Организационно-правовые основы нотариальной деятельности. Нотариальное право

Раздел 1. Законодательные и иные нормативные акты

  • 1.1 Конституция Российской Федерации 1993 г.: Принята 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. литер.,1994
  • 1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая и третья. - М.: Юрайт-М, 2002. - 462 с.
  • 1.3 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - №10. - Ст.357
  • 1.4 Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» в редакции Федерального закона № 226-ФЗ от 31 декабря 1995 года (Собрание законодательства РФ, 1996, № 1, ст.19.)
  • 1.5 Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17 июня 1997 года.
  • 1.6. Государственный нотариат: Сборник нормативных актов. - М.: Юридическая литература, 1989.
  • 1.7 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 07 мая 1996 г. № 171 «О нотариальной деятельности в Республике Марий Эл»/ ГАРАНТ - справочная правовая система. ГАРАНТ 5.1
  • 1.8 Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. - М.,1987

Раздел 2. Специальная литература

  • 2.1 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. - М., 1996.
  • 2.2 Алферов И.А. Нотариат на современном этапе.//Нотариус.2001г. №1.
  • 2.3 Виноградова Р.И., Лесницкая Л.Ф., Пантелеева И.В.Нотариат в вопросах и ответах. - М., «Юридическая литература», 1994 г.;
  • 2.4 Воложина В.П., Комиссаров П.И., Решетникова И.В., Ярков В.В. Учебник Правовые основы нотариальной деятельности. - М.: Бек, 1994г.
  • 2.5 Вы пришли к нотариусу. «Российская газета», библиотека. - М., 1997 г., №21,
  • 2.6 В.Н. Аргунов Правовые основы нотариальной деятельности, - М., 1994г.
  • 2.7 Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован.// Российская юстиция", 2000, № 1
  • 2.8 Голованов В. Г. Развитие нотариата в постсоциалистическом государстве (Опыт Республики Беларусь) // Государство и право, 2001.- № 4
  • 2.9 Гражданский процесс. Учебник. - М., 1996г.
  • 2.10 Долгов М.А. Большая история нотариата //Нотариус. - 2000. - №3.
  • 2.11 Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия// Российская юстиция. - 1998. - №6.
  • 2.12 Казаневич И.Л. Проблемы реформирования нотариата в РФ. - 2002. - №2.
  • 2.13 Концепция развития российского нотариата// Нотариус. - 1998. - №2.
  • 2.14 Ляпидевский Н. История нотариата// Нотариальный вестник. - 1997. - № 3.
  • 2.15 Михайлова Е.П., Таранина И. В. Справочник по нотариату.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000.
  • 2.16 Нотариат в СССР: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Юрид.лит., 1990. - 207 с.
  • 2.17 Нотариат, Н. Полтавская, В. Кузнецов, курс лекций, М., 1999 г.;
  • 2.18 О.Хыштикуев. Министерство юстиции и нотариат.// Российская юстиция. 1999. - № 11.
  • 2.19 Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариально право. М., 2001г.
  • 2.20 П.П. Глущенко, А.М. Седов. Основы нотариальной деятельности, учебное пособие, - СПб, 1999 г.;
  • 2.21 Программа развития нотариата в России (Проект)//Нотариус. 2001. №1.
  • 2.22 Репин В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика). - М.: Юрид.лит., 1994. - 288 с.
  • 2.23 Российский нотариат: реалии, концепция, законодательство //Российская юстиция. 1997. №11
  • 2.24 Судебная практика по гражданским делам с участием нотариусов, рассмотренным в 2000-2001 гг.//Нотариальный вестник. - 2002. - №4
  • 2.25 Так это было в России и в других странах// нотариальный вестник. - 1997. - №1.
  • 2.26 Тихенко А. Все усилия нотариусов - на службу праву// Нотариальный вестник. - 1998. - №№7, 8.
  • 2.27 Треушников М.К. Современные проблемы гражданского и нотариального процесса./Нотариальный вестник. 1998. №9.
  • 2.28 Юдельсон К.С. Советский нотариат. Отв.редВ.И.Ширвинский. - М.: Госюриздат, 1959.
  • 2.29 Ярков В.В. Нотариат в правовой системе России// Нотариус. - 1997. - №2.
  • 2.30 Ярков В.В. Будущее нотариата: попытка прогноза// Российская юстиция. - 1999. - №11.

Вопрос 1. Понятие нотариата

Органы нотариата появились с развитием гражданского оборота, так как эти органы стали неотъемлемой частью при совершении сделок. Органы нотариата призваны закреплять приобретенные права в юридической форме.

Нотариат – это система государственных органов и частных нотариусов, на которых законом возложено выполнение нотариальных действий:

– удостоверение бесспорного права;

– удостоверение бесспорных фактов;

– исполнительные надписи;

– охранительные нотариальные действия.

Все эти действия призваны обеспечивать охрану и защиту бесспорных прав и интересов.

Участники нотариального производства наделены равными правами и обязанностями, которые составляют содержание нотариальных процессуальных правоотношений и гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а также обеспечивают реализацию нотариальной функции.

Нотариальные действия на территории РФ призваны осуществлять: государственные нотариусы, частные нотариусы, должностные лица исполнительных органов власти, должностные лица консульских учреждений РФ, и иные лица, наделенные такой компетенцией.

