Об общественной палате российской федерации. Совет федерации подготовил законопроект о региональных организациях В компетенцию общественной палаты российской федерации входит

Работа Общественной палаты осуществляется в соответствии с планом работы Общественной палаты, подготовленным в соответствии с Положением об организации планирования деятельности Общественной палаты Российской Федерации, утвержденным советом Общественной палаты. В плане работы на соответствующий год определяются приоритетные направления деятельности в соответствии с решениями пленарного заседания, и Аппарат Общественной палаты организовывает работу по обеспечению плановых мероприятий. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Общественной палаты и оформляется протоколом. Перспективный план работы Общественной палаты формируется на срок полномочий действующего состава Общественной палаты с учетом общественно значимых интересов граждан Российской Федерации в сфере экономического и социального развития государства и развития институтов гражданского общества. План работы формируется на текущий год, полугодие, квартал, исходя из планов работы комиссий и предложений членов Общественной палаты по реализации гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение. При формировании планов работы используются информационно-аналитические материалы, материалы статистических, научных и социологических исследований, публикации средств массовой информации. Совет Общественной палаты по предложениям комиссий Общественной палаты вносит в План работы необходимые изменения.

Состав ОП РФ представлен на рис.2

Рис 2.

Общественная палата состоит из сорока двух граждан российской Федерации, утверждаемых Президентом российской Федерации, которые избирают сорок двух представителей общероссийских общественных объединений, которые совместно избирают из сорока двух представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

При этом выделяют органы Общественной палаты:

  • - совет Общественной палаты - постоянно действующий орган, состоит из 15 человек;
  • - секретарь Общественной палаты (1 человек);
  • - заместители секретаря Общественной палаты (2 человека);
  • - комиссии Общественной палаты (12 комиссий);
  • - рабочие группы Общественной палаты (33 группы).

Состав совета ОП РФ представлен на рис.3


Рис.3

В состав совета Общественной палаты, который осуществляет свою деятельность в период между пленарными заседаниями Общественной палаты, входят: секретарь Общественной палаты; заместители секретаря Общественной палаты; председатели комиссий Общественной палаты.

Совет Общественной палаты формирует проект плана работы Общественной палаты; определяет дату проведения и утверждает проект повестки очередного пленарного заседания Общественной палаты; принимает решение о проведении внеочередного пленарного заседания Общественной палаты; осуществляет процедуру принятия решения Общественной палаты методом опроса членов Общественной палаты; уведомляет членов Общественной палаты о проведении очередного пленарного заседания Палаты; приглашает представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на заседания Общественной палаты; в соответствии с решением Общественной палаты уполномочивает членов Общественной палаты участвовать в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; в период между пленарными заседаниями Общественной палаты направляет запросы от имени Общественной палаты в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации; вносит в Правительство Российской Федерации предложение по кандидатуре на должность руководителя Аппарата Общественной палаты; принимает решение и направляет руководителю федерального органа исполнительной власти предложение о создании общественного совета при данном органе; принимает решение о привлечении к работе Общественной палаты общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, представители которых не вошли в ее состав; по предложению комиссий Общественной палаты принимает решение о проведении слушаний по общественно важным проблемам, гражданских форумов и иных публичных мероприятий Общественной палаты; разрабатывает и представляет на утверждение Общественной палаты Кодекс этики членов Общественной палаты; одобряет проект сметы расходов на содержание Общественной палаты на текущий финансовый год; рассматривает отчет Руководителя Аппарата Общественной палаты об исполнении сметы расходов на содержание Общественной палаты за истекший финансовый год.

Сегодня действует четвертый состав комиссии (2012-2013гг):

  • · Комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и волонтерства (6 человек);
  • · Комиссия Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества (12);
  • · Комиссия Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства (11);
  • · Комиссия Общественной палаты по региональному развитию и местному самоуправлению (12);
  • · Комиссия Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы (13);
  • · Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации (10);
  • · Комиссия Общественной палаты по развитию образования (7);
  • · Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести (11);
  • · Комиссия Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике (12);
  • · Комиссия Общественной палаты по науке и инновациям (9);
  • · Комиссия Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры (15);
  • · Комиссия по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта (8).

В состав комиссий входят только члены Общественной палаты, кроме секретаря ОП РФ и его заместителей. Основной формой работы комиссии Общественной палаты является ее заседание. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание комиссии Общественной палаты правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседание комиссии проводит председатель комиссии.

