Категории пожарной безопасности. Категории пожарной безопасности Обозначение категории пожарной безопасности помещений, зданий и сооружений

Промышленные предприятия, объекты энергетики, сельскохозяйственные объекты характеризуются повышенной взрывоопасностью, так как их отличает с ложность производственных установок, значительное количество легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,_сжиженных горючих газов, твёрдых сгораемых материалов, а так же большое количество ёмкостей и аппаратов содержащих пожароопасные продукты под давлением. Высокая оснащённость электроустановками и разветвлённая сеть трубопроводов создают повышенную пожарную опасность.

Согласно ГОСТ 12.1.033-81(). Пожарная безопасность.

Термины и определения.

Пожар - это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб и создающее опасность для жизни людей.

Загорание - неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба.

Горение - это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света.

Различают несколько видов горения.

Вспышка - быстрое сгорание горючей смеси без образования повышенного давления.

Возгорание - возникновение горения от источника зажигания.

Самовозгорание - горение, возникающее при отсутствии внешнего источника зажигания.

Взрыв - чрезвычайно быстрое горение, при котором происходит выделение тепла и образование сжатых газов, способных производить механические разрушения.

Пожарная опасность - возможность возникновения и (или) развития пожара.

Вероятность возникновения пожара - математическая величина возможности появления необходимых и достаточных условий возникновения пожара (загорания).

Пожарная безопасность объекта - состояние объекта, при которой с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (изделия), направленных на обеспечение его пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объектов экономики регламентируется в следующих нормативно-технических документах:

    ГОСТ 12.1.004-91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. М.: Издательство стандартов, 1992 г. 264с.

    ГОСТ 12.1.010-76. Взрывобезопасность. Общие требования. М.: Издательство стандартов, 1977 г. 96 с.

    ГОСТ 12.1.044-89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы определения. М.: Издательство стандартов, 1990 г. 312.

    НПБ 105-03. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной безопасности.

    СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений. М.: Госстрой России 1997 г.

    Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-93.

Пожарная безопасность регламентируется также межотраслевыми правилами пожарной безопасности, отраслевыми стандартами и правилами пожарной безопасности, инструкциями по ПБ.

2. Общие сведения о горении. Опасные и вредные Факторы пожара и взрыва.

Для возникновения горения и его развития необходимы следующие условия:

    наличие горючего вещества;

    наличие окислителя (обычно это О 2 воздуха 21 %, а также Cl, F, NО, и др. вещества);

    наличие источника зажигания (пламя, нагретое тело, механические удары, трение, электрический разряд и т.п.) инициирующего реакцию между горючим и окислителем.

Горючее и окислитель должны находиться в определенных соотношениях друг с другом, а источник зажигания должен обладать определённым запасом энергии и иметь температуру, достаточную для начала реакции.

Горение происходит в газовой фазе. Поэтому горючие вещества, находящиеся в жидком или твёрдом состоянии, для возникновения и поддержания горения должны подвергаться газификации (испарению, разложению).Условия газификации должны обеспечивать необходимое количество образующихся паров и газов для возникновения и поддержания горения.

Горючие смеси могут образоваться в результате распыления в воздухе жидких и твёрдых горючих веществ (бензин, керосин, пыли угля, мучная пыль, пыли активных металлов и т.п.). В этом случае вещество и воздух имеют поверхность раздела. При горении таких систем кислород воздуха диффундирует сквозь продукты сгорания к горючему веществу и лишь потом вступает с ним в реакцию. Такое горение называется диффузионным и скорость такого горения невелика.

Если горючее вещество в газообразном, парообразном состоянии уже перемешано с воздухом (окислителем), то такая горючая смесь является однородной и скорость её горения определяется скоростью химической реакции. Такое горение называется кинетическим и представляет собой взрывное горение.

Горение может осуществляться в двух режимах:

    самовоспламенения - при нагреве до температуры самовоспламенения (Т с) и одновременном сгорании всей горючей смеси (вспышка, взрывное горение);

    распространение фронта пламени по холодной смеси при локальном заживши (воспламенении) внешним источником.

