Нойшванштайн, германия. Что случилось с сумасшедшим королем баварии из замка нойшванштайн

Основные моменты

Стройный, устремленный ввысь Нойшванштайн находится недалеко от городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юге Германии, вблизи границы с Австрией. Белокаменное строение с узорчатыми окнами венчают изящные островерхие башенки с бойницами и арочными балконами. Замок Нойшванштайн превосходно вписывается в окружающий альпийский пейзаж. Издалека он похож на театральную декорацию. Архитектурная концепция принадлежала Людвигу II. Он начал строить его в сентябре 1869 г. «Прекраснейшее место из всех, что можно найти, - писал король Вагнеру. - Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей». За полгода до кончины король переехал в недостроенный замок.

В Нойшванштайне нет воинственности. Это дворец-крепость. Не для войны, но для возвышенных мечтаний и прекрасной музыки. На стенах и гобеленах, в оформлении мебели, интерьере лестниц и переходов, на потолках превалируют изображения лебедей - рисованных, каменных, деревянных, металлических. Настенные росписи многих помещений выполнены по мотивам вагнеровских опер «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов», «Парсифаль» и «Тангейзер». Для осмотра открыты 12 роскошных залов королевских покоев.

Спроектировал замок Кристиан Джанк. Нойшванштайн находится вблизи Гогеншвангау, где Людвиг вырос. Его причудливые очертания так прекрасны, что именно он подсказал Уолту Диснею облик замка Золушки, впоследствии ставший логотипом компании.

Людвиг был отстранен от власти еще до завершения строительства замка, и дворец после таинственной смерти короля в 1886 году был открыт для посетителей.

Что посмотреть

Нойшванштайн - воплощение духа романтизма XIX века. Замок расположен высоко и добраться до него можно лишь по извилистой дороге из долины внизу. Здесь множество средневековых деталей – узкие винтовые лестницы, множество башен и башенок – объединено с передовыми инженерными достижениями: подогревом воздуха, водопроводом на всех этажах и туалетами с автоматическим спуском воды.

В длину участок, на котором стоит замок Нойшванштайн, составляет 130 м, общая площадь всех помещений почти 60 тыс. кв. м. Высота главной башни - 80 м, квадратной башни - 48 м, главного здания - 57 м. Строительство обошлось в 6 млн 180 тыс. марок золотом.

После 17 лет строительства из 360 комнат перед смертью короля Людвига были закончены лишь 14, но и ради них стоит посетить замок.

На первом этаже Нойшванштайна находятся комнаты слуг и дворцовая кухня. Королевская лестница ведет на четвертый этаж дворца, где напротив друг друга расположены Тронный зал и королевские покои (спальня, столовая, домашняя часовня, кабинет, гостиная). Между ними камердинерская и адъютантская комнаты. В оформлении Тронного зала просматриваются элементы византийского храма Святой Софии. Зал напоминает православный храм с небосводом купола и ликами святых. Его потолок усыпан золотистыми звездами на зеленом фоне. Огромная люстра из позолоченной бронзы в форме царской короны весит более 1,5 т и рассчитана на 96 свечей. Девять ступеней лестницы из каррарского мрамора ведут к помосту, где должен был стоять королевский трон. Его так и не изготовили, поскольку король ушел из жизни. Над помостом в золотистом куполе - Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель в окружении ангелов. Под ними, меж зеленых пальм, расположены изображения шести канонизированных европейских монархов. Королевская власть идет от Бога - главный мотив композиции.

Гостиная - самая большая комната в королевских покоях. Четыре колонны выделяют в ней Лебединый уголок, где король любил почитать в одиночестве. Красочные панно изображают сцены из саги о Лоэнгрине. Теплым светом наполнена картина на тему о Святом Граале.

Тронный зал замка Нойшванштайн отделан в изысканном византийском стиле, навеянном обликом собора Айя-София в Стамбуле. Архитекторы предусмотрели двухъярусный тронный зал с колоннами, изготовленными из имитации порфира и ляпис-лазури.

Стены рабочего кабинета отделаны мореным дубом с искусной резьбой и тонкой чеканкой. Четырнадцать лучших мастеров Германии более четырех лет занимались работами по дереву при отделке королевской спальни. Из окна открывается прекрасный вид на ущелье Пеллат и водопад. Здесь 11 июня 1886 г. Людвигу II было объявлено о низложении.

Королевская часовня выдержана в изящном неоготическом стиле. В центре трехстворчатого алтаря изображен Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 г. В дубовые панели королевской гардеробной вмонтированы картины из жизни немецких трубадуров Вальтера фон дер Фогельвейде и Ганса Сакса.

В Певческом зале Нойшванштайна такой же массивный трапециевидный потолок темного дерева, как в Праздничном зале Вартбургского замка. Но вместо застывших изображений немецких королей, в покрытые золотистым орнаментом межоконные деревянные панели вмонтированы красочные картины на мотивы легенды о Парсифале и сказания о Тангейзере. Певческий зал самый большой в замке.

