Какой властью наделена государственная дума. Государственная дума

Г. по настоящее время.

Государственная дума Российской империи была впервые созвана в г., во время революции. Первым шагом к созданию Думы стал указ от 18 февраля г., которым были легализованы политическая агитация и политические партии. 6 августа г. император Николай II Александрович подписал манифест об учреждении Государственной думы, которую предполагалось наделить законосовещательными полномочиями. Но из-за бойкота выборов со стороны революционных кругов и сочувствующей им либеральной общественности положения манифеста не были реализованы. Путь к созыву Государственной думы, наделенной уже законодательной властью, был открыт изданием манифеста от 17 октября г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Председатель Совета министров С. Ю. Витте убедил Николая II подписать этот акт, призванный способствовать «прекращению сей неслыханной смуты» . Манифест провозглашал предоставление подданным политических свобод и созыв Государственной думы с более расширенным по сравнению с манифестом от 6 августа электоратом. Никакой новый закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой. 11 декабря г. был опубликован указ об изменении «Положения о выборах в Государственную думу», изданного в августе. В порядок избрания депутатов вносились заметные коррективы, расширявшие состав электората. Выборы оставались цензовыми, многоступенчатыми и куриальными, но к прежним куриям - землевладельческой, городской и крестьянской - добавлялась рабочая, значительно увеличивалось число городских избирателей. Полномочия Государственной думы были обобщены в акте от 20 февраля г. «Учреждение Государственной думы». Она обладала законодательной инициативой, но не имела права возбуждать вопрос об изменении «Основных государственных законов», которыми определялся государственный строй Российской империи. Законодательными полномочиями был наделен и Государственный совет, который ранее действовал в качестве законосовещательного учреждения. 23 апреля г. была издана новая редакция «Основных законов». Согласно статье 7, император должен был осуществлять законодательную власть в единении с Государственной думой и Государственным советом. В статье 4 утверждалось: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть» , из формулировки прежней редакции «Основных законов» было исключено понятие неограниченной власти.

С точки зрения теории конституционного права, отождествляющего самодержавие с абсолютизмом, предполагающим нераздельную полноту обладания законодательной властью, «Основные законы» в их новой редакции содержали внутреннее противоречие. Наделение палат законодательными полномочиями сообщало государственному строю России черты конституционной монархии, но сохранение самодержавного правления не соответствовало их основным принципам. Теоретики государственного права признавали, что с изданием манифеста от 17 октября г. Россия фактически стала конституционной монархией, и с этого времени самодержавие, упоминаемое в «Основных законах», приобрело значение суверенитета, а не абсолютной власти.

  • I Государственная дума (апрель - июль г.)
  • II Государственная дума (февраль - июнь г.)
  • III Государственная дума (ноябрь г. - июнь г.)
  • IV Государственная дума (ноябрь 1912 г. - октябрь г.)
  • Государственная дума Российской Федерации (с г.)

