Национальный режим и преференции в госзакупках. Преференции участникам закупки Какие требования рекомендует установить в документации Минэкономразвития России

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

"Аптечный бизнес", 2013, N 11

На сегодняшний день единственным документом, который определяет порядок предоставления 15%-ных преференций для отечественных фармпроизводителей, является приказ Минэкономразвития, принятый более шести лет назад. Приказ, который принимался каждый год, ни разу не менялся, однако всякий раз запаздывал, не давая фармпроизводителям возможности принять участие в торгах. Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП) выступила с инициативой о создании системы преференций, которая поможет реализовать задачи, поставленные в стратегических документах по развитию отечественной фармпромышленности. О том, какой она должна быть, корреспондент "ФВ" Оксана Баранова беседует с генеральным директором АРФП Виктором ДМИТРИЕВЫМ.

  • Приказ Минэкономразвития по совершенно непонятным причинам из года в год традиционно запаздывает, поэтому ежегодно складывается ситуация, когда фармпроизводители в принципе не могут воспользоваться преференциями. Возникает вопрос, насколько нужны такие государственные льготы?
  • Среди производителей есть те, кто только начал процесс локализации, они не очень активно пользуются 15%-й преференцией. Но для большинства компаний льгота имеет важное значение. Однако действительно, из года в год министерство в силу каких-то бюрократических причин опаздывает с принятием документа. На наш взгляд, было бы целесообразнее, руководствуясь ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу", утвердить приказ сроком до 2020 г. Это позволило бы производителям участвовать в аукционах, а министерство избавилось бы от лишней бумажной работы.
  • В чем принципиальные особенности системы преференций, которую предлагает АРФП? Достаточно ли этих мер или они - лишь первый шаг на пути выстраивания работоспособной системы?
  • Прежде всего, мы предлагаем дифференцировать преференции в отношении цены контракта в зависимости от степени переработки продукции на территории России: 15% для стадии упаковки, 30% - при производстве готовой формы, 40% - для препаратов полного цикла, включая производство субстанций.

Также необходимо ввести механизм заключения трехлетних государственных контрактов на поставку лекарственных средств российского происхождения.

Мы считаем, что российскому фармрынку необходима ускоренная процедура экспертизы отечественных ЛС и субстанций, используемых при производстве препаратов из Перечня ЖНВЛП и стратегически значимых ЛС. Также, на наш взгляд, следует ввести ускоренную регистрацию после второй фазы клинических исследований для инновационных орфанных препаратов, разрабатываемых на средства госбюджета.

Можно сказать, что промежуточные итоги по реализации ФЦП уже есть. Ряд разработок находится на этапе выхода. Но есть и серьезные проблемы, решение которых зависит не от бизнеса, а от государственных структур. Получив государственный грант, фармкомпания разрабатывает препарат, соблюдая график, но потом в Минздраве разработка "зависает" по причине затягивания регистрационных процедур. Такая политика ведомства создает серьезные экономические риски. Если государство вкладывает деньги в разработку ЛС, было бы целесообразно, чтобы оно предоставляло определенные гарантии при их закупках. Ведь большая часть разрабатываемых в рамках ФЦП препаратов относится к стратегически значимым, входит в Перечень ЖНВЛП.

Поэтому мы также настаиваем на создании механизма, гарантирующего попадание на госзакупки препаратов, созданных за счет государства. Для этого следует разработать порядок и критерии внесения российских ЛС в действующие перечни (ЖНВЛП, стратегически значимых ЛС, льготных ЛС, по торговому наименованию).

Существенной поддержкой отечественной фармы, особенно в свете обязательного перехода отрасли с 2014 г. на стандарты GMP, стало бы и предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов для российских компаний, взявших кредит на строительство или техническое перевооружение.

Кроме того, мы убеждены в необходимости жесткого государственного контроля качества импортируемых лекарственных препаратов.

Преференции для российских производителей должны включать налоговые и таможенные льготы, а именно: возмещение таможенной пошлины и НДС, а также освобождение производителей препаратов из списка ЖНВЛП и стратегически значимых ЛС от налога на прибыль.