Вопрос 2. История развития нотариата

Свое развитие нотариат получил в Италии в середине VIII в. В то время под действием нотариальных органов подразумевался институт табеллионов (tabelliones, или notarii) – лиц, занимавшихся под контролем государственной власти сочинением юридических актов.

Лишь в конце XIX в. во Франции Карл Великий установил нотариат, неразрывно связанный с магистратурой, так как нотариус составлял договоры и отдавал их на подпись судье. Позже нотариус стал держателем Государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры.

Стать нотариусом могло только лицо, проработавшее не менее 6 лет в нотариальной конторе. После этого необходимо было сдать специальный квалификационный экзамен.

В полномочия нотариусов входили: освидетельствование всех актов и договоров, составление описи имущества, выдача разного рода свидетельств, совершение публичных продаж. Поэтому к этой должности допускались только «благонадежные» лица, внесшие залог, размер которого зависел от доходности конторы. Нотариальные акты имели доказательную силу и исполнялись без особого судебного решения.

В России начало развития института нотариата получило в XVI–XVII вв. нашего столетия в Указе о профессиональных писцах, систематизированном Уложением 1649 г. царя Алексея Михайловича.

Первые нотариальные акты стали заключаться в XIV–XV вв. Нотариусы на рынках регистрировали сделки в присутствии свидетелей, за совершение которых сбирались пошлины и сборы.

В 1649 г., в период правления царя Алексея Михайловича, по статьям Соборного уложения «писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе денег или хлеба (в деревнях на суммы не свыше 10 рублей), сговорные свадебные записи и духовные завещания. Остальные юридические акты должны были составляться площадными подьячими.

В 1866 г. нотариальное право претерпело ряд изменений на основе реформ. Положение о нотариате получило силу закона, по которому нотариусы числились на государственной службе без права занимать какую-либо иную должность.

Сфера юрисдикции нотариуса распространялась только на округ окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Лицо, желающее стать нотариусом, должно было пройти собеседование в комиссии, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса, после чего внести определенный залог в окружной суд.

Из этого залога удовлетворялись взыскания по должности и частные долги нотариуса.

Уволить нотариуса мог только старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда или по решению суда.

Нотариус по добровольному соглашению с обратившимся к нему лицом взимал плату в свою пользу. В случае отсутствия соглашения об оплате услуг нотариуса услуги нотариуса оплачивались по таксе, устанавливаемой с высочайшего утверждения министерством юстиции совместно с министерством внутренних дел и министерством финансов.

На нотариусов могли приноситься жалобы от граждан в окружной суд или самому нотариусу. Нотариус в течение недели представлял в суд свои объяснения по поводу поданной жалобы. Надзор за деятельностью нотариусов осуществлялся по общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства.

После Октябрьской революции деятельность органов нотариата России стала ничтожной, так как была отменена частная собственность на землю, на средства производства, на жилище. Таким образом, были сокращены многие конторы нотариусов, а оставшиеся занимались оформлением прав только государственных структур.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. предусматривал обязательное нотариальное удостоверение договоров о залоге жилых домов, купле-продаже жилых домов, дач, строительных материалов, дарении жилых домов, строительных материалов, дарении свыше пятисот рублей и валютных ценностей на сумму свыше пятидесяти рублей, а также доверенностей на совершение действий в отношении государственных, кооперативных и других общественных организаций. В последующий период законодательством Российской Федерации предусматривалось и обязательное участие нотариуса при заключении гражданами договоров купли-продажи квартир и земельных участков для определенных целей.

Вплоть до принятия в 1993 г. Основ законодательства РФ о нотариате главными функциями нотариуса были лишь регистрация сделок с автомобилями и заверение завещаний, копий документов и всевозможных доверенностей, как правило, на получение пенсии и заработной платы.

С переходом к рыночным отношениям существующий на данный период времени нотариат не отвечал требованиям этих новых отношений и был не готов к осуществлению защиты прав на владение имуществом, гарантии их восстановления в случае причинения ущерба.

После реформы в 1993 г., в ходе которой были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальным делом могли заниматься как государственные, так и частные нотариусы, которые объединены под началом нотариальных палат, а также в Гражданском кодексе РФ изменился круг сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

Соблюдение нотариальной формы было необходимо только для ипотеки, удовлетворения требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд, ренты, пожизненного содержания с иждивением, доверенностей в порядке передоверия, доверенностей на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, а также для уступки требования и перевода долга, основанных на сделке, совершенной в нотариальной форме.

Договор об ипотеке, являющийся одним из способов обеспечения обязательства, последствия по которому могут и не наступить, подлежит нотариальному удостоверению.

Договоры ренты или пожизненного содержания с иждивением требуют обязательной нотариальной формы, независимо от того, какое имущество, движимое или недвижимое, подлежит отчуждению за плату или бесплатно.

Закон не запрещает сторонам в своих взаимоотношениях заключать договор в нотариальной форме. Об этом стороны могут договориться самостоятельно, даже если для данного вида сделок эта форма и не требовалась.

Вопрос 3. Цели и задачи деятельности нотариата

Целями и задачами нотариата в РФ является обеспечение в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами, защита прав и законных интересов граждан и организаций, путем совершения специально уполномоченными на то лицами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий.

Нотариат выполняет в определенной степени сходную с обязанностями суда задачу охраны судебных прав граждан и организаций.

