Каким образом выражается авторская позиция в прозе. Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

Существуют разные способы выражения авторской позиции.

1. Прежде всего это прямое высказывание автора:

Автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе "Война и мир", пространно формулируя собственные мысли об историческом процессе, роли личности в истории, действиях исторических законов и т.д. и доказывая эти мысли на примере судеб своих героев.

2. в названии произведения

А) Заглавие вводит читателя в мир произведения, выражает основную тему текста, определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. (И. С. Тургенев «Отцы и дети», Грибоедов «Горе от ума»).

Б) Заглавие может называть главного героя произведения («Евгений Онегин», «Обломов», «Анна Каренина», «Иванов»)

В) Заглавие текста может указывать на время и место действия («Полтава» А.С. Пушкина, «После бала» Л.Н. Толстого, «В овраге» А.П. Чехова, «Ущелье» И.А. Бунина, «Петербург» А. Белого).

Таким образом, заглавие художественного произведения, во-первых, соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями, временем действия: «Гусев» А.П. Чехова, «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстого.

Г) Заглавие может выражать авторское видение изображаемых ситуаций, возможное развитие темы (сюжета) («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Обыкновенна история» И.А. Гончарова.)

Так, например, заглавие рассказа А.П. Чехова «Ионыч» отсылает к последней главе произведения и отражает уже завершившуюся деградацию героя. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда оно занимает позицию заглавия и тем самым привлекает внимание читателя к называемому им персонажу, особо выделяет его в художественном мире произведения («Евгений Онегин», «Неточка Незванова», «Анна Каренина», «Рудин», «Иванов» и др.). И.А. Гончарова «Обломов

Д) В заглавии может содержаться оценка: Маяковский «Хорошо»

3. в отдельных предложениях, через ряд аргументов

4. в лирических отступлениях, ремарках, вставках

Несюжетными элементами считаются: вставные эпизоды; лирические (иначе - авторские) отступления. (Гоголь «Мертвые души», Пушкин «Евгений Онегин», Толстой «Война и мир»)

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

6. в последнем абзаце, предложении

7. в эпиграфе: «Береги честь смолоду» (Пушкин «Капитанская дочка»)

8. через внешность персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т.п.). (например, портрет Элен в "Войне и мире" Л. Н. Толстого передает отрицательное отношение автора к этому персонажу, и напротив, портреты Наташи и княжны Марьи — положительное, ироничное в портрете Петра Петровича Лужина, "ясные черные" глаза Павла Петровича Кирсанова (И.Тургенев); "смятое острое, хищное" лицо Челкаша и "здоровое" , "добродушное" и "тупое" лицо Гаврилы (Горький);

9. через речевую характеристику: канцелярская речь Лужина вызывает у автора отталкивающее ощущение, трогательно-сбивчивая речь Сонечки Мармеладовой умиляет Достоевского

10. через имена героев: назвав Базарова Евгением , Тургенев выразил свое глубокое уважение и искреннюю любовь к этому герою, так как имя Евгений означает по-гречески "благородный"; говорящие имена героев Островского «Гроза», Салтыкова-Щедрина «История одного города», Гоголя «Мертвые души»

11. через особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад", отрицательно характеризует действующих лиц)

12. через раскрытие мыслей и чувств героев - психологизм. Крупнейшими писателями-психологами в русской литературе являются М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

13. через образы природы: пейзаж часто создает нужное автору настроение, например, в романах и повестях И. С. Тургенева, в рассказах и пьесах А. П. Чехова и т.п. Природа определяет своеобразие характера Татьяны в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина, возрождение к жизни Болконского.

Влияние на человека урбанистической обстановки показано в пьесе А.Н. Островского "Гроза", в "Преступлении и наказании", в романе "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова. Городской пейзаж присутствует и в некоторых лирических произведениях ("Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..." А.А. Блока). Тургеневское несогласие с точкой зрения Базарова на природу как на мастерскую, а на человека - как на работника в ней, проявляется через пейзажные сцены: столько красоты и любви увидел в невзрачной русской природе автор.

14. через композицию произведения: в построении стихотворения Блока «Незнакомка» с помощью звукописи (обилие резкого р в 1 строфе в сопоставлении мягких звуков [а:], [нн]) Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию.

«1. Четко, прямо, непосредственно:

    в названии текста;

    в отдельных предложениях текста;

    через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

    риторические вопросы;

    риторические восклицания;

    порядок слов;

    лексические повторы;

    оценочную лексику;

    модальные слова и частицы;

    ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.» 8

В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся.

