Организационно правовые основы защиты ребенка и семьи. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты семей с детьми в российской федерации

Дисциплина «Методика социальноправовой защиты ребенка»
742 группа ОЗО

План

1. «Социальная защита», «социально-правовая
защита» как понятия.
2. «Социально-правовая защита детства»:
общее понятие, стандарты, формы.
3. Основные документы социально-правовой
защиты ребенка международного,
российского, регионального уровней.
4. Основные институты защиты детства:
международные, российские, региональные,
локальные.
5. Институт омбудсменов.

Социальная защита

Социальная защита является важнейшей функцией государства по
обеспечению основных социальных прав человека на основе
международных и национальных норм.
Она представляет собой в широком смысле деятельность
государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач
социальной политики по реализации совокупности законодательно
закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий,
обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных
прав;
в узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных
мероприятий экономического, правового и организационного
характера для поддержки наиболее незащищенных слоев общества
либо лиц, работа (служба) которых связана с социальными рисками.
Социальная защита направлена на предотвращение
неблагополучного воздействия социальной среды на людей или
смягчение последствий таких воздействий.

Социальная защита

Социальная защита – система мероприятий, осуществляющихся обществом и
его различными структурами, по обеспечению гарантированных
минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию
жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты
населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение,
обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся
категорий населения, государственное социальное страхование, социальное
обслуживание. В целом организационно – правовые формы социальной
защиты населения можно подразделить на две большие группы:
государственные и негосударственные.
К государственным организационно-правовым формам социальной защиты
населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное
обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и
предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.
К негосударственным организационно-правовым формам социальной
защиты населения относятся: добровольное социальное страхование,
благотворительность, частные системы здравоохранения.
В нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы
социальной защиты населения, в которой используются практически все
организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной
экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда
теоретических и организационных проблем.

Социально-правовая защита – это:

Социально-правовая защита – политика и целенаправленные действия, а также
средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе,
в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем,
обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к
полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации
прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и
социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления
или приобретения [Савинов, А.Н. Организация работы органов социального
обеспечения.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. С. 115].
Социально-правовая защита населения в широком смысле - это совокупность
социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом
и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение
потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования
личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер,
направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как
болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению
гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки
социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и
связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социально-правовая защита населения включает социальное обеспечение,
социальное страхование и социальную поддержку (помощь).
Социально-правовая защита различных категорий населения. Размещено на
http://www.allbest.ru/

Правовые основы социальной защиты

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. ст. 22:
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное
обеспечение. Нормы декларации связывают реализацию права
каждого человека на достойный жизненный уровень не только в
период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы,
болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных
случаев утраты средств к существованию по независящим от
гражданина обстоятельствам.
Конституция РФ:
Закрепила право граждан РФ на социальную защиту,
провозгласила, что Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.

Социально-правовая защита ребенка (детства)

Социальная защита детства проявляется в разных
сферах жизнедеятельности:
в сфере семейных отношений:
в сфере образования:
в среде обитания ребенка.
Должен быть защищен:
1. уровень жизни ребенка (витальные потребности,
здоровье физическое и психическое)
2. должна быть обеспечена безопасность
(физическая, экономическая, социальная)
3. право на самореализацию и развитие своих
способностей и возможностей.

Основы социально-правовой защиты ребенка в РФ

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе
РФ:
право воспитываться в семье,
право на защиту и обеспечение потребностей
ребенка, на защиту здоровья, на проживание в
помещении, где живет его семья,
право на сохранение своей индивидуальности,
право на имя, на общение с родными,
право на собственность, алименты, пенсии,
пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со
стандартами, установленными законодательством РФ:
гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее
образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и
воспитание в общеобразовательных учреждениях;
бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с
минимальными нормами питания;
гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на
профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату
труда;
социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная
материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим
детей;
социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных
условиях, а также
на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в
обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Опека и попечительство как формы защиты детства в РФ

Опека и попечительство как формы защиты
детства в РФ
Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14
лет, а попечительство - для детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и
прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут
выступать физические лица (например, близкие родственники), а
также детские воспитательные и образовательные учреждения,
органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно
определены права детей, находящихся под опекой или
попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия
защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не
оплачивается, по опекун получает на содержание подопечного
ежемесячные денежные средства в размере, установленном в
конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без
попечения родителей.
В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть
прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая
болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком
или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях - если
биологические родители или близкие родственники опротестовали
установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается
органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Международный уровень

Документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные
соглашения и программы по охране материнства и детства.
Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой
ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах
специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами
благополучия детей.
В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в
конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила
ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних),
Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 г.) С 1992 г. день принятия Конвенции - 20 ноября,
отмечается как Всемирный день детей.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о
защите прав детей (1996 г.).
Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении
детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества,
выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.
Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной
конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.
Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась
к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26
декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Общероссийский уровень

