Новые правила определения неустойки по контракту. Заказчиков накажут за нарушение сроков оплаты по госконтрактам Можно ли избежать штрафов

Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня — другой вид оплаты неустойки.

Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

Для исполнителя

  • если цена контракта не больше 3 млн. руб. — 10% от стоимости;
  • если цена от 3 млн. — 50 млн. рублей — 5%;
  • от 50 — 100 млн. руб. — 1%;
  • больше 100 млн. руб. — 0,5%.

Для заказчика

  • в первом случае — 2,5% от цены контракта;
  • во втором — 2%;
  • в третьем — 1,5%;
  • и в четвертом — 0,5%.

Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю — 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

Пени = (Цена контракта — Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

Ставка рассчитывается так:

Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

Коэффициент К:

Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.

Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора — 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет — 12 дней.

Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. — 9%)

Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. — 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

Про все виды неустоек — штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:

  • на сумму не больше 100 тысяч руб.;
  • на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
  • лекарств.

В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.

Скачать ФЗ-44

ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.

ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

С 9 сентября 2017 года штраф по 44-ФЗ, а также пени начисляют по новым правилам. Для поставщиков и заказчиков применяют разные схемы.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

С 9 сентября 2017 года начинают действовать новые правила, по которым нужно рассчитывать штрафы по 44-ФЗ. Правительство РФ издало о том, как определять пени и штрафы. Изменения касаются как заказчиков, так и подрядчиков.

Процент для определения штрафа по 44-ФЗ зависит от цены контракта

Начисление штрафов по 44-ФЗ поставщикам зависит от стоимости сделки . Чем выше стоимость, тем ниже процент, который будут применять при расчете суммы:

  1. Если стоимость до 3 млн руб., штраф по госконтракту для поставщика составит 10% от общей цены сделки.
  2. В случае нарушения условий контракта, который стоит от 3 до 50 млн руб. включительно, штраф составит 5% от цены контракта.
  3. 1% от общей суммы начислят при цене от 50 до 100 млн руб.
  4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение сделки поставщик выплатит сумму в 0,5% при стоимости сделки от 100 до 500 млн руб.
  5. Если цена – в пределах от 500 млн до 1 млрд руб., с поставщика взыщут штраф по контракту по 44-ФЗ в размере 0,4% от общей суммы.
  6. При стоимости сделки от 1 до 2 млрд руб. поставщик заплатит штраф из расчета 0,3% от стоимости.
  7. Штраф в 0,25% от цены контракта начислят при общей стоимости 2 до 5 млрд руб.
  8. При сумме от 5 млрд до 10 млрд руб. штрафные санкции для поставщика составляют 0,2% от суммы.
  9. Если цена сделки выше 10 млрд руб., штраф начислят из расчета 0,1% от общей стоимости.

Кроме того, по-новому будут вести начисление штрафов по 44-ФЗ, если поставщик – субъект малого предпринимательства или социально-ориентированная некоммерческая организация:

  • Если стоимость контракта до 3 млн руб., штраф составит 3%.
  • Если стоимость от 3 до 10 млн руб. – 2%.
  • При цене от 10 до 20 млн руб. с такой организации вычтут штраф в размере 1% от стоимости контракта.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Пени по 44-ФЗ за просрочку начисляют от 1/300 ставки рефинансирования

Специальную формулу для расчета пени по 44-ФЗ при нарушениях со стороны поставщиков использовать не будут. Теперь за каждый день просрочки госзаказчик начислит пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от величины контракта, которую следует уменьшить на сумму фактически исполненных обязательств.

Для заказчиков штрафы по контракту по 44-ФЗ определили в твердой сумме

Изменились правила начисления пени и штрафов по 44-ФЗ для заказчика. Отличие от поставщика, заказчик будет платить фиксированные суммы штрафов по контракту по 44-ФЗ. Штраф за каждый факт неисполнения со стороны заказчика будут начислять по схеме:

  1. 1 тыс. руб., если цена контракта остается в пределах 3 млн руб.
  2. 5 тыс. руб., если сумма – от 3 до 50 млн руб.
  3. 10 тыс. руб., если стоимость контракта составляет от 50 до 100 млн руб.
  4. 100 тыс. руб., если цена – 100 млн руб. и выше.

Чтобы рассчитать пени по 44-ФЗ для заказчика, нужно отталкиваться от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую заказчик вовремя не выплатил. В отношении пеней по госконтракту для заказчика по-прежнему действуют правила ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Оно отменяет Постановление Правительства № 1063 от 25.11.2013 и кардинально меняет правила расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств по госконтракту, а также за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий сделки как заказчиком, так и поставщиком. Постановление дополняет , а именно части 5-9. В этой статье содержатся общие правила расчета неустоек.

Также изменения затронули Постановление № 570 от 15.05.2017. Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт "в" пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе.

Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта.

Изменения в расчете пеней

Стоит отметить, что изменений в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика не произошло. Как и установлено в п. 5 ст. 34 44-ФЗ, за каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы.

Обращаем внимание, что в настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ. С 19 июня 2017 года она составляет 9% годовых. Таким образом, чтобы узнать, сколько придется заплатить за день просрочки, нужно сумму госконтракта умножить на 0,0003%.

А вот расчет пеней поставщика революционным образом изменился. Раньше использовалась неудобная формула. Теперь же расчет упростился. Пени поставщика рассчитываются и начисляются подобно заказчику: за каждый день задержки в исполнении обязательств в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены госконтракта, которая должна быть уменьшена на сумму фактически выполненных обязательств.

Изменения в расчете штрафов

Штраф, как и ранее, является фиксированной суммой, которая определяется, как процент от цены госконтракта. Сейчас к этому постулату добавлено, что для многоэтапных контрактов процент рассчитывается исходя из стоимости каждого этапа. То есть для каждого этапа будет своя сумма штрафа.

При старых порядках нарушитель всегда платил бы 0,5% за любой контракт, стоимость которого выше 100 млн. руб. Новые правила расширяют диапазон цен контрактов и процентов взысканий от них. Теперь поставщики будут платить штрафы исходя из информации, которая указана в таблице.

Также добавлен порядок определения неустойки для случаев:

  1. Если закупка проводилась только для СМП и СОНКО (ч.1 ст.30).
  2. Если участник закупки стал победителем, предложив самую высокую цену за право заключить контракт.
  3. Если нарушены обязательства, не имеющие стоимостного выражения.
  4. Если исполнитель не привлек субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, хотя это был оговорено в контракте.

Неустойка за некачественное исполнение работ по строительству составляет 5% от стоимости этих обязательств.

Претерпели изменения и порядок начисления штрафов для заказчиков-нарушителей. Теперь это фиксированные суммы от 1 000 до 100 000 руб. в зависимости от цены контракта за каждый факт нарушения. Старый документ устанавливал в этом случае только проценты.

За нарушения в сфере госзакупок предусмотрены разные виды ответственности. В частности – административная и уголовная. Об этом говорится в ст. 107 44 фз. Ответственности за нарушение порядка осуществления госзакупок посвящена ст. 7.30 коап РФ. В этом материале рассмотрим, за что грозит наказание в сфере госзаказа, кого могут привлечь к ответственности, и какие санкции предусмотрены законом.

Штрафы 44-ФЗ по КоАП

Нарушения возможны в следующих случаях:

  • при планировании закупок;
  • при определении поставщика (в том числе при выборе способа);
  • при возврате средств по обеспечению;
  • при заключении и исполнении контракта.

За размещение в плане или плане-графике закупок, которые не соответствуют целям и требованиям закона, налагается штраф до 50 тыс. рублей. За несоблюдение порядка или формы обоснования цены контракта или способа выбора поставщика – 10 тыс. рублей. За несоблюдение срока возврата обеспечения заявки предусмотрен штраф до 5 тыс. рублей при просрочке на три дня и менее и до 15 тыс. рублей при просрочке более чем на три дня.

Например, за нарушение правил документооборота – штраф 15 тыс. рублей , разглашение информации до подведения итогов аукциона – до 250 тыс. рублей . Также операторы ЭТП будут обязаны возместить заказчику убытки.

44 фз диктует, какую информацию нужно размещать в ЕИС. В частности, это планы и планы-графики, извещения, разъяснения, проекты контрактов, протоколы, отчетность и т.д. За неразмещение данных в ЕИС для должностных лиц установлен штраф 50 тысяч рублей, для юрлиц – полмиллиона. Если нарушены порядок размещения этих документов или требования к ним, должностное лицо ждет штраф в размере 15 тысяч рублей, юридическое – 50 тысяч . Фз о контрактной системе предписывает заключать контракты с субъектами малого бизнеса в определенном объеме. Если нарушить требования закона № 44, полагается 50 тысяч рублей штрафа.

Предусмотрено наказание также . Возможные причины для отказа прописаны в 44 фз. Если заказчик отказал по незаконным основаниям, ему полагается штраф в размере 1 процента от начальной цены контракта, но не менее 5 и не более 30 тысяч рублей . Такая же санкция предусмотрена, если заказчик примет заявку, несоответствующую требованиям закона. За признание победителя с нарушениями требований закона заказчика оштрафуют на 50 тысяч.

Штраф по контракту по 44-ФЗ

Если предыдущие рассмотренные нами меры ответственности касались подготовительного этапа закупки, то в этом разделе мы рассмотрим санкции за несоблюдение условий контракта. 44-ФЗ устанавливает, что контракт должен быть заключен на условиях, содержащихся в документации о закупке, а также предложенных победителем. За несоблюдение этого требования закона № 44 грозит наказание: штраф 1% от цены контракта, но не менее 50 тыс. рублей для юрлиц. Если нарушения сопряжены с дополнительными тратами из бюджета – штраф составляет двукратный размер дополнительно израсходованных средств бюджетов.