Возникшие в результате воспламенения пламя (зона горения) становится источником потока тепла и химически активных частиц (радикалов ОН, свободных атомов Н + , О - и др.). Перемещение фронта пламени носит самоускорящийся характер.

По скорости распространения фронта пламени гонение разделяют на:

    дефлаграционное (диффузионное) - 2-7 м/с

    взрывное - сотни м/с

    детонационное - тысячи м/с.

Реальные пожары, как правило, характеризуются диффузионным и турбулентным гетерогенным горением.

Согласно ГОСТ 12.1.004-91 опасными факторами пожара являются; пламя и искры; повышенная температура окружающей среды; токсичные продукты горения и термического разложения; дым; пониженная концентрация кислорода.

Вторичные проявления опасных факторов пожара: осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток короткого замыкания; огнетушащие вещества(СО2).

Повышенная температура окружающей среды является причиной ожогов кожи и дыхательных путей.

Предельно-допустимое содержание кислорода в воздухе - 17%; СО - 0,1%, С0 2 - 6.0%.

Статистические исследования показывают, что больше 70% людей при пожарах погибают от отравления продуктами горения.

Пожаро - и взрывоопасность веществ и материалов.

Номенклатура показателей пожаровзрывоопасности установлены в ГОСТ 12.1.044- 89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы определения М.: издательство стандартов, 1990 г.

Основными параметрами пожаровзрывоопасности являются:

    Группа горючести .

По этому признаку все вещества и материалы разделяются на три группы:

    негорючие - не способные к горению на воздухе в присутствии источника зажигания;

    трудногорючие - способны гореть на воздухе только в присутствии источника зажигания;

    горючие - способны самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и гореть самостоятельно после его удаления.

    Температура вспышки (Т всп) для жидких и легкоплавких веществ.

Температура вспышки - самая низкая температура горючего вещества, при которой над его поверхностью образуются пары и газы, способные давать вспышку в воздухе от источника зажигания (Т всп).

По Т всп Горючие жидкости делятся на два класса:

1 класс - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ).

Температура образования паров -температура воспламенения меньше 61 °С (бензин, этиловый спирт, ацетон и др.).

2 класс - горючие жидкости (ГЖ) -температура воспламенения - образование паров больше 61 °С (масла, мазут, формалин и др.)

Особоопасные ЛВЖ с температурой вспышки < 28 °С.

    Концентрационные пределы распространения пламени (КПР).

НКПР (НВП) - (нижний концентрационный предел распространения пламени) - минимальная концентрация горючих газов и паров в воздухе, при которой они способны воспламеняться и гореть.

ВКПР (ВПВ) - (верхний концентрационный предел распространения пламени) - максимальная концентрация газов и паров в воздухе, при которых они способны воспламеняться и гореть.

Аэровзвеси (пыли) по пожаровзрывобезопасности разделяются на 4 класса: (по НКПР, так как ВКПР - для пылей на практике недостижим).

Взрывоопасные :

    класс - наиболее взрывоопасные - НКПР < 15 г/м 3

    класс - взрывоопасные - НКПР 15-65 г/м 3

Пожароопасные : (НКПР > 65 г/м 3)

    класс - наиболее пожароопасные - Т воспл. < 250 °С

    класс - пожароопасные - Т воспл. > 250 °С.

Программный продукт "1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Пожарная безопасность" предназначен для автоматизации процессов по организации пожарной безопасности на предприятии, с учетом требований федерального законодательства, с возможностью автоматизированного формирования регламентированной отчетности.