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на:
Конституцию РФ (1993),
Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье,
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24 июля 1998 г.
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012),
на законодательство о социальной защите населения России в целом.
Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе
федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети
России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского
питания», «Планирование семьи»).
В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской
Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие
социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство».
Все они объединены в единую целевую программу «Дети России».
С 1 января 2015 года в ступил в силу Федеральный закон «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка: Региональный уровень

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую
базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения
законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов
власти субъектов Федерации и местных властей, общественных
организаций, региональные программы. В Республике Карелия
это:

комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от
16 июля 2009 года № 1323-ЗРК


Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 – ЗРК
На обсуждении проект закона Республики Карелия «О
социальном обслуживании граждан в Республике Карелия»
Адрес сайта: http://mzsocial-rk.ru/documents/prj-npa.html

Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Конвенция является единственным международным
договором, который ратифицировало абсолютное
большинство существующих государств. В ней
подтверждаются права всех детей на выживание,
охрану здоровья и образование через создание для них
благоприятных условий жизни, позволяющих оградить
детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия,
а также гарантии права на гуманное обращение с
детьми при нарушении ими закона. В Конвенции о
правах ребенка в основном перечислены те права,
которые призваны обеспечить удовлетворение особых
потребностей детей, связанных с их социальной и
психофизической незрелостью.

Конституция Российской Федерации

Круг прав человека и гражданина значительно шире
и включает такие на первый взгляд "недетские"
права, как:
неприкосновенность частной жизни,
недопустимость сбора, хранения и распространения
информации о частной жизни лица без его
согласия,
право на возмещение вреда, причиненного
незаконными действиями или бездействием
органов государственной власти.
Таким образом, ребенок выступает объектом и
субъектом права, имеющим все конституционные
права, которые провозглашены для любого человека,
и особые права – для ребенка.

Знаменательные даты

День прав человека (Human Rights Day) 10 декабря.
Принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 году в честь
принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав
человека.
День доброты 13 декабря.
Международный день помощи бедным 19 декабря.
День Белых Орхидей (праздник ребёнка «из пробирки»)
(первое воскресенье апреля). С 2010 года учрежден
днепропетровскими врачами-репродуктологами.
Международный день защиты детей отмечается. 1 июня,
учреждён в ноябре 1949 года в Париже решением
конгресса Международной демократической федерации
женщин, впервые отмечался в 1950 году.
День защиты детей Африки 16 июня.
Всемирный день детей. Всероссийский День правовой
помощи детям 20 ноября.

Основные документы социально-правовой защиты ребенка международного, российского, регионального уровней

Всемирные
Конвенция о правах ребёнка
Всероссийские
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации,
Семейный кодекс РФ
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в РФ»
Республиканские
Закон Республики Карелия «Об организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»
Закон Республики Карелия «О государственной молодежной

Закон Республики Карелия «Об образовании»
Закон Республики Карелия «О социальном обслуживании граждан
в Республике Карелия»
Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
политике в Республике Карелия»

Заполните таблицу – обзор документов социально-правовой защиты ребенка

Заполните таблицу – обзор документов социальноправовой защиты ребенка
№ Название документа.
Уровень документа
(Всемирный,
Всероссийский,
региональный)
«История
документа»
Когда и кем
принят?
Как?
1 Конвенция о правах
ребёнка. Всемирный…

2 …
3 …
Объём
документа
(в стр.).
Структура
документа
(разделы,
главы,
параграфы)
Целевая
группа
документа.
Кого
касается
документ?
Как
документ
может быть
использован
социальным
педагогом?

Основные институты социально-правовой защиты ребенка

Государственные и негосударственные
(общественные):
Международные
Российские
Республики Карелия
Муниципальные

Республика Карелия

Министерство внутренних дел по Республике Карелия Адрес сайта: https://10.mvd.ru/
Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты прав ребенка
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Адрес сайта:
http://mzsocial-rk.ru/
Подведомственные учреждения, ориентированные на детей:
Больничные учреждения, учреждения охраны материнства и детства, амбулаторно-клинические
учреждения, учреждения социального обслуживания…
Государственное стационарное учреждение социального обслуживания " Ладвинский детский
дом-интернат для умственно отсталых детей " (детский, психоневрологического профиля)
Государственное учреждение социальной защиты «Республиканский центр социальной помощи
семье и детям «Сампо»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Карелия
«Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Возрождение»
Министерство образования Республики Карелия Адрес сайта: http://minedu.karelia.pro/
Отдел опеки и попечительства МО РК.
Подведомственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей:
Государственное казенное образовательное учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей "Олонецкий детский дом (смешанный)«
Государственное бюджетное образовательнок учреждение Республики Карелия для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 2 (смешанный)"
Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики
Карелия. Адрес сайта: http://www.goskomsportrk.ru/

Петрозаводск

Управление социальной защиты
администрации Петрозаводского городского
округа.
Комиссия по делам несовершеннолетних и
защите их прав Петрозаводского городского
округа
Отдел опеки и попечительства над
несовершеннолетними администрации
Петрозаводского городского округа.
Программа «Петрозаводск - город
доброжелательный к детям».