Нарушения срока заключения контракта караются санкцией в 50 тыс. рублей для должностных лиц. Изменение существенных условий , если это не предусмотрено фз о контрактной системе и контрактом, - 20 тыс. рублей для должностных лиц и 200 тыс. для предприятий.

Вопрос:

Начислен штраф, оплачен с собственного источника финансирования, как отражать?

Ответ:

Пунктами 36 и 37 порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России № 136н, установлен перечень сведений, которые указываются при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, а также при формировании информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, отражаете информацию о начислении штрафа, в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств. При этом включение в реестр контрактов информации о наличии судебно-претензионной работы по контракту не предусмотрено.

Нарушение сроков по 44-ФЗ

В закупках распространено такое нарушение, как срыв сроков. Нередко сроки нарушаются при размещении информации в ЕИС. 44 фз содержит строгие требования к порядку и времени публикации бумаг. Например, на размещение разъяснения по закупочной документации дается два дня. Отчет по закупкам у малых предприятий должен быть опубликован до 1 апреля следующего за отчетным года.

Размер штрафов зависит от того, насколько нарушены сроки. Если меньше чем на два дня, сумма санкции – 5 тыс. рублей для должностных лиц и 15 тыс. для предприятий, если больше чем на два дня – 30 и 100 тыс. соответственно. При закупке у единственного поставщика ответственность наступает с 1 дня просрочки: штраф за 1 рабочий день просрочки для должностных лиц составит 3 тысячи, для юрлиц – 10 тысяч.

За нарушение положений и требований 44 фз предусмотрено наказание. Так, КоАП РФ за подобные нарушения определяет наказание в виде штрафа. В 2017 году штрафы можно получить, к примеру, за срыв сроков, предусмотренных положениями фз о контрактной системе, за необоснованное отклонение заявки участника (по причинам, не указанным в 44 фз).

Более серьезные нарушения рассматриваются по УК РФ. Среди них можно выделить нарушение по ст. 285.1 УК РФ – нецелевое расходование средств. Наказание будет более суровым, нежели за срыв сроков. Помимо штрафа предполагается запрет занимать определенные должности и тюремное заключение.

Рассмотрим самые часто встречающиеся нарушения положений фз о контрактной системе:

  • срыв сроков оплаты товара;
  • несоблюдение сроков заключения государственного контракта;
  • нарушение порядка размещения документов в ЕИС;
  • несоблюдение срока возврата обеспечения заявки;
  • несоблюдение сроков размещения разъяснения по закупочной документации;
  • заключение контракта на условиях, не предусмотренных заявкой победителя и документацией о закупке;
  • несоблюдение порядка заключения контракта при дополнительном расходовании бюджетных денег и т.д.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

С 9 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, которое утверждает новые правила определения размера штрафа и пени, вместо ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Новые правила будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых разместят в ЕИС после 9 сентября 2017 года.

Из положительных моментов можно отметить отмену формулы, которая была в ПП1063, и с которой Заказчикам было очень сложно разобраться и корректно рассчитать пени. Можно сделать вывод, что на этой почве будет меньше конфликтов.

Сейчас все просто:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).»

На момент написания статьи Центробанк снизил ключевую ставку (ключевая ставка приравнена к ставке рефинансирования) и с 18 сентября 2017 года она составляет 8,5%. Следующее обновление данного показателя ожидается 27 октября.

  • 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Так же, если контрактом предусмотрены этапы исполнения, штраф поставщику начисляется исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта.

Теперь поговорим об отрицательных моментах.

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Можно было просто написать, что заказчик теперь ни за что не отвечает и может делать все, что угодно с подрядчиком.

Т.е. заказчик может просто не допускать на объект подрядчика, не согласовывать ему документы, допуски и т.д. И если в его действиях подрядчик увидит неисполнение обязательств, то подрядчик вправе выставить требование об уплате штрафа тысяча рублей, ну или пять тысяч.

А подрядчик, в свою очередь рискует попасть на пени, которые составляют гораздо большую сумму.

Или более интересный вариант: заказчик находит 100 незаконных причин не допустить к выполнению работ подрядчика.

А контракт будет уже выполнен после проведения запроса предложений, в результате которого он (заказчик) с легкостью «протащит» своего подрядчика.

Можно сделать вывод, что законодатель оторван от бизнеса и мало разбирается в специфике государственных торгов. Либо намеренно ставит участников и заказчиков в абсолютно не равные условия.

Вот такие вот штрафы и пени по 44-ФЗ. Новые правила.



Просмотров