Модели ученического самоуправления сценарий деловой игры. Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева

Цель:

  • Становление и развитие самоуправления в классном коллективе на основе детской инициативы и творчества.
  • Воспитание трудолюбия, желания приносить своим трудом радость и создавать хорошее настроение себе и окружающим.

Ход деловой игры

I. Организация учащихся к деятельности.

1. Приветствие.

Все первоклассники стоят полукругом.

Поприветствуйте друг друга. (Приветствие наклоном головы ).

2. Группировка с помощью “фигурных” билетиков.

Выбирайте входные билеты той формы, которая вам нравится. Присаживайтесь за стол, где стоит такая же сигнальная фишка.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня каждый из вас попробует найти свое дело. Поэтому наша деловая игра так и называется: “Всегда найдется дело для ребят умелых”.

III. Вступительная беседа.

В нашем классе распространен опыт коллективных поручений: ЧТД – чередование творческих дел. Но, поскольку вы только учитесь выполнять поручения, то, зачастую, забываете о своих обязанностях. Попробуем решить эту проблему через командное сотрудничество.

Если вы заметили, то сегодня, в соответствии со своим выбором, вы уже распределились на группы, команды. Таким образом, вы сами определили для себя обязанности, которые вам необходимо будет выполнять в течение этой недели. А на каждой последующей неделе ваша команда попробует себя в другой роли.

Ребята, выполняя свое поручение, вы уже делаете маленькое, но очень важное дело. Попробуйте в своих командах заполнить первый маршрутный лист “Дело”, определите, каких качеств характера требует любое дело? (Ответственность, трудолюбие, интерес, творчество и др. )

А если у кого-то не получается выполнять свою работу, что делать тогда? (Ответы детей ).

Правильно, нужно помогать друг другу, ведь вы – команда! А еще, если делать все дружно, то и работа спорится, и результат хороший получается, и веселее, и радостнее.

Ребята, давайте попробуем раскрыть секреты радостного труда, такого, который и вам, и всем окружающим подарит хорошее настроение. Для этого я предлагаю вам объяснить смысл пословиц:

  • Люби дело – мастером будешь.
  • Научился сам – научи другого.

(Ответы детей ).

Безусловно, ребята, нужно всегда помнить, что труд принесет радость тогда, когда вы будете добрыми и отзывчивыми людьми, а всем окружающим будете дарить счастье.

IV. Ход деловой игры.

1. Определение названия команд, выбор капитанов.

А теперь переверните сигнальную карту и узнайте название своего сектора, прочитав его на обратной стороне фишки.

(Дети читают в группах).

Для начала выберите себе капитана команды. И запомните: слово капитана – закон для всех участников группы.

Капитаны, огласите названия своих команд!

(Капитаны по очереди произносят названия команд).

2. Повторение правил работы в группах.

Вспомним правила работы в группах:

1. Выслушивайте предложения всех, но выбирайте самое интересное.

2. Выбор и принятие окончательного решения остается за капитаном. Слово капитана – закон.

3. Учитесь у других тому, чего не умеете сами.

4. Не ставьте свои желания выше общего дела.

5. Помните: вы – команда. Ваш девиз: “Один за всех, и все за одного”.

А сейчас, капитаны, подойдите и возьмите “Памятки”. Раздайте их каждому участнику вашей команды для ознакомления.

Ребята, познакомьтесь, какое поручение вы будете выполнять на этой неделе. Я даю вам пять минут, чтобы вы подготовили рекламу и представили свою группу. Это представление должно быть интересным, творческим, ярким.

4. Презентация групп.

V. Рефлексия.

Понравилась ли вам деловая игра?

Свое настроение покажите так:

  • если оно было хорошим, то макните руку в мелок зеленого цвета и оставьте свой оттиск на листе “Рефлексия”;
  • если вас сопровождало плохое настроение, то макните руку в мелок красного цвета и оставьте на листе оттиск своей ладошки.

(Выслушиваются детские размышления).

VI. Итог занятия.

Комфортно ли вам было работать в своих группах?

Что заставило вас задуматься и, возможно, изменить свое отношение к окружающим?

Что захотелось изменить в своей жизни?

Сценарий деловой игры: «Строим дом самоуправления»
Цели организации ученического самоуправления в школе:
- повышение активности учащихся в школьных делах;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в школе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Здравствуйте дорогие друзья! Самые активные, самые лучшие представители классов, те, кто не равнодушен к происходящему в нашей школе. Сегодня мы проводим слёт активов 5 по10 классов, и перед нами стоит очень серьёзная задача – решить каким должно быть школьное самоуправление!Давайте и мы будем учиться организовывать деятельность в нашей школе
так, чтобы всем было интересно, чтобы мы сами могли думать, решать и знать, что только от нас зависит, какой будет жизнь в школе.
В1: _____________, а что такое самоуправление? Вот для меня самоуправление – это способ самовыражения в коллективе при решении поставленной задачи. Приятно, когда предлагаемые нами идеи имеют успех!
В2: Самоуправление дает мне возможность раскрыться как личности, познать себя, узнать, на что я способен!
В1: Я считаю, что самоуправление готовит нас к будущей взрослой жизни.
Самоуправление
– это хорошее начало для наших будущих достижений!
Давайте представим, что самоуправление – это Дом. А кирпичи, из которых построен наш дом – это основные принципы самоуправления: у нас есть 6 кирпичей, на которых мы можем написать те качества, которые необходимы в нашем Доме самоуправления. Самое главное условие: мы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство Дома самоуправления.
 Принцип равноправия
Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъекта школьной жизни!
 Принцип выборности
Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов!
 Принцип гуманности
Ученический совет школы принимает решения и реализует их в интересах личности ученика, родителя, школьного работника.
 Принцип открытости и гласности
Вся работа органов самоуправления открыта для каждого члена коллектива и
обеспечивается получение каждым необходимой оперативной и достоверной
информации.
 Принцип демократии
Предполагающий вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников школьной жизни
 Принцип законности
Под которым мы понимаем неукоснительное следование органов самоуправления Уставу школы!
Самоуправление!
Управляем сами.
Сами это значит
Четко понимаем,
Как добиться качества
В спорте и учебе,
Как досуг преобразить,
Как нам сделать, чтобы
Дело каждому нашлось
По душе, по нраву,
Чтоб по школе разнеслось:
Мы достойны права
Сами жизнью управлять
Ну, а за советом
Подходи к учителям!
Они помогут в этом,
В этом деле не простом.
Но при всем при этом,
Пригодится вам потом
Управленье это!
Мы хотим, чтобы вы – лидеры самоуправления в классах, понимали, что от каждого из нас, от вашей жизненной позиции многое зависит– будет ли в школе интереснее– каким будет школьное самоуправление– станет ли мир чуточку добрее, ярче и светлее!
Спасибо всем. Впереди у нас много интересного! Надеемся, что все наши планы осуществятся. Самое главное – помнить, что всё зависит от нас!

Марина Иванова
Деловая игра «Дом, который построишь ты»

Деловая игра «Дом, который построишь ты »

Иванова Марина Геннадьевна,

методист ГБУ ДО ЗДДТ

Курортного района СПб

Цель :

Способствовать формированию у детей ответственного отношения к семье и семейным ценностям.

Участники : учащиеся 10-11 классов (4-6 команд по 6 человек) .

Особенности реализации программы.

Игра не требует специальной подготовки учащихся.

Оборудование : столы по количеству команд; бумага, ручки, карандаши или фломастеры.

Для жюри предлагаются стикеры разной формы или цвета, которыми будут определяться :

Оригинальный ответ

Творческий поход

Интересная идея

Дружная работа в команде

Глубина суждений

После каждого конкурса члены жюри отмечают соответствующим стикером действия команды (каждой команде может быть присуждено несколько различных стикеров, которые наклеиваются по краям «семейного домика» (см. 1 задание) . В конце игры каждой команде присуждается победа в номинации, которые определяются наибольшим количеством набранных стикеров. Важно, чтобы каждая команда была отмечена именно как победитель в какой-либо номинации. Возможные варианты :

За умение работать командой

За творческий подход

За оригинальность идей

За пропаганду семейных ценностей

За позитивный настрой и креативность.

