Место государственной регистрации местонахождение что писать. Местонахождение и адрес юридического лица

Создание юридического лица или подразделения Семенихин Виталий Викторович

Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса

Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация. В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.

Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.

Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас его применение в большинстве случаев является обыденным названием законодательно используемого термина «место нахождение».

Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации . Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

На сегодняшний день весьма спорным вопросом является вопрос о том, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся. Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно статьям 288 и 671 ГК РФ, жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, ведь генеральный директор – это исполнительный орган.

Однако многие суды такую позицию не поддерживают (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрально округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.

Ранее устанавливалось, что юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Так в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержались предписания о том, что данные юридические лица должны иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Эти пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требуется обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.

В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).

В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает . Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1 Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.

Если новый юридический адрес организации находится в пространстве старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:

– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

– снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.

Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.

Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Юридический риск Любые юридические проблемы влекут за собой колоссальные финансовые и эмоциональные потери. Когда наш фонд, покупавший серебро, распался, мы создали фонд недвижимости и начали покупать магазины. Купили хорошие объекты. Однако следующие несколько лет

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Почтовые вампиры Нет ли у вас приятелей, родственников или клиентов, буквально высасывающих из вас энергию своими электронными посланиями? Они никогда не отвечают на ваши письма ответами или утверждениями, предпочитая задавать все новые и новые вопросы? Заявляя о своей

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

13. Юридический статус Центрального банка: общая характеристика и ее особенностиСтатус Банка Россиизаконодательно определяется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции РФ

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

15.7. ПОЧТОВЫЕ И ТЕЛЕГРАФНЫЕ РАСХОДЫ Плательщики единого налога могут уменьшить свои доходы на сумму почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг. Иными словами, налоговая база по единому налогу уменьшается на расходы организации по оплате услуг связи (подп. 18

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица 1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих

Из книги Бухгалтерское дело автора Бычкова Светлана Михайловна

6.2. Юридический анализ фактов хозяйственной жизни При делении фактов хозяйственной жизни по юридическому содержанию выделяют четыре классификации .1. В зависимости от правоотношений факты хозяйственной жизни подразделяются следующим образом: порождающие

Из книги Самоучитель биржевой торговли автора Сипягин Евгений

4. Список и адреса сайтов Информация дана вне порядка

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 6. В счет-фактуре указан фактический адрес местонахождения организации В своем письме от 07 августа 2006 года №03-04-09/15 Минфин России указал, что в счет-фактуре должен быть указан юридический адрес. Это вытекает прежде всего из Приложения №1 к Правилам ведения журналов

Из книги Аренда автора

Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического

Из книги Институциональная экономика автора Одинцова Марина Игоревна

4.1. Юридический и экономический подходы к понятию «контракт» Понятие «контракт» занимает центральное место в институциональной экономической теории. Посредством контракта осуществляется передача прав собственности на блага. Что понимается под контрактом в

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по

Из книги Как организовать дистанционный бизнес? автора Шестакова Екатерина Владимировна

3.1. Как выбрать юридический адрес Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ.Юридический адрес может быть:?

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Орудие маркетинга № 2: адресные почтовые рассылки Если вы неплохо усвоили образовательный маркетинг (см. главу 4), то можете воспользоваться этим приемом для усиления эффекта от адресных почтовых рассылок. Возвращаясь к эпизоду с клининговой компанией, отметим, что ее

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Параметры адреса: базовые сведения В адресе вопросительный знак играет роль разделителя и указывает, где начинается строка запроса. Это часть адреса, которая содержит параметры, называемые также переменными. Символ & (амперсанд) применяется для того, чтобы в строке

Из книги Этикет бизнесмена. Официальный. Дружеский. Международный автора Бостико Мэри

Глава 8 АДРЕСА И ТИТУЛЫ Информация, приведенная в этой главе, послужит трем целям: она укажет вам, как рассаживать людей за столом, соблюдая правильный порядок; как адресовать письма всем - от королевы до самого обычного человека; как обращаться к различным людям разного

Место нахождения (учета): код

При заполнении налоговых деклараций и расчетов на титульном листе необходимо указывать код места представления декларации (расчета) в налоговый орган. Как узнать код по месту нахождения (учета)? Для этого необходимо обратиться к порядку заполнения соответствующих декларации или расчета.

