Основная профессиональная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования. Тема: Художественная культура XVII - начала XIX века

2. Образовательные сайты Интернет

· Причины возникновения Средневековых городов

· Средневековый город – центр торговли и ремесла

· Города и сеньоры

· Разделение труда в городе

· Значение средневековых городов для хозяйственного развития и экономики государства

Норма времени: 3 часа

Повторить по конспекту и учебнику тему. Составить тест закрытого типа (с выбором правильного ответа или на установление соответствия) на листе формата А4, состоящий из 10 вопросов.

Например: Выберите правильный ответ

1. Какой город был столицей Византии?

2. Чем прославились братья Кирилл и Мефодий?

А) Созданием славянской письменности

Б) Участием в крестовых походах

В) Участием в военной обороне государства Русь

Г) Открытием университета

Норма времени: 2 часа

Формат выполненной работы: Тест

Критерии оценки: правильность составления вопросов теста, аккуратность

Контроль выполнения : выполнение тестовых заданий, составленных

сокурсниками.

Самостоятельная работа № 7

«Великие полководцы» - Александр Невский, Дмитрий Донской.

Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве; дать характеристику личности и полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.

Задание: Написать сообщение - исторический портрет Александра Невского или Дмитрия Донского.

1. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1. – Ростов:. 1998 г. – 608 с.

2. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 2008

При выполнение работы воспользуйтесь Приложением № 6

Должны быть раскрыты следующие вопросы:

1. Как происходило становление личности исторического деятеля? Где и когда он родился? Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?

2. Личные качества и черты характера. Как личные качества деятеля влияли на его деятельность? Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие нет?

3. Свершения исторического деятеля. Охарактеризуйте основные дела его жизни. Кто был его друзьями, а кто врагами, и почему? За что человечество помнит этого человека?

4. Каково ваше личное отношение к историческому деятелю? Какое чувство вызывает у вас его деятельность?

Норма времени: 2 часа

Формат выполненной работы: Сообщение.

Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность, последовательность, выводы.

Контроль выполнения : фронтальная проверка, устный опрос

Самостоятельная работа № 8

Тема: « От Древней Руси к Московскому царству».

Цель: сформировать взгляд на политическую раздробленность, общественную жизнь, культуру Руси, версии происхождения государственной власти на Руси, уметь осознавать себя как гражданина России

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Интернет

Задание: Написать доклад по заданным темам (Приложение 8)

· Варяги в истории Древней Руси.

· Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

· Князь и вече в Древней Руси.

· Князь и дружина в Древней Руси.

· Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

· Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

· Александр Невский - государственный деятель и полководец.

· Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

· Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

· Владимир Мономах и его время.

· Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

· Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

· Общественный строй Древней Руси.

· Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

· Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

· Дмитрий Донской - государственный деятель и полководец.

· Иван III и его роль в российской истории.

1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

2. Составить план доклада

Норма времени : 4 часа

Формат выполненной работы: доклад

Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения : проверка доклада, обсуждение на занятии

Самостоятельная работа № 9

Тема: Великие географические открытия.

Цель: сформировать представления о географических открытиях, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщения; обосновать экономические и технические предпосылки начала эпохи Великих географических открытий;определить последствия эпохи Великих географических открытий для политического и экономического развития стран Западной Европы и народов Америки, Азии и Африки

Задание : Составить альбом по путешественникам 16-17 вв.

Альбом оформляется по результатам всей группы. Работа ведется в микрогруппах по 2-3 человека.

Материал должен включать:

1. портрет путешественника;

2. факты биографии, его судьбу;

3. историю открытия.

Путешественники (на выбор):

Х. Колумб, Б. Диас, Васко да Гама, Ф. Магеллан, А. Веспуччи, Ж. Альвареш, В. де Бальбоа

Норма времени : 2 часа

Формат выполненной работы: сообщения, презентация

Критерии оценки: обоснованность и четкость подготовленных сообщений, презентации

Контроль выполнения : фронтальная проверка.

Самостоятельная работа № 10

Тема: «Технический прогресс в 16-18 веках»

Цель: сформировать представления об открытиях в науке и технике в ХVI – ХVIII веках, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщения; уметь называть важнейшие научные открытия и технические изобретения 16-18 веков; объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего периода истории

Задание : Написать конспект на тему «Открытия в науке и технике»

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007

1. Из дополнительной литературы ознакомиться с открытиями в науке и технике ХVI – ХVIII веков.

2. Выбрать 2-3 крупных, значимых открытия

3. Составить конспект по примерному плану:

· название открытия

· кто изобрел (открыл)

· когда и при каких условиях было сделано открытие

· оценки и взгляды современников открывателя

· значение для современной науки и техники

Норма времени : 2 часа

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения

Контроль выполнения : проверка конспекта, сообщение на уроке

Самостоятельная работа № 11

Тема: Художественная культура XVII - начала XIX века.

Цель: проанализировать произведения искусства XV II - начала XIX века, выявить особенности живописи и различия в архитектурных стилях.

1.Уколова В. П. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011. – С. 260, 262 (Иллюстрации учебника. цветная вклейка в учебнике.)

2. Материалы сети Интернет

3. Альбомы по искусству

Проанализируйте архитектуру классицизма, барокко и рококо. Выявите характерные черты каждого стиля. Запишите их в тетрадь. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Определите, к какому стилю или направлению в искусстве принадлежат данные произведения искусства. Заполните сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины XVI - XIX века» по схеме: название стиля, период расцвета, характерные черты, наиболее яркие представители и их произведения. Впишите в соответствующие графы таблицы имена художников и названия картин, размещенных на цветной вкладке и найденных в Интернете.

Изучить материал по архитектурным стилям, составить конспект в тетради. Изучить материал по художественным стилям. Заполнить таблицу.

Норма времени : 3 часа

Формат выполненной работы: Конспект, таблица

Задание № 1. Назовите героев:

Рыцарской литературы: рыцари, короли, дамы сердца, напр.: о короле Артуре, «Ланселот», «Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде», «Персеваль» и др.
Городской литературы: горожане или крестьяне, напр.: «Видение о Петре и пахаре» У. Лэнгленда - пахарь, «Роман о лисе» - лис Ренар.

Задание № 2. Прочитайте отрывок из поэтического произведения «Завещание осла». Определите, к какому сословию принадлежал его автор. Как называют такую литературу?

В селе богатом жил священник; О том лишь думал, как бы денег Для церкви побольше собрать Да самому богаче стать. Платья, монет нажил немало. Зерном закрома наполнял он... Осла он у себя держал, Какого вряд ли свет видал: Попу слугою был примерным; Двадцать лет служил ему верно, Богатства умножать помог, Пока от старости не сдох. Поп так сильно осла любил, Что шкуру драть не разрешил, А зарыл его на кладбище... Попа позвали, поп приходит, Пришел, ответ держать выходит, За вину свою отвечать, От епископа кары ждать. «Нечестивец, служитель зла, Куда вы зарыли осла? Вы церкви святой оскорбленье Нанесли своим поведеньем...» «Ваша милость, скажу вам кратко -
Осел у меня долго жил, Много денег я с ним нажил; Честно служил осел мой славный 20 лет как слуга исправный, И - я клянусь души спасеньем! - 20 су добывалось в день им, В год 20 ливров добывал. Чтоб в ад не попасть, отказал Он вам их в своем завещанье». «Бог наградит его старанье, - Сказал епископ, - и простит Все преступленья и грехи!»

Автор скорее всего принадлежит к вагантам - социальной группе в средневековой Европе, в которую входили бродячие нищие студенты, низшие клирики, школяры - исполнителям пародийных, застольных и любовных песен. Вольнодумная литература вагантов часто носила антицерковный характер и преследовалась официальной церковью. Литература вагантов была частью городской литературы.

Задание № 3. Какие произведения средневековой литературы вы хотели бы иметь в своей личной библиотеке? Чем они вас привлекают?

Задание выполняется самостоятельно. Например: 1. «Книга о разнообразии мира» Марко Поло, которая представляет собой источник знаний по истории азиатских стран. 2. «Божественная комедия» Данте как философский взгляд на мир. 3. «История моих бедствий» Абеляра и его переписка с Элоизой. 4. «Декамерон» Боккаччо. Последние две книги как отражение вечной темы любви.

Задание № 4. Рассмотрите иллюстрации. Перед вами современные фотографии двух средневековых соборов. Один из них расположен в Майнце, местонахождение другого вам известно. Подпишите, где какой собор. К каким архитектурным стилям они относятся? Обозначьте на иллюстрациях цифрами и подпишите архитектурные элементы, характерные для этих стилей.

Задание № 5. Какой из пунктов биографии Данте неверный? Напишите правильный ответ.

1. Уроженец Флоренции.
2. Автор книги «Новая жизнь».
3. Политический противник папы римского.
4. Потомки назвали комедию Данте «Божественной комедией».
5. «Божественная комедия» написана на латинском языке. «Божественная комедия» написана на итальянском языке.
6. Современник французского короля Филиппа IV Красивого и папы римского Бонифация VIII.

Лабораторно-практическое занятие № 10

Художественная культура XVII - начала XIX в.

