Кто такой правопредшественник юридического лица. Прекращаются ли обязательства юридического лица в связи с его реорганизацией в форме преобразования, или они переходят к юридическому лицу, созданному в результате преобразования

Реорганизация юридического лица представляет изменение организационно-правовой формы или имущественной основы деятельности существующего юридического лица (правопредшественника), права и обязанности которого в порядке правопреемства переходят к другому - вновь создаваемому или прежде созданному юридическому лицу (правопреемнику).

Одной из наиболее сложных проблем в институте реорганизации юридического лица является понятие правопреемства. Это объясняется, в первую очередь, недостатком общего учения о правопреемстве и приводит к тому, что правоприменительная практика испытывает трудности, возникающие при реорганизации юридических лиц. В судебной практике действует общий принцип, согласно которому, реализуя свое право на защиту субъекты гражданского права, используют любые не запрещенные законом способы защиты.

Существует преемственность между современным законодательством и законодательством предшествующих этапов развития. В отечественной цивилистике сложилось два подхода к пониманию правопреемства: переходности и непереходности прав и обязанностей. Сторонники первого из них (К.Н. Анненков, Б.Б. Черепахин, Д.И. Степанов и др.) допускают возможность перехода прав и обязанностей от одного субъекта к другому. Их оппоненты (К.И. Скловский, В.А. Белов, B.C. Толстой и др.), эту возможность отрицают, мотивируя это тем, что права и обязанности как категории идеологические неспособны перемещаться в пространстве, а потому переходить от одного лица к другому они не могут.

Следует заметить, что обе теории признают некоторую условность термина «правопреемство». Так, например, Б.Б. Черепахин указывает, что «понятие перехода субъективного права и правовой обязанности является специальным юридическим понятием». К.И. Скловский отмечает, что «переход права - это метафора, отражающая как всякая метафора, реальные исторические факты».

Любое гражданское правоотношение не может оставаться неизменным. На определенном этапе его реализации может происходить замена субъекта либо содержание данного правоотношения. Это придает гражданскому обороту определенную устойчивость. При реорганизации юридических лиц переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику осуществляется путем изменения субъектного состава, поскольку сопровождается прекращением и (или) созданием хотя бы одного юридического лица.

Закон устанавливает случаи, когда процесс замены субъекта в правоотношении невозможен. Это происходит, во-первых, в случае, когда правоотношение носит личный характер и не предполагает возможности изменения субъектного состава. Примером такой ситуации может служить установленное в ч. 2 ст. 1112 ГК РФ правило о том, что в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.д.).

Как известно, в цивилистике выделяют правопреемство универсальное и сингулярное. Понятия «универсальное правопреемство», «сингулярное правопреемство» выработаны римскими юристами применительно к наследованию. Первое означало переход к наследнику всех имущественных прав и обязанностей наследодателя. Во втором случае переходили лишь отдельные права, например в силу завещательного отказа (легата), на принадлежащее наследодателю имущество. При этом отказополучатель не становился субъектом каких бы то ни было обязанностей. Таким образом, при сингулярном правопреемстве происходит переход отдельных прав и обязанностей или отдельной совокупности прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объекты гражданских прав могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Особенности реорганизации юридических лиц предопределяются спецификой формы данного процесса. Согласно действующему законодательству различают пять форм реорганизации: 1) преобразование, которое заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица; 2) разделение - создание двух и более новых юридических лиц на базе имущества правопредшественника с прекращением деятельности последнего; 3) выделение - возникновение нового юридического лица на базе имущества сохраняющегося правопредшественника; 4) слияние - передача несколькими прекращающими свою деятельность юридическими лицами своих прав и обязанностей вновь создаваемому правопреемнику; 5) присоединение, при котором права и обязанности юридического лица, прекращающему свою деятельность переходят к правопреемнику.

Правопреемство при реорганизации в форме преобразования, присоединения, слияния и разделения, можно отнести к универсальному. Аргументами являются следующие обстоятельства: реорганизация в названных формах влечет за собой прекращение хотя бы одного юридического лица, объем прав и обязанностей в этих случаях переходит от одного из них к другому в полном объеме. Универсальность правопреемства при реорганизации в форме выделения вызывает большие сомнения: к правопреемнику переходит лишь часть прав и обязанностей правопредшественника. Реорганизованное юридическое лицо не является новым, оно продолжает существовать в измененном виде.

По мнению В.В. Еремина, в последнем случае необходимо прибегнуть к правовой фикции, предположив, что правопредшественник, который передает часть прав и обязанностей правопреемнику, сам, по сути, является новым юридическим лицом.

На практике достаточно важную роль играет вопрос о том, в какой конкретно момент возникают права и обязанности у правопреемника. В ст. 57 ГК РФ он четко определен. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования - это момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, определяющим является факт государственной регистрации вновь создаваемых организаций.