Литература

  • Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1–4. СПб., 1906–1914. Пг., 1915–1917;
  • Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907–1914. Пг., 1915–1916;
  • Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.;
  • Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905–1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.;
  • Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994;
  • Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986;
  • Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990;
  • Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906–1911. М., 1991;
  • Рос. законодательство X–XX вв. М., 1994. Т. 9;
  • Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995;
  • Гос. дума, 1906–1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.;
  • Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906–1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998;
  • Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906–1917: Дневник и восп. М., 2001;
  • Столыпин П. А. Программа реформ: Док-ты и мат-лы. М., 2002. Т. 1.
  • Гос. дума и пастырь Церкви. СПб., 1905;
  • Восторгов И. И., свящ. Гос. дума и Правосл.-Рус. Церковь: К вопр. о положении Церкви в правовом гос-ве. М., 1906;
  • он же. Гос. дума и церк. школы. СПб., 1911;
  • Боиович М. М. Члены Гос. Думы: Созыв 1–4: Портреты и биографии. М., 1906–1913;
  • Васильев Н. П. II Дума. М., 1907;
  • Каменский П. В. Вероисповедные и церк. вопросы в Гос. думе 3-го созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909;
  • Богданович С. Н., свящ. Сельский священник в Гос. думе: (Сб. моих статей). СПб., 1911;
  • Сендерко М., свящ. Гос. дума и жизненные вопр. правосл. духовенства. СПб., 1912;
  • Брусянин В. В. Указ. книг и ст. о Гос. Думе. М., 1913;
  • Деев А. С. Указ. книг и брошюр о Гос. Думе: Опыт библиографии. СПб., 1913;
  • Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Гос. Думе // ИЗ. 1981. № 106. С. 302–322;
  • Гос. Дума в России (1906–1917 гг.): Обзор. М., 1995;
  • Становление рос. парламентаризма нач. ХХ в. Ì., 1996;
  • Смирнов А. Ф. Гос. дума Рос. империи, 1906–1917 гг.: Ист.-правовой очерк. М., 1998;
  • Усманова Д. М. Мусульм. фракция и проблемы «свободы совести» в Гос. думе России (1906–1917). Каз., 1999;
  • Кудрина Т. А., Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. ХХ в. М., 2003;
  • Циунчук Р. А. Гос. дума имперской России: Проявления этно-конфессиональных интересов и формирование новых полит. элит // ИЗ. 2001. № 122. С. 240–250;
  • Захаров Н. А. Система рус. гос. власти. М., 2002;
  • Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х–1918 гг.). М., 2002. С. 343–390;
  • Дорская А. А. Гос. и церк. право Рос. империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004;
  • Рожков В., прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004. (МИЦ; Кн. 23).
  • РГИА. Ф. 1278.

Источники

  • Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197

Государственная Дума:

история и современность

Библиографическое пособие

Общество обращается к истории для того, чтобы глубже понять истоки современного этапа развития человечества. Нет и не может быть какой-то одной модели демократического устройства государства. Для нас, граждан России, 27 апреля 1906 года стало началом нового этапа, точкой отсчета истории парламентаризма в нашей стране.

Б. Грызлов


«Государственная Дума - это уникальное явление для России. Это - парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в конституционном государстве, в том числе и для Конституционного Суда, который руководствуется высшим законом - Конституцией».

В. Д. Зорькин, Председатель Конституционного Суда РФ

4 декабря 2011 года пройдут выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений - от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства. Библиографическое пособие «Государственная Дума: история и современность» поможет понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина и способствует формированию активной гражданской позиции юного поколения избирателей. Для пособия использованы материалы электронных сайтов: www.duma.gov.ru ; www.collection-scenariev.ru .
Госуда́рственная Ду́ма Российской Федерации - (кратко — Госду́ма ) — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России , в Конституции слова Дума и Собрание даются в заглавном написании). Правовой статус Государственной Думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России). С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Ранее в России была смешанная избирательная система , так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции). Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет. Выборы в Государственную Думу проводились в 1993 , 1995 , 1999 , 2003 и 2007 годах. Ближайшие выборы в Государственную Думу намечены на 4 декабря 2011 года . Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. Главными полномочиями Государственной думы являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации имеет право распустить Думу досрочно в случаях, предусмотренных российским законодательством. Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает вето Совета Федерации или президента; одобряет федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции. К компетенции Думы относится: выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности (двумя третями голосов), согласование кандидатуры председателя правительства, решение вопроса о доверии правительству; назначение председателя Центрального банка; назначение членов совета директоров Центрального банка (12 человек); назначение председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение уполномоченного по правам человека; назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; объявление амнистии; определение аудиторской фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального банка.
Государственная Дума может выразить недоверие правительству большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы. После выражения недоверия правительству президент вправе объявить об отставке правительства либо не согласиться с решением Государственной думы. Если в течение трех месяцев Государственная Дума повторно выразит недоверие правительству, президент либо объявляет об отставке правительства, либо распускает Государственную Думу. Заседания Государственной Думы являются открытыми, однако по решению Государственной Думы в случае необходимости могут проводиться закрытые заседания. Государственная Дума собирается на сессии, как правило, весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с 1 сентября по 25 декабря). Решением палаты продолжительность сессий может продлеваться.
Конституция запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе или заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (исключение было сделано только для депутатов думы первого созыва). Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению генерального прокурора РФ.