О применяемых в 2020 году кодах по месту нахождения (учета) при представлении основных налоговых деклараций и расчетов расскажем в нашей консультации и выделим наиболее типичные коды.

НДС

В показателе «По месту нахождения (учета) (код)» налоговой декларации по НДС указываются коды, которые приведены в приложении № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@:

Код Наименование
116 По месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика
213 По месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика
214 По месту постановки на учет организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту постановки на учет правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
216 По месту постановки на учет правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
227 По месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета
231 По месту нахождения налогового агента
250 По месту постановки на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции
331

Обращаем внимание, что, как в декларации по НДС, так и в остальных декларациях и расчетах, коды учета по месту нахождения для ИП и организаций различны.

Налог на прибыль

Коды мест представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций приведены в Приложении № 1 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@:

Код Наименование
213
214
215
216
218 По месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков
220
223 По месту нахождения (учета) российской организации при представлении декларации по закрытому обособленному подразделению
225 По месту учета организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»
226 По месту учета организации, осуществляющей образовательную и (или) медицинскую деятельность
228 По месту учета организации — участника регионального инвестиционного проекта
229 По месту учета некоммерческой организации, представляющей налоговую декларацию только за налоговый период
231 По месту нахождения налогового агента — организации
234 По месту учета театра, музея, библиотеки, концертной организации, являющихся бюджетными учреждениями
235 По месту учета налогового агента, представляющего сведения о доходах, выплаченных физическим лицам
236 По месту учета организации, осуществляющей социальное обслуживание граждан
237 По месту учета организации, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития
238 По месту нахождения (учета) организации, признаваемой контролирующим лицом иностранной компании
239 По месту учета организации, осуществляющей туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
246 По месту учета музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования
249 По месту учета организации - участника специального инвестиционного контракта

Расчет по страховым взносам (РСВ): по месту нахождения (учета) (код)

Поле «По месту нахождения (учета) (код)» расчета по страховым взносам заполняется в соответствии с кодами, приведенными в приложении № 4 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@:

Код Наименование
112 По месту жительства физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем
120
121 По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет
122 По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой
124
214 По месту нахождения российской организации
217 По месту учета правопреемника российской организации
222 По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
240 По месту нахождения юридического лица - (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
335
350 По месту учета международной организации в Российской Федерации

Форма 6-НДФЛ: коды по месту нахождения 2020

По строке «По месту нахождения (учета) (код)» указывается код места представления расчета налоговым агентом согласно приложению № 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@. Коды места нахождения (учета) в 6-НДФЛ применяются такие:

Код Наименование
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
124 По месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
125 По месту жительства адвоката
126 По месту жительства нотариуса
213 По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика
214 По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
216 По месту учета правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком
220 По месту нахождения обособленного подразделения российской организации
320
335 По месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации

Налог на имущество организаций

Коды представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций проставляются в соответствии с приложением № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@:

Коды по месту учета: ЕНВД 2020

Код места представления налоговой декларации по ЕНВД указывается согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@:

Код Наименование
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
214 По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком
215 По месту нахождения правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком
245 По месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство
310 По месту осуществления деятельности российской организации
320 По месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя
331 По месту осуществления деятельности иностранной организации через отделение иностранной организации

Декларация по УСН: код по месту нахождения (учета)

Код места представления декларации по УСН в налоговый орган по месту учета налогоплательщика указывается согласно приложению № 2 к Порядку, утвержденному Приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@:

Судебная практика по спорным вопросам местонахождения и адреса регистрации ООО при создании

Судебные споры, касающиеся местонахождения ООО и адреса его гос. регистрации, затрагивают следующие вопросы:

Местонахождение юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Госрегистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по этому адресу, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по такому адресу.

На практике часто возникают ситуации, когда в качестве адреса места нахождения общество указывает адрес лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или учредителя общества.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли в качестве места нахождения общества указывать место жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и (или) учредителя общества?

Суды придерживаются позиции, что место нахождения и адрес общества с ограниченной ответственностью могут быть определены исходя из адреса места жительства учредителя общества и (или) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества. Например, в пользу учредителя, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, были вынесены решения по делам N А82-4788/2005-1, N А51-894/2009, N А56-32723/2013.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 отмечается, что «регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности».