Сценарный ход деловой игры «Дом, который построишь ты » .

В. - Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать участников деловой игры «Дом, который построишь ты » .

Отчий дом, семья, детство – особая страна на карте человечества. Атмосфера в доме во многом определяет нашу дальнейшую судьбу. Кем бы мы ни стали по профессии, мы все чьи-то дети, родители, братья или сестры, внуки… Меняются правители, бушуют войны или происходят природные катастрофы – семья остается главной нашей опорой. Конечно, все мы мечтаем о доме, в котором будет хорошо и уютно всем. Главный вопрос – как это сделать? Какой дом построите вы , сможет ли он согреть теплом своих обитателей? Давайте попытаемся поискать ответ на эти вопросы.

Для начала давайте определим, что же такое семья. Напишите ассоциации с этим словом. Каждой команде предлагается изображение дома, с выделенными внизу (фундамент) тремя кирпичиками. Слова записываются в любой части домика, кроме нижних кирпичей.

Ассоциации к слову «Семья» .

Время – 2 минуты. После этого команды зачитывают свои слова, ведущий подводит небольшой итог – обобщение.

В. - Дом без фундамента простоит не долго. Какой фундамент будет у вашего семейного дома? Определите 3 главных слова – 3 кита, на которых держится семья (записываются на кирпичах фундамента) .

«Три кита»

Время – 1 минута. Каждая команда называет слова, которые они выделили .

В. - Классик сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Возможно это и так, но все же, мне кажется, что каждый из нас в понятие семейное счастье вкладывает что-то свое. Я предлагаю вам нарисовать символ семейного счастья.

«Символ семейного счастья» .

Время – 5 минут. Команды представляют всем свой рисунок, поясняют его. Обсуждение.

В. - Не секрет, что даже в самой счастливой семье бывают разногласия, ссоры. Это нормально. Главное, уметь находить достойный выход, учиться искать компромисс. Предлагаю вам принять участие в семейном совете. Вам предлагается ситуация, а кто будет принимать участие в семейном совете – решите сами. Вам нужно распределить роли и инсценировать семейный совет. А главное – найти достойный выход из спорной ситуации.

«Семейный совет» . Каждая команда вытягивает карточку с написанной на ней ситуацией (см. приложение) . По желанию, можно использовать элементы костюмов и другой реквизит (в соответствии с заданием) .

Время на подготовку – 5 минут. Команды разыгрывают сценку. После каждого выступления идет обсуждение найденного выхода из предложенной ситуации.

В. - Дети в семье это отдельная тема. Мы с вами затронем сегодня маленький, но от этого не менее важный вопрос, связанный с воспитанием детей – ответ на детские «почему?» . Зачастую, родители отмахиваются от детских вопросов, потому что им некогда, они устали, у них в это время «важный» разговор с подругой или решающий матч по телевизору. А через несколько лет удивляются, почему ребенок грубит, ни чего не рассказывает, пропадает на улице или зависает в контакте. Малыш познает мир, и мама с папой для него – и гугл и википедия вместе взятые. И совсем не обязательно давать научно обоснованный, энциклопедичный ответ Ребенку важно, что ему уделяют внимание, беседуют с ним, показывают свой интерес к его проблемам. Итак, попытаемся найти ответ на несколько детских «Почему?» .

«Почемучки» . Каждая команда вытягивает карточку с «детским вопросом» (см. приложение) .

Время на обсуждение – 1 минута. Команда дает ответ.

В. - Говоря о детях, не будем забывать и о родителях. К сожалению, «на родителей» нигде не учат. Кто-то справляется с этой ролью лучше, кто-то хуже, кто-то совсем не справляется. Вы сейчас в том возрасте, когда можете и должны понимать родителей, помогать им в этой нелегкой роли. Предлагаю вам познакомиться с открытым письмом родителей к детям. Вы в ответ должны будете написать письмо родителям. Наверное, у вас найдется, что им сказать, на какие моменты обратить их внимание. Может быть, ваше обращение поможет кому-то из родителей пересмотреть свои принципы воспитания или просто задуматься о своих взаимоотношениях с ребенком.

«Открытое письмо родителям» . Каждой команде раздается для ознакомления «открытое письмо родителей» (см. приложение) .

Время на выполнение – 5 минут. После этого команды зачитывают письма. Обсуждение.

В. - Ну что же, я надеюсь, наша сегодняшняя встреча поможет вам заложить правильный фундамент для вашего семейного дома. Все остальное зависит только от вас. Пока члены жюри подводят итоги, я прошу вас высказать свои впечатления от нашей сегодняшней встречи.

Обмен впечатлениями (по желанию) .

Слово предоставляется членам жюри.

Награждение команд.

Приложение

Ситуации для семейного совета.

Муж пришел с работы голодный, а ужин не приготовлен.

Дочь хочет пойти на дискотеку в клуб, а родители не отпускают.

В молодой семье ощущается нехватка средств на жизнь.

Жена сидит с ребенком дома, жалуется на усталость. Муж говорит, что это он устает на работе, а она не может устать, так как сидит дома.

Муж пообещал жене поехать с ней к ее родителям, но именно в этот день его пригласили друзья на шашлыки.

Бабушка балует внука, что не нравится молодым родителям, у которых свои взгляды на воспитание. Бабушка же считает, что у нее большой опыт в воспитании, и она лучше знает, что нужно ребенку.

Бабушка вернулась с дачи и обнаружила, что ее любимые пластинки выбросили.

Детские «Почему?»

Почему небо синее?

Почему комар пищит?

Откуда берется радуга?

Куда прячется солнышко?

Почему луну называют месяц?

Почему корабли не тонут?

Зачем собака высовывает язык?

Почему крапива жжется?

Куда прячется солнышко?

Открытое письмо родителей.

Дорогие дети!

Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантильнее, чем вы есть на самом деле, разыгрывая беспомощность. Дайте нам понять, что мы можем расти вместе, что мы можем рассчитывать на то, что в конечном итоге вы станете независимыми.

Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От вас зависит, какие родители получатся из нас. Нам нужно, чтобы вы развили способность отвечать за свои поступки . Единственное, что можно сказать о взрослых определенно, как о человеческих существах вообще – это то, что мы способны на ошибки и часто бываем несостоятельны. Примите и нашу способность падать.

Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» - это такой стимул!

Не забывайте также относиться к нам, как к равным. Родители – не рабы своих детей, нам тоже нужна справедливость.

Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших. Наши действия могут казаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право. Наш дом принадлежит всем нам. Вещи не столь важны, как люди, но попытайтесь научиться уважать вещи, которые нам дороги . Родители растут так же, как дети – по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести вместе, вместо того, чтобы грести врозь.

Мы любим вас.

Открытое письмо детей родителям.

Эти письма написали участники игры

Письмо №1.

«Дорогие родители! Мы вас очень сильно любим и ценим. Но порой вы не понимаете нас! Мы воспринимаем вашу помощь, как поддержку. Иногда мы злимся, что вы нас не понимаете ввиду того, что вы старше нас и прожили больше. Но мы хотим жить по-своему, пусть даже мы совершаем необдуманные поступки , которые могут причинить вам боль. Мы делаем это не намеренно. Мы хотим найти общий язык с вами. Вы – самое дорогое, что у нас есть. Мы любим вас!»

Письмо №2.