Нотариус делает свои выводы только на основе фактов, в наличии которых может убедиться на основе документов, указанных в законе и непосредственно представленных нотариусу.

Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве.

Признаком нотариальной деятельности является его юрисдикционная, правоохранительная функция, которая определяет порядок организации, структуру, компетенцию, методы деятельности нотариата, составляющие основу нотариально-процессуальной формы.

Данная функция является продолжением, детализацией функций Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи, так как реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Российской Федерации.

Деятельность нотариата и суда соприкасается, так как нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.

Вопрос 4. Понятие нотариата

Нотариат как публично-правовой институт призван обеспечивать право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая на них возложена.

Выполнение нотариусом этой функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу.

Оказание такой квалифицированной правовой помощи включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц.

При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникало ошибок, не были ущемлены интересы неопытных, недостаточно квалифицированных в правовом отношении участников.

Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как в случае возникновения сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, отложить или приостановить его совершение.

Нотариат призван предотвращать споры между участниками договорных отношений, так как участие нотариуса при выработке условий сделки в преддверии ее практического исполнения позволяет избежать возникновения споров о праве между сторонами по заключенной и нотариально удостоверенной сделке. Участие нотариуса позволяет обеспечить каждую из сторон сделки правовой защитой уже на стадии оформления права и договора, в то время как судебная защита может возникнуть позднее, на стадии спора.

Вопрос 5. Принципы нотариата

Принцип – это основное начало, или, другими словами, исходное положение, какой-либо теории.

Принципы нотариальной деятельности можно определить как основы создания и направленности соответствующей деятельности, которые наиболее полно выражают содержание законодательства, регламентирующего организацию и деятельность данного института гражданского общества.

Принципы организации и деятельности нотариата перечислены в Основах о нотариате и к ним относятся: принципы законности, независимости, тайна совершения нотариальных действий. Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, равенства граждан перед законом. Признаками законности служат всеобщность, неразрывная связь с правом.

К принципам законности относятся – верховенство закона, т. е. главенство закона в системе нормативных актов, точное соблюдение законов всеми без исключения.

Единство означает, что на всей территории Российской Федерации действуют законы, которые не должны противоречить нормам федеральных законов.

Говоря о целесообразности законов, следует сказать, что все они должны отвечать потребностям и степени развития общества.

Реальность закона состоит в том, что при его неисполнении неизбежна ответственность, т. е. наказание.

Таким образом, принцип законности является общеправовым принципом и применительно к организации и деятельности нотариата содержит следующие положения:

нотариальные органы создаются в строгом соответствии с действующим законодательством;

нотариусы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение;

за нарушение положений действующего законодательства нотариусы несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Независимость – это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование нотариальных органов, а также профессиональная деятельность нотариата не связана с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата.

Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность нотариуса, установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими мерами его правовой защиты.

Согласно этому принципу нотариус самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса со стороны любых лиц.

Следуя этому принципу, любые органы и должностные лица не вправе давать нотариусу указания необходимости совершения каких-либо действий иначе как в порядке, установленном законом, а также обсуждать действия нотариуса и давать им оценку как правильным или неправильным.

Принцип соблюдения тайны совершенного нотариального действия заключается в том, что при соблюдении государственного интереса относительно заключения сделок строго в соответствии с требованиями закона, нотариат охраняет личную неприкосновенность любых интересов конкретных граждан и юридических лиц.

Таким образом, главной задачей нотариата государство определило обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере гражданских правоотношений путем совершения определенных нотариальных действий.

Вопрос 6. Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на право заниматься нотариальной деятельностью

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

На должность нотариуса назначается гражданин РФ:

имеющий высшее юридическое образование;

прошедший стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен;

имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

По окончании стажировки ее руководитель составляет заключение о ее итогах. Один экземпляр остается в органах юстиции, другой прикладывается к заявлению о сдаче квалификационного экзамена, который подается в орган юстиции по месту жительства.

Вопрос 7. Сдача квалификационного экзамена

Экзамен принимает квалификационная комиссия, которая создается при органе юстиции из числа опытных нотариусов и ученых-юристов.

Такой экзамен проводится письменно, и по его результатам комиссия принимает решение о профессиональной пригодности лица для осуществления нотариальной деятельности.

Экзаменационные билеты составляются квалификационной комиссией к каждому экзамену, при этом тематика теоретического вопроса, задачи и задания по составлению нотариального акта одного билета должны быть различными. Вопросы одного экзаменационного билета не могут быть повторены в других билетах.

Решение такой комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию или в суд в течение 1 месяца.

Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в Комиссию.

Заявитель вправе присутствовать на заседании Комиссии при рассмотрении его жалобы.

Комиссия при необходимости может вызвать заявителя и (или) членов квалификационной комиссии на заседание для дачи пояснений.

На заседании Комиссии секретарь докладывает о всех поступивших жалобах, в том числе поданных ненадлежащим заявителем или с нарушением сроков.

Если жалоба подана ненадлежащим заявителем и (или) не соблюдены сроки ее подачи, Комиссия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы.

По принятой к рассмотрению жалобе секретарь Комиссии докладывает содержание жалобы и материалов, поступивших из органа юстиции.

Комиссия, рассмотрев жалобу заявителя, не допущенного к квалификационному экзамену, вправе принять решение:

2) об отмене решения квалификационной комиссии и допуске заявителя к квалификационному экзамену.