Цель занятия. Проанализировать произведения искусства XVII - начала XIX в., выявить особенности живописи и отличия в архитектурных стилях.

Источники. Иллюстрации учебника (с. 260, 262), цветная вклейка (с. 15-18), альбомы по искусству.


1. Проанализируйте архитектуру классицизма, барокко и рококо. Выявите характерные черты каждого стиля. Сопоставьте ваши выводы с текстом учебника.
2. Проследите по тексту учебника и иллюстрациям эволюцию классицизма XVII в. к просветительскому классицизму и ампиру. Какие основополагающие черты в нем сохранились? Что менялось?
3. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Определите, к какому стилю или направлению в искусстве принадлежат данные произведения искусства. В каждом случае обоснуйте свое мнение.
4. Заполните сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины XVI - начала XIX в.» по схеме, предложенной в учебнике (с. 269).

Лабораторно-практическое занятие № 11

Абсолютная монархия в Европе

Цель занятия. Определить характерные черты одной из форм правления в государствах эпохи Нового времени.

Источники. Епископ Боссюэ о Божественном праве королей (с. 282). Жан Боден о королевском суверенитете (с. 282). Людовик XIV о власти короля (с. 283).

Вопросы и задания для учащихся
1. Какая форма правления описана в источниках? Подтвердите свой ответ текстом.
2 . Какие типы монархии различает Ж. Боден? Какой из них характерен для Западной Европы XVII-XVIII вв.? Приведите примеры всех трех типов.
3. Какие характеристики королевской власти дает епископ Боссюэ?
4. Какие функции монарха можно выделить на основе текстов?
5. Как авторы источников относятся к описываемой форме правления? Обоснуйте свои выводы.

Практическое занятие № 12

Колониализм

Цель занятия. Проанализировать карты и выявить страны, проводившие наиболее активную колониальную политику.

Источники. Карта «Великие географические открытия» (первый форзац учебника), карта «Мир к концу XIX в.» (второй форзац учебника), текст § 26.

Вопросы и задания для учащихся
1. По карте «Великие географические открытия» определите, какие регионы к концу XVII в. были захвачены европейскими государствами и превращены в колонии.
2. Выпишите, какие территории принадлежали Испании, Португалии, Франции, Англии, Голландии и Османской империи. Расставьте страны в порядке убывания размеров их колоний.
3. Сопоставьте данные карт «Великие географические открытия» и «Мир к концу XIX в.». Какие регионы мира попали в колониальную зависимость в период с середины XVII в. до конца XIX в., а какие получили независимость? Какие территории так и не стали колониями к концу XIX в.? Сделайте вывод о распространении колониализма в мире к концу XIX в.
4. Какое государство в середине XVII в. являлось крупнейшей колониальной державой? Как изменилось его положение к концу XIX в.? Назовите крупнейшую колониальную империю к концу XIX в. Объясните произошедшие изменения.
5. Расставьте страны в порядке убывания размеров их колоний к концу XIX в. Сопоставьте эти данные с данными, полученными по предыдущему периоду. Совпадают ли они?
6. У каких крупных европейских государств к концу XIX в. почти не было колоний? Вспомните, МАТЕРИАЛЫ К ДИСКУССИЯМ

Власть и собственность на Древнем Востоке. § 2

Феномен власти-собственности

Сложившееся на основе земледельческой общины (в какой-то мере это относится и к кочевникам, но типичный вариант - именно земледельческий) протогосударство во многом восходит к нормам взаимоотношений и формам взаимосвязей, веками развивавшимся в рамках общины. Но на основе прежних норм и форм в новых условиях возникали институты иного, более совершенного и развитого типа, - они соответствовали укрупнявшейся и усложнявшейся социально-административной структуре протогосударства. О каких новых институтах идет речь?
В нашей стране, где менталитет XX в. воспитан на идеях марксизма, было еще сравнительно недавно твердо принято считать, что институтами, приходившими на смену первобытной общине, были институты классово-антагонистического общества, основанного на частной собственности и делении населения на классы прежде всего по признаку отношения к этой собственности (имущие и неимущие). Такого рода схоластическая презумпция привела к жесткому постулату, согласно которому все древние общества должны были быть так называемыми рабовладельческими с характерными именно для них антагонистическими классами рабовладельцев и рабов. В истматовском варианте эта идея марксизма превратилась в догму, была доведена до абсурда, несмотря на то что сам Маркс был много более сдержан в этом смысле: в его схеме всемирной истории наряду с рабовладельческой (античной) формацией существовал, как о том упоминалось, и «азиатский» способ производства, характерный для Востока и отличавшийся от античного и иных европейских способов производства тем, что в восточных структурах не было частной собственности и классов, а альтернативой господствующему классу было само государство в лице организованного им аппарата власти.
В отличие от Гегеля, делавшего акцент на проблемы именно власти, причем в ее наиболее жесткой из известных человечеству до XX в. форме восточной деспотии, Маркс выдвигал на передний план собственность, говоря о верховной собственности государства на Востоке. Но что это такое - хотя бы с точки зрения главного для Маркса политэкономического критерия? Это собственность или все-таки власть? Сам Маркс склонен был идентифицировать верховную собственность и государственный суверенитет. Однако до логического конца эта идентификация в его трудах доведена не была. Больше того, сама идея верховной собственности была подвергнута сомнению рядом авторитетных историков-марксистов - факт достаточно редкий, чтобы оставить его без внимания. Так что же все-таки первично в изучаемой нами структуре - деспотизм, беспредел власти или собственность, пусть даже не частная?
Ответ на этот кардинальный вопрос упирается в анализ группы проблем, связанных с оценкой роли институтов власти и собственности в ранних политических структурах, генетически и функционально родственных классическим восточным, стадиально предшествовавших именно им, лежавших в основе восточного деспотизма по Гегелю и «азиатского» способа производства по Марксу. Остановимся кратко на этих проблемах.
Что касается власти, то восходившая к древнейшей и абсолютно преобладающей системе социальных ценностей триада престиж - авторитет - власть привела со временем к сложению авторитарного института наследственной власти сакрализованного вождя-царя в протогосударствах. Это было повсюду, включая и предантичную Грецию с ее царями, столь поэтично воспетыми великим Гомером и так хорошо известными по классической греческой мифологии.
На Востоке власть такого типа достаточно быстро - в отличие от античной Греции - трансформировалась в деспотическую, хотя не везде одинаково ярко выраженную. Главной причиной этого было отсутствие здесь развитого рыночно-частнособственнического хозяйства, сыгравшего решающую роль в той социальной мутации, которую пережила античная Греция. Деспотизм как форма власти, а если взглянуть глубже, то как генеральная структура общества, возникает там, где нет той самой частной собственности, об обязательном наличии которой, не признавая исключений или хотя бы вариантов, твердила долгие годы абсолютно господствовавшая у нас истматовская схема. Иными словами, деспотизм присущ структурам, где нет собственников. Но это те самые структуры, которые возникали на базе первобытности.
Во всех обществах, о которых выше уже шла речь (кроме античного, отличавшегося от них), понятия о собственности вообще, тем более о частной собственности, просто не существовало. Специалисты, исследующие такие структуры, используют для их характеристики понятия «коллективная», «общинная», «племенная» собственность и т. п., сознавая всю условность этих понятий. Дело в том, что понятие о собственности в коллективах собирателей, кочевников или общинных земледельцев сводилось прежде всего к представлению о праве на ресурсы, которые считались принадлежавшими данной группе и использовались ее членами в процессе их хозяйственной деятельности. Собственно, иначе и быть не могло в те времена и в тех условиях жизни. Основа отношений к ресурсам, от обладания которыми зависело существование коллектива, реализовывалась, таким образом, в терминах владения, т. е. власти: «Мы владеем этим; это - наше». Субъектом власти, владения, распоряжения хозяйственными ресурсами или, если угодно, коллективной собственности всегда был и практически всегда мог быть только коллектив, причем этому никак не противоречило то обстоятельство, что всегда существовало индивидуальное и семейное пользование какой-то частью общего владения, не говоря уже о предметах обихода, жилище, личных вещах, орудиях производства и т. п. Это означает, что и экономическое содержание, и юридическая форма такого рода собственности именно владение и, как результат владения, власть. Сначала власть только над ресурсами. Но это только сначала.
В общине с ее ранними формами неравенства как на уровне семейно-клановой группы, так и в рамках коллектива с его рангово-статусной иерархией в целом сложилась и развивается власть, которая опирается как на экономическую реальность (владение ресурсами группы или общины), так и на юридическую ее форму (право выступать от имени группы или общины, распоряжаться ее достоянием и особенно ее избыточным продуктом). В рамках надобщинной структуры, протогосударства с наследственным вождем, ставшим символом коллектива, неоспоримое право распоряжаться общественным достоянием было функцией высшей власти вождя.
В свете сказанного вполне очевидно, что представление о верховной собственности государства и государя можно понимать только в том плане, о котором идет речь: высшая собственность правителя-символа, олицетворяющего коллектив, производна от реального владения достоянием коллектива и безусловного права распоряжаться его ресурсами и имуществом, причем и то и другое в конечном счете производно от власти. Власть (владение) рождает понятие и представление о собственности, собственность рождается как функция владения и власти. Власть и собственность неразделимы, нерасчленимы. Перед нами феномен власти-собственности.
Власть-собственность - это и есть альтернатива европейской античной, феодальной и буржуазной частной собственности в неевропейских структурах, причем это не столько собственность, сколько власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т. е. к должности, но не к личности правителя. По наследству в этих структурах может быть передана должность с ее правами и прерогативами, включая и высшую собственность, но не собственность как исключительное частное право владения вне зависимости от должности. Социально-экономической основой власти-собственности государства и государя было священное право верхов на избыточный продукт производителей.
Если прежде семейно-клановые группы вносили часть своего продукта в форме добровольных взносов старейшине в качестве скорее символической, нежели реальной платы за его общественно полезный труд, то теперь ситуация стала иной. В надобщинной структуре, в рамках протогосударства вождь имел бесспорное право на определенную часть продукта его подданных, причем взнос с политэкономической точки зрения принимал облик ренты-налога. Налога - потому что взимался центром для нужд структуры в целом, в частности для содержания непроизводительных слоев, обслуживающего их персонала или производителей, занятых в неземледельческой сфере (ремесло, промыслы и т. п.). Налог в этом смысле высшее право государства как суверена на определенную долю дохода населения. Что же касается ренты, то она проявлялась в праве собственника, субъекта власти-собственности, на определенную долю реализации этой собственности в хозяйствах земледельцев-общинников.
Появление феномена власти-собственности было важным моментом на пути институционализации общества и государства в неевропейском мире. Это означало, что прежняя свободная община теряла свои исключительные права владения ее угодьями и продуктом. Теперь она вынуждена была делить эти права с теми, кто в силу причастности к власти мог претендовать на долю ее имущества, начиная от регионального вождя-администратора, будущего владетельного аристократа, которому верховный вождь передавал часть своих высших прерогатив, и кончая общинным главой, все более превращавшимся в чиновника аппарата администрации. Иными словами, возникал и надолго закреплялся хорошо знакомый специалистам феномен перекрывающих друг друга владельческих прав: одна и та же земля (а точнее, право на продукт с нее) принадлежит и обрабатывающему ее крестьянину, и общине в целом, от лица которой выступает распределяющий угодья старейшина, и региональному администратору, и верховному собственнику. И что показательно, эта множественность прав, столь нелепая в обществе с юридически хорошо разработанными частно правовыми нормами, здесь никого не смущает: коль скоро земля не является частной собственностью и принадлежит всем, то совершенно естественно, что каждый получает свою долю дохода от нее, причем в строгом соответствии с той долей владения ею, власти над ней, которой реально располагает. Вместе с тем важно оговориться, что в множественности прав уже таились зародыши некоторой трансформации прежней структуры, в частности тенденции к приватизации, т. е. к появлению частной собственности (пусть не господствующей и весьма ограниченной в потенциях, но все же частной), до того в описываемом обществе еще не известной.