В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

    Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!» 9

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

    имена исторических деятелей,

    названия событий,

    даты,

    цитаты,

    различные исторические факты,

    положения официальных документов,

    народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,

    примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ (известно, что 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет «списанных» сочинений из готовых вариантов по традиционным темам (в Интернете, как говорят ученики, можно найти сочинение на любую тему); в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

Предлагаю варианты работы с текстами из художественных произведений. При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.

Цель мастер-класса : познакомить с теорией и показать на практике, как формируется умение находить авторскую позицию в 5-6 классе.

Актуальность данного мастер класса обусловлена следующими факторами :

  1. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям
  2. Низкими показателями результатов в области чтения, трудностями, с которыми сталкиваются школьники при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Теория

Проблема авторского самовыражения является одной из ключевых в современном литературоведении. Интерес к авторству проявлял ещё Аристотель и Гегель. Обострение интереса к проявления авторской позиции в художественном произведении обозначается уже в середине ХІХ века.

  1. в названии текста
  2. через ключевые слова
  3. через ряд аргументов
  4. в лирических отступлениях, ремарках, вставках
  5. прямая оценка событий и героев, авторская характеристика
  6. в эпиграфе
  7. через художественные приёмы, детали
  8. языковые средства изобразительности

Сегодня на мастер- классе я хочу более подробно остановиться на работе с одним из важнейших компонентов текста - заглавие и показать приём работы с ключевыми словами.
Прежде чем говорить о работе с заглавием, хотелось бы вспомнить слова учёных-психологов Граник Генриетты Григорьевны и Бондаренко Стеллы Морисовны: «Заголовок - это « входная дверь текста». Заголовок будоражит весь «личный багаж» человека. Заголовок рождает загадку, вызывает вопросы и гипотезы… Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом»

Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие активизирует восприятие читателя и вводит читателя в мир произведения. Заглавие художественного текста не что иное, как первая интерпретация произведения, причем интерпретация, предлагаемая самим автором. Между заглавием и текстом существуют особые отношения: открывая произведение, заглавие требует обязательного возвращения к нему после прочтения всего текста, основной смысл названия всегда выводится из сопоставления с уже прочитанным полностью произведением.

Приемы работы с заголовком

При работе с любым текстом можно существуют три этапа восприятия заголовка:

  1. интерпретация заголовка до текста (предтекстовый период),
  2. интерпретация заголовка в тексте (этап восприятия произведения)
  3. интерпретация заголовка по окончании текста

Более подробно предлагаю рассмотреть приемы работы с заголовком на этапе антиципации(предтекстовый период)

В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.

Задания на предвосхищение предшествуют чтению текста. Выдвигаются гипотезы по содержанию текста с их последующим подтверждением или опровержением после прочтения текста. Также на осмысление и осознанности чтения направлены такие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения по названию произведения, составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка.

Приведу пример : перед чтением басни И. А. Крылова «Мартышка и очки» предлагаю детям составить и записать вопросы, на которые, по их мнению, можно найти ответ в тексте, ознакомившись только с заглавием басни. Учащиеся предложили следующие вопросы: «Зачем мартышке очки? Что делала мартышка с очками? Почему Крылов выбрал в действующие лица именно это животное? Какой недостаток высмеивает автор в этой басне?» После ознакомления с произведением учащимся было предложено отметить те вопросы, на которые был получен ответ.

Использование данных приемов значительно повышает степень участия школьников в организации и проведении урока, активизирует речемыслительную деятельность учащихся, придает первичному ознакомлению с произведением и анализу текста целенаправленный характер.

Следующим приёмом работы с заголовком может быть применен прием моделирования. Располагая минимальной информацией дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.

Сначала читается название. После появления догадок и их развертывания в прогноз читается первый абзац текста, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы, сопряженные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Таким образом, одним из эффективных приемов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозирование содержания текста по заголовку. В сознании читателя смысл прочитанного постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия текста.

Второй этап работы с текстом: приём работы с ключевыми словами.

За основу взят опыт заслуженного учителя РФ Килессо Татьяны Николаевны, учителя русского языка и литературы «Многопрофильного лицея » г Муравленко.

Ключевыми словами считают такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют тема-рематическое движение содержания текста.

Ключевые слова принято делить на 2 группы:

а) понятийно-логические (объективные ) ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста.

б) оценочные, или экспрессивные (субъективные ) ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку: эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста

Сейчас мы с вами на практике проведём эту же работу. Работать мы будем с текстом Владимира Крупина «Вятская тетрадь».