Комиссия, рассмотрев жалобу заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, вправе принять решение:

1) об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об отмене решения квалификационной комиссии и направлении заявителя на переэкзаменовку. При этом по письменному ходатайству заявителя Комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого для переэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации;

3) об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией.

Решение Комиссии может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Заявителю, направленному на переэкзаменовку и сдавшему квалификационный экзамен, лицензия выдается органом юстиции, при котором образована квалификационная комиссия, проводившая переэкзаменовку.

Секретарь Комиссии ведет протокол заседания Комиссии, в котором отражаются дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов Комиссии и иных лиц, присутствующих на заседании; фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документов, удостоверяющих его личность; существенные моменты рассмотрения жалобы; принятое членами Комиссии решение и обоснование этого решения. Протокол подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Протоколы заседания Комиссии хранятся в Министерстве в течение 75 лет и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.

Лица, не выдержавшие экзамен, допускаются к повторной сдаче не ранее чем через год.

Вопрос 8. Выдача лицензии на осуществление нотариальной деятельности

Лицам, выдержавшим экзамен, разъясняется их право и порядок получения лицензии и порядок прохождения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

Лицензия – это документ, подтверждающий право на занятие при определенных обстоятельствах должности нотариуса. Она выдается органом юстиции в течение одного месяца после сдачи квалификационного экзамена.

В выдаче может быть отказано в случае, если: гражданин не отвечает требованиям, предъявляемым законодательством; лишен этого права судом; имеет неснятую или непогашенную судимость.

Отказ в предоставлении лицензии также может быть обжалован в суд в течение 1 месяца.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.

Орган юстиции ведет реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности.

В реестре лицензий должны содержаться следующие сведения:

– регистрационный номер лицензии;

– дата выдачи лицензии;

– фамилия, имя, отчество получившего лицензию, место его жительства,

– серия, номер паспорта, кем и когда выдан;

– дата решения квалификационной комиссии о сдаче экзамена;

– подпись в получении лицензии и дата ее получения;

– номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса, помощника нотариуса с указанием нотариального округа;

– место нахождения нотариальной конторы;

– отметка о прекращении полномочий нотариуса, основания прекращения.

Реестр лицензий на право нотариальной деятельности должен быть прошнурован, листы его пронумерованы. Количество листов должно быть заверено подписью руководителя органа юстиции с приложением печати этого органа юстиции. Реестр лицензий на право нотариальной деятельности хранится 75 лет.

Для того чтобы быть нотариусом, лицо должно участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности, на котором идет отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата.

В комиссии, которая назначается органом юстиции, должно быть не менее 5 человек.

Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель. Для обеспечения работы комиссии (регистрация и прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и др.) руководитель органа юстиции назначает секретаря комиссии из числа членов комиссии – сотрудников органа юстиции.

Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.

При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:

– диплома о высшем юридическом образовании;

– трудовой книжки;

– лицензии на право нотариальной деятельности;

– а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.

При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность.

Конкурсант может представить другие документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.

Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело.

Конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе.

По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.

После оценки всех участников конкурса и подсчете набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.

Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.

Вопрос 10. Основания увольнения с должности нотариуса

Увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде нотариуса, занимающегося частной практикой, происходит по собственному желанию, либо лицо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособности в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (например, в случае признания лица, являющегося нотариусом, безвестно отсутствующим).

Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Вопрос 11. Порядок назначения на должность стажера и помощника нотариуса

Назначение на должность стажера и помощника осуществляется органами юстиции и нотариальной палатой.

Лицо, желающее пройти стажировку, отвечает единым требованиям: иметь высшее юридическое образование и лицензию на право заниматься нотариальной деятельностью.

Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора, в котором определяются его права и обязанности.

В компетенцию этих лиц входят: дача консультаций, подготовка проектов нотариальных документов, ведение приема посетителей, делопроизводство, систематизирование законодательства.

Они не вправе совершать нотариальные действия.

Вопрос 12. Порядок замещения деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой

При невозможности нотариуса исполнять свои функции, органы юстиции вместе с нотариальной палатой, по предложению нотариуса, назначают лицо, его замещающее.

Лицо, временно заменяющее отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса, после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса эти полномочия заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.

Это лицо совершает все нотариальные действия и получает денежное вознаграждение от нотариуса.

В случае если нотариус отсутствует более недели, он обязан известить об этом соответствующую нотариальную палату.

Нотариус не вправе исполнять свои должностные обязанности в период их исполнения лицом, временно его замещающим.

За исполнение обязанностей нотариуса лицо, временно его замещающее, получает денежное вознаграждение, обусловленное соглашением.

Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус. При этом нотариус вправе предъявить лицу, исполнявшему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.

Вопрос 13. Права нотариуса

Нотариус имеет право:

1) совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами.

Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации;

2) составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Помимо изготовления копий документов и выписок из них, нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов. Предоставление указанного права нотариусу вызвано прежде всего значительно усложнившимся гражданским оборотом, увеличением разнообразия заключаемых и удостоверяемых у нотариуса договоров. Теперь авторами каждой сделки являются нотариус и клиент;

3) истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов;

4) давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.

Частные нотариусы дополнительно имеют право:

– иметь нотариальную контору;

– нанимать и увольнять работников;

– открывать счета;

– распоряжаться доходами.

