Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию

Владелец холдинга "Русский стандарт" Рустам Тарико и его гражданская жена, у которых на таможне аэропорта Шереметьево изъяли для экспертизы незадекларированные драгоценности, вряд ли станут фигурантами уголовного дела и могут отделаться штрафом, сообщают в пятницу газеты со ссылкой на сотрудников таможни и экспертов.

Согласно законодательству Российской Федерации, все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Перечень товаров, подлежащих декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования:
1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг.
2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
3. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов.
4. При единовременном вывозе из Российской Федерации дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов.
5. При единовременном вывозе из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы ‑ палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: ввозимые временно; вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней).
7. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.
8. Культурные ценности.
9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации.
10. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.
11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсюлированные, капсюли, порох); конструктивно сходные с оружием изделия.
12. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра.
13. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (в случае ввоза табачных изделий только одного вида в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака).
14. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
15. Сильнодействующие и ядовитые вещества.
16. Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования.
17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
18. Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.
20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.
21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно‑техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия.
23. Продукция военного назначения.
24. Транспортные средства.
25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.
26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, могут декларировать в письменной форме помимо указанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Незаявление физическим лицом о наличии у него товаров, обязательных для письменного декларирования, рассматривается как его заявление о том, что у него таких товаров нет.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, является нарушением таможенных правил, а лица, их допустившие, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

В соответствии с Кодексом РФ административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, ‑влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц ‑ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц ‑ от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Согласно статье 188 Уголовного Кодекса РФ от 13 июня 1996 года, контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Деяния, указанные выше, совершенные: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Вышеуказанные деяния, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Игорь Сергеевич Полушин, юрист АО «Юнитрейд»

Стенограмма доклада И. С. Полушина на конференции «Таможенные споры», организованной MBS, 29 марта 2019 года.

«Разграничения ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 выступают серьезным камнем преткновения при декларировании товаров. Часто это разграничение не может произвести ни таможенный орган, ни суд. Немного статистики. В 2018 году было возбуждено 143148 дел об административных правонарушениях (АП). Соответственно, 32212 дел (то есть 22,5% от общего количества) – это дела, возбужденные по ст. 16.2 КоАП РФ на общую сумму привлечения к ответственности около 48,5 млрд руб. Статистика омрачающая, и она каждый год растет не в пользу декларантов.

Перейдем к формальной части. Напомню, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование товаров по установленной форме и влечет санкцию наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от ½ до двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного нарушения с конфискацией товара или без таковой. Соответственно, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании недостоверных сведений о классификационном коде , сопряженное с заявлением при описании товаров неполных и недостоверных сведений о количестве, свойствах, качественных характеристиках, наименовании и т.д. Данная часть предусматривает наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц от ½ до двукратной суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин и налогов с конфискацией товаров при условии, что пошлины и налоги не были уплачены при ввозе товаров. Для целей классификации и описания объективной стороны составов административных правонарушений ФТС России издала о том, как должна описываться объективная сторона того или иного правонарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с соответствующими ссылками на .

Ответственность за административное правонарушение. Субъективная сторона состава характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Точно также предусматривается форма неосторожности, небрежности или самонадеянности. В ходе исследования этого вопроса было выявлено, что в таможенной практике, в практике судов предусматривается 5 основных возможностей освобождения от административной ответственности:

  1. Примечание к ст. 16.2 КоАП РФ – при соблюдении определенных условий.
  2. Отсутствие события правонарушения. Данный тезис представлялся наиболее дискуссионным только по той причине, что в ряде практик судов был замечен такой довод, когда у нас непосредственно были представлены коммерческие или товарораспорядительные документы производителям. В то же время, согласно этим документам, декларант эту информацию отразил в таможенной декларации. Однако таможенный орган посчитал, что этой информации недостаточно и попросил представителя/декларанта допредставить эту информацию. В данном случае возникает вопрос: был ли или нет у декларанта умысел скрыть эту информацию? Казалось бы, он представил все в соответствии с этими документами. Однако, являясь профессиональным участником (речь идет конкретно о таможенных представителях), чаще всего таможенные органы ссылаются на то, что профессиональные участники должны предусмотреть все возможности предоставления полного комплекта документов и полного описания товаров.
  3. »О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Конкретно случай, когда указанный декларант был его представителем. Таможенная декларация неверного кода ТН ВЭД не связана с заявлением при описании неполных и недостоверных сведений о количестве и характеристиках товара.
  4. Классификация совершенного правонарушения как малозначительного.
  5. Отсутствие вины общества в совершении правонарушения, то есть это отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24 и ст. 25 КоАП РФ).

