Об антикоррупционной экспертизе. Анализ положений ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе

ФЗ №172 был принят для урегулирования процесса осуществления анти коррупционной проверки документов и планов правового типа. Закон состоит из 5 статей. Главным проверяющим органом является Прокуратура РФ.

Под таким же номером заявлен 172 ФЗ о стратегическом планировании. Узнать больше о нем можно

Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» был издан Госдумой РФ 3 июля 2009 года. Одобрен законодательный проект был спустя 4 дня. Вступил в силу ФЗ-172 17 июля того же года. Последние изменения в ФЗ-172 вносились 1 ноября 2013 г.

ФЗ-172 устанавливает основы законного и организационного типа для анти коррупционной экспертизы для того, чтобы выявить коррупционные способы и предложить методы их устранения.

В ФЗ-172 обозначены принципы, при которых проводится антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов:

  • проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • Проведение оценки взаимосвязей между нормативно-правовым документом с другими;
  • Сотрудничество государственных органов, федеральных органов и иных организаций с учреждениями, которые занимаются анти коррупционными проблемами;
  • Компетентность сотрудников, которые проверяют работу в различных государственных структурах;
  • Проверка антикоррупционной экспертизы на предмет объективности и обоснованности.

В 3 статье ФЗ-172 прописаны органы , которые проводят проверку:

  • должностные лица гос органов и организаций;
  • Прокуратура РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти в области юстиции.

Так же в 3 статье обозначены вопросы по которым уполномоченные органы проводят антикоррупционную экспертизу. Поставленные вопросы касаются :

  • социальных гарантий, которые предоставляются лицам, замещающим должности государственного и муниципального типа;
  • обязанностей гражданина;
  • свобод и прав человека;
  • собственности, которая находится во власти государственных или муниципальных органов.

В пункте 3 статьи 3 перечислены виды проектов в отношении которых Федеральный орган исполнительной власти осуществляет проведение антикоррупционной экспертизы:

  • Федеральных законов;
  • указов Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты;
  • поправки Правительства РФ к проектам Федеральных законов;
  • постановлений Правительства;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ.

ФЗ-172 регламентирует обязательность отражения выявленных коррупционных факторов в следующем:

  • в заявлении прокурора изменить документ правового регулирования или в ходатайстве прокурора в суд в порядке, который предусмотрен процессуальным законодательством РФ;
  • в заключении тип которого предусмотрен в пунктах 2 и 3 Настоящего Федерального закона.

В требованиях прокурора должны быть обозначены выявленные несоответствия и методы их устранения. Требования, обозначенные прокурором должны быть рассмотрены в обязательном порядке государственными органами власти. Согласно ФЗ-172 требования прокурора могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Настоящий Федеральным законом.

Скачать закон об антикоррупционной экспертизе

ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» содержит 5 статей. Каждая из них регулирует порядок действий при проведении антикоррупционной экспертизы государственных актов.

Если хотите подробнее изучить положения ФЗ-172, скачайте его по .

Изменения в ФЗ

В ходе последних изменений из 3 статьи 3 пункта была убрана фраза, суть которой заключалась в том, что технические задания и концепции должны быть приняты при разработке новых проектов федеральных законов.

Ниже будет рассмотрена 5 статья, которая не была отредактирована в ходе последних изменений ФЗ-172.

Статья 5

В ст 5 указан порядок проведения независимой экспертизы, который предусматривается настоящим Федеральным законом. Заказать подобную экспертизу могут юридические и физические лица за счет собственных денежных средств. Дополнительно в этой статье предусмотрены условия и порядок проведения аккредитации специалистов по независимой антикоррупционной экспертизе. При проверке эксперт получит специальный документ, в котором будут обозначены все нарушения, способы и срок их устранения.

Чтобы подробнее изучить ФЗ-172, скачайте его по .

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ
"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

С изменениями и дополнениями от:

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Статья 2

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Статья 3

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

2. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 279-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

4. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 6

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами, организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 8

8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного правового акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов.

Статья 4

1. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

2. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

4. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ часть 5 статьи 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

5. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в часть 6 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 5

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

2. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

3. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Москва, Кремль

Анализ положений ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»

Предмет антикоррупционной экспертизы

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра - М, 2006. С. 545..