Решение обеспечивает снижение трудоемкости и сокращения сроков обработки информации по учету объектов защиты и пожарной техники; повышение уровня достоверности информации по пожарной безопасности на предприятии; обработку и формирование информации по пожарной безопасности в режиме реального времени; формирования регламентированной документации по пожарной безопасности и отчетной документации.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

"1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Пожарная безопасность"

  • Учет и контроль затрат на мероприятия по пожарной безопасности;
  • Снижение вероятности возникновения пожаров и возгораний на объектах защиты;
  • Снижение размеров экономического, социального и экологического ущерба от возможных пожаров и возгораний;
  • Выполнение требований действующего законодательства.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Государственное регулирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется Противопожарной службой, входящей в состав Федерального Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА:

  • учет объектов защиты и пожарной техники, применяемой на объектах защиты;
  • проведение технического обслуживания огнетушителей;
  • планирование и проведение технического обслуживания и ремонта систем пожарной автоматики;
  • ввод и хранение данных договоров, заключенных с подразделениями пожарной охраны;
  • регистрация результатов деятельности пожарно-технической комиссии предприятия;
  • проведение и учет результатов противопожарных тренировок в организации;
  • планирование и контроль сроков выполнения мероприятий: по устранению нарушений требований НТД, по результатам расследования пожаров и возгораний, несчастных случаев, внешних и внутренних проверок состояния пожарной безопасности, уведомление участников процессов о ходе выполнения мероприятий;
  • планирование и контроль учебной деятельности сотрудников в области пожарной безопасности (инструктажей, стажировок, проверки знаний);
  • учет данных о предприятии;
  • работа с нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности.

Учет объектов защиты и пожарной техники

Система позволяет вести единый учет всех объектов пожарной защиты предприятия и единиц пожарной техники, применяемых на объектах защиты, с учетом основных сведений по пожарной безопасности.

В Системе регистрируются данные следующих видов пожарной техники:

  • единиц пожарной техники;
  • первичных средств пожаротушения и данных о техническом обслуживании;
  • средств пожарной автоматики;
  • систем пожарной автоматики и данных о техническом обслуживании и планово-предупредительных ремонтах.

Планирование и проведение технического обслуживания и ремонта систем пожарной автоматики

Система позволяет планировать и проводить регулярные регламентные работы, в рамках которых фиксируются нарушения работы и фактическое состояние систем пожарной автоматики, выполняется техническое обслуживание (ТО) и планово-предупредительные ремонты (ППР). Контроль периодичности проведения регламентных работ осуществляется с помощью системы автоматических напоминаний.

В Системе реализован аналитический отчет, позволяющий оперативно получить информацию о технических обслуживаниях и планово-предупредительных ремонтах систем пожарной автоматики для принятия эффективных управленческих решений.

Проведение технического обслуживания огнетушителей

Система предоставляет возможность планирования и контроля проведения регулярных технических обслуживаний огнетушителей, которые обеспечивают поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов в течение всего срока эксплуатации огнетушителя. При этом в системе фиксируется состояние и нарушения работы огнетушителей, применяемых на объектах защиты.

Ввод и хранение данных договоров, заключенных с подразделениями пожарной охраны

В системе реализована функция регистрации данных договоров, заключенных с подразделениями пожарной охраны, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. С этой целью в систему вводятся данные подразделений пожарной охраны с учетом штатной численности и количества сотрудников организации. Для каждого подразделения регистрируются данные договора, в т. ч. список охраняемых объектов защиты, дата окончания действия и сумма договора.

Формирование регламентированной и аналитической документации:

  • декларации пожарной безопасности;
  • сообщения о срабатывании (отказе) систем пожарной автоматики;
  • акты пожарно-технической комиссии по проверке причины пожара;
  • журнал учета противопожарных тренировок;
  • форма № 1-ПОЖАРЫ;
  • учет срабатывания (отключения) систем пожарной автоматики и информации органов Государственного пожарного надзора;
  • учет технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов систем пожарной автоматики;
  • акты проверки противопожарного состояния объекта;
  • акты расследования пожара;
  • акты пожарно-технической комиссии по проверке причины пожара.

Система автоматически напоминает о сроках формирования регламентированной документации и необходимости предоставления в надзорные органы.

Планирование и контроль сроков выполнения мероприятий

Система предоставляет возможность планирования и контроля выполнения мероприятий по устранению нарушений требований НТД, выявленных в результате расследования пожаров и возгораний, несчастных случаев, внешних и внутренних проверок состояния пожарной безопасности, а также мероприятий, направленных на предупреждение возникновения аналогичных пожаров и возгораний в будущем.