Причем выразить мнение об отказе в регистрации общества собственнику необходимо в активной форме. Так, довод инспекции об отсутствии согласия собственника на использование жилого помещения в качестве адреса местонахождения юридического лица, сделанный на основании отсутствия соответствующего согласия, обоснованно признан судом ошибочным, поскольку неодобрение указанных действий должно быть выражено в активной форме. По материалам дела было установлено, что собственнику было известно о том, что в качестве места нахождения общества указан адрес, по которому находилась принадлежащая ему жилая квартира; он давал согласие учредителю на использование адреса квартиры в качестве юридического адреса общества; от инспекции в его адрес никаких запросов относительно регистрации юридических лиц по адресу квартиры не поступало.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ПА-21-6/293, в соответствии с положениями пункта 2, статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 8 Закона о госрегистрации возможна государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя.

Ссылка на положения ГК РФ о том, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, а также что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан, обоснованно не принимается судами первой и апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные нормы не регулируют отношения по регистрации юридических лиц, а определяют порядок использования жилых помещений, в связи с чем не подлежат применению при рассмотрении таких споров.

Действующее законодательство предоставляет возможность регистрировать юридическое лицо по месту нахождения (месту жительства) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, и не являющегося собственником помещения.

Так, на основании материалов дела N А68-901/2012 по адресу, указанному в заявлении о государственной в качестве места нахождения общества, находилось жилое помещение, собственником которого являлся Иванов, а Петров, учредитель компании, не обладал правомочием распоряжаться им по своему усмотрению. Но т.к. Петров был зарегистрирован по этому адресу и согласно гарантийному письму Иванов предоставил в качестве адреса (места нахождения) исполнительного органа ООО принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по адресу, суды правильно указали, что у регистрирующего органа не было правовых оснований отказать в осуществлении государственной регистрации юридического лица.

Условия признания недостоверным адреса общества с ограниченной ответственностью при создании

Несмотря на то, что федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений относительно того, на каких основаниях адрес юридического лица может быть признан недостоверным и что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе, анализ судебной практики позволяет выявить некоторые случаи, когда адрес общества признавался недостоверным.

Из судебной практики следует вывод, что если заявитель не представил в регистрирующий орган сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом будет осуществляться по заявленному адресу, последний признается недостоверным при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств :

Указанный адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

Указанный адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

Указанный адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

Указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

По указанному адресу расположен объект, собственник которого (или иное уполномоченное лицо) представил заявление о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по данному адресу.

Так, если регистрирующий орган установит, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества, находится жилое помещение, в котором учредитель (физическое лицо) не зарегистрирован, фактически не проживает, прав на которое не имеет, то в регистрации будет отказано.

Также адрес общества признается недостоверным, если отсутствует договор аренды помещения по этому адресу. Например по делу N А60-26503/2007-С9 в ходе рассмотрения заявления инспекцией был проведен осмотр (обследование) адреса, указанного заявителем в качестве места нахождения юридического лица. В ходе обследования было установлено, что по названному адресу находится учебный корпус N 3 государственного университета, общество в данном здании не располагается, договор аренды с ним не заключался, следовательно, адрес был признан недостоверным и в регистрации было отказано.

Адрес общества признается недостоверным в случае, если помещение по данному адресу используется по договору аренды другим юридическим лицом, которое не может передать указанное помещение в субаренду. В частности, по делу N А16-76/2008 спорное помещение по договору аренды использовалось другим юридическим лицом, условия договора, о которых на момент обращения учредителя с заявлением регистрирующему органу было известно, не допускали возможности передавать арендуемое нежилое помещение как в целом, так и частично в субаренду или пользование третьим лицам. Доказательств, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным помещением, в порядке статьи 65 Кодекса суду не представлено. Таким образом, учредителю общества было обоснованно отказано в государственной регистрации.

Адрес общества признается недостоверным, если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду. Например, по делу N А40-102201/10-92-520 было принято решение об отказе в регистрации юридического лица, т.к. согласно договора аренды нежилого помещения арендатор имел право сдачи помещений в субаренду или безвозмездное пользование только с согласия арендодателя, а в материалах дела отсутствует согласие собственника на сдачу в субаренду регистрируемому обществу этого помещения, и представителями сторон в суде кассационной инстанции на обозрение суда кассационной инстанции доказательства представлены не были.