Исторические вехи Государственной Думы


В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение - Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма. Революция 1905 г. имела незавершенный характер, она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но тем не менее она заставила власть пойти на некоторые уступки. Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативы, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. И, наконец, был решен вопрос о создании первого представительного в России органа власти - Государственной Думы. 18 апреля 1905 г. Николай был вынужден подписать рескрипт, в котором обещал привлечь избранных представителей народа “к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений”. Разработка законопроекта об учреждении Думы и положений о выборах в нее была поручена Министерству внутренних дел, которое после отставки П.Д.Святополк-Мирского возглавил А.Г.Булыгин. Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав. Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором “даровал” населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян- четырехстепенные, рабочих - трехстепенные, для буржуазии и помещиков - двухступенные. Члены Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий. 27 апреля 1906 г. В присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская и крестьянская (“трудовики”). Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Крестьяне, которые не получили помещичьей земли от царя, пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности. Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в котором потребовала отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших “трудовые нормы”, создания “общенародного земельного фонда” и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. Царским манифестом I Дума была распущена. 20 февраля 1907 г. Начала работу II Государственная Дума. По своему составу она оказалась еще более левой, так как в выборах приняли участие и революционные партии - социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ Столыпина от 9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать Думу и одновременно опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы. 3 июня 1907 г. Был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих, были ограничены права нерусских народов. III Государственная Дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы и монархисты. Эсеры выборы бойкотировали. Тем самым правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение. В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума, 15 ноября 1912 г. открылась IV Дума. По своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Лидер кадетов П.Н.Милюков строил планы создания в Думе “прогрессивного блока” из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство. Началом парламентской атаки на власть стала знаменитая речь Милюкова 1 ноября 1916 г. 16 декабря 1916 г. Дума была распущена и только 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II возобновилась ее деятельность. 25 февраля 1917 г. была вновь распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме “частных совещаний”. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 г. одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы. После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к советам (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций. III Всероссийский съезд советов в январе 1918 г. принял два акта, имевших конституционное значение: “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа” и постановление “О федеральных учреждениях Российской республики”. Здесь было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - РСФСР. В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является “высшей властью”, компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. Председателями ВЦИК являлись Л.Б.Каменев (несколько дней в 1917 г.) Я.М.Свердлов (до марта 1919 г.), М.И.Калинин. При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии. Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система). РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге гражданской войны советская власть победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию - ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских республик в единое федеративное государство - СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов). На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом. Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной российской государственности. Что ж касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем у других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение союзных учреждений. 5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума. 21 января 1937 г. была принята и новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме 1 депутат от 150 тысяч населения. В новой Конституции более детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящих органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 г. был избран А.А.Жданов. В последующие годы полномочия и статус высшего органа законодательной власти в Российской Федерации неоднократно пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этом пути стали: законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г., закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в стране глубокими социально-экономическими и политическими преобразованиями и роли в них представительных институтов. Самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат - Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации. Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия парламентских традиций, отработанного механизма согласования интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, что, в конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту, завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации и ликвидацией системы советов. 21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”, которым предписывалось “прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации”. Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации. В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступал новый этап. Выборы в Государственную думу проходили в 1993 г., 1995 г., 1999 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть - впервые в России - по партийным спискам. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, утверждает федеральный бюджет, но главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В Думе работают 450 депутатов. 225 депутатов избираются по округам, 225 - по партийным спискам. В конце 2008 года президент Российской Федерации Д. А. Медведев предложил внести изменения в Конституцию, касающиеся увеличения сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а также усиления контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации. В течение ноября-декабря 2008 года данные изменения были приняты. Это первые существенные поправки к действующей российской Конституции за её пятнадцатилетнюю с небольшим историю.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва

Председатель Государственной Думы первого созыва И. П. Рыбкин Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы первого созыва: Фракция «Выбор России», фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР), фракция Аграрной партии России (АПР), фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), фракция Партии российского единства и согласия (ПРЕС), фракция объединения «Яблоко», фракция политического движения «Женщины России», фракция Демократической партии России (ДПР), депутатская группа «Новая региональная политика», депутаты не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва

Председатель - Г. Н. Селезнев Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы второго созыва: Фракция «КПРФ», фракция «Наш дом - Россия» (НДР), фракция ЛДПР, фракция «Яблоко», депутатская группа «Российские регионы», депутатская группа «Народовластие», аграрная депутатская группа, депутаты не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

Председатель - Г. Н. Селезнев Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы третьего созыва: Фракция «КПРФ», фракция «Единство» , фракция ЛДПР, фракция «Яблоко», фракция «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» (СПС), фракция «Отечество - вся Россия» (ОВР), депутатская группа «Народный депутат», депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов), агропромышленная депутатская группа, депутаты не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

Председатель - Б. В. Грызлов Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы четвертого созыва: Фракция «Единая Россия», фракция КПРФ, фракция ЛДПР, фракция «Родина», депутаты не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Председатель - Б. В. Грызлов Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы пятого созыва: Фракция «Единая Россия», фракция КПРФ, фракция ЛДПР, фракция «Справедливая Россия».

Состав и структура
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Депутаты Государственной Думы

Председатель Государственной Думы Совет Государственной Думы Первый заместитель Председателя Государственной Думы Заместители Председателя Государственной Думы Фракция Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Фракция Коммунистической партии Российской Федерации Фракция «Либерально-демократическая партия России» Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

Список комитетов Государственной Думы

Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Комитет ГД по труду и социальной политике Комитет ГД по бюджету и налогам Комитет ГД по финансовому рынку Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству Комитет ГД по собственности Комитет ГД по промышленности Комитет ГД по строительству и земельным отношениям Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям Комитет ГД по энергетике Комитет ГД по транспорту Комитет ГД по обороне Комитет ГД по безопасности Комитет ГД по международным делам Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике Комитет ГД по вопросам местного самоуправления Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Комитет ГД по охране здоровья Комитет ГД по образованию Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей Комитет ГД по аграрным вопросам Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Комитет ГД по культуре Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Комитет ГД по делам национальностей Комитет ГД по физической культуре и спорту Комитет ГД по делам молодежи Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока Комитет ГД по делам ветеранов

Правовые акты

Всеобщая Декларация прав человека/ Генеральная Ассамблея ООН.- М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.- С. 39-43. Во Всеобщей Декларации записано, что «выборы должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве». Все граждане, независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, политических и религиозных убеждений имеют право голоса и имеют право быть избранными. Конституция Российской Федерации: официальный текст.- М.: Экзамен, 2003.- 64 с. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Они определены в Конституции РФ. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ // КонсультантПлюс Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ// КонсультантПлюс Право граждан РФ на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: закон от 18 мая 2005 № 51-ФЗ// КонсультантПлюс Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

