Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Человек - разумное существо. Он выбирает жильё, еду и куда приложить силы. Однако, бессмысленно иметь свободу выбора, если твой выбор никто не оценит.

Мы нуждаемся в обществе. Природа наделила нас неизменной чертой - жаждой общения. Благодаря этой особенности, мы думаем не только о себе. В рамках семьи или целой планеты, человек принимает решения ради общего прогресса. Благодаря жажде общения мы толкаем мир вперёд .

Стоило нашим предкам спуститься с пальмы, они столкнулись с возрастающей враждебностью природы. Маленький примат не мог победить мамонта. Естественной шкуры недостаточно, чтобы согреться зимой. Спать на открытом воздухе опасно втройне.

Зарождающееся сознание понимало - выжить можно только сообща . Праотцы создали примитивный язык, чтобы понимать друг друга. Они собирались в общины. Общины делили на касты. На охоту ходили сильные и бесстрашные. Потомство растили мягкие и понимающие. Лачуги строили умные и практичные. Уже тогда человек занимался тем, к чему предрасположен.

Но природа давала лишь грубое сырьё. Из одних камней нельзя построить город. Камнями тяжело убить животное. Пращуры учились обрабатывать материалы, чтобы эффективнее работать и дольше жить.

В широком определении общество - приручившая природу часть природы, использующая волю и сознание для выживания.

В группе мы можем не распыляться на поверхностные знания. У каждого из нас свои склонности. Профессиональный сантехник и за миллионную зарплату не станет с удовольствием выращивать бонсай - мозги у него заточены технически. Союз позволяет нам заниматься любимым делом, а остальное доверить другим.

Теперь мы понимаем узкое определение общества - осознанное собрание личностей для работы ради общей цели .

Общество как динамическая система

Мы — винтики в общественном механизме. Цели определяет не кто-то один. Они приходят как общие потребности. Общество за счёт сил отдельных его членов решает бесконечный поток проблем. Поиск решений заставляет общество становиться лучше и порождает новые сложные проблемы. Человечество строит само себя, что характеризует общество как динамичную систему, способную саморазвиваться.

У общества сложная динамическая структура. Как и любая система, оно состоит из подсистем. Подсистемы в группе делятся по сферам влияния . Социологи отмечают четыре подсистемы общества :

  1. Духовная - отвечает за культуру.
  2. Политическая - регулирует отношения законами.
  3. Социальная - кастовое разделение: нация, класс, социальный слой.
  4. Экономическая - производство и распределение благ.

Подсистемы - это системы по отношению к отдельным их членам. Они работают, только когда все элементы на месте. Как подсистемы, так и отдельные части неразрывно связаны. Без производства и регулирования духовная жизнь теряет смысл. Без человека другому жизнь не мила.

Общественная система непрерывно движется. Её приводят в движение подсистемы. Подсистемы двигаются за счёт элементов. Элементы делятся на:

  1. Материальные — заводы, жилища, ресурсы.
  2. Идеальные — ценности, идеалы, убеждения, традиции.

Материальные ценности больше характеризуют подсистемы, тогда как идеальные - человеческая черта. Человек - единственный неделимый элемент в общественной системе. У человека есть воля, стремления и убеждения.

Система работает благодаря общению - социальным отношениям . Социальные отношения — главное связующее звено между людьми и подсистемами.

Люди играют роли. В семье мы играем примерного отца. На работе от нас ждут беспрекословного подчинения. В кругу друзей мы - душа компании. Мы не выбираем роли. Их диктует нам общество.

У каждого человека не одна личность , а сразу несколько. Каждая личность по-своему себя ведёт в разных ситуациях. Вы ведь не можете ругать начальника так же, как ребёнка, верно?

У животных фиксированная социальная роль: если вожак «сказал», что ты будешь спать снизу и есть последним, так будет всю жизнь. И даже в другой стае особь никогда не сможет принять роль вожака.

Человек универсален. Каждый день мы надеваем десятки масок. Благодаря этому мы легко приспосабливаемся к различным ситуациям. Вы главный, в чём разбираетесь. Вы никогда не станете требовать подчинения у грамотного лидера. Великолепный механизм выживания!

Учёные делят социальные отношения:

  • между отдельными личностями;
  • внутри группы;
  • между группами;
  • локальные (внутри помещения);
  • этнические (в рамках расы или нации);
  • в пределах организации;
  • институциональные (в границах социального института);
  • внутри страны;
  • международные.

Мы общаемся не только с кем хотим, но и по необходимости. Например, мы не хотим общаться с коллегой, но он сидит с нами в одном офисе. А работать мы должны. Поэтому отношения бывают :

  • неформальные - с друзьями и близкими, которых мы сами выбрали;
  • формализованные - с кем мы обязаны контактировать по необходимости.

Вы можете общаться с единомышленниками и с врагами. бывают:

  • кооперативными - отношениями сотрудничества;
  • конкурентными - противоборства.

Итоги

Общество - сложная динамичная система . Люди лишь однажды её запустили, и теперь она определяет каждый этап нашей жизни.

