Классификация административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы и населенные пункты Полное наименование административно территориальной единицы

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение . Как правило, два противоположных процесса - центробежный и центростремительный - поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Процесс эволюции АТД России делится на 13 этапов :

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами - прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости , фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200 .

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний - Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую ), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую . Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года , была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции , а те, в свою очередь, - на дистрикты . Были вновь образованы две губернии - Нижегородская и Ревельская ; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую .

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами . Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250 уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине - Малороссийская . В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии - Могилевская и Псковская , а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского , в то время как другие казачьи земли - Запорожская Сечь - были присоединены к Новороссийской губернии.

Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

4. Екатерининская реформа , начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний» , ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами ) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды . Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных - Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское , Тамбовское , Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством. Старая Слободско-Украинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии - новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, Новгородско-Северское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи - Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями - Тобольской и Томской . В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую ).

На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение - Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).

В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское , Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых - Волынское и Подольское .

5. Павловская реформа , следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии , император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская - в Белорусскую губернию (центр - Витебск), Виленская и Слонимская - в Литовскую (центр - Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42 .

6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую , а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую . Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

В течение XIX–ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское . В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генерал-губернаторствам - Западно-Сибирскому (центр - Омск) и Восточно-Сибирскому (центр - Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов) .

В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.

К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского . В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости .

7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века) . В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую , возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска . Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр - Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей.

В 1856 году из приморских частей Восточно-Сибирского генерал-губернаторства образована новая Приморская область, к которой присоединили бывшее китайское левобережье Амура. Вскоре на вновь присоединенной части левобережья была образована Амурская область (центр - Благовещенск). В 1884 году Сахалин был выделен из Приморской области в качестве особого отдела.

В 1860–1870-е годы к Российской империи были присоединены земли современного Казахстана и Средней Азии. Наэтих территориях организовывались главным образом области (а не губернии)- Акмолинская, Семипалатинская, Оренбургских киргизов, Уральская, Тургайская, Семиреченская, Туркестанская, Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская . Вассальную зависимость от России признали Бухарское, Кокандское иХивинское ханства .

8. АТД Российской империи в начале XX века. В последние предреволюционные годы произошло сравнительно немного изменений АТД России: вновь получила самостоятельность Камчатская область, а также появилась новая Сахалинская область. На юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край .

9. Сосуществование старых и новых единиц АТД (1917–1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии - Букеевскую губернию.

Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий , главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, Кубано-Черноморская , атакже несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке. Вгуберниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918–1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша . В1919–1922 годах на Дальнем Востоке и вСибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика ).

На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР , начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, Иваново-Вознесенская, Северо-Двинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская , Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую ), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население. В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии - Рыбинская губерния.

В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национально-государственное образование - Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в мае-июне 1920 года появились еще три национальных автономии - Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР). Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казакскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года - Удмуртская ), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР. При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Северо-Осетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский . Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована Бурят-Монгольская АО, а вИркутской губернии - Монголо-Бурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну Бурят-Монгольскую АССР. В августе 1921 года была образована Народная республика Танну-Тува , которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.

В начале 1920-х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.

10. Первая советская реформа (1923–1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в1923году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями , разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы . Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область , вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).

В октябре-ноябре 1924 года было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.

В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край - Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. Вянваре1926 года на востоке страны был образован третий край- Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. Вмае1927года возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области ). Вмае1928года были образованы сразу три новых советских области- Центрально-Черноземная (центр- Воронеж), Средне-Волжская (центр - Самара) и Нижне-Волжская (центр - Саратов).

Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области - Западная (центр - Смоленск), Ивановская Промышленная (центр - Иваново), Нижегородская (центр - Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр - Москва) и Северный край (центр- Архангельск). Втечение1929–1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ , в январе 1930 года Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.

Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц - шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР - Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.

11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930–1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.

В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов- Остякско-Вогульский (нынешний Ханты-Мансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) , Витимо-Олёкминский , Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский . В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована Центрально-Черноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.

С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также Кара-Калпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская). Из«больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.

В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая Карело-Финская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.

12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943–1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская . На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.

В 1944–1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика , которая получила статус АО, Южно-Сахалинская область , которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область , переименованная в Калининградскую .

В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская ) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая ) существуют и поныне.

Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.

13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения - ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР . Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР .

Последующие изменения носили лишь«косметический»характер: в1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все10национальных округов стали называться автономными округами.

После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в АТД - Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики .

В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы АТД , предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов . Преобладают два подхода к проведению реформы - унитарный и дифференцированный . Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.

Использованы материалы Сергея Тархова «Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет» (География: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 15, 21, 28).