Нотариус не должен быть пристрастен при совершении нотариального действия. У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному действию. Для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса предусматривается специальное правило, ограничивающее гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию. Оно не может заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

Вопрос 14. Обязанности нотариуса

Нотариус обязан:

1) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

2) разъяснять им права и обязанности;

3) предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Так, при нотариальном удостоверении сделки нотариус обязан разъяснить сторонам ее смысл и значение и проверить, соответствует ли их содержание договора истинным намерениям сторон;

4) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

5) нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству;

6) нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

7) разъяснить сторонам их право согласиться с совершением нотариального действия или отказаться от него;

8) разъяснить им право на свободное волеизъявление при совершении нотариального действия, обязанность строгого выполнения обязательств и условий удостоверяемой сделки, поскольку их невыполнение влечет гражданско-правовые последствия. Нотариус должен предупредить клиента о возможных последствиях совершаемого нотариального действия.

Выполняя свои обязанности, нотариус руководствуется Основами, другим законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Федерации, на территории которого он работает, и присягой, которую он принес перед назначением его на должность;

9) нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности, поскольку разглашение конфиденциальной информации, например относительно содержания завещаний, доверенностей на управление имуществом, отказа от наследства, договора купли-продажи недвижимости, может привести к серьезным правовым конфликтам. Требование оберегать тайну нотариальных действий означает, что их надлежит выполнить в присутствии только непосредственно заинтересованных лиц и по мере необходимости тех, кто оказывает им помощь: представителей, переводчиков, граждан, подписывающих документы за больных или неграмотных, и т. д.

Никто из посторонних лиц наблюдать за ходом совершения нотариального действия не должен, и обеспечивать выполнение этого условия обязан нотариус, независимо от того, совершается ли нотариальное действие на его рабочем месте или вне его. Требование сохранения тайны распространяется не только на содержание нотариального действия, но и на факт обращения с просьбой о его совершении.

Сведения и документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени и по поручению которых совершены эти действия. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Изъятия из общего правила о соблюдении тайны совершаемых нотариальных действий исчерпывающе указаны в Основах: справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Кроме того, суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если в отношении нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.

Нотариус обязан отказаться от совершения нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам. Если незаконная сделка все же была совершена, ее правовые последствия наступают в соответствии с параграфом 2 главы 9 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопрос 15. Ответственность нотариуса

Нотариус подвергается ответственности, которая предусматривается административным, уголовным, гражданским и трудовым законодательством.

Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке.

Нотариус, удостоверивший сделку от имени человека, находящегося при смерти, в состоянии, когда тот не был способен осознавать значение нотариального действия, при этом наследникам умершего пришлось идти на значительные издержки для признания этой сделки недействительной в судебном порядке. В данном случае наследники вправе требовать возмещения нотариусом причиненного ущерба.

В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, его деятельность может быть прекращена судом.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке.

Материальную ответственность частный нотариус несет в пределах страховой суммы, а при ее недостаточности – всем своим имуществом. За государственного нотариуса материальную ответственность несет государство в лице органа юстиции. Сам нотариус в этом случае будет нести ответственность в порядке регрессного иска.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования.

Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Вопрос 16. Гарантии нотариальной деятельности

Гарантиями нотариальной деятельности являются беспристрастность и независимость нотариусов, т. е. точное и неуклонное соблюдением законодательства.

Нотариус в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе РФ, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Точное исполнение законов – общее требование к нотариальным актам. Нотариус обязан проверять соответствие законам требуемых от него действий и представляемых ему документов.

Нотариус не удостоверяет сделок, противоречащих закону, не свидетельствует верность копии с документа, оформленного не в соответствии с законом, не передает заявлений, содержащих сведения, порочащие честь и достоинство граждан. Отказывает в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону.

Еще одной гарантией нотариальных действий является их тайна. Справки о совершаемых нотариальных действиях и документы нотариальные органы выдают только лицам, в отношении которых совершены нотариальные действия, или их представителям, а также по требованию прокуратуры, суда и следственных органов в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Справки о завещаниях выдаются нотариальными органами только после смерти завещателя.

Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, в частности в связи с осуществлением руководства нотариатом.

Нотариусы и другие должностные лица, виновные в нарушении тайны совершаемых нотариальных действий, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Вопрос 17. Федеральная нотариальная палата

Органами нотариального самоуправления являются региональные и федеральные нотариальные палаты, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Федеральная нотариальная палата объединяет региональные нотариальные палаты. Членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.

Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, т. е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности.

Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.

Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.

Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и ее уставу.

Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации.

Изменения и дополнения в устав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, если за них проголосовало не менее двух третей представителей.

Федеральная нотариальная палата может быть ликвидирована только по решению собрания.

Оставшиеся после ликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ее уставом.

Вопрос 18. Права Федеральной нотариальной палаты

Федеральная нотариальная палата вправе:

1) координировать деятельность нотариальных палат;

2) представлять интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;

3) обеспечивать защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

4) участвовать в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

5) обеспечивать повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

6) организовать страхование нотариальной деятельности;

7) представлять интересы нотариальных палат в международных организациях;

8) Федеральная нотариальная палата оказывает содействие нотариусам, являющимся членами региональных нотариальных палат, в юридической, социальной и материальной защите их профессиональных прав, улучшении условий труда, а также по другим вопросам, связанным с их нотариальной деятельностью.

