Особенности административной юрисдикции. Особенности административной юрисдикции Источники административной юрисдикции
Договорной режим имущества
Общие положения закона, определяющие имущественные отношения супругов, могут быть изменены ими путем заключения брачного договора. Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Этот договор определяет только имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае расторжения брака. Он может быть заключен как в период брака, так и до его регистрации и по взаимному соглашению сторон может быть изменен или расторгнут. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут только в судебном порядке. Расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака, но расторжение брака ведет к автоматическому прекращению брачного договора (за исключением тех случаев, когда в тексте брачного договора предусмотрены обстоятельства, действующие в течение определенного периода после прекращения брака).
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
Основными источниками административного права являются:
1) Конституция РФ,
2) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в котором определена ответственность за административные проступки. Этот кодекс содержит нормы и материального, и процессуального права (как если бы УК и УПК были бы объединены).
3) законы РФ (например, закон РФ «О милиции»),
Особенности административно-правовых отношений:
1) непременное участие в них какого-либо органа государственной власти;
2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по отношению к другой).
В КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений:
1) посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);
2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);
3) в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);
4) в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);
5) на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, бесплатный проезд и т. д.);
6) в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);
7) в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);
8) в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
9) посягающие на институты государственной власти (незаконные действия по отношению к государственным символам РФ и т. д.);
10) против порядка управления (самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т. д.);
11) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, стрельба из оружия в неотведенных для этого местах и т. д.);
12) в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.).
Административная юрисдикция - производстве по административным правонарушениям (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания).
Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях?
1) Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.
2) Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.
3) Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД, в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.
4) Дела о правонарушениях в различных областях общественной жизнедеятельности (на транспорте, в строительстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях.
К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, органы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом.
Субъектами административной ответственности могут быть:
1) граждане (с 16 лет);
2) должностные лица (руководители организаций и т. п.);
3) юридические лица.
При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил. Например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.
Виды административных наказаний:
Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе.
1) предупреждение (напр. за нарушение правил дорожного движения. Как взыскание рассматривается, если выражено в письменной форме)
2) административный штраф;
3) возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
!!! Кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.
Меры обеспечения производства
1) доставление, например, пьяного скандалиста в отделение.)
2) административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48. По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно.
3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.
4) изъятие вещей и документов
5) медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения.
6) а рест товаров, транспортных средств и др.
7) отстранение от управления транспортным средством
8) Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации
9) привод
!!! О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заведомо незаконное задержание или арест являются преступлениями
Участники производствапо делам об административных правонарушениях
1) органы, которые рассматривают дело
2) нарушитель (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещен о месте и времени разбирательства.
3) потерпевший, которому действиями нарушителя причинен вред.
4) привлекаются также свидетели, эксперты, понятые, переводчики.
Лекция:
Административные правоотношения
Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере государственного управления и осуществления исполнительной власти. Отличительной особенностью данной отрасли является неравноправие сторон. Одной стороной административных правоотношений является должностное лицо органа государственного управления, наделённое властью, а другой лицо, находящееся в подчинении. Таким образом, административное право регулирует властно-подчинительные общественные отношения, к примеру, отношения между сотрудником ГИБДД и водителем, отношения между налоговыми органами и гражданами, отношения между паспортно - визовой службой и гражданами и т.д.
Административные правоотношения бывают двух видов:
- между соподчинительными сторонами, в которых одна сторона имеет преимущественные властные полномочия, например, министерство образования и управление образования; директор школы и учитель.
- между не соподчиненными сторонами, например, между министерством образования и министерством спорта.
Производство по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя административно - правовые нормы и деятельность уполномоченных органов по применению административного наказания и состоит из следующих стадий:
- возбуждение административного дела;
- рассмотрение административного дела;
- принятие решения и постановления об административном деле.
Участниками производства по административному делу являются:
компетентные органы и должностные лица,
нарушитель и потерпевший, если они несовершеннолетние, то и их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители),
свидетели, понятые, эксперты, переводчики и другие специалисты.