Книги


Большая юридическая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2005.- 688 с. Энциклопедия представляет собой сборник терминов и пояснений к ним. Она позволяет ознакомиться с положениями действующей Конституции РФ, особенностями государственного устройства, политического режима. Много внимания уделено толкованию терминов, характеризующих положение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Молодежь узнает об особенностях выборов в Российской Федерации, компетенции Правительства и Государственной Думы. Власть и общество в России: опыт истории и современность 1906-2006 гг. (к 100-летию российского парламентаризма): материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Краснодар: Традиция, 2006.- 370 с. Рассмотрены проблемы взаимодействия народа и власти в истории и на современном этапе, становление правового государства в России, становление многопартийной системы. Головистикова, А. Н. Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцина; под ред. Н. А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с. - (Российское юридическое образование). Лукаш, Ю. А. Словарь терминов и определений российского законодательства: для студентов и учащихся / Ю. А. Лукаш. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 448 с. Знание терминов, понятий и определений, существо которых обусловлено законодательными и иными нормативными правовыми актами, и правильное их применение на практике позволяет избежать множества ошибок и неприятностей. Словарь не только облегчит работу специалистов, но и поможет освоить актуальную терминологию студентам. Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 692 с. Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века: энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. - 872 с.: ил. Издание познакомит читателя с историей многопартийности в России, не навязывая ему концепцию политических партий. Это дает возможность читателю ориентироваться в российской партийной мозаике, понять смысл политического развития России в начале XX века. Политическая энциклопедия: В 2 т. / рук. проекта Г. Ю. Семигинт.- М.: Мысль, 1999. Первое в России издание по проблемам политической науки. Возросший интерес к политическим знаниям закономерен. Ведь Россия является великой державой, демократическим правовым государством с динамически развивающейся экономикой, политической культурой, защищающей благополучие и права человека, гражданина. Энциклопедия поможет получить ответы на вопросы: что такое «демократия», «выборы», «нация», «свобода», «власть», «государство» и др.

Статьи

Анохин, П. Будни парламента простыми не назовешь: в Государственной Думе / П. Анохин, А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. - 2011. - № 5.- С. 14-17. Закатнова, А. Стартуют все! Три в одном - новая партийная мода: политические партии РФ накануне выборов в Госдуму/ А.Закатнова// Российская газета.- 2011.- 16 августа.- С. 3. Закатнова, А . Дело на миллиард. Новым лидером «правых» стал Михаил Прохоров/ А. Закатнова// Российская газета.- 2011.- 27 июня.- С. 1-2. Кузьмин, В. В политической системе России произойдут изменения: глава государства пообещал новые поправки в избирательное законодательство/ В. Кузьмин// Юрист спешит на помощь.- 2011.- № 8.- С. 4-5 Лебедев, И. Представить позицию громко, ярко, смело - таков формат и стиль ЛДПР: интервью с руководителем фракции ЛДПР в Государственной Думе Игорем Лебедевым/ И. Лебедев; бесед.П. Анохин// Российская Федерация сегодня.- 2011.- № 19.- С.20-21. Новиков, К. Выборы в выборном ведомстве: Владимр Чуров снова стал председателем Центризбиркома/ К. Новиков// Рос. газ.- 2011.- 29 марта.- С. 2. Новиков, К. Плюс кибернетизация всей страны: через четыре года 90 процентов населения будет голосовать с помощью технических средств/ К. Новиков// Российская газета.- 2011.- 25 авг.- С. 3. Новиков, К. ЦИК проверят ГАС: Центризбирком отчитался о техническом перевооружении избирательной системы/ К. Новиков// Российская газета.- 2011.- 19 авг.- С. 2. Рябцев, А. Центризбирком срежиссирует выборы: на короткометражки честной избирательной системы из бюджета потратят 5, 2 млн. рублей/ А. Рябцев// Комс. правда.- 2009.- 6 окт.- С. 2. Черкудинова, Д. Контроль выборов оппозиции в $ 2 млн.: поставщики видеотехники готовы дать партийцам 25-процентную скидку/ Д.Черкудинова// Известия.- 2011.- 2 сент.- С. 1. Чурбанов, В. Народное представительство в России: тысяча лет и 72 дня. К 100-летию Первой Государственной Думы/ В.Чурбанов// Российская Федерация сегодня.- 2005.- № 22.- С. 47-53. Статья отражает одно из самых значимых событий политической и государственной жизни России - создание Первой Государственной Думы в 1906 году. Опубликованы документы, свидетельства участников и современников, раскрывающие хронику рождения и деятельности народной власти в России. Шкель, Т. Праздник монетизации. Российскому парламентаризму исполняется 105 лет/ Т. Шкель// Рос. газ.- 2011.- 25 апр.- С.3 Юрьев, С. Большие гонки: Президент назначил день выборов/ С. Юрьев// Рос. неделя.- 2011.- 1 сент.- С. 2.