По мнению Е.Р. Россинской при всех различиях экспертиз имеется целый ряд общих позиций, которые выражаются в предназначении, теоретическом обосновании, систематизации целей и задач, источниках возникновения, стадиях развития, функционировании, нормативном регулировании, организации всех видов экспертиз Хатаева М. А. Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 136.. Экспертизы на коррупциогенность являются родом уже существующего класса судебных экспертиз, посвященных исследованию нормативных актов и обоснованности издания на их базе правоприменительных актов Хатаева М. А. Указ. Соч. С. 136. Одним из видов выступает судебно - нормативная экспертиза, предметом которой являются фактические данные (обстоятельства дела), устанавливаемые в судопроизводстве путем исследования с использованием специальных знаний, нормативных и нормативно - технических актов Там же. С. 136..

С позиции общей теории судебной экспертизы предметом экспертизы являются фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном, уголовном и конституционном судопроизводстве на основе специальных познаний в различных областях науки и техники Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2006. С. 24.. Объектом экспертизы будут являться вещества и материалы, промышленная продукция и иные изделия, технологии, художественные произведения, растения животные человек, документы и многое другое См.: Указ. Соч. С. 25..

Однако как пишет Е.Р. Россинская в работе, посвященной именно судебной экспертизе в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе, «судебная экспертиза - это отличная от других специфическая разновидность экспертиз, обладающих особым статусом. Сходство ее с экспертизами в других сферах человеческой деятельности заключается в том, что она, по сути, является исследованием, основанным на использовании специальных знаний. Однако далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, поскольку эти экспертизы выполняются в ходе судебного исследования по гражданским и уголовным делам, делам по административным правонарушениям» Там же. С. 25. .

АЭ проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ Об утверждении Перечня видов (родов) экспертиз выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 г. № 114 (ред. от 12.03.2007) // Информационная система «Консультант Плюс»., в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета АЭ.

Рассматривая предмет экспертизы с позиции общей теории судебной экспертизы, можно отметить, что под предметом экспертизы понимаются «стороны, свойства и отношения ее объекта, которые исследуются и познаются средствами (методами, методиками) данной отрасли экспертизы в целях разрешения вопросов, имеющих значение для дела и входящих в сферу соответствующей отрасли знания» Бутырин А. Ю. Теория и практика судебно - строительной экспертизы. - М. : Городец, 2006. С. 15. . Предмет экспертизы также определяется дуалистично «с одной стороны это сведения о фактах; с другой стороны - это свойства, стороны и отношения объекта экспертизы…» Там же. С. 16..

Под объектом экспертизы с позиции общей теории судебной экспертизы понимается, «то, что противостоит субъекту в его предметной практической и познавательной деятельности», то есть те материалы и объекты, изучая которые, субъект исследования «осуществляет в специфической сфере познавательную деятельность - разрешает задачи конкретных - судебных исследований» Плесовских Ю. Г. Судебно - экспертное исследование: правовые, теоретические, методологические и информационные основы производства. Монография. - М. : Юрист, 2008. С. 34..

Рассматривая понимание предмета экспертизы с позиции общей теории судебных экспертиз, необходимо установить, что же понимать под предметом АЭ.

По поводу предмета АЭ в литературе имеется ряд точек зрения. Согласно одной предметом АЭ являются «законодательные и подзаконные акты, причем как действующие, так и их проекты» Матковский С. В. Правовая природа антикоррупционной экспертизы // Российский следователь. 2008. № 24. С. 27.. Эту позицию разделяет Э.В. Талапина в одной из своих работ Талапина Э. В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 59.. Также считается, что предметом АЭ является выявление в НПА положений, способствующих проявлению коррупции См.: Трикоз Е. Н., Цирин А. М. Правовые меры противодействия коррупции // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 161., либо предметом АЭ являются нормы права.

Оригинальностью отличается позиция С.М. Будатарова, он считает, что предметом АЭ являются не нормы права, а «административные процедуры, получившие юридическое закрепление в правовых актах или нашедшие отражение в проектах правовых актов». Свою позицию указанный автор обосновывает тем, что само понятие норма права, характеризуется признаком абстрактности и возможности ее применения к неопределенному кругу лиц. С.М. Будатаров прямо указывает на то, что «считать абстрактность нормы за «коррупционное зло» по существу равнозначно нивелированию современных правил юридической техники. Соглашаясь со сторонниками антикоррупционной экспертизы норм законов и иных правовых актов, можно прийти крайне нежелательному выводу: придется признать самым коррупционным нормативным правовым актом Конституцию РФ, а вслед за ней и Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции», ибо в них в самых общих чертах обозначена компетенция органов власти, сроки принятия решений, порядок совершения действий» Будатаров С. М. Указ. Соч..