Помещение королевской столовой замка Нойшванштайн невелико. Людвиг предпочитал обедать в одиночку. Заказ писали на столике, он опускался с помощью ручного лифта тремя этажами ниже на кухню и поднимался уже соответственно с накрытыми блюдами.

Повыше в горах через ущелье перекинут подвесной мост. Под ним находится 45-метровый водопад. Отсюда открывается самый лучший вид на горы, окружающие замок.

Информация для туристов

На сегодняшний день замок Нойшванштайн открыт в качестве музея. Взрослый билет стоит 12 евро, льготный – 11 евро. Туристов к Нойшванштайну доставляют по дороге-серпантину конные упряжки, но можно подняться и пешком.

Нойшванштайн открыт для посещения с апреля по сентябрь 9.00-18.00, чт 9.00-20.00, с октября по март с 10.00 до 16.00. На Рождество и Новый год вход закрыт.

Посещение возможно только в составе экскурсионных групп. Можно взять плеер-аудио гид на русском языке.

Когда я впервые попала в замок Нойшванштайн (Бавария, Германия), была прекрасная рождественская пора. Поэтому величественное сооружение, стоящее на самой высокой горе (часть горы была взорвана, чтобы выровнять площадку под строительство сказочного замка), на вершину которой мы доехали, заплатив по 5 евро за каждого человека, в повозке на конной тяге, регулярно отправляющейся от подножия горы в близлежащей классической альпийской деревеньке Хохеншвангау, произвело на меня неизгладимое впечатление, оставив желание возвращаться снова и снова в это место.

Правда, до излюбленного многотысячными туристами Нойшванштайна мне пришлось добираться с некоторыми приключениями: наш самолёт Вена-Мюнхен попал во время полёта в снежную бурю, и адреналиновая встряска от таких экстремальных условий не настраивала на идиллический лад. Но персональный гид, проведя обзорную экскурсию по праздничной столице Баварии — Мюнхену, улучшила настроение, и повезла нас в сказку на собственном автомобиле, рассказывая по дороге интересную историю замка Нойшванштайн.

Итак, Нойшванштайн (нем. Schlo? Neuschwanstein- Новый лебединый камень) – это один из красивейших замков мира. Он строился на протяжении 17 лет, и не был достроен до конца, романтичным и нелюдимым баварским королём Людвигом II, жившим во второй половине XIX века. Людвиг потратил на столь масштабное строительство всю казну, накопленную за долгие годы правления династии Виттельсбахов. В итоге короля признали невменяемым и он погиб 13 июня 1886года, при странных обстоятельствах, на Штарнбергском озере, в окрестностях Берга.




Замок Нойшванштайн на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Находится замок в точке с координатами 47°33?27? с. ш., 10°45?00? в. д. (можете ввести их в свой навигатор, если будете ехать на собственном авто), в 130 километрах от Мюнхена, рядом с городком Фюссен, который расположен на границе с Австрией.

Кстати, добраться до этого сказочного места можно и общественным транспортом.

Экскурсионный восьмичасовый автобусный тур из Мюнхена или Зальцбурга вам обойдётся в 40-45 евро, без стоимости входных билетов в замок (8-9 евро) или замки (15-17), которых там, на самом деле, два. Второй, замок Хохеншвангау, построен в неоготическом стиле отцом сказочного короля, Максимилианом.

Поезд, идущий по маршрутам «Мюнхен — Фюссен» или «Зальцбург — Фюссен», будет стоить столько же. Чтобы успеть всё осмотреть, никуда не торопясь, нужно из Мюнхена выезжать на семичасовом поезде. Но, если вы опаздываете, то не волнуйтесь — рейсы через каждый час.

Далее нужно будет добраться отходящим от станции, вскоре после каждого прибытия поезда, автобусом (№ 9713), который доставит вас за семь минут до ущелья, в котором и расположена деревня Хохеншвангау, с многочисленными уютными ресторанами и отелями, стоянкой для автомобилей (парковка — 4 евро) и билетным центром (Внимание! Билеты, с обозначенным временем посещения, нужно покупать только в этом центре, в самом замке вы этого сделать не сможете и необходимо будет возвращаться).




Нойшванштайн – это достаточно компактный замок, с очень интересным внутренним интерьером, который смоделирован в честь друга короля — композитора Рихарда Вагнера, с расписанными стенами, по мотивам его опер «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль» и др.



Зал певцов, Грот и Тронный зал поражают своей необыкновенностью.

Кстати, по замку невозможно передвигаться самостоятельно. Только с экскурсоводом, не более 20-30 минут, освобождая место для очередной группы непрерывных туристов.

Бавария. Рыцарские замки. Нойшванштайн.