Приложение

Задумывались ли вы над вопросом о том, почему люди, независимо от их социального статуса, проявляют живой интерес к политике? Почему многие люди часами сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги? Здесь сразу же приходят на ум слова великого русского поэта Н. Некрасова, сказанные о гражданской позиции каждого человека: «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!» Эти слова были сказаны очень давно, но как актуальны они сегодня.
Правовая викторина
«Я - гражданин» заставит каждого задуматься и проверить, насколько вы являетесь настоящими гражданами своей страны, а не ее пассивными наблюдателями.
  1. Кому из известных русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»? (Николаю Николаевичу Некрасову)
  2. Биолог Илья Ильич Мечников искал средство борьбы со смертоносной болезнью - холерой. И нашел его. Но требовалось проверить препарат на живом человеке. Какой поступок ученого в связи с этим можно назвать проявлением высокого гражданского долга? (Ученый привил холеру самому себе, чтобы понаблюдать за воздействием новой вакцины на организм человека, чтобы не подвергать других людей риску)
  3. Гражданин - это… (человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа)
  4. Кто такой обыватель? (Человек, который по закону является гражданином, а по сути заботиться только о себе, он равнодушен ко всему происходящему в стране, он не пойдет на выборы, ведь ему все равно, кто получит власть в его городе или стране, лишь бы его не трогали, для обывателя главное в жизни - это его собственное спокойствие и благополучие, одним словом, обыватель - это человек, живущий мелкими, личными интересами)
  5. Кто из людей - Гражданин или обыватель - мог совершить такие поступки:
    - издевался над котенком; принял участие в выборах; не помог пожилому человеку перейти улицу; сообщил о готовящемся преступлении; увлекался только развлекательными телепередачами; сломал ветку дерева; равнодушно наблюдает, как его друг пробует употреблять наркотики; разъясняет друзьям, что вредно употреблять наркотики, алкоголь, старается отвлечь их от дурной компании, вовлекая в полезную деятельность
    (спорт, творчество) .
  6. Что во все времена считалось священным долгом любого Гражданина? (Защита своего Отечества)
  7. Что такое закон? (Это обязательные для всех правила, которые в письменном виде устанавливаются государством и за невыполнение которых наступает юридическая ответственность)
  8. Какое качество человека имел в виду Владимир Даль, описав его в своем знаменитом словаре так: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть? (честь)
  9. Кто из героев произведения А.С.Пушкина получает на прощание такое напутствие: «Береги платье снову, а честь смолоду»? (Петр Гринев)
  10. Для чего существует государственная власть? (Для организации жизни людей в государстве, для защиты граждан от преступников, для того, чтобы собирать налоги и чтобы из этих налогов оплачивалась работа школ, больниц, милиции, армии и т. д.)
  11. Для чего существует Государственная Дума? (Создает законы)
  12. Кто рассматривает Законы, вносит поправки после того, как создан Закон Государственной Думой? (Совет Федерации)
  13. Кто утверждает Закон после рассмотрения и одобрения Советом Федерации? (Президент)
  14. Кто является Президентом нашей страны? (Д.А.Медведев)
  15. Что является основным законом страны? (Конституция)
  16. Участие в каком мероприятии рядового гражданина будет способствовать тому, что в Государственную Думу попадут именно те люди, которые сделают жизнь в нашей стране лучше? (В выборах)
  17. Во сколько лет Вы можете сами попытаться стать Президентом? (В 35 лет, если вы постоянно проживаете в России не менее 10)
  18. Что является конечной целью любой власти? (Улучшение жизни граждан)
  19. Российская государственная Дума начала свою деятельность в современной российской истории в декабре 1993 года. Она представляет собой нижнюю палату парламента. Представители входящие в состав думы избираются сроком на 4 года. Но в случае досрочного роспуска их полномочия могут быть прекращены досрочно.

