Объект и предмет исследования – в чём разница.

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий. Для того чтобы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной литературе.

В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета следующим образом: “Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом”. “Предмет - все, что представляется чувствам. “Предмет сочинения - основа, смысл его” .

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов: “Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения”. “Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие” .

Н. Е. Яценко полагает, что “Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность”. “Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь.

2. То, на что направлена мысль, действие или чувство” .

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать обобщенные определения понятий “объект” и “субъект исследования”.

Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.

В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответственно, отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) заняты изучением отдельных “срезов” исследуемых объектов. В биологии - морфология и физиология, систематика и эволюционная теория и др. В изучении общественной жизни - экономика, политика, социология. В изучении языка - лингвистика, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных “срезов” исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

Различение объекта и предмета - это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это -- особенность человека превращать объект в предмет своей деятельности. Выделенные из объективной реальности отдельные объекты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.

  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. -М., 1979. -С. 635.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. -М., 1960. -С. 428,570.
  • Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -СПб., 1999. - С. 280, 330.

Работы, конкретизируя проблему, рассмотренную автором. Корректная формулировка этих двух пунктов помогает правильно организовать подготовку к написанию и гарантирует, что тема будет раскрыта полностью.

Что такое объект и предмет исследования

Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:

Объект в курсовой работе - это одной из явлений или отдельно взятый процесс действительности, изучаемые в рамках заданной темы, находящейся в поле определенной научной дисциплины.

Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.

Предмет в курсовой работе - это важные с практической или теоретической точки зрения аспекты, особенности, свойства объекта, анализируемые в соответствии с темой и спецификой отрасли науки.

Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.

Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:

Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект - фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.

Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов - искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее.

Как определить предмет и объект курсовой работы

В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет - пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.

Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».

К примеру, объект - педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, . Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.

Примеры, как написать

Пример № 1 - прямое цитирование названия.

Пример № 2 - детализация.

Пример № 3 - выделение ключевого момента.

Точное указание объекта и предмета в курсовой помогает рецензентам и заинтересованным читателям составить верное представление о содержании работы, поскольку ее название не всегда точно передает суть исследования.

Во время написания письменных работ, студентом четко соблюдается ряд правил. Это структура работы, ее оформление, содержание. И, если с целями и задачами более или менее становится ясно, благодаря большому количеству информации, то у студента нередко возникает вопрос в формулировках таких двух понятий, как «объект исследования» и «предмет исследования».

Членов комиссии по большей мере интересует формальная сторона вопроса. Нередко негласным, а порой гласным заданием для студента становится выбрать конкретный объект для мониторинга и, опираясь на него, сформулировать предмет мониторинга. При этом руководство вуза, предоставляя методические инструкции, дает в них научное объяснение этим двум терминам. Кроме методичек существуют и государственные нормативы, в которых научным языком описаны два понятия.

Определения двух понятий

Следуя этим определениям, под объектом мониторинга подразумевается явление, проявляющее свое действия независимо от хода исследований студента. Предметом мониторинга является лишь часть от всего объекта. Однако предмет мониторинга может нести практическое и теоретическое значение для исследования.

Как правило, объект состоит из нескольких предметов, но большинство студентов совершают ошибку и рассматривают только один вид предмета. В итоге получается необъективная оценка всему объекту в целом. Для рассмотрения объекта необходимо предпринять ряд действий. Эти шаги станут предметами исследований.

Объектом принято обозначать то, что студент будет изучать. Это может быть организация либо исследование каких-либо социальных или психологических отношений. Имея на руках тему, а значит и цель, студенту необходимо найти объект для мониторинга.

Это можно сделать посредством изучения информационных и литературных источников. Данный процесс необходим для того, чтобы четко понять, соответствует ли найденный объект изучаемой науке. Изучая тему на примере конкретной организации, порой невозможно охватить всю сферу деятельности в целом. На этом этапе в свете появляется предмет исследования, например, какой-либо отдел.

1. В дипломной работе функциональным назначением предмета служит изучение свойств, узконаправленных характеристик, его многогранностей. Более четко это модно объяснить на отдельном примере. Изучая управление отелем, предметом его мониторинга становится отдел кадров. Дается полная характеристика предмету (отделу), указываются положительные и отрицательные стороны его функционирования.

При этом деятельность отдела можно рассматривать с нескольких сторон. В начале работы дается общее определение, в расширенной форме и постепенно в процессе написания дипломного проекта оно сужается, но не уменьшается по объему.

2. При изучении конкретной сферы ведения бизнеса, которая и станет объектом мониторинга, а вот правовая основана, на которой эта сфера деятельности осуществляется, становится предметом мониторинга.