При планировании мероприятия учитываются дата выполнения, ответственные за выполнение, источники финансирования и стоимость. Система автоматически напоминает о сроках проведения мероприятий и уведомляет участников процессов о ходе выполнения мероприятий.

Планирование и контроль учебной деятельности сотрудников

В Системе осуществляется планирование, и фиксируются результаты проведения стажировок, инструктажей, обучения и проверок знаний сотрудников в области пожарной безопасности. Реализовано формирование следующих документов:

  • Список контингентов работников;
  • Приказы о прохождении стажировок;
  • График проведения инструктажей;
  • График проведения обучения;
  • График проведения проверок знаний;
  • Допуски к работам.

В Системе реализован аналитический отчет, позволяющий оперативно получить информацию о подготовке и обучении сотрудников, для принятия эффективных управленческих решений.

Учет данных предприятия

Учет данных организационной структуры, подразделений и сотрудников, физических лиц, а также внешних организаций, договоров, заключенных с ними. Введенные данные используются при формировании учетных и отчетных данных в области пожарной безопасности.

Программный продукт "1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Пожарная безопасность" предназначен для автоматизации процессов по организации пожарной безопасности на предприятии, с учетом требований федерального законодательства, с возможностью автоматизированного формирования регламентированной отчетности.

Решение обеспечивает снижение трудоемкости и сокращения сроков обработки информации по учету объектов защиты и пожарной техники; повышение уровня достоверности информации по пожарной безопасности на предприятии; обработку и формирование информации по пожарной безопасности в режиме реального времени; формирования регламентированной документации по пожарной безопасности и отчетной документации.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

"1С:Предприятие 8. Производственная безопасность. Пожарная безопасность"

  • Учет и контроль затрат на мероприятия по пожарной безопасности;
  • Снижение вероятности возникновения пожаров и возгораний на объектах защиты;
  • Снижение размеров экономического, социального и экологического ущерба от возможных пожаров и возгораний;
  • Выполнение требований действующего законодательства.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Государственное регулирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется Противопожарной службой, входящей в состав Федерального Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА:

  • учет объектов защиты и пожарной техники, применяемой на объектах защиты;
  • проведение технического обслуживания огнетушителей;
  • планирование и проведение технического обслуживания и ремонта систем пожарной автоматики;
  • ввод и хранение данных договоров, заключенных с подразделениями пожарной охраны;
  • регистрация результатов деятельности пожарно-технической комиссии предприятия;
  • проведение и учет результатов противопожарных тренировок в организации;
  • планирование и контроль сроков выполнения мероприятий: по устранению нарушений требований НТД, по результатам расследования пожаров и возгораний, несчастных случаев, внешних и внутренних проверок состояния пожарной безопасности, уведомление участников процессов о ходе выполнения мероприятий;
  • планирование и контроль учебной деятельности сотрудников в области пожарной безопасности (инструктажей, стажировок, проверки знаний);
  • учет данных о предприятии;
  • работа с нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности.

Учет объектов защиты и пожарной техники

Система позволяет вести единый учет всех объектов пожарной защиты предприятия и единиц пожарной техники, применяемых на объектах защиты, с учетом основных сведений по пожарной безопасности.

В Системе регистрируются данные следующих видов пожарной техники:

  • единиц пожарной техники;
  • первичных средств пожаротушения и данных о техническом обслуживании;
  • средств пожарной автоматики;
  • систем пожарной автоматики и данных о техническом обслуживании и планово-предупредительных ремонтах.

Планирование и проведение технического обслуживания и ремонта систем пожарной автоматики

Система позволяет планировать и проводить регулярные регламентные работы, в рамках которых фиксируются нарушения работы и фактическое состояние систем пожарной автоматики, выполняется техническое обслуживание (ТО) и планово-предупредительные ремонты (ППР). Контроль периодичности проведения регламентных работ осуществляется с помощью системы автоматических напоминаний.

В Системе реализован аналитический отчет, позволяющий оперативно получить информацию о технических обслуживаниях и планово-предупредительных ремонтах систем пожарной автоматики для принятия эффективных управленческих решений.