Социальная защита населения г. Петрозаводска

Начальник управления социальной защиты
Малышева Елена Викторовна
Адрес: 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина,
2, каб. 321
Тел. (8142) 71-35-75
e-mail:
Сайт социальных служб администрации
Петрозаводского городского округа:
http: //www.social-ptz.ru

Центр социальной работы

Наш адрес............................. г. Петрозаводск,
пр. Ленина, 6
Телефон................................ (8142) 774643
Факс....................................... (8142) 774643
Информационный
телефон центра.................. 78-38-24
E-mail:....................................

Институт уполномоченных по защите прав ребенка. Омбудсмен

«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман,
«представитель») – должностное лицо, на которое возлагаются
функции контроля за соблюдением законных прав и интересов
граждан в деятельности органов исполнительной власти и
должностных лиц.
В соответствии с федеральным конституционным законом от
26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях
обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод
граждан, их соблюдения и уважения государственными органами,
органами местного самоуправления и должностными лицами. При
осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен
каким-либо государственным органам и должностным лицам.
С сентября 2009 года в России была официально учреждена
должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
(Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые
сведения, документы и материалы от органов государственной
власти федерации и ее субъектов, органов местного
самоуправления, организаций и должностных лиц;
беспрепятственно посещать органы власти и местного
самоуправления, организации;
проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными
государственными органами и должностными лицами проверку
деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, а также
должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях
или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение
прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее
рекомендации относительно возможных и необходимых мер
восстановления указанных прав и интересов.

Основные нормативные документы к деятельности омбудсмена:

Всеобщая Декларация прав человека;
Конвенция о правах ребёнка;
Конвенция о защите прав человека и основных свобод;
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 2012 г.;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об
Уполномоченном при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка».

Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ

Кузнецова Анна Юрьевна
9 сентября 2016 года назначена
Уполномоченным при Президенте РФ по
правам ребенка, а также включена в состав
рабочей группы при Президенте РФ по
выработке предложений о дополнительном
регулировании деятельности НКО.
Сайт: http://deti.gov.ru/display.php?id=7870

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия

Петрозаводск, Красная, 30а, 113 кабинет
Телефоны: +7 (8142) 76–01–20, +7 (8142)
76–07–44

Школьный омбудсмен

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам
участников образовательного процесса, которые были призваны стать
дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех
участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по
защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по
правам участников образовательного процесса имеются в образовательных
учреждениях многих регионов России.
Правовые основы деятельности школьного омбудсмена. Школьный
омбудсмен (уполномоченный) - неофициальное лицо, выбранное
педагогами, родителями и учениками. Он разбирает конфликтные ситуации,
следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников
образовательного процесса, занимается правовым воспитанием,
образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании
правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике
существующих нормативных и гигиенических требований к организации
учебного процесса и условиям труда.
При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности
уполномоченного является защита прав детей.
Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и
дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных
(административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из
форм самоуправления в школе.

Некоммерческие организации Республики Карелия «Гражданское общество многонационального региона»

Сайт: http://nko-karelia.ru/map
НКО РК в «детской теме»:
Карельская региональная детская общественная организация «Детская республика»
Карельский региональный общественный благотворительный фонд «Центр
развития молодежных и общественных инициатив»
Карельское республиканское отделение Общероссийской общественной
организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки
семьи и защиты семейных ценностей»
КРОМО «Центр развития добровольчества»
КРОО «Здоровая семья»
Карельский региональный благотворительный фонд «Материнское сердце»
Петрозаводская общественная организация «Доброта»
Региональная общественная организация «Карельский Союз защиты детей»
Автономная некоммерческая организация по оказанию социальных услуг
инвалидам «Особая семья»
Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере образования,
реабилитации и трудоустройства социально незащищенных слоев населения
"Школа радости"
Карельская региональная детская общественная организация «Скауты Карелии»
Карельская региональная молодежная общественная организация «Педагогический
отряд «Параллели»

Литература и источники

Закон Республики Карелия «О государственной молодежной
политике в Республике Карелия» от 18.01.2010 № 1359-ЗРК
Закон Республики Карелия «Об образовании» от 20.12.2013 №1755 –
ЗРК Электронный ресурс: http://www.kareliazs.ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/1755zrk/
Конвенция о правах ребенка [одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20
ноября 1989 г.] // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. 46.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. -М., 1993.
Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России. 2009.
Электронный ресурс: http://www.juristlib.ru/book_4846.html
Социальная защита детей. Электронный ресурс:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/zashchita-detey.html
Об образовании в РФ: Федер. Закон 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
21.07.2014) Электронный ресурс:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165984/
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
Федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг.
Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних: Федер. Закон от 24 июня 1999
года №120-ФЗ
Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 1996.