Летом к Нойшванштайну можно дойти по коротким тропам через лес. Или воспользоваться бусиком, чтобы доехать до подвесного моста Мариенбрюкке (за 1,8 евро, если вверх, и 1 евро — вниз, а для рачительных — 2,6 евро в оба конца), и оттуда уже спуститься к замку.

Экскурсии слишком стремительные, и покидая замок, всегда хочется увидеть что-то ещё. Поэтому Нойшванштайн — это то место, в которое возвращаются.

.

В Германии много достопримечательностей. Но замок Нойшванштайн особенно привлекает туристов: каждый мечтает приехать сюда и увидеть неподражаемой красоты чудо средневековой архитектуры.

Neuschwanstein дословно с немецкого языка на русский переводится как «Новая лебединая скала». Сказочная красота местности, где находится прекрасное здание, под стать его волшебному виду. Замок величаво стоит на холме высотой немногим более 1 км, достойным фоном стали Баварские Альпы с высочайшей горой Германии Цугшпитце (2964 м). Нойшванштайн украшает местность Баварских Альп (Бавария – крупнейшая Федеральная земля на юге ФРГ). И, стоя на кургане, можно бесконечно долго любоваться прекраснейшими пейзажами. Из окон пале видны город Фюссен и долина Хоэншвангау. Озера Альпзее и Шванзее (Альпийское и Лебединое) являются подобающим окружением невообразимо прекрасного строения, красивого в любое время года. И туристы, которых приезжает сюда ежегодно до 1,3 млн., могут в этом удостовериться. Тем более что климат на юге Баварии – умеренный континентальный. Погода обусловлена расположением этой части суши на высоте 800 — 1200 м над морской линией. Летняя температура здесь достигает +26 °С, зимой столбик термометра упорно не хочет показывать ниже -2 °С.

По-настоящему сказочный замок Нойшванштайн появился здесь по инициативе баварского монарха Людвига II. Он мечтал возвести масштабное строение в соответствии со своими романтическими понятиями и фантастическими воззрениями. И, сам того не подозревая, оставил потомкам божественного очарования памятник себе: замок Нойшванштайн вошел в список 10-ти великолепнейших подобных сооружений. Причем, его экстерьер и интерьер одинаково впечатляют роскошью и изяществом.

Залы крепости – дизайнерское воплощение оперных произведений немецкого сочинителя Рихарда Вагнера и героических поступков храбрецов германской мифологии. Архитектурно-художественные стили удивительным образом переплелись с мавританскими, готическими и барочными деталями. Посетителей встречают колонны в образе сталактитов, Тронный неф с византийскими чертами, Певческий зал с изящно оформленным освещением (в этом помещении ставились спектакли по операм композитора). Вместе с тем в здание был проложен водопровод с горячей и холодной водой, а отапливалось строение так же, как нынешние дома. Получается, что венценосец Баварский стал правителем-новатором, опередившим свою эпоху.

Жизненные принципы Людвига II

Однажды произнесенные слова: «Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других» стали символичны для будущего божьего помазанника Баварии (годы правления 1864-1886 гг.). Сказанная как-то раз гувернантке фраза обернулась для наследного принца сбывшимся желанием. Не понятый при жизни, он и умер при загадочных обстоятельствах. Не утихали страсти вокруг его причуд и после кончины. Туристы, побывавшие в королевском замке Нойшванштайн, в нынешнее время готовы принять ту версию, которая ближе по восприятию. Кому-то видится трагедия одинокого романтика, кто-то предпочитает остановиться на галлюцинациях безумца, а кому-то поведение монарха представляется тривиальным чудачеством плутократа.

Еще в детстве будущий государь Баварии выглядел ребенком, погруженным в себя, в свои мечты и фантазии. Детские годы его прошли в фамильном замке Хоэншвангау, восстановленном в стиле готика отцом Максимилианом II Баварским там, где ранее стоял разрушенный к тому времени другой дворец – Шванштайн. Названия всех строений содержат слово «schwan», что означает «лебедь». Грациозная птица была геральдическим пернатым стародавнего графского рода Швангау: властелин Максимилиан II причислял себя к его правопреемникам и поместил на новую крепость фрески с сюжетами из средневековых преданий и миннезингеровских романов. Так Максимилиан II свел воедино поэтизированную древность с настоящим местным обычаем. Именно в Хоэншвангау Людвиг II приобщился к миру поверий, главным в котором является рыцарь Лебедя Лоэнгрина. Позже самодержец Баварский уподоблял себя этому герою: преданно чтил немецкую мифологию, будучи впечатлительным и романтичным.