Васильев Л. С. Власть и собственность: феномен
власти-собственности // История Востока. - М., 1994

Сам факт покупки земли царем показывает, что царь по-прежнему не был верховным собственником всей земли в государстве. Но в то же время крайне низкая цена, уплаченная им за землю (около 1000 л - примерно 600 кг - ячменя за гектар поля, не считая подарков хозяевам и свидетелям!), вероятно, отражает принудительный характер покупки (производившейся к тому же в районе, разгромленном карательными операциями Саргона и Римуша), а запись сделок на большом обелиске из твердого камня, возможно, подчеркивает необратимость сделки (в отличие от аналогичных сделок между частными лицами, записывавшихся на обыкновенных глиняных плитках - «табличках» и датировавшихся). Целью скупки земли было, скорее всего, увеличение царского фонда земель и средств на содержание персонала и войска. Уже в надписях Саргона говорится, что «5400 мужей (ежедневно) ели перед ним хлеб»; возможно, это было связано и с желанием царя создать свое постоянное и привилегированное войско, несмотря на первоначальную опору Саргонидов на широкое народное ополчение. Последнее со временем должно было становиться все менее надежным; после Римуша и Нарам-Суэна ни работникам государственных хозяйств, ни общинникам вне их не было особых оснований стремиться к поддержанию династии; но и жречество в конце концов было ею недовольно...

Дьяконов Н. Первые деспотии в Двуречье //
История Древнего мира. - М., 1983

Полисное устройство Греции. § 4

Полис

Изменения в экономике нанесли удар по общинно-родовой организации общества, носительницей традиций которого была родовая знать. Для рядовых общинников, занявшихся ремеслом и торговлей, открылась возможность обогащения и приобретения земельных участков в частное владение.
В то же время сохранялась коллективная собственность на землю, принадлежавшую полису и отдельным его подразделениям (филам, фратриям, демам). Но это не означало наличия государственного сектора в хозяйстве. Существовал лишь общинно-частный сектор, в котором все более возраставшую роль приобретали частные хозяйства. Общинный же характер собственности проявлялся в том, что лишь граждане пользовались правом получения участка земли в пределах полисной территории. Тот, кто не был по происхождению гражданином, считался чужестранцем и не мог приобрести в собственность не только землю для обработки, но и дом для жилья, даже если и он, и его отцы, деды, прадеды прожили здесь всю жизнь. Кем бы ни был гражданин полиса - торговцем, ремесленником, ростовщиком, для полиса он оставался потенциальным землевладельцем. Как гражданин, он обладал правом участия в работе общинных институтов - народного собрания, а с демократизацией полиса - также совета, суда, а также правом быть выбранным в руководящие органы полиса.
С принадлежностью к полису была связана и военная служба, бывшая не только обязанностью, но и почетным правом, доступным, как и право на землю, только гражданину.
Древние полисы обладали обозримой территорией, и там не сложилось системы представительства. Гражданин полиса, независимо от того, жил он в городе или в его сельской округе, непосредственно участвовал в общественной жизни. Полис для граждан был всем. Он обеспечивал им независимое существование и определенный уровень жизни, охрану их личности и свободы. Поэтому изгнание, сопровождавшееся лишением гражданских прав, было наказанием, равносильным гражданской смерти. Городские стены, принимавшие в случае опасности всех граждан, были стенами жизни.
Граждане составляли меньшую часть населения полиса, и осуществление ими их прав основывалось на бесправии и эксплуатации негражданского свободного населения и рабов. Таким образом, несмотря на прочность полиса как общественной ячейки, в нем изначально были заложены противоречия, создававшие постоянную социальную напряженность.
Политическая жизнь практически всех средиземноморских народов складывалась в напряженном противостоянии незнатной части населения (демоса) и земельной аристократии, отстаивавшей свое исключительное право распоряжаться общественной землей и управлять общиной в качестве потомков и наследников богов, к которым аристократические роды обычно возводили свое происхождение. Законы, которые постепенно принимались в острой борьбе в разных полисах круга земель, несколько ограничивали полномочия знати и защищали интересы торгово-ремесленной прослойки и земледельцев. Однако, пользуясь своим богатством и противоречиями внутри самого гражданского коллектива, аристократия, как правило, сводила на нет действия законов или вовсе добивалась их отмены.
В условиях такого противостояния становилось неизбежным использование новыми общественными слоями силы для ограничения экономического могущества аристократии и связанного с этим могуществом политического влияния.

Ранняя тирания

На волне недовольства знатью и стремления к справедливому распределению общинной собственности выделяются народные вожди, чаще всего выходцы из той же аристократии. При поддержке демоса они захватывают власть с помощью наемных отрядов. Греки рассматривали их как царей, но только не унаследовавших, а узурпировавших власть, и употребляли по отношению к ним термин лидийского происхождения тиран (властелин), первоначально не носивший одиозной окраски. «Становились они тиранами потому, что пользовались доверием народа, а средство приобрести это доверие заключалось в том, чтобы объявить себя ненавистниками богатых», - писал Аристотель. Заигрывая с демосом, тираны подчеркивали свой скромный образ жизни, принимали законы против роскоши, поддерживали простой народ во время судебных процессов, да и сами выдвигали обвинения против знатных, конфисковывали их имущество, раздавая его беднякам. «Тиран в глазах своих подданных должен быть не тираном, а домоправителем и царем, не узурпатором, но опекуном; тиран должен вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств» - так характеризовал раннюю тиранию Аристотель, живший в IV в. до н. э., когда в это слово стали вкладывать смысл, близкий современному его восприятию.
Тираны этого переходного периода зачастую до конца своих дней сохраняли облик справедливых защитников народа и законов, а порой превращались в деспотов и попирали законы. Но в любом случае объективно их правление способствовало значительному ослаблению аристократии и сделало возможным последующий переход управления в руки демоса. Как режим личной власти, сломившей господство аристократии, раннегреческая тирания была неизбежным этапом на пути к демократизации общества. Не случайно демократические республики установились именно в тех полисах, которые прошли через тиранию.
В тех из греческих городов, где в силу недостаточного развития ремесел и торговли внутри демоса не появилось экономически сильной прослойки, земельная аристократия сохранила свои позиции и в силу этого сложились аристократические, а не демократические республики. Аристократический строй установился с переходом к республикам и в этрусских полисах, где в силу религиозных традиций необычайно сильна была военно-жреческая знать (лукумоны). Также и в Риме свержением царской власти воспользовались аристократические круги, установившие свое правление в форме патрицианской республики. Впоследствии из среды патрициев время от времени выделялись политики, добивавшиеся передела земель и кассации долгов, действуя, как греческие тираны, но ни одному из них не удавалось захватить власть...