Адрес общества также признается недостоверным, если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения (здания), которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации. Так, в решении по делу N А40-117976/10-130-721 суд указал на следующее: от арендатора поступили письменные объяснения о том, что каких-либо обязательств по предоставлению регистрируемому обществу помещений в арендуемом им здании он на себя не принимал. Кроме того, невозможно установить, кем подписано представленное заявителем гарантийное письмо, выданное арендатором здания, которое расположено по адресу, указанному в качестве места нахождения общества.

Адрес общества признается недостоверным, если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами. Например, по делу N А60-4370/2008-С5 в результате проведенной регистрирующим органом проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении о государственной регистрации, было установлено, что по указанному в заявлении адресу расположено четырехэтажное офисное здание, в котором отсутствует офис N 7, находящиеся в здании помещения используются другими юридическими лицами.

Адрес признается недостоверным, если общество не находится в помещении по указанному в заявлении адресу и собственник помещения отрицает факт выдачи гарантийного письма. К примеру в деле N А73-9188/2010 по результатам осмотра регистрирующим органом не был установлен факт нахождения общества по указанному адресу, а также на основании письма собственника, отрицавшего факт выдачи гарантийного письма заявителю, инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации.

Адрес общества признается недостоверным, если учредителю общества принадлежит не все здание, находящееся по указанному адресу, а только квартира в нем. В деле N А41-18740/12 суд, делая вывод о несоответствии адреса общества адресу единственного участника, исходил из того, что в заявлении, решении и уставе указаны улица и номер дома, в то время как учредителю принадлежит не весь дом, а только квартира в нем.

Адрес общества признается недостоверным, если он является адресом большого количества юридических лиц, в отношении которых имеются сведения о невозможности связаться с ними. Так, по материалам дела N А49-6717/2014 учредителем в период 2011 - 2014 годов было зарегистрировано более 15 юридических лиц по одному и тому же адресу. Созданные заявителем организации, зарегистрированные по спорному адресу, не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность и не платили налоги. Таким образом, налоговый орган правомерно пришел к выводу о недостоверности заявленного адреса, этот адрес был указан заявителем без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Адрес общества признается недостоверным, если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду; площадь помещения не позволяет разместить в нем постоянно действующий исполнительный орган общества, поскольку по указанному адресу зарегистрировано еще несколько юридических лиц (данный адрес является адресом "массовой регистрации"). В деле N А76-6880/2012 суд принял во внимание, что в помещении площадью 18,6 кв. м, адрес которого указан в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества, зарегистрировано несколько юридических лиц. Поэтому суды пришли к выводу о том, что указанное место нахождения общества является "адресом массовой регистрации", используемым лишь в целях обеспечения государственной регистрации юридических лиц без действительной цели его использования для ведения деятельности, расположения органов управления.

Адрес общества признается недостоверным, если он является адресом "массовой регистрации" и в представленном в регистрирующий орган заявлении указан не полностью (отсутствует номер помещения (офиса)). Основываясь на материалах дела N А12-1385/2015 суд сделал вывод, что отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса, как вид помещения, в котором располагается (офис, квартира и, т.п.), и номер данного помещения, сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.

Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).

Однако отсутствие сведений о почтовом индексе общества в заявлении по форме N Р11001 не является основанием для признания адреса общества недостоверным. Согласно судебной практике отсутствие почтового индекса не свидетельствует о недостоверности представленных сведений о местонахождении юридического лица. Неуказание индекса может свидетельствовать о неполноте информации, но не о ее недостоверности. Присвоение индекса не зависит от воли заявителя, и он может быть определен на основании общедоступных информационных ресурсов.

Адрес общества признается недостоверным, если в уставе общества и заявлении по форме N Р11001 указан адрес без конкретизации номеров помещений, которые предоставлены обществу в аренду. Так, если обществом в заявлении по форме Р11001 на государственную регистрацию ООО указывается неполный адрес места нахождения общества, при том условии, что форма Р11001 заявления предусматривает такую возможность детализации адреса, регистрирующий орган может рассмотреть данное заявление как заявление с недостоверными сведениями об адресе места нахождения юридического лица и отказать в регистрации.

На практике встречаются ситуации, когда для осуществления государственной регистрации общества при создании регистрирующий орган требует представить правоустанавливающие документы на помещение по адресу, указанному в заявлении в качестве его места нахождения. Статья 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не обязывает общество представлять такие документы, а ст. 9 запрещает регистрирующему органу требовать документы, не предусмотренные данным Законом.