С восторгом принял Людвиг премьерный оперный дебют Р. Вагнера в 1858 г. Еще будучи мальчиком, принц благоговел перед композитором, творчество которого воспринимал, словно сказки. Став в 18 лет государем, он позвал Р. Вагнера в Мюнхен. Музыкант как раз пребывал в состоянии сложнейшего финансового положения. Молодой монарх сделал выплаты по всем долговым обязательствам сочинителя, позволил ему быть вхожим в свое окружение, а также доверил композитору самый большой театр оперы. Царь был покорен тематикой вагнеровских произведений, при написании которых музыкант полагался на рыцарские романы и мифы Германии. Вагнер с упоением воплощал на сценических подмостках все происходящее в мире мифов и преданий.

Русский композитор Чайковский, по мнению некоторых историков, был потрясен эффектным и таинственным видом Нойшванштайна. Это подвигло его к созданию сюжета и великолепной музыки к балету «Лебединое озеро».

И вот настало время, когда государь-романтик отдал приказ приступить к возведению истинного стародавнего рыцарского замка. Все стены в нем венценосец задумал украсить сюжетами из опер боготворимого им Вагнера и картинами с изображениями, взятыми из мифов Германии.

В своем послании Рихарду монарх говорил о намерении возродить былую королевскую величественность в строении, которая бы выглядела как старая крепость немецких рыцарей. Баварскому правителю хотелось, чтобы местоположение предполагаемого здания было красивейшим, и надеялся на то, что спустя 3 года замок Нойшванштайн можно будет обживать. Монарх предупреждал музыканта о том, что намерен вселить его во дворец как досточтимого жильца. Самодержец подчеркнул: бург будет святилищем для благочестивого приятеля. Она станет еще прекрасней и уютней расположенного внизу Хоэншвангау.

Местом строительства палаццо помазанник божий выбрал гору Югенд. В этом живописном уголке на месте руин 2-х небольших маленьких фортов и предстояло появиться сказочному строению под названием «Новый замок Хоэншвангау» (имя «Нойшванштайн» ему дали после смерти короля).

Благодаря известным в то время театральным художникам Георгу Дольману и Кристиану Янку габаритный Нойшванштайн предстал перед всеми в образе декорации к сказочному спектаклю. Строительство его велось с 1869 г. под неусыпным контролем монарха. Королевская мать роптала по поводу затеи сына, ландтаг постоянно стремился к сокращению финансирования этого масштабного объекта. Но напрасно: государь с упорством, достойным похвалы, делал все для того, чтобы его фантазии воплотились наяву. Более того, стал единственным жильцом еще недостроенной обители, превратив себя в отшельника.

Строительство замка Нойшванштайна

Первый камень в фундамент лег в первый осенний месяц 1869 г. Однако сразу стало ясно, что намеченный 3-летний срок, отведенный на строительство, придется переносить: грандиозное здание невозможно было возвести так быстро. Обширность проекта и участок на горе создали невероятные трудности. Людвигу, въехавшему на проживание сразу после строительства ворот и первых надвратных помещений, пришлось жить много лет в еще возводившемся красавце-форте. Сложность появлялась также из-за того, что уединившийся от внешнего мира монарх постоянно вносил изменения в проект. Гостевые помещения король распорядился превратить в «Мавританский зал» с фонтаном (эта идея так и осталась не воплощенной). «Комната Письма» в 1880 г. в результате обрела размеры небольшого грота. Незамысловатого вида «Зал для приёмов» в окончательном варианте предстал перед монархом Тронным залом. Дворец все больше терял свое предназначение – быть местом для приемов и гостей и все больше становился похожим на памятник королевской величественности и подобием прославленного замка Монсальват с Чашей Грааля.

С 1875 г. венценосец практически ведет ночную жизнь: отправляется в темное время суток на прогулки в горы, сидя в карете или санях, которые созданы с применением новых технологий. Часто монарх переодевался для такого моциона в историческую одежду. Перевоплощение поддерживалось и приватными спектаклями в фамильном замке. Единственным зрителем оперных и театральных представлений был венценосец.

Король-новатор

По задумке отшельника-монарха замок Нойшванштайн должен был стать примером средневекового замкового здания, но комфортным для проживания с помощью применения новых технологий. Дворцовые помещения нагревались за счет использования горячего воздушного центрального отопления. Доступ к проточной воде обеспечивался на каждом этаже, в кашеварню поступала и горячая, и холодная вода, а туалеты были оборудованы сливной автоматикой. Слуг и адъютантов король вызывал электрическим звонком. А на третьих и четвертых этажах стояли телефонные аппараты. Пища подавалась из кухни в трапезную на подъемнике. В строительстве использовалась новая техника, например подъемные краны на паровых двигателях. Зодчие, проектировавшие Нойшванштайн, тоже постарались: такие большие окна в годы правления государя Баварии встречались очень редко.