Немировский А. И. История Древнего мира.
Античность. - М., 2000

Уроки античной демократии

Возможность использования опыта античной демократии определяется тем, что на своей самой ранней ступени развития демократическое устройство предстает в наиболее простой, примитивной форме, которая еще не завуалирована всякого рода привходящими обстоятельствами, и благодаря этому как позитивные, так и негативные черты демократии вообще, демократии как особого типа государственного устройства предстают в ясной и легко понимаемой форме.
В афинской демократии проявились различные тенденции развития. Некоторые из них оказались жизнеспособными, и мы их встречаем в более поздних демократических государствах, а некоторые умерли вместе с самой афинской демократией и практически никогда больше не возрождались.
По-видимому, чертой, которая существовала в Афинах (и вообще характерна для античного мира), но которая уже никогда не сможет возродиться, является та особенность, которая позволила выделить ее в особый тип, называемый специалистами «прямой демократией». Как уже отмечалось, основная характерная особенность прямой демократии - непосредственное участие суверенного народа (коллектива граждан) в управлении делами государства, выражающееся в постоянном функционировании Народного собрания, исключительному ведению которого принадлежат все важнейшие вопросы его жизни.
Каковы же причины, которые делают невозможным возвращение к жизни этого типа демократического устройства государства? Уже давно было высказано мнение, ставшее теперь аксиомой, что гибель Римской республики (то есть римского полиса) была предрешена после того, как в результате Союзнической войны основная часть свободного населения всей Италии получила права римского гражданства, и оно стало насчитывать около двух миллионов человек, ибо практически невозможно Народное собрание с таким количеством участников, да к тому же регулярно и достаточно часто собираемое. Таким образом, сами размеры современных государств препятствуют возрождению принципов прямой демократии...
Уже в Афинах IV века прямая демократия начала изживать себя. Она была совершенно неизбежным этапом и прекрасно работала на первых порах существования полиса, но в условиях резко усложнившейся жизни, как внутренней, так и международной, она перестала отвечать им. Сейчас требовалось постоянное и, желательно, профессиональное руководство политикой полиса. Руководить, опираясь только на здравый смысл массы, было уже невозможно. Примечательно, что кризис прямой демократии начал ощущаться впервые именно в Афинах, том полисе Древней Греции, который имел свои интересы в различных частях Эгейского мира и соответственно вел действительно большую политику и который обладал наиболее сложной внутренней структурой среди греческих полисов. Прямая демократия полностью отвечала условиям простой «республики крестьян», но оказалась недееспособной при усложнившейся жизни.
Очень показательно, что на следующем историческом этапе - в эллинистическую эпоху ряд греческих так называемых федеративных государств (в первую очередь Ахейский и Этолийский союзы) ввели определенные элементы представительной демократии в свои конституции. Однако эти государства так и не смогли перерезать ту пуповину, которая соединяла их с миром полисов, и поэтому старое полисное партикуляристское начало с его идеей прямого правления народа сокрушило первые ростки представительной демократии в Древнем мире. Основная линия развития пошла совершенно по-иному: и в эллинистических государствах, и в Римской империи города сохраняли свой полисный строй, но он коренным образом изменился: их полисные институты превратились в органы местного самоуправления, которое было действительно очень широким, но ограничивалось исключительно местными делами. Однако они были полностью отсечены от большой политики, которой занимались при царских или императорских дворах на постоянной основе...
...Необходимо, видимо, обратить особое внимание еще на одно обстоятельство. Прямая демократия по своей природе не может признавать принципа разделения властей. Тем самым демократический строй теряет значительную часть своей устойчивости, поскольку ошибки в принятии решений почти невозможно блокировать. Характерно, что афиняне осознали этот недостаток своей системы и в течение IV века усложнили конституцию. Мы знаем, что после примерно 355 года Народное собрание практически отказалось от своих функций верховного суда, целиком передав их дикастерию. Народное собрание также отказалось от своих конкретных законодательных функций, передав их коллегии номофетов и оставив за собой только принципиальное решение вопроса о необходимости пересмотра того или другого закона. Однако эти нововведения не свидетельствуют о создании системы разделения властей. Все эти решения в любой момент могли быть отменены волею Народного собрания. Традиционное полисное начало сохраняло свою силу, и поэтому шаги в сторону создания системы разделения властей нельзя считать собственно созданием этой системы.
Прямой демократии свойствен был принцип абсолютной правоты большинства и соответственно полное отрицание каких-либо прав меньшинства. Этот подход к проблеме сейчас вряд ли встретит одобрение со стороны искренних сторонников демократии...
Афинский демократический режим имел ряд особенностей, которые можно рассматривать, с одной стороны, как условия его возникновения, а с другой - как следствие существования этого строя...
Прежде всего, проблема имущественного неравенства. Сейчас многие исследователи уже отказались от концепции, популярной в прошлом веке. Согласно этой концепции, афинский демос представлял собой деклассированную массу, которая жила за счет денег, выплачиваемых ей государством за выполнение общественных обязанностей, а средства для этого государство получало от эксплуатации союзников. Ныне совершенно несомненно, что основная масса афинян - это мелкие и средние собственники, занятые сельским хозяйством, ремеслом, торговлей...
...Еще раз подчеркнем, что рынок, как нам кажется, выступает в роли того conditio sine qua nоn, без которого невозможно развитие демократии. Можно полагать, что своеобразным отражением этой экономической ситуации в политической сфере стала распространившаяся практика избрания на различные должности в полисе посредством жребия, что нивелировало преимущества происхождения и личного богатства.
Следующий фактор, о котором следует сказать, - высокий технологический уровень общества. Афины если и не были бесспорным лидером во всех отраслях экономики в Древней Греции, тем не менее явно принадлежали к числу самых передовых. Почему это важно? Высокий технологический уровень обеспечивает высокую производительность труда, что давало гражданам свободное время, а это, в свою очередь, позволяло им заниматься общественными делами. В противном случае неизмеримо большая часть времени должна была бы идти на добывание средств для поддержания жизни, и на участие в управлении государством значительная часть гражданства не имела бы времени чисто физически. Этому тезису, кажется, противоречит то обстоятельство, что с точки зрения чистой технологии Афины принципиально не отличались от остальных греческих полисов. Однако необходимо учитывать другое обстоятельство, имевшее, с нашей точки зрения, принципиальное значение. В Афинах, насколько мы можем судить, имелось весьма значительное число рабов, и Аристотель напрямую связывает обладание рабами с возможностью заниматься политической деятельностью: он ссылается на практику рабовладельцев, освобождающих себя от забот по руководству рабами путем назначения управляющего, чтобы иметь время для занятий политикой или философией. Напомним, что раб, и с точки зрения теоретиков античного общества, и с точки зрения реальной ситуации, представлял собой «одушевленное орудие труда». Широкое применение рабов во всех отраслях экономики обеспечивало высокую (по тогдашним масштабам) производительность труда и позволяло основной массе граждан заниматься политической деятельностью.
Вопрос о соотношении развития рабства и развития демократии имеет достаточно длительную историю. В последние десятилетия эта проблема начала активно обсуждаться после знаменитого доклада З. Лауфера, который выдвинул тезис о том, что развитие демократии самым тесным образом связано с развитием рабства и широкое распространение рабского труда являлось условием для возникновения демократической системы...
Ответ дали исследования последних лет. Они с бесспорностью показали, что в Афинах имелось большое количество рабов. Но рабы эти были сосредоточены не в каких-то чрезвычайно редких крупных рабовладельческих хозяйствах типа римских латифундий, а встречались во всех типах хозяйств. Даже бедные крестьяне имели по 2-3 раба, в средних хозяйствах их было 5-7. В ремесле зафиксированы достаточно многочисленные мастерские, где рабы насчитывались десятками.
Именно насыщенность афинского общества рабской силой и широкое распространение рабского труда создавали условия для того, чтобы рядовой афинянин имел достаточно свободного времени для занятий политикой. Отметим кстати, что сами греки (во всяком случае, наиболее проницательные из них) прекрасно понимали, что раб - это своего рода заменитель машины.
Таким образом, видимо, есть все основания полагать, что одним из непременных условий существования демократии является высокий уровень развития экономики, позволяющий гражданам не тратить все свои силы на добывание пропитания, но дающий им свободное время, которое может быть уделено активной политической жизни.
Прочность демократического строя напрямую зависит от того, насколько массовым будет участие рядовых граждан в управлении делами государства этого типа. Афинская демократия, безусловно, сознавала эту закономерность. Массовое участие граждан в дикастерии, большой по численности Совет, множество магистратур, которые, как правило, были коллегиальными, - все это звенья единой цепи сознательных действий, направленных на привлечение как можно большего числа граждан к активной политической деятельности и к управлению делами государства. Кроме того, как единодушно свидетельствуют источники, политика афинской демократии была ориентирована и на то, чтобы создать материальные условия для этого. Например, строительная программа Перикла имела одной из своих целей обеспечение работой беднейших граждан, причем работой высокооплачиваемой и престижной. На это же ориентированы все мероприятия по оплате выполнения общественных обязанностей. В свое время большевики выдвинули идею - «каждая кухарка должна управлять государством». Однако надо признать, что не они являются изобретателями этого лозунга. Эта идея появилась на самом первом этапе существования демократической системы.
Еще одна важная черта демократического строя, необходимая для его существования, - высокий уровень культуры в обществе. В применении к Афинам рассматриваемой эпохи тезис об очень высоком общем культурном уровне настолько ясен, что нет нужды приводить какие-либо аргументы в его защиту. Поэтому мы ограничимся только несколькими соображениями по этому поводу.
В Афинах в период расцвета демократического строя вряд ли были неграмотные граждане. Во всяком случае, целый ряд законоположений Афин говорит о том, что законодатель предполагает грамотность любого члена дикастерия или члена Совета. В связи с этим хотелось бы отметить, что мы не рассматриваем знаменитый эпизод с остракизмом Аристида, когда неграмотный крестьянин попросил самого его написать его имя на черепке, как целиком анекдотический. Для первой половины V века этот эпизод вполне возможен, но уже сто лет спустя он совершенно немыслим. Мы знаем, и об этом даже не нужно говорить, что именно Афины были основным центром древнегреческой культуры. В этом отношении очень показательно сравнение Афин и Спарты. Афины, воплощение демократии, дали огромное число выдающихся деятелей культуры во всех ее сферах. Спарта же никого не дала. Афинская демократия проводила сознательно активную политику, направленную на приобщение всех граждан к культуре. Достаточно вспомнить театральные представления: расцвет греческой трагедии не случайно совпал с периодом афинской демократии. Все афиняне присутствовали на празднествах, важнейший элемент которых составляли театральные представления. Напомним, что трагедия никогда не была просто зрелищем - в трагедии всегда поднимались общественно важные, иногда даже философские проблемы, которые активно обсуждались гражданством. Приведенные в данной работе свидетельства показывают, сколь высоко ценилось в Афинах искусство слова, что немыслимо без общего высокого уровня культуры.
Теперь обратимся к некоторым негативным сторонам афинской демократии, которые, видимо, присущи демократической системе как таковой. Мы рассмотрим критику, которая рождалась внутри демократии и которая не посягала на сами принципы демократического строя.
В источниках присутствуют два основных типа обвинений (правда, довольно близких друг другу). Первый из них заключается в том, что руководители демократического государства проводят политику, которая выгодна им и их окружению. Рассмотрев эти обвинения, мы достаточно смело можем утверждать: лозунг «Что хорошо для «Дженерал Моторс», хорошо и для Америки» в самой своей сути родился уже в условиях Древней Греции. Можно высказать следующее предположение: демократическое общество в силу тех его особенностей, о которых речь шла выше, является обществом достаточно сложным и включает некоторое количество разнородных групп, интересы которых отнюдь не всегда постоянно полностью совпадают. В результате их видение проблем далеко не всегда бывает идентичным. Естественно, что лидеры каждой из таких групп стремились организовать политику полиса в соответствии с интересами своей группы. Это явление нельзя рассматривать как нечто злонамеренное - такова естественная человеческая реакция. Поэтому задача демократического государства состоит в сколь возможно более полной гармонизации интересов различных групп, в стремлении к тому, чтобы проведение политики в интересах отдельной группы не привело к существенному ущемлению интересов других групп.
Второе обвинение, которое столь же часто (а может быть, даже и чаще) бросается в адрес демократии, - продажность демократических вождей, их склонность к коррупции. Распространенность этих упоминаний не оставляет сомнения в том, что это была реальная проблема, а не пропаганда. Осмелимся высказать следующее предположение. Античность была той эпохой, в которой товарно-денежные отношения впервые в мировой истории заняли весьма заметное место в жизни общества. Ведь именно тогда была изобретена сама монета. В то же время античный мир стал первым человеческим обществом, где сакральное начало в культуре уступило очень значительные позиции чисто рационалистическому началу. В силу этого стремление к наживе и ослабление религиозной составляющей сознания обычного человека приводили к тому, что обычные человеческие нормы морали достаточно легко преодолевались. В обществах большей сакральной ориентации этот грех, естественно, присутствует в меньшей степени. По-видимому, подобное умонастроение среди людей, работающих внутри демократической системы, является качеством, изначально присущим самой системе.
Думается, что такое заключение не должно означать, что мы отвергаем саму демократическую систему. Отнюдь нет. Мы только призываем к тому, чтобы смотреть на нее трезво, не делать из нее фетиша, как это подчас делают пропагандисты демократии, утверждающие, что стоит только построить демократическое общество, как сразу наступит рай на земле. Это не так, и рая не будет. По-видимому, прав был тот умный человек, который сказал: «Демократия - отвратительная вещь, но все остальные системы - еще хуже».
Подведем итоги. Как нам кажется, афинская демократия дает несколько уроков:
1. Нельзя мечтать о возвращении прямой демократии, в современных условиях возможна только демократия представительная.
2. Одно из важнейших условий устойчивости демократического строя - принцип разделения властей.
3. Можно выделить несколько основных факторов, которые необходимы в обществе для того, чтобы возник и существовал демократический строй:
а) отсутствие значительного имущественного расслоения или, в крайнем случае, наличие мощного слоя средних собственников. В государстве, расколотом на социальные слои, различающиеся очень большим неравенством, демократия невозможна;
б) рынок является непременным условием демократического государства;
в) демократический строй возможен только в обществе с высокоразвитой экономикой, создающей достаточно большое количество прибавочного продукта. В обществе, где большая часть населения основную часть времени тратит на добывание хлеба насущного, демократия немыслима;
г) устойчивость демократической системы напрямую зависит от степени вовлеченности основной части гражданства в политическую жизнь;
д) демократия возможна только в обществе с высокой культурой.
4. Для демократического строя, в любой его форме, обязательно наличие ряда групп, интересы которых могут довольно сильно расходиться. Каждая из таких групп видит интересы общества в целом сквозь призму своих собственных интересов.
5. Возможно, склонность руководителей демократического государства к коррупции является чертой, имманентно присущей этому строю.до конца XIX века .10 класс : учебник для общеобразовательных учреждений.базовый и профильный уровни/ В.И. ...