- обнаружение уполномоченным лицом факта совершения административного правонарушения;
- жалобы граждан.
Административное дело возбуждается при наличии признаков административного правонарушения:
- противоправность деяния;
- виновное действие или бездействие (вина возможна в форме умысла, например, агитация за кандидата в день голосования или в форме неосторожности, например, выезд на обгон по встречной полосе, повлекший аварию);
- посягательство на общественный порядок, порядок управления, экологию, собственность, исторические и культурные памятники и др.;
- деяние влечёт к ответственности по КоАП.
На практике, порой, бывает сложно определить то, каким является правонарушение, уголовным или административным. Их отличие в степени вреда, в административных правонарушениях он не такой существенный и опасный как в преступлениях. К примеру, нарушение требований об охране объектов культурного наследия влечёт к административной ответственности, а их повреждение или уничтожение к уголовной ответственности. Распространёнными примерами административных правонарушений являются нарушения правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, надписи на скамьях или зданиях, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, безбилетный проезд, сопротивление распоряжениям сотрудника полиции, проведение несанкционированного митинга, предвыборная агитация за сутки до дня голосования и др.
Административная ответственность возникает с 16 лет. Если административное правонарушение совершено лицами от 14 до 16 лет, то ответственность несут родители. А лицо, совершившее правонарушение будет передано под контроль Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).
Мерами административного воздействия (ответственности) являются предупреждение, штраф, конфискация орудия правонарушения, лишение водительского, охотничьего и других специальных прав, дисквалификация, арест до 15 суток, арест до 30 суток. Законодательство предусматривает для иностранных правонарушителей или лиц без гражданства выдворение за пределы России. По отношению к несовершеннолетним правонарушителям от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о КДН, это принесение извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, наложение штрафа, передача под надзор родителей, передача в специализированное воспитательное учреждение.
При назначении наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, характер и обстоятельства правонарушения.
Исключают административное наказание такие обстоятельства, как:
крайняя необходимость, когда человек находился в опасности и был вынужден совершить правонарушение во избежание ещё большего вреда;
невменяемость нарушителя, когда он не осознавал противоправность своего поведения, из-за нарушений психики;
решение суда, если правонарушение признано малозначительным;
решение Комиссии по делам несовершеннолетних, если правонарушителем было лицо от 16 до 18 лет.
Деятельность по разрешению административных дел должна соответствовать принципам:
- законности,
- гласности,
- презумпции невиновности,
- оперативности и экономичности (разрешение дела в сжатые сроки и при минимальных затратах),
- права нарушителя на защиту (доказывание невиновности или приведение смягчающих наказание обстоятельств) и др.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Источниками российского административного права наряду с Конституцией РФ являются: международные правовые акты, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы; законодательные акты субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы и другие.
Нормы административного права включают правила организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «руководство-подчинение».
Административное принуждение выступает как часть государственного принуждения вместе с уголовным, дисциплинарным, гражданским и представляет собой психическое, физическое, экономическое воздействие на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений. Административное принуждение применяют такие органы, как суды, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т. д.
* Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений.
* Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.
* Административное наказание представляет собой меры административной ответственности и применяется за совершение административного правонарушения, носит штрафной характер, т. е. лишает правонарушителя определенных прав, благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных целях.
* Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу.
* Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей (изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т. д.).
Административное правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.
Виды административных правонарушений: посягающие на права граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте; в области дорожного движения; проступки в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности; правонарушения против порядка управления; правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения в области воинского учета.
Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания. К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет, должностные лица, индивидуальные предприниматели), юридические лица, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (в соответствии с дисциплинарными воинскими уставами); сотрудники органов внутренних дел (в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах); иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения.
Виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
1) доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);
2) административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
4) изъятие вещей и документов (допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
9) привод.
Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи; б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) органы внутренних дел (полиция); г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; д) налоговые органы, органы налоговой полиции; е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда; з) органы и войска пограничной службы; и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры); к) военные комиссары; л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога , в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде
* объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
* устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
* проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
* выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
* разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
* если необходимо, выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
* выносится постановление по делу.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности исполнительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления. Комплекс общественных отношений, которые регулирует административное право, достаточно разнообразен. Однако все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулированные нормами административного права, приобретают характер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить содержание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:
- между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;
- между несоподчиненными органами исполнительной власти, например между двумя министерствами;
- между органами исполнительной власти и находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и государственным образовательным учреждением;
- между органами исполнительной власти и не находящимися в их организационной подчиненности государственными предприятиями, учреждениями, организациями, например, по вопросам контроля и надзора;
- органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;
- органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, например, по вопросам регистрации;
- органами исполнительной власти и гражданами.
В административно-правовых отношениях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают. В качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служащие, коммерческие и некоммерческие организации, граждане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены административной правоспособностью, т. е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характер… Так, например, у граждан она возникает с момента рождения, а у органа исполнительной власти - с момента его образования. Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отношения, они должны обладать административной дееспособностью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная - с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него моменты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.
Административно-правовой статус гражданина
Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав, свобод, обязанностей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.
Как мы уже отмечали, под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение в сфере дорожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.
Административная дееспособность - это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. и гражданин в случае совершения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия. Права граждан как элементы административно-правового статуса:
- В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организации и проведения публичного мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность.
- Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства . В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтернативную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом. В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т. д. Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав.
- Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться определенным ограничениям, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законодатель устанавливает определенные возрастные ограничения для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объединений - 14 лет, для детских общественных объединений - 10 лет). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные действия связаны не только с реализацией гражданами прав, но и выполнением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.
Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстанции . Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекли к какой-либо ответственности. Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушающие права и свободы гражданина, подается либо непосредственно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т. е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Путем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. В действующем законодательстве закреплено право граждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин выбрал неправильный адресат жалобы, его обращение пересылается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение.
Административные правонарушения
Разновидностью юридической ответственности является административная ответственность, которая предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность проявляется в виде наказаний за противоправные деяния, которые называются административными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение .
За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание , которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний :
- Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид наказания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
- Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Если взять в качестве примера исчисление по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
- Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном их изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
- Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения заключается в безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
- Лишение специального права , предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этим правом, например лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
- Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).
- Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
- Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ).
- Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).
Все перечисленные виды наказаний являются основными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Существует правило, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. При назначении наказаний учитываются обстоятельства, как смягчающие вину, так и обстоятельства, отягчающие вину. Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпывающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчающих вину обстоятельств могут быть признаны и другие. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину. Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.
Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.
Регулирование административных правонарушений
Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).
Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.
Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.
Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:
- КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
- различные административные комиссии;
- государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
- различные органы судебной власти.
Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.
Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.
Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.
Особенности административной юрисдикции
Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.
Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.
По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.
Формы и виды
являются:
- возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
- производство дисциплинарное;
- производство по жалобам;
- производство согласительное.
Становимся более подробно на каждом виде.
Дисциплинарное производство
Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.
Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.
Производство по жалобам
Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.
Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.
Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.
Исполнительное производство
Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.
Согласительное производство
Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.
Формы административной юрисдикции
Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:
- Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
- Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
- Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
- Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.
Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.
Функции и методы
В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.
При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.
- Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
- Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
- Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
- Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.
Реализация функций административной юрисдикции
Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.
Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.
При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.
Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.
Органы, уполномоченные в рассмотрении дел
Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:
- судебные органы;
- органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
- органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.
Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.
Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.
Принципы административной юрисдикции
Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.
Выделяют следующие принципы юрисдикции:
- Подведомственности . Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
- Уполномоченности . Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
- Законности . Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
- Гласности . Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
- Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
- Экономичности и оперативности . Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
- Право на защиту . Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
- Равенства граждан .
- Ответственности . Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.
Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.
Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.
Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.
Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.