В своей деятельности комиссии формируют планы комиссий и на их основании вносят предложения по формированию плана работы Общественной палаты; осуществляют предварительное изучение материалов и их подготовку к рассмотрению Общественной палатой и советом Общественной палаты; осуществляют подготовку проектов решений Общественной палаты и совета Общественной палаты; осуществляют подготовку проектов заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации для направления их в компетентные государственные органы или должностным лицам; в пределах своей компетенции направляют в совет Общественной палаты предложения о создании рабочих групп для иных целей и кандидатуры их руководителей; представляют проекты экспертных заключений в совет Общественной палаты; вносят предложения о проведении мероприятий в Общественной палате; вправе образовывать подкомиссии и другие структурные образования по направлениям своей работы; предлагают Общественной палате (совету Общественной палаты) направить запросы в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации по вопросам, связанным с получением информации, документов и материалов, необходимых для осуществления деятельности комиссии; рассматривают обращения граждан и организаций, поступающие в адрес Общественной палаты, осуществляют сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений.

Так же действуют Межкомиссионные рабочие группы:

  • · Межкомиссионная рабочая группа по подготовке Ежегодного доклада Общественной палаты (1человек);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по этике и регламенту (7);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по организации экспертной деятельности Общественной палаты (15);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по вопросам модернизации промышленности (15);
  • · Межкомиссионная рабочая группа по проблемам детства и молодежной политике (19).

Рабочие группы:

  • · Рабочая группа по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам ;
  • · Рабочая группа по формированию основ системного культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения;
  • · Рабочая группа по вопросам сохранения, использования и популяризации памятников истории и культуры;
  • · Рабочая группа по выработке предложений и рекомендаций по борьбе с нарушениями прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области культуры;
  • · Рабочая группа по общественному контролю за процессом реформирования государственной поддержки российской кинематографии и развития отечественного кинопроката;
  • · Рабочая группа по разработке концепции культурной политики Российской Федерации;
  • · Рабочая группа по проблемам мигрантов в России;
  • · Рабочая группа по вопросам законодательного регулирования интернет-пространства;
  • · Рабочая группа по проблемам информационной целостности государства в условиях реформирования системы подписки на периодическую печать в России;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области общественного контроля;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • · Рабочая группа по реформе МВД;
  • · Рабочая группа по совершенствованию антинаркотической политики и реформе системы наркологической помощи;
  • · Рабочая группа по мониторингу действующего законодательства;
  • · Рабочая группа по проблемам моногородов и региональной политике в сфере занятости;
  • · Рабочая группа по проблемам развития отдаленных территорий Севера и Дальнего Востока;
  • · Рабочая группа по модернизации коммунальной инфраструктуры;
  • · Рабочая группа по интеграционному развитию и использованию ресурсов циркумполярных территорий;
  • · Рабочая группа по развитию благотворительности;
  • · Рабочая группа по развитию информационного общества в России;
  • · Рабочая группа по совершенствованию трудового законодательства;
  • · Рабочая группа по поддержке социально-ориентированных НКО;
  • · Рабочая группа по социальной интеграции инвалидов (общество равных возможностей);
  • · Рабочая группа по разработке социальных стандартов и развитию системы социальной защиты населения;
  • · Рабочая группа по совершенствованию законодательства в области рекламы;
  • · Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения;
  • · Рабочая группа по разработке предложений по внесению изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации";
  • · Рабочая группа по гражданскому обществу российско-американской Президентской комиссии по развитию сотрудничества;
  • · Рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе;
  • · Рабочая группа по участию гражданского общества в продвижении процесса всеобщего запрещения ядерных испытаний;
  • · Рабочая группа Общественной палаты по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
  • · Рабочая группа по контролю за строительством автодороги Москва - Санкт-Петербург.

Рабочие группы создаются для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, то есть рабочие группы являются временными рабочими органами Общественной палаты. В состав рабочих групп могут входить члены ОП, представители общественных объединений и иные граждане, привлеченные к работе Палаты.

Рабочая группа для проведения общественной экспертизы формируется комиссией Общественной палаты, ответственной за проведение общественной экспертизы. Состав такой рабочей группы утверждается советом Общественной палаты.

Рабочая группа вправе привлекать экспертов; запрашивать документы и материалы, необходимые для ее деятельности, у руководителей органов власти и иных организаций в порядке, определенном для комиссий Общественной палаты; привлекать к участию в своей деятельности общественные объединения и граждан Российской Федерации; вносить на рассмотрение комиссии предложения о проведении мероприятий в Общественной палате; решать вопросы организации своей деятельности; участвовать в проведении экспертизы проектов федеральных законов, проектов законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, готовить аналитические материалы и разрабатывать предложения для проектов заключений по указанным документам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на заседаниях соответствующих комиссий Общественной палаты.

Учреждением, обеспечивающим деятельность ОП РФ является Федеральное государственное учреждение "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации". Руководитель Аппарата назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению совета ОП. Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет секретарь ОП, который назначается советом ОП РФ.