Государственная социальная политика -- это проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов . Государственная социальная политика включает в себя семейную политику.

Государственная семейная политика - комплекс целенаправленных мер экономического, политического, правового, медико-социального, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, реализуемых федеральными, региональными органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами политики в отношении развития семьи как важнейшего института общества. Семейная политика является более целенаправленной, сориентированной ни конкретный объект действий - семью. Социальная работа с семьей в Российской Федерации опирается на правовые основы государственной семейной политики.

В настоящее время принципами государственной семейной политики являются :

Семья не только объект, но и субъект социальной поддержки, т.е. экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не только регламентировать поведение семьи, но и способствовать ее саморазвитию, выбору форм поддержки;

Поддержка семьи и всех ее членов осуществляется независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

Приоритетность защиты интересов ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

Равноправие между мужчинами и женщинами в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности, в распределении семейных обязанностей;

Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

Партнерство семьи и государства;

Защита семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденными миграциями, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

Осуществление дифференцированного подхода, предоставление гарантий по поддержанию нетрудоспособных членов семьи;

Создания условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе экономически активным членам семьи;

Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.

Для повышения эффективности реализации государственной семейной политики необходимо, с одной стороны, улучшить материально-техническое обеспечение реализации этой политики, а с другой совершенствовать процесс подготовки специалистов в области социальной поддержки семьи. Комплексный подход к проблемам социальной поддержки семьи позволяет на междисциплинарном уровне осуществить исследования с выходом на проекты и программы социальной поддержки семьи.

Основополагающими законодательными актами, которые определяют содержание семейной политики в современной России, являются:

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.

Важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеют предусмотренные Конституцией РФ от 12.12.1993г. статьи 7 и 38. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Материнство и детство, семья находятся под защитой государства . Конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д.

Наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ, где определена обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства . В Семейном кодексе РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др. Правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Основные федеральные законы, регламентирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства:

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 содержится нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи. В нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей .

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. № 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации. Закреплены основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации .

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям. Определяет государственную социальную помощью как предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ . Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ устанавливает меры социальной поддержки семей с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала из средств федерального бюджета .

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Определены виды государственных пособий семьям с детьми .

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка . Вопросы социального обеспечения семей с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.

Федеральные законы, согласно которым социальное обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1, «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 и др.).

Современная семейная политика в отношении поддержки семьи и детей строится в соответствии с выше перечисленными федеральными законами, которые определяют нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной семейной политики в целом. Семейная политика в регионе напрямую зависит от консолидации усилий основных федеральных актов, определяющих поддержку семьи; региональной культуры; приоритетов в сфере социальной поддержки населения; налаженных коммуникативных практик. Последнее означает, что для решения проблем семьи на разных этапах возникает необходимость сотрудничества специалистов различных министерств и ведомств и, прежде всего, представителей административных структур, работников социальной сферы, образования, здравоохранения, управления внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалистов из общественных организаций. Именно такой подход позволяет найти ресурсы для социальной поддержки семьи.

На региональном уровне в Челябинской области действует ряд законов, регламентирующих социальную поддержку семьи, работу с семьями с детьми на региональном и местном уровне. В Челябинской области, как и во многих других субъектах Российской Федерации, создана целая система оказания помощи семьям: выплата материнского капитала, детских пособий, предоставление льгот на лекарства.

В Челябинской области действует закон "О социальном обслуживании населения в Челябинской области" от 30.11.2004 г. N 320-ЗО, где установлены правовые, социальные, экономические и организационные основы деятельности по социальному обслуживанию населения в Челябинской области. Закон гарантирует гражданам пожилого возраста, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Челябинской области, право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственной системе социальных служб .

В Челябинской области действует Закон Челябинской области от 29.11.2001 г. N 54-ЗО "Об охране и защите прав детей в Челябинской области". Закон определяет государственную политику Челябинской области в отношении детей, регулирует порядок финансирования мероприятий по охране и защите прав детей, направленных на признание самоценности детской жизни, обеспечение ребенку защиты его неотъемлемых прав, гарантию свободы и достоинства детей как условий формирования полноценной личности, предпосылок свободной и творческой жизни.