Почему возникают споры по классификации правонарушений по ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ?

Во многом камнем преткновения в этих спорах является неоднозначная формулировка п. 30 . Пленум сказал, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров транспортных средств в том случае, когда органу не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. В то же время, если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но заявлены не соответствующие действительности недостоверные сведения о качественных характеристиках, то тогда для квалификации правонарушения применяется ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Возникает вопрос об однородности товаров. Мы знаем, что если товар/группа товаров соответствует первым четырем цифрам кода ТН ВЭД, и таможенный орган об этом не спорит, то в таком случае у нас явно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Если же идет спор о первых четырех цифрах классификации, то тогда считается что это ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ. Немного не ясно на чем основана такая практика. На наш взгляд, она несколько ошибочна. И в то же время это не является правилом. В следующих примерах, которые я сегодня буду приводить, даже с учетом согласия таможенного органа по классификации товаров по первым четырем цифрам, они привлекали к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Это говорит о том, что правило не работает.

Перейдем конкретно к недостоверности заявлений количественных характеристик товара. В свое время у нас в определении Верховного Суда была отражена позиция, согласно которой заявление недостоверных сведений о весе и объеме товаров признается элементом состава только при заявлении сведений в меньшем размере и количестве, чем было ввезено на территорию стран ЕАЭС, так как в данном случае присутствует вред общественным отношениям, так как причиняется ущерб публичному порядку. В то же время, если ввоз товара в меньшем объеме, чем задекларировано, при условии оплаты таможенных пошлин и налогов с соблюдением всех ограничений был осуществлен, то объективной стороны состава административного правонарушения не возникает, так как нет ущерба публичному порядку.

Разберем конкретные составы. В ходе анализа практики нами было выделено несколько показательных моментов, когда ошибаются как таможенные органы, так и суды, и почему суд переквалифицирует то или иное административное правонарушение с ч. 1 на ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ.

Первый случай – это Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Фабула дела была следующей. Мы тезисно описали, в чем состоит нарушение ч. 1, и почему ч. 1 не должна была применяться в квалификации в данном случае. В отдел таможенного оформления был ввезен Обществом товар на Новороссийскую таможню. Томаты черри свежие для употребления в пищу. В рамках таможенного контроля был проведен таможенный досмотр. Было установлено, что вес этих товаров на 153 кг превышает заявленный вес. Постановлением Общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП, и назначено наказание в размере 30 тысяч. Таможенный орган указал, что в результате Обществом не была заявлена часть товара, которая и составила данный перевес. Что интересно, в рассматриваемом случае характеристики ввезенного товара определялись не весом этого товара, а количеством коробок. По количеству коробок и был составлен контракт. По количеству коробок также осуществлялась оплата товара. В таком случае судом были сделаны выводы, что вес товара не влиял на размер таможенной пошлины. Материалом дела подтвердилось, что по количеству коробок Обществом товар был верно задекларирован, и нет объективной стороны состава нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Потому как таможенные пошлины и налоги были полностью уплачены, суд сказал, что в данном случае стоило бы квалифицировать административное правонарушение по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, но так как пошлины уплачены, то привлечь по ч. 2 ст. 16.2 КоАП Общество нельзя.

Контрпример для этого, когда вес товара использовался в качестве квалификации нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП состоит в следующем. Обществом в Несветайский таможенный пост Ростовской таможни была представлена декларация на товары. Была заявлена обувь мужская и женская, выпуск для внутреннего потребления. В ходе проверки было установлено, что Общество в нарушение установленного порядка неверно указало вес товара в таможенной декларации. В данном случае от веса товара исчислялась таможенная пошлина. Именно Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда было постановлено отменить решение суда первой инстанции. Это было решение Арбитражного суда Московской области. Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что если от веса товара в данном случае зависит уплата таможенной пошлины/таможенных сборов, то тогда мы выявляем нет ли декларирования части этого товара. В таком случае Общество должно привлекаться по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Такое решение является одним из показательных случаев, когда суд порекомендовал переквалифицировать нарушение из ч. 2 в ч. 1. Обычно происходит наоборот. Добавлю несколько слов по этому примеру. Это относится к по вопросу применения правил интерпретации ТН ВЭД. Именно в этом случае таможенный орган соглашался с классификацией товаров по первым четырем цифрам, но суд указал, что надо привлекать по ч. 1. Это как раз к вопросу о дискуссии применения этих четырех цифр.