Проведение технического обслуживания огнетушителей

Система предоставляет возможность планирования и контроля проведения регулярных технических обслуживаний огнетушителей, которые обеспечивают поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов в течение всего срока эксплуатации огнетушителя. При этом в системе фиксируется состояние и нарушения работы огнетушителей, применяемых на объектах защиты.

Ввод и хранение данных договоров, заключенных с подразделениями пожарной охраны

В системе реализована функция регистрации данных договоров, заключенных с подразделениями пожарной охраны, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. С этой целью в систему вводятся данные подразделений пожарной охраны с учетом штатной численности и количества сотрудников организации. Для каждого подразделения регистрируются данные договора, в т. ч. список охраняемых объектов защиты, дата окончания действия и сумма договора.

Формирование регламентированной и аналитической документации:

  • декларации пожарной безопасности;
  • сообщения о срабатывании (отказе) систем пожарной автоматики;
  • акты пожарно-технической комиссии по проверке причины пожара;
  • журнал учета противопожарных тренировок;
  • форма № 1-ПОЖАРЫ;
  • учет срабатывания (отключения) систем пожарной автоматики и информации органов Государственного пожарного надзора;
  • учет технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов систем пожарной автоматики;
  • акты проверки противопожарного состояния объекта;
  • акты расследования пожара;
  • акты пожарно-технической комиссии по проверке причины пожара.

Система автоматически напоминает о сроках формирования регламентированной документации и необходимости предоставления в надзорные органы.

Планирование и контроль сроков выполнения мероприятий

Система предоставляет возможность планирования и контроля выполнения мероприятий по устранению нарушений требований НТД, выявленных в результате расследования пожаров и возгораний, несчастных случаев, внешних и внутренних проверок состояния пожарной безопасности, а также мероприятий, направленных на предупреждение возникновения аналогичных пожаров и возгораний в будущем.

При планировании мероприятия учитываются дата выполнения, ответственные за выполнение, источники финансирования и стоимость. Система автоматически напоминает о сроках проведения мероприятий и уведомляет участников процессов о ходе выполнения мероприятий.

Планирование и контроль учебной деятельности сотрудников

В Системе осуществляется планирование, и фиксируются результаты проведения стажировок, инструктажей, обучения и проверок знаний сотрудников в области пожарной безопасности. Реализовано формирование следующих документов:

  • Список контингентов работников;
  • Приказы о прохождении стажировок;
  • График проведения инструктажей;
  • График проведения обучения;
  • График проведения проверок знаний;
  • Допуски к работам.

В Системе реализован аналитический отчет, позволяющий оперативно получить информацию о подготовке и обучении сотрудников, для принятия эффективных управленческих решений.

Учет данных предприятия

Учет данных организационной структуры, подразделений и сотрудников, физических лиц, а также внешних организаций, договоров, заключенных с ними. Введенные данные используются при формировании учетных и отчетных данных в области пожарной безопасности.

Пожар - это горение, не подлежащее контролю, наносящее материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей. Во время пожара все вокруг подвергается опасным факторам, таким как открытый огонь, искры, дым, ядовитые продукты горения, падающие части строений, установок, агрегатов.

Поэтому, несомненно, обеспечение защиты от пожаров является первостепенной задачей как государства в целом, так и предприятий, населения в частности. На общегосударственном уровне на сегодняшний день для данных целей разработаны и утверждены нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения.

Понятие

Пожарная безопасность (ПБ) - это состояние защищенности человека, его имущества, страны и общества от пожаров. Его обеспечение является одной из приоритетных задач государства. Именно поэтому на различных уровнях власти в России приняты законодательные акты, устанавливающие правила защиты.

Нормы пожарной безопасности (НПБ) - это специальные правила, условия технического или социального характера, необходимые для обеспечения ПБ.

Система пожарной безопасности

В РФ существует законодательно закрепленная система обеспечения ПБ, представляющая собой комплекс мер, сил, средств правового, организационного, экономического, научно-технического и социального воздействия, нацеленных на борьбу с пожарами.

Основными звеньями организации пожарной безопасности в стране являются органы государственной власти, местного управления, предприятия, население, принимающее участие в обеспечении ПБ.