Каждому нотариусу, являющемуся членом региональной нотариальной палаты, предоставляется право обращаться по любым вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью, в исполнительные и контрольные органы Федеральной нотариальной палаты, которые обязаны обеспечить их оперативное и объективное рассмотрение.

Вопрос 19. Собрание представителей нотариальных палат

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание (съезд) представителей всех региональных нотариальных палат, а в период между собраниями ее деятельностью руководит правление.

Собрание (съезд) представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеочередных собраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуют представители не менее двух третей нотариальных палат. Оно созывается правлением Федеральной нотариальной палаты. Все решения принимаются простым большинством голосов. Порядок и форма голосования определяются непосредственно на собрании.

Внеочередное собрание представителей нотариальных палат созывается по инициативе правления или одной четверти региональных нотариальных палат.

Собрание представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты.

К исключительной компетенции собрания относятся: определение приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты; избрание правления, президента и ревизионной комиссии; заслушивание отчетов правления, президента и ревизионной комиссии; рассмотрение споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами; определение размера членских взносов и других платежей; прием в члены Федеральной нотариальной палаты; внесение изменений и дополнений в устав; принятие решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.

Вопрос 20. Правление Федеральной нотариальной палаты

Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием.

Правление правомочно принимать решения, если в его работе принимают участие две трети избранных членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления.

К компетенции правления Федеральной палаты относятся: созыв собрания представителей нотариальных палат; подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания; определение конкретных путей реализации требований устава; организация выполнения решений собрания и требований устава; разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты; образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты; подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания; повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой; проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой; осуществление взаимодействия с Министерством юстиции Российской Федерации и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности; организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.

Вопрос 21. Президент Федеральной нотариальной палаты

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 года.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 11 марта 1993 г. - N 10. - Ст. 357.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 августа 1998 г. - №31. - Ст. 3824.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 января 1996 г. - N 5. - Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 декабря 2001 г. - N 49. - Ст. 4552.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г. - №25. - Ст. 2954

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 января 1996 г. - N 1. - Ст. 16.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - N 33 (Часть I). - Ст. 3431.

Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002 г. - N 30. - Ст. 3036

Постановление ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Российская газета. - 13 марта 1993 г.

Приказ Минюста РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 20 мая 2002 г. - N 20.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 7. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. N 132 "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - №5. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - N 8. - 2000 г.

Приказ Минюста РФ от 26 октября 1998 г. N 150 "Об утверждении Порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 16 ноября 1998 г. - №32.

Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утв. приказом Минюста РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97) // Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1997 г. - №7.

Приказ Минюста РСФСР от 16 октября 1991 г. N 152/13-3-23 "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР" // Сборник основных нормативных правовых актов о федеральной юстиции. - 2002 г. – том 4.

Письмо ПФР от 1 октября 1997 г. N ЛЧ-16-28/7063 "О нотариусах, занимающихся частной практикой" // Финансовая Россия. - №38. -1997 г.

Материалы судебно-арбитражной практики:

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 22 июля 2002 г. - N 29. - Ст. 3007.

Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 1998 г. - №5.

Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 28 мая 1993 г. N С-13/ОСЗ-169 "В связи с введением в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. - N 7. - 1993 г.

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 марта 1981 г. N 1 "О практике применения Судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении" // Сборник постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации. – М.: Юридическая литература. – 1994.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 февраля 2000 N Ф04/424-45/А46-2000

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. "Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным" (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №10. - с.2.

Специальная литература:

Аргунов В.Н. Нотариальное удостоверение фактов (историко-правовой очерк) // Законодательство. - N5 – 2000.

Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. - N 1.

Грушицина В.А., Квачева Н.Е., Сафонов А.В. Должны ли частнопрактикующие нотариусы уплачивать налог с продаж? // Российская юстиция. – 1999 - N6.

Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. – 1998. - №№6-7.

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата // Российская юстиция. - №7. - июль 2001 г.

Левадная Т. Налогообложение доходов частнопрактикующих нотариусов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N51 – 2000.

Левадная Т.Ю. Неправомерность применения частными нотариусами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. // Российский налоговый курьер. - N11 -1999.

Мамишов З. Нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью обязательно // Российская юстиция. – 1996 - N8.

Международный союз латинского нотариата. Некоторые нотариальные действия следует включить в конвенцию о признании судебных решений. // Российская юстиция. №2. – 2000.

Меньков А. Порядок налогообложения частных нотариусов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N39. – 2002.

На вопросы нотариусов отвечает Научно-методический совет Московской областной нотариальной палаты // Российская юстиция. – 2000. - N1.

На вопросы нотариусов отвечают специалисты Федеральной нотариальной палаты // Российская юстиция. – 1999 - N9.

Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов // Российская юстиция. - №4. - апрель 2000 г.

Ответы специалистов методического отдела Московской городской нотариальной палаты на вопросы нотариусов // Российская юстиция. – 1999 - N11.

Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М., 2001.

Пономареф А.Ф. Из истории Российского нотариата // Сборник «Нотариат в России» - М.: 2001.

Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996.

Руднев В. Беньягуев Г. Возможно ли участие нотариуса в уголовном судопроизводстве? // Российская юстиция. - N8 – 2002.