  • гибкость - регулирует все сферы жизни, даже если они ещё не появились;
  • подвижность - непрерывно меняется по необходимости;
  • сложный отлаженный механизм из подсистем и элементов;
  • самостоятельность - общество само создаёт условия для существования;
  • взаимосвязь всех элементов;
  • адекватная реакция на изменения.

Благодаря динамичному общественному механизму человек - самое живучее существо на планете. Ибо только человек меняет мир вокруг себя.

Видео

Из видео вы узнаете, что есть общество, его понятие и взаимосвязь человека и общества.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

ОБЩЕСТВО

Общество и природа

Культура и цивилизация

Важнейшие институты общества

общество – это определённая группа людей

Можно определить общество и как большую,



общества и природы.

Общество и природа

культуру

1. “Именно

встал вопрос о правовой защите природы .

Правовая защита природы

.

.

Общественные отношения

Важную роль в функционировании общества играют общественные отношения . Этим понятием обозначаются многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Материальные общественные отношения складываются в сфере производства, в ходе практической деятельности. Материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные (т.е. отношения между отдельными индивидами).

Эволюция и революция

Существует два основных пути изменений – эволюция и революция. Эволюция происходит от латинского слова “развёртывание” -

это медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния. Революция (от латинского поворот, изменение) – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

На первый взгляд революция отличается от эволюции только темпом изменений. Однако в философии существует точка зрения о взаимосвязи этих двух явлений: нарастание количественных изменений в развитии (эволюция) в конце концов приводит к качественному изменению (революция).

В этом отношении к эволюционному пути в общественном развитии близко понятие реформа . Реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы в марксизме противопоставлялись политической революции, как активному политическому действию народных масс, ведущему к переходу руководства обществом в руки нового класса. При этом более радикальным и прогрессивным путём преобразования в марксизме всегда признавались революции, а реформы рассматривались как половинчатые, мучительные для народных масс, преобразования, которые в большинстве были якобы обусловлены потенциальной угрозой революции. Революции неизбежны и закономерны в обществе, где не проводятся своевременные реформы.

Однако политические революции как правило ведут к большим социальным потрясениям и жертвам. Часть учёных вообще отказывали революциям в возможности созидательной деятельности. Так, один из историков XIX века сравнивал Великую французскую революцию с молотом, который лишь разбил старые глиняные формы, открыв миру уже отлитый колокол нового общественного строя. Т.е., по его мнению, новый общественный строй родился в ходе эволюционных преобразований, а революция лишь смела преграды для него,

С другой стороны, история знает реформы, которые приводили к коренным преобразованиям в обществе. Ф. Энгельс, например, называл “революцией сверху” реформы Бисмарка в Германии. “Революцией сверху” можно считать и реформы конца 80 - начала 90-х г.г. XX века, приведшие к изменению существующего строя в нашей стране.

Современные российские учёные признали равнозначность реформ и революций. При этом появилась критика революций, как крайне неэффективного, кровавого, изобилующего многочисленными издержками и приводящего к диктатуре пути. Более того, великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике “перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе”.

И реформы и революции лечат уже запущенную болезнь (первые – терапевтическими методами, вторые – хирургическим вмешательством. Поэтому необходимы постоянные инновации – как разовое однократное улучшение, связанное с повышением приспособляемости общества к меняющимся условиям. В этом смысле инновация похожа на профилактику возникновения болезни (т. е. социального противоречия). Инновации в этом отношении относятся к эволюционному пути развития.

Данная точка зрения исходит из возможностей альтернативности общественного развития . Ни революционный, ни эволюционный путь развития не может быть принят как единственно закономерный.

Культура и цивилизация долгое время отождествлялись. Однако Культура и цивилизация

уже в XIX веке научный смысл этих понятий различался. А в начале XX

столетия немецкий философ О. Шпенглер в своём труде “Закат Европы”

и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Различия между понятиями “культура” и “цивилизация” подчёркивали и другие мыслители. Так, Н. К. Рерих сводил различие культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с самоорганизацией духа, миром духовности, а цивилизацию - с гражданским, общественным устроением нашей жизни. Действительно, слово “культура” восходит к латинскому слову, означающему культивирование, возделывание, обработку. Однако к этому же корню (cult-) восходит и слово воспитание, почитание, а также культ (как поклонение и почитание чего-то). Слово “цивилизация” происходит от латинского civilis – гражданский, государственный, однако к этому же корню восходит и слово “горожанин, житель города”.

Культура – это ядро, душа, а цивилизация – оболочка, тело. П. К. Гречко считает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня – результата. Цивилизация обустраивает землю, нашу жизнь, делает её удобной, комфортной, приятной. Культура “ответственна” за постоянную неудовлетворённость достигнутым, поиск чего-то недостижимого, достойного прежде всего души, а не тела. Культура – это процесс гуманизации общественных отношений, человеческой жизнедеятельности, в то время как цивилизация – их постепенная, но неуклонная технологизация.

Без культуры цивилизация существовать не может, ибо система культурных ценностей есть тот признак, который отличает одну цивилизацию от другой. Однако культура – понятие многосложное, в него входит и культура производства, материальных отношений и политическая культура и духовные ценности. В зависимости от того, какой признак мы выделяем в качестве основного критерия, изменяется и деление цивилизаций на отдельные типы.