Гибель Людвига II Баварского

Король все делал для того, чтобы семья и свет считали его странным: перестал заниматься государственными делами, не хотел жениться, чтобы оставить после себя потомков, слыл бирюком. Поначалу все списывалось на молодость и неопытность монарха. Однако с годами симптомы психического заболевания были видны невооруженным глазом. В результате в июне 1886 г. психиатры официально признали короля безумцем. А спустя 3 дня после этого Людвиг и его личный доктор ушли на прогулку и не вернулись. В скором времени их бездыханными обнаружили в озере Штарнбергзее. Что произошло, до сих пор не установлено. На том месте, где нашли горемыку-короля, был водружен крест. Однако нет сомнения в том, что настоящим монументом в память о Людвиге II Баварском стали построенные им замки, и особенно Нойшванштайн.

Возведение замка Нойшванштайн потребовало огромнейших по тому времени денег в 6 млн. золотых марок. Поэтому, чтобы отчасти покрыть расходы, сюда стали пускать желающих, едва только узнав о гибели самодержца.

Интерьеры замка Нойшванштайн: дизайн и декор

Тронный зал – задумка Эдуарда Илле и Юлиуса Гофмана. Светящийся голубизной потолочный купол комнаты стал местом, где сидит Христос в окружении Марии и Иоганнеса, а также канонизированных в святые королей: Казимира и Штефана, Генриха и Фердинанда, Эдуарда и св. Людовика. В авангарде – драгоценный подсвечник для 96 свечей, выполненный из меди с позолотой в виде византийской короны. Вес канделябра достигает 18 центнеров. Пол из мозаики, творение венского мастера Дермонта, выглядит как стилизация флоры и фауны. Тронный зал венчает полукольцо абсиды из позолоты. Ступеньки (их 9) из белого мрамора Carrara обрамлены образами 12 апостолов и ведут к подиуму. Здесь должен был находиться золотой трон с включением элементов из слоновой кости. Но, к сожалению, это так и осталось лишь в проекте.

Певческий зал — центральное помещение в замке Нойшванштайн. Самое значительное по размерам, с высоким потолком и роскошным убранством, зал впечатляет бесчисленностью элементов в росписях. Сюжеты фресок с участием Парсифаля повествуют о юноше, который прошел путь от наивного представления о рыцарях до их идеализации. Парсифалю пришлось также узнать о любви, ведущей к причащению из святого Грааля. Апогеем предания становится миг прихода юноши к святому Граалю. Сцена встречи Парсифаля со священной Чашей и стала главной на самом большом полотне Зала певцов.

Спальня властелина в неоготическом исполнении завораживает резным декором и горильефом. 4,5 года 14 мастеров резьбы вытачивали украшения. Картины отображают, в основном, эпизоды из жизни Тристана и Изольды: герои германского эпоса затронули глубинные струны души 20-летнего помазанника божьего. Через оконный проем балкона спальни виден поразительный каньон Пеллата, в который с 45-метровой высоты устремляет свой поток водопад.

Спальня сообщается с небольшой молельной комнатой самодержца. Она появилась в память о св. Людовике, короле Людовике Французском: Людвиг чтил этого государя. В расписном стрельчатом своде находится врезанный створчатый алтарь, украшенный изысканной резьбой.

Устроители Парижского Диснейленда, увидев замок, решили воспользоваться его сказочным экстерьером. И воплотили это в развлекательном парке, построив дворец Спящей красавицы.

Гостиная, декорированная по-царски, встречает посетителей эркером, размещенном впереди под так называемым «лебединым» углом. Главной темой для дизайна послужил образ лебедя-рыцаря Лоэнгрина (Людвиг II был необычайно ему предан). В создании больших панно прослеживается почерк живописцев Гаушильда и фон Геккеля. На картинах воспроизведены сюжеты легенды о Лоэнгрине. Это — «Чудо Грааля» и «Прибытие Лоэнгрина в Антверпен». Лебединая тема просматривается и в узорочном декоре деревянных панелей, и в золотой вышивке гардин и шелковой драпировки.

Кухмистерская (столовая) замка облицована дубовой обшивкой, на которой разместились полотна Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера.

В рабочем кабинете взор притягивает столешница в плотном шелке зеленого оттенка с шитьем золотом. Из подобной же материи сшиты гардины. Их мастерили женщины деревень Баварии на протяжении не одного года. Эскизы вышивок были сделаны известными художниками и самой коронованной особой. Кабинет и домашнюю молельню разделяла перегородка в виде ширм, декорированных шитьем. Венценосец Баварский, как рьяный католик, посвящал молитвам многие часы, строго придерживался постов, нередко медитировал.

Письменные аксессуары — под стать всему находящемуся в кабинете: их изысканность достигается применением золота, слоновой кости и натуральных камней. И повсюду присутствуют лебединые изображения.

Слухи вокруг замка.