Сазонова М. Нотариат обеспечивает стабильность оборота недвижимости // Российская юстиция. - N 4. - апрель 2000 г.

Сучкова Н. Правовое обеспечение деятельности нотариата // Российская юстиция. – 1996 - N6.

Сучкова Н. Российский нотариат и некоторые тенденции в гражданском законодательстве // Российская юстиция. – 1998 - №8.

Титова Г. Частные нотариусы как индивидуальные предприниматели // Финансовая газета. Региональный выпуск. - N49 – 2002.

Тихенко А. Законодательство о нотариате требует совершенствования. // Российская юстиция. – 1997 - N3.

Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат // Российская юстиция. – 1999. - N11.

Черемных Г. Нотариус-необходимая фигура в экономическом процессе // Российская юстиция. – 1996 - N10.

Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия // Законодательство. - №11. -ноябрь 2002 г.

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179)

  1. Нотариат в российском государстве: история и современность. Монография / Долгов М.А. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2005. - 148 c.
  2. Терехов Е.В. История развития и становления нотариата // Актуальные проблемы политики и права. Межвузовский сборник научных статей. - Пенза: Информ.-изд. центр ПГУ, 2005, Вып. 8. - С. 93-99
  3. Сидоренко Д.В. История возникновения и развития нотариального акта как инструмента доказывания в странах общего и континентального права // Нотариальный вестник. - М., 2006, № 8. - С. 50-56
  4. Званкович Т. Из истории нотариата. (Начало) // Юстиция Беларуси. - Минск, 2006, № 9. - С. 74-77
  5. Званкович Т. Из истории нотариата. (Окончание) // Юстиция Беларуси. - Минск, 2006, № 10. - С. 60-62
  6. Ахрамеева О.В., Звонок С.О. Гражданско-правовые и нравственно-религиозные аспекты исторического становления и развития нотариата как института государства и права // Нотариус. - М.: Юрист, 2007, № 1. - С. 2-10
  7. Бутенев В.И. История возникновения и развития нотариата за рубежом и в России // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2007, № 5. - С. 122-126
  8. Ахрамеева О.В., Звонок С.О. Гражданско-правовые и нравственно-религиозные аспекты исторического становления и развития нотариата как института государства и права // Нотариальный вестник. - М., 2007, № 2. - С. 51-60
  9. Азнаев А.М. Из истории нотариата // Нотариус. - М.: Юрист, 2007, № 5. - С. 10-13
  10. Андреева Ю.А. История становления российского нотариата // Нотариус. - М.: Юрист, 2007, № 6. - С. 19-21
  11. Сычев О.М. О времени возникновения нотариата в России: историко-правовой анализ // Нотариальный вестник. - М., 2008, № 7. - С. 46-57
  12. Богатырева И.Н. К вопросу об истории возникновения института российского нотариата // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 5. - С. 87-90
  13. Демина Н.В. Исторические этапы развития нотариата в России // Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. - С.-Пб.: Лема, 2008, Вып. 4. - С. 39-42
  14. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации. Учебное пособие / Тарбагаева Е.Б. - С.-Пб.: Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. - 272 c.
  15. Усович Л.В. Некоторые актуальные вопросы организации нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. - М.: Юрист, 2005, № 5. - С. 7-13
  16. Дрянных А.И. Организация и деятельность частного нотариата в Российской Федерации // Молодежь, наука и цивилизация. Межвузовский сборник тезисов докладов адъюнктов (аспирантов), курсантов, слушателей и студентов: В 2-х частях. - Красноярск: Изд-во Сиб. юрид. ин-та МВД России, 2005, Ч. 1: Вып. 8. - С. 16-18
  17. Куленко Н.И. Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата на федеральном и региональном уровнях // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2006, № 2. - С. 34-37
  18. Корнаушенко Л.В. Нотариус Российской империи: нормативно-правовые и организационные основания деятельности // Нотариус. - М.: Юрист, 2007, № 1. - С. 14-17
  19. Зайцева Т.И. Некоторые организационно-правовые вопросы деятельности нотариусов и нотариальных палат // Нотариальный вестник. - М., 2008, № 10. - С. 41-48
  20. Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2009, № 2. - С. 17-20
  21. Тулинов Р. Заметки по поводу законопроекта об организации и деятельности нотариата // Современное право. - М.: Новый Индекс, 2009, № 4. - С. 137-139
  22. Золотова В.В. Актуальные проблемы организации нотариата в РФ // Современные проблемы юридической науки: Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых исследователей (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 5-6 мая 2010 г.). - Челябинск: Изд-во ООО "Полиграф-Мастер", 2010. - С. 168-171
  23. Усович Л.В. Принцип "одного окна" и его реализация в нотариальной практике: Октябрь // Закон: Октябрь. - М., 2006. - С. 113-118
  24. Ференс-Сороцкий А.А. Нотариата и принципы гражданского процесса // Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-16 февраля 2007 года, г. Москва). - М.: ФРПК, 2007. - С. 93-98
  25. Усович Л.В. Принцип "одного окна" и его реализация в нотариальной практике // Нотариальный вестник. - М., 2007, № 7. - С. 38-42
  26. Дударев А.В. Принцип федерализма в деятельности российского нотариата и его воплощение в сфере межнационального сотрудничества // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2009, № 2 (50). - С. 22-24
  27. Ахрамеева О.В. Принцип нравственности в публичном служении нотариата // Нотариальный вестник. - М., 2009, № 8. - С. 46-48
  28. Калиниченко Т.Г. Нотариальные действия: понятие, виды, классификация // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2005, № 6. - С. 110-118
  29. Шевяхова Н.Е. Порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении // Нотариат и современное гражданское общество: проблемы и перспективы развития. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 10-летию со дня образования Нотариальной палаты Республики Мордовия (г. Саранск, 23 марта 2006 г.). - Саранск: Изд-во Средне-Волж. (г. Саранск) филиал РПА МЮ РФ, 2006. - С. 162-167
  30. Корсик К.А., Усович Л.В. "Новые" нотариальные действия? // Российское право. Информационно-аналитический журнал. - Екатеринбург, 2007, № 3. - С. 42-47
  31. Кто может совершать нотариальные действия? // Российское право. Информационно-аналитический журнал. - Екатеринбург, 2007, № 3. - С. 48-55
  32. Ахмедов М.У. Прерогатива суда по отмене нотариальных действий // Верховенство закона в сфере публично-правовых отношений. Смежные юридические профессии. Материалы международного симпозиума, 10-11 сентября 2005 г.. - Ташкент: Изд-во ТГЮИ, 2005. - С. 312-331
  33. Калиниченко Т.Г. Нотариальные действия: понятие, содержание и виды // Нотариальный вестник. - М., 2009, № 4. - С. 4-16
  34. Мананников О.В. О действиях и ответственности нотариусов и регистраторов // Нотариус. - М.: Юрист, 2009, № 2. - С. 10-13
  35. Мананников О.В. О действиях нотариусов и регистраторов и об их ответственности // Актуальные проблемы защиты прав человека: Материалы международной научно-практической конференции (Архангельск, 30-31 октября 2008 г.). - Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 2009. - С. 225-232
  36. Клячина Е.Н. О мерах по улучшению и дальнейшему совершенствованию деятельности Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ // Нотариальный вестник. - М., 2006, № 1. - С. 58-60
  37. О совершенствовании деятельности нотариусов // Российское право. Информационно-аналитический журнал. - Екатеринбург, 2007, № 7. - С. 16-21
  38. Бессолицына Е.А. Состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его совершенствования // Законодательные исследования. - Уфа: Изд-во "Диалог ", 2007, Вып. 4. - С. 11-16
  39. Фадеева Г.В. Совершенствование нотариальной деятельности в РФ // Акме. Сборник трудов молодых ученых. - Саратов: СЮИ МВД России, 2008, Вып. 4. - С. 254-268
  40. Медведев И.Г. Предложения по направлениям совершенствования взаимодействия нотариата и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (правовые вопросы) // Нотариальный вестник. - М., 2009, № 2. - С. 15-27
  41. Новикова О.Б. Совершенствование законодательства и деятельности нотариата в России // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Волжский, 28 мая 2009 г.. - Волгоград: ВА МВД России, 2009, Ч. 1. - С. 232-236
  42. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат в Российской Федерации // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009
  43. Зайцева Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы (выпуск 2) // Волтерс Клувер, 2008
  44. Горбункова И.М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений // Городец, 2007
  45. Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность 2-е издание // Волтерс Клувер, 2005
  46. Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса (том 2) 2-е издание, исправленное и дополненное // Волтерс Клувер, 2004
  47. Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса (том 1) 2-е издание, исправленное и дополненное // Волтерс Клувер, 2004
  48. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России (под ред. Н.А. Михалевой) // Деловой двор, 2008.