«Дорогие родители! Мы, так же, как и вы, хотим внимания, которое вы не всегда можете уделить нам. Нам бы хотелось, чтобы вы тоже нам помогали. Ведь мы тоже рады вашей улыбке, вашей благодарности. Мы переживаем за каждую вашу слезу, пусть мы сами часто ошибаемся. Мы готовы исправиться с вашей помощью и поддержкой. Ведь только вы можете натолкнуть нас на правильный путь, указать нам на наши ошибки и помочь их исправить. Какими бы вы ни были и что бы ни просили от нас, мы будем вас любить».

Письмо №3.

«Дорогие родители! Мы понимаем, что вам бывает с нами трудно, мы часто огорчаем вас своими поступками , но мы делаем это не со зла. И часто сами переживаем от сделанных нами глупостей не меньше вас . И, по большей части, мы ждем от вас поддержки и справедливости, даже если мы не правы. Нам необходимо знать, что вы рядом. Но также вы твердите нам о том, что нам нужно быть самостоятельными, но порой вы не даете нам этого сделать. Помните, самое главное – мы вас любим. Давайте во избежание ссор больше говорить друг с другом».

Письмо №4.

«Дорогие родители! Мы понимаем, что вы нас любите и пытаетесь быть ближе к нам. Но, когда нам действительно нужна ваша помощь, вы можете нас не услышать из-за череды проблем. Поэтому мы начинаем протестовать и всячески пытаемся обратить на себя внимание. За это мы просим у вас прощения. Мы тоже очень любим и ценим вас. Мы стараемся как можно реже огорчать вас. Мы очень любим вас, дорогие родители!»

Письмо №5.

Уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы нас воспитали, спасибо, что вы нам помогаете в трудную минуту, учите нас жизни. У нас нет никого роднее, кроме вас, вы самые близкие для нас люди. Ваши советы важны для нас, но дайте нам возможность принимать решения самим, мы должны учиться на своих ошибках. Мы всегда пытаемся найти общий язык с вами. Но не всегда у нас это получается. Но мы вас ценим и любим!»

  • § 3. Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием
  • 3.2. Стадии бюджетного планирования
  • § 4. Организационное планирование
  • § 1. Понятие, содержание и состояние финансовой основы местного самоуправления
  • 3.1. Принципы формирования и исполнения местного бюджета
  • 3.2. Расходы местных бюджетов
  • 3.3. Доходы местных бюджетов
  • 3.4. Принцип выравнивания уровней бюджетной обеспеченности
  • 3.5. Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней
  • § 4. Бюджетный процесс
  • § 2. Понятие и структура органов местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления
  • 2.1. Понятие и виды органов местного самоуправления
  • 2.2. Структура органов местного самоуправления
  • 2.3. Представительные органы местного самоуправления
  • 2.4. Исполнительно+распорядительные органы местного самоуправления
  • 2.5. Выборные и другие должностные лица местного самоуправления
  • § 3. Межмуниципальное сотрудничество
  • § 1. Понятие и система форм прямой демократии
  • § 2. Местный референдум
  • § 3. Выборы в системе местного самоуправления
  • § 4. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления
  • § 5. Сходы граждан
  • § 8. Митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, опросы
  • § 9. Территориальное общественное самоуправление
  • § 2. Устав муниципального образования
  • § 1. Общая характеристика муниципальной службы
  • 1.1. Понятие и природа муниципальной службы
  • 1.2. Принципы муниципальной службы
  • § 2. Должности муниципальной службы
  • § 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • § 1. Понятие компетенции
  • § 2. Составные элементы компетенции
  • § 4. Вопросы местного значения
  • § 5. Компетенция, осуществляемая жителями, проживающими в пределах муниципального образования
  • § 6. Компетенция органов местного самоуправления
  • § 8. Компетенция выборных должностных лиц местного самоуправления
  • 8.1. Компетенция главы муниципального образования
  • 8.2. Компетенция председателя представительного органа местного самоуправления
  • § 1. Правовое регулирование гарантий местного самоуправления
  • § 2. Виды гарантий местного самоуправления и их реализация
  • § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 2. Местное самоуправление в наукоградах
  • ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ1

    Деловые игры представляют собой одну из инновационных форм ведения семинарских занятий, так как позволяют студентам быть непосредственными участниками моделируемого процесса. Какие преимущества имеет такая форма ведения семинарских занятий, что она дает студентам?

    1. Во-первых, достижение главной цели – обеспечение качественного усвоения материала для применения его на практике. Для проведения игры студентам необходимо проработать как теоретическую составляющую, пройденную на лекциях и семинарах, так и нормативную базу, что в дальнейшем является хорошей основой для изучения смежных тем по многим другим предметам.

    2. Во-вторых, такая форма позволяет максимально вовлекать студентов в учебный процесс, проявлять и развивать инициативу и творческие способности.

    3. В-третьих, у студентов формируются навыки не только умения работать с нормативными актами, но и составления конкретных нормативных актов по различным направлениям.

    4. В-четвертых, формируются организаторские способности для выработки коллективной мысли и преобразования ее в конкретное решение на практике, что очень важно для управленца. Именно, при такой форме обучения студенты учатся находить компромисс в интересах дела, отступая от своих амбиций, овладевают навыками ведения конструктивной дискуссии и ораторского искусства.

    5. В-пятых, формируется стратегический уровень мышления, необходимый для принятия управленческих решений. В особенности это проявляется при разработке и принятии плана социально-эконо- мического развития, бюджета, программ, организационных планов муниципального образования.

    6. В-шестых, подобные занятия хорошо откладываются в памяти

    и становятся предметом активного обсуждения как до их проведения, так и после – даже спустя значительное время.

    1. Подготовка к деловой игре «Разработка проекта бюджета муниципального образования»

    Бюджетный процесс представляет собой три этапа: организация бюджетного процесса и составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение проекта бюджета; исполнение бюджета.

    В составлении приняли участие студенты третьего курса факультета государственного управления

    МГУ имени М.В. Ломоносова: Калиниченко Д., Сафонова Н., Седых А., Тасалов К.; студенты четвер-

    того курса: Дробышева О., Зайцев В.; студенты пятого курса: Симонов Д. ,Санкин И., Шубин В.

    На первом этапе решение о начале работы по составлению проекта бюджета принимает исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

    Постановлением главы администрации утверждается план организационных мероприятий по разработке проекта бюджета, устанавливаются сроки и конкретные исполнители по направлениям.

    На основании этого решения финансовый орган организует разработку проекта местного бюджета. Для этого он собирает предложения от всех служб хозяйственной и бюджетной сферы по основным показателям местного бюджета, согласовывает их и составляет проект бюджета по доходам и расходам.

    Затем проект бюджета рассматривается на заседании администрации. Администрация организует публичные слушания.

    После этого доработанный и уточненный проект местного бюджета выносится на рассмотрение представительного органа муниципального образования

    Деловая игра «Разработка и принятие проекта бюджета муниципального образования»представляет собой моделирование заседания представительного органа муниципального образования, в процессе которого происходит обсуждение и принятие проекта бюджета. В обсуждении участвуют глава администрации и депутаты муниципального образования, которые представляют следующие постоянные комиссии:

    1) планово-бюджетная комиссия;

    2) комиссия по промышленности;

    3) комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству;

    4) комиссия по дорожному хозяйству и благоустройству;

    5) комиссия по здравоохранению;

    6) комиссия по образованию;

    7) комитет по культуре, спорту и делам молодежи.

    Заседание ведет избранный голосованием студент (ведущий) в соответствии с регламентом, подготовленным заранее самими участниками процесса. На основе регламента студенты самостоятельно разработали порядок ведения заседания. С содержанием регламента и порядком ведения можно было ознакомиться заранее по электронной почте.