Следующий показательный пример. Если оба товара были задекларированы в установленном законом порядке, но вместо одного товара на территорию Союза был ввезен другой товар, то деяние не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Решение Арбитражного суда города Москва. Компанией для целей последующего выпуска процедуры реэкспорта был задекларирован товар. Это был токосъемник для передачи электроэнергии от бортовой сети переменного тока к нагревательным элементам противообледенительной системы вертолета. В ходе таможенной проверки выяснилось, что были поданы две декларации, по каждому товару. Это были плунжерные насосы для подачи топлива. Соответствующим образом, проводя проверку, таможенный орган выявил, что задекларирован один товар, а по факту вывозится другой товар. Таможенный орган привлек по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Однако, изучая материалы дела, Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что оба товара по количественным характеристикам были полностью задекларированы. Декларантом были заявлены всего лишь несоответствующие недостоверные сведения о наименовании этого товара. Вместо одного товара по факту был вывезен другой товар. Однако на оба товара была подана декларация, то есть у Общества не было умысла скрыть этот товар. Соответствующим образом деяние было квалифицировано по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Я согласен, что это очень спорно, но, если товар соответствовал количественным и всем заявленным характеристикам, то очевидно, что у Общества не было умысла скрывать этот товар. На оба товара была подана декларация.

Следующий показательный пример, связанный с неправильным указанием наименований товаров в декларации на товары при условии предоставления достоверных и полных документов, что не является основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Здесь фабула дела была следующей. Обществом в качестве таможенного представителя был оформлен ввоз товаров на территорию России. Это предметы одежды текстильные из синтетических нитей, а именно комбинезон сноубордический, утепленный, на молнии, с капюшоном из опушки из искусственного меха. В ходе проверки оказалось, что вместо комбинезонов значились куртки той же самой марки, примерно тех же качественных характеристик, но товар был другой. В ходе таможенной проверки таможенным органом общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как недекларирование товара. Однако в ходе производства по административному делу неоднократно Общество уведомляло таможенные органы, что была фактически допущена ошибка, так как буквально за три дня до этого Общество ввозило аналогичные товары (именно комбинезоны). Таким образом, так как Общество представило все документы и соответствующим образом оформило эти товары, к которым прилагались фотографии, что говорит о том, что у Общества отсутствует умысел на то, чтобы ввезти другой товар, то в ходе производства по административному делу в суде было доказано, что наименование товара не соответствовало ввозимому товару. Однако товар был задекларирован полностью, были уплачены все таможенные пошлины и сборы. Таким образом, не было основания для привлечения общества к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В завершении. Нами предлагается изменить формулировку п. 30 от 24.10.2006 № 18, в том случае, когда к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. На наш взгляд, именно эта формулировка ведет к ситуациям, когда возникает недекларирование товаров по мнению таможенных органов по сравнению с недостоверным декларированием. В первую очередь при недекларировании товара, таможенный орган отказывает в выпуске этого товара. Декларант, который ввозит эти товары, теряет свою прибыль, особенно, если это сезонный товар. На наш взгляд, такая неоднозначная формулировка приводит к тому, что вынуждены ошибаться и суды, и таможенные органы. Порой нужно пройти несколько инстанций, чтобы доказать, что это была ч. 2, а не ч. 1. На наш взгляд, для декларантов она является ущербной, и мы предлагаем изменить эту формулировку. Стоит отметить, что в научном сообществе предлагались и более радикальные меры. Когда ч. 2 стала содержать более подробное содержание по сравнению с предыдущей редакцией, то предлагалось объединить ч. 1 и ч. 2. Внести соответствующие изменения в ч. 2, а от применения ч. 1 вообще отказаться. К сожалению, такой подход пока не был поддержан. Однако мы считаем, что в этой части Кодекс об административных правонарушениях, а именно ч. 1 нужно либерализировать, так как возникает не мало коллизий».

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 16.2 КоАП РФ

Статья 16.2 КоАП РФ. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (действующая редакция)

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, -

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 17-ФЗ.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 2 настоящих примечаний.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании - те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 56-АД17-12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества судьей Находкинского городского суда Приморского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания...