    Процесс голосования и полномочия

    Для принятия каких-либо законов и постановлений, депутаты проводят голосование. Чтобы постановление было принято, за него должно проголосовать большая часть присутствующих, около 300 человек. В некоторых случаях, для принятия постановления или же закона необходим кворум.

    Государственная дума наделена полномочиями принятия поправок к статьям Конституции и российских законодательных актов. Кроме того, она способно преодолеть наложенное Президентом или Советом Федерации , дает свое согласие на внесение новых поправок в конституцию, а также одобряет принятие новых законов или же внесение изменений в старые.

    Государственная Дума способна решать такие кадровые вопросы:

    • Вынесение своего согласия на решение президента о назначении председателя правительства;
    • Отстранение от занимаемой должности президента;
    • Выражение своего доверия или недоверия правительству;
    • Утверждение или освобождение от должности руководителя счетной палаты;
    • Утверждение или освобождение от должности руководителя российского центрального банка;
    • Утверждение или освобождение от должности представителей входящих в российскую центрально избирательную комиссию;
    • Утверждение или освобождение от должности уполномоченного по правам человека;
    • Утверждение или освобождение от должности своих доверенных лиц в составе совета федерации.

    Кроме того, государственная дума обладает правом поддерживать или отклонять решение президента об амнистии и создавать временные органы для проверки деятельности российского центрального банка.

    История возникновения Государственной думы

    В Российской Империи этот государственный орган был создан в 1906 году. Основным фактором создания думы являлось изменение конституционного строя в стране. Произошел переход от полной власти Императора к конституционной монархии.

    За год до этого был принят закон о гражданских свободах и учреждения государственной думы, власть которой ограничивала монархическую. Также был создан двухпалатный парламент. Согласно новым нормам законодательства император, совместно с государственным советом и думой, осуществлял управление страной. Однако, ни дума не совет не имели права самостоятельного утверждения принятых ими законодательных актов и постановлений. Их должен был утверждать император.

    Выборы в государственную думу Российской Империи

    Так как в Российской Империи возникло большое число политических партий то было принято решение о порядке проведения выборов в состав государственной думы. К наиболее значимым партиям относились – радикальная и умеренно-прогрессистская партия, РСДРП, партия конституционных демократов, торгово-промышленный союз и другие партии.

    Избирательным правом наделялись все граждане Российской Империи мужского пола, которым исполнилось 25 лет. Однако это право не распространялось на такие категории населения как студенты, солдаты и паденные рабочие.

    Выборы проводились собраниями имевшимися во всех российских губерниях и больших городах. Представители этих собраний выбирались куриями в состав которых входили жители городов, землевладельцы, рабочие и крестьяне.

    Крупные землевладельцы имеющие большие земельные наделы голосовали самостоятельно, мелкие же, избирали своего представителя который имел право голоса.

    Процесс выборов для крестьян был разделен на 4 ступени. Первым делом они избирали волостной сход, далее- уездный съезд, после – представителей от уездного съезда и лишь потом – выборщиком в избирательное собрание от губернии.

    Для рабочих утверждался вначале выбор своих представителей для уездного съезда, а после этого для собрания избирателей в большом городе или губернии.

    Полномочия

    Государственная дума Российской Империи была наделена полномочиями по разработки и внесению законодательных актов, решения вопросов касающихся строительства железных дорог, утверждения бюджета и создания различных акционерных обществ.

    Состав думы был наделен полномочиями сроком на 5 лет. Деятельность депутатов контролировалась избирателями и они могли быть отстранены решением Сената. Могла дума быть распущена и досрочно. Для этого требовалось решение Императора. В состав думы для принятия каких-либо законодательных актов могли входить государственный совет, министры и депутатские комиссии.