    В качестве муниципального образования был выбран город Саратов. Бюджетное послание было подготовлено главой муниципального образованияа за две недели до «игрового» семинара и распространено среди всех участников деловой игры. Представители каждой комиссии смогли заранее ознакомиться с общими характеристиками бюджета города Саратов, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, а также доходами и расходами муниципального бюджета. Изучение информации, представленной в бюджетном по-

    слании и самом проекте бюджета, является важной частью процесса, 427 поскольку лишь при наличии полной осведомленности всех участни-

    ков с документами может получиться действительно эффективная и интересная деловая игра, а участники, в свою очередь, смогут наиболее полно вжиться в роль и предметно вести дискуссию.

    2. Деловая игра «Принятие бюджета муниципального образования»

    Учащимися группы было заранее оговорено, что неотъемлемой частью деловой игры является соблюдение дресс-кода (делового стиля одежды). Хотелось бы отметить, что в назначенный день все без исключения студенты были одеты официально, как если бы действительно им пришлось проводить заседание в городской думе.

    Большинство студентов пришли на занятие заранее, чтобы подготовить аудиторию: расположить определенным образом парты, создав тем самым круглый стол; определить рассадку участников; расставить таблички с названиями комиссий.

    После подготовки аудитории все участники расформировались по комиссиям и заняли отведенные им места. Заседание началось с приветствия ведущего, оглашения предмета нашего собрания и повестки дня. Далее мы приведем стенограмму заседания представительного органа муниципального образования «Город Саратов».

    Вначале заседание открывает глава муниципального образования. Он объявляет о наличии кворума и вносит предложение об избрании ведущего заседание представительного органа. В качестве ведущего путем голосования избирается Ольга Дробышева (далее – ведущий).

    Ведущий: Уважаемые депутаты! Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено: заседание представительного органа города Саратова правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа представительного органа.

    На сегодняшнем заседании из 18 депутатов присутствует 18 депутатов представительного органа города Саратова. Кворум имеется.

    Есть предложение начать работу заседания представительного органа.

    Нет возражений? Принимается.

    Ведущий: Уважаемые депутаты!

    Решение по основным вопросам считается принятым, если за них 428 проголосовало более половины от установленного числа депутатов

    представительного органа города Саратов.

    Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них было отдано 1/2 голосов от числа присутствующих депутатов представительного органа.

    Переходим к утверждению повестки дня заседания представительного органа.

    В повестку дня предлагается включить вопрос «О проекте бюджета города Саратов на 2014 год».

    Есть предложение утвердить проект повестки дня. Кто за данное предложение, прошу проголосовать.

    Повестка дня утверждается.

    Ведущий: Нам необходимо определить регламент для выступающих.

    Есть предложение предоставлять слово: для доклада главы муниципального образования – 15 минут, председателям комиссий – по 7 минут, депутатам – по 4 минуты.

    Слово для сообщений будет предоставлено в следующем порядке:

    1) глава муниципального образования;

    2) планово-бюджетная комиссия;

    3) комиссия по промышленности;

    4) комиссия по жкх;

    5) комиссия по делам здравоохранения;

    6) комиссия по делам образования;

    7) комитет по культуре, спорту и по делам молодежи.

    От каждой комиссии будут заслушаны поправки. Напоминаю, что поправки должны быть обоснованы экономически, соответствовать законодательству и уставу муниципального образования.

    Уважаемые депутаты!

    Переходим к рассмотрению и утверждению проекта бюджета города Саратов на 2014 год.

    Слово предоставляется главе муниципального образования Зайцеву Владиславу Евгеньевичу.

    Владислав Зайцев: Уважаемые депутаты городской Думы!

    Сегодня мы собрались здесь, чтобы определить перспективы развития

    города на следующий год. В бюджетном послании я представлю основные

    принципы планирования и реализации бюджетной политики исходя из

    приоритетов нашего будущего развития. Именно поэтому хочу донести до

    вас свою позицию в отношении дальнейших действий администрации по

    самым насущным проблемам города на ближайшие годы. Сразу отмечу,

    что вся работа по реализации намеченных планов рассчитана на совмест-

    ную работу администрации города и Совета народных депутатов. Только

    вместе нам под силу решить сложнейшие вопросы города и горожан.

    Бюджет – это документ, который волнует каждого. Все мы, являясь

    налогоплательщиками, вносим свой вклад в общее дело нормального

    функционирования города. Бюджет города составляется и утверждается

    сроком на один финансовый год.

    Бюджет основывается на: принципах, сформулированных в Бюд-

    жетном послании Президента РФ о бюджетной и налоговой политике;

    показателях прогноза социально-экономического развития; объемах

    поступлений доходов в бюджет; реестре расходных обязательств.

    Начиная с нового года нам необходимо активизировать работу по

    разработке эффективных муниципальных программ, начать переход

    к формированию и исполнению городского бюджета программно-це-

    левым методом. Ожидаемые результаты должны соответствовать клю-

    чевым показателям эффективности по каждой структуре, по каждому

    чиновнику. Слово «освоить» бюджет в нашем понимании теперь неупо-

    требимо! Каждый распорядитель расходных статей бюджета несет пер-

    сональную ответственность за допущенные отклонения!

    Бюджетная политика на 2014–2016 годы ориентирована на повыше-

    ние устойчивости бюджета города при последовательном сокращении

    бюджетного дефицита и будет направлена на решение следующих задач:

    – повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за

    счет оптимизации муниципальных закупок;

    – проведение дальнейшей оптимизации учреждений бюджетной се-

    – сокращение численности и расходов на содержание органов мест-

    ного самоуправления, в том числе за счет исключения дублирования

    выполняемых функций;

    – обеспечение сбалансированности бюджета.

    Основной задачей налоговой политики на 2014–2016 годы является

    обеспечение доходов бюджета муниципального образования «Город

    Саратов». Достижение указанной задачи будет осуществляться за счет

    реализации мероприятий по следующим направлениям:

    – повышение эффективности управления муниципальной собствен-

    – повышение уровня ответственности главных администраторов до-

    ходов за выполнение плановых показателей поступления доходов, по-

    вышение качества администрирования налоговых и неналоговых дохо-

    дов бюджета муниципального образования «Город Саратов»;

    – продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и

    сборам, зачисляемым в бюджет муниципального образования «Город

    Саратов»;

    – увеличение налогооблагаемой базы, в том числе за счет продол-

    жения работы по формированию земельных участков под многоквар-

    тирными домами, оформлению их в общедолевую собственность.

    Перед нами стоит задача формирования устойчивой собственной

    доходной части бюджета города и создание стимулов по ее наращива-

    нию. Первоочередная задача – добиться передачи полномочий на про-

    ведение работ по кадастровой оценке земель, что позволит получить

    реальную перспективную налогооблагаемую базу по налогу на недви-

    Вторая задача пролонгированного эффекта – улучшение инвестици-

    онного климата города Саратова. Это огромный пласт работы.

    Нам не переломить ситуацию в промышленности города без выра-

    ботки четкой и понятной позиции городских властей в инвестиционной

    политике. Для этого сегодня формируется новый центр компетенции,

    результаты деятельности которого должны быть видны уже к концу 2014 года.

    Наша цель здесь предельно ясна – мы сводим воедино идеи, свободные финансовые средства и ресурсы города (земельные, административные, в перспективе – льготные механизмы) для создания новых производств, новых рабочих мест, новых источников доходной части бюджета.

    В целях повышения общедоступности информации городу необходим инвестиционный портал.

    В общем же виде проект бюджета нашего города представлен следующим образом:

    10 705 700 000 руб.

    11 216 900 000 руб.

    –511 200 000 руб. (4,8%)

    Ведущий: Уважаемые депутаты! Слово предоставляется председателю планово-бюджетной комиссии Яне Инденбург.

    Яна Инденбург: Здравствуйте, уважаемые депутаты! Я хочу ознакомить вас со структурой и объемами доходов проекта бюджета нашего города.

    Сумма налоговых и неналоговых доходов составляет 6 372,4 млн руб. или 59,5% от общей суммы доходов.