  • +Еще...

    Направляем для использования в практической деятельности разъяснения по квалификации административных правонарушений по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Статьи про 16.2 КоАП РФ на форуме

    1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса,

    – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера,

    – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и ограничений,

    – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Примечания:

    1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

    2. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности следующие условия:

    1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в обращении;

    2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

    3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

    Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, а частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ – за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов предусмотрена статьей 16.4 КоАП РФ.

    Недекларирование.

    В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

    При этом таможенному декларированию, в том числе без помещения под таможенную процедуру подлежат:

    – товары, являвшиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения (АП) или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию (статья 185 ТК ТС);

    – транспортные средства международной перевозки, запасные части и оборудование (пункт 4 статьи 341, статья 350 ТК ТС);

    – товары и транспортные средства для личного пользования, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза (ТС) (пункт 4 статьи 354, пункт 2 статьи 355 ТК ТС);

    – припасы (пункт 2 статьи 364 ТК ТС).

    Кроме того, ТК ТС и статьей 217 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Закон N 311-ФЗ) предусмотрены дополнительные случаи таможенного декларирования товаров.

    Так, таможенному декларированию подлежат незаконно ввезенные товары; отходы и остатки, образовавшиеся при использовании таможенных процедур переработки на таможенной территории (статья 246, 247 ТК ТС), переработки для внутреннего потребления (статья 271, 272 ТК ТС) и уничтожения (статья 309 ТК ТС); иностранные товары, ввезенные в Российскую Федерацию с территорий государств – членов ТС, где осуществлялись операции по их переработке; товары, ввозимые в Российскую Федерацию: выпущенные для внутреннего потребления на территориях государств – членов ТС по ставкам ввозных таможенных пошлин ниже применяемых в Российской Федерации; в отношении которых при ввозе на территории государств – членов ТС предоставлялись льготы по уплате ввозных таможенных пошлин; происходящие из государств, не являющихся членами ТС, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке.

    При этом следует учитывать, что обязанность по декларированию отходов не наступает только в тех случаях, когда указанные отходы переработаны и находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (пункт 1 статьи 246, пункт 1 статьи 271, пункт 2 статьи 309 ТК ТС).

    Лица, приобретшие незаконно ввезенные на таможенную территорию ТС товары в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, вправе, но не обязаны осуществить их декларирование (часть 5 статьи 168 Закона N 311-ФЗ), поэтому указанные лица не подлежат ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав АП, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.21 КоАП РФ

    За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на СВХ и иных местах временного хранения), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по статье 16.16 КоАП РФ.

    Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по таможенному декларированию товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании партии товаров, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному декларированию представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

    Также следует учитывать, что указание в таможенной декларации сведений о товарах, которые фактически не перемещались через таможенную границу ТС, не имеет правового значения, поскольку оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

    При этом для установления факта недекларирования необходимо выяснить, имело ли место заявление сведений о представленном таможенному органу товаре, для чего следует проверять указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

    Критерием отграничения недекларирования товаров от их недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

    При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например, физические – размер монитора компьютера, химические – наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТС (ЕТН ВЭД ТС), биологические – мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).

    Таким образом, если общее количество и общее наименование заявленного товара соответствует действительности, то есть отсутствуют признаки недекларирования товаров, но внутри партии товара обнаруживается пересортица (например, декларируется 40 велосипедов, из которых 30 – с колесами 15 см, 10 – с колесами 20 см, а фактически обнаруживается 40 велосипедов, из которых 10 – с колесами 15 см, 30 – с колесами 20 см), либо несоответствие точного наименования товара (например, декларируется 40 курток женских, а фактически обнаруживается 40 курток детских), влекущие освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо неприменение запретов и (или) ограничений, то лицо подлежит ответственности по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

    Факты недекларирования товара имеют место в случаях, когда количество задекларированных товаров совпадает, а при проведении таможенного контроля установлена пересортица.

    Например, в таможенной декларации (ДТ) заявлены лесоматериалы хвойных пород – сосна кедровая 10 и сосна обыкновенная 10 . В ходе таможенного досмотра таможенным органом установлено, что фактически вывозятся лесоматериалы хвойных пород – сосна кедровая 12 и сосна обыкновенная 8 . Код товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ТС различается на уровне подсубпозиции, ставка по платежам одинаковая.