В Аппарат Общественной палаты РФ входят следующие подразделения:

  • 1. помощники руководителя Аппарата ОП РФ;
  • 2. руководство Аппарата ОП РФ;
  • 3. отдел организованного обеспечения деятельности ОП РФ;
  • 4. аналитический отдел;
  • 5. правовой отдел;
  • 6. отдел международных связей;
  • 7. пресс-служба;
  • 8. отдел по взаимодействию с органами государственной власти и местным самоуправлением;
  • 9. отдел по взаимодействию с региональными Общественными палатами и некоммерческими организаций;
  • 10. отдел финансового обеспечения, учета и отчетности;
  • 11. отдел финансового планирования и размещения государственных заказов;
  • 12. отдел по работе с персоналом;
  • 13. документационный отдел;
  • 14. секретариат;
  • 15. отдел информационных технологий;
  • 16. отдел материально-технического обеспечения;
  • 17. отдел по работе с обращениями граждан.

Структура и штат Аппарата Общественной палаты, определяются руководителем Аппарата Общественной палаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об условиях оплаты труда работников ФГУ "Аппарат Общественной палаты Российской Федерации".

Таким образом, организационная структура ОП РФ четко сформулирована и практически не допускает дублирования полномочий.

В соответствии с Федеральным законом "Об Общественной палате Российской Федерации" рабочая группа вправе:

Рекомендовать Общественной палате направить в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;

Предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;

Предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты на заседания Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.

В рамках пленарного заседания Общественной палаты России, в котором принимает участие председатель ОП области Александр Ландо и член ОПРФ от Саратовской области Галина Полянская, состоялась встреча с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентиной Матвиенко.

Открывая встречу, Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Бречалов сказал: «Один из ключевых вопросов нашей встречи - это проект закона об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».

Он также напомнил об истории обсуждения законопроекта: «В этом году в Санкт-Петербурге мы эту тему публично обсуждали, и тогда решили, что от модельного закона, который будет носить рекомендательный характер, возможно, есть смысл перейти к федеральному, который изменит порядок формирования и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации. Мы этот законопроект разработали с участием коллег из Совета Федерации, Государственной Думы, из Администрации Президента».

В своем выступлении Валентина Матвиенко поздравила Общественную палату РФ с десятилетним юбилеем и подчеркнула общественную значимость как федеральной общественной палаты, так и региональных: «Есть все основания сказать, что Общественная палата стала полноценным, признанным, базовым институтом взаимодействия граждан нашей страны с органами власти. Это особенно ценно, потому что растет не только политическая, но и общественная конкуренция», - подчеркнула она.

А затем продолжила: «Мне кажется, что сегодня очень важно обеспечить надежный эффективный механизм участия общественных палат субъектов РФ в экспертизе законопроектов, государственных решений».

Александр Бречалов напомнил, что для решения этой задачи важно добиться определенной логики, прозрачности и открытости, в первую очередь, в формировании региональных общественных палат и напомнил, что больше всего споров развернулось именно вокруг этого аспекта.

«Что касается законопроекта о принципах формирования и деятельности региональных общественных палат, напомню о главном элементе этого законопроекта - порядок формирования общественной палаты субъекта. После долгих споров мы пришли к такой формуле - треть кандидатов утверждается высшим должностным лицом субъекта по представлению общероссийских и межрегиональных организаций. Вторая треть утверждается органом субъекта из числа региональных общественных объединений и иных некоммерческих организаций. И состав остальных членов утверждается уже выбранными членами общественной палаты субъекта из числа местных некоммерческих организаций».

Затем Александр Бречалов обратился к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентине Матвиенко с просьбой: «В этой связи просим Вас, Валентина Ивановна, поддержать концепцию данного законопроекта и рассмотреть возможность Совета Федераций выступить с законодательной инициативой по данному законопроекту».

Валентина Матвиенко согласилась, и отметила, что это можно сделать уже в осеннюю сессию: «Я уже сказала в своем выступлении - мы готовы. И давайте не затягивать, давайте на осенней сессии - не позже - внесем законопроект в Государственную Думу. А тем скептикам из регионов, которые сомневаются в целесообразности принятия федерального закона, я хочу привести еще один аргумент - многие просят, чтобы их деятельность была узаконена в государстве, и принятие специального федерального закона об общих принципах организации работы общественных палат регионов - сам этот факт уже повышает статус, значимость и признание этого общественного института в субъектах Российской Федерации».

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О модельном законе субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации».







1 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

2 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

3 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

4 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

5 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

6 из 7

Л. Бокова провела "круглый стол" по модельному закону об Общественной палате субъекта Федерации

7 из 7

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О модельном законе субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации».