Типы цивилизации

В зависимости от своей концепции и выдвинутых критериев различные исследователи предлагают свои варианты типологии цивилизации.

Типы цивилизаций

Однако в публицистической литературе широко утвердилось деление на цивилизации западного (инновационного, рационалистического) и восточного (традиционного) типа . Иногда к ним добавляются ещё так называемые промежуточные цивилизации. Какие же черты их характеризуют? Рассмотрим это на примере следующей таблицы.

Основные черты традиционного общества и западного общества

Традиционное общество Западное общество
“Непрерывность” исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, “скачками”, разрывы между эпохами очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций
Неприменимость концепции линейного прогресса Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере материального производства
Отношения общества к природе строятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд
Основа экономической системы – общин- но-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики- частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между кастами, сословиями мало проницаемы Социальная мобильность населения высока, социальный статус человека может существенно меняться на протяжении жизни
Государство подчиняет себе общество, контролирует многие стороны жизни людей. Общность (государство, этнос, социальная группа) обладают приоритетом перед отдельным человеком Сложилось гражданское общество, во многом автономное от государства. Права личности приоритетны и закреплены конституционно. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай Особенной ценностью обладает готовность к изменениям, новациям

Современные цивилизации

В настоящее время на Земле существуют цивилизации разного типа. В отдалённых уголках планеты развитие ряда народов ещё сохранило в себе черты первобытного общества, где жизнь целиком подчинена природному циклу (Центральная Африка, Амазония, Океания и т.д.). Часть народов в своём образе жизни сохранили черты восточных (традиционных) цивилизаций. Влияние постиндустриального общества на эти страны отражается в нарастании кризисных явлений, нестабильности жизни.

Активная пропаганда средствами массовой информации ценностей постиндустриального общества, возведение их в ранг общечеловеческих ценностей вызывает определённую негативную реакцию со стороны традиционных цивилизаций, стремящихся не только сохранить свои ценности, но и возродить ценности ушедшего прошлого.

Так, к арабо-исламской цивилизации относят Иран, Афганистан, Пакистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию и др. Между отдельными исламскими странами и даже внутри этих стран обостряется борьба между сторонниками сближения с западной цивилизацией и исламскими фундаменталистами. Если первые допускают расширение светского образования, рационализацию жизни, широкое внедрение современных достижений науки и техники, то вторые считают, что основой (фундаментом) всех сфер жизни являются религиозные ценности ислама и занимают агрессивную позицию по отношению к любым новшествам и заимствованиям от западной цивилизации.

К индо-буддийской цивилизации можно отнести Индию, Монголию, Непал, Тайланд и др. Здесь преобладают традиции индуизма, буддизма, характерна религиозная терпимость. В этих странах с одной стороны сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой – значительная часть населения живёт ценностями традиционного общества.

К дальневосточно-конфуцианской цивилизации относят Китай, Корею, Японию и др. Здесь преобладают культурные традиции даосизма, конфуцианства и синтоизма. Несмотря на сохранившиеся традиции, эти страны в последние годы сближаются и развитыми западными странами (особенно в экономической сфере).

К какому же типу цивилизационного развития можно отнести Россию? В науке существует несколько точек зрения по этому поводу:

Россия – европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;

Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не западная, а евразийская цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный характер духовных ценностей;

Россия – внутренне расколотая, “маятниковая” цивилизация, для которой характерно постоянное противоборство западных и восточных черт. В её истории чётко отмечаются циклы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;

Чтобы определить какая точка зрения более объективна, обратимся к характеристике западной цивилизации. Исследователи считают, что внутри неё существуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т. д.). Современная западная цивилизация – это постиндустриальная цивилизация. Её особенности определяются последствиями научно-технической революции (НТР), происшедшей в 60-70-х г.г. XX века.

Глобальные проблемы

Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.

Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.

Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:

  1. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” - 2001.
  3. Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  4. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
  7. Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.

ОБЩЕСТВО

Общество как динамичная система

Общество и природа

Культура и цивилизация

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Важнейшие институты общества

Многообразие путей и форм общественного развития

Проблема общественного прогресса

Целостность современного мира, его противоречия

Глобальные проблемы человечества

Понятие “общество” многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей.

С социологической точки зрения общество – это определённая группа людей , объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов).

Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.).

Этнографический смысл понятия “общество” акцентирует внимание на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).

Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.).

Что же объединяет вышеприведённые трактовки общества?

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).

Общество как сложная динамическая система

Вообще системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, груду кирпичей нельзя назвать системой, а вот построенный из них дом – это система, где каждый кирпич занимает своё место, взаимосвязан с другими элементами, имеет своё функциональное значение и служит общей цели – существованию прочного, тёплого, красивого здания. Но здание – это пример статичной системы. Ведь дом не может сам по себе совершенствоваться, развиваться (он может лишь обрушиться, если нарушатся функциональные связи между элементами – кирпичами).

Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.

Так и общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Существует и широкая, философская точка зрения на общество.

Общество – это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе), живёт и развивается по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество – это совокупность форм объединения людей, “коллектив коллективов”, всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.