    В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 N 257, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ЕТН ВЭД ТС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

    Следовательно, в случае перемещения древесины одного вида, но разных наименований, классифицируемых по различным кодам ЕТН ВЭД ТС, отдельному декларированию подлежит каждое наименование древесины (в данном случае предметом правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, является сосна кедровая в количестве 2).

    Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц (далее – товары для личного пользования) перемещаются через таможенную границу ТС в соответствии с положениями главы 49 ТК ТС и Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18.06.2010 “О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском” (далее – Соглашение). Однако в случае отнесения таможенным органом товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу ТС, к товарам, предназначенным не для личного пользования, а к категории предназначенных для предпринимательской или иной коммерческой деятельности, применяется общий порядок таможенного декларирования товаров (пункт 1 статьи 352 ТК ТС). Поэтому для квалификации действий физического лица по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо определить предназначение товара.

    Отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, их характера и количества, частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу ТС.

    В связи с этим при привлечении физического лица к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо устанавливать предназначение перемещаемых товаров, исходя из вышеуказанных критериев, а также учитывать конкретные обстоятельства перемещения и индивидуальные особенности лица (социальное, имущественное, семейное положение, в том числе количество членов семьи, образование, профессия, род занятий, хобби, физиологические особенности, медицинские показания и т.д.).

    В некоторых местах прибытия (убытия) на таможенную территорию ТС для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора (статья 357 ТК ТС). В таких случаях физическое лицо самостоятельно выбирает соответствующий коридор (“зеленый” или “красный”) для совершения таможенных операций.

    Пересекая линию, обозначающую вход в “зеленый” коридор, физическое лицо совершает действие (таможенную операцию), означающее заявление таможенному органу сведений о том, что перемещаемые им товары не подлежат таможенному декларированию. Таким образом, событие АП, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, наступает после пересечения линии, обозначающей вход в “зеленый” коридор.

    В практике имеют место факты, когда физические лица, прибывающие с товарными партиями, оставляют товар в зоне таможенного контроля и следуют через “зеленый” коридор как не имеющие в сопровождаемом багаже (в том числе в ручной клади) товаров, подлежащих таможенному декларированию.

    В последующем указанные лица получают свой багаж из мест хранения невостребованного багажа, после чего декларируют товар с уплатой таможенных пошлин, либо заявляют товар к обратному вывозу. Учитывая, что лицо, изначально следуя через “зеленый” коридор без представления товаров таможенному органу, не выполняет обязанность по их таможенному декларированию, установленную статьей 355 ТК ТС, в его действиях имеется событие АП, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

    Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом через таможенную границу ТС физическими лицами, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (статья 355 ТК ТС, статья 8 Соглашения).

    При этом не подлежат таможенному декларированию транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории государств – членов ТС, временно вывозимые с таможенной территории ТС и обратно ввозимые на такую территорию.

    Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 358 ТК ТС).

    Таким образом, в деянии физического лица, осуществившего ввоз транспортного средства на территорию ТС, в том числе иностранного физического лица, ввезшего на таможенную территорию ТС транспортное средство для личного пользования, и не подавшего пассажирскую таможенную декларацию, содержатся признаки состава АП, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

    В отношении иностранных товаров допускается предварительное таможенное декларирование товаров путем подачи ДТ до их ввоза на таможенную территорию ТС (пункт 1 статьи 193 ТК ТС).

    В этом случае лицо, учитывая возложенные на него статьей 188 ТК ТС обязанности, должно предвидеть возможность наступления последствий в виде несоответствия сведений, указанных в таможенной декларации, фактически полученному товару и принять меры, исключающие наступление таких последствий.

    Таким образом, использование лицом предварительного таможенного декларирования иностранных товаров не исключает возможность привлечения к ответственности по статье 16.2 КоАП РФ.

    Вывозимые товары ТС могут декларироваться с применением временного периодического таможенного декларирования (статья 214 Закона N 311-ФЗ), при этом перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи в этом случае осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 312 Закона N 311-ФЗ.