Доктрина. Основным вопросом, определяющим содержание и структуру института территориального устройства государства, является вопрос о природе и предназначении составных территориальных частей субъектов РФ - административно-территориальных единиц (далее - АТЕ). Конституционный Суд РФ отмечает, что «в правовом смысле территория определяет прежде всего пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера» .

Научная классификация территориальных единиц в качестве базовой делит все территориальные единицы на универсальные и специальные (ведомственные) территориальные единицы. К универсальным территориальным единицам относятся субъекты федеративных государств, муниципальные образования, территориальные единицы унитарных государств. В таких образованиях органы власти обладают наряду с отраслевыми также межотраслевыми или общеотраслевыми полномочиями в своей компетенции. При этом, как правило, в универсальных территориальных единицах присутствуют органы как минимум двух ветвей власти - исполнительной и правотворческой (законодательной), а в идеале еще и судебной. Напротив, в специальных территориальных единицах действуют отраслевые, специфические органы власти, структурные подразделения, инстанции вышестоящих органов и инстанций. К ним относятся судебные районы и участки, избирательные, управленческие и военные округа и др.

Виды административно-территориальных единиц. Отнесение вопросов административно-территориального устройства субъектов РФ к ведению самих субъектов РФ привело к различному подходу в вопросе об определении видов административно-территориальных образований (территориальных единиц) субъектов РФ.

Действующее законодательство субъектов РФ выделяет целую систему АТЕ субъекта РФ:

  • 1) город - территориальная единица, на которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с определенной численностью населения (в разных субъектах РФ минимальное число жителей города от 8 тыс. до 12 тыс. человек);
  • 2) район - административно-территориальное образование субъекта РФ, имеющее административный центр и объединяющее несколько экономически и территориально взаимосвязанных населенных пунктов с прилегающей территорией;
  • 3) национальный район - сельский район, на территории которого проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, являющейся национальным меньшинством на территории субъекта РФ;
  • 4) город регионального значения - административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
  • 5) внутригородской район - административно-территориальное образование, входящее в состав города регионального значения, состоящее из части его территории и одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
  • 6) город районного значения - административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
  • 7) сельсовет - административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из одного или нескольких сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
  • 8) национальный сельсовет - сельсовет, на территории которого компактно проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ;
  • 9) поселок городского типа (рабочий поселок) - территориальная единица, на территории которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения, как правило, не менее 3 тыс. человек; в отдельных случаях к категории поселок городского типа могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и (или) роста численности населения;
  • 10) сельская (поселковая) администрация - административно- территориальное образование, входящее в состав внутригородского района города краевого значения, состоящее из одного или нескольких населенных пунктов (рабочего поселка, села и т. п.) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
  • 11) сельский населенный пункт - территориальная единица с численностью населения, как правило, менее 3 тыс. человек, занятых преимущественно сельскохозяйственным производством, которая подразделяется на определенные категории: село, деревня, поселок, слобода, хутор и другие сельские населенные пункты;
  • 12) закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Особым статусом административно-территориальных образований обладают бывшие субъекты РФ, которые утратили свой статус субъектов РФ после их объединения с другими субъектами РФ в новый субъект РФ. К числу таких административно-территориальных образований относят, например, Коми-Пермяцкий округ в Пермском крае, Агинский Бурятский округ в Забайкальском крае. Специфика их статуса определяется особым национальным составом населения данных округов, в результате чего на законодательном уровне таким территориям гарантируются определенные возможности (официальное использование дополнительного к государственному языка, создание специального представительства в региональном парламенте или при нем, создание специального исполнительного государственного органа субъекта РФ по делам округа ит.д.).

Некоторые субъекты РФ на законодательном уровне устанавливают особую систему АТЕ. В частности, Калининградская область подразделяет все объекты административно-территориального деления на группы по трем уровням классификации: первый уровень включает Калининградскую область; второй - административные районы, города областного значения и поселки городского типа областного значения; третий - внутригородские административные районы городов областного значения, города районного значения, поселки городского типа районного значения, сельские округа. Отдельную группу объектов административно-территориального деления Калининградской области составляют населенные пункты.

Отдельные субъекты РФ включают населенные пункты в число АТЕ. При этом все субъекты РФ придерживаются классификации населенных пунктов на городские и сельские.

Статус городского населенного пункта может быть присвоен населенным пунктам субъекта РФ, постоянное население которых составляет, как правило, не менее 2 тыс. человек и преимущественно (более половины от общего числа трудоспособного населения) занято несельскохозяйственными видами производства и обслуживания. К сельским населенным пунктам (селам, деревням, хуторам, железнодорожным разъездам, станциям, др.) относятся все иные населенные пункты, имеющие постоянное население.

Городские населенные пункты подразделяются на города и поселки городского типа. Городом является городской населенный пункт, выступающий одним из промышленных и культурных центров субъекта РФ, с высоким уровнем развития социальной, производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры, с постоянным населением не менее 8-12 тыс. человек.