Исходя именно из этой широкой трактовки рассмотрим взаимосвязь общества и природы.

Общество и природа

И общество и природа – это часть реального мира. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество выступает её частью. Но нередко словом “природа” обозначают естественную среду обитания людей. При таком понимании природы общество можно рассматривать как обособившуюся от неё часть реального мира, Но общество и природа не потеряли своей взаимосвязи. Эта взаимосвязь существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.

Когда-то в первобытные времена небольшие общества охотников и собирателей полностью зависели от катаклизмов природы. Пытаясь защититься от этих катаклизмов люди создали культуру , как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (т.е. не природное) происхождение. Ниже мы ещё не раз будем говорить о многообразии понятия “культура”. Сейчас подчеркнём, что культура- это то, что создано обществом, но противоположно естественной среде, природе. Так, изготовление первых орудий труда, навыки добычи огня – это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства – это тоже плоды культуры (само слово культура происходит от лат. “обработка почвы”, “возделывание”).

1. “Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру , призванную между прочим сделать возможной нашу общественную жизнь. – писал З. Фрейд. – В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование – защита нас от природы”.

2. По мере развития культурных достижений общество уже не настолько зависело от природы. При этом общество не приспосабливалось к природе, а активно изменяло окружающую среду, преобразуя её в своих интересах . Это изменение природы привело к впечатляющим результатам. Вспомним тысячи видов окультуренных растений, новые виды животных, осушенные болота и цветущие пустыни. Однако общество, преобразуя природу, подвергая её культурному воздействию, часто руководствовалось сиюминутными выгодами . Так, первые экологические проблемы стали возникать ещё в древности: полностью исчезли многие виды растений и животных, большая часть лесов в Западной Европе была вырублена ещё в средневековье. В ХХ веке негативное воздействие общества на природу стало особо ощутимым. Сейчас речь идёт об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению и природы и общества. Поэтому встал вопрос о правовой защите природы .

Под охраной окружающей природной среды понимается сохранение такого её качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых – сохранение биологического разнообразия планеты.

Правовой защитой природы занимается экологическое право. Экология (от сло “экос” - дом, местопребывание; и “логос” знание) – это наука о взаимодействии человека и общества с природной средой обитания.

Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя ряд положений Конституции, 5 федеральных законов об охране окружающей природной среды, 11 природоресурсных законодательных актов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

Правовая защита природы

Так в Конституции Российской Федерации в ст. 42 говорится о праве каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии. Статья 58 говорит об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам России.

Правовой защите природы посвящены федеральные законы “Об охране окружающей природной среды” (1991г.), “Об экологической экспертизе” (1995г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.) и т.д. Предпринимаются попытки заключения международного договора о защите природы. 12 декабря 1997 года был подписан в городе Киото Международный протокол о регулировании выбросов промышленных отходов в атмосферу (Киотский протокол).

Таким образом, отношения природы, общества и культуры можно обозначить так:

общество и природа во взаимосвязи образуют материальный мир. Однако общество обособилось от природы, создав культуру, как вторую искусственную природу, новую среду обитания. Однако, даже оградив себя от природы своеобразной границей культурных традиций, общество не в состоянии разорвать связи с природой.

В. И. Вернадский писал о том, что с появлением и развитием общества биосфера (земная оболочка, охваченная жизнью) переходит в ноосферу (область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью) .

Природа и сейчас оказывает активное воздействие на общество. Так, А. Л. Чижевский установил зависимость между циклами активности Солнца и социальными потрясениями в обществе (войны, восстания, революции, социальные преобразования и т.д.). О воздействии природы на общество писал Л. Н. Гумилёв в своей работе “Этногенез и биосфера Земли”.

Взаимосвязь общества и природы мы видим в разнообразных проявлениях. Так, улучшение агротехнических приёмов возделывания почвы приводит к повышению урожайности, но увеличение загрязнения воздуха промышленными отходами может привести к гибели растений .

Общество является сложной динамической системой.

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

II. Общество в широком смысле этого слова:

1. Любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Сфера общества – это определённая область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

4 сферы (подсистемы) общества:

1.Экономическая – включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

2.Социальная сфера – включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества, а также деятельность по обеспечению социальных гарантий.

Элементы социальной сферы: конкретные люди, занимающие то или иное положение в обществе; общности людей, классы, сословия, нации.

3.Политическая сфера связана с понятием власти.

4.Духовная сфера – включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. (Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, философия)

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Система – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определённую целостность.

Общество как система:

1. наличие сфер и социальных институтов, различных способов взаимодействия людей;

2. взаимодействие элементов, связь всех сфер жизни общества;

3. меняет свои формы, развивается, сохраняя при этом свою сущность;

4. самодостаточность(способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);

5. самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов)

Черты общества как динамичной системы:

1. способность к саморазвитию,

2. постоянные изменения,

3. возможность деградации отдельных элементов

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

Что общего у общества и природы?

1. Изменяются во времени.

2. Имеют признаки системности.

3. Подчиняются объективным законам развития.

3. Имеют сложное строение.

Чем общество отличается от природы?