  • АРФП давно ведет диалог с профильными министерствами о важности поддержки отечественного производителя с помощью преференций. В настоящий момент вы предлагаете более расширенный объем льгот. Почему?
  • Это связано со вступлением России в ВТО и принятием на себя определенных обязательств. Я не призываю закрыть рынок и ввести широчайшие преференции для локальных производителей, но надо понимать: в условиях нестабильной финансовой ситуации во всем мире любое государство стремится защитить свой рынок, сохранить рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу. В России порядка 30% рынка - рынок бюджета, который не подпадает под регулирование правил ВТО. Здесь мы должны быть более смелыми и не бояться поддерживать тех, кто локализуется в РФ.
  • Но если смотреть на ситуацию с точки зрения пациентов, то по большому счету им вообще не принципиально, где произведен препарат. Выходит, в локализации фармацевтической промышленности заинтересовано только государство?
  • Пациенту важно, чтобы препарат был качественным, эффективным и безопасным. Но мы должны понимать: развитие локальной фармацевтической промышленности - это прежде всего обеспечение лекарственной независимости страны. Ее отсутствие мы очень хорошо ощутили во время пекинской Олимпиады. Тогда решением Политбюро КПК на время проведения игр были закрыты все химические заводы в радиусе 40 км от Пекина. Сразу же возник дефицит фармсубстанций из Китая. Неоднократно случались и односторонние отказы иностранных компаний от поставок в Россию препаратов для лечения тяжелых заболеваний, в то время как их аналогов в нашей стране не было. Опасно ставить себя в зависимость от обстоятельств, на которые государство не может оказывать влияние. Поэтому крайне важно вывести свою промышленность на тот уровень, на котором она будет в состоянии обеспечивать население необходимой продукцией, фармсырьем.

Россия, по сравнению с другими экономически развитыми странами, относительно недавно живет в рыночных отношениях. На коммерческом рынке мы научились конкурировать. Что касается сферы бюджетных закупок, где государство выступает и в роли регулятора, и в роли игрока, то здесь есть ряд моментов, которые мешают честной конкуренции. Прежде всего, в ряде субъектов РФ встречается некорректное поведение со стороны заказчика при проведении госзакупок. Нередко в случае, если госзаказчик хочет получить товар определенного производителя, то желаемую позицию он сопровождает техническими требованиями, которые тем или иным способом четко указывают на конкретную компанию и, как правило, составлены с нарушением ФЗ N 94. В техническое задание включаются требования к вспомогательным веществам, к особенностям вторичной, а иногда и третичной упаковки, а зачастую препаратам присваиваются вообще несуществующие характеристики. Российские дженериковые препараты либо снимаются с аукциона, либо вовсе не допускаются. В результате несет потери не только производитель, но и госбюджет, а значит, пациент. В 2010 г. Генеральная прокуратура провела проверку по факту ограничения конкуренции при проведении аукционов и установила, что федеральному бюджету был причинен ущерб на сумму около 3,4 млрд руб. А сколько это в человеческих жизнях и здоровье, не считал никто.

  • Какие проблемы должны быть решены, чтобы предложенная АРФП система не просто была принята, но и заработала?

Прежде всего, необходимо законодательно закрепить статус локального производителя, а именно: принять нормативно-правовой акт, устанавливающий критерии лекарственного средства российского происхождения. И уже затем, исходя из этих критериев, а также возможностей федерального и региональных бюджетов, определить, какие преференции реально предоставить уже сейчас. Мы готовы к дискуссии с государственными органами: совместный поиск компромисса - самый оптимальный вариант.

По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.

Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:

  • организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
  • организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
  • малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
  • некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Налоговые льготы

Помимо обозначенных выше моментов применения преимуществ, необходимо отметить также налоговые преференции — это определенного рода преимущества, которые применяются при выполнении указанных условий (ст. 395 Налогового кодекса РФ). К таковым, например, можно отнести упрощенную систему налогообложения или всевозможные отраслевые льготы (в сферах сельского хозяйства, здравоохранения либо промышленности).