С позицией С.М. Будатарова можно не согласиться. Само понятие административная процедура определяется также, как установленный порядок деятельности органов публичного управления по рассмотрению и разрешению подведомственных административных дел, определяющий основания, стадии, формы, сроки и последовательность соответствующих действий См.: Агафонов С. И. Административные процедуры и их роль в обеспечении лицензионно - разрешительной системы органов внутренних дел // Современное право. 2007. № 4. С. 69. . По масштабам сферы деятельности выделяются внутриорганизационные административные процедуры, они регулируются ведомственными положениями, должностными инструкциями. И внешнеуправленческие административные процедуры, они регулируют административно - организационные отношения, в большинстве случаев регулируются подзаконными НПА См.: Конин В. Н. К вопросу о понятиях и видах административных процедур // Административное право и процесс. 2007. № 6. С. 9..

По функциональной принадлежности выделяются административные процедуры формирования органов исполнительной власти, принятия управленческих решений, по рассмотрению обращений граждан, административные в миграционной сфере Там же. С. 10..

Однако большая часть административных процедур регулируется административными регламентами См., например.: Административный регламент исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Утвержден приказом Минюста РФ от 27.12.2006 г. № 384 (в ред. от 08.07.2008) // Информационная система «Консультант Плюс»., постановлениями Правительства РФ, нормативными актами министерств и ведомств.

Согласно ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» АЭ подвергаются НПА и проекты НПА. В том числе, проекты ФЗ, проекты указов Президента РФ, проекты постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти Подпункт 1. Пункта 3. ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» от 17.07.2009 г. № 172 - ФЗ.. На законодательном уровне административные процедуры также регулируются, однако такое регулирование носит рамочный характер, если рассматривать процедуру рассмотрения обращений граждан, урегулированную законом См.: О порядке рассмотрения обращений граждан: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Информационная система «Консультант Плюс»..

Вынесение административных процедур в качестве предмета АЭ в теоретическом плане позволяет сузить этот предмет до подзаконных НПА и проектов таких НПА. Конечно административные процедуры, а именно их отсутствие или неопределенность, прямо способствуют коррупции. Но и сами законодательные акты содержат нормы, позволяющие позитивному проявлению коррупции. Выше рассматривалась позиция А.В. Шнитенкова о недопустимости одного из положений утратившей силу ст. 36 Закона «О милиции», позволявшей Милиции принимать технику и средства от организаций. Реализация этой нормы представляется не в форме административной процедуры, а в форме гражданского правового договора дарения. Исходя из этого, сведение предмета АЭ только к административным процедурам, представляется не совсем верным.

Необходимо рассматривать предмет АЭ с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет АЭ, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в НПА или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения факты необходимо установить из анализа проекта НПА или НПА, на основе исследования с использованием методики проведения АЭ.

Объектом АЭ с позиции общей теории судебной экспертизы необходимо признать сам проект НПА или НПА, который исследует эксперт. То есть то, что непосредственно исследуется экспертом.

Признание в качестве предмета АЭ только административных процедур позволяет сузить предмет антикоррупционной экспертизы, сведя его к подзаконным НПА либо их проектам. Но коррупциогенные нормы могут содержаться в законах, которые устанавливают общие положения для регулирования определенного рода общественных отношений.

ФЗ 172 об антикоррупционных системах и мерах для проверок гос. документов и указов был принят для контроля за принимаемыми актами и нормативами в гос. органах и учреждениях. Этот закон помог развить меры защиты прав и свобод граждан. Главным проверяющим органом в описываемой сфере считается Прокуратура России. Благодаря принятию этого закона улучшились процессы оформления и принятия правовых актов и нормативов в гос. учреждениях.

Описание 172 ФЗ

ФЗ об антикоррупционной системе экспертиз был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 21 октября 2013 года. ФЗ 172 содержит 5 статей. Этот закон регламентирует права и организационные положения антикоррупционной системы проведения экспертиз, определяет и формирует нормы и акты, которые помогают сотрудникам органов выявить коррупционные факторы и устранить их. Согласно закону, факторами коррупции считаются необоснованные исключения из правил или необоснованное применение полномочий, либо акты, создающие труднопреодолимые или невыполнимые условия для граждан или компаний.