Основополагающие задачи системы пожарной защиты - это:

  • правовое регулирование и реализация государственных мер в сфере ПБ;
  • разработка НПБ и осуществление действий в данной области;
  • создание и организация деятельности пожарной охраны;
  • организация обучения граждан и противопожарной пропаганды;
  • научно-техническое и информационное обеспечение;
  • производство специальной технической и интеллектуальной продукции, предназначенной для гарантирования защиты от пожаров (оборудования, средства защиты, связи, огнезащитные вещества и т. п.);
  • предоставление лицензий в рассматриваемой области;
  • содействие добровольным пожарным, волонтерам;
  • осуществление противопожарного надзора;
  • установление противопожарного режима;
  • учет пожаров;
  • тушение возникших пожаров, ликвидация аварий и их последствий.


Пожарная охрана и государственный пожарный надзор

Пожарная охрана - система специально созданных органов управления, организаций и подразделений, которые предназначены для проведения профилактики пожаров, их устранения, реализации аварийных и спасательных работ.

Пожарная охрана включает в себя государственную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную охрану. В свою очередь, в противопожарную государственную службу входят федеральная служба и службы субъектов РФ.

Помимо исполнительных органов, в области пожарной защиты существуют и структуры контролирующие. Так, то, насколько были соблюдены требования норм пожарной безопасности, в РФ проверяет государственный федеральный пожарный надзор.

В основу проверок организаций по вопросам пожарной безопасности положен ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Ежегодно органы федерального противопожарного надзора устанавливают определенный план проверок, в котором указываются организации и предприятия, подлежащие визитации.

Основаниями для проведения плановой проверки органами надзора являются истечение трех лет с момента последней проверки, ввод объекта в эксплуатацию или преобразование его функционального класса ПБ, истечение одного года с момента последней плановой проверки для некоторых предприятий, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах, указанных в ФЗ.

То, как в организации соблюдаются нормы пожарной безопасности, может быть проверено надзорными органами и внепланово. Такого рода визиты на предприятие являются следствием:

  • истечения периода выполнения организацией выданного органом государственного надзора распоряжения об устранении выявленного несоблюдения требований ПБ;
  • установления противопожарного особого режима на соответствующей местности;
  • поступления в орган надзора информации о вводе в эксплуатацию объекта после строительства, реставрации, технического переоборудования, капитального ремонта или перемены его функционального класса пожарной безопасности;
  • поступления в орган надзора информации о нарушениях требований ПБ;
  • наличия приказа начальника органа государственного пожарного надзора о реализации внеплановой проверки, выпущенного Правительством РФ или Президентом РФ либо на основании претензии прокурора.

Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность

В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них - это:

  • ФЗ №69 "О пожарной безопасности".
  • ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
  • ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
  • Постановление Правительства РФ №390 "О противопожарном режиме".
  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
  • Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности" (МЧС РФ).
  • Приказ МЧС РФ №313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".

Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.

Приказ МЧС РФ №645

12 декабря 2007 года МЧС РФ был издан Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности", который действует на сегодняшний день с последними поправками от 22.06.2010 г. Приказ утверждает НПБ и закрепляет правила обучения мерам ПБ сотрудников организаций.

В соответствии с данным актом администрация (собственники) предприятия обязаны организовать и провести своевременно соответствующий инструктаж и обучение своих работников по вопросу пожарной безопасности. В противном случае руководство несет непосредственную ответственность. Контроль над проведением таких мероприятий выполняют органы государственного пожарного надзора.

В Приказе МЧС РФ "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" указано, что работники организации должны прослушать противопожарный инструктаж и иметь минимум пожарно-технических знаний.

Противопожарный инструктаж

В противопожарном инструктаже, который в обязательном порядке проводится в организациях, должны содержаться основные требования и нормы пожарной безопасности, сведения об огнеопасных технологических процессах производства и особенностях используемого оборудования. В инструктаже лектор должен разъяснить действия сотрудников в случае возникновения огня на рабочем месте.