Таким образом, регистрирующий орган не вправе требовать представления правоустанавливающих документов на помещения, расположенные по адресу общества. Более того, по смыслу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица последнее не считается созданным, в связи с чем не вправе совершать сделки, в том числе заключать договоры аренды недвижимого имущества.

Так, в решениях по делам N А46-19027/2009, N А05-3092/2010 и N А56-18334/2008 суд не нашел оснований, по котором инспекция отказала в регистрации юридического лица: в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности, не предусмотрено такое основание отказа в государственной регистрации, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Однако с 01.01.2016 при госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением места нахождения юрлица, в отличие от госрегистрации юрлица при создании, необходимо представлять правоустанавливающие документы. Так, согласно абз. 3 п. 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ) к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юрлица должны быть приложены документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости (его части), расположенным по адресу, который относится к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юрлица.

Таким образом, все еще не утихают споры между налоговыми органами и учредителями юридических лиц по поводу указания места нахождения общества при его регистрации. В большинстве случаев при указании в качестве места нахождения и адреса общества места жительства единоличного исполнительного органа или учредителя общества суд на стороне заявителя, даже если помещение не принадлежит заявителю на праве собственности.

Однако в некоторых случаях адрес общества могут признать недостоверным. Зачастую это происходит, когда адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, если отсутствует договор аренды помещения по этому адресу или в заявлении на регистрацию адрес указан не полностью (отсутствует номер помещения или офиса). Отметим, что отсутствие сведений о почтовом индексе общества в заявлении по форме N Р11001 не является основанием для признания адреса общества недостоверным.

Много споров возникает и в случае, когда регистрирующий орган требует предоставления дополнительных документов. В данном вопросе суды пришли к выводу, что регистрирующий орган не вправе требовать представления правоустанавливающих документов на помещения, расположенные по адресу общества.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про различия между понятиями адрес и место нахождения юридического лица.

Сегодня вы узнаете:

  1. Чем отличаются адрес и местонахождения юрлица;
  2. Какими особенностями обладает юридический адрес;
  3. Какие шаги нужно предпринять для того, чтобы сменить юридический адрес;
  4. Какими могут быть последствия, если не совпадают юридический и фактический адрес.

Для легального ведения коммерческой деятельности предприниматели обязаны , через которое и от лица которого эта деятельность будет реализовываться. Юридическое лицо имеет обязательные три атрибута: устав (учредительные документы), исполнительный орган (руководителя) и место нахождения. Что касается последней составляющей, то запутанность терминологии в связи с понятием «адрес» увеличилась еще больше в свете последних поправок, внесенных в текст законов. Постараемся распутать этот клубок наименований.

«Народные» понятия и «термины в законе»

В повседневной жизни принято говорить о юридическом и фактическом адресах. Под юридическим адресом подразумевают адрес офиса компании, куда можно отправить корреспонденцию, он фигурирует в документообороте.

Под фактическим имеют в виду реальное месторасположение предприятия (цеха, торговой точки, столовой и т. д.), где занимаются производством, реализуют товары или предоставляют услугу, иными словами – занимаются тем, ради чего организация создавалась.

В законодательных актах до 2014 года существовало единственное понятие – место нахождения юридического лица. По предписанию законодательства, оно значилось в учредительных документах и зависело от места государственной регистрации предприятия в .

После 2014 года законодатель видоизменил прежнее понятие и добавил к нему еще одно новое.

Рассмотрим их:

Место нахождения юридического лица – населенный пункт, который указан как адрес регистрации юрлица. Как и прежде, обязательным условием будет постоянное присутствие там исполнительного органа или правомочного заместителя – то есть физического лица, наделенного полномочиями действовать в интересах юридического лица без предъявления доверенности.

Адрес юридического лица – адрес, через который с юрлицом обеспечивается связь, доставляется юридически значимая корреспонденция. То есть должны быть указаны улица, номер дома, корпус, номер помещения или квартиры.

Согласно изменениям, теперь в учредительных документах можно прописывать только место нахождения организации, например, город, в котором она зарегистрировано (при желании можно указать там адрес – то есть более полную информацию – закон этого не запрещает).