Молва утверждает, что во времена нацистской Германии в палатах был расквартирован один из «идеологических» гарнизонов 3-го Рейха. Военнослужащим предписывалось изучение оккультизма, нибелунгов, рун и основ германского духа. Однако даже нацисты, безжалостно относящиеся к людям нетрадиционной сексуальной направленности, соглашались с утверждением, что романтическое мироощущение короля превалирует над всеми его пороками.

Еще один слух касается Второй мировой войны. Считается, что в этот период в замке Нойшванштайне сохранялась часть золота Рейхсбанка, которое в заключительные военные дни увезли не известно куда. Возможно, его утопили в близлежащем озере Алат. Во дворце также сохранялись уворованные драгоценности, полотна картин и коллекции мебели – их должны были передать в личное пользование Гитлеру.

Как добраться до замка Нойшванштайн.

Добираются сюда на поезде из Мюнхена. Купив в автомате билет до Фюссена, садятся в вагон и едут до станции Бухлое, где делают пересадку в поезд, который везет до конечной остановки. Дорога займет примерно 2 часа. Затем пересаживаются на автобус (такси) и через 8 мин. прибывают в деревню Хоэншвангау с одноименным замком. В его офисе продают билеты в оба замка. Подняться к замку Нойшванштайну можно пешком за 40 мин., автобусом или экипажем.

Можно осматривать Нойшванштайн ежедневно, исключение – дни Рождества. Время работы: 9.00 — 18.00 летом и 10.00 — 16.00 зимой. Билет обойдется в 9 €.

Знакомиться с дворцом можно лишь в составе экскурсионной группы. Каждая экскурсия начинается через 5 минут после предыдущей. Гид ведет повествование на немецком и английском языках поочередно. Рассказ начинается с автоматического включения аудиогида (загораются кнопки). Поднявшихся на 4-й этаж туристов встречает экскурсовод, который в залах дворца будет включать аудиогид самостоятельно, поэтому
кнопки не будут загораться.

Нельзя входить на территорию и внутрь замка Нойшванштайна с габаритными предметами (дорожными сумками, колясками). Запрещается и фотографировать. Задержавшиеся на более чем 25 минут после экскурсии могут послушать музыку Вагнера на концертах, которые здесь устраиваются постоянно.

Начиная с 1970 г. каждый сентябрь замок Нойшванштайн принимает Вагнеровский фестиваль. На нем звучит обожаемая Людвигом II классическая музыка обожаемого композитора.

Что посмотреть рядом с замком Нойшванштайн

Рядом с замком протянулся над 90-метровой бездной подвесной мост. Его помазанник божий назвал именем своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Вместо деревянного в 1866 г. перекинули металлический виадук. Поднявшиеся на него туристы имеют возможность восхититься великолепной панорамой сказочной крепости.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Замок Нойшванштайн (Бавария)

В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн (Neuschwanstein; вариант написания - НЕЙШВАНШТЕЙН), замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему "сказочный" замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
Но сначала несколько слов о трагической судьбе самого короля.

О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн


"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других"
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II (1864-1886гг.) сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, после смерти…, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. Каждый турист в королевском замке Нойшванштайн сегодня видит то, что ближе ему по восприятию: кто трагедию одинокого романтика, кто - галлюцинации безумного, а кто - банальные чудачества богача.
С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Hohenschwangau (Хохеншвангау), который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн (Schwanstein). Как видим, в названиях всех замков центральным сохраняется слово «schwan», лебедь. Лебедь был геральдической птицей древнего рода графов Швангау, преемником которых считал себя король Максимилиан II. Он также украсил новый замок изображениями сцен из средневековых легенд и рыцарских романов, объединив, таким образом, идеализированную старину с конкретной местной традицией.


В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный.
Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр.


Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд.
Тем временем Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему "старинного" рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Король писал Вагнеру: «…Мое намерение - восстановить былое королевское величие в замке, возведенном в подлинном стиле старых замков немецких рыцарей… Местоположение будущего дворца - одно из самых красивых. А сам он, надеюсь, будет пригоден для жилья через три года. Вас я намерен поселить в нем в качестве многоуважаемого гостя. Замок станет святым храмом для божественного друга…Он каждой своей деталью будет более красивым и комфортным, чем Хохеншвангау внизу».


На горе Югенд, в одном из самых живописных уголков, были руины двух маленьких замков. Это место выбрал Людвиг II для строительства своего «Нового замка Хохеншвангау» (это только после смерти короля он стал называться Нойшванштайн).

Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником.
Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.


Нойшванштайн не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива.


Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны! Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.


То, что король практически забросил государственные дела, отказывался жениться ради продолжения рода, был нелюдим - все это настроило против него и семью, и высший свет. Еще когда король был молод, его поведение, манера одеваться, вообще образ жизни многим казались по меньшей мере странными. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Но, без сомнения, лучшим памятником Людвигу II Баварскому являются его восхитительные замки и прежде всего - Нойшванштайн.