Давайте обратим внимание на название произведения «Вятская тетрадь». Составьте и запишите вопросы, на которые, по вашему мнению, можно найти ответ на вопрос, ознакомившись с названием произведения.

Почему тетрадь вятская?

Зачем Крупину тетрадь?

О чём писал Крупин в тетради?

Вятская - Его произведения неразрывно связаны с Вятской землей и своими корнями, и литературными сюжетами, и языком. Это цикл зарисовок о Вятке, ее истории, о промыслах, ее жителях, ее святынях.

жанр произведения - записки.

В чём особенность жанра записок?

Записки - литературное произведение в форме воспоминаний, дневников . (Толковый словарь русского языка под. Ред. Т.Ф. Ефремовой)

Следующий приём - приём моделирования.

Вятская тетрадь - догадки - текст - вопросы по тексту - догадки

(В пословицах и поговорках раскрывается характер народа - способность смеяться над собой . Как извест-но, глупый человек над собой ни за что смеяться не станет. Только веселый, смышленый и даже хитрый человек может смеяться над собственной неудачей)

Второй этап :

Какие слова в тексте являются ключевыми?

Выпишите или отметьте в тексте понятийно-логические (объективные) слова и субъективные ключевые слова.

Текст

Вятская тетрадь

(отрывки)

Все знают выражение: вятский - народ хватский. Это даже как-то автоматически произносится. Скажешь где угодно в нашей стране, что ты вятский, тут же добавят, что вятский - народ хватский. «Да, - подхватишь, бывало, - семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим». Меньше тех, кто знает и другие продолжения первых слов. А они такие: вятский - народ хватский: на полу сидим и не падаем; или: вятский - народ хватский: семеро на возу, один подает и кричат «Не заливай!».

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
Когда говорят о гостеприимстве, я сразу думаю о своих земляках. Потому что вятское гостеприимство - особого рода. Оно - с уважением, но без подобострастия. И все, что есть на данный момент, вятчане готовы предоставить гостю. "

Рефлексия: Уважаемые коллеги вот и подходит к концу наш мастер-класс. Я хочу, чтобы от нашей встречи у вас остались хорошие впечатления. Напишите на своих яблочках, чтобы вы хотели унести с собой, что вам пригодиться в вашей работе. А теперь свои яблочки с пожеланиями и отзывами оставьте на дереве вдохновения, чтобы оно почувствовало вашу поддержку

Чеснокова А. В.

заместитель директора по УМР

МАОУ лицея №11 им.В.В. Рассохина, г. Армавир

в художественном произведении

Написание выпускного сочинения по русскому языку и литературе требует от учащегося обязательного понимания того, что такое авторская позиция, каковы способы её проявления в тексте и как на этом основании можно интерпретировать произведение.

Понятие авторской позиции в литературоведческих словарях довольно размыто, чаще под ним подразумевается «выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю» (В. Хализев), субъективное авторское понимание жизни и её оценка. Выявление авторской позиции оказывается основой интерпретации, способом поиска ответа на вопрос, заключённый в проблеме.

Семантические доминанты — компоненты произведения, которые приводят в движение и определяют отношения всех прочих компонентов. С доминантой обычно связано заглавие художественного произведения, которое традиционно воспринимается как «аббревиатура смысла» всего текста, как отражение авторской интерпретации. Заглавие выражает авторское видение изображаемых ситуаций, событий («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) . Это своего рода первая интерпретация произведения, предлагаемая самим автором. Иногда оценка, выраженная в заглавии, может не совпадать с авторской позицией (например, эзопов язык в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дурак» , в которой описываются великодушные поступки Иванушки, называемые «дурацкими»).

Ключевые слова выделяются на фоне других лексических единиц. Их основные признаки — высокая частотность, степень повторяемости в тексте и многозначность, соотнесение событийного и концептуального уровней текста (слово «смерть» и его производные в «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва ).

Межтекстовые связи — это содержащиеся в том или ином конкретном тексте выраженные с помощью определенных словесных приемов отсылки к другим конкретным текстам. (А. Горшков). К распространённым приёмам межтекстовых связей относятся цитата, эпиграф, реминисценция, стилизация, пародия, «текст в тексте», параллельная межтекстовая связь, ремейк, пастиш, аллюзия (Н. Каржавин: «А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят»).