  • Основная профессиональная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

    Образовательная программа

    Загладин Н.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных... А.Ф. История России. XX – XXI века . 11 класс . Базовый уровень : ... Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации . 10 кл. – ...

  • Основная образовательная программа начального общего основного общего и среднего основного (полного) общего образования

    Основная образовательная программа

    Образования по истории и авт. Программы Л.Н. Алексашкиной «Всеобщая история » Москва: «Просвещение», 2008 и «История России. С древнейших времен до конца XVI века . 6 кл...

  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    4. История России: XX – XXI века . 9 класс . Под. ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 5. История России: с древнейших времен до конца XVI века . Рабочая тетрадь. 6 класс ...

  • 21. Художественная культура

    1. Классицизм, барокко и рококо. В атмосфере общественной борьбы эпохи Реформации и Контрреформации, на почве художественных традиций Возрождения, а также достижений гуманистической и научной мысли в конце XVI—XVII в. сформировались новые художественные стили.
    Прямым продолжением традиций художественной культуры Возрождения являлся классицизм. Ему также было свойственно преклонение перед античным искусством, но его теоретической основой выступал философский рационализм XVII в.
    Андреа Палладио (1508—1580). Фасады виллы Мальконтента на Бренте.
    1558—1560 гг.
    Огромный вклад в развитие искусства и культуры классицизма внесли французы. Именно на родине Декарта были разработаны теоретические принципы нового стиля. Сторонники классицизма рассматривали художественное произведение как плод разума и логики. Они придавали большое значение воспитательной роли искусства, считая, что оно должно учить людей стойкости перед ударами судьбы, умению подчинять личные интересы общественным (государственным), чувства — разуму, страсти — долгу.
    В архитектуре основоположником классицизма был итальянский архитектор Андреа Палладио. Его дворцовые постройки представляют собой симметричные в плане кирпичные здания с оштукатуренными фасадами, оформленными в стиле ордерной архитектуры Античности.
    Принцип симметрии лежал также в основе регулярного сада, называемого ещё французским. В плане он представлял собой различные геометрические фигуры, симметрично распо- Сад-терраса в Сен-Жермен-ан- ложенные по обе стороны главной ал-
    Лэ, пригороде Парижа. 1614 г. леи или канала. Именно благодаря классицизму в архитектуре утвердился принцип строительства не отдельных зданий и сооружений, а целых ансамблей, части которых гармонировали друг с другом и с окружающей средой. Тому ярчайшим примером является дворцово-парковый ансамбль резиденции французских королей в Версале.
    Мнение учёного
    ...Именно в умиротворённой, объединённой, разбогатевшей Франции, а не в разорённой Испании, не в пёстрой Германии, не в порабощённой Италии, не в переживавшей острый внутренний кризис Англии могло и должно было теперь совершиться чудо «нового золотого века»... Не в шутку, не из лести, не из корыстных побуждений и соображений люди тогда говорили, что в Корнеле и Расине возродились Эсхил и Эврипид, что Версаль превзошёл все сооружения древних... И волны этого убеждения не только расходились по цветущей Франции, но они всё сильнее проникали и за Ла Манш, и за Пиренеи, и за Рейн... На то были глубокие внутренние основания, изложение которых можно объединить формулой: из всех разновидностей общей европейской цивилизации французская культура оказалась наиболее широкой и наименее исключительной.
    А.Н. Бенуа
    Как вы думаете, какие явления в художественной жизни Европы автор называет «новым золотым веком»? Почему французское искусство XVII—XVIII вв. приобрело популярность в других странах?
    В конце XVI в. формируется стиль барокко. В противоположность классицизму барокко обращалось не столько к разуму человека, сколько к его чувству. Пышное убранство католических храмов должно было убеждать верующих в превосходстве католицизма. Очертания построек стали плавными и округлыми. Широко применялись волюты — архитектурные детали в виде спиралевидного завитка. Выпуклости и углубления, полуколонны, ниши, карнизы, скульптура придавали барочной архитектуре рельефность, волнообразность, создавали иллюзию движения. Ярким её образцом является площадь и собор Святого Петра в Риме. Окончательный вид этому ансамблю придал итальянский архитектор и скульптор Лоренцо Бернини.
    В первой половине XVIII в. в моду входит стиль рококо. Он близок к барокко, но отличается от него большей утончённостью и затейливостью убранства. Особенно характерна для рококо так называемая рокайль, стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям.
    Собор и площадь Святого Петра в Риме
    Стилевое разнообразие оказалось полезным для искусства. Художники, скульпторы, архитекторы, менее связанные условностями художественных школ и стилей, обрели простор для творческих поисков. Произведения выдающихся мастеров XVII — первой половины XVIII в.: художников голландца Рембрандта, испанца Веласкеса, француза Ватто, немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха — отличаются яркой индивидуальностью и не укладываются в рамки того или иного господствующего стиля.
    2. Просветительский классицизм. В последней трети XVIII в. классицизм снова становится главным художественным стилем европейского искусства. Его теоретические принципы оказались созвучными идеалам и целям Просвещения.
    Стремясь к совершенству форм, архитекторы заботились и о том, чтобы в построенных ими домах людям было удобно жить. Идеальным окружением загородного дома, в наибольшей мере соответствующим природе человека, теперь считался не регулярный французский, а пейзажный парк. Впервые пейзажные парки появились в Великобритании, отсюда их второе название — английские. В живописи влияние Просвещения выражалось прежде всего в прославлении художниками добродетелей и гражданских поступков. Тому примером служит полотно французского живописца Жака Луи Давида «Клятва Горациев». В музыке высшим достижением просветительского классицизма явилось творчество композиторов, принадлежавших к венской классической школе, в особенности Гайдна, Моцарта и Бетховена.
    В литературе просветительское направление раньше других стран сложилось в Великобритании. Верой в разум, оптимизмом проникнут роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Произвол, жадность, подозрительность, чванство и другие пороки подвергнуты критике в романе Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Первым произведением просветительской литературы во Франции были «Персидские письма» Шарля Монтескьё, в иносказательной форме обличавшего нравы и порядки абсолютизма. Критическим пафосом проникнуты и «Философские повести» Вольтера. Едкую сатиру на сословный строй представляют собой комедии французского драматурга Пьера Бомарше «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро». Непомерное честолюбие, толкающее человека к предательству, измене своему долгу обличает в трилогии «Валленштейн» немецкий драматург Фридрих Шиллер.
    3. Ампир. Глубокие революционные потрясения, которые в конце XVIII в. пережила Франция, а под её влиянием испытали и другие страны Европы, на первых порах не нарушили стилевого единства искусства. В нём по-прежнему господствовал классицизм, который проникся новаторским духом Просвещения, вполне созвучным идеалам революции. Однако с поражением революции в классицизме возобладал дух умеренности и подобострастия перед сильными мира сего. Этот процесс хорошо иллюстрирует творческая судьба французского художника Жака Луи Давида. Во время революции он оформлял массовые празднества и по поручению Конвента создал одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Марата». В начале XIX в. Давид становится придворным живописцем императора Наполеона, по заказу которого создал парадные полотна «Коронация» и «Наполеон на Сен-Бернарском перевале».
    На почве классицизма в первой половине XIX в. сформировалось несколько художественных течений, иногда именуемых стилями. В самом начале столетия в наполеоновской империи возник стиль ампир, затем распространившийся на другие страны. Первоначально ампир был призван прославлять Францию и возвеличивать её властителя. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Архитектуре ампира были свойственны монументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внутреннего убранства. Вместе с тем искусство ампира воспитывало в людях гражданственность, чувство долга перед государством.
    После падения наполеоновской империи традиции классицизма развивало академическое искусство. Крупнейшие представители этого художественного направления получили образование в стенах художественных академий, готовивших живописцев, скульпторов и архитекторов (отсюда и его название). Угождая вкусам и предпочтениям правящих кругов, эти учебные заведения придали классицизму первой половины XIX в. налёт умеренности и политической консервативности. Одним из ведущих мастеров академического направления в живописи был французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.
    Хотя классицизм занимал господствующие позиции в искусстве и пользовался покровительством властей, немало талантливых художников, писателей, музыкантов отказывались следовать его предписаниям, отстаивая свою творческую индивидуальность. Абсолютно не укладывается в рамки господствующего стиля испанский художник Франсиско Гойя. Темой его живописных и графических произведений послужили трагические эпизоды освободительной борьбы против французских захватчиков, в которой он сам принимал участие. Английский художник Джон Констебл первым в истории европейской живописи стал писать пейзажи с натуры. В музыке самостоятельным творческим путём шёл Людвиг ван Бетховен, ломавший привычные каноны музыкальных жанров. Творчество Иоганна Вольфганга Гёте подводит итог исканиям просветительской мысли и одновременно предвосхищает новые явления в литературе и искусстве. Трагедия «Фауст», над которой немецкий писатель работал несколько десятилетий, в иносказательной форме обобщает исторический опыт целого поколения.
    4. Романтическое искусство. В первой четверти XIX в. формируется новый художественный стиль, названный романтизмом. Впервые это слово прозвучало применительно к картине французского художника Теодора Жерико «Плот “Медузы”», созданной в 1818—1819 гг. Картина написана в традициях классического искусства. Но актуальность темы, изображение разных психологических состояний и настроений людей, доведённых до крайнего напряжения, динамическая композиция — всё это предвосхитило черты нового стиля.
    Романтизм ярко проявился не только в живописи, но и в скульптуре, литературе, музыке. С самого начала новый стиль претендовал на мировоззренческую глубину и оказал большое влияние на развитие общественной мысли. Романтики выражали глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в., но при этом критически относились и к современному им обществу. Отвлечённым теориям своих предшественников романтики противопоставляли, с одной стороны, самоценность отдельной человеческой личности, с другой — самобытность каждого народа.
    Характеризуя человека, они делали упор на разнообразные оттенки его эмоционального состояния. Уникальными и неповторимыми они считали культуру любого народа, любой национальности.
    Глубокое влияние романтизм оказал на развитие художественной литературы. В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. Одним из основоположников этого вида литературы был шотландский писатель Вальтер Скотт.
    Отрицательное отношение романтиков к современной действительности, их увлечение народными преданиями и легендами проявилось в произведениях, написанных в духе фантастической повести и сказки. Непревзойдённым мастером этого жанра является немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. Романтизм способствовал необыкновенному расцвету лирической поэзии, утверждавшей личностный, т. е. заведомо односторонний и субъективный, подход к восприятию мира. В лирике Фридриха Гёльдерлина, Генриха Гейне, Джорджа Байрона, Перси Шелли, Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и других поэтов и писателей нашли выражение тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей.