С целью повышения статуса семьи в Челябинской области приняты законы «О знаке отличия Челябинской области «Материнская Слава» 3-х степеней и «Семейная доблесть». За период действия Закона области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская Слава» были награждены 1 085 многодетных матерей, проживающих в области. В целях реализации Закона области «О знаке отличия Челябинской области «Семейная доблесть» награждено 23 человека

В Законе Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" уточнен размер субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по предоставлению денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отдельным категориям граждан .

В Законе Челябинской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке» от 28.04.2011г. № 121-ЗО регламентировано бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям на территории Челябинской области. Также для поддержки многодетных семей в Челябинской области был принят закон «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области» от 31.03.2010г. № 548-ЗО.

В целях создания на муниципальном уровне системы социальной и экономической поддержки малообеспеченных многодетных, неполных семей (в том числе с детьми-инвалидами), инвалидов; пожилых людей; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей в городе Челябинске обеспечена реализация городской целевой программы «О социальной поддержке населения г. Челябинска на 2008-2010 годы».

В Челябинской области разработана и на стадии обсуждения и принятия «Концепция государственной семейной и демографической политики в Челябинской области на период до 2015 года», в которой разработаны механизмы стабилизации демографической ситуации и создания условий для перехода к расширенному воспроизводству населения Челябинской области. Концепция ориентирована на использование внутреннего потенциала самой семьи в улучшении демографической ситуации, положения семьи и детей.

Поддержка семьи, семейных ценностей - приоритет государственной политики, которой уделяется особое внимание на всех уровнях власти, что подтверждается анализом нормативно-правовой базы государственной семейной политики. Семейная политика России - это деятельность государства, направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, возвращение семьи органически присущих ей социальных функций, на укрепление семьи как социального института.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отноше ний:
  • в сфере образования:
  • в среде обитан ия ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей .

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Стандарты социальной защиты детства

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;
  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;
  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;
  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также
  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Опека и попечительство как формы защиты детства

Распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.

В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

Социальная защита детей в сфере образования

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня в штате большинства школ. Однако проблемы, с которыми сталкиваются эти специалисты, требуют особого внимания. Во-первых, надо проводить различие между образованием и воспитанием (это процессы очень тесно связанные, но все же не тождественные), каждый из них имеет свою отличающуюся от другой цель и свой комплекс задач. Во-вторых, статус этих профессиональных работников в системе образования является скорее низким.

В советский период процесс воспитания обеспечивался педагогическим коллективом при самой большой поддержке детских общественных организаций. Сегодня эти организации либо разрушены совершенно, либо сведены на нет. Учителя-предметники зачастую считают себя свободными от воспитательных функций. Классные руководители имеют слишком много обязанностей, в то время как ученики из педагогически запущенных и проблемных семей нуждаются в серьезном повышенном внимании. Любой специалист, который начинает деятельность в этой сфере, должен обладать специальными профессиональными знаниями соответствующего профиля, иметь не только обязанности, но и права, возможности воздействовать на ситуацию, должен работать в тесной связи с другими субъектами социальной работы (органами социальной защиты, центрами и консультационными пунктами, административными и общественными организациями и др.).

Сегодня общество как никогда нуждается в такой благоприятной среде. Формирование такой среды является одной из важнейших задач социальной работы.

В настоящее время эта задача реализуется в клубной работе, в системе дополнительного и развивающего образования, в развитии кружков и общественных объединений по интересам.

При внимании к детским проблемам социализация школьников проходит в более благоприятных условиях, развивается средовая основа социальной защиты детства в тесной связи с семьями.

Объекты и субъекты социальной защиты детства

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей издевиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-ин- валидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной зашиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной зашиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ. ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. И з документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.). Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России», разделившаяся впоследствии на шесть целевых программ («Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»). В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Материально-экономическая база защиты детства

Социальная защита детей и подростков должна строиться на серьезной материальной и экономической базе . В последние десятилетия она значительно уменьшилась. В настоящее время она включает как материальную часть (жилые и нежилые помещения, корпуса учреждений, оборудование), так и финансовую (средства, необходимые для выплат и пособий, организации и проведения конкретных мероприятий, осуществления специальных программ, а также для зарплаты сотрудникам).

Необходимым элементом системы социальной защиты детства выступает финансовая база , которая включает:

  • бюджетные средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • внебюджетные средства различных фондов РФ, ее субъектов и муниципалитетов;
  • средства, выделяемые предприятиями и учреждениями для социальной защиты детей своих сотрудников;
  • средства, выделяемые профсоюзными и другими общественными организациями;
  • средства, выделяемые спонсорами и благотворителями;
  • средства, выделяемые Русской православной церковью;
  • средства, выделяемые другими религиозными организациями.

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты детства является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи.

Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.).

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите детства заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).

Расширение финансирования социальной защиты детства дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту детства, в поиске новых источников финансирования.

Современная Россия переживает социально-экономическую, политическую и духовную нестабильность, что во многом предопределяет тот большой круг проблем в сфере защиты прав детей, с которыми столкнулось наше общество.