    Вместе с созданием государственной думы, были проведены изменения и с Государственным советом. Он превратился в верхнюю палату, которая была наделена такими же полномочиями как и дума. После принятия думой законов они поступали на утверждение в Государственный совет. Если он их утверждал, то они отправлялись на подпись к Императору. В составе Совета были как представители выбранные избирателями, так и назначенные распоряжением императора.

    К избирательному составу Совета относились представители от академии наук, духовенства, дворянских и земских собраний, крупные промышленники и торговцы. В состав Совета который назначался решением Императора входили высшие государственные сановники. Все они могли одновременно входить не только в Совет, но и в Думу.

    Прекращение деятельности

    В начале Первой мировой войны в российском правительстве и Думе произошло небывалое единение. Однако, поражения российских войск быстро внесли раскол. Все больше стало критических высказываний по поводу действий как правительства, так и самого Императора. Проводилась частая смены различных министров.

    В Думе был создан прогрессивный блок, в состав которого вошло большая часть депутатов. Основными их требованиями было проведение множества реформ и освобождение политических заключенных.

    Все это продолжалось вплоть до начала 1917 года, когда Император, своим указом, распустил государственную думу. Однако, депутатами был создан временный комитет, который в будущем стал своеобразной основой для учреждения временного правительства.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Депутатский состав Думы был следующим. Всего в Государственную Думу II созыва было избрано 518 депутатов. Из них: социал-демократов - 65, эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом.

    Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

    Таким образом, несмотря на террор, на различные ухищрения и злоупотребления властей во время выборов, II Государственная Дума оказалась ещё более левой, более оппозиционной царскому правительству, чем предыдущая.

    За год до начала работы Государственной Думы II созыва, то есть 20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, которое было призвано реализовать обещания, данные в манифесте 17 октября. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами, но законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором.

    Кроме того, Дума была наделена полномочиями рассматривать бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

    Но, следует отметить, что почти 2/3 бюджета фактически были изъяты из компетенции Думы.

    Дума заслушивала отчет о постройке государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний, если при этом требовалось изъятие из общего законодательства.

    Как и раньше, устанавливалось, что Дума может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов.

    Важнейшим вопросом, который обсуждался как первой, так и второй Государственной Думой, был аграрный.

    Следует отметить, что депутаты от партии кадетов продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

    На повестке дня Думы стояли также законопроекты об отмене смертной казни, о свободе печати, совести, собраний, союзов и др.

    При этом из этих проектов был принят только один - об отмене смертной казни (но он был отклонен Государственным Советом, который по Указу "О переустройстве учреждения Государственного Совета" от 20 февраля 1906 г. был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

    Отметим, что ст.87 Основных законов ограничивала законодательные права Государственной Думы, предоставив императору право в период прекращения заседаний Думы, а продолжительность заседаний Думы и сроки перерывов определялись императором, издавать чрезвычайные указы, имевших силу законов.

    1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот). Император после роспуска Государственной Думы второго созыва, издал новый избирательный закон по выборам в неё.

    Издание такого закона являлось грубым нарушением Манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым император не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в основные государственные законы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу.

    Надо сказать, что новое Положение о выборах серьезно сокращало представительство крестьян в Думе. Причем общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в два раза.

    Кроме того, представительство от рабочих было ограничено ещё больше чем от крестьян. Существенные изменения были внесены в порядок выборов и от городской курии. Теперь она была разделена на два разряда - крупная буржуазия и мелкая буржуазия. При этом значительно выросло число выборщиков от землевладельческой курии. Она получила самое большое число выборщиков - 49 %.

    Заметим, что данным законом было сокращено представительство от национальных окраин.

    По новому избирательному закону прошли выборы в Государственную Думу третьего и четвертого созыва (1907 и 1912 гг.) История государства и права России/под ред. Ю.П. Титова. М.: Былина, 1997.С. 255. .



Просмотров