    Романтизм способствовал расцвету приключенческой литературы. Наряду с романами Александра Дюма в первой половине XIX в. любовь читателей снискали 5-томная эпопея американского писателя Джеймса Фенимора Купера об освоении первопроходцами новых земель на Диком Западе, а также книга французского писателя Эжена Сю «Парижские тайны» о жизни городского «дна». Именно под впечатлением от этого романа Гюго написал своих знаменитых «Отверженных». Рассказы и повести американского писателя Эдгара По положили начало детективной литературе. Традиции приключенческой литературы получили развитие в творчестве Томаса Майн Рида, Роберта Стивенсона, Жюля Верна, Фрэнсиса Брет Гарта и многих других европейских и американских писателей.
    Исключительно яркое выражение романтизм получил в музыке. Не случайно романтики ставили её на высшую ступень лестницы искусств. В Германии и Австрии романтизм способствовал расцвету самого лирического музыкального жанра — песни, которая соединяет искусство поэзии и музыки (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс). Первую немецкую романтическую оперу «Ундина» создал Гофман, который был не только писателем, но и музыкантом, художником. Любовь романтиков к истории и народным легендам отразилась в операх немецкого композитора Рихарда Вагнера, главное творение которого — цикл музыкальных драм под общим названием «Кольцо нибелунга». Во Франции высшим выражением романтизма в музыке стала «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, своего рода «романтическая повесть в симфонической форме».
    Романтизм в искусстве открыто бросил вызов классицизму. Причём противостояние обоих стилей не ограничивалось областью эстетики. Художественная борьба во второй четверти XIX в. стала продолжением политических и социальных конфликтов. В ряде стран романтизм приобрёл черты общественного движения, выступавшего в оппозицию консервативным правительствам и сочувствовавшего революционной и освободительной борьбе. Вождём романтического направления во французской живописи был художник Эжен Делакруа. Он громко заявил о себе, выставив в Салоне, выставке, периодически устраиваемой в Лувре Королевской академией, картину «Резня на Хиосе», посвящённую трагическим событиям освободительной войны греческого народа против турецкого господства. Впоследствии он написал картину-аллегорию «Свобода на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г.»), где в образе студента с ружьём в руках художник изобразил самого себя.
    Прославленным мастером политической сатиры был французский художник Оноре Домье.
    5. Стилевое разнообразие искусства. Шумная борьба романтиков со сторонниками классицизма завершилась отнюдь не победой, как это бывало раньше, одного художественного направления над другим. Она привела к окончательному разрушению стилевого единства европейского искусства, в котором во второй половине XIX в. возникли новые художественные течения. Это создало благоприятные предпосылки для развития творческой индивидуальности мастеров культуры. Не связанные условностями того или иного стиля, многие из них дали волю своей фантазии, встали на путь активных творческих поисков и экспериментов. Смелости им придавало то, что в большинстве стран Европы и Америки во второй половине XIX в. были законодательно закреплены свободы слова, печати и творческой деятельности.
    К поиску новых тем и выразительных средств деятелей литературы и искусства подталкивало и то, что по сравнению с минувшими временами значительно изменились материальные условия творческого труда. Художники, музыканты, литераторы стали гораздо меньше зависеть от заказов и поддержки со стороны государства, церкви или богатых покровителей искусства. Зато теперь в своём творчестве они всё больше ориентировались на вкусы и запросы рядовых ценителей прекрасного в образованных и культурных слоях населения. Возник широкий рынок произведений литературы и искусства.
    Ростом рядов любителей искусства объясняется то, что именно в XIX в. во многих странах возникла сеть общедоступных художественных музеев. Это же привело к расцвету таких массовых видов искусства, как графика и художественная фотография. Переворот в музыкальной культуре осуществил Эдисон, который в 1877 г. изобрёл
    фонограф. На его основе спустя несколько лет был создан граммофон, и началась эра звукозаписи. В конце столетия рождается кинематограф, вскоре ставший одним из самых популярных видов искусства. В 1895 г. в помещении парижского кафе состоялись первые в истории публичные киносеансы — изобретатели кино французы братья Луи Жан и Огюст Люмьер показывали свой фильм «Прибытие поезда».
    В архитектуре начиная с середины XIX в. воцарилась эклектика. На волне индустриализации и урбанизации в большинстве стран Европы и Америки развернулось массовое строительство жилых и производственных зданий. Стремясь разнообразить их облик, архитекторы сознательно стали оформлять фасады и внутренние помещения зданий с использованием вперемешку элементов классицизма, барокко, готики, восточного (мавританского) стиля и древнерусской архитектуры.
    На развитие литературы и изобразительного искусства большое влияние оказали достижения науки. Они пробудили в писателях и художниках стремление к возможно более точному отображению действительности, к выявлению глубоких причин и отдалённых последствий происходящих в жизни событий. Тех, кто задался этой целью, стали называть реалистами, а их творческий метод — реализмом. Широкое применение этот метод получил в литературе, где под его влиянием расцвёл жанр романа. Общепризнанным вождём реалистического направления стал французский писатель Гюстав Флобер. Его роман «Госпожа Бовари», опубликованный в 1857 г., впервые ярко воплотил черты новой, «объективной манеры» повествования. Многие писатели пошли ещё дальше. Под влиянием позитивизма они старались максимально приблизить свой творческий метод к науке. Они образовали «натуральную школу» литературы. Одним из наиболее крупных её представителей был французский писатель Эмиль Золя. Он написал серию романов под общим названием «Ругон-Маккары».
    Ещё более прихотливы были пути развития живописи во второй половине XIX в. Во Франции группа молодых художников, в том числе Франсуа Милле, Камиль Коро и др., недовольные академизмом, обратились в своём творчестве к пейзажу, который официальное искусство не признавало самостоятельным жанром живописи. Они облюбовали маленькую деревушку Барбизон близ Парижа, где подолгу жили и работали. В историю искусства они вошли как представители барбизонской школы живописи.
    Французский художник Гюстав Курбе темой своих полотен выбирал только то, что сам знал досконально, избегая при этом соблазна приукрашивания действительности. Когда его перестали приглашать на официальные выставки, Курбе в знак протеста выставил
    свои картины в дровяном сарае, которому дал символическое название «Павильон реализма».
    Одно из самых знаменательных событий в истории живописи произошло в 1863 г. Группа французских художников, произведения которых не были приняты на официальную выставку, устроила «Салон отверженных». Вождём нового направления был Клод Моне, картина которого «Впечатление. Восходящее солнце» впоследствии и дала название новому направлению в искусстве — импрессионизму (от фр. impression — впечатление). Его представители стремились не столько отобразить окружающий мир, сколько показать, как они его воспринимают. Исключительно в жанре пейзажа работал Камиль Писсарро. Тонкими, лиричными пейзажами прославился и Альфред Сислей, англичанин по происхождению. Талантливым портретистом был Огюст Ренуар. Разнообразные жанровые сцены любил изображать Эдгар Дега.
    Импрессионизм в живописи повлиял и на другие виды искусства, в частности на музыку. Французский композитор Клод Дебюсси стремился вызвать у слушателей такие же ощущения, которые возникали у зрителей картин импрессионистов. К представителям этой школы был близок выдающийся французский скульптор Огюст Роден. Подобно импрессионистам, он стремился запечатлеть в камне мимолётные выражения лиц или позы людей.
    В конце XIX в. на смену импрессионистам в качестве новаторов в искусстве и борцов с академической рутиной пришла группа художников, объединяемых названием «постимпрессионисты». На самом деле у них не было общей программы. Каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность, оставил свой неповторимый след в искусстве. Анри Тулуз-Лотрек прославился графическими работами, в основном литографиями, в которых запечатлел яркие, гротескные образы представителей богемы и парижского «дна». Поль Сезанн в отличие от импрессионистов не разрушал в своих произведениях материальный мир, а, наоборот, его утверждал, подчёркивая геометричность его форм. Голландец Винсент Ван Гог использовал особый приём наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками. Поль Гоген, уехав на остров Таити в Тихом океане, пришёл к упрощению форм своего искусства. Люди и предметы у него плоскостны, краски чисты и ярки, композиции орнаментальны.
    Дайте определение понятиям и приведите примеры их использова
    ния в исторической науке: классицизм, барокко, рококо, ампир, романтизм, эклектика, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
    1. Историки считают, что стиль барокко, возникший одновременно в Риме и Испании, являлся продуктом Контрреформации (об этом говорит и одно из его названий — «искусство иезуитов»). Приведите аргументы в пользу данной точки зрения или опровергните её.
    2. В каких областях культуры романтизм проявился наиболее сильно? Объясните почему.
    3. Можно ли утверждать, что господствовавшие художественные стили ограничивали творческие поиски людей искусства?
    4. Подготовьте сообщение об одном из ярких представителей искусства изучаемого периода. Сопроводите его электронной презентацией.
    1. Рассмотрите картину Ж. JI. Давида «Клятва Горациев» (см. цветную вклейку) и докажите, что она написана в стиле просветительского классицизма.
    2. Изучите биографию Ж. JI. Давида и выясните, как исторические события, происходившие вокруг него, отражались в его творчестве.
    3. Какие традиции художественной культуры Возрождения и философского рационализма XVII в. лежали в основе искусства классицизма? Приведите примеры.
    4. Продолжением какого художественного стиля был ампир? В чём выражалась его преемственность, а в чём — новизна?
    5. Какие новые художественные течения возникли во второй половине XIX в.? Подготовьте сообщение об одном из них.
    Практическая
    Художественная культура XVII—начала XIX в.
    Цель работы. Проанализировать произведения искусства XVII—начала XIX в., выявить особенности живописи и различия в архитектурных стилях.
    Источники. Иллюстрации учебника (с. 260, 262), цветная вклейка в учебнике, альбомы по искусству, материалы сети Интернет.
    Вопросы и задания
    1. Проанализируйте архитектуру классицизма, барокко и рококо. Выявите характерные черты каждого стиля. Сопоставьте ваши выводы с текстом учебника. 2. Проследите по тексту учебника и иллюстрациям эволюцию классицизма XVII в. и сравните с эволюцией просветительского классицизма и ампира. Какие основополагающие черты в нём сохранились? Что менялось? 3. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Определите, к какому стилю или направлению в искусстве принадлежат данные произведения искусства. В каждом случае обоснуйте своё мнение.
    4. Заполните сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины XVI—XIX в.» по схеме: название стиля, период расцвета, характерные черты, наиболее яркие представители и их произведения. Впишите в соответствующие графы таблицы имена художников и названия картин, размещённых на цветной вкладке и найденных в Интернете.
    Эхо эпохи
    Э. Делакруа
    «Дневник». Фрагмент
    Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза. Я не хочу этим сказать, что смысл является в ней чем-то излишним: здесь то же, что и в прекрасных стихах: весь разум мира не может помешать им быть плохими, если они коробят слух.
    Представителем какого художественного стиля был Э. Делакруа? Как это отразилось в его высказывании?
    Г. Курбе
    «Декларация» 1855 г. Фрагмент
    Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное. Я не хотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель.
    Девизом какого направления в искусстве могло бы стать высказывание Г. Курбе?
    О. Роден
    «Мысли об искусстве». Фрагмент
    Я... в вечной погоне за правдой, подстерегаю жизнь во всех мелочах... Я стараюсь уловить движение, когда оно проявляется само собой, но я не вызываю его искусственно. Даже когда определённый сюжет заставляет меня требовать от натурщика известной позы, я её указываю, но никогда не трогаю и не устанавливаю его. Я беру только то, что жизнь мне добровольно даёт.
    Что в рассуждениях Родена сближает его с импрессионизмом?

