Классный час на тему: "Наши права и обязанности". Классный час "наши права и обязанности" Семейный кодекс РК

Классный час «Права и обязанности»

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности»; показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Дополнительный материал: Права и обязанности детей

Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)

1. Дети- все человеческие существа до 18 лет (ст. 1)

2. Право на жизнь 7. Право на отдых и досуг

3. Право на имя при рождении 8. Право на свободное перемещение

4. Право на медицинскую помощь 9. Право иметь имущество

5. Право на образование 10. Право на заботу и воспитание родителями

6. Право свободно выражать свои взгляды

11. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства(ни один ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)

12. Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки .

Ход классного часа

1. Игра «Имена»

Кл. рук.: Ребята, сегодняшний классный час мы посвятим вашим правам и обязанностям. 20 ноября во всех странах считается Всемирным днём прав ребёнка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребёнка» .

Но сначала мы поиграем с вами в игру «ИМЕНА». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой-Татьяна-терпимая.(Ответы по цепочке.)

2.Беседа «Право на имя»

Кл. рук. : Ребята, а имеете ли вы право на имя? Как вы считаете?

Кл. рук.: А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Д .: Наши имена и фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.

Кл. рук.: Да, это первый ваш документ. А что ещё там записано, кто знает?(имена родителей.)

Правильно, а ещё там записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие ещё есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

(В Конституции, законах, указах и т. п.), (Разработали Президент, депутаты и т. п.)

3. Мини- лекция «Конвенция о твоих правах»

(Рассказ учителя +презентация прав по Конвенции «О правах ребёнка»)

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право- право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребёнка».

Конвенция- это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей, в том числе и Россия.

С 15 сентября 1990 года Конвенция ООН вступила в силу в нашей стране. В соответствии с этим международным документом, Россия приняла на себя многочисленные обязанности по обеспечению прав ребёнка.

Какие же права есть у всех детей мира?

(Слайды)

4.Ролевая игра «Юридическая консультация»

Кл. рук.: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация- это совет, разъяснение, а юристы- это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (доска)!

И к вам по почте приходят письма, в которых за советом к вам обращаются литературные герои. Прослушав письма, подумайте, какие права ребёнка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребёнка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребёнка»…»

1 письмо-Маугли:

Так случилось, что я жил долго в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?(Да, т. к. вы ребёнок, не достигший 18 лет.)

Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

* Конечно, согласно Конвенции… никто не имеет права унижать человеческое достоинство;

* Никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию или оскорблениям.

* Вы имеете право на свободу перемещения.

* Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Кл. рук. : Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребёнок, даже в чём-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства.

А теперь пришла очередь проконсультировать следующего литературного героя, Гарри Потера.

2 письмо- Гарри Потер:

Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

* Каждый ребёнок должен иметь право на личную жизнь, на тайну переписки.

* каждый ребёнок имеет право на уважение его достоинства.

3 письмо- Золушка:

Мачеха с утра до ночи заставляет меня трудиться, мне запрещено участвовать в играх и забавах моих сестёр. Имеет ли моя мачеха на это право?

* Нет. Она нарушает право Золушки на досуг и отдых, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих её возрасту.

Кл. рук. : Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

* Не все знают права детей.

* Не считают детей полноценными людьми.

* Не уважают (презирают) детей, считают, их глупыми.

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Кл. рук.: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей- обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.

Сценка№1

Мама: Немедленно сделай музыку потише. Я очень устала и у меня болит голова.

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учит.: Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав.

* Сын нарушает право домочадцев на отдых в тишине. Он не уважает права других людей .

Сценка№2

Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Учит.: Объясните, пожалуйста, Оле, в чём она не права.

* Кроме прав у Оли есть ещё и обязанности-дежурного(как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других .

Сценка№3

Учитель: Иванов, та опять разрисовал парту! Ведь дети её только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом- рисованием!

Учит.: Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

* А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников .

Сценка№4

Учитель: Можаев, почему ты бегаешь по классу во время урока?

Можаев: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Учит.: Правильно ли рассуждает Артём?

* Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Можаев не уважает права других людей.

Сценка№5

Мама: Доченька, а почему та мусорное ведро не вынесла, за хлебом не сходила?

Дочь: Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Учит.: Вот такой борец за права ребёнка! Может быть он прав?

* Нет, дочь не права, потому что хлеб она должна купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, помощь по хозяйству.

* Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Дочь должна уважать её право и помогать ей.

Сценка№6

Наташа: Оля, ты пойдёшь на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена.

Оля (рисует): Ой, ластика нет. У кого же взять? У Наташи возьму.(роется в портфеле, берёт пенал, достает дневник, читает его).

Входит Наташа: Ты зачем взяла мой портфель? Кто тебе разрешал?

Оля: А что тут такого? Я же ничего не забрала! И что почитать нельзя?

Наташа: Отдай сюда! (забирает портфель).

Учит.: Ребята, проясним эту ситуацию.

Какой документ очень хорошо знают знают наши герои?

* Конвенцию «О правах ребёнка».

Учит.: А чего совершенно не знают?