В схеме старые и новые данные выглядят так:

Закон также уточняет, что юридический адрес должен находиться в пределах места нахождения организации. Например, если в учредительных документах таким местом указан город Геленджик, то юридический адрес не может значиться как город Сочи, улица Следопытов, 9/41 офис 31, так как Сочи никак не входит в состав Геленджика.

Мы привели намеренно утрированный пример для лучшей наглядности несоответствия, однако, в жизни нередки случаи, когда административное деление или расположение самой компании вызывает вопросы.

Например, в Краснодарском крае вблизи города Абинска разбиты яблоневые сады. Компания называется ООО «Алма Продакшн». При регистрации организации встал вопрос о присвоении официального адреса, так как и офисы, и сады располагались в одном месте между двух городов и «неизвестно где». Вопрос был решен, и в официальных документах появился адрес «1780 метров восточнее города Абинска».

Особенности юридического адреса

Помимо того, что без юридического адреса не удастся зарегистрировать фирму, у него имеется ряд важных функций, перечислим их:

  • Корреспонденцию от государственных органов возможно получать только по юридическому адресу – так как при рассылке они сверяются только с записью в ЕГРЮЛ. Таким образом, на этот адрес приходят официальные письма, оригиналы документов, извещения из фондов, решения судебных органов;
  • Юридический адрес указывается во всех реквизитах при заключении сделок и составлении договоров;
  • Теоретически учредительные документы и архив организации должны храниться только по юридическому адресу. На практике это возможно только при совпадении всех видов адресов, что бывает крайне редко. Однако при проверках ИФНС учредительные документы должны находиться именно по этому адресу;
  • Исполнительный орган в лице директора, руководителя или президента также должны находиться на рабочем месте по юридическому адресу. По крайней мере, во время проверок налоговых структур.

Организация в полной мере отвечает за неполучение или несвоевременное получение официальных писем по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. А также в том случае, если по заявленному адресу нет ни самой компании, ни представителя. Вся сложность в том, что в глазах закона эти письма по умолчанию будут считаться полученными, и последствия несвоевременного реагирования на них ложатся на организацию. Многие предприниматели пользуются секретарскими услугами – на месте официальной регистрации дежурит человек и пересылает их корреспонденцию по такому адресу, чтобы письма точно дошли до адресата.

Пошаговая инструкция смены местонахождения и адреса юридического лица

С начала 2016 года законодатель изменил порядок, по которому предприятия могут сменить место нахождения своего юридического лица.

Теперь процедура разделена на два этапа:

  1. Организация оповещает ФНС не позже чем через три дня после того, как принято решение о смене адреса, если при этом меняется и место нахождения . Используется форма заявления N . К заявлению прилагаются:
  • Решение компании со сведениями о смене места нахождения;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы.

В ответ на эти действия ФНС, во-первых, принимает заявление и вносит изменения в ЕГРЮЛ, во-вторых, пересылает все документы в налоговую по новому месту расположения.

Пример . Компания ООО «Лютик» переезжает из города А в город В. В их значится город А, поэтому им придется изменить данные устава, действуя согласно вышеизложенному пункту. Если бы они сменили адрес, но остались бы в пределах одного города, устав не пришлось бы переделывать, так как место нахождения остается тем же самым.

  1. По истечении двадцати одного дня после регистрации новых данных в ЕГРЮЛ организация обращается в место регистрации по своему новому месту расположения . Таким образом, через форму N компания регистрирует свой новый адрес. При этом обязательно подаются сопутствующие документы:
  • Подтверждение права пользоваться помещением под организацию. Например, гарантийное письмо, свидетельство о праве собственности или договор об аренде;
  • Решение о добавлении изменений в уставные документы;
  • Обновленный устав с внесенными в него изменениями;
  • Подтверждение оплаты государственной пошлины.

В том случае, если преобразования в организации не коснутся данных в учредительных документах, то есть меняется только адрес внутри города, законом предусмотрен только один шаг. Необходимо также не позднее трехдневного срока уведомить регистрирующий орган через заявление по форме N Р14001.

После поправок в законе от 2014 года не существует конкретных сроков внесения новых данных по адресу в ЕГРЮЛ. Однако не стоит с этим медлить, чтобы не получить из налоговой требование предоставить актуальную информацию по адресу.

Иногда компания не виновата в том, что в данных о ее расположении происходят изменения. Это возможно в том случае, если муниципальные власти сами вносят изменения в топонимику или административно-территориальное деление. Например, если переименовывается город или улица, или город начинает относиться к новому субъекту РФ. Только адрес с учетом таких изменений будет считаться действующим.