    Лабораторно-практическое занятие № 6 Римское право Цель занятия. Выявить значение римского права в истории европейского права.Источники. Законы вавилонского царя Хаммурапи. Законы Двенадцати таблиц (с. 97). Цицерон. «Об обязанностях» (с. 97-98). Формулы римских юристов (с. 98).
    1. Сравните по текстам законов Хаммурапи и формулам римских юристов, что (или кто) являлось источником права на Востоке и в Риме. Каково было его главное назначение? Заполните сравнительную таблицу. Сделайте вывод о различиях. Как это связано с типами государственного устройства?
    2. Какова роль права в римском обществе? Было ли сходство в отношении к праву на Востоке и в Римской империи?
    3. Что такое право в понимании римлян? Как трактуется это понятие в современном праве? (В случае необходимости обратитесь к юридическому словарю.)
    4. В каком источнике описано римское судопроизводство? Какой его принцип является важным в современной западной судебной системе?
    5. Каким понятием мы можем заменить выражения «разум природы» и «закон человеческий и божеский» в трактате Цицерона? Как они соотносятся с правом? В чем их сходство и различие?
    6. Какие отрасли права выделены в источниках?
    7. Что римляне понимали под частным правом? Приведите примеры. Какие современные отрасли права соответствуют римскому частному праву?
    8. Как вы думаете, был ли в законах Хаммурапи (или других древневосточных законах) раздел, посвященный частному праву? Обоснуйте свое мнение.Лабораторно-практическое занятие № 7 Права и вольности средневекового города Цель занятия. Выяснить положение средневекового европейского города в системе феодальных отношений.Источник. Грамота германского императора Фридриха I городу Любеку от 19 сентября 1188 г. (с. 121-122).Вопросы и задания для учащихся
    1. Вспомните, как называлась борьба городов за свои права. В каких формах она проходила?
    2. Кто автор данного документа? Какие отношения связывают его с графами и горожанами?
    3. По какому праву император вмешивается в тяжбу графов с городом?
    4. Выпишите права, полученные городом, определите их значение.
    5. Зачем императору предоставлять горожанам такие широкие права?
    6. Сравните полученные данные о положении горожан со сведениями о положении других слоев средневекового общества. В чем были их отличия?
    7. Как вы считаете, вписывается ли средневековый город в систему феодальных отношений, или это историческое явление иного порядка?Лабораторно-практическое занятие № 8 Живопись Возрождения Цель занятия. Проанализировать произведения живописи эпохи Возрождения, выявить характерные черты и различия Итальянского и Северного Возрождения.Источники. Иллюстрации учебника (с. 182-184), цветной вклейки (с. 4-14).Вопросы и задания для учащихся
    1. Используя текст учебника, отберите иллюстрации, отражающие искусство раннего Возрождения. Проанализируйте их и сделайте вывод о наметившихся изменениях в искусстве по сравнению с эпохой Средневековья.
    2. Проанализируйте репродукции картин Высокого Возрождения по плану:
    1) автор, название, место создания;
    2) сюжет;
    3) особенности изображения, по которым можно отнести данную картину к эпохе Возрождения.
    Результаты работы оформите в виде таблицы.
    3. Обобщите полученные сведения по следующим направлениям: наиболее распространенные сюжеты; особенности живописи.
    4. Сгруппируйте репродукции по принадлежности к Итальянскому и Северному Возрождению. Сделайте выводы об их отличиях.Практическое занятие № 9 Экономическое развитие Европы в XIX в. Цель занятия. Проанализировать статистические данные и карту, сделать выводы о темпах экономического роста крупнейших европейских государств.Источники. Диаграмма «Мощность паровых машин, применяемых в промышленности» (с. 229). Статистическая таблица «Протяженность железных дорог». Карта 7 на вклейке.