1. Является творцом культуры

2. Является частью материального мира

3.Является этапом исторического развития человечества.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки Объект науки
Политология Политическая система
Социология Общество как система
Этика Нормы морали
Эстетика Законы искусства
История Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
Экономика Экономическая сфера
Антропология Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас
Демография Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция
Психология Поведение человека, процессы восприятия, мышления, сознания
Культурология Культура как целостность
Правоведение Государственно-правовая действительность
Философия Отношение человека к миру
Этнография Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание №1

Согласны ли Вы с высказыванием философа Сенеки? Аргументируйте свою точку зрения, используя термины и понятия из курса обществознания.

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Задание №2

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

А)целостность

Б)система

В)общество

Г)социальные блага

Е)производство

Ж)культура

З)социальные институты

И)деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в тетрадь по обществознанию.

номер вопроса 1 2 3 4 5 6
вариант ответа

Новости и общество

Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса

26 июня 2014

Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся социальной сферы. Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.

Общество

Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.

Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.

Признаки общества

Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.

Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.

Видео по теме

Элементы

Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если общество как динамичную систему отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. Политическая сфера отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.

Социальный институт

Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. Социальные институты существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.

Факторы

Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.

Пути развития

Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.

О БЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА

Как отмечалось выше, объектом и предметом исследования социологии как науки является общество и протекающие в нем многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи и соперничества людей, объединенных в большие и малые социальные группы и общности - национальные, религиозные, профессиональные и т. п.

Краткое изложение данной темы необходимо начать с того, что собой представляет человеческое общество; каковы его отличительные признаки; какую группу людей можно назвать обществом, а какую - нет; каковы его подсистемы; в чем суть социальной системы.

При всей внешней простоте понятия «общество», ответить на поставленный вопрос однозначно невозможно. Ошибочным было бы рассматривать общество как простую совокупность людей, индивидов с их некими изначальными качествами, которые проявляются лишь в социуме, или как абстрактную, безликую целостность, в которой не учитывается своеобразие индивидов и их связей.

В повседневной жизни это слово употребляется достаточно часто, широко и многозначно: от небольшой группы людей до всего человечества (анатомическое общество, хирургическое общество, Белорусское общество потребителей, общество анонимных алкоголиков, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, общество землян и др.).

Общество - это достаточно абстрактное и многогранное понятие. Оно изучается различными науками - историей, философией, культурологией, политологией, социологией и др., каждая из которых исследует только ей присущие стороны и процессы, происходящие в обществе. Наиболее простое его толкование - это человеческая общность, которую образуют люди, живущие в ней.

Социология дает несколько подходов в определении общества.

1. Известный русско-американский социолог П. Сорокин, например, считал: для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей с определенной связью взаимодействия (семья). Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления.

Общество - это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей. «Какую бы социальную группу мы ни взяли - будет ли ею семья, класс, партия, религиозная секта или государство, - писал

П. Сорокин, - все они представляют собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими». Все бесконечное море человеческого общения состоит из процессов взаимодействия: односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых.

Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия. Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство. Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц, как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих людей. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя один с другим, образуют воду, резко отличающуюся от простой суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.

2. Общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, целями, потребностями или взаимными связями и видом деятельности. Но и это определение общества не может быть полным, так как в одном обществе могут быть люди с разными, а иногда и противоположными интересами и потребностями.

3. Общество - это объединение людей, обладающее следующими критериями:

– общность территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия индивидов данного общества (белорусское общество, китайское общество

и др.);

его целостность и устойчивость, так называемое «коллективное единство» (по П. Сорокину);

определенный уровень развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей;

самовоспроизводство (хотя оно может увеличивать свою численность и в результате миграционных процессов) и самообеспечение, гарантируемое определенным уровнем развития экономики (в т. ч. и за счет импортных поставок).

Таким образом, общество - это сложноорганизованная, целостная, саморазвивающаяся система социальных взаимодействий между людьми

и их общностями - семейными, профессиональными, религиозными, этнонациональными, территориальными и т. п.

Общество как сложная, динамичная система обладает определенными признаками, структурой, этапами исторического развития.

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, специфику их отношений и взаимодействий (в отличие от групповых форм взаимодействия в животном мире). Человек как личность может сформироваться только среди себе подобных в результате его социализации.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность социально-психических взаимодействий между людьми, присущих только человеческому обществу.

3. Важным признаком общества является территория и ее природноклиматические условия, где происходят различные социальные взаимодействия. Если взять для сравнения способ производства материальных благ, образ жизни, культуру и традиции разных народов (например, цен- трально-африканских племен, малых этнических групп крайнего Севера или жителей средней полосы), то станет понятно огромное значение тер- риториально-климатических особенностей для развития того или иного общества, его цивилизованности.

4. Осознание людьми происходящих в обществе изменений и процессов в результате их деятельности (в отличие от природных процессов, независимых от воли и сознания людей). Все, что происходит в обществе, осуществляется только людьми, их организованными группами. Они создают специальные органы для осуществления саморегуляции общества - социальные институты.

5. Общество обладает сложной социальной структурой, состоящей из разных социальных слоев, групп и общностей. Они различаются между собой по многим параметрам: уровню доходов и образования, отношению

к власти и собственности, принадлежностью к разным религиям, политическим партиям, организациям и т. п. Они находятся в сложных и разнообразных отношениях взаимосвязи и постоянного развития.