К поселкам городского типа относятся:

рабочие поселки - городские населенные пункты, на территории которых имеются промышленные организации и их подразделения, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, организации и их подразделения, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, другие экономически важные объекты с численностью постоянного населения не менее 3 тыс. человек либо иные населенные пункты, если на их территории расположены учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков относятся населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;

курортные поселки - городские населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения;

дачные поселки - городские населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санитарных пунктов или мест летнего отдыха.

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П.

Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

Управление территориальной системой государства осуществляется при помощи системы административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы в составе одного государства могут создаваться на различных уровнях управления, в различных управленческих целях, в силу чего они различаются по своему наименованию, статусу, цели деятельности и т.д.

По нашему мнению, классификацию всех видов административно-территориальных единиц в государстве можно провести по трем основаниям: в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (вертикаль), в соответствии с направлениями осуществляемых государством функций (горизонталь) - ведомственное, а также классификация географических объектов территории страны (базовая).

Так, в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (по вертикали) можно выделить следующие административно-территориальные единицы, существующие на трех уровнях: федеральном, на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

Вертикальное разделение властей представляет принципиальную схему распределения полномочий между различными самостоятельными, в рамках своих предметов ведения, уровнями власти. Органы местного самоуправления, формально не являющиеся согласно Конституции Российской Федерации органами государственной власти, по сути, обладают тем же статусом, только в пределах своей компетенции.

Таким образом, группу «властных» административно-территориальных единиц составляют: 1. Федеральные округа (федеральный уровень власти); 2. Субъекты федерации (уровень власти субъектов); 3. Муниципальные образования (власть местного самоуправления).

Указанные территориальные образования обладают признаками административно-территориальной единицы - наличие относительно обособленной части государственной территории, в рамках которой осуществляется государственное или муниципальное управление. Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. Правовые основы. / А.Н. Чертков - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2009. - С. 42.

Стоит отметить, что федеральные округа (Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Крымский) учреждены Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 25.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - N 20. - ст. 2112..

По мнению Н.Е. Егоровой, О.А. Иванюк, «хотя юридически создание федеральных округов не изменяет федеративного устройства России (округа не имеют прав субъекта Федерации и соответствующих органов), на деле после их создания и назначения в них полномочных представителей Президента с некоторыми новыми задачами и правами, которые не имели прежние представители, ситуация изменилась.

С их созданием значимость субъектов федерации и губернаторов стала существенно снижаться, центр политической жизни на местах иногда стал перемещаться в федеральные округа» Егорова Н.Е., Иванюк О.А. Вопросы самостоятельности государственно-территориальных единиц России / Н.Е. Егорова, О.А. Иванюк // Журнал российского права. - 2010. - № 5. - С. 112..

К. М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева считают, что образованные в России федеральные округа не изменяют федеративно-территориальное устройство России. Однако, пишут они, «фактически, в России за период с мая 2000 года сформировались девять полноправных (и даже более полноправных через институт полномочных представителей Президента Российской Федерации) федеральных округов, обладающих признаками субъекта Российской Федерации, руководители которых входят в Совет безопасности при Президенте Российской Федерации и могут регулярно, не менее одного раза в месяц, встречаться с главой государства, обсуждать с ним проблемы территорий, входящих в соответствующий федеральный округ, в отличие от губернаторов, не имеющих уже такой возможности» Добрынин Н.М. , Глигич-Золотарева М.В. Государственно - территориальное устройство России: системный подход / Н.М. Добрынин, М.В. Глигич-Золотарева // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - № 1. - С. 26.

Что касается уровня власти субъектов федерации, то на сегодняшний день после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов -- Республики Крым и города федерального значения Севастополя число субъектов в Российской Федерации стало 85.

Они так же могут быть классифицированы, в зависимости от их административно-правового и конституционного статуса на: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

В группу муниципальных образований (власть местного самоуправления) в соответствии с Законом о местном самоуправлении № 131-ФЗ вводится пять категорий (типов) муниципальных образований:

  • 1. Сельское поселение (входит в состав муниципального района);
  • 2. Городское поселение (входит в состав муниципального района);
  • 3. Муниципальный район;
  • 4. Городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района;
  • 5. Внутригородская территория города федерального значения. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 40. - ст. 3822.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 11-13 Закона о местном самоуправлении.

Таким образом, классификация административно-территориальных единиц предопределяется иерархичностью построения единой централизованной системы государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления. Так, в зависимости от уровня осуществляемой в государстве власти (по вертикали) можно выделить следующие административно-территориальные единицы, существующие на трех уровнях: 1. Федеральные округа (федеральный уровень власти); 2. Субъекты федерации (уровень власти субъектов); 3. Муниципальные образования (власть местного самоуправления).

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства.

Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Различают простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное) устройства государства. Унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, а в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты федерации.