Также противопожарный инструктаж должен включать в себя информацию о:

  • нормах содержания рабочего места и территории организации, включая эвакуационные выходы, водопроводы, системы пожарного оповещения;
  • правилах вызова спасательных служб, пользования средствами защиты и противопожарными инструментами, эвакуации в случае возникновения огня.

При проведении данных лекций для работников необходимо учитывать особенности работы предприятия. Но примерный перечень рассматриваемых на инструктаже вопросов представлен в приказе МЧС.

Виды противопожарного инструктажа

Противопожарный инструктаж может быть вводным, первичным на рабочем месте, повторным, целевым или внеплановым. Обо всех проведенных мероприятиях делается соответствующая пометка в журнале учета, который подписывается лектором и сотрудником, прошедшим обучение.

Вводный инструктаж проводится со вновь прибывшими сотрудниками (с принятыми на работу, с работниками, отправленными в командировки, сезонными рабочими, со студентами-практикантами и т. д). Заканчивается данная лекция практической тренировкой, проверкой знаний и полученных навыков.

Первичный инструктаж на трудовом месте проводится для тех же категорий работников, что и в случае вводной лекции, а также для сотрудников, переведенных из одного отдела, подразделения в другой, и для строителей, выполняющих работы на территории организации. Такое обучение проводится с каждым сотрудником отдельно, на практике ему показывается, как пользоваться специальными средствами защиты, пожаротушения, как провести эвакуацию и помочь пострадавшим. Данные навыки должны получить все работники предприятия, которое является пожароопасным объектом, или те сотрудники, которые работают в помещении с большим пребыванием людей (более 50 человек). Занятия могут осуществляться и с группой лиц, но только в рамках общего рабочего места.

Повторный инструктаж должен проводиться со всеми работниками организации не реже чем один раз в год, а с сотрудниками пожароопасных объектов - раз в полгода.

Внеплановый инструктаж необходим в случаях, если:

  • изменились действующие нормы и правила пожарной безопасности, технологические процессы при производстве,
  • произошла замена оборудования, материалов, инструментов, которые оказывают действие на противопожарное положение объекта,
  • сотрудник отсутствовал на рабочем месте более 30 дней (для работ, к которым предъявлены особые требования пожарной безопасности) или более 60 дней,
  • сотрудник нарушил НПБ, которые могли послужить или послужили причиной аварии на предприятии,
  • произошли пожары в аналогичных организациях.

Инструктаж внепланового характера может быть назначен руководителем или самой службой государственного пожарного надзора в случаях, когда есть основания предполагать, что сотрудники не знают надлежащим образом нормы и правила пожарной безопасности.

Целевой инструктаж проводится при осуществлении разовых работ с повышенной пожарной опасностью, при устранении последствий аварий, чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, при проведении массовых мероприятий (с участием более 50-ти человек), экскурсий на предприятии, при деятельности с оформлением допуск-наряда или огневых работах на взрывоопасных производствах.

Пожарно-технический минимум

Руководители и работники предприятий, отвечающие за пожарную безопасность, должны знать пожарно-технический минимум в объёме знаний требований правовых актов, регулирующих нормы пожарной безопасности. 645-й приказ МЧС устанавливает обязательное обучение сотрудников организации, чья деятельность не связана с взрывоопасным производством, в течение календарного месяца после приёма на работу и с последующими повторениями не менее одного раза в год. А для работников, чья деятельность связана с взрывоопасной деятельностью, - один раз в год.

Инженеры (техники) по защите от пожаров, работники федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на решение задач в сфере ПБ, и преподаватели, обучающие дисциплине "пожарная безопасность", имеющие непрерывающийся стаж работы не менее 5 лет, в течение одного года после поступления на новую работу могут не проходить обучение по пожарно-техническому минимуму.

Организация обучения данному минимуму знаний является обязанностью руководителя предприятия. Оно может проводиться как с отрывом от производства, так и без него.

Обучение пожарно-техническому минимуму производится по специально разработанным и установленным программам. Начальникам и специалистам предприятий, чья деятельность связана с взрывоопасным производством, рекомендуется проходить учебу в пожарных центрах, оборудованных специальными полигонами.