Тем не менее, все вышеназванные признаки общества взаимодействуют между собой, обеспечивая целостность и устойчивость его развития как единой и сложноорганизованной системы.

Общество подразделяется на структурные компоненты, или подсистемы:

1. Экономическая подсистема.

2. Политическая подсистема.

3. Социокультурная подсистема.

4. Социальная подсистема.

Рассмотрим данные структурные компоненты подробнее:

1. Экономическая подсистема общества (часто называемая экономической системой) включает производство, распределение, обмен товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое

стимулирование различных видов деятельности, банковские, кредитные

и другие, подобные им, организации и учреждения (изучается студентами

в курсе экономической теории).

2. Политическая подсистема (или система) представляет собой всю совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность органов государственного управления, политических партий

и общественно-политических организаций, наличие политических прав

и свобод граждан, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп. С этой системой студенты знакомятся в курсе политологии.

3. Социокультурная подсистема (или система) включает в себя образование, науку, философию, искусство, мораль, религию, организации

и учреждения культуры, средства массовой информации и т. п. Изучается она в таких учебных курсах, как культурология, философия, эстетика, религиоведение, этика.

4. Социальная подсистема - это форма жизнедеятельности людей, которая реализуется в развитии и функционировании социальных институтов, организаций, социальных общностей, групп и отдельных личностей и объединяет все остальные структурные компоненты общества. Она является предметом исследования социологии.

Взаимодействие основных подсистем общества можно представить

в виде схемы (рис. 3).

Общество как целостная система

Рис. 3. Структура общества

Социальная подсистема общества в свою очередь включает в себя следующие структурные компоненты: социальную структуру, социальные институты, социальные отношения, социальные связи и действия, социальные нормы и ценности и т. д.

Существуют иные подходы в определении структуры общества как социальной системы. Так, американский социолог Э. Шилз предложил изучение общества как определенной макроструктуры, основными эле-

ментами которой являются социальные общности, социальные организации и культура.

В соответствии с этими компонентами, общество необходимо рассматривать в трех аспектах:

1) как взаимосвязь множества индивидов. В результате взаимосвязи множества индивидов формируются социальные общности. Именно они являются главной стороной общества как социальной системы. Социальные общности - это реально существующие совокупности индивидов, образующие определенную целостность и обладающие самостоятельностью в социальных действиях. Они возникают в процессе исторического развития общества и характеризуются многообразием видов и форм.

Наиболее значимыми являются социально-классовые, социальноэтнические, социально-территориальные, социально-демографические и т. п. (подробнее - в отдельных темах пособия).

Формы взаимодействия между людьми в социальных общностях различны: индивид – индивид; индивид – социальная группа; индивид – общество. Они формируются в процессе трудовой, практической деятельности людей и представляют собой поведение индивида или социальной группы, значимое для развития социальной общности в целом. Такое социальное взаимодействие субъектов определяет социальные связи между индивидами, между индивидами и внешним миром. Совокупность социальных связей является основой всех социальных отношений в обществе: политических, экономических, духовных. В свою очередь, они служат фундаментом для функционирования политической, экономической, духовной и социальной сфер (подсистем) жизнедеятельности общества.

В то же время все сферы жизни общества, любая социальная общность не могут успешно функционировать, а тем более развиваться без упорядочения, регулирования отношений между людьми в процессе их практической деятельности и поведения. Для этого общество выработало своеобразную систему такого регулирования и организации общественной жизни, его «инструменты» - социальные институты. Они представляют собой определенную совокупность учреждений - государство, право, производство, образование и др. В условиях стабильного развития общества социальные институты выполняют роль механизмов согласования общих интересов различных групп населения и индивидов;

2) второй важнейшей стороной общества как социальной системы является социальная организация. Она означает ряд способов регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп для достижения определенных целей общественного развития. Иначе говоря, социальная организация - это механизм интеграции действий индивидов и социальных общностей в рамках той или иной социальной системы. Ее элемента-

ми являются социальные роли, социальные статусы индивидов, социальные нормы и социальные (общественные) ценности (в отдельной теме).

Совместная деятельность индивидов, распределение социальных статусов и социальных ролей невозможны без определенного управляющего органа в рамках социальной организации. Для этих целей формируются организационно-властные структуры в виде администрации, а также управленческое звено в виде менеджеров и специалистов-руководителей. Возникает формальная структура социальной организации с различными социальными статусами, с административным разделением труда по принципу «руководители – подчиненные»;

3) третьей составляющей общества как социальной системы является культура. В социологии под культурой понимают систему социальных норм и ценностей, закрепленных в практической деятельности людей,

а также саму эту деятельность. Главным связующим звеном социальной

и культурной систем выступают ценности. Их задача - служить поддержанию образца функционирования социальной системы. Нормы в социологии являются преимущественно социальным феноменом. Они выполняют в основном функцию интеграции, регулируют огромное количество процессов, содействуют внедрению нормативных ценностных обязательств. В цивилизованных, развитых обществах основой социальных норм является правовая система.