Преференции поставщикам товаров отечественного производства

Также, необходимо обратить внимание и на такую форму преимущества, как льготы участникам закупки, которые предлагают товары отечественного производства. Подробнее раскрывает вопрос о преференции 155 Приказ от 25.03.2014, изданный Министерством экономического развития. Он закрепляет условия допуска товаров иностранного происхождения с целью удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Преференции для организаций уголовно-исправительной системы

Если победителем признается организация уголовно-исправительной системы, она имеет право на льготу — увеличение цены контракта не более чем на 15%, но не более первоначальной стоимости договора.

Приведем пример. Предположим, начальная максимальная цена контракта была равна 3 млн. руб.. Предприятие уголовно-исправительной системы признано победителем с ценой договора 2,7 млн. руб. Воспользовавшись данной привилегией, победитель вправе заключить контракт стоимостью в 3 млн. руб.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

На аукцион вышел один участник, у которого стоит галочка,что претендует на преференции по Приказу №155. Заказчику убирать галочку в данном случае, т.к. один участник или оставлять?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если только один участник аукциона снизил цену контракта, то аукцион признается завершенным (ч. 11 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Никакие галочки убирать не нужно. Заказчик не может вносить правки в заявку.

Если речь идёт о галочке при заключении контракта, тогда нужно учитывать следующее.

В данном случае, преференции можно не применять, если аукцион будет признан несостоявшимся по ч. 3.1. ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Также, если участник с российским товаром не вышел на аукцион и заказчик рассматривал только заявки с иностранным товаром, Приказ № 155 не применяют.

Когда предоставлять преференции участникам

Если заказчик закупает товары из перечня Минэкономразвития России, он должен поддержать поставщиков, которые предлагают товар из государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Перечень таких товаров утвержден приказом от 25 марта 2014 г. № 155 (далее - Приказ № 155). Также в данном документе Минэкономразвития России установило для заказчика правила допуска к закупке заявок с импортными товарами. Порядок допуска зависит от способа закупки, а условия допуска заказчик предусматривает в извещении.

В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.

Какие условия допуска действуют для конкурса, запроса котировок и запроса предложений

Допустим, участник предложил поставить товар, который произвели в государствах - членах ЕАЭС. Когда комиссия по закупкам рассматривает и оценивает такую заявку, окончательное предложение по критерию «цена контракта», она применяет понижающий 15-процентный коэффициент. Но контракт стороны заключают по цене, которую предложил участник. Такое правило установлено в пунктах 4, 5 Приказа № 155.

Пример о применении преференций

На участие в конкурсе поступило две заявки.

Заявка № 1 - товар иностранного происхождения, цена - 105 000 руб.

Заявка № 2 - товар из России, цена - 120 000 руб.

Комиссия оценила цену контракта, которую предложил второй участник, с учетом понижающего коэффициента (15%), а именно:

Заявка № 1 - цена контракта - 105 000 руб.;

Заявка № 2 - цена контракта - 102 000 руб. (120 000 руб. - 15%).

Победителем признали участника № 2. При этом контракт заключили по цене, которую победитель предложил в заявке, - 120 000 руб.

Предположим, комиссия учла преференции, и оказалось, что несколько участников конкурса готовы исполнить контракт на одинаковых условиях. Тогда заказчик заключает контракт с участником, который имеет право на преференции, то есть предлагает товар из государства ЕАЭС. Такое же правило работает для участников запроса котировок и запроса предложений.

Отражайте информацию о том, что применяете преференции к участникам закупки, в бумажном протоколе рассмотрения и оценки заявок

А именно отразите в протоколе две цены. Первая - предложение участника закупки, вторая - цена, которую вы определили в соответствии с пунктами 4, 5 Приказа № 155. Данный протокол прикладывайте к результатам определения поставщика, когда формируете в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок.

Какие условия допуска действуют для аукциона

Если победитель предлагает товар из государств ЕАЭС, преференции не применяют. Стороны заключают контракт по цене, которую предложил участник. Но если победитель предлагает товар из иностранных государств, заказчик снижает его цену на 15 процентов.

Укажите эту информацию в документации об аукционе.

Пример о применении преференций

Победитель аукциона предложил к поставке товар из Италии на сумму 1 600 000 руб. При заключении контракта заказчик снижает эту цифру на 15 процентов и заключает контракт по цене 1 360 000 руб. (1 600 000 руб. - 15%).