Основные права ребенка n n n n Ребенок имеет право на жизнь, медицинское обслуживание, благоприятную окружающую среду Ребёнок имеет право на семью, на воспитание в семье. Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей Ребёнок имеет право посещать школу и учиться. Ребёнок имеет право на равенство и индивидуальность. Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребёнок имеет право на собственное мнение. Ребёнок имеет право на имя и гражданство. Ребёнок имеет право на получение информации. Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения. Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание. Ребёнок имеет право на отдых и досуг. Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Понятия n n n Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; детиинвалиды; дети из семей беженцев и т. д. ; Ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени.

Правовая система по защите прав детей в РФ n n Международный уровень Общефедеральный уровень Региональный уровень Местный уровень

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ на международном уровне n n n n Резолюции Генеральной Ассамблеи Резолюции Совета по правам человека Резолюции ЭКОСОС Доклады Генерального секретаря Документы Совета по правам человека Документы Комиссии по правам человека Декларации Конвенции и соглашения

Конвенции обеспечивающие защиту прав детей n n n n Конвенция о взыскании алиментов за границей 1956 г. ; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. ; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. ; Конвенция о правах ребенка 1989 г. ; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г. ; Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г. ; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии 2000 г. ; Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 2005 г.

Декларации обеспечивающие защиту прав детей в мире n n n Декларация прав ребенка 1959 г. ; Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г. ; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. ; Декларация и план действий - «Мир, пригодный для жизни детей» 2002 г. ; Декларация участников торжественного пленарного заседания высокого уровня, посвященного рассмотрению последующих мер по выполнению решений специальной сессии по положению детей 2007 г.

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в РФ n n n n n Конституция РФ (гл. 2); ФЗ от 24. 07. 1998 № 124 -ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 13. 07. 2015); Семейный Кодекс РФ от 29. 12. 1995 № 223 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015); Гражданский кодекс РФ от 26. 01. 1996 № 14 -ФЗ (ред. 01. 06. 2015); Ко. АП РФ от 30. 12. 2001 № 195 -ФЗ (ред. 03. 11. 2015); ФЗ от 21. 12. 1996 № 159 -ФЗ (ред. 31. 12. 2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ; ФЗ от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ (ред. от 13. 07. 2015) «Об образовании в РФ» ; Указ Президента РФ от 01. 09. 2009 № 986 «Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» ; Указ Президента РФ от 01. 06. 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 года» .

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов федеральных органов исполнительной власти и президента РФ.

Иерархия нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантиями защиту прав детей в Омской области n n n Устав (Основной закон) Омской области; Законы Омской области; Постановления Законодательного собрания Омской области; Указы Губернатора Омской области; Постановления Правительства Омской области; Приказы органов исполнительной власти Омской области.

Устав Омской области n Определяет общие основания обеспечения и защиту прав человека и гражданина (Гл. 2, ст. 15 -21)

Законы Омской области n n n КОДЕКС Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (с изменениями на: 16. 07. 2015); ЗАКОН Омской области от 6 ноября 2014 г № 1676 -ОЗ О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области; ЗАКОН Омской области от 8 октября 2001 г. № 307 -ОЗ О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Омской области (с изм. На 6 ноября 2014 г.); ЗАКОН Омской области от 28 мая 2015 года N 1744 -ОЗ Об установлении ограничений в сфере розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Омской области; ЗАКОН Омской области от 24 июля 2008 г. № 1070 -ОЗ О физической культуре и спорте в Омской области (с изм. на 30 апреля 2015 г); ЗАКОН Омской области О молодежной политике на территории Омской области (с изм. От 29 декабря 2009 г).

Указы Губернатора Омской области n n n О региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области на 2013 -2017 годы от 16 января 2013 г. № 3; Об уполномоченном при Губернаторе Омской области по правам ребенка от 5 февраля 2010 г. № 7. ; О ежемесячной денежной выплате семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей от 29 мая 2012 г. № 55; О мерах по реализации статьи 32. 1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 14 сентября 2011 г. № 96; О Координационном Совете при Губернаторе Омской области по реализации региональной стратегии действий в интересах детей на территории Омской области от 25 апреля 2013 г. № 57.

Постановления Правительства Омской области n n «Об организации деятельности по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на территории Омской области» от 12 марта 2014 г. № 41 -п; «Об отдельных вопросах обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 19 декабря 2012 г. № 284 -п; «О мерах социальной поддержки беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет по обеспечению полноценным питанием» от 26 апреля 2006 г. № 46 -п; «О летнем оздоровлении детей» от 14 апреля 2004 г. № 10 -п (с изм. от 12 ноября 2014 г.);

Приказы органов исполнительной власти n n n Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 14. 09. 2015 № 130 -п «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы социального обслуживания детей, в том числе пострадавших от насилия и жестокого обращения, и семей с детьми, в том числе допустивших случаи насилия и жестокого обращения с детьми, в Омской области» ; Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 7 апреля 2014 года № 60 -п «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» ; Приказ Министерства Образования Омской области от 21. 05. 2014 года № 36 «Об установлении среднего размера родительской платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории Омской области» .