Основанием правопреемства при реорганизации юридических лиц является сложный юридический состав: 1) решение о реорганизации (которым должны быть утверждены договор о слиянии (присоединении), передаточный акт или разделительный баланс, устав создаваемых в результате реорганизации лиц), принятое каждым участвующим в реорганизации юридическим лицом; 2) административный акт (государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц).

В связи с этим правопреемство при реорганизации юридических лиц можно рассматривать как основанный на сложном юридическом составе переход всех или части прав и обязанностей в порядке производного приобретения от одного юридического лица к другому, сопровождаемый прекращением и (или) созданием одного или нескольких юридических лиц и осуществляемый путем изменения субъектного состава правоотношений.

Во все времена государство уделяло внимание укреплению правовой сферы общества. В свете основных тенденций развития гражданского законодательства немало новелл, нельзя не отразить (в лаконичной форме в рамках нашего исследования) грядущие изменения в процесс реорганизации юридических лиц.

В действующем ГК РФ сказано, что в случаях преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

В проекте изменений в ГК РФ п. 5 ст. 58 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «При реорганизации юридического лица из одной организационно - правовой формы в другую права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении третьих лиц не изменяются». Таким образом, законодатель отказался от употребления словосочетания «переход прав и обязанностей» для такой формы реорганизации, как преобразование, что косвенно свидетельствует о слабости конструкции правопреемства применительно к названной форме реорганизации.

Помимо этого, предлагается для случаев слияния и присоединения юридических лиц исключить обязанность составления передаточного акта, а документ, фиксирующий переход прав и обязанностей от правопредшественника к правопреемнику при выделении и разделении именовать не «разделительный баланс», а «передаточный акт». Подобные изменения представляются правильными, т.к. в случае слияния и присоединения происходит переход прав и обязанностей одного юридического лица к другому в полном объеме.

Подводя итог, можно сказать, что правопреемство при реорганизации юридических лиц - это процесс изменения субъектного состава правоотношения с одновременным переходом прав и обязанностей от одного юридического лица (право - предшественника) к другому - вновь создаваемому или уже существующему (правопреемнику). Правопреемство при реорганизации в форме преобразования, слияния, присоединения, разделения является универсальным, а в случае выделения - сингулярным.

За государственным учреждением закреплен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Было принято решение реорганизовать данное госучреждение путем присоединения к другому учреждению. Но в передаточном акте про земельный участок не упомянули, при этом успели снять в налоговом органе с учета реорганизованное учреждение, теперь его нет. А право так и осталось зарегистрировано за этим ликвидированным учреждением. Кто должен обратиться за прекращением права постоянного пользования, если вновь образованное учреждение не является правопреемником предыдущего в части земельного участка, а старого уже не существует? И может ли сам регистрационный орган своим решением аннулировать это право без чьего-либо обращения?

По нашему мнению, к государственному учреждению, к которому присоединено реорганизованное учреждение, переходят все права и обязанности последнего в порядке универсального правопреемства. Поэтому правопреемник приобретает право бессрочного пользования земельным участком независимо от отражения передачи этого права в передаточном акте. Объясняется это следующим.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 31 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях».

Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что при реорганизации в форме присоединения имеет место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 59 ГК РФ). Универсальный характер правопреемства выражается в том, что права и обязанности передаются правопреемнику единым комплексом в полном объеме

В том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу — правопредшественнику на момент его реорганизации. Кроме того, к правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников (постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2010 по делу № ­А13-12375/2009).

При рассмотрении ситуаций, связанных с уплатой земельного налога, Пленум Высшего арбитражного суда РФ пришел к выводу, что при универсальном правопреемстве (в случае реорганизации юридических лиц за исключением выделения, а также при наследовании) вещные права на земельные участки (в том числе право постоянного (бессрочного) пользования) переходят к правомпреемникам в силу закона, поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбит­ражных судов при рассмот­рении дел, связанных с взиманием земельного налога»).

Исходя из приведенных норм права и правовой позиции судов, можно сделать вывод, что организация, к которой присоединяется в порядке реорганизации юридическое лицо, становится его правопреемником в силу закона на условиях универсального правопреемства. Иными словами, к правопреемнику переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица. При этом правопреемник получает права на земельный участок, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования, независимо от того, зарегистрировано это право в установленном порядке или нет.

Поэтому для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с соответствующим заявлением должен обращаться в государственный орган правопреемник реорганизованного учреждения.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ (п. 1 ст. 45, ст. 53 ЗК РФ). Для этого необходимо подать заявление об отказе от права на земельный участок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 3 ст. 53

Реорганизация - специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст.57 ГК РФ 1). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом - передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает 2 .

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества - с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение. Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего 3 , аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью 4 .

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона 5 .

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение . Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей. 6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного - реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение . В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние . При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.



Просмотров