    Сумма безвозмездных поступлений составляет 4 333,3 млн руб. или 40,5% от общей суммы доходов.

    В структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» налоговые доходы составляют 89,2%, неналоговые – 10,8%.

    Основные бюджетообразующие доходные источники бюджета муниципального образования «Город Саратов»:

    налог на доходы физических лиц (59,3%);

    единый налог на вмененный доход (10,5%);

    земельный налог (12,9%);

    налог на имущество физических лиц (4,2%).

    Существенных изменений в структуре налоговой системы и введения новых налогов в среднесрочной перспективе не предполагается.

    Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики.

    Как вам известно, численность населения города Саратова составляет 839,8 тыс. человек, соответственно, объем налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» в расчете на 1 жителя составляет 7,6 тыс. руб.

    276,7 млн руб. На общегосударственные вопросы – 1 643,5 млн руб. На жилищно-коммунальное хозяйство – 903,4 млн руб. На национальную оборону – 0,5 млн руб. На образование – 6 115,9 млн руб. На национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 63,3 млн руб. На культуру, кинематографию – 25 млн руб. На национальную экономику – 927,7 млн руб. На физическую культуру и спорт – 68,9 млн руб.

    В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов администрацией города принято решение формировать и исполнять расходную часть бюджета, в том числе через реализацию 6 муниципальных и 33 ведомственных программ.

    Приоритетным направлением расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов» сохранена социальная сфера, на которую предусмотрено 64,7% от общей суммы расходов бюджета в 2014 году.

    Предельный объем муниципального долга на 2014 год установлен в сумме 5 076 804 400 руб.

    Привлечение заемных средств в 2014 году будет осуществляться в виде кредитов путем проведения открытых аукционов в электронной форме с последующим заключением кредитных соглашений и договоров.

    Общая сумма муниципальных внутренних заимствований на 2014 год установлена в объеме 5 600 000 000 тыс. руб. Данные средства будут направлены на финансирование дефицита бюджета в сумме 511 200 тыс. руб.

    Расходы на обслуживание муниципального долга предусмотрены в сумме 420 000,0 тыс. руб. и составляют 6,1% от расходов бюджета муниципального образования «Город Саратов».

    Ведущий: Уважаемые депутаты! Слово предоставляется председателю комиссии по промышленности Виктору Казакову.

    Виктор Казаков: Здравствуйте, уважаемые депутаты! Мы с моим коллегой Родионом Ананьевым очень обеспокоены ситуацией, которая складывается в сфере промышленного производства. В настоящее время большинство муниципальных заводов несут убытки из-за морального износа основных фондов. Большая часть станков непригодны для использования в современных условиях. Нашей целью является муниципальное финансирование, модернизация основных фондов и привлечение инвестиций в такого рода предприятия.

    Ведущий: Есть ли у депутатов дополнения? Слово просит Родион Ананьев.Родион Ананьев: По нашим оценкам, для начала улучшения ситуации требуется увеличить выделенные на промышленный сектор средства на 50

    млн руб. Просим принять ко вниманию нашу поправку.

    Ведущий: Спасибо большое! Слово предоставляется председателю комиссии по ЖКХ Мариам Петросян.

    Мариам Петросян: Добрый день, уважаемые депутаты! Мы с моей коллегой подготовили презентацию об актуальных проблемах жилищно-комму- нального хозяйства в нашем родном городе. Прошу внимание на экран.

    432 В жилищно-коммунальном хозяйстве любого города существует много собственных проблем. Преимущественно они являются типичны-

    ми – общими для многих людей. Не исключением является и наш Саратов. Жителей волнуют, например, такие вопросы, как очередь на предоставление жилых помещений, непригодные для проживания дома в аварийном состоянии, снятие граждан с учета нуждающихся в жилье.

    Много вопросов вызывает и оплата коммунальных услуг. Кто за что платит, что должно обеспечивать государство, а что вынуждены оплачивать граждане? Многие жалуются на неправомерную остановку предоставления некоторых коммунальных услуг, на перебои в системах, на качество обслуживания.

    Необходимо учитывать, что лишь малая часть неполадок возникает по вине коммунальщиков. Большинство вопросов вызывает политика государства и уровень финансирования этой отрасли.

    Ведущий: Будут ли у депутатов дополнения? Слово просит депутат Анастасия Шингерей.

    Анастасия Шингирей: Для наискорейшего устранения оглашенных проблем нам потребуется 300 млн руб. Данная цифра получена как результат экономических расчетов, проведенных нашими аналитиками. Мы готовы предоставить вам все необходимые документы.

    Ведущий: Спасибо большое! А теперь слово предоставляется представителю комиссии по делам дорожного хозяйства Акакию Харчилава.

    Акакий Харчилава: Здравствуйте, дорогие коллеги! Хотелось бы отметить, что наша комиссия в целом удовлетворена объемом расходования бюджетных средств, выделенных на освещение улиц и дворовых территорий нашего города. Однако, несмотря на действие Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, в соответствии с которым с 2014 года Россия должна полностью отказаться от ламп накаливания и перейти на энергосберегающие лампы, в рассматриваемом проекте бюджета средства были выделены без учета данного требования. Использование энергосберегающих ламп позволит нам сэкономить дополнительно 3 млн рублей, которые мы бы хотели перенаправить в резервный фонд. Соответствующую документацию и экономические выкладки мы можем предоставить по требованию.

    Ведущий: Спасибо большое! Слово предоставляется председателю комиссии по здравоохранению Марии Тихоновой

    Мария Тихонова: Здравствуйте, дорогие коллеги! Наша комиссия выражает обеспокоенность статистикой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в нашем городе. Для устранения указанной проблемы мы настаиваем на строительстве кардиологического центра, который поможет организовать помощь по конкретному направлению.

    Для осуществления данной цели нам потребуется дополнительное финансирование в размере 60 млн руб. Ранее нам было выделено 110 млн для строительства данного центра, но согласно нашим экономическим расчетам итоговая стоимость составит 170 млн руб.

    Все необходимые документы с расчетами у депутатов имеются.

    Ведущий: Спасибо! Продолжаем обсуждение. Слово предоставляется433 председателю комиссии по образованию Алине Воронцовой.

    Алина Воронцова: Уважаемые депутаты! В принципе, наша комиссия согласна с выделенными бюджетными средствами, однако мы настаиваем на том, чтобы в школах № 4, № 12, № 35 была проведена модернизация компьютерных классов, которая потребует дополнительного вложения средств в объеме 900 тысяч руб.

    Ведущий: Есть ли у депутатов дополнения? Слово просит депутат Яна Загороднева.

    Яна Загороднева: Мы исходили из следующих расчетов: в каждой из указанных школ компьютерный класс насчитывает по 15 компьютеров. Стоимость одного компьютера в среднем составляет 20 тыс. руб. Соответственно, на оснащение трех школ понадобится 900 тыс. руб.

    Мы предлагаем организовать тендер по данному направлению. Ведущий: Большое спасибо! Примем ваше предложение к сведению.

    А сейчас предоставляется слово представителю комитета по культуре, спорту и делам молодежи Татьяне Фроловой.

    Татьяна Фролова: Уважаемые коллеги! Наш комитет в целом согласен с распределением средств по направлению культуры, спорта и дел молодежи, однако этих средств будет недостаточно для строительства спортивного центра для детей с ограниченными возможностями.

    Саратовская общественная организация «Доброе дело» не так давно выступила с коллективным обращением к депутатам муниципального образования «Город Саратов» с просьбой о строительстве данного учреждения.

    По нашим расчетам, данное строительство обойдется в 16 млн дополнительных средств, которые мы хотим запросить из резервного фонда. Все необходимые документы мы вам предоставим.

    Ведущий: Замечательно! Спасибо большое всем выступившим. А теперь слово предоставляется председателю планово-бюджетной комиссии для оглашения поправок, за которые мы будем голосовать.