Система органов обеспечивающих защиту прав ребенка n n n Правоохранительные органы; Судебные органы; Органы опеки и попечительства; Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены); Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органы управления образованием и др.

Контрольные вопросы n n Назовите те права детей, которые могут быть нарушены в условиях лагеря (слайд № 3) Алгоритм действий вожатого в вопросах обеспечения защиты прав детей в условиях лагеря в следующих ситуациях: заболел; установлен факт (обоснованное подозрение) насилия над ребенком в семье; воровство, физическое насилие над ребенком в лагере; унижение чести и достоинства, вымогательство имущества, уничтожение имущества ребенком (детьми), сбежал с лагеря.

Вопросы следующего занятия n n n Система наказания и поощрения детей в условиях лагеря; Педагогические подходы к вопросам наказания и поощрения; Алгоритмика действий вожатого по наказанию и поощрению детей. Педагогические рекомендации по воспитанию конструктивного мышления; Решение педагогических практических задач.

1. Нормативно-правовая основа защиты семьи и детей в РФ.

Значительная роль в профилактики детского и семейного неблагополучия отводится социальному обслуживанию семьи и детей, формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания, предоставляющие разнообразные услуги детям, семьям с детьми.

Социальная помощь семье и детям является в настоящее время неотъемлемой частью системы социального обслуживания населения – идет процесс активного становления разветвленной системы социальных служб различного профиля. Основная задача всей совокупности системы социального обслуживания семьи и детей (СОС и Д) – обеспечение реализации законодательно регламентированных социальных прав и гарантий семьи, а также оказание социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семьи и детей представляет собой многоуровневую систему, основными компонентами которой выступают государственные и муниципальные органы управления и учреждений социального обслуживания неправительственного сектора.

Социальное обслуживание семьи и детей базируется на конституционно правовых гарантиях, провозглашенных Конституцией РФ, федеральным законом и других правовых актах.

В статье 7. Конституции России провозглашается социальная государственная политика, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб.

Указом Президента РФ от 01.06.1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Правительство РФ в числе неотложных мер, направленных на улучшение положения детей в РФ, предписывалось разработать и утвердить научно обоснованный перечень обязательных и бесплатных социальных услуг женщинам и детям, предоставление которых должно быть гарантированно государством.

Основным нормативным документом в области социального обслуживания населения, семьи и детей является ФЗ от 10.12.1995 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ». В нем даны основные понятия сферы социального обслуживания, определена система социальных служб, установлены принципы предоставления социальных услуг. Статья 6 Закона раскрывает соответствие социального обслуживания государственными стандартами, устанавливающими основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания в порядке, определенному органами государственной власти субъектов РФ. Закон содержит перечень прав членов семьи на социальное обслуживание, механизм организации социального обслуживания; регистрацию учреждений и предприятий социального обслуживания и процедуру их создания, деятельность, реорганизацию и ликвидации, порядок финансового обеспечения. В Законе определены положения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ в области социального обслуживания.

Согласно статье 20 данного Закона полномочиями федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относятся:

· установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

· принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

· установление методического обеспечение социальных служб;

· установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

· организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

· развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания.

Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий органов государственной власти РФ, предусмотренных ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ» осуществляет собственно правовое регулирование социального обслуживания населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:

· обеспечение реализации данного ФЗ;

· разработка, финансирование и реализация региональной программы социального обслуживания;

· определение структуры органов управления государственной системы социального обслуживания и организации их деятельности;

· установление порядка координации деятельности социальных служб;

· создание управленческой и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и иные полномочия (статья 21).

Развитию сети учреждений социального обслуживания семьи и охраны материнства способствует реализация ФЗ от 10.12.1995 года № 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ», Постановления Правительства России от 24.06.1996 года № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами», и от 03.10.2002. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России на 2003 – 2006 годы».

2. Государственная социальная политика защиты детей, охрана материнства и детства.

Охрана материнства и детства является приоритетным направлением в здравоохранении.

Охрана материнства и детства – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка, правильное и всестороннее развитие подрастающего поколения, предупреждение и лечение болезней женщин и детей.

Мероприятия в области охраны материнства и детства преимущественно имеют медико-социальное значение, которое заключается в сохранении здоровья женщины, снижение материнской и детской смертности, в воспитании здорового молодого поколения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного благополучия, психического и социального благополучия, физического, а не только отсутствие болезней, физического и умственного недостатка. При этом здоровье всех народов ВОЗ рассматривает как основной фактор в достижении мира и безопасности. Здоровое развитие детей ВОЗ считает фактором первостепенной важности, а поэтому программирует мероприятия по охране материнства и детства как главные.