При каких бы обстоятельствах ни менялся адрес, организации следует сообщить об изменениях своим деловым партнерам. В договорах всегда прописываются адреса обеих сторон, и именно к этим документам прибегают, когда хотят быстро узнать адрес организации, поэтому соответствующие изменения должны быть вовремя внесены в бланки и сообщены контрагенту.

Выбор юридического адреса

В идеале место, где находится организация, и ее адрес в ЕГРЮЛ должны совпадать, но на практике это встречается не более чем у двадцати процентов организаций. Если по ряду причин нельзя указывать в качестве юридического адрес настоящей адрес деятельности компании, предпринимателям приходится искать выход из ситуации.

Рассмотрим возможные решения:

  • Заявить как юридический адрес действительное место проживания учредителя. Судебная практика по этому варианту очень противоречива, хотя формально это не запрещено законом. К минусам подобного решения относится, как было сказано, неровность отношения со стороны законодателя, а также возможность проверок налоговых органов – тогда придется принимать налоговиков у себя;
  • Использовать адрес арендованного помещения. К минусам относится зависимость от решений арендодателя. Впрочем, рисков можно избежать, если отнестись внимательно к составлению договора аренды;
  • Указать адрес нежилого помещения, которое находится во владении одного из учредителей. Самый идеальный вариант, но и самый редкий – далеко не все бизнесмены располагают недвижимым имуществом;
  • Купить юридический адрес, по которому фирма никогда не будет располагаться. Такой адрес нужен для самого факта регистрации фирмы в ЕГРЮЛ.

Последний пункт в виде покупки адреса пользуется большой популярностью. Интернет изобилует предложениями такого рода.

Однако предприниматель может подвергаться некоторым рискам:

  1. Адрес окажется отнесенным к так называемым «черным спискам» массовой регистрации (хотя в разумных пределах закон не запрещает регистрацию нескольких юридических лиц на один адрес).
  2. Приобретенный пакет документов на помещение может оказаться подделкой.

Признаки ненадежного юридического адреса

До регистрации в ЕГРЮЛ юридический адрес проверяется на достоверность.

Есть несколько признаков, которые могут насторожить и заставить задуматься о законности его использования:

  • На этот адрес уже зарегистрировано несколько юридических лиц, и связь с ними по нему не устанавливается;
  • В действительности либо такого адреса нет совсем, либо объект разрушен;
  • Строительство объекта не завершено, и ему присвоен условный почтовый адрес;
  • Адрес заведомо не может быть использован для связи с компанией (адрес казенных учреждений, воинских частей и др.);
  • Имеется заявление от собственника помещения, что он против регистрации каких-либо юридических лиц по его адресу.

Последствия несовпадения юридического и фактического адреса

Юридический адрес и даже адрес места нахождения зачастую не совпадают с так называемым фактическим адресом организации, где она ведет свою основную финансово-хозяйственную деятельность.

При обнаружении этого факта компания может испытать на себе некоторые негативные последствия:

  • . Предположим, что официальная корреспонденция по-прежнему доставляется по старому адресу, но связь с организацией установить не удается. Письма неизменно возвращаются к отправителю с пометкой «организация выбыла» или «за истечением срока хранения».

В этом случае регистрирующий орган отправляет организации требование предъявить актуальный адрес. Если ответ в пределах разумных сроков не поступает, органы вправе обратиться в Арбитражный суд с требованием ликвидировать фантомную компанию;

  • Пометка «недостоверный адрес» . Собственник помещения, получая письма на свой адрес для какой-то организации, может пожаловаться на этот факт через суд и потребовать «открепить» ее.

В случае если его требование удовлетворяется, напротив адреса компании ставится пометка «недостоверно». Со вступлением в силу изменений в 2016 году теперь записи о недостоверности заносятся в Единый федеральный реестр, где отслеживаются все факты деятельности юридических лиц. Таким образом, может пострадать репутация фирмы;

  • Административная ответственность . Если компания направляет на регистрацию заведомо ложный адрес, ей грозит административный штраф.

Нужно сказать, что недавние изменения законов по данному вопросу оставили многие темы открытыми, и не исключено, что некоторые поправки еще будут внесены. Советуем внимательно отслеживать всю новую информацию, чтобы быть в курсе событий.

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.



Просмотров