В центре внимания социологии стоит вопрос о социальной роли культуры в обществе - в какой степени те или иные социальные ценности способствуют гуманизации общественных отношений, формированию всесторонне развитой личности.

О СНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, ЕГО ТИПЫ И КОНЦЕПЦИИ

Как отмечалось выше, общество является постоянно развивающейся, динамичной системой. В ходе такого развития оно проходит ряд исторических этапов и типов, характеризуемых особыми отличительными признаками. Ученые-социологи выделили несколько основных типов общества.

1. Марксистская концепция развития общества, предложенная в середине XIX в. Марксом и Энгельсом, исходит из главенствующей роли способа производства материальных благ в определении типа общества. Согласно этому, Маркс обосновал наличие пяти способов производства

и соответствующих им пяти общественно-экономических формаций, последовательно сменяющих одна другую в результате классовой борьбы

и социальной революции. Это первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая формации. Хотя известно, что ряд обществ не прошли в своем развитии те или иные стадии.

2. Западные социологи второй половины XIX – середины XX вв. (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби и др.) считали, что в мире существуют всего два типа обществ:

а) традиционное (т. н. военная демократия) - это аграрное общество

с примитивным производством, малоподвижной иерархической социальной структурой, властью земельных собственников, собранием вооруженных воинов; неразвитой наукой и техникой, незначительными накоплениями;

б) индустриальное общество, которое складывается постепенно, приходит на смену традиционному в результате великих географических и научно-технических открытий. Начинается медленный рост технического прогресса, увеличение производительности сельскохозяйственного труда, появление слоя купцов, торговцев, формирование централизованных государств. Первые буржуазные революции в Европе приводят к возникновению новых социальных слоев, а также к зарождению идеологии либерализма и национализма, демократизации общества. Исторические рамки этого типа общества - от эпохи неолита до индустриальной революции, осуществляемые в различных странах и регионах в разное время.

Для индустриального общества характерны:

урбанизация, увеличение доли городского населения до 60–80 %;

ускоренный рост промышленности и сокращение сельского хозяйства;

внедрение достижений науки и техники в производственные процессы и повышение производительности труда;

появление новых отраслей производства в результате научнотехнического прогресса;

увеличение доли накоплений капитала в ВВП и инвестирование их в развитие производства (15–20 % ВВП);

изменение структуры занятости населения (увеличение доли рабочих, занятых умственных трудом за счет сокращения неквалифицированного, физического);

рост объема потребления.

3. Со второй половины XX в. в западной социологии появились концепции трёхстадийной типологии общества. Р. Арон, З. Бжезинский, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др. исходили из того, что человечество в своем историческом развитии проходит три основных этапа и типа обществ (цивилизаций):

а) доиндустриальное (аграрно-ремесленное) общество, главное богатство которого - земля. В нем господствует простое разделение труда, мануфактурное производство. Основная цель такого общества - власть, жесткая авторитарная система. Основные его институты - армия, цер-

ковь, сельское хозяйство. Господствующие социальные слои - знать, духовенство, воины, рабовладельцы, позже - феодалы;

б) индустриальное общество, главное богатство которого - капитал, деньги. Для него характерно крупное машинное производство, научнотехнический прогресс, развитая система разделения труда, массовое производство товаров на рынок, развитие СМИ и т. п. Господствующий слой - промышленники, бизнесмены.

в) постиндустриальное (информационное) общество приходит на смену индустриальному. Главная ценность его - знания, наука, производящая информацию. Главный социальный слой - ученые. Постиндустриальное общество характеризуется появлением новых средств производства: информационно-электронных систем с миллиардами операций в секунду, компьютерной техники, новых технологий (генная инженерия, клонирование и т. п.); использование микропроцессоров в промышленности, сфере услуг, торговли и обмена; резкое сокращение доли сельского населения и увеличение занятости в сфере сервиса и т. д. Соотнешение различных типов общества представлено в табл. 1.

Таблица 1

Различия между традиционным, индустриальным

и постиндустриальным типами общества

Признаки

Тип общества

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

(аграрное)

Натуральное

Товарное хозяйство

Развитие сферы

хозяйствования

хозяйство

услуг, потребления

Преобладающая

Аграрное

Промышленное

Производство

сфера экономики

производство

производство

информации

Ручной труд

Механизация иавто-

Компьютеризация

способ труда

матизацияпроизвод-

производства

стваиуправления

и управления

Главные социаль-

Церковь, армия

Промышленные

Образование,

ные институты

корпорации

университеты

Священники,

Бизнесмены,

Ученые, менеджеры-

социальные слои

феодалы, знать

предприниматели

консультанты

Способ политиче-

Военная демокра-

Демократия

Гражданское

ского управления

тия, деспотичное

общество,

управление

самоуправление

Главный фактор

Физическая власть,

Капитал, деньги

управления

божественная власть

Основные

Между высшими

Между трудом

Между знанием

противоречия

и низшими

и капиталом

и незнанием,

сословиями

некомпетентностью

Олвин Тоффлер и другие западные социологи утверждают, что развитые страны с 70–80-х гг. ХХ в. переживают новую технологическую

революцию, ведущую к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальных цивилизаций.