Как отметила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова , проект этого документа вобрал в себя лучшие практики формирования региональных общественных палат, его разработчики постарались учесть все законодательные новации, касающиеся организации деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

«Предлагаемая форма – модельный закон – носит рекомендательный характер и принятие субъектом Российской Федерации на его основе своего закона не носит безусловный характер. В зависимости от местных традиций, экономических и иных условий каждый регион сможет самостоятельно разработать такой нормативный акт, который максимально учтет его потребности», - отметила законодатель.

По ее мнению, успешное использование норм модельного закона может стать стимулом и основой для принятия в дальнейшем Федерального закона об основах организации деятельностиобщественных палат субъектов.

Парламентарий подчеркнула, что на сегодняшний день необходимо решить вопрос финансового, организационного и материально-технического обеспечения деятельности региональных общественных палат. «Есть и другие важные вопросы – порядок формирования, полномочия, формы деятельности общественных палат и другие, которые требуют обязательного нормативного регулирования».

«Считаю, что принятие модельного закона в форме рекомендации позволит решить большинство проблем, с которыми сталкиваются сегодня регионы», - сказала Людмила Бокова .

В ходе заседания выступили председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева , председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин , начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и федерального регистра Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции России Александр Карманов , - заместитель председателя Комитета Законодательного Собрания Пермского края по государственной политике и развитию территорий Владимир Алистратов , заместитель председателя Общественной палаты Вологодской области Николай Шохин , заместитель председателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий , президент некоммерческой организации «Межрегиональный фонд помощи заключенным» Мария Каннабих и другие.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат, органов власти и некоммерческих организаций, научного сообщества.

Совет федерации (СФ) готов внести в Госдуму законопроект об общественных палатах регионов. В проекте закреплены их контрольные функции за деятельностью местных, региональных властей и территориальных управлений федеральных органов. Сенаторы уверены, что проект обеспечит эффективность и независимость в работе ОП. Эксперты считают, что общественные палаты (ОП) не смогут влиять на региональные власти, поскольку их решения будут носить рекомендательный характер.


СФ на сегодняшнем заседании примет постановление о внесении в Госдуму законопроекта «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ». Как пояснил глава комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас, документ «направлен на выработку единообразия в подходах к формированию и деятельности ОП субъектов, которые различны». По его мнению, регулирование их деятельности федеральным законом «позволит обеспечить должную эффективность и независимость в работе, а также равный правовой статус». При этом глава комитета уточнил, что «проект носит базовый характер, предоставляя возможность субъектам самостоятельно уточнять отдельные его положения».

Напомним, что Общественная палата РФ в 2014 году подготовила модельный закон об общественных палатах регионов, согласно которому предполагалось, что треть членов палат будут назначать главы субъектов, треть - избираться из представителей местных общественных организаций, а остальные - из кандидатов региональных отделений федеральных организаций интернет-голосованием. ОП регионов давалось право законодательной инициативы, их заключения были обязательны к рассмотрению исполнительной властью. Расходы на обеспечение ОП предлагалось предусмотреть в региональных бюджетах «отдельной строкой в размере не менее 5% средств на деятельность законодательных собраний» (см. “Ъ” от 14 ноября 2014 года).

В подготовленном СФ проекте треть ОП утверждается губернатором по представлению структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных организаций, треть - утверждается парламентом региона по представлению региональных организаций. И уже утвержденные члены ОП «определяют состав последней трети палаты из числа кандидатов местных общественных организаций».

ОП дается право контролировать работу власти, проводить общественную экспертизу региональных и муниципальных законодательных актов. Но заключения и предложения ОП, согласно документу, будут носить рекомендательный характер. В поправках к закону «Об общих принципах организации органов госвласти в субъектах РФ», также подготовленных сенаторами, предусмотрено финансирование палат из региональных бюджетов, но его размер остается на усмотрение субъектов РФ. Работу палат будут обеспечивать аппараты ОП, которые станут казенными учреждениями.

Глава ОП Владимирской области Наталья Юдина рассчитывает, что Госдума быстро примет закон, который «даст ОП возможность высказывать свое мнение, влиять на региональные власти». «Там хорошая система формирования палат, предусмотрены аппараты - у нас аппарата нет, и это усложняет работу»,- сказала она “Ъ”

«Совет федерации отражает позицию губернаторов и законодательных собраний,- считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.- Им не нужны общественные палаты, принимающие решения, с которыми надо считаться. Рекомендации можно учесть, но не следовать им. Баланс власти в регионах сложился, а деятельные палаты будут мешать медведю спать». Господин Журавлев считает, что власти постараются минимизировать влияние ОП. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что проект призван «повысить статус ОП, которые так и не зазвучали и теперь их нишу занимают региональные отделения ОНФ». «ОП все больше становятся источником аппаратного статуса для членов палат, а не полюсом общественных ожиданий»,- заключил политолог.

Наталья Городецкая



Просмотров