    При временном периодическом таможенном декларировании до убытия товаров с таможенной территории ТС подается временная таможенная декларация (ВТД), в которой сведения заявляются исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров. Убытие товаров в количестве, превышающем заявленное во временной декларации на товары, не допускается (часть 6 статьи 214 Закона N 311-ФЗ). При этом следует учитывать, что возможность заявления в ВТД ориентировочного количества товара, планируемого к вывозу, не освобождает декларанта от соблюдения установленных таможенным законодательством ТС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле требований о недопущении убытия товаров в большем количестве, чем заявлено в ВТД, а также о заявлении достоверных сведений о количестве вывозимых товаров при их декларировании (пункт 3 статьи 164 ТК ТС, часть 6 статьи 214, часть 6 статьи 312 Закона N 311-ФЗ). В противном случае такое действие является противоправным.

    В этой связи вывоз количества товара, превышающего заявленное в ВТД, может рассматриваться как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

    Поэтому вне зависимости от того, когда выявлен факт вывоза с таможенной территории ТС не заявленных в ВТД товаров – при получении разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ТС либо при подаче ПВД, лицом совершается АП, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

    После фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных ДТ на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории ТС, в срок, устанавливаемый таможенным органом по письменному заявлению декларанта, не превышающий предельный срок подачи полной таможенная декларации (ПВД) (часть 5 статьи 214 Закона N 311-ФЗ).

    При этом в ПВД декларантом должны заявляться точные сведения о количестве вывезенных товаров ТС, на основании которых определяется окончательный размер подлежащих уплате таможенных пошлин. Учитывая особенности временного периодического таможенного декларирования вывозимых товаров ТС, заявление в ПВД сведений о меньшем количестве, чем количество фактически вывезенных товаров, которое влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, является заявлением недостоверных сведений о товарах и подлежит квалификации по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

    За недекларирование товаров могут быть привлечены декларант либо таможенный представитель (статьи 12, 186 ТК ТС) либо физические лица, перемещающие товары.

    Недостоверное декларирование.

    Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

    Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ – за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов ТС, решениями КТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов ТС, запретов и ограничений.

    С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Основанием для возбуждения дела об АП является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным представителем) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (статьи 181, 183, 184, 187, 188, 190 ТК ТС). Аналогичным образом усматриваются признаки рассматриваемых составов АП, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.

    При возбуждении дел об АП по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо учитывать, что диспозиция данной нормы предусматривает наступление ответственности за заявление недостоверных сведений о декларируемых товарах, исчерпывающий перечень которых содержится в подпункте 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС. В этой связи заявление в ДТ недостоверных сведений о ставке таможенной пошлины, налогов, о курсе валют, устанавливаемом в соответствии с законодательством государства – члена ТС и применяемом для исчисления таможенных платежей, не образует события рассматриваемого АП, так как эти сведения относятся к сведениям об исчислении таможенных платежей (подпункт 6 пункта 2 статьи 181 ТК ТС), а не к сведениям о товарах, определяющим и формирующим структуру таможенной стоимости.

    Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений, если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия и такое деяние не носит противоправного характера.

    Согласно пункту 2 статьи 144 ТК ТС пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Для целей же привлечения лица к административной ответственности вывод о недостоверности заявленных в таможенной декларации сведений о товаре в части несоответствия всей товарной партии определенному ГОСТу может быть сделан таможенным органом, если при определении качества всей товарной партии соблюдены требования соответствующего ГОСТа, предъявляемые к количеству товара, необходимого для отбора проб и образцов.

    Заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ЕТН ВЭД ТС и таможенной стоимости, послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного АП.

    Однако, указание декларантом или таможенным представителем в таможенной декларации неверного кода по ЕТН ВЭД ТС, не связанного с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, само по себе не может служить основанием для привлечения лица к ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

    Необходимо учитывать, что привлечение лица к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС, заявленного в таможенной декларации со ссылкой на предварительное решение таможенного органа по классификации товара, возможно только в том случае, если будет установлено, что к таможенному декларированию был представлен товар, отличный от того, в отношении которого было принято решение о классификации. В соответствии со статьей 52 ТК ТС предварительное решение о классификации товара является обязательным для всех таможенных органов.

    При выявлении неверной классификации товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940, принимает решение по классификации товара по ЕТН ВЭД ТС.

    При этом если решение по классификации товаров принимается до выпуска товаров, то в графу “D” по товару в таможенной декларации, в отношении которого принято решение по классификации, вносится соответствующая запись.