В качестве эпиграфа может выступать небольшое целое произведение, пословица, афоризм, цитата. Эпиграф предваряет произведение, раскрывая его идею, характеры персонажей, особенности сюжета и связывает его с тем произведением, из которого он взят. Первый эпиграф к роману М.Булгакова «Белая гвардия» («Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!») взят из «Капитанской дочки» А.Пушкина, возводит произведение к концепту метели — хаоса, революции и связывает с пушкинской интерпретацией сходных событий. Второй эпиграф («И судимы были мёртвые по написанному в книгах сообразно с делами своими») направляет к Откровению Иоанна, подчёркивая глобальную апокалиптическую сущность частных судеб.

Главные семантические оппозиции, отражающие авторскую концепцию «добра» и «зла». Так, в рассказе А. Чехова «Крыжовник» оппозиции: 1) слово – дело; 2) человек слова – человек дела . В некоторых случаях, например, в рассказе А. Чехова «Спать хочется» , оппозиция устраняется за счёт уничтожения одного из её членов (ребёнок противопоставлен непреодолимому желанию девочки спать, проблема «разрешается» его убийством).

Портрет, особенности поведения персонажей, в том числе по отношению друг к другу, к природе, к конкретной ситуации и или вопросу (например, безразличие героев к судьбе Фирса в финале пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» отрицательно характеризует действующих лиц).

Речевая характеристика героя . В. В. Виноградов: «Для Манилова речь — это чистая поэзия, искусство для искусства. Поэтому он, не смея понять слов Чичикова в прямом смысле, «ничуть не затруднился».

Раскрытие мыслей и чувств героя (психологизм). Языковые средства, передающие ощущения героя (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные).

Приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние и иногда даже «истинная сущность» персонажа сравниваются с состоянием природы. (Андрей Болконский и старый дуб в «Войне и мире» Л. Толстого: герой «солидарен» с искорёженным старым деревом по дороге к Ростовым и так же «наполнен» весенними чувствами после встречи с Наташей).

Сюжет, композиция, отбор фактов , то, в каких ситуациях автор показывает персонажей. Так, проспекция – осуществляемая лексико-грамматическими средствами категория текста, направляющая внимание читателя на ключевой момент сюжета, о котором речь пойдёт позже (В рассказе А. Чехова «Крыжовник» повествование Ивана Ивановича о брате предваряется диалогом – «обещанием»). Приём проспекции создаёт напряжение ожидания, выделяет значимость темы.

Художественная речь . В частности, риторические вопросы и риторические восклицания придают речи эмоциональность, помогая выражению авторской позиции («А судьи кто?» у А. С. Грибоедова).

Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, его лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они дают автору возможность в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам (в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя).

Ритм произведения — его нарушение свидетельствует о важности «сбоев» для понимания авторского замысла. Такую функцию могут выполнять некоторые типы предложений, не являющиеся частотными в данном произведении. (Нераспространённые двусоставные предложения в повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» , не характерные для стиля писателя, подчёркивают исключительную важность и краткость таких моментов).

Символика, значимые детали (например, масонские мотивы в «Собачьем сердце» М. Булгакова ).

Роль имён собственных в тексте. Антропонимы и топонимы участвуют в создании образов героев, развертывании темы произведения, формировании художественного времени и пространства, выявляя его скрытые смыслы. Имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста, особенно когда оно занимает позицию заглавия (Евгений Онегин, Обломов, Молчалин, Правдин).

Способы непосредственного проявления авторского «голоса» в драматургии довольно ограничены: 1) список действующих лиц; 2) высказывания героев-резонёров, выражающих авторские мысли и чувства, даже если их облик противоречит их высказываниям (Сатин в «На дне» М. Горького ); 3) ремарки (важна их структура, тип, связь с основным текстом).

Литература:

  1. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика М.: АСТ, Астрель, 2006. — 368 с.
  2. Хализев В.Е. Теория литературы. – Москва 2002.
  3. Способы выражения авторской позиции в художественном тексте.


Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Основная мысль текста заключается в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что...

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательно назови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильности его решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Посвящает свою статью;

Полемически заостряет проблему;

Эмоционально воздействует на читателя;

Делает читателя своим союзником;

Образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

Раскрывает сущность поставленных проблем;

Точно формулирует мысль;

Заставляет читателя задуматься над проблемой;

Показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

Пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

Убеждает читателя в правоте своей позиции;

Пытается найти в читателе единомышленника;

Ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

Пишет интересно и ново о старых проблемах;

Говорит с тревогой о наболевших проблемах;

Открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Также можно использовать следующие речевые клише:

ОдобрениеНейтральная позиция (констатация фактов)Порицание, осуждение



Просмотров