    Яна Инденбург: Дорогие коллеги! Нашему вниманию был представлен ряд поправок, однако хотелось бы вам напомнить, что объем резервного фонда нашего города составляет 200 млн руб., и удовлетворить все ваши запросы мы не в силах. Основываясь на предоставленных нам материалах, мы постарались составить разумные суммы для каждой из поправок.

    Итак, исходя из принципа экономической эффективности, мы предлагаем распределить средства следующим образом:

    – на модернизацию заводов – 50 млн руб.;

    – на устранение проблем ЖКХ – 30 млн руб. Мы исходили из того, что предлагаемая вами изначальная сумма нецелесообразна, так как она превышает объем резервного фонда. В связи с этим объем выделяемых вам дополнительных средств составит 30 млн; на наш взгляд, это вполне разумная сумма. Данные средства необходимо пустить на реконструкцию аварийного жилья, так как эта проблема является наиболее актуальной и насущной. Остальные средства вы можете привлечь посредством частных инвестиций;

    на оснащение компьютерных классов – 900 тыс. руб.;

    на строительство спортивного центра для детей с ограниченными возможностями – 16 млн руб.

    Ведущий: Теперь, когда поправки заслушаны, приступаем к голосованию

    за каждую поправку в отдельности.

    Выделить на модернизацию заводов дополнительные средства в

    объеме 50 млн рублей.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято!

    Выделить на устранение проблем ЖКХ дополнительные средства в

    объеме 30 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято!

    Сократить объем финансирования сектора дорожного хозяйства на

    3 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    Выделить на строительство кардиологического центра дополнитель-

    ные средства в объеме 60 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято!

    Выделить на оснащение компьютерных классов дополнительные

    средства в объеме 900 тыс. руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    Выделить на строительство спортивного центра для детей с огра-

    ниченными возможностями дополнительные средства в объеме

    16 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    Ведущий: Подводя итог всему вышесказанному, нам необходимо прого-

    лосовать за следующие статьи с учетом принятых поправок.

    Утвердить бюджет города Саратова на 2014 год

    – по доходам в сумме 10 708,7 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    – по расходам в сумме 11 373,8 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    – по дефициту в сумме 665,1 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    – по долгам в сумме 420 млн руб.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    – по резервному фонду в сумме 43 млн руб. Кто за данное предложение, прошу голосовать.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    В таком случае есть предложение принять бюджет в целом. Кто за данное предложение, прошу голосовать.

    Кто воздержался?

    Кто против?

    Решение принято единогласно!

    Ведущий: Таким образом, бюджет принят! И сейчас заключительное слово предоставляется главе муниципального образования «Город Саратов» Владиславу Зайцеву.

    Владислав Зайцев: Уважаемые депутаты! Спасибо за плодотворную работу. В течение 15 дней финансовым органом будет проведена роспись статей, а в течение 10 дней соответствующий документ будет отправлен всем бюджетополучателям.

    Финансовый орган доведет уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей не позднее 17 дней со дня утверждения росписи.

    Контроль над исполнением возлагается на главу муниципального образования, администрацию и планово-бюджетную комиссию.

    Уважаемые коллеги, планы у нас грандиозные! Все это сделать нам придется! Нужны активные, современные, предприимчивые помощники; новые, преданные делу кадры. Если в повестке дня нет картины будущего, то город вместо нацеленности на созидание разворачивается к деструкции.

    Люди любят время и место, где они живут, только когда у них есть будущее. Важно, чтобы будущее наступало сегодня. В долгие стратегии люди не верят. Изменения должны происходить здесь и сейчас. Чтобы 437 поддержать веру в будущее, нам нужны быстрые победы.

    Нужно, чтобы жители Саратова знали, что происходит, и были вовлечены в происходящее.

    Ведущий: Уважаемые депутаты!

    Повестка дня заседания представительного органа города Саратова исчерпана.

    Есть ли у депутатов какие-либо вопросы, сообщения, замечания по поводу ведения заседания?

    Тогда объявляю данное заседание представительного органа закрытым.

    3. Подготовка к деловой игре «Сельский сход»

    Вторая деловая игра представляла собой сход граждан; в качестве населенного пункта мы выбрали одну из деревень Пермского края. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) сход граждан может проводиться с целью решения вопросов местного значения, если число жителей конкретного населенного пункта, обладающих избирательным правом, не превышает 100 человек. Мы установили, что в нашей деревне проживает всего 80 человек.

    В первую очередь необходимо было определить цель данного схода: что выносится на обсуждение, кто инициатор, каков желаемый итог.

    Предметом обсуждения мы определили строительство дома культуры. Вопрос был внесен инициативной группой граждан. Оппоненты инициативной группы – жители деревни, которые в большей степени заинтересованы в строительстве дорог и создании животноводческого комплекса. Главный вопрос состоял в приоритете расходования бюджетных средств. Почему нужно строить именно дом культуры? Необходимо было взвесить все аргументы «за» и «против» и вынести коллективное решение по этому вопросу.

    Было решено, что каждая группа обязана выступить на сходе с аргументами в пользу выдвигаемого ею предложения. Право вести сход предоставили ведущему, избранному на сходе.

    Мы распределили всех участников схода в две группы: сторонников и противников строительства дома культуры. Целью группы инициаторов было представление аргументов за строительство дома культуры: им требовалось объяснить, почему так важно построить дом культуры и какие мероприятия там будут проводиться; представить примерную смету проекта. Цель группы оппонентов заключалась в приготовлении аргументов против строительства: им необходимо было объяснить, почему строительство дома культуры невыгодно; предложить направить деньги из бюджета на какое-либо иное мероприятие либо не выделять средства вообще. Порядок веде-

    438 ния заседания был подготовлен студентами самостоятельно на основе лекционного материала. Он включал в себя следующие пункты:

    1. Сбор подписей присутствующих участников схода (как обязательная процедура регистрации).

    2. Разъяснение порядка обсуждения вопросов и принятия решений.

    3. Утверждение повестки схода.

    4. Установление регламента для выступающих.

    5. Выступление главы поселения (5 минут).

    6. Выступление инициативной группы (10 минут).

    7. Выступление группы оппонентов (10 минут).

    8. Обсуждение проекта бюджета (20 минут).

    9. Принятие решения (7 минут).

    Подготовка документов в данном случае была возложена на заинтересованные стороны.

    4. Деловая игра «Сельский сход»

    Большинство студентов нашей группы вновь пришли на занятие заранее, подготовили аудиторию к проведению деловой игры.

    Заседание схода открывает глава сельского поселения

    Глава поселения Владислав Зайцев: Дорогие односельчане! Прошу вас зарегистрироваться, то есть поставить подпись на регистрационном листе.

    [происходит сбор подписей и их подсчет] Глава поселения объявляет, что на сходе присутствуют все жители, обладающие правом решающего голоса при принятии решений.

    Глава объявляет сход граждан открытым и предлагает избрать ведущего заседания схода. На роль ведущего предложена кандидатура жителя сельского поселения Ольги Дробышевой (далее – ведущий). Голосованием кандидатура утверждается единогласно.

    Ведущий: Уважаемые односельчане!

    Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить необходимость строительства сельского дома культуры. Вначале свои аргументы представит инициативная группа, от которой поступило предложение начать строительство, затем выступит группа оппонентов, они приведут аргументы «против», а после мы приступим к непосредственному обсуждению.

    Слово предоставляется главе сельского поселения – Владиславу Зайце-

    Владислав Зайцев: Дорогие селяне! Как известно, беда не приходит одна: и двух месяцев не прошло с тех пор, как мы с вами собирались по поводу установки фонарей в нашей деревне и, проголосовав против, сославшись на экономию, до сих пор с трудом добираемся до места жительства в темное время суток. Теперь же на повестке дня стоит такой насущный вопрос, как строительство дома культуры. Надо бы принять взвешенное решение, соответствующее имеющимся материально-фи- нансовым ресурсам.