    Таким образом, доказательством заявления недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС будет являться решение по классификации товара по ЕТН ВЭД ТС, а в случае принятия указанного решения до выпуска товаров – также таможенная декларация с записью о корректировке классификационного кода товара.

    Для квалификации деяния лица по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ необходимо установить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей (транспортные, коммерческие документы, сведения о страховых премиях, транспортных расходах, лицензионных платежах, об отсутствии взаимосвязи между продавцом и покупателем и т.д.).

    Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

    Доказательством заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товара будут являться: акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, решение о корректировке таможенной стоимости, форма корректировки декларации на товары (КДТ).

    Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не может быть квалифицировано по статье 19.7 КоАП РФ. Правонарушение, предусмотренное этой статьей, посягает на нормальную деятельность государственных органов, и не представленная (представленная недостоверной) информация должна быть необходима для законной деятельности государственного органа, то есть без такой информации либо в случае ее недостоверности осуществление этим органом своей деятельности невозможно или затруднено. Заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах посягает на установленный порядок таможенного декларирования и не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа – он продолжает свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий и может принять соответствующее решение о товарах и транспортных средствах, в отношении которых заявлены указанные сведения.

    Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем – таможенный представитель. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 6 пункта 1 статьи 4, статья 186 ТК ТС).

    Устанавливая, что таможенный представитель действует не от собственного имени, а от имени и по поручению декларанта, ТК ТС закрепляет, что таможенное декларирование также производится таможенным представителем (пункт 2 статьи 179 ТК ТС), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этой таможенной операции, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Одновременно, на основании пункта 1 статьи 15 ТК ТС, он обладает всеми правами декларанта, предусмотренными статьей 187 ТК ТС.

    При доказывании вины таможенного представителя следует устанавливать использование таможенным представителем его права требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК ТС (пункт 2 статьи 15 ТК ТС). Поэтому возможный довод таможенных представителей в обоснование своей невиновности, о том, что они лишь используют при декларировании сведения, полученные от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен.

    Положение пункта 2 статьи 12 ТК ТС о том, что таможенный представитель действует от имени представляемого лица, означает переход к декларанту прав и обязанностей, возникающих в результате таможенного декларирования товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленной таможенной процедурой, обязанность по ее завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.). В связи с этим в обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур (пункт 2 статьи 16 ТК ТС).

    В ходе проведения административного расследования по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении таможенного представителя в зависимости от конкретных обстоятельств дела необходимо рассмотреть вопрос об ответственности декларанта или иного лица по статье 16.7 КоАП РФ и (или) статье 16.3 КоАП РФ.

    Заполнение и подача таможенной декларации на товар – сложная процедура, у которой много нюансов и «подводных камней». Если компания раньше не занималась этим и не имеет в штате профессионального специалиста по ВЭД, необходимо тщательно изучить таможенное законодательство, дабы не столкнуться со штрафами и конфискацией груза.

    Мы расскажем вам о том, какие нарушения наиболее опасны и о том, как их избежать.

    Недостоверное декларирование

    Статья 16.2 КоАП РФ – «недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Статья предусматривает 3 возможных вида нарушения:

      Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию

      Фактически, таковое нарушение рассматривается как попытка скрыть от государства факт ввоза товара на территорию страны.

      Предполагает штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.

      Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений

      Нарушение предполагает указание в декларации сведений, таких как наименование товара, описание, классификационный код ТН ВЭД, страна происхождения и т.д., не соответствующих реальным свойствам товара – если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

      Иными словами, если указанные в декларации сведения как-то влияют на таможенную стоимость товара, любое их искажение, преднамеренное или нет, рассматривается как попытка занижения размера таможенных пошлин и налогов.

      Влечет за собой штраф влечет в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

      Заявление недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения запретов или ограничений, установленных таможенным законодательством.

      Существует перечень товаров, запрещенных или ограниченных ко ввозу на территорию Таможенного Союза.

      Попытка искажения сведений о товаре с целью обойти эти запреты и ограничения влечет за собой штраф в от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

    Статья Статья 16.12 КоАП РФ. Оговаривает ответственность за несоблюдение сроков при подаче декларации и сведений. Статья включает в себя 5 возможных видов нарушения:

      Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

      Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров – штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

      Непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля - штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

      Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

      Неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля - штраф от 200 до 300 тысяч рублей.

    Как избежать нарушений и штрафов

    Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.

    AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.

    Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!



    Просмотров