В России охрана материнства и детства гарантирована Конституцией РФ, а также «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 548 – 1.

Согласно статье 38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Статья 4 гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 10 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» рассматривает обеспечение прав детей на охрану здоровья, в числе основных гарантий прав ребенка. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством РФ, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривает профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Сегодня каждая вторая семья нуждается в социальной защите, каждая третья является социально неблагополучной. Растет количество неполных семей.

В современной России происходит становление системы социального обслуживания населения, как в целом, так и различных категорий семьи и детей. Выделяют две основных функции социальной защиты:

1. Социальные выплаты.

2. Социальное обслуживание.

Социальные выплаты – это система государственного материального обеспечения престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми и иных категорий работающего населения посредством социальных выплат, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей в старости, случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потере кормильца и т.д. Система социальных выплат включает в себя пенсии, пособия по безработице, многодетным семьям, одиноким матерям, малообеспеченным семьям. Основные социальные выплаты направлены семьям, имеющим детей. Конституцией РФ установлено, что семья, материнство и детство находятся под защитой.

Государство должно создавать и совершенствовать работу детских учреждений, развивать систему социальных служб в помощь семьям, устанавливать льготы многодетным, малообеспеченным семьям, семьям воспитывающих детей инвалидов, приемным семьям, одиноким матерям. Выплачивать пособия гражданам, имеющих детей и принимать другие меры по социальной защите детей, материнства и детства.

Предпосылки, цели, основные направления и принципы государственной социальной политики в области социальной защиты детства в РФ.

В Конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших функций социального государства является социальная защита (поддержка социально уязвимых групп населения, к которым относятся и дети). Современную Россию нельзя сегодня назвать благополучным государством. Уровень и качество жизни российского общества отличаются низкими жизненными стандартами основной части населения и резкой дифференциацией личных доходов отдельной категории населения.

Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в ежегодных государственных Докладах, свидетельствуют о кризисном социально-экономическом положении детей в нашем обществе:

· резко обозначилось противоречие между миром взрослых и миром детей, возросло непонимание и отчуждение взрослых по отношению к детям;

· демографическая ситуация в России характеризуется сокращением числа детей, что обуславливается низким уровнем рождаемости, связанным главным образом с экономической ситуацией в стране;

· основные качественные показатели жизнеобеспечения детей остаются низкими;

· высокий уровень социальных патологий в детской среде;

· широкое распространение получает детский труд, несмотря на его правовой запрет, в т.ч. и вовлечение детей в проституцию, противоправные виды деятельности;

· большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми, в т.ч. сексуального насилия и эксплуатации.

24 июля 1998 года в РФ был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который сейчас является основным документом в области социальной защите детства. По этому закону целями государственной политики в интересах детей являются:

· осуществление прав детей предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и Федеральному Законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры.

Основные направления государственной социальной политики:

· укрепление правовой защиты детства;

· поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

· обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

· улучшение питания детей;

· обеспечение воспитания, образования и развития детей;

· поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

· Законодательное обеспечение прав ребенка;

· Поддержка семьи в целях обеспечения воспитательного отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовка их к полноценной жизни;

· Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

· Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

3. Формы и методы социальной защиты детства (СЗД).

Основными структурными компонентами системы СЗД являются формы и методы ее организации. Наиболее полная характеристика форм и методов СЗД представлена В.А. Варывдиным и М.П. Климантович. Согласно их позиции формами СЗД ячвляются:

1. Постановления и решения компетентных органом. В области СЗД такими органами являются

· Федеральное Собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам СЗД и по системе в целом;

· Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие Указы;

· Правительство РФ, принимающее постановление по вопросам СЗД;

· Суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области СЗД;

· Министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты СЗД;

· Органы власти и управления РФ и местные самоуправления;

· Руководители учреждений и предприятий, изучающие правовые акты по вопросам СЗД – воспитанников, учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов государственной власти, занимающихся СЗД. Наиболее известные программы: федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 – 2006 годы, утверждена Постановлением Правительством РФ от 03.10.2002 года № 732. в ее состав включается подпрограммы: «Дети – сироты», «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Дети – инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними»,

3. План мероприятий по СЗД. Например, план действий по улучшению положения детей в РФ на 2001 – 2002 годы. (Утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 1090 – р).

4. Создание и развитие материальной базы для СЗД, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направленных государственными, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на СЗД

Методы СЗД:

· Убеждение действующих и потенциальных субъектов СЗД в необходимости активного участия в СЗД;

· Использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войны и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр при проведении мероприятий по охране детей;

· Стимулирование и поощрение мероприятий по СЗД;

· Метод принуждения;

· Метод анализа и прогноза в развитии системы СЗД.



Просмотров