Проверка знаний норм и правил пожарной безопасности у сотрудников организации

После того как сотрудники организации обучены пожарно-техническому минимуму, руководитель назначает своим распоряжением специальную комиссию для проверки у работников соответствующих знаний. Комиссия должна состоять не меньше чем из 3-х человек, в ее состав могут входить начальники, штатные сотрудники, проводящие обучение, и специалисты федеральных структур исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и государственного пожарного надзора.

Для того чтобы у работников предприятия были проверены ранее изученные действующие нормы пожарной безопасности, сотрудники должны быть заранее осведомлены о программе и графике предстоящей проверки. Программа таких проверок разрабатывается в соответствии со спецификой производства и обязательно включает в себя практическую часть.

Наряду с плановыми проверками знаний существуют и внеочередные, которые проводятся, когда:

  • сотрудник не работал на своей должности более года;
  • работники были переведены на другую службу, а их новые обязанности требуют новых знаний в области защиты от пожаров;
  • было введено в эксплуатацию новое оборудование или были изменены технологические процессы, требующие новых знаний в сфере пожарной безопасности;
  • на предприятии произошли пожары или были выявлены какие-либо нарушения;
  • имеется требование должностных лиц органа противопожарного надзора или других ведомственных организаций при установлении ими нарушений или недостаточного уровня знаний ПБ у работников;
  • при утверждении новых правовых актов, касающихся пожарной безопасности, или внесения в них поправок.

Ответственность за нарушение требований ПБ

Нарушение норм пожарной безопасности влечет за собой наступление ответственности, административной или уголовной. По итогам проведенной инспектором проверки наказаны могут быть организации, владельцы фирмы или ее сотрудники. На них может быть наложен административный штраф, в случае наличия преступных действий проверяющий может отправить материалы для дальнейшего расследования дознавателю Государственной противопожарной службы.

Еще одной мерой воздействия на предприятие, нарушившее соблюдение норм пожарной безопасности, является приостановление его деятельности на период до 90 суток (КоАП, ст. 3.12). Такая санкция может быть назначена только судом и отменена ранее установленного срока им же в случаях, когда организация устранит все нарушения и представит доказательство данного факта.

Что же касается административных штрафов, то данные меры наказания могут назначаться самим проверяющим непосредственно на месте путем составления соответствующего протокола и отправления его главному инспектору для утверждения. Только некоторые нарушенные нормы пожарной безопасности требуют обязательного установления штрафа именно судом.

Размер назначенной санкции зависит от разных обстоятельств, например, от того, находилось ли предприятие на территории повышенной пожарной опасности или был ли установлен местными властями особый противопожарный режим. К штрафу добавится и конфискация имущества в случае, если организация оказывала услуги или производила, продавала товары без специального сертификата на соответствие нормам пожарной безопасности, когда наличие его было обязательным.

Если в результате несоблюдения НПБ здоровью человека был причинен тяжкий вред, то виновные лица несут ответственность согласно УК РФ, ст. 219. А именно на них налагается штраф суммой до 80 тысяч рублей или в сумме заработной платы/дохода обвиняемого за шесть месяцев или они могут быть лишены свободы до 3-х лет вместе с лишением права заниматься определенным видом деятельности или без такового.

Виновный будет наказан по той же статье кодекса, если нормы пожарной безопасности были нарушены, и это повлекло за собой смерть человека. В таком случае обвиняемого ждет до пяти лет принудительных работ или лишение свободы без права трудиться на определенных должностях или заниматься определенными категориями деятельности до трех лет или без такового.

Самое суровое наказание могут понести обвиняемые, нарушившие нормы пожарной безопасности РФ, в результате чего погибли два и более двух лиц. Таких правонарушителей законодательство лишает свободы сроком до семи лет вместе с лишением возможности занимать некоторые рабочие места или заниматься определенной деятельностью до трех лет или без такового.

Пожарная безопасность имеет своей целью нахождение самых эффективных, технически обоснованных и материально выгодных средств и способов предупреждения и ликвидации пожаров. А нормы пожарной безопасности зданий, населенных пунктов, сооружений и объектов различного назначения направлены на защиту граждан и государства в целом.



Просмотров