Допустим, победитель предложил товар из государств ЕАЭС. Тогда цена контракта составит 1 600 000 руб.

Если победитель уклонился от заключения контракта, заказчик подписывает контракт с участником, который занял второе место. При этом, если такой участник предлагает иностранный товар, к нему также применяют преференции, то есть снижают его цену на 15 процентов.

Когда не нужно применять преференции

Не применяйте преференции, если:

  • в рамках одной процедуры (лота) закупаете товар, часть которого входит, а другая часть не входит в перечень Приказа № 155;
  • закупку признали несостоявшейся согласно частям 1, 7 статьи 55, частям 1, 3 статьи 79, части 18 статьи 83, частям 1-3.1 статьи 71, части 8 статьи 89, статье 92 Закона № 44-ФЗ;
  • никто из участников не предложил товары из государств ЕАЭС;
  • участник предлагает товары из государств ЕАЭС и иностранные товары. При этом стоимость товаров из государств ЕАЭС составляет:
  • - менее половины стоимости всех товаров - если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений;
  • - более половины стоимости всех товаров - если проводится аукцион.

В данном случае при исполнении контракта нельзя заменять страну происхождения товара, кроме как на государство ЕАЭС (письмо Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № Д28и-3626).

Какие требования рекомендует установить в документации Минэкономразвития России

  • требование о том, чтобы участник продекларировал страну происхождения товара. Если заказчик установил такое требование, а участник не предоставил информацию, преференции не применяйте (письмо Минэкономразвития России от 16 февраля 2016 г. № Д28и-319);
  • требование о том, чтобы участник указал в заявке цены за единицу каждого товара;
  • положение о том, что участник закупки отвечает за достоверность сведений о стране происхождения товара.

В контракте указывайте страну происхождения товара и данные подтверждающего документа. Информацию возьмите из заявки. Наименование страны происхождения указывайте в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Участник подтверждает, что поставляет товар из государства ЕАЭС, декларацией.

Применение преференций при заключении контракта с победителем электронного аукциона

По какой цене заключать контракт, если в аукционе на поставку медицинских изделий установлены условия допуска в соответствии с приказом № 155? Предмет аукциона - кружка Эсмарха (100 шт. по цене 462,89 руб.), маска медицинская (2000 шт. по цене 5,76 руб.), индикатор «Дезиконт» (2 уп. по цене 662,03 руб.). НМЦК составила 59 133,06 руб., а предложение победителя составило 29 408,66 руб. В своей заявке победитель не продекларировал соотношение доли товаров. Кружка Эсмарха (страна происхождения - Таиланд), маска медицинская (страна происхождения - Китай), индикатор «Дезиконт» (страна происхождения - Россия).

Так как победитель электронного аукциона не продекларировал соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (п. 11 приказа № 155).

Соответственно, исходя из примера победителем в своей заявке предлагаются к поставке товары, где стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров (т. е. в заявке победителя преобладают товары иностранного происхождения).

Следовательно, исходя из положений подпункта «г» пункта 8 приказа № 155 заказчиком применяются положения приказа № 155.

Однако напоминаем, что положениями пункта 8 приказа № 155 предусмотрены в том числе иные случаи, когда порядок, установленный пунктами 3-7 приказа № 155, не применяется заказчиком.

Поэтому заказчику необходимо учесть в том числе положения подпунктов «б» и «в» пункта 8 приказа № 155, а именно:

а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается несостоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1-3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Закона № 44-ФЗ;

б) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

Следовательно, если электронный аукцион признан состоявшимся и в заявках на участие в таком аукционе содержатся предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, то к победителю электронного аукциона применяются условия допуска, предусмотренные пунктом 7 приказа № 155.

Если применяются условия допуска, соответственно, так как победителем закупки представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, то контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта (т. е. контракт с победителем заключается по цене 24 997,36 руб.).

Дополнительно напоминаем, что при проведении такого аукциона цена контракта снижена на 25 процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта. Поэтому к победителю такого аукциона необходимо применить антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений , а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение - 15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение - 15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.



Просмотров