Наружное убранство ворот.

Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской.



Neuschwanstein from Mary"s Bridge


Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.


Озеро, вид с галереи замка.


Интерьеры замка.


Внутреннее убранство замка, его интерьеры впечатляют, пожалуй, не меньше, чем его внешний облик.
Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германской мифологии.
Здесь Вы увидите сочетание сразу нескольких архитектурно-художественных стилей, мавританских, готических и барочных элементов: колонны-сталактиты, тронный зал в византийском духе, певческий зал с изысканным освещением, предназначавшимся для постановок опер Вагнера. При этом здание было оборудовано современной системой отопления, в кухне имелся водопровод с горячей и холодной водой. Вот уж действительно, Людвиг II Баварский во многом опередил свое время!

Вестибюль.



К королевским покоям ведедет вестибюль замка. Его стены украшены изображениями из древнейшего издания Саги о Зигфриде. На картине слева: «Регин кует для Сигурта меч Грам». Мраморный портал ведет в Тронный зал.

Тронный зал.



План его разработан Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом.
Под сияющим голубым куполом потолка, словно под небосводом, восседает Христос, окруженный Марией и Иоганнесом, а также рядом возведенных в святые королей. Это Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и св. Людовик.


На переднем плане - драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди, предназначенный для 96 свечей. Весит этот драгоценный канделябр 18 центнеров.


Мозаичный пол, созданный венским мастером Дермонтом, изображает стилизованный растительный и животный мир. Зал заканчивается полукругом позолоченной апсиды.


Девять ступеней из белого мрамора Каррара, обрамленные изображениями 12 апостолов, ведут к помосту, где, согласно первоначальному замыслу, должен был стоять трон из золота и слоновой кости. Увы, этому уже не суждено было осуществиться.


Вид на зал с тронного возвышения.


Зал певцов.



Corridor by the singers hall


Безусловно, центральное место замка - это так называемый Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала - Парсифалю. Парсифаль — юноша, проходящий путь от наивности к идеалам рыцарства, любви и еще выше - к обретению святого Грааля. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Именно эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов.

Спальня.



Королевская спальня выделяется изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличие от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят новоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении четырех с половиной лет. Драгоценнейшей филигранью украшено ложе монарха. В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая так глубоко потрясла двадцатилетнего короля, услышавшего музыкальную драму Рихарда Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 г., в присутствии короля Людвига II в Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль». Справа над кроватью - «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка. Из балконного окна спальни открывается изумительный вид на девственно-романтичное ущелье Пеллат с водопадом 45-метровой высоты.

Гостиная.



Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемым "лебединым" углом, посвящена образу лебедя-рыцаря Лоэнгрина, такому дорогому для короля Людвига II. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине: "Чудо Грааля" и "Прибытие Лоэнгрина в Антверпен". Лебединый мотив присутствует и в резных украшениях деревянной обшивки, и в золотом шитье на шелковых обивках, и в портьерах.

Столовая.



Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в г. Вартбурге в 1207 г. Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля» и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью - Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда». Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная статуя из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это - дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.

Рабочий кабинет.


Рабочий кабинет короля выполнен в романском стиле и представляет богатую событиями и мифами историю Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязания певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед папой Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом - в нем хранились планы замка - изображен Тангейзер в Хёрзель-берге в объятиях Венеры.

В рабочем кабинете столешница обтянута тяжелым зеленым шелком, расшитым золотом, из него же сделаны портьеры. Женщины нескольких баварских деревень в течение многих лет выполняли по эскизам художников и самого короля эти великолепные вышивки. Украшенные шитьем ширмы отделяли кабинет от небольшой домашней молельни. Ревностный католик, Людвиг многие часы проводил в молитве, соблюдал посты, практиковал медитации.
Письменные принадлежности также изысканны: чистое золото, слоновая кость и драгоценные камни. Везде и на всем - изображение лебедя.

Часовня.



К спальне примыкает небольшая молельня Людвига II. Она посвящена Людовику Святому - королю Франции Людовику IX, в честь которого получил свое имя монарх. В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой. На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены: «Людовик Святой принимает последние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.

Комната для одевания.



Комната для одевания, выдержанная в строгом оформлении дубовыми панелями, чудесным образом переходит в стилизованную беседку Настенная живопись повествует о поэзии и жизни Вальтера фонд дер Фогельвейде и Ганса Сакса. После картин из «Зигфрида» в вестибюле, после мотивов «Тристана» в спальне нас встречает здесь мир «Мейстерзингера» в избранных сценах из представления. Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда. Над умывальником, украшенным гарнитуром из метлахской майолики работы Виллероя и Боха: «Вальтер поет при дворе герцога Вельфа». На стене напротив: иллюстрация к знаменитому стихотворению Вальтера «Под липами...» На столике стоит шкатулка с драгоценностями короля.

Кухня.