Унитарное государство - единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Признаки унитарного государства:

  • единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;
  • на территории действуют одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;
  • административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;
  • на международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;
  • единые вооруженные силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Признаки федерации:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
  • компетенция между федерацией и се субъектом разграничивается Конституцией;
  • субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;
  • субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся по законодательно закрепленному кругу полномочий;
  • в большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;
  • двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;
  • после вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;
  • на международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.

Виды федераций:

  • договорные и конституционные;
  • территориальные (США, Германия), национальные (Бельгия, Индия) и смешанные (Россия).

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Эго делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария на конфедеративный союз).

Признаки конфедерации:

  • не имеет собственных законодательных, исполнительных и судебных органов;
  • не имеет собственной армии;
  • нет единой системы налогов и государственного бюджета;
  • сохраняет гражданство входящих в союз государств;
  • недолговечность;
  • каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  • создается для достижения определенных целей;
  • создание закрепляется договором;
  • субъекты обладают правом нуллификации (отмены действия актов конфедерации на своей территории);
  • члены конфедерации могут выйти из нес на основе юридически обоснованного одностороннего решения.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов, которые институционализируют административно-территориальное деление, внутренне наполняя соответствующими субъектами государственно-правовых и административно-правовых отношений:

  • экономический принцип. Он требует учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, численности и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий;
  • национальный принцип. В соответствии с ним осуществляется учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации;
  • принцип приближения власти к населению. Успешное решение региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь.

Действующая в настоящее время в субъектах РФ система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, переняв созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость), которое было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами (республика - область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район).

Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - сфера деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов РФ.

Так, согласно Конституции Республики Коми (ст. 70), эта республика состоит из следующих административно-территориальных образований: районов - Ижемского, Княжпогостского, Койгородского, Корткеросского и т.д.; городов республиканского подчинения - Сыктывкара, Воркуты, Вуктыла, Инты, Печоры, Сосногорска, Усинска и Ухты - с подчиненными им территориями.

В Уставе Саратовской области (ст. 13) устанавливается, что в административно-территориальном отношении Саратовская область делится на города областного значения и сельские районы. Города могут иметь в своем составе районы, а районы включают села, поселки, города районного значения.

Таким образом, конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, ко вторым - города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся город и находящиеся поблизости сельские поселения, а также рабочие поселки. Они отличаются от городских округов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное или иное рекреативное значение. Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие. Так, территория Москвы сегодня делится не только на районы в городе, как это было прежде, а средний уровень государственного управления в Москве - административные округа, которые включают в себя низовой уровень государственного управления в Москве - управы районов. Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, орган государственного управления на основе централизованного управления в городе федерального значения как субъекте Федерации.

Имеют место и муниципальные районы, которые выполняют ограниченный в Москве круг функций обслуживания определенных категорий жителей (ветераны войны и труда, несовершеннолетние правонарушители и т.д.). Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра Москвы.

За пределами Москвы муниципальный район делится на городские и сельские поселения, в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района. На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Например, немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые административно- территориальные образования (ЗАТО). Согласно Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия оборонного значения, по разработке, изготовлению, хранению и утилизации радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория ЗАТО является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятия и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, входят в состав городского округа.

В случае установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в ЗАТО, на территории, прилегающие к его границам, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ указанного образования; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении этого образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ. Решение о создании (об упразднении) зато вносится Правительством РФ.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно- территориальных единиц - органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно- территориальные единицы

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются следующие.

  • 1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX в., когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе.
  • 2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов». В ст. 5 Конституции среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.
  • 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство.

Россия обладает всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративное гражданства и гражданство республик, входящих в федерацию; общефедеративная конституция и конституция республик и т.д. Вместе с тем Россия имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально- государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

  • 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (бывшие СССР, Социалистическая Федеративная Республика Югославия и др.) признаку. В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории. По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. Россия строилась только по национально- территориальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики и национально-государственные образования - автономные области и автономные округа.
  • 5. Государственная целостность Российской Федерации. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федерации. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); установлены единая денежная единица - рубля, единая система налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75); закреплено верховенство федерального законодательства; установлена единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).
  • 6. Разграничение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства России, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции предмета ведения Российской Федерации. Конституция России устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов Федерации.
  • 7. Равноправие субъектов Федерации. Данный принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации - суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов Федерации обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».

Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.

Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.

Общая характеристика

Часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.

Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.

Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.

Особенности разделения стран

Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.

В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.

Особенности разделения в РФ

Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Факторы разделения

Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.

Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.

Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.

Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.

Типы территориальных единиц

Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.

Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.

Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.

Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.

Формат подчинения

Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.

Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.

Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.

Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.

Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.

Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.

Название структурной единицы

Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.

Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.

В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.

Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.

Уровень дробности

Входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.

Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.

Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.

Административный центр

Имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.

Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.

Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.

Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.

Закрытые образования

В РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.

Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.

Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.



Просмотров