Теория индустриального и постиндустриального общества объединяет в себе пять тенденций социального развития: технизации, информатизации, усложнения общества, социальной дифференциации и социальной интеграции. О них речь пойдет ниже, в отдельных главах данного издания.

Однако надо иметь в виду, что все вышесказанное касается развитых стран. Все остальные, в т. ч. Беларусь, находятся на индустриальной стадии (или в доиндустриальном обществе).

Несмотря на привлекательность многих идей постиндустриального общества, проблема его формирования во всех регионах мира остается открытой в силу исчерпаемости многих ресурсов биосферы, наличия социальных конфликтов и т. п.

В западной социологии и культурологии выделяется также теория циклического развития общества, авторами которой являются О. Шпенглер, А. Тойнби и др. Она исходит из того, что эволюция общества рассматривается не как прямолинейное движение к его более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения (циклическую концепцию развития общества можно рассматривать по аналогии с жизнью отдельного человека - рождение, развитие, расцвет, старость и смерть).

Особый интерес у наших студентов вызывает «теория здорового общества», созданная немецко-американским психологом, врачом и социологом Эрихом Фроммом (1900–1980 гг.). Эмигрировав из Германии в США в 1933 г., он много лет работал практикующим врачом-психо- аналитиком, позже занялся научной деятельностью, с 1951 - стал профессором университета.

Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Фромм разработал концепцию создания гармоничного здорового общества при помощи методов социальной терапии.

Основные положения теории здорового общества.

1. Разрабатывая целостную концепцию личности, Фромм выяснил механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов

в процессе ее формирования.

2. Здоровье общества он выводит из здоровья его членов. Понятие здорового общества Фромма отличается от понимания Дюркгейма, который допускал возможность наличия в обществе аномии (т. е. отрицания его членами основных социальных ценностей и норм, ведущих к соци-

альной дезинтеграции и последующему девиантному поведению). Но Дюркгейм относил это только к индивиду, но не к обществу в целом. И если допустить, что девиантное поведение может быть свойственно

большинству членов общества и привести к господству деструктивного поведения, то мы получаем больное общество. Этапы «заболевания» следующие: аномия → социальная дезинтеграция → девиация → деструкция

→ распад системы.

В противовес Дюркгейму Фромм называет здоровым такое общество,

в котором люди развили бы свой разум до такой степени объективности, которая позволяет им видеть себя, других людей и природу в их истинной реальности, отличать добро от зла, делать свой собственный выбор. Это означало бы общество, члены которого развили в себе способность любить своих детей, семью, других людей, себя, природу, чувствовать единение с ней, и в то же время - сохранить чувство индивидуальности, целостности и превосходить природу в творчестве, а не в разрушении.

Намеченной им цели, считал Фромм, пока удалось достичь меньшинству. Задача состоит в том, чтобы большинство общества превратить

в здоровых людей. Идеал здорового общества Фромм видит в преобразовании всех сфер общественной жизни:

в экономической области должно быть самоуправление всех работающих на предприятии;

следует уравнять доходы до такой степени, чтобы обеспечить достойную жизнь различным социальным слоям;

в политической сфере необходима децентрализация власти с созданием тысяч небольших групп с межличностными контактами;

изменения должны одновременно охватить все другие области, т. к. перемены только в одной разрушительно действуют на изменения

в целом;

человек не должен быть средством, используемым другими или самим собой, а ощущать себя субъектом своих сил и возможностей.

Достаточно интересна и теория социального изменения общества Т. Парсонса. Он исходит из того, что эволюции подвержены различные системы общества: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются только те, которые происходят в культурной системе. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют в своей основе и само общество. Примеров тому огромное множество.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что все научнотехнические и технологические радикальные изменения влекут за собой перевороты и в других сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются социальными революциями, как утверждали Маркс, Энгельс, Ленин. Классовые интересы, естественно, существуют, противоречия - тоже, однако наемные работники вынуждают владельцев собственности идти на уступки, повышать зарплату, увеличивать доходы, а значит

и поднимать жизненный уровень и благосостояние. Все это ведет к снижению социальной напряженности, сглаживанию классовых противоречий и отрицанию неизбежности социальных революций.

Общество как социальная, динамично развивающаяся система всегда было, есть и будет наиболее сложным и привлекающим внимание социологов объектом изучения. По степени сложности оно может сравниться только с человеческой личностью, индивидом. Социум и индивид неразрывно связаны между собой и взаимоопределяются одно через другое. В этом заключается методологический ключ к исследованию других социальных систем.

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что означает человеческое общество?

2. Каковы основные подходы в определении понятия «общество»?

3. Назовите основные признаки общества.

4. Дайте характеристику ведущих подсистем общества.

5. Изложите структурные компоненты социальной системы общества.

6. Какие теории развития общества вы можете назвать?

7. Охарактеризуйте суть «теории здорового общества» Э. Фромма.

Литература

1. Американская социологическая мысль. М., 1994.

2. Бабосов, Е. Общая социология / Е. Бабосов. Минск, 2004.

3. Горелов, А. Социология / А. Горелов. М., 2006.

4. Луман, Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. М., 1998.

6. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т. 1, 2.

7. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. М., 1992.



Просмотров