Кухня замка полностью сохранилась и подкупает и своей функциональностью, и поразительным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой и автоматическим вращением вертелов для жаркого.


Музыкальная комната.


Король сказок, как говорили обожавшие его подданные. Единственный настоящий король XIX века, по словам поэта Поля Верлена, и безумный король, с точки зрения его министров, - все эти эпитеты относятся к эксцентричному королю Баварии Людвигу II, которого по сей день многие почитают и столь же многие критикуют.

Замок Нойшванштайн зимой.

Каждый, кто посещал самое изысканное творение Людвига II - замок Нойшванштайн - или даже просто видел его на многочисленных фотографиях и открытках, скорее всего, сочтет, что король и в самом деле больше достоин похвалы, чем хулы. Именно этот замок в псевдосредневековом стиле с множеством зубцов на стенах и шпилями, которые возникают, подобно призраку, посреди вечнозеленого леса в окружении заснеженных горных вершин, вдохновил Уолта Диснея на создание сказок.

Рисунок для проекта замка, сделанный в 1869 году.

Девятнадцатилетний Людвиг стал королем Баварии в 1864 году. Увлеченный историческими легендами о Короле-Солнце, величием Версаля и музыкой Вагнера, он разделял навязчивую страсть композитора к идеализированным образам германского Средневековья.

Людвиг II (слева) с родителями и младшим братом Отто, фото 1860 года.

Композитор Рихард Вагнер, 1861 год.

Легенды, лежащие в основе опер Вагнера - сага о Парсифале и святом Граале, песнь о Нибелунгах и сказание о Рыцаре Лебедя, Лоэнгрине, - стали предметом циклов, украсивших залы Нойшванштайна - одного из трех замков, построенных Людвигом.

Работа эта, которой руководили архитекторы Ридель и Дольман, была основана на планах театрального художника Янка. Строительство началось в 1869 году и закончилось в 1886-м, когда король умер. Именно из-за этого покои верхних этажей остались пустыми и голыми. В июне того года министры Людвига обвинили его в растрате государственных средств на все более безумные и эксцентричные архитектурные химеры (обвинения, возможно, были и небеспочвенны). Правительство заставило ведущего психиатра Баварии без личного осмотра объявить короля психически больным и недееспособным.

Интерьер замка Нойшванштайн.

Замок Берг, 1886 год.

Из Нойшванштайна Людвига с почтительной настойчивостью доставили в замок Берг на озере Штарнберг, где его тщательно охраняли.

Крест на месте гибели Людвига II, Штарнбергское озеро.

На второй же день пребывания короля в замке Берг его тело и тело его врача обнаружили на мелководье Штарнбергского озера в 23:00. Ранее, в 18:30 того же дня, Людвиг II и профессор фон Гудден отправились на прогулку. Больше живыми их уже никто не видел. По официальной версии, доктор пытался предотвратить самоубийство короля и при этом утонул сам, хотя глубина озера не превышала 1,2 м.

Король в поздние годы своей жизни.

Двоюродной сестре короля, австрийской императрице Елизавете Баварской (известной также как Сиси) - пожалуй, самому близкому другу Людвига - принадлежит единственное правильное объяснение этих событий: «Король не был безумен. Он просто был эксцентричной особой и жил в мире своих мечтаний. С ним могли бы обходиться милосерднее».

Интерьер замка Нойшванштайн.

Область Альгау в Баварии имела большое стратегическое значение в Средние века, поэтому там когда-то было четыре замка. Именно здесь Людвиг решил построить свою «изящную игрушку из взбитых сливок». Предварительные чертежи графа фон Поччи и Кристиана Янка показывают, что центральная часть Нойшванштайна была сконструирована по образцу замка Вартбург. Людвиг II настаивал на том, чтобы здание сливалось с окружающей средой.

С весны до осени сюда везли поразительное количество строительных материалов. Только в 1879-1880 годах для строительства понадобилось более 5000 тонн нюртингского песчаника, более 510 тонн зальцбургского мрамора и 400 000 кирпичей. Весь фасад был отделан известняком из Альтершрофена.

Обстановкой и окончательной отделкой интерьеров занимались архитекторы, специализировавшиеся также на театральных декорациях, резчики по камню, живописцы и специалисты по керамике. Общая стоимость замка превысила 6 миллионов марок. Покои его разнообразны и чрезвычайно пышны.

Большинство из них украшены картинами, в которых оживают герои германских саг и священные короли Германии. Характерен в этом смысле Тронный зал с его смесью мозаичных украшений в готическом, романском и византийском стилях и бронзовой люстрой в форме короны весом более тонны.

Предметы мебели выполнены в популярном в ту эпоху неоготическом стиле. Помимо всего этого, здание по указу короля было оборудовано по последнему слову техники - например, электрическими звонками и вполне функциональной кухней.



Просмотров