* Они не знают, как уважать права других людей.

Учит.: Как же примирить свои права с правами других людей?

* Если будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

* Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Итог классного часа: Ребята, понравилось ли вам сегодня выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права и обязанности ? Какие права ребёнка из Конвенции ООН вам наиболее запомнились? О каких вы услышали только сегодня?

Завершу сегодняшний кл. час словами др. мудреца Ювенала: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция «О правах ребёнка».

Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других».

Цель:

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование :

  • Карточки-знаки по правам человека;
  • выставка литературы по правовому воспитанию;
  • на доске – кроссворд.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Уч : Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

Как понимать последние слова?

Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Здесь присутствуют ваши родители, они будут участниками нашей беседы, помощниками, арбитрами.

Сегодня можно получить консультацию.

Что значит слово консультация?

И не простую консультацию, а консультацию людей, которые по долгу своей службы, работы следят, чтобы не было нарушения прав человека (представляю родителей – юрист, социальный работник).

Вместе с нами - сказочный маленький человечек. Кто он такой?

(Герой книги А.Усачёва, «зелёный человечек», который боролся за права людей).

Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых

государственной властью норм и правил,

которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

3. Игра по кругу «Подари шар человечку»

По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак Будем делать это по кругу. Если трудно, бери помощь соседа. Если трудно обоим, обращайтесь в «Юридическую консультацию». А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)

Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)

В книге про маленького человечка есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Пусть он продолжает путешествовать. Где? (По школе, по городу). А мы подведём итоги.

Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).

- Какое право мы вспомнили?

Наши гости-юристы покажут нам сердечком, как мы знаем права

(красное – хорошо, полно, жёлтое – частично, синее - недостаточно)

Разведение понятий «права» и «обязанности»

Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения /

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (Спросить родителей)

А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? /Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника(учащиеся

называют, взрослый фиксирует на доске)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого, распределив, обязанности: «аналитик», «секретарь»).

4.Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями ):

Командир :- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася : - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика : - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель : -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа : - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

Покажите на «волшебной линеечке», как каждой группе удалось

реализовать право высказывать своё мнение («аналитики» каждой

группы отмечают успешность работы своей группы по анализу и

обоснованию ситуаций).

Родители - юристы снова подтверждают верность – неверность высказываний.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О Б Я З А Н Н О С Т И

Вот поэтому мы и проводим с вами беседы, классные часы на тему «Думаем о…»

6.Творческое домашнее задание:

Отвечая на вопросы анкеты, вы признавались в том, что вами чаще нарушаются обязанности. А почему? (высказываются дети, родители)

1. К нам обратились за помощью учителя первоклассников.

Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. им показалось, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, другое. Не сможем ли мы эти же самые правила – запреты прописать, прорисовать для них по-другому: со словом МОЖНО, нужно?!

2. Чтобы вам было легче решить многие проблемы, чтобы вы больше знали о законах нашей жизни. Вам помогут также книги, изданные специально для вас (обращаюсь к выставке).

И помните такие слова – обращение к каждому:

Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

7. Рефлексия: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести » для дежурства по школе.

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

Классный час

«Наши права и обязанности»

Цели:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Оказание практической помощи подросткам в приобретении навыков саморегуляции.

Ход урока:

Слово учителя:

Мы живем в 21 веке. Наше время изумляет и зовет вперед. Но чтобы смело идти вперед, надо так много знать!

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права и обязанности ученика »

“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек. Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Право - это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

Выступление учащихся

1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.

2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

3 ученик: Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

4 ученик: Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

5 ученик: Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

6 ученик: Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

7 ученик: Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

8ученик: Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

9 ученик: Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

10 ученик: Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

11 ученик: Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано .

Вопрос: И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение с уч. ) (ученики называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

Учитель называет основные права детей

    Право на жизнь

    Право на имя при рождении

    Право на гражданство

    Право на защиту жизни, чести и достоинства

    Право свободно выражать свое мнение

    Право на медицинскую помощь, охрану здоровья

    Право на образование

    Право на отдых и досуг

    Право иметь имущество

    Право на свободное перемещение

    Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия? Права детей в России регулируются законами:

    Конституция РК:. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).

    Семейный кодекс РК.

    Основы законодательства РК об охране здоровья граждан.

    закон об образовании.

    Закон об основных гарантиях прав ребенка.

    Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Закон о социальной защите инвалидов в РК.

Практическая часть классного часа

Ребята я предлагаю вам закончить предложения на тему «Мои права и обязанности дома и на улице»:

- В школе я должен …… (добросовестно учиться, соблюдать правила поведения, бережно относиться к имуществу,)

- В школе я имею право ….(на образование)

- Дома я должен …. (уважать)

- Дома я имею права …( Право на заботу и воспитание родителями )

- На улице я должен … (уважать честь и достоинство других)

- На улице я имею …(Право на отдых и досуг)

Права ребёнка надо знать

Не только знать,

Но соблюдать

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Вывод по классному часу:

    Каждый человек на свете должен знать свои права.

    Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

    Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

    Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Классный час

«Наши права и обязанности»

В 11В классе

Кл.руководитель:Бижанова С.Н



Просмотров