    Протяженность железных дорог

    Протяженность железных дорог (км)

    Доля отдельных стран (%)

    Европа (без России)

    Великобритания

    Германия

    Северная Америка

    Австралия

    Вопросы и задания для учащихся
    (По диаграмме «Мощность паровых машин, применяемых в промышленности»)

    1. Какая страна лидировала в применении паровых машин? Вспомните почему.
    2. Во сколько раз возросла мощность применяемых в промышленности паровых машин в каждой из названных стран? Какая страна сделала наиболее сильный рывок в этой сфере? Сравните полученные данные и сделайте выводы о темпах промышленного развития этих стран.
    3. Можно ли на основании диаграммы сделать вывод о времени начала промышленной революции в Германии и России?
    4. На основе диаграммы составьте статистическую таблицу.
    (По статистической таблице «Протяженность железных дорог»)
    1. Во сколько раз увеличилась протяженность железных дорог в мире с 1840 по 1880 г. и с 1880 по 1900 г.? Подтверждением каких экономических явлений могут служить эти данные?
    2. Какие регионы и страны лидировали в железнодорожном строительстве в 1840 г. и в 1900 г.?
    3. Объясните, почему доля в железнодорожном строительстве некоторых регионов и стран падает к концу XIX в.
    4. На основе таблицы составьте диаграмму.
    (По карте «Промышленная революция в Европе»)
    1. Определите страну - лидера промышленной революции. Какие исторические события этому способствовали?
    2. Охарактеризуйте процесс распространения крупной машинной индустрии и промышленной революции в странах Европы.
    3. Выделите регионы Европы, где в наибольшей степени были сконцентрированы новые отрасли промышленности. Совпадают ли они с районами распространения традиционных отраслей промышленности? Сделайте вывод.
    4. На основе данных карты составьте таблицу «Распространение промышленной революции в странах Европы». Структуру таблицы продумайте самостоятельно.Обобщающее задание На основе всех источников охарактеризуйте экономическое положение (в промышленности и железнодорожном строительстве) одной из стран.Лабораторно-практическое занятие № 10 Художественная культура XVII - начала XIX в. Цель занятия. Проанализировать произведения искусства XVII - начала XIX в., выявить особенности живописи и отличия в архитектурных стилях.Источники. Иллюстрации учебника (с. 260, 262), цветная вклейка (с. 15-18), альбомы по искусству.Вопросы и задания для учащихся
    1. Проанализируйте архитектуру классицизма, барокко и рококо. Выявите характерные черты каждого стиля. Сопоставьте ваши выводы с текстом учебника.
    2. Проследите по тексту учебника и иллюстрациям эволюцию классицизма XVII в. к просветительскому классицизму и ампиру. Какие основополагающие черты в нем сохранились? Что менялось?
    3. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Определите, к какому стилю или направлению в искусстве принадлежат данные произведения искусства. В каждом случае обоснуйте свое мнение.
    4. Заполните сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины XVI - начала XIX в.» по схеме, предложенной в учебнике (с. 269).Лабораторно-практическое занятие № 11 Абсолютная монархия в Европе Цель занятия. Определить характерные черты одной из форм правления в государствах эпохи Нового времени.Источники. Епископ Боссюэ о Божественном праве королей (с. 282). Жан Боден о королевском суверенитете (с. 282). Людовик XIV о власти короля (с. 283).Вопросы и задания для учащихся
    1. Какая форма правления описана в источниках? Подтвердите свой ответ текстом.
    2 . Какие типы монархии различает Ж. Боден? Какой из них характерен для Западной Европы XVII-XVIII вв.? Приведите примеры всех трех типов.
    3. Какие характеристики королевской власти дает епископ Боссюэ?
    4. Какие функции монарха можно выделить на основе текстов?
    5. Как авторы источников относятся к описываемой форме правления? Обоснуйте свои выводы.

    Просмотров