Обратно к разделу

Заключение

Исследуя научный и практический материал по данной теме, проанализировав российское законодательство, регулирующее такой институт как нотариат, можно сделать следующие выводы:

1) Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.

Нотариат является одной из составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на территории Российской Федерации система только государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт частного нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:

Частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;

Деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.

Применение нового законодательства сопровождается рядом проблем в нотариальной практике. Например, возникают вопросы, касающиеся ответственности нотариуса, как частного, так и государственного. Актуальны вопросы, связанные с изменением перечня сделок, для совершения которых в силу закона обязательно соблюдение нотариальной формы, а также вопросы, связанные с появлением учреждений органов юстиции, которые теперь регистрируют сделки с недвижимостью. Кроме того, по ряду объективных причин в стадии становления частного и резкого сокращения государственного нотариата отмечалось снижение качества и объема нотариальных услуг.

По многим вопросам деятельности российского нотариата необходима разработка мер, направленных на повышение квалификации российских нотариусов и их профессионального уровня.

Список использованной литературы

нотариат право юридический гражданский

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм. и доп. от 30.12.2008 №6 - ФКЗ и от 30.12.2008 №7 - ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301, 31.12.2012, №53 (ч. 1), ст. 7627

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5, ст. 410, 18.06.2012, №25, ст. 3268

Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954, 04.03.2013, №9, ст. 875

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1), (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012)) // Российская газета», №49, 13.03.1993, http://www.pravo.gov.ru

Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ (ред. от 29.11.2012) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 08.11.2004, №45, ст. 4377.

Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат. Курс лекций. - М., 2002 г.

Репин В.С. Комментарии к «Основам законодательства о нотариате». - М., 1998 г.

Галустьян, О.А. Правоохранительные органы: учебник / О.А. Галустьян. - М.: Юнити-Диана, Закон и право, 2007.



Просмотров