    В общем и целом дом культуры – дело хорошее. Только, как известно, у всякой идеи могут быть как положительные, так и отрицательные 439 стороны.

    Нужно сообща решить, что важнее.

    Вспомним, чем богата наша деревня. Все хозяйство наше, практически весь доход – это животноводческая ферма Катерины Андреевны. Да что рассказывать, популярность широкая: даже в райцентр мы поставляем и молоко, и мясо; да и сами кушаем с удовольствием. Некоторые из присутствующих даже работают на ферме. А денег вот в местном бюджете недостаточно для решения насущных задач.

    Быть может, строительство дома культуры изменит ситуацию к лучшему, позволит привлечь средства? Но не влетит ли оно в копеечку? Вот как раз вопрос о целесообразности строительства дома культуры нам и нужно сегодня рассмотреть. Давайте рассуждать конструктивно.

    Ведущий: А теперь я попрошу выступить представителя инициативной группы – Мариам Петросян!

    Мариам Петросян: Дорогие мои товарищи! Что же это делается у нас в деревне?! По вечерам мы, словно нищие духом, сидим дома или на скамейках около дома! Никуда не ходим, ни с кем не общаемся, да и поговорить-то нам особо не о чем! Я знаю, каждый из вас в душе хочет радоваться жизни, делиться своей радостью с близкими, не существовать, а жить! Так давайте же осуществим наши мечты! Инициативная группа готова назвать выход из данной ситуации – это строительство сельского дома культуры!

    В данном доме культуры мы сможем проводить все сельские мероприятия! Новый Год, 8 марта, День Победы… Представьте себе, как будет замечательно собраться всем вместе под одной крышей, устроить концерт, что-то вроде «Голубого огонька»…

    В доме культуры можно будет организовать различные кружки: рисование, танцы, музыка. И, конечно же, хор!

    Ведущий: Слово предоставляется Юлии Панковой

    Юлия Панкова: Более того, мы хотели бы организовать читательский клуб.

    Причем как для взрослых, так и для детей. Это, бесспорно, положитель-

    но повлияет на грамотность и общий уровень культуры нашей деревни.

    Только представьте себе: вместо того чтобы тратить впустую все на-

    ше свободное время, мы сможем заняться действительно увлекатель-

    ными и полезными делами в зависимости от интересов.

    Ведущий . Слово предоставляется Мариам Петросян.

    Мариам Петросян: Еще одним важным плюсом выступит создание допол-

    нительных рабочих мест! Каждому известно, как тяжело жителям нашей

    деревни бывает найти работу, а с домом культуры работа может стать

    не только прибыльным, но и любимым делом!

    Мы с коллегами составили предварительную смету расходов на стро-

    ительство, которую готовы представить вам в письменной форме. Ори-

    ентировочная стоимость объекта – 3 миллиона рублей. Поверьте, это

    стоит того, тем более что в наших силах добиться данных выплат от ад-

    министрации. Главное – поставить цель и добиваться ее. Всей деревней!

    Ведущий: Спасибо вам большое!

    А теперь слово предоставляется группе оппонентов.

    Виктор Казаков: Дорогие товарищи, спасибо большое за столь впечатляющее выступление. Мы все здесь озабочены проблемами нашей родной деревни, а их отнюдь не мало. Конечно же, все эти проблемы нуждаются в решениях, с которыми по обыкновению связаны немалые расходы. К сожалению, наш бюджет не является безразмерным, и его, разумеется, не хватит на воплощение всех проектов и желаний. Следовательно, необходимо расставить приоритеты.

    Ведущий: Слово предоставляется Татьяне Фроловой.

    Татьяна Фролова: К числу приоритетных проблем, на наш взгляд, относится отсутствие дорог. В нашей деревне толком нет инфраструктуры, водопровод также периодически выходит из строя. Я уже не говорю о перебоях с электричеством! Это все требует вложения средств – причем немалых.

    Ведущий: Слово предоставляется Татьяне Казаку.

    Татьяна Казаку: Нам кажется, что логичнее было бы потратить бюджетные средства вначале на благоустройство жилищного фонда, на прокладку дорог, а уж потом задумываться о домах культуры и прочих развлекательных учреждениях. Вспомните, скажем, нашу школу! Вот куда необходимо направить дополнительные денежные средства.

    Ведущий: Спасибо большое за приведенные аргументы! Прошу всех занять свои места. Начинаем непосредственное обсуждение, которое будет проходить следующим образом: одна группа приводит конкретный аргумент, слово предоставляется второй группе, которая должна либо привести контраргумент, либо согласиться с первой. Далее вторая группа приводит свою аргументацию, а первая, в свою очередь, либо принимает ее, либо опровергает. Надеюсь, в конечном счете, мы все придем к консенсусу.

    Итак, слово предоставляется инициативной группе.

    Мариам Петросян: Товарищи, дорогие мои, ну поймите: культура – это же наше все! Подумайте сами, какие перспективы подарит нашей деревне это строительство! Представьте только, сколько человек сможет приезжать к нам на местечковые концерты, приобщаться к культуре; мы наконец-то сможем побороть пьянство и лодырничество, люди начнут развиваться; нам удастся по-настоящему создать основу для привлечения денег в бюджет нашей деревни! Мы уверены, что начинать стоит именно с культуры. Высокий ее уровень – залог дальнейшего развития! Пусть и живется нам сейчас не очень хорошо, но если мы преодолеем разруху в головах, то преодолеем и разруху в деревне! Мы настаиваем на первоочередном строительстве дома культуры.

    Виктор Казаков: Уважаемая Мариам, мы все уже не раз слышали подобные одухотворенные речи, но подумай, как же мы сможем поддерживать должный уровень культуры, когда до будущего дома культуры просто-напросто невозможно доехать и даже дойти, так как дорогу размывает при первом дожде? Мне кажется маловероятным, что человек будет читать книжки и петь в хоре, когда у него в доме протекает крыша.

    Именно поэтому мы и предлагаем сначала разобраться с наиболее ба- 441 нальными и насущными проблемами.

    Яна Загороднева: Дорогие друзья, вспомните опыт музыкальных коллек-

    тивов, которые начинали в качестве ансамбля самодеятельности, а впо-

    следствии выступали на различных конкурсах, на телевидении и даже

    на международных фестивалях! Подумайте только, как это может про-

    славить нашу деревню, какие внушительные объемы средств мы можем

    привлечь, если мы дадим дорогу подобным самородкам! В конце кон-

    цов, нам кажется, что это довольно разумное вложение средств. Кроме

    того, не забывайте, что дом культуры сулит новые рабочие места, мы

    также постараемся решить и проблему занятости.

    Ведущий: Слово предоставляется оппонентам.

    Татьяна Казаку: Даже если все, что вы говорите и правда, то как мы смо-

    жем проводить каике-либо концерты, когда у нас в деревне нет дорог?

    Если в вашем воображении у нас на селе и обитают еще не сформиро-

    ванные коллективы мирового уровня, то мы не сможем устроить пол-

    ноценный концерт даже уровня райцентра по той простой причине, что

    к нам невозможно добраться. А если кто-то и снарядит вездеход, то

    впечатление, которое произведут на этого товарища наша инфраструк-

    тура и состояние домов, надолго отобьет у него охоту приобщаться к

    прекрасному. Ваше предложение, уважаемая Мариам, нерентабельно

    и недостаточно обоснованно.

    Ведущий: Слово предоставляется заведующему животноводческим ком-

    плексом Екатерине Парфеновой, как оппоненту инициативной группы.

