этого сгорает имущество людей и сами здания. Причиной пожара могут быть дети, которые играют со спичками, в результате чего сами погибают в огне. Летом в жаркую погоду в лесах возникают пожары, из-за этого гибнут деревья, животные, растения. Наносится большой вред экологии. Огонь – это страшная сила!

Маконков Матвей, 5-б

Или
нам
враг»
Беседа
В 4 классе
на тему: «Огонь

●закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме
“Правила пожарной безопасности”;
●расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с
огнём.
Задачи:
●понять как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни
человека;
●ознакомить с причинами возникновения пожара;
●познакомить с правилами осторожного обращения с огнём.
Учитель: Кирилюк Т.М.
Огонь – нам друг или враг
­ Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. О чем пойдет речь, вы узнаете
отгадав загадку:
Красными платками в печке он горит.
«Будь со мною осторожен!»­
каждому он говорит.
Ты рукой его не тронь­
Больней крапивы жжет…(огонь)
­ Действительно, мы сегодня будем говорить об огне.
Слово «огонь» известно людям еще с древних времен. Давным–давно, когда люди еще
жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь.
Да, огонь
­ давний друг человека. Но об огне, как о друге мы нередко забываем. А ведь с его
помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в повседневном быту и на
производстве.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с вами:
Гонит холод, гонит мрак,
Я приветливое пламя
Поднимаю, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Знают все человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!

­ Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая­пребольшая. Огонь может быть
другом.
Расскажите когда огонь­друг?
­ Полезные свойства огня научились использовать сталевары, электросварщики и люди
других профессий.
Ты видел, как он управляет огнём?
Железная маска надета на нём.
Вот строится дом ­ посмотрим поутру.
Он в стёганой куртке сидит на ветру.
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов...
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом!
­ Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то я ­ огонь могу стать
страшным, коварным врагом. Я унесу миллионы человеческих жизней, сотру с лица
Земли большие города, и маленькие деревни.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
ученик:
подготовленный

­ Ребята, как вы думаете, от чего возникают пожары? (рассказываем о причинах
возникновения пожаров)
­ Да неосторожное обращение с огнём может привести к беде.
­ Но существуют люди, которые всегда придут на помощь и помогут потушить
разбушевавшийся огонь. Скажите что это за люди?
­ А какой номер нужно набрать, чтобы на помощь приехали пожарные?
Рассказывает

Если ты о пожаре услыхал ­
Скорей об этом дай сигнал.
Нужно смело трубку взять,
«01» суметь набрать.
И назвать ещё потом.
Адрес: улицу и дом,
И квартиру, где живёшь.
И ещё сказать: «Даю
Вам фамилию свою»,
Так же номер телефона,
У которого стою.
­ А теперь составим пословицы, которые помогут вам запомнить правила
противопожарной безопасности.

«Доскажи

Словечко». Тот кому попадет шар, должен быстро сказать последнее слово
Вы получите разрезные карточки, на которых находятся ­ левая и правая части пословицы.
Что нужно с ними сделать, чтобы получилась пословица?
1.Не шути с огнём – можешь сгореть.
2.Спички не тронь – в них огонь.
3.Жжется печь, её не тронь, потому что в ней огонь.
4.Пожар легче предупредить, чем затушить.
Игра

стихотворной строки и передать шар другому.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,­
Там взовьется в небо шар,
Таи всегда грозить нам будет злой….(пожар).
Раз, два, три, четыре­
У кого пожар в…(квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил…(утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками … (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над …(газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички… (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег… (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег… (траву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …(предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер …(01)
Дым увидел – не зевай
И пожарных …(вызывай)
­ Кто может назвать, какие предметы в доме являются пожароопасными?
­ В заключение нашего разговора я хотела бы посмотреть, как вы знаете основные правила
противопожарной безопасности. Я читаю вам четверостишия, а вы, если считаете, что
нужно поступить именно так говорите хором:
«Это ­ я, это ­ я, это­все мои друзья!», а если не согласны молчите.
1.Кто, задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От огня?
2.Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
3.Кто соседской детворе,
Объясняет во дворе,



Просмотров