3. На примере другой организации изучаются социальные отношения. Организация - это объект мониторинга, а кадровый отдел, а именно отношения между сотрудниками станет предметом исследования.

Если не осознать эти два понятия «объект» и «предмет» полностью, то в конечном результате в дипломной работе будет некорректно озвучена тема, то есть цель, которой, казалось бы, удалось достичь, окажется не достигнутой. В лучшем случае тема будет раскрыта, но не до конца. Это становится основной причиной, когда при защите дипломного проекта, по ее окончанию, студент слышит от членов комиссии, тема раскрыта не в полном объеме и требует дополнительных доработок.

* Существует еще ряд нюансов, не учитывая которые можно потерпеть фиаско. Например, процесс исследования предмета должен происходить только в ограниченных рамках выбранного объекта мониторинга.

* Объект мониторинга отвечает на вопрос «Что изучать?». Предмет мониторинга отвечает на вопросы: «Как проводить исследования?», «С чем связать данный процесс?», «Какие стороны изучаемого объекта станут интересными?» и так далее.

* Считается грубой ошибкой и даже нарушением, отсутствие логической мысли между предметом и объектом мониторинга.

* Кроме того, очень значимым моментом выступает актуальность исследуемых в равной степени и предметов и объекта. Их изучение должно быть интересным и обладать, как минимум толикой новизны. Потому не следует выбирать в качестве цели для дипломной работы тему, которая уже известна всем давно и является чуть ли не аксиомой. Рассчитывать на хорошую оценку в этом случае, студент не придется, даже несмотря на полное раскрытие темы.

* Члены комиссии знают о каверзности этих двух понятий и чаще всего вопросы, которые следуют после монолога будущего дипломника, касаются именно предметов, объекта, ну иногда целей и задач.

В случае возникновения вопросов по дипломной работе в целом и по отдельным моментам в частности, студент всегда имеет право обратиться за помощью к научному руководителю, который курирует весь процесс написания дипломного проекта.

Отличие предмета от объекта неуловимо. Оно всегда доставляет массу головной боли студентам. И кажется, что преподаватели всегда знают отличия предмета и объекта на зубок. В двадцатый раз они объясняют тебе, и всё вроде бы понятно, но когда принимаешься за очередной реферат, понимаешь, что опять забыл, чем же отличается предмет от объекта.

Определение

Объект и предмет зачастую являются взаимозаменяемыми словами, синонимами, но не всегда. Так, объект – более широкое понятие, является синонимом всего того, что существует. Например, какой либо процесс или конкретное явление, также это может быть и какой-то субъект или предмет. При этом предмет – это вещь, реально существующая. Важно то, что это не действие, и нечто неодушевлённое. Соответственно, понятие предмета уже понятия объекта.

Если мы будем говорить об исследовательской, научной деятельности, то здесь объект – это сфера изучения в самом широком смысле. Предмет – это нечто более конкретное, то, на чём сосредоточена именно эта работа. Так, например, природа может быть объектом деятельности как художника, который рисует пейзаж, так и ботаника, который изучает растения. При этом предметы их работ будут различаться: определённые земные ландшафты и пейзажи в первом случае и некоторые растения во втором. То есть, изучая наш предмет, мы больше узнаём об объекте.

Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы , исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.

Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.

Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.

Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность. Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.

В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее.

Предмет исследования

Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.

Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.

При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Для более полного понимания рассматриваемых категорий стоит рассмотреть примеры определения объекта и предмета исследования.

Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.

Пример 1. Дисциплина «Микроэкономика» имеет объектом изучения экономическую деятельность людей. Предметом изучения могут являться экономическое поведения людей, их экономические взаимоотношения и т.д.

Пример 2. Дисциплина «Микробиология». Объектом изучения микробиологии являются различные микроорганизмы. Предметом изучения могут быть рост, развитие и размножение этих микроорганизмов, их распространение и т.д.

Пример 3. Дисциплина «Микросоциология». Объектом изучения микросоциологии является семья, а предметом – семейное поведение. Объектом изучения информатики являются информационные системы, а предметом могут быть такие аспекты как программное обеспечение, аппаратное обеспечение и др.

Разница между объектом от предметом исследования

Для примера рассмотрим несколько вариантов определения объекта и предмета исследования в различных науках.

Предмет исследования тесно связан с темой научной и работы и, зачастую, повторяет ее в точности. Объект не так связан с темой исследования, поскольку это достаточно широкая сфера, исследовать которую можно с различных сторон.

Следует запомнить , что как более многогранное явление, объект является первичным. Предмет как часть системы, как частный аспект общего явления – вторичен. Формулирование предмета происходит более подробно и расширенно, тогда как при описании объекта можно обойтись двумя-тремя словами.

Объект и предмет исследования – в чём разница? обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру



Просмотров