О последних изменениях в законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2018 смотрите

Краткое содержание Федерального закона номер 172 об антикоррупционной экспертизе актов, нормативов и их проектов:

  • 1 ст. — оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона, описан предмет контроля;
  • 2 ст. — дан список основных положений, принципов и нюансов антикор. системы, описанной в законе;
  • 3 ст. — перечислены органы и должностные лица, занимающиеся описанной экспертизой, а также их функции и виды деятельности;
  • 4 ст. — оформлены требования и условия, которые предоставляет коррупционерам проверяющий прокурор;
  • 5 ст. — описаны заключительные решения прокуроров, возможности граждан в борьбе с коррупцией и другие дополнительные условия, требования и положения закона.

Читайте подробности последних изменениях Федерального закона 115 о концессионных соглашениях

Во второй статье перечислены следующие принципы:

  • Проведение экспертизы для осуществления антикор. мер в сфере нормативов и правовых актов;
  • Проверка осуществленной экспертизы для выявления объективности оценки и обоснованности суждений;
  • Анализ, при котором выявляется связь между разными документами и их заключением;
  • Проверка компетентности работников гос. органов, осуществляющих проверку различных категорий учреждений (формируется комиссия);
  • Развитие и формирование новых связей сотрудничества разных видов гос. органов для борьбы с коррупцией.

В третьей статье перечислены следующие органы, проводящие проверку в описываемой сфере:

  • Должностные лица, работающие в государственных структурах, органах и учреждениях;
  • Федер. органы исполн. власти в области юстиции;
  • Прокуратура и ее подразделения на территории Российской Федерации.

Также в третьей статье оформлены причины, по которым проводятся антикоррупционные экспертизы. Причины и следственные связи проведения экспертиз касаются:

  • Соц. прав и гарантий, предоставляющихся должностным лицам, которые временно исполняют обязанности в органах или гос. учреждениях;
  • Имущества и объектов, которыми владеет гос. орган или учреждение;
  • Прав, свобод и обязанностей гражданина РФ.

В третьем пункте третьей статьи также перечислены акты, приказы и документы, в отношении которых действуют антикор. меры:

  • Федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов России;
  • Приказы Президента РФ и Правительства;
  • Официальные поправки Правительства, выпущенные для ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ.

Прокурор оформляет протокол проведенной проверки, в который вносит информация о необходимых мерах для устранения нарушений. Эти меры также оформляются отдельным документом, который предоставляется учреждению, где были выявлены нарушения. Компания обязана выполнить все требования и условия, иначе будет нести ответственность. Однако требования и принятые прокурором решения могут быть обжалованы подачей иска в судебный орган.

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в ФЗ об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов были внесены 21 октября 2013 года, при принятии ФЗ номер 279.

Изменения произошли в статье 3, пункте 3. Была исключена информация о технических заданиях и концепциях, которые должны были быть оформлены и приняты при создании законопроекта. Информация утратила силу и при оформлении закона. Концепции больше не оформляются в документации.

В пятой статье настоящего Федерального закона оформлен процесс и порядок осуществления независимой антикоррупционной экспертизы. Такой вид проверки является платным и его могут заказать как юридические, так и физические лица. Физ. и юр. лица заказывают подобную категорию проверки за счет собственных денежных средств.

Во втором пункте пятой статьи перечислены условия, требования и порядок для получения аккредитации сотрудников и специалистов в ситуациях, когда проводится независимая антикорр. экспертиза. После проведения проверки специалист, который был ей подвержен, получает особую бумагу, в которой прокурор оформляет условия исправления нарушений. В документе также перечисляются сами нарушения, описываются причины их возникновения, сроки исправлений и различные виды способов исправлений.

Заключение прокурора для организации, органа или учреждения носит не обязательный, а скорее консультативный и рекомендательный характер. Каждое заключение прокурора проверяется высшими органами власти.

Скачать текст закона об антикоррупционной экспертизе

Антикоррупционная система предполагает проверку не только частных организаций, но и государственных учреждений и органов. Внимание уделяется и документации, официальным приказам и актам. Специальными комиссиями, должностными лицами и специалистами проводятся проверки всех документов, относящихся к государственным или муниципальным. Процессы проведения проверок и полномочия проверяющих определяются Федеральным законом номер 172. Если сотрудник, гражданин или другое лицо считает, что его права и свободы были нарушены вследствие вступления в силу какого-либо гос. акта, рекомендуется ознакомиться с текстом актуального настоящего закона.

Скачать Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» можно



Просмотров