    Екатерина Парфенова: Полностью согласна! Вообще-то, мне, как вла-

    делице фермы, кажется, что единственный путь к процветанию нашей

    деревни – материальная помощь моему предприятию, уж простите

    меня за прямоту и прагматизм. Я тут посчитала на досуге: для того что-

    бы превратить животноводческую ферму в образцово-показательную,

    необходимо 4 миллиона вложений. Два миллиона я уже вложила из

    собственных средств. Надо еще столько же. Все документы и расчеты я

    готова представить.

    Эти деньги позволят произвести переоснащение основных фондов,

    обновить поголовье и, по моим расчетам, полностью окупятся через

    4,5 года. После этого часть прибыли будет поступать в ведение нашего

    поселения, что и позволит ликвидировать эту нашу извечную нехватку

    денег. А вот когда у нас будет стабильный источник дохода, когда я, как

    предприниматель, смогу обеспечивать своих работников высокой зар-

    платой, вот тогда уже можно задуматься о строительстве дома культуры.

    Поэтому, с вашего позволения, повторю: я предлагаю инвестиро-

    вать 2 миллиона рублей не в строительство какого-то там абстрактного

    сельского клуба, но в мою вполне реальную животноводческую ферму,

    что в среднесрочной перспективе позволит нам иметь дополнительный

    источник дохода для местного бюджета. А вот потом уже и можно заду-

    маться о строительстве клуба.

    Ведущий: Слово предоставляется инициативной группе.

    Юлия Панкова: Катя, я думаю, это нечестно! Что же получается: мы вкла-

    дываем 2 миллиона в твое предприятие, а сами продолжаем культурно

    деградировать в течение почти пяти лет! Далеко не факт, что, во-первых, дела будут идти хорошо, а во-вторых, что деньги, полученные через такой длительный срок, пойдут именно на строительство дома культуры. Я настаиваю на том, чтобы мы вернулись к нашему предложению: вот будет дом культуры, появятся тогда и дороги, и инвестиции, да и регион будет уделять нашей деревне куда больше внимания.

    Ведущий: Слово предоставляется оппонентуВиктор Казаков: Что же вы предлагаете: быть начитанными и культурны-

    Ведущий: Слово предоставляется нашему предпринимателю Никите Калинкину.

    Никита Калинкин: Уважаемые товарищи! Считаю, что все важно и культура, и реальное производство, и дорожное хозяйство.

    Все вы знаете, я ваш земляк, и, хотя пропадаю по пять дней в неделю в городе, но на выходных я всегда здесь, да и прописан тут же. У меня свой бизнес, завод по производству бетона и асфальта. Хочу оказать материальную помощь родной деревне! .

    Культура – это, действительно, все. Я готов безвозмездно пожертвовать 3 миллиона на строительство дома культуры. Хочется, чтобы молодежь занималась творчеством! Будет культура – будет будущее! Катерину Андреевну я знаю давно, деньги ей правда нужны. И ферме благо, и деревне польза. Я готов предоставить 2 миллиона рублей личных средств на тех же условиях, которые Катерина выдвигала муниципалитету. Оставшиеся в муниципальном бюджете средства предлагаю направить на реконструкцию и строительство дорог. Это, на мой взгляд, также важная и насущная проблема.

    Ведущий: Спасибо большое, Никита Александрович! Вся наша деревня выражает вам свою признательность за вашу щедрость и доброту. Я предлагаю назвать будущий дом культуры в вашу честь! Кто за данное предложение? Прошу голосовать [все «за»] Решение принято.

    Заключительное слово предоставляется главе поселения Владиславу Зайцеву.

    Владислав Зайцев: Дорогие односельчане! Заседание прошло плодотворно! Мы не только пришли к решению по основному вопросу о строительстве дома культуры, но также разобрались и с наиболее насущными проблемами нашей деревни: дорогами и модернизацией фермы.

    Никита Александрович, вам отдельная благодарность! Честно говоря, не знаю, как бы мы решили этот вопрос без вашей помощи. Уверен, что о своем вложении вы не пожалеете и вам будут благодарны многие поколения ваших земляков.

    Не буду повторяться, а лишь отмечу, что и культура, и реальный сектор важны и необходимы для успешной жизни и развития всех жителей нашей деревни. Я уверен, что при наличии как материальных, так и ду-

    ховных предпосылок мы сможем стать по-настоящему образцово-по- 443 казательным поселением! В конце концов, потенциал у нас всех огром-

    ный, а материальная основа для его воплощения нашлась. Надо только действовать! Дорогу осилит идущий.

    Ведущий: Уважаемые односельчане нам необходимо принять решение схода по всем рассмотренным вопросам.

    О мерах по развитию сельского поселения «Ивановка».

    Заслушав и обсудив вопросы повестки дня, сход жителей поселения постановил:

    1. Построить дом культуры имени Калинкина Н.А. за счет выделенных им 3 (трех миллионов) руб.

    2. Провести работы по реконструкции дорог и благоустройству территории поселения за счет средств, выделенных из бюджета поселения. На данное мероприятие выделить 2 млн руб. бюджетных средств.

    3. Провести модернизацию животноводческого комплекса за счет внесенных частных инвестиций в сумме четырех млн рублей.

    4. Главе поселения Зайцеву Владиславу организовать заключение договоров подряда в течение 30 календарных дней с подрядчиками, исключая посредников.

    5. Контроль за выполнением решения возложить на: главу сельского поселения Зайцева Владислава, представителей инициативной группы – Петросян Мариам; представителей жителей – Парфенову Екатерину, Казаку Татьяну.

    6. Указанным в настоящем решении лицам ежеквартально отчитываться на сходах граждан о ходе выполнения намеченных работ и правильности расходования денежных средств.

    Ведущий: Кто за то, чтобы утвердить данное решение, прошу голосовать. Принимается единогласно. Будут ли какие замечания по ведению? Нет. Спасибо всем за участие. На этом собрание схода граждан объявляю закрытым.

    МОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

    Игра

    педагог дополнительного образования,

    2015

    Игра «Строим Дом самоуправления»

    Цель : поддержка и развитие самостоятельности старшеклассников в школьных объединениях.

    Задачи : -формирование навыков коллективной деятельности;
    -формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
    -обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
    -создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.

    Участники : коллектив старшеклассников в количестве 10 человек.
    Для игры необходимо:
    " пять одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);
    " пять листов ватмана;
    " клей, скотч, ножницы;
    " маркеры, фломастеры; клей маркеры

    Подготовка к игре.


    Написать на 6 листах каждого комплекта белой бумаги напечатаны слова: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело"; два листа остаются недописанными;
    10 листов цветной бумаги для кирпичей строительство дома

    на листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).

    Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.

    Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.

    Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

    Описание игры. 1этап (5-7 минут). Прелюдия
    Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".
    Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление

    Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

    Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.

    Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

    Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

    Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.

    Сейчас всей группой вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

    2 этап (10 минут). Основная часть
    Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
    Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.
    А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
    У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
    Затем ведущий предлагает разделиться

    Ребятам выдается маркер, «кирпичики», на стенде прикреплен плакат с контурами дома. На который наклеиваются кирпичики, и «строится» Дом самоуправления.

    Самое главное условие: Вы должны делать все это коллективно, то есть вместе, каждый должен внести свою лепту в строительство.

    Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:
    "Архитектор,

    " конструктор", споэктирует ватмана наш проект;
    " Журналист", который будет вести обсуждение;
    " референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича.

    " Прораб" который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе

    Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.
    В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики – слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие

    3 этап Кульминация. "Защита проекта "Дом самоуправления".

    Группа защищает свой проект, и объяснят, почему они расположили так, а не иначе кирпичики.Итак, Дом самоуправления построен! А вот какую мы выберем модель самоуправления, давайте посмотрим!

    Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м – «самокритичность», а мешают дому счастливо жить – «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу и окна доброжелательность и взаимопонимание

    4этап Итог игры
    Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
    Когда сами дети:
    - определяют проблему;
    - ищут пути ее решения;
    - принимают решения;
